Вчера узнал интересную вещь. И в чём-то даже потрясающую. Оказывается, на российских железных дорогах появилась новая беда, так называемые "брошенные поезда".
Это составы, которые забили маневровые пути большинства железнодорожных станций. Их не отправляют, потому что катастрофически не хватает локомотивов. Например, на станции Пермь-Сортировочная вместо положенного по лимиту 2600 вагонов вчера было 5600. А на всех путях станции может поместиться 5800. Ещё три состава и станция задохнётся. Такая картина на большинстве станций.
Причина проста и как всегда коррупционно-расхитительна.
После реформирования МПС (министерства путей сообщения) в РАО РЖД (акционерное общество российские железные дороги) начальники РЖД приняли решение о передаче всех вагонов в частные руки. Сейчас у РЖД нет своих вагонов. Их безвозмездно (даром) отдали разным "дочкам", типа Первой Грузовой Компании. Таких "дочек" кучи, принадлежат они, как правило, тому, кто ближе к кормушке. И тут и началось.
Во времена МПС оборот вагонов был таков. Допустим, грузят вагон в Красноярске и гонят в Ярославль. Там выгружают, снова загружают и гонят в Челябинск. В результате по железнодорожным путям катались в большинстве своё загруженные вагоны. А пустые в большинстве своём стояли на подъездных путях предприятий.
Сейчас ситуация изменилась. Собственник вагона, допустим, имеет договор с предприятием в Красноярске о перевозке. Загрузил и увёз в тот же Ярославль. И снова обратно в Красноярск, за новой порцией груза. Туда гружёный, обратно пустой.
В итоге неимоверно вырос перегон пустых вагонов. Составов стало больше, локомотивов не хватает. Вагоны формируют в составы, и они стоят на станциях в ожидании локомотива.
Тут же появился новый вид наживы. В "брошенных поездах" есть не только пустые вагоны, но гружёные. Поскольку железная дорога нарушает обговоренные сроки перевозки груза, к ней предъявляют претензии через суд и выигрывают дела. Таким образом, вагон стоит в железнодорожной пробке, а владелец груза получает деньги с РЖД за просрок.
Убытки, естественно, расписывают в повышение тарифов и цены на билеты.
Вот такие реформы прошли в РАО РЖД. По прогнозам спецов, с кем я общался, если чего-нибудь не придумать, через пару месяцев железная дорога может просто встать.
Пассажирские перевозки уже накрываются. Опоздания поездов стали нормой. Нету локомотивов для этого.