"Деньги - причина моих несчастий", - говорит Трой Фелан, "self-made" (сам себя сделавший) миллиардер, один из богатейших людей Америки, старый одинокий человек в инвалидной коляске, уставший от жизни, соображающий, как уйти из нее, а дети и жены его "кружат над ним, как стервятники, ждут его смерти". Это я рассказываю о новом романе Джона Гришема "Завещание". Так как лишь немногие могут прочитать книги наиболее читаемого сегодня американского писателя Гришэма, то я для расширения кругозора нашего читателя, в большинстве своем неравнодушного к американской литературе, немного расскажу о нем. Ему за 40. Он с семьей живет в штате Вирджиния и в штате Миссиссипи. Выпускник юридической школы, потому главные герои всех его десяти остросюжетных романов ("A Time to kill", "The Firm", "The Pelican Brief", "The Client", "The Chamber", "The Rainmaker", "The Runaway Jury", "The Partner", "The Street Lawyer") - юристы, адвокаты, судьи. Конечно, эти романы - бестселлеры, по некоторым из них сняты фильмы со знаменитыми актерами: Джулией Робертс, Томасом Муроми т.д, некоторые получили Оскара и другие премии. Короче, Джон Гришэм - знаменитый американский писатель, малознакомый нашему читателю...Все его романы читаются на одном дыхании, познавательны, психологичны и держат читателя в напряжении до последней строчки.
Итак, краткое содержание романа. Старый миллиардер, разочарованный в своих детях и внуках, тщательно обдумывает эффективный способ ухода из жизни. Не только эффектный, но и эффективный, с соблюдением всех правовых норм. Он собственноручно в присутствии своего адвоката пишет новое завещание, отменяя тем самым все старые. В нем, в завещании, он оставляет все миллиарды своей внебрачной дочери, никому неизвестной, которая - миссионер, где-то в джунглях в индейском племени, которую нужно еще поискать Он не завещает ничего своим детям, внукам, женам, считает, что большие деньги уже испортили их. В этом интрига книги. И вот, отдав этот "testament" своему юристу, Фелан делает последние усилия и выбрасывается из окна своего офиса, с14-го этажа, в присутствии всех родственников..
Главный герой романа Нэйт О Рейли - высокооктановый litigator (адвокат по судебным тяжбам), высокооплачиваемый. Жизнь его не сложилась, так как проходила среди больших денег, среди соблазнов, среди ловушек, как он сам это объясняет. Нейт тоже может сказать, что деньги - причина всех его бед. Он четырежды пациент наркологических клиник. Но на него падает выбор найти наследницу миллиардера - разыскать ее в джунглях, у индейцев - и отдать ей завещание. Итак, он только-только из наркушки ("rehаb"). В его распоряжении лишь хрупкая трезвость да добрые намерения начать новую жизнь.
Там, в городке Корумба (Бразилия), потом на реке Парагвай, в джунглях он натерпится физического страха (падение вертолета, когда он был в нем, крокодилы, акулы), чуть не умрет от холеры. А Рашель, так зовут наследницу миллиардера, умрет от холеры, заразившись от Нейта, ухаживая за ним во время болезни, но перед смертью оставит такое же завещание, как и отец, собственноручно написанное, на имя Нейта... Встреча с Рашель изменит Нэйта, он обретет веру в Бога, найдет опору под ногами. И деньги, наследство, следовательно, пойдут на благие дела. Это основная мысль романа - деньги пойдут на добрые дела. Опять деньги!
Миром правят деньги и юристы. Америкой, во всяком случае.
Почему я вдруг об этом романе, об американском писателе говорю? Я хочу провести некоторые параллели и меридианы. Хочу развеять некоторые иллюзии. Мы сильно хотим походить на Америку, для нас она - идеал, самое-самое правовое государство. И мы хотим выйти на правовое поле партнером Америки и играть с ней на равных.. В новейшей истории так много доказательств того, что это нереально. У них, мол, все люди имеет равные права, хоть президент, хоть бомж. Отнюдь! В том мире, если нарушаются права человека, то ему нужен адвокат.. А адвокат стоит денег. Хороший адвокат стоит хороших денег. В США адвокат-bestseller оценивается в 750 долларов за час. И поэтому права свои могут защищать только богатые.
У нас тоже внедрили в сознание, что "бесплатным бывает только сыр в мышеловке", "за все надо платить", "даром судиться - это даром судиться". Значит, у кого денег нет - забудь о правах, не пробуй судиться., Значит, везде нужны деньги.
Роман "Уличный адвокат" ("The street lawуer") Гришэма рассказывает об одном хорошем юристе, благородном, порядочном человеке, который отправился "на дно" к бездомным ( временно, конечно), защищать их права. Фантазия вот такая человеку пришла в голову! В США есть бездомные, есть и в бюджете строчка и не одна, наверное, есть статья, "защищенная", как говорят законодатели, есть программа строительства жилья для бездомных. У бездомных есть права, но о них мало кто знает. Но об это мало узнать, надо еще и кому-то эти права защищать. И "хороший" адвокат взялся за дело. Исследовав "дно", найдя все источники и статьи финансирования, поняв, что это - "золотое дно", прельстился деньгами, оказался слабым. "Дно" его "засосало". Метафора. Опять большие деньги испортили человека.
Мораль, извлеченная из его книг - это, чтобы жить сегодня безбедно, надо становиться адвокатом, юристом, только не космонавтом, не ученым и уж, конечно, не учителем и не врачом.. Недаром в Иркутске три года назад выпуск юристов был в 130 человек за раз!
На речке Парагвай.
На речке Парагвай возле экватора живут индейцы, загнанные в болота и оставленные цивилизацией. ("Завещание" Джон.Гришэм).. Этому народу не положено жить по социал-дарвинизму, закону новейшей истории , но он и не живет, а выживает.. Время там, возле экватора, течет медленно согласно геофизическому закону, американец, этот самый адвокат Нейт, оказавшийся в этом племени, поражен тем, что время там застыло, и что индейцы не успевают пожить и так легко умирают от холеры, наводнений, голода. У них есть вожди и шаманы, и все равно они - народ-изгой. Только при торжествующей демократии стали называть целые народы изгоями. Изгой - словечко-то какое изуверское!)
"Рабы - не мы! Мы - не рабы!"
Мы живем на других широтах, вдали от экватора, у нас, согласно уже геополитическому закону, время стремительно несется вперед, того и гляди, мы сорвемся с шарика земного, если плохо будем держаться на ногах. Мы движемся к краю, едем в одном "заблудившемся автобусе" не по той дороге и не в ту сторону, до конца не сознавая, что сделали выбор, когда залезли в этот автобус, который мчится к "рынку". .Повторяем судьбу латиноамериканских стран, хотя совсем на них не похожи. Стоим в одном ряду с Парагваем, не только по алфавиту, но и по некоторым экономическим и политическим показателям. ( "Парагвай - отсталая аграрная страна с полицейской диктатурой", БЭС). И на индейцев похожи тем, что заняты выживанием и теперь уже не можем себе позволить ни поговорить на кухне, ни просто задуматься над вечными вопросами, задаваемыми еще нашими классиками: "Кто виноват?" (Герцен), "Что делать?" (Чернышевский), "Что с нами происходит?" (Шукшин). Хотя уже знаем универсальный ответ на все вопросы: нашего бытия: "Так жить нельзя!" (С.Говорухин). Мне, кстати, понравился такой анекдот. Ограбили богача, вынесли все, оставили ему записку: "Так жить нельзя!"
Отрицательные события, происходящие повсюду и в нашей стране ежедневно, наматываются на колеса автобуса, в котором мы мчимся в "мировое сообщество", боясь не успеть, ухудшают наше моральное самочувствие и ускоряют наше движение к рынку. Такая бешеная скорость удручает. Есть английская поговорка:на эту тему: "How time flyes and we are not getting any younger!" Мы не становимся моложе, но ностальгия, генетическая память и история нам подсказывают, что наши предки, не такие уж дальние, 70 лет назад, жили по-другому, были молодыми. Стиль конструктивизма был не только в архитектуре, но и во всей их жизни. Строили-строили-строили. "Моя страна - подросток. Твори, выдумывай, пробуй!" - искренне писал Маяковский.
Отступление. Сегодня, 22 июня 2003 года, в Иркутске расклеены на всех столбах, где только можно, такие объявления. "Школа художественного танца (главный "танец живота", чтобы научиться соблазнять", так и написано черным по белому!) набирает группы детей - подростков по 10-15 лет.". Или еще одно объявление: "открыта студия стилистов по наращиванию ногтей, ресниц". Или вот еще интересное свидетельство времени: на пресс-конференции, связанной с увольнением тренера Олега Романцева, показанной на ТV, президент футбольного клуба "Спартак" Червиченко говорит так простенько о том, каких игроков они будут покупать и каких продавать. Разговор идет не о футбольных мячах, а об игроках, о людях. Торговля людьми - не замечаете! Чудовищная деградация! Продаются волосы, ресницы, органы человеческого тела, игроки, артисты... "Рынок до горла!"
Привожу эти примеры для сравнения. 70 лет назад у нас была другая эпоха. "У нас была великая эпоха!" (Э.Лимонов). После гражданской войны страна была на марше, ("марш энтузиастов"), шли под этот марш и пели, ликвидировали разруху, беспризорность, безграмотность. Учились читать по складам: "Рабы - не мы, мы - не рабы!" И никогда не были рабами. Да и где вы видели рабов, которые бы с песнями и с энтузиазмом работали и жили!
Народ славянский никогда не знал рабства (хотя при большом желании можно перевести на русский язык слово "славянский", как рабский ("slave" - раб, англ.). Но Ален Даллес (ЦРУ), наш давний недруг, утверждал, что советский народ - самый непокорный, и что его трудно, но надо покорить, совратить. Он чувствовал, что внутренне мы свободны, и. это ему больше всего в нас не нравилось.
Две черты у русского народа от православия - ненависть к греху и любовь к ближнему (читайте А.Панарина, "Наш современник",9, 2002). Наш человек живет ради ближнего, ради идеи справедливости и умирает ради нее. "Смерть на миру красна" - русская поговорка. Это и беда и сила наша. "Смертью смерть поправ" - это еще можно принять, но жить, чтобы просто выживать - это уже невозможно.
История нашей страны достойная, замечательная, великая, но некоторым либералам хочется интерпретировать, оценивать ее по-новому, в духе либерализма. Какая-нибудь "Варфоломеевская ночь" и "Сталинградская битва" - события одного порядка при таком подходе. Премьер-министр в прошлом году потребовал от министерства учебников хороших учебников по истории России, чтобы в них было больше патриотизма.. Министерство, в свою очередь, объявило конкурс на лучший учебники по истории.. Пишут, уже написали, по заказу МВФ, но на наши, то есть бюджетные, деньги ("Наш современник", 11), где большие усилия приложены, чтобы показать, что русский народ - вовсе и не "историческая" нация.
"Ветер ищет тебя!".
После "железного занавеса", в 60-е., в "оттепель", была потребность в свежем ветре. Дух потребительский, стяжательский, который хлынул с запада, мы на дух не принимали. Западные писатели были с нами солидарны. Их тошнило от вещизма, капитализма, и они называли свои романы "Скука" (А.Моравиа), "Тошнота" (Ж.П.Сартр). Мы говорили: "Мещанству - бой!" Была аллергия на слово "обыватель, не переносили пошлость. Была замечательная энергетика. Хотелось все объять, все познать. Ветер дальних странствий звал в дорогу. В иркутской газете "Советская молодежь" "Бригантина" "раздувала паруса" - раз в неделю разворот в молодежной газете отдавался студентам. Рассказы "Ветер странствий" Геннадия Машкина, "Ветер ищет тебя" Валентина .Распутина, тогда молодых, между прочим, читали все. Соцреализм того времени можно смело назвать романтизмом, когда в Первомай "ветерок бежит за ворот", когда гражданские песни были самыми лирическими. И сейчас "песни о главном"", песни советского периода самые любимые, когда "и снег и ветер и звезд ночных полет" обещали только исполнение желаний и ничего плохого, когда геолог - самая романтическая профессия тогда был "ветра и солнца брат". Не было таких понятий, как "бедный", "выживать". Было желание жить. И одиночества у человека не было. И никакого психоанализа, Фрейда, никакого копания в себе, любимом, бехейвиористской психологии, потока сознания, комплексов..
Идеология для наружного употребления.
Но ветер с Запада, культ вещей, денег одолел нас. Идеология поистрепалась от злоупотребления. Страна лишилась идеалов. Интеллигенция, глупая интеллигенция, получившая образование на народные деньги, шептала с придыханием и на одном дыхании: ":Кафка, Джойс, Пруст, Фрейд", мечтала о выезде за границу, забыв о своем предназначении, Простой человек страдал не только "у парадного подъезда".
Пафос превратился в фарс. Лозунг, висевший на улицах, "Все для блага человека!", имел в виду человека номенклатурного с активной материальной жизненной позицией, с хватательным рефлексом, который всегда возле кормушки при любом раскладе, который защищает диссертацию на антирыночную тему, будучи в душе спекулянтом, который вступает в партию для того, чтобы иметь это "благо", чтобы сделать карьеру. Номенклатура, по определению, ничего святого за душой не имеет, и поэтому в этом она, не стесняясь, признается сейчас. Они и тогда были "хозяевами жизни" и сейчас. Другие же "одержимы холопским недугом, подъезжают к заветным дверям"..Третьи же - невостребованные, не находящие себе применения, не видя выхода, начинают "пить горькую".
"Не могу-у!" - мужик мычал, выл и стонал от душевной боли, мотая головой в тоске, ехал в поезде, и никто ему не мог помочь (одноименный рассказ "Не могу-у!".Валентина Распутина). "Такие же мужички, прямые предки его, шли на поле Куликово сбирались по кличу Минина и Пожарского у Нижнего Новгорода, сходились в ватагу Стеньки Разина, продирались с Ермаком за Урал, прибирали к хозяйству земли, на которых и двум прежним Россиям было просторно, победили Гитлера...".
"Рынок до горла!"
Теперь таким мужикам выход есть. На простор! В "открытое" общество! "Открытое" - это значит рыночное, где универсальная основополагающая ценность - деньги. . А внутренних ценностей - тю-тю. Внутри - пустота. Молодым остается мужество проявить - покрасить волосы в красный цвет, или две дырки в ушах сделать в 15 лет! Можно и в носу дырок наделать! Отличиться от других. Быть свободным от общества, находясь в обществе. Примерно в таком русле шел разговор на иркутском радио 24 апреля о молодежи в молодежной передаче.
(вставка) Наш земляк, приезжавший недавно в "Ягодные места" и в Иркутск отметить свое 70-летие, был не стреме при "свежем ветре" и 40 лет назад трепетно и нежно писал о России, как о матери.
А любил я Россию всею кровью, хребтом,
Ее реки в разливе и когда подо льдом.
Если было не сладко, я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно - для России я жил!
Пусть Она позабудет про меня навсегда,
Только пусть он будет навсегда, навсегда!
Это из того времени, когда патриотизм не считался "прибежищем негодяев" Из песни слов не выкинешь. Так писал и, кажется, искренне, ведущий поэт, "больше чем поэт".
И другой ведущий, ВВП, не тот ВВП, который..., а самый телеведущий на Первом канале, приехавший "из-за бугра" ("бугор", видимо, мешал "увидеть большое на расстоянии") сказал на своем ток-шоу, буквально, следующее: "Для кого Родина - мать, у меня мать- Жозефина"
И самое попсовое, самое китчевое про Россию пропела примадонна, тоже самая-самая ведущая, певица: "Россия - голая, но свободная! В духе времени.
Как говорится, Россия, на выход! "Совку, который не видит пути, рекомендуется "найти нишу", занять ее и не высовываться .А поскольку он совок, то вместе с веником там стоять!. Такая вот жизненная позиция! И чтобы не подвергнуться секвестру, паче чаяния, нужно иногда высовываться из ниши и подтверждать свой статус, собирая справки об этом, о том, что ты бедный. Богатому этого не нужно. У него его статус на морде написан, на "прикиде" тоже - на одежде. А "совку" рекомендуется не лезть в политику - "политика - грязное дело", "политику должны делать профессионалы", а для "совка" - 6 соток - 1 мая, 5 мая и, особенно 9 Мая - картошку сажать, огород копать, 7 ноября - капусту квасить. Молчание ягнят, козлят. "Ты проснешься ль, исполненный сил? Создал песню, подобную стону, и навеки духовно почил!" (Н.Некрасов)
Часто употребляют цитату: "В России две беды - дураки и дороги". Классик имел в виду дураков - чиновников, думающих только о своем благе, и дороги, в колдобинах и рытвинах, из-за огромных наших пространств. Либерал же сейчас, часто повторяя эту не им придуманную фразу, держит за дураков народ, часто не видящий своей выгоды; а уж дороги, конечно, он имеет в виду те, которые ведут рынку!
И с одной и другой стороны
Ни вождя, ни гвоздя, ни глагола!
И стоят две вражды, две стены
И не чуют, что рынок до горла!
Валерий Малышев
Вы заметили, наверное, что народ, как и русский язык наш. не может приспособиться к рынку, к капитализму.. Слова: коммерсант, охранник, карьерист, конкурент, сделка , амбиции, корпорации, - все эти слова так и сохраняют отрицательный оттенок, привкус торгашества, как их не отмывай1 Потому-то нас "сообщники" (члены "мирового сообщества"") никак не считают "рыночным" государством. Грузию признали, Китай признали, а нас не признают!
Сибирские купцы не были олигархами.
Наш богатей - "олигарх" ( русский язык охотно принял в свое лоно это новое, такое понятное, такое нужное слово?) - нечто среднее между аллигатором (потому что хищник) и олигофреном (потому что глуп до чрезвычайности и не понимает, что хвастаться богатством - по меньшей мере неприлично). Надо помнить историю нашу!
250 лет назад в Сибири в правление генерал-губернатора Пестеля, "второго Аракчеева", "во времена ужасающего лихоимства", когда "миллионы были утеснены и страдали от социальной несправедливости", жили .замечательные сибирские купцы П.Т.Баснин и И.В.Скорняков, сделавшие так много хорошего для простых людей, не жалевшие сил, тем более, денег. Часто рискуя жизнью, спасали людей от произвола исправников и прочих властей. Баснин за 104 года честной безупречной жизни не берег себя (не было тогда у купцов охранников), отдавал деньги на приюты, на школы. Скорняков, сибирский купец 1-ой гильдии отдал все свои хлебные запасы и все, что имел, чтобы накормить население .в Туруханском крае в год страшного голода, причем препятствия в этом его благородном деле чинили власти. Имена подвижников вошли в историю. Адвокат Камаев, священник Петр, лекарь Спиридон, а, главное, сам генерал-губернатор М.М.Сперанский, который пришел на смену злодею Пестелю. Какие были люди! "Честь и совесть" эпохи и Сибири...Никогда их служение обществу, людям, не оценивалось деньгами.
А сейчас все на продажу. Если хорошая книга, то "bestseller". Человека ценят только по деньгам и оценивают в деньгах. Сейчас царит социал-дарвинизм, то есть, естественный отбор. Но Дарвин тут не при чем. Он имел в виду животный мир. И звери тут не при чем. Человек и их "достал"!
"Плох тот телохранитель, который не мечтает стать "телом"!
Примета новейшего времени, - охранники в большом количестве. Это показывает не только перепись, но "глянь окрест" - везде увидишь их в камуфляжной форме. Они занимают не нишу, но пространство, осваивают офисы и даже проверяют билеты в трамваях. Чем не полицейское государство! На свадьбе не "просто Марии", а внучки первого президента России было больше охранников, чем гостей, как писала пресса. От кого охраняли этот "бомонд"? Видно, "знает кошка, чье мясо съела!" И не зря главный охранник, большой профессионал, главный полицейский страны, построив себе дворец, поставив вооруженную охрану и шлагбаум у ворот, не забыл поставить пушку с настоящими ядрами! ("Хоромы топ-чиновников", О.Лурье, "Версия," , 49, 2002). Это было бы смешно (это я про пушку), если б не было так грустно!
"Сучкоруб" и "shipchandler"
Напрягите немного воображение, представьте такую картину: по Лондону или по Бремену ходит трамвай с намалеванными огромными русскими буквами, словами. Правильно, невозможно представить! А вот в Иркутске трамваи с такими надписями "Winston" (о сигаретах), "Stanley", "Thomson", etc бороздят улицы. Или еще того интереснее- появились автобусы, заблудившиеся, наверно, в которых ни слова по- русски. Они ходит в Первомайский, в Университетский.. И пассажиры, жители спальных микрорайонов, видно, во сне изучившие немецкий язык по методе какой-нибудь Илоны Давыдовой, правильно пользуются таким автобусом и ничему не удивляются. Они "еinsteigen" и "aussteigen" (входят и выходят) в ту "Tur" (дверь) , какую нужно и нажимают на те "Knoben" (кнопки), какие нужно!
Но как приблудился к нам "шипчандлер", как какой-нибудь "сучкоруб"? Защищенную строчку занимает в "Словаре занятий" для кодирования профессий во Всероссийской переписи. "Shipchandler (рука не пишет это слово на русском языке ) - поставщик кораблей. Профессия для Великобритании, когда она была владычицей морей, считалась злободневной. Они, англичане, обожествляли корабль. Это существительное "ship" одушевленное, женского рода, заменяется местоимением "she" - она. Я понимаю, что секьюрити, консьержи, дилеры, киллеры, брокеры. хостессы, метрдотели и подобные им экзотические профессии уже прижились у нас.. Но shipchandler! Хотим заехать в цивилизованное общество с другой стороны, не на автобусе, а со стороны моря!
О всероссийской переписи немного. Специальный разговор о ней в другой раз. 100 лет назад в переписи участвовали Толстой и Чехов, зная, что перепись - государственное дело, и для переписи нужны грамотные люди. Эта же всероссийская перепись показала, что грамотные люди не нужны, чтобы провести перепись, что они часто мешают организаторам переписи на местах своей дотошностью и стремлением достоверности. Перепись показала, что, из страны, самой читающей, страны поголовной грамотности Россия превратилась в свою противоположность.
Самые распространенные профессии, кроме упомянутых охранников - водители, уборщицы, прачки, кочегары, вахтеры, разнорабочие, грузчики (причем "грузчик" часто пишется переписчиком через "щ", а "Иркутск" - через "ц"). Отдельную строчку в "Словаре занятий" занимает профессия "слуга".
В глубинке Иркутской области (особенно в Усть-Илимске, Братске) вывозится лес на экспорт), и самые распространенные профессии там и везде, где лес - чокировщик, раскряжевщик, вальшик, кольщик, сплотчик, рамщик, сучкоруб, одним словом, лесорубы, у которых " "привыкли руки к топорам", идущие под одним кодом в "Перечне занятий" при переписи. И все они лес рубят и вывозят лес из леса.
"Вдруг мужики с топорами явились,
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
И над поверженным лесом луна
Остановилась, кругла и ясна".
Н.Некрасов относился к лесу, как к живому человеку:: лес, "раненый, стонет, зовет, проклинает". Потому "плакала Саша, как лес вырубали". Мы не плачем, потому что его у нас много. Что имеем - не храним, потерявши - плачем". Вывозим, в первую очередь, в Китай. Там, на юго-востоке, между прочим, пневмония из-за скученности населения и дефицита леса. Лес - "легкие планеты", а мы об этом начисто забыли, так как позволили рядом с Академгородком в Иркутске, вырубить лес и настроить коттеджей для новых русских и номенклатуры, там, куда вела освещенная лыжная трасса совсем недавно, каких-нибудь 7 лет назад. Попортили идиллию.
"Вой непогоды"..
Лес, Байкал, генофонд - вроде все такое вечное. Но как лес сейчас горит, как Байкал страдает и генофонд разрушается. Все подвергается порче. Не опоздать бы с защитой. Может, не совсем мы дураки, то есть "дурачки", и не все дороги ведут к рынку. Надежды тают. Вот потому-то "ветер", который "ищет тебя" ( в 60-е годы) превратился в "вой непогоды", "необузданную пургу", в "буйный смерч" в последнем рассказе В.Распутина "В непогоду".
"Но, Господи, как же мне опять стало холодно и тревожно от этой разгулявшейся "на краю света" стихии, от этого нескончаемого звериного рычания тундры! В грязных лохмотьях и лоснящихся пятнах темноты возилось и взвывало - как предшествие чего-то окончательно жуткого".
"Тревога, что не миновать нам всем в скором времени испытаний, от которых никуда не деться и которые потребуют последних сил и последнего терпения."
Мне кажется, такое ощущение ветра, как непогоды, ненастья и приближающегося конца света, в наше время у большинства людей, и писатель выразил это.
Но одна из заповедей православия - " Не должно отчаиваться!".