Самым главным праздником еврейского народа является праздник Песах.
Праздник Песах посвящён величайшему историческому событию в жизни еврейского народа - исходу из египетского рабства. Собственно это событие знаменует само рождение еврейского народа. С исходом из Египта, из египетского рабства произошло историческое рождение еврейского народа, который до этого момента на исторической сцене не существовал. Да на земле проживали Авраам, Исаак, Яков, Иосиф и его братья, заложившие основы будущего народа, его родоначальники, но еврейский народ, как некая историческая общность ещё не существовал. И лишь в момент выхода из Египта возникло новое историческое единство - еврейский народ. Именно этому историческому событию посвящён праздник Песах!
В праздник Песах маца - это обязательный атрибут застолья во все дни праздника. Мало того, маца - это самый главный атрибут этого праздника. Маца - это не только главный но и, пожалуй, единственный символ Песаха! Без мацы нет и не может быть Песаха. Песах - это маца.
В чём дело? Почему? Какая между ними связь?
Сегодня я попытаюсь понять и объяснить какое отношение мацы к Песаху, какова взаимосвязь Песаха и мацы. Во всех предписаниях наших учителей касательно процедуры празднования Песаха маца неизменный и совершенно обязательный элемент праздничного застолья!
В молитвах и притчах мацу называют по-разному. То это "скудный хлеб нашего рабского бытия в Египте", то это "следствие нашего такого поспешного ухода из Египта, что даже тесто для нового хлеба не успело взойти".
Зти и другие объяснения наших мудрецов сути мацы и её обязательного присутствия на пасхальном столе вызывают сомнение и недоверие.
Во-первых, "скудный хлеб рабства" сомнителен, ибо позже, в период скитаний по пустыне возникает ропот народа под лозунгом: "Зачем ты, Моисей, вывел нас из Египта в эту пустыню, забрал нас от наших котлов с мясом и луком...". Признаться маца и "котлы с мясом и луком" плохо гармонируют со "скудным хлебом нашего рабского бытия в Египте". Так что привязать мацу к рабскому египетскому бытию евреев как-то не получается.
А что касается тезиса поспешного ухода из Египта, то возникает сомнение в такой большой поспешности. Нет, не бегством же был исход евреев из Египта. Ведь сказано в молитвах: "Мышцею сильною Ты вывел нас из Египта..." Значит всё-таки "вывел", а не бежали поспешно. Вышли "не как тать в нощи", не убежали, как преступники, а вышли с достоинством нового народа по указанию Господа Бога, а не трусливо бежали, как воры.
Так как же нам связать этот исход с мацой? Признаться иных комментариев о маце наших мудрецов мне найти в Торе и в Агаде не удалось. И я буду благодарен тем читателям, которые приведут в своих отзывах другие комментарии наших мудрецов о сути и значении обязательного присутствия мацы нв пасхальном столе. Ниже я привожу моё понимание сути и назначения мацы в праздник Песах.
Но прежде несколько слов о Господе Боге, о том, Кто "сильной мысцею Своей" вывел наш народ из египетского рабства и, тем самым, создал свой избранный народ.
Вопрос о сущности Господа Бога решается все тысячелетия с момента возникновения еврейского народа, получения Торы и поныне.
Кто это и что это?
Единого представления о Его сущности нет даже среди еврейских мудрецов, не говоря уже о простых евреях, верящих в Него.
Представление о Его сути можно и необходимо составить из текста Торы (письменная Тора) и из комментариев мудрецов к тексту Торы (устная Тора).
Такое представление я описал в своей работе "Бог Торы. Что это такое? Можно ли верить Ему?" (см. Интернет www.proza.ru/ Paritsky.Alex/ Тора прошлого и будущего; Бог Торы...).
В этой работе я показал, что Господь Бог в представлении письменной и устной Торы - есть не что иное как физические и духовные законы мира, законы Вселенной, лежащие в основе возникновения и существования физического и духовного мира Вселенной. Я сравнивал эти выводы с 13-ю главными принципами веры, сформулированными Рамбамом и показал, что они совершенно идентичны. Мало того, Господь Бог в виде законов физического и духовного (существования) мира присутствует в каждом из нас и принимает участие в каждом нашем порыве, каждом "нашем" решении, мысли в любое время дня и ночи, а равно в поведении и существовании любого живого существа на земле.
Итак, Господь Бог еврейского народа - это законы мира, которые определяют окружающий нас и наш собственный внутренний мир в любое мгновение времени от зачатия, рождения и до самой смерти.
Но что такое "законы мира" - это информация, определяющая эти законы, сформулированная в этих законах. Таким образом, кратко можно сказать: Господь Бог - это информация нашего физического и духовного мира - это описание законов нашего мира.
А что такое, с этой точки зрения, маца?
Я бы назвал мацу символом, информацией о хлебе и разнообразных продуктах питания.
Вот почему пасхальный исход из Египта евреи празднуют мацой, символом информации, символом Господа Бога.
В ту пасхальную ночь евреи покинули Египет - символ материального мира и отправились навстречу с Господом Богом, навстречу с Его миром, чтобы в дальнейшем стать Его избранным народом, народом Господа Бога, чтобы стать Его рабом, неся за своими плечами мацу - символ Господа Бога, символ Его духовного мира. В ту пасхальную ночь еврейский народ стал навсегда Его народом. Именно поэтому евреи неукоснительно празднуют этот свой главный праздник присутствием мацы - символом информации, символом своей принадлежности к информационному, к миру Господа Бога. Вся 3500 летняя прошедшая история еврейского народа демонстрирует правильность такого понимания евреями своего места и своего значения во Вселенной, в мире Господа Бога.
Я ещё хочу добавить к вышесказанному тот факт, что наша маца выполнена в виде твёрдых листов, которые удобно использовать для записи и хранения информации, текста, который Моше Рабейну получил на горе Синай от Господа Бога и затем диктовал всему народу для его изучения и усвоения. Записывая эти законы на листах мацы, люди могли их долго нести с собой, путешествуя по пустыне, а затем, при необходимости поедать эту информацию, делая её физической частью своего собственного тела для лучшего усвоения и приобщения к истине. И, как показывает история, этот метод изучения и усвоения Торы оказался весьма успешным.
Я ещё хотел бы сказать, что ивритское слово (לוח) - каменная доска, на которой записывал законы Господа Бога Моше Рабейну, имеет гематрию - 17, что близко к гематрии ивритского слова (מצה) - маца 18, и, таким образом, свидетельствует о близости этих, казалось бы разных понятий.
Таким образом, маца на пасхальном праздничном столе евреев символизирует не только и не столько праздник исхода еврейского народа из египетского рабства, сколько есть символ приобщения евреев к Господу Богу и Его законам, наполняющим наш мир, всю Вселенную!
P.S. Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Тринадцать принципов иудаизма по Рамбаму:
1.Я верю полной верой, что Творец, да будет Имя Его благословенно, творит все творения и управляет ими. Он один делал, делает и будет делать все, что делается.
2.Безоговорочно верю в то, что Творец, благословенно Имя Его, - Один, и нет в мире цельности, подобной абсолютной цельности его, и что лишь Он - Б-г наш прошлом, настоящем и будущем.
3.Безоговорочно верю в то, что Творец, благословенно Имя Его, нематериален, и Ему несвойственны присущие материи состояния, и что у Него вообще нет никакого подобия.
4.Безоговорочно верю в то, что Творец, благословенно Имя Его, - начало всего и конец всего.
5.Безоговорочно верю в то, что одному лишь Творцу, благословенно Имя Его, следует молиться, - Ему, и никому другому.
6.Безоговорочно верю в то, что все слова пророков - истина.
7.Безоговорочно верю в то, что пророчество Моше-Рабейну, пусть душа его покоится в мире, - истина и что он - величайший из всех пророков, бывших до него и пришедших после него.
8.Безоговорочно верю в то, что вся Тора, которой мы обладаем ныне, была дана Всевышним Моше-Рабейну, пусть душа его покоится в мире.
9.Безоговорочно верю в то, что Тора эта не претерпит никаких изменений и что Творец, благословенно Имя Его, не даст нам никакой другой Торы.
10.Безоговорочно верю в то, что Творцу, благословенно Имя Его, известны все дела людей и все их мысли, как сказано: "Сердца их всех сотворил Он, известны Ему все дела их".
11.Безоговорочно верю в то, что Творец, благословенно Имя Его, отвечает добром соблюдающим Его заповеди и карает тех, кто их нарушает.
12.Безоговорочно верю в приход Машиаха, и, хотя он задерживается, я всё же каждый день буду ждать его.
13.Безоговорочно верю в то, что мёртвые вернутся к жизни - тогда, когда того пожелает Творец, благословенно Имя Его, - и да будет превознесено Имя Его всегда, во веки веков.