В течение долгого времени рядовому потребителю в нашей стране был известен только один вид "оконного решения" -- это, собственно, обычные окна из дерева и стекла. Потом в обиход вошло слово "стеклопакеты". Однако стеклопакет -- это ещё не окно. Это всего лишь несколько (два или больше) стекол, соединённых герметиком. И вот с этим-то базовым элементом современные технологии (настолько же революционные по сравнению с тем, к чему привыкли многие наши сограждане, насколько и простые в использовании) позволяют творить настоящие чудеса. Окно -- это только одна из многих возможностей.
Владислав Пасечник, руководитель филиалов одесского оконного завода, одной из фирм, как раз и специализирующихся на этих самых "чудесах", уточняет:
-- У меня на визитке написано не "окна" и не "оконные группы", а "светопрозрачные конструкции". В Украине этот термин пока не очень распространён, а вот за границей, в том числе в соседней России, его применяют широко.
С Владиславом Пасечником читатели журнала уже знакомы: недавно он рассказывал в интервью на страницах журнала "Строительство и ремонт" о том, что из себя представляют металлопластиковые окна и как сориентироваться при их установке. Но, как уже было сказано, этот вид светопрозрачных конструкций -- не единственный, доступный современному потребителю. В частности, обширные возможности предоставляет инженерам и дизайнерам алюминий. О том, чем отличаются алюминиевые конструкции, какие существуют нюансы в их эксплуатации и где лучше их применять, мы сегодня и поговорим.
-- Начнём с вопроса банального, но значимого. Насколько алюминиевые окна дороже металлопластиковых?
-- Давайте сразу оговорим формулировки. В обычной квартире или доме, конечно, можно поставить конструкцию из алюминия. Но она действительно ощутимо дороже металлопластиковой: как минимум, если даже брать самый дешевый вариант, раза в полтора. А особого смысла в ней в данном случае нет. Кроме того, важно знать, что алюминий бывает т. н. "тёплый" и "холодный". Это ведь металл -- ему свойственно быстро нагреваться и быстро остывать. Чтобы в жилище не проникала жара или, наоборот, чтобы окна не покрывались инеем и не запотевали, делают так называемый термический мост -- фактически разрезают раму вдоль и вставляют полоску пластика, который не даёт проходить ни теплу, ни холоду. Это важно, но, повторяю, с "домашними нуждами" прекрасно справляются металлопластиковые окна и двери. А вот для оформления фасадов больших зданий, внешних стен особняков в стиле hi-tech, для т. н. зимних садов алюминий -- именно то, что нужно. Потому что именно из алюминия сегодня делают самонесущие конструкции.
-- Что это такое? Расскажите поподробнее.
-- Будем исходить из имеющихся терминов. Есть "фасадные конструкции", и есть "оконные группы". Чтобы понять, что такое фасадная конструкция, представьте себе, например, вход в торговый комплекс "Фуршет" на Среднефонтанской.
-- Он весь покрыт тонированным стеклом, разделённым на отдельные квадратики... Правда, не очень понятно, как они там дерґжатся.
-- Вот это и есть пример фасадной конструкции. "Квадратики", которые вы видите, -- это обычные стеклопакеты, вставленные в алюминиевую конструкцию. Она называется "самонесущей", так как опирается сама на себя. Никаких откосов, оконных проёмов, балок в данном случае не нужно. Если снять такую конструкцию -- останется пустое место. Приведу пример: раньше хозяева щёточных моек вынуждены были ставить целое здание. Сейчас им достаточно соорудить "домик" из фасадных конструкций -- и мойка готова! Ничего не нужно строить. Многие так и делают.
-- А что такое тогда оконные группы?
-- Оконными группами закрывают небольшие проёмы. Здесь используют как алюминий, так и пластик -- хотя с инженерной точки зрения особой разницы нет, потому что, вне зависимости от материала, оконная группа не является самонесущей конструкцией -- она должна на что-то опираться, за что-то "хвататься". Прочность такой конструкции зависит от того, насколько хорошо сделан оконный проём. А фасадным конструкциям, как уже говорилось, никакие оконные проёмы не нужны. Здесь сегменты опираются сами на себя.
-- Но из металлопластика или дерева собрать самонесущую конструкцию нельзя...
-- Да, нельзя. Окна должны быть, так или иначе, во что-то встроены. Собственно говоря, использование алюминия в светопрозрачных конструкциях в первую очередь выгодно именно в том плане, что позволяет при строительстве обойтись без строительства в привычном смысле этого слова. Конечно, в том, что в обычном доме человек поставит окно не деревянное, не металлопластиковое, а именно алюминиевое, по большому счёту, никакой революционности нет. Но именно самонесущие светопрозрачные конструкции на основе алюминия дают возможность возвести любой объект -- торговый центр, ресторан, кинотеатр, да мало ли! -- и... не строить стены. То есть даже такого привычного понятия как "несущая стена" -- здесь не будет. Представьте, что вся эта прочная, внушительная конструкция может разбираться и собираться по желанию, как угодно. С помощью такой технологии можно, в меру своей фантазии и финансовых возможностей, добавлять дополнительные площади к коттеджу, используя т. н. "зимний сад", а можно и вовсе построить целый коттедж в стиле hi-tech.
-- Вы упомянули "зимний сад". Для его обустройства нужны какие-то специальные инженерные решения, или всё подчиняется общим законам?
-- Что касается "зимнего сада", многих вводит в заблуждение название. Так вот, "зимний сад" -- это не специальная оранжерея или теплица, это пристройка из фасадного остекления с самонесущей крышей. В ней можно разместить растения -- а можно не размещать, а использовать это место как душе угодно. Крыша зимнего сада может примыкать к стене дома, а может быть отдельным куполом, кстати, не только остроконечным! Между прочим, и углы конструкции того же самого "Фуршета" на Среднефонтанской можно было сделать плавными линиями, волнами и изгибами. Дело в том, что сегодня уже существуют и используются изогнутые стеклопакеты -- просто не все об этом почему-то знают.
Итак, зимний сад. Это способ добавить дополнительную площадь с помощью алюминия и стекла. Фактически зимний сад представляет из себя т. н. "стоечно-ригельную систему", где "стойки" -- это вертикальные алюминиевые планки, а "ригели" -- горизонтальные. Стены и крышу зимнего сада -- а иногда только стены -- часто тонируют. Чтобы хозяину было видно всё, но снаружи не было видно самого хозяина. Здесь есть свои нюансы. Тонировка стекла может производиться с помощью плёнки или напыления -- тогда на сколе стекло будет прозрачным, а тонировка рано или поздно станет облезать и стираться. Как вы понимаете, это не лучший вариант. Другой способ -- "стекло, тонированное в массе". Это когда стекло на стадии вываривания делается уже с тонирующим компонентом. Такое стекло, откуда ни посмотри, будет одинакового цвета, и тонировка никуда не исчезнет.
Очень важно, чтобы угол наклона крыши был больше 25 градусов, -- иначе зимой снег не будет скатываться и крыша может обвалиться.
-- Кстати, многих интересует вопрос -- насколько безопасно ставить такие большие конструкции из стекла? Что будет, если стекло на фасаде или на крыше разобьётся?
-- Конечно, это важный момент. Обычным, не укреплённым специально стеклом можно пользоваться, если сегменты мы имеем небольшие, скажем, 50 см2 на 50 см2. Но в реальности так никто не делает, как правило, размер сегмента начинается от 1 м2 на 1 м2. В этом случае используют, во-первых, калёное стекло. Для этого стекло (если хотите тонировку -- тогда "тонированное в массе") нагревается и остужается до "нужной кондиции". Такое калёное стекло если разбивается, то разбивается на мельчайшие квадратики, серьёзно повредить в общем-то не способные. Само стекло становится примерно в полтора раза прочнее. Но и это, как вы понимаете, не идеальное решение.
Заказчики из-за границы всегда требуют т. н. safe glass, или "безопасное стекло". Мы используем для такого стекла термин "триплекс".
-- А что это такое? Название многим знакомое, но мало кто знает, что оно значит на самом деле...
-- Триплекс представляет собой два стекла, сложенных вплотную, между которыми проложена специальная плёнка. Когда триплекс бьётся, он не разбивается -- а провисает на плёнке. Бывает, делают и смешанные решения. Например, для стеклянных фрагментов пола (встречаются и такие дизайнерские изыски) выкладывают два слоя триплекса и один верхний слой калёного стекла.
-- Как в таком случае можно решить вопрос с фасадной конструкцией, с тем же зимним садом, например? Какое стекло выбрать? Что будет дороже, а что -- дешевле?
-- Назову два возможных решения. Одно, скажем так, премиум-класса, второе решение -- как теперь принято говорить, "бюджетное", экономящее средства.
В первом варианте мы берём стеклопакет из двух стёкол. С наружной стороны это будет калёное стекло, которое к тому же энергосберегающее. Калёное стекло -- прочное и не пропустит, например, град. А изнутри ставим триплекс -- если в стекло ударится предмет или на него упадёт человек (ну, всякое бывает), то триплекс не разобьётся, а, как вы уже знаете, просто повиснет. Если мы говорим именно о зимнем саде, то там, где крыша, наружное калёное энергосберегающее стекло можно и не тонировать, а для стен лучше выбирать такое же калёное и энергосберегающее, но тонированное в массе стекло.
-- И какова приблизительная цена такого решения?
-- Сегодня, в среднем, около 2 500 гривен за 1 м2.
-- Хорошо, а что касается "бюджетного решения"?
-- Действительно, можно сделать конструкцию подешевле. Во-первых, мы убираем тонировку. Для крыши с внешней стороны стеклопакета выбираем обычное, но энергосберегающее стекло, а изнутри -- триплекс. Стены же делаем из обычных стеклопакетов в два стекла. Если размеры стеклопакетов больше, чем 1 м2 на 1 м2, то стёкла нужно выбирать толщиной в 6 мм, а то и в 8 мм. Если ещё приобрести алюминий турецкого производства и хорошо поторговаться с фирмой-производителем, то цену можно сбросить до 1 700 гривен за 1 м2, и даже немного ниже.
-- Возникает вопрос: если в здании, будь то публичное место вроде торгового центра или мойки или частный коттедж, основным инженерным и дизайнерским решением являются фасадные конструкции из алюминия и стеклопакетов, то как быть с дверьми? Какие двери тут уместны?
-- Ставят либо обычные открывающиеся двери из алюминия и стекла, либо автоматические раздвижные. Первые, безусловно, предпочтительны в условиях частного жилья. Потому что раздвижные двери будут открываться, едва к ним подходит человек или животное -- и впускать в дом холод. Сделать их герметичными невозможно в силу их конструкции. Нужно вешать над входом т. н. "тёплые шторы" -- специальную дуйку, постоянно генерирующую тёплый воздух. Это в условиях жилого дома достаточно шумно и довольно дорого в плане расхода электроэнергии. А вот для общественного места такое решение подойдёт -- и мы видим, что его действительно используют сплошь и рядом. Есть ещё вращающиеся двери, состоящие, как правило, из четырёх сегментов и пропускающие людей по одному-двое. Они как раз не очень удобны, это не самый удачный выбор.
-- То, что алюминий разумные люди выбирают ради возможности установки самонесущей светопрозрачной конструкции, уже понятно. А с какими сложностями здесь можно столкнуться? Проще говоря, что в алюминиевой конструкции можно испортить?
-- Многое, как и в случае с пластиком, зависит от производителя. От Европы -- к Восточной Европе, к Турции и, наконец, к Китаю происходит сужение набора возможностей. У китайских производителей может не совпадать толщина профиля (такое иногда встречается и в турецких образцах), или профиль может идти волной.
Но это не значит, что изделия обязательно будут кривыми или ненадёжными! Потому что очень многое зависит от работы мастера на месте. Можно при умении и желании даже из китайского пластика сделать приличное окно...
Кстати, алюминий даже красят -- у нас. Из-за границы везут только продукты массового спроса: анодированный и белый алюминий.
-- Сразу два вопроса для "непосвящённых". Во-первых, что такое "анодированный алюминий", и, во-вторых, -- неужели алюминий красят?
-- Отвечу "с конца". Алюминий, как и, например, серебро, тускнеет на воздухе. Поэтому его, конечно, красят, причём палитра цветов неограничена. Правда, чаще всего выбирают цвет "под алюминий" -- или белый. Для каждого цвета существует обозначение -- RAL плюс определённый номер. Назовите в спецмагазине это обозначение -- и вы получите без проблем именно ту самую краску. На алюминии в процессе эксплуатации остаются царапинки -- куда же без этого. Так вот, краской такую царапинку можно закрасить самостоятельно, буквально ватной гигиенической палочкой -- и ничего не будет заметно. Базовая же покраска производится с помощью электризации детали и последующего распыления на неё краски (которая ложится идеально ровно и производит впечатление, что "так и было"). При этом такой метод не приводит к удорожанию работы.
Есть и другой метод -- анодирование. Он похож на то, что проделывают с зеркалами. Здесь детали опускаются в гальваническую ванну. Многим заказчикам кажется, что этот вариант чуть ли не вечен. Однако царапины никто не отменял... А чтобы их устранить в данном случае -- нужно демонтировать всю деталь и заново опускать её в гальваническую ванну (или вообще заменять). Согласитесь, не очень удобно.
-- На что ещё нужно обратить внимание?
-- Даже в фасадной конструкции есть отдельные элементы, которые можно открывать для проветривания. В оконной группе, вообще в окне -- тем более. То, что движется внутри вслед за поворотом ручки, что позволяет конструкции открываться, закрываться и поворачиваться, -- называется фурнитурой. Фурнитура в силу своего назначения состоит из множества подвижных частей -- а, как вы понимаете, где много подвижных частей, там больше вероятности, что что-то может сломаться. Ещё раз повторю -- это важно для всех без исключения светопрозрачных конструкций. Для больших, размерами более 1 м2 на 1 м2, тем более. Поэтому к выбору фурнитуры нужно подходить внимательно.
Фурнитура немецких производителей всегда хорошая. Турецкая -- похуже, хотя не настолько, как некоторые восточноевропейские образцы (почему-то именно в Восточной Европе производят очень некачественную фурнитуру, например, недоброй памяти чешский Romb, хотя встречается и хорошая восточноевропейская фурнитурная продукция, но на наш рынок она почему-то редко попадает). В любом случае, экономить на этой части, как вы, надеюсь, уже поняли, не стоит.
Беседовала Вероника Налёта
На правах рекламы: тел. Владислава Пасечника (050) 500-82-28