Аннотация: По мотивам одноименного рассказа Уильяма Дж. Шеперда. Очевидное продолжение истории.
"Вот я его фигурку смерял оком,
И когда он объявил мне шах -
Обнажил я бицепс ненароком,
Даже снял для верности пиджак"
...
"Будет белым помниться, как травы шелестят,
Когда несется конница рабочих и крестьян".
...
- Товарищ майор, пожалуйста - распишитесь, вот здесь. Да, где написано "документ получил". Спасибо.
Валерий Николаевич Пристуков бережно положил рапорт шестидесятитрехлетней давности в файлик. Последние два года он только и делал, по сути, что искал этот рапорт. Это не входило в круг его обязанностей, у него было полно другой работы. Но история про легендарные шахматы настолько запала в душу, что просто оставить ее в стороне он уже не смог бы.
Началось все с того, что один старый генерал рассказал такую историю. Были, дескать, такие шахматы, которые после войны вырезал какой-то школьник по фамилии Томов из Рыбинска. Шахматы победили на каком-то конкурсе в 1947 г, к 30-летию Октябрьской Революции, и их даже забрали в Москву. Шахматы были вырезаны очень искусно и вроде как хорошо выдержаны идеологически: "белые" фигуры были на самом деле исторические красные, и были рабочими и крестьянами, в то время как "черные" были на самом деле исторические белые и были помещиками, капиталистами, городовыми, казаками и попами.
Недоброе обнаружилось не сразу: белые, которые красные (простой народ) хронически проигрывали черным, которые белые (буржуи). Причем - независимо от того, какова была квалификация игроков, любого и каждого из них. Сначала это проявилось как некая подозрительная аномалия, то ли имеющая место быть, то ли нет. Потом "тенденция" стала подтверждаться все более и более уверенно. Настоящие скандалы пошли, когда гроссмейстеры стали раз за разом проигрывать второразрядникам. По слухам, сам Сталин решил опробовать шахматы и проиграл всем до единого членам Политбюро, хотя до этого они вовсе не стеснялись время от времени выигрывать у Вождя. Зато, когда Сталин стал играть за черных, которые белые буржуи, он переиграл нескольких мастеров и даже, якобы, Ботвинника, за двадцать минут каждого.
В итоге, шахматы было велено снести в спецхран и запереть всеми возможными степенями секретности. Но где конкретно, когда конкретно, куда конкретно - никто ничего не знал.
Пристуков учредил свое собственное следствие. Он нашел с десяток фамилий старых офицеров МГБ, а потом КГБ СССР, а также советских спортивных начальников, которые, предположительно, постояли рядом с этой историей. Он нашел их адреса - действующие или бывшие. Половины этих людей уже не было в живых, остальные давно были на пенсии. Пристуков объехал их всех и разузнал все, что они все еще помнили о волшебных шахматах. Важно было найти хоть какие-то зацепки.
Пристуков выслушал пять или шесть версий одной и той же истории, но ни один из рассказчиков не мог сказать ничего определенного о том, куда, на какой склад в итоге списали шахматы. Если искать соответствующий акт или приказ в архивах, то на какую тему, хотя бы, должен был быть такой рассказ?
Валерий Николаевич уже имел некоторый опыт, как поступать в такой ситуации, когда - казалось бы - ухватиться было буквально не за что. Поиск в Интернете через Яндекс и Гугл приучили его к тому, что часто ключ к проблеме состоит в правильном подборе ключевых слов, которые изначально могут быть неизвестны. Если знаешь ключевое слово - поиск сразу или почти сразу даст то, что нужно. А если не знаешь волшебного слова? Если знаешь, только как это описать, да еще весьма косноязычно? Тогда можно убить много дней, если не недель, на поиск. Чудес не бывает, но, как показал опыт, такое петляние в кругу нелепых и косных определений иногда, - да нет, часто! - вдруг выдает нужную комбинацию слов, и ларчик открывается.
Пристуков тщательно записал все рассказы всех дедов, до которых смог добраться, и которые все еще доживали свои пенсии в самых невероятных городах, весях и медвежьих углах России. И стал их перечитывать.
В итоге, он смог выделить несколько словосочетаний, имевших наиболее вероятное отношение к проблеме. Все они разбивались на две большие групп. Вот первая:
- необъяснимые природные явления;
- паранормальные способности;
- экстрасенсы, предсказатели, телепаты.
А вот вторая:
- тлетворное влияние Запада;
- идеологическая диверсия;
- деморализация советского общества;
- подрывные материалы;
- буржуазные фальсификации истории.
То, что происходило во время игры, имело ярко выраженный идеологический смысл, именно поэтому набор фигур во времена оно и изъяли, так сказать, из обращения. Отсюда все эти штампы. Какими бы жуткими и устаревшими они казались, но тогда именно такими словами все и называлось. Белые побеждают красных! Что это, как не идеологическая диверсия и буржуазная фальсификация истории? И одновременно - паранормальное явление, ну а как еще.
Невероятно широкий набор. Хуже того, что, по идее, искомый материал должен попадать как под первую классификационную группу, так и под вторую. Но никакого раздела в тематическом каталоге архива, который хотя бы как-нибудь объединял обе группы, не было. Либо этот раздел все же существовал, но назывался как-то так, что это название никак невозможно было угадать из общих соображений.
Пристуков справедливо решил, что на данном этапе ничего лучшего ему никто не даст, и дальше надо научным тыком выбирать материалы то отсюда, то оттуда. Он раз за разом отправлялся в архив, и наугад вытаскивал две - три папки списанных распоряжений.Ничего общего на заколдованные шахматы, ни намека.
В одной папке, которая в каталоге архива значилась в разделе "Идеологические диверсии", был отчет о подпольной студенческой рок-группе 70-х годов, которая писала и исполняла песни с откровенно антисоветскими текстами. Точнее - подпольными были квартирные концерты, которая давала группа. Ребят сажать не стали, из комсомола погнали поганой метлой. Конец отчета звучал так: "еще одна победа в психологической войне с американским империализмом".
Пристуков практически подпрыгнул в своем уютном домашнем кресле под торшером. Кофе из кружки ошпарил колени, но майор почти не заметил этого.
- Ну конечно же! - ликовал Пристуков. - Психологическая война, как же я сразу не допер! Это одновременно и идеологическая диверсия, и психология, пусть и "пара".
В каком-то смысле стало даже хуже, потому что работы прибавилось на порядок. В архиве Валерий Николаевич нашел добрых три десятка папок в этом разделе, но зато это были новые материалы, до которых он ранее не доходил. И не дошел бы, если бы не новые ключевые слова.
И вот, наконец, после еще двух недель напряженной работы: нашелся отчет о чудесных - тире - прокл"ятых шахматах. И это был крах. Фиаско. В 1958 г специальная комиссия, после нескольких лет хранения и изучения пр"оклятого артефакта, постановила: уничтожить шахматы в одном комплекте с порнографическими журналами, конфискованными у моряка торгового флота. Сожгли.
Прошло три месяца. Пристуков занимался текущими делами и уже не мечтал о том, что на его долю выпадет потягаться с Фоксом Малдером*. Пошла проза жизни - преступные картели, специализирующиеся на краже развешенного во дворах белья.
В кабинет зашел Серега Иванов, подполковник, давнишний приятель Валерия Николаевича:
- Ты только послушай, какая ржака!
- Ну? - Пристуков скепически нахмурился.
- В Черемушкинском районе изъяли целую коллекцию порно - дисков в библиотеке.
- Это, скорее, трагедия.
- Была бы, если бы роскомнадзоровец, присутствовавший при изъятии, не припрятал все эти диски у себя на даче - а там целый контейнер, после чего организовал подпольный канал кабельного телевидения, куда и пристроил все это добро.
-Хм!!
- Товарищ майор, пожалуйста - распишитесь, вот здесь. Да, где написано "документ получил". Спасибо.
Валерий Николаевич Пристуков бережно положил рапорт шестидесятитрехлетней давности в файлик.
- Вы же, вроде, уже брали этот отчет?
- Да. Возможно, кое-что осталось между строк.
В 1958 г уничтожение комплекта порножурналов, как и набора идеологически вредоносных и паранормальных шахмат, производил тоже майор - Нефедов Поликарп Архипович.
Пристуков снова отправился в архив, теперь - кадровой службы. Нефедовых Поликарпов Архипоовичей, как ни удивительно, нашлось аж три штуки. Один, что интересно, находился на действующей службе в настоящее время. Столько не живут - здраво рассудил Пристуков. Еще один погиб в боях с басмачами в Туркменистане в 1932 г. Зато третий был, судя по всему, именно тот. Старый служака умер в 1965 г.
Это был плохой сигнал. Пристуков почувствовал, как Фокс Малдер снисходительно потрепал его по щеке. Если человек уничтожал порножурналы в 1958 г, а в 1965 г уже помер... Вряд ли он пытался сохранить высокое искусство у себя на даче. Не тот возраст. Эх!..
Но стоило все же дойти до конца. Могила Поликарпа Архиповича была на на N-ом гарнизонном кладбище в Мытищах. Если бы это было обычное "гражданское" кладбище, то у захоронения был бы собственник, и это скорее всего наследник. А тут - дело труба. Даже если наследник жив, администрация кладбища - ни сном ни духом. Ниточка оборвалась.
Хотя? Пристуков люто ненавидел Малдера (как и его бабу). Настолько сильно, что хватался за любую соломинку. Почему у кого-то полтергейст валяется на каждом углу, а в его жизни первый же намек на загадку был безжалостно этой жизнью вырван из рук?
Валерий Николаевич написал записку, положил ее в полиэтиленовый файлик, и аккуратно, и - как он надеялся - достаточно уважительно по отношению к реальному прототипу портрета на гранитном памятнике - прикрепил на скамеечке возле могилы. Самому наследнику сейчас уже дай бог сколько лет - часто ли он навещает отца? А если это внук, то ему уже точно дед до фонаря.
И, тем не менее. Звонок раздался 9 мая - ну, а когда же еще - вечером. Малдер изумленно поднял бровь. Скалли задержала дыхание. Нож в спину американской демократии - это был Нефедов - внук.
Младший Нефедов, типичный патлатый (и, наверно, чокнутый на своих компьютерах) программист, был весьма и весьма удивлен посланием от самой Конторы на могиле деда, но честно исполнил "гражданский долг" и в тот же день отзвонился Пристукову. Они встретились в кафе уже через час.
- Феноменально. Но дед никогда ничего такого не рассказывал. Все это звучит как какой-то сюжет для фантастического фильма.
- Шахматы - были. Теперь уже точно ясно, что были. Это не легенда, - майор протянул программисту файлик со старым рапортом. - Другое дело, что, скорей всего, их уже нет. Скорей всего. Возможно, мы с Вами на этом и расстанемся, если вдруг Вы не вспомните хотя бы что-нибудь такое, чего я еще не знаю. Вдруг.
Малдер уже стоял со своей противной бабой в дверях бара. Прощальный поворот головы. Сигарета в руке остановилась в нескольких сантиметрах ото рта.
- Дача деда еще цела. На чердаке есть какой-то хлам. Даже отец туда давно не залезал, когда еще был жив. Но я ничего не выбрасывал.
Малдер развернулся, злобно сплюнул и выбросил сигарету. Поехали с нами, и бабу свою бери.
Да, да, да. Шахматы были на чердаке. Не уничтоженные. Погребенные в пыли и паутине, но целые и невредимые. Даже не рассохлись. Без порнографии - что правда, то правда. Поликарп Аристархович, на свой страх и риск, решился сохранить удивительный артефакт, хотя и не оставил никакого завещания для будущих поколений.
Пристуков сразу же предложил внуку - программисту сыграть. На что последний сразу же согласился. (Ну, а Малдер? А что - Малдер. Он бегал ставить чайник. Скалли нарезала бутерброды.) Себя Валерий Николаевич считал вполне посредственным шахматистом, а программист, наверно - мозг. Пусть играет за белых, которые красноармейцы.
Все так и есть - мозг проиграл. У Пристукова зачесалось в носу, он громко чихнул. Его организм всегда так реагировал на эмоциональное возбуждение. Малдер уже совсем не гоношился, помалкивал...
"Мы сыграли с Талем десять партий..."
Нефедов - младший продул строго все партии за белых. Поменялись фигурами - и еще с десяток партий Нефедов выиграл у Пристукова, причем просто блистал комбинациями. Yes. Шахматы работали, всё как и рассказывали. Но что с этим делать дальше?
Дальше Пристуков переиграл со всем отделом. Это заняло прилично времени, потому что расследование было его собственной инициативой, а не плановой работой. Приходилось соблазнять коллег после работы, в обеденные перерывы, брать фигуры с собой на всякие служебные "корпоративы", сиречь обычные пьянки.
Коллеги решили, что Валерий Николаевич просто влюбился в эту игру, вот так - вдруг, в зрелом возраст. Думали, что он что-то пропустил в пионерском детстве, и смотрели на него с жалостью, как на старика, впавшего в детство. Они отказывались воспринимать всерьез его слова о том, что это какие-то особые шахматы, и что он-де проводит следственный эксперимент. Даже если проигрывал сильный игрок или выигрывал слабый - мало ли, в жизни бывает всяко.
Шахматы работали. Уж кто - кто, а Малдер и Скалли признали это безоговорочно, и уже смотрели на Пристукова как на коллегу, как на равного себе. Малдер даже согласился сыграть с Пристуковым. Скалли, правда, отказалась, только смотрела, как они играют с Малдером и болела за своего хахаля. Пристуков, правда, ни на что такое и не претендовал.
Понятно, что, конечно, Пристуков вовсе не поехал крышей, а просто играл сам с собой - как крокодил Гена - и делал ходы буквально, казалось бы, наугад - за любую сторону. Но белые, которые красные, систематически проигрывали черным буржуям.
Пора было переходить от проверочного тестирования к версиям!
Если это магия или парапсихология, то, соответственно, нужен был маг или парапсихолог. Пристуков не был вхож в эти круги, но одна зацепка была. Была одна дама из Академии Госслужбы. Очень занятная дама. По образованию химик, но ее перекосило во всякую гуманитарщину и социологию, что и привело ее в эту самую Академию. При этом, она увлекалась всем индийским, ездила в Индию, занималась йогой, дружила с тамошними - настоящими - йогами. А также, составляла гороскопы.
Гороскопы ее и привели в Контору, точнее контора пришла к ней. Пропала без вести девушка, и оперативники в Конторе уже решили, что следов не найти. Но в качестве соломинки пригласили вот эту даму составить гороскоп на девушку. Дама, - или ее гороскоп, кто их там разберет - сказала, что девушка жива, ее хотят перегнать в сексуальное рабство в какие-то арабские эмираты, но сейчас девушка все еще в Москве. Гороскоп сказал, в каком районе надо искать.
Весь район перевернули, и девушку нашли**. А Пристуков снова нашел эту даму.
Профессор - Валерий Николаевич сам так и не понял, каких наук - буквально обнюхала шахматные фигуры, и заявила безапеляционно:
- Никакой магии. Не было и нет. Можете не верить мне, но любой экстрасенс скажет Вам то же самое.
Пристуков и Малдер, как принято писать в детективных романах, "многозначительно переглянулись".
- А что есть?
- Когда, Вы говорите, тот школьник вырезал эти шахматы? Когда, и, если можно где.
Профессор достала свой ноутбук и засела за составление гороскопа. Пристуков был немало удивлен тем, что и эти специалисты теперь не обходятся без компьютера. Глядишь, так скоро и простую порчу без компьютера не снимешь. И даже не поставишь. О времена, о нравы.
Гороскоп - на шахматы, на кого же еще - показал, что шахматам была уготована короткая жизнь, но потом вероятное возрождение, через десятки лет. Потрясающе - все сходилось. Фигуры были приговорены к смерти в 1958 г, но особист Нефедов их спас. Сейчас фигуры испытали второе рождение. Но в чем причина всей этой чертовщины, если не магия?
- Самой любопытно. Но сделать больше я не в силах. Дадите знать, если что-то накопаете?
Служебные будни снова надолго затянули Пристукова. В один из таких ничем не примечательных дней Пристуков возвращался из Академии пожарной службы по Ярославской улице. Он остановился у малоприметной вывески на подъезде обычной хрущевки из серого кирпича: "Институт психологии Академии Наук".
И снова: "Хм!!" Если дело не в парапсихологии, то, возможно - в обычной психологии?
- Так это не официальное расследование? - директор Института психологии как-то неуверенно поправил очки. Он все не мог понять, хорошо это для Института или нет.
- К сожалению, или к счастью - нет, не официальное. Это мое личное расследование. Никому это не нужно. - Вот тут Пристукову уже некуда было спрятаться от испепеляющей жалости Малдера. Ведь они со Скалли работали именно в специализированном отделе ФБР. Кстати, Скалли в этот момент повела себя куда более достойно, Пристуков чувствовал ее поддержку.
- Ну что ж, - решился, наконец, директор. - Несите свои фигурки...
Снова игра. Десятки партий. Сотни партий. Шахматы работали безупречно. Белые, которые красные крестьяне - проигрывают, черные, которые белые буржуи - выигрывают. Ни одного сбоя. Кто бы ни играл.
- Почему вы не ведете фотосъемку и запись партий? - неожиданно спросила одна сотрудница, глядя на очередное избиение крестьян. - Меня ваше ведомство привлекало для следственных экспериментов, я думала, что уж Вы-то должны разбираться в этом...
И в самом - деле, почему? - изумился Пристуков сам себе. Конечно, это звучало дико... Но ведь это и есть настоящее следствие! Малдер одобрительно кивнул.
Снова десятки и сотни партий. Запись в обычной шахматной нотации в сопровождении фотографий позиций на доске. Бред какой-то то - да, но следствие надо вести именно так. Вот девушка молодец. Просто все были настолько под впечатлением самого феномена, что напрочь забыли о простом следственном протоколе.
В Институте были и кандидаты, и мастера спорта по шахматам. Теперь их привлекали не только как игроков, но и как аналитиков. Их просили проводить разбор не только своих, но и чужих партий. Выводы не заставили себя ждать.
Белые всегда играли примитивно. Независимо от интеллектуального уровня и спортивной квалификации игрока. С одной стороны, это казалось тривиальным - ну, а как же еще они могли проигрывать! Но, с другой стороны, в этом состоял важный - и документально подтвержденный! - результат. Действительно - никакой магии. В игре - никакой. Но что же происходит с игроком за белых\красных, почему он всегда играет так плохо?
Мастера не могли ответить на этот вопрос. Они видели и подтверждали простой как грабли факт - белые всегда играют плохо.
- А вот здесь как раз и нужны фотографии! - заявил Пристуков. - Запись партии в классической нотации - это одно. А есть и фотографии позиций. Кстати, мы забыли фотографировать самих игроков. Возможно, придется снова переиграть пару сотен партий. А может, и нет. У нас и сейчас есть нотационная запись каждой партии, и к каждой партии прилагается фотоальбом позиций. Надо сопоставить место в партии и ее фотографию. Вы же психологи!
И тут появился тот самый, как полагается, молодой практикант, который ну не то чтобы совсем бестолочь, но все понимали, что сам он диплом не напишет, его надо будет "тянуть". На пятёрку, во всяком случае - да. Обреченно рассматривая одну фотографию, он выдал:
- Ну все же понятно.
Все недоуменно обернулись. Паша? Это точно Паша сказал?
- Смотрите. Вот здесь черные подставили ладью. И белые ее и взяли. А это тупиковое для них продолжение. Черная ладья совершенно не развита. Ну, взял ты ее, а толку? Она вступила бы в игру еще не скоро. Это только с одной стороны. С другой стороны - белые в эту же клетку загнали своего слона, который как раз был у них развит неплохо, и мог бы еще дел натворить: битва за центр в самом разгаре. А белые его увели из центра, чем облегчили жизнь черным. С третьей стороны -ну даже я вижу вот эту вилку, которую белый конь, сосед этого слона, может сделать черному слону и ферзю. Черные уведут ферзя, но слон попадется. Вероятно, и белый конь погибнет. Но не сразу. И все-таки слон чуть - чуть мощнее коня. Белые выигрывают немножко материала, а позиционно все остаются при своих. И это правильная тактика. Но белые погнались за простаивающей ладьей.
- Хорошо, я тоже это вижу, согласился мастер спорта Иван Семенович Холево. Но это просто очередная констатация того, что белые играют плохо. Всегда играют плохо. Мы это уже знаем. Но почему?
- А теперь смотрим на фотографию позиции. Смотрите, Иван Семенович, смотрите. И скажите, пожалуйста - что Вы видите?
- Ёшкин кот! - выдал Холево после целой зловещей минуты. - Послушайте, я не вижу вилки. Ну не вижу, в упор. А она есть. А эту проклятую черную ладью просто не могу прогнать. И у меня просто текут слюнки при ее виде.
Гипотезу проверили еще на десятках партий, и она подтвердилась. Читая нотацию, за своей собственной доской, игрок видел лучшее продолжение, но на фотографии с фигурами из Рыбинска он ее не видел.
Сделали такой эксперимент. Кто-то пригласил знакомого фотомастера с Мосфильма. Он по одной штуке заменяет изображение фигуры на оригинальной фотографии на отретушированную ее же. Раз фигура, два фигура, три фигура - и у смотрящего на фотографию "прорезалось" видение истинной тактической ситуации. Ставим одну прежнюю фигуру на место. Правильный ход по прежнему виден. Ставим вторую. Нет эффекта. Ставим третью, может - четвертую, а то и пятую - эффект появляется: правильный ход пропадает.
Фигурки были вырезаны недурно, это надо было признать. Социальные персонажи узнавались на раз: вот пахарь, вот кузнец, вот офицер, вот министр, вот поп. Недурно, но и ничего сверхестественного. Паша выдал очередной ключ, после которого народ стал догадываться, что писать диплом для Паши им уже не придется. Скорее уж - заискивающе просить его взять их в соавторы статьи.
- Смотрите. Я расставляю фигуры в соответствии с записью партии и фотографией позиции. Вся та же позиция. Старая добрая ладья, которая соблазняет тупого белого слона. Один конь черных в центре - он активный игрок. Второй конь - на отшибе. Тактически он ни на что не влияет. Пока не влияет. Вот я его просто снимаю с доски. Что мы видим?
- Ничего не видим, - нахмурилась Танечка из подросткового отдела, специалист по школьным неврозам. - Вилка все так же не видна, а ладья просится, чтобы ее съели.
- Правильно. А теперь я снимаю вот эту черную пешку. Она тоже на отшибе. Она тоже - сейчас, ни на что, тактически - чисто тактически, не влияет. Внимание, снимаю...
Крики ужаса в зале, Танечка зажала рот ладошкой. Вилка появилась. Причем у всех.
- Магия? - Паша поднял глаза на майора.
- Меня уверяли, что нет, хотя уже не уверен.
Капитан Врунгель в ходе своего кругосветного плавания как-то прикупил петушков в Гринвиче. Они ему и кукарекали по утрам - строго по Гринвичу. И он со своей командой регулярно одного петушка зарезали - и в суп. Жалко, конечно, но плавание есть плавание. И вот осталось два петушка - белый и черный. И Врунгель не знал, кого из них зарезать первым. Зарежешь белого - черный заскучает. Зарежешь черного - белый заскучает. Врунгель не смог самостоятельно решить этот вопрос, и поэтому расширил состав комиссии - он ввел в него штурмана Фукса. А потом еще раз расширил - ввел старшего помощника Лома. И вот Лом решил проблему. Ну как, как - сказал - режьте черного. Но ведь белый заскучает! Да и хрен с ним.
Надо расширять состав комиссии, понял Валерий Николаевич. Но пока не знал - куда.
Наши - куда, нашли. Институт прикладной математики, отдел синергетики. Один психолог раньше работал с ними.
- Я вижу, что все очень просто. Совсем просто - сказал Главный Синергетик. Это синергетика.
- Спасибо!
- Смотрите. То, что вы наблюдаете - это чудесно. Просто чудесно. Это синергетика в чистом виде.
- Простите, мы пока ничего не понимаем.
- И никто не понимает, но это и не страшно. Важно понимать, что это именно синергетика. Фигуры действуют сообща. Как именно - мы сейчас не понимаем. Возможно - и никогда не поймем. Но важно, что именно сообща. Вы говорите - пешка ни на что тактически не влияет, но если ее снять, то картина, которую видит игрок за белых, полностью меняется. Верно я вас понял?
- Так и есть.
- Чудесно. Это значит, что черные фигуры взаимодействуют между собой неким таким образом, что сообща формируют у игрока за белых вполне определенную - нужную черным, картину мира. Еще раз: мы не понимаем механику это взаимодействия. Но мы, скорей всего, можем увернно сказать, что это гипноз.
- Гипноз?
- Да, обычный гипноз. Действительно, никакой магии. Гипноз, конечно, сложнейшее явление, но мы точно знаем, что в нем нет никакого чуда, и явление это известно давно. Ну, это не совсем, конечно, обычный гипноз. При обычном гипнозе один человек гипнотизирует другого. А здесь сам вид черных фигур гипнотизирует игрока за белых. Понимаете, белые начинают видеть мир примитивно, упрощенно, плоско. Они начинают гоняться за броскими, но иллюзорными целями - вместо того, чтобы построить хотя бы несложную, но взвешенную и разумную стратегию. И важно - важно! - что этот гипноз на белых наводят черные фигуры как целое, как коллектив. Убрали всего одну несчастную пешку - гипноз разрушился, белые восстановили здравую картину мира. Это конечно, только моя гипотеза, вы можете ее проверить - наберите статистику по множеству партий. Я думаю - это оно и есть.
Все проверили, все работало именно так. Черные самим своим видом наводили на белых морок. Этот морок часто разрушался - не всегда, но часто - просто снятием одной или двух черных фигур.
В определенном смысле это и была магия. Но это не та магия, это магия искусства. Синергетическая, коллективная магия. Черные, если на них смотреть как на целое - производили впечатление непобедимой и всесокрушающей армады, на их фоне белые сами себя считали ничтожными и бескрылыми. Потолком их мечтаний становилось просто урвать при случае - как ту ненужную ладью.
Школьник Томов оказался настоящим гением, хотя наверняка и сам не осознавал, какой шедевр создал. Более того - скорей всего, он и сам не смог бы объяснить, как он вырезал фигурки, по каким правилам и принципам. Просто сел и сделал, по интуиции.
Все были довольны. Практикант Паша не стал писать диплом, он - почти как физик Зельдович - сразу написал диссертацию. Директор Института психологии рассказывал историю на всех конференциях. Пристукова даже приглашали на эти конференции.
Недоволен был только сам Пристуков, хотя Малдер и Скалли только недумевали: "Парень, ты слишком много на себя берешь, будь проще". Но Валерий Николаевич продолжал мучительно искать ответ на простой вопрос: делать-то - что?
Как победить черных буржуев? Снимать фигуры можно, и это работало. Но это же не по правилам, это мухлеж...
Валерий Николаевич взял черного\белого генерала и белого\красного комдива.
- Простите, ребята. Прости, дорогой школьник Томов. Но я внесу некоторые правки в вашу пьесу.
И Пристуков перекрасил эти фигуры, после чего бывший красный комдив оказался за белых, а бывший белый генерал - за красных.
Где-то был номер мобильного того парня - программиста, Нефедова - младшего. Он же неплохо играл.
- Можешь подъехать?
...
- Садись за черных.
БЕЛЫЕ ВЫИГРАЛИ.
* Главные герои американского телевизионного сериала "Секретные материалы" про паранормальные явления, которые расследуют агенты ФБР Фокс Малдер и Дана Скалли. Сериал шел с 1993 по 2002 гг, потом в 2016-2018 гг, всего вышло 218 серий.
** Это реальная история, автор знаком с этой дамой, и дважды получал собственный гороскоп от нее.