Римско-католическая церковь в СССР в годы Великой Отечественной войны
Свободным временем существованием католической церкви в России было время между Февральской и Октябрьской революцией. . 29-31 мая в Петрограде состоялся первый Русский католический собор под председательством митрополита Андрея Шептицкого. Собором были выработаны "Постановления" из 68 пунктов, ясно определявшие каноническую специфику Российской Греко-Католической Церкви и постановлено об образовании экзархата в юрисдикции митрополита Шептицкого. Своим представителем для всей России митр. Шептицкий назначил о. Леонида Федорова. с титулом митрофорного протопресвитера. Помимо него в состав духовенства русского католического экзархата вошли еще 9 священников. Первоначально общины восточных католиков были только в Петербурге и Москве, однако в это время они стали возникать и в других городах России - Вологде, Петрозаводске, Архангельске, Ярославле, но недостаток восточных священников и дальнейшие политические перемены в России не дали им перспективы развития.
За это время назначается новый и, как оказалось, последний митрополит Римско-Католических Церквей в России архиепископ Эдуард фон Роппб , а Католическая Церковь в России реорганизуется в пределах 6 диоцезов: Могилевской архиепископии, Ковенского, Луцко-Житомирского, Каменец-Подольского, Минского и Саратовского или Тираспольского диоцезов. В 1921 г. был образован Апостольский викариат для Сибири, а в 1923 г. Владивостокский диоцез.
Формальным предлогом для начала большевистских гонений на религию и в особенности на христианскую Церковь в России, стало опубликование 23.1.1918 г. декрета "Об отделении Церкви от государства". Последовавшая вслед за этим декретом в августе 1918 г. специальная инструкция лишала все религиозные организации юридических прав и объявляла их имущество народным достоянием. Дальнейшие события лишь показывают неотвратимость нависшей над Католической Церковью в России катастрофы.
В апреле 1925 г. в Риме при Конгрегации Восточных Церквей организуется специальная комиссия "Pro Russia". В 1926 г. после своей тайной епископской хиротонии ее глава д'Эрбиньи дважды посещает СССР - в апреле-мае и июле- сентябре и совершает коренную реорганизацию Католической Церкви в России. В результате тайных епископских хиротоний была создана следующая структура Апостольских администратур в СССР: 1. Московской - еп. Пий-Эжен Неве (21.IV.1926), 2. Ленинградской - еп. Антоний Малецкий (13.VIII. 1926), 3. Могилевской - еп. Болеслав Слосканс (10.V.1926), 4. Крымской - еп. Александр Фризон (10.V.1926). Однако, последствия этой реорганизации были трагическими: надеждам д'Эрбиньи на быструю легализацию четырех тайно положенных епископов не суждено было оправдаться: все, кроме еп. Неве, были впоследствии арестованы и высланы из СССР, а еп. Фризон в 1937 г. расстрелян. Еп. Малецкий при постоянной угрозе ареста с разрешения Рима тайно рукополагает с разрешения Рима своим преемником еп. Теофилиса Мату-ляниса (9.П.1929), но в конце того же года последний был арестован, а в 1933 г. выслан в Литву. Чтобы хоть как-то сохранить церковную жизнь Ленинграда, еп. Неве совершает 30 апреля 1935 тайную епископскую хиротонию доминиканского настоятеля храма Лурдской Богоматери Жана-Баттиста Амудрю, но уже в августе этого же года тот вынужден был покинуть СССР
15-16 февраля 1931 г. был арестован вице-экзарх восточного обряда о. Сергей Соловьев и почти вся остававшаяся к тому времени на свободе московская община восточных католиков. Это был окончательный разгром Русской Католической Церкви в России: ее члены были разбросаны по гигантской вотчине ГУЛАГа. Но их дело было продолжено русской католической миссией в эмиграции.31 июля 1936 г. был вынужден навсегда оставить Москву Апостольский администратор еп. Неве. Таким образом, в СССР была полностью ликвидирована католическая иерархия обоих обрядов. К 1935 г. на некогда огромной территории бывшей Могилевской архиепископии, простиравшейся от берегов Белого моря до Харькова и от белорусских земель до границ с Китаем и Японией, насчитывалось не более 16 католических священников.
Святой Престол не. был особенно удивлен советско-германским пактом, подписанным 23 августа 1939 года в Москве Молотовым и Риббентропом. Нунций в Берлине монсеньор Орсениго еще 17 мая 1939 года сообщал о беседе с Риббентропом, в ходе которой у нунция создалось впечатление, что в скором времени ожидается сближение нацистской Германии с советской Россией. Святой Престол был предупрежден о готовящемся нападении на Россию. 5 мая 1941 года директор "Osservatore Romano" граф Далла Торре сообщил об этом. Начальник германской военной контрразведки адмирал Канарис, известил Пия XII о планах фюрера.
С началом Второй мировой войны Ватикан развернул деятельность по поддержки католиков оккупированных Вермахтом. Уже 23 июня 1941 года Святой Престол попытался воспользоваться ситуацией для того чтобы нацистская администрация установила бы там свой собственный "религиозный режим". Не появился ли наконец у Католической Церкви шанс -- с помощью войны -- проникнуть в Россию? Нацисты не были настроены разрешить католическим священникам обосноваться в своих тылах -- в Белоруссии и на Украине, О многом говорит сам факт назначения на пост рейхсминистра по делам Восточных земель заклятого врага христианства Альфреда Розенберга. Деятельность армейских капелланов была строго ограничена. По замыслу Гитлера, надо было помешать Ватикану воспользоваться победами нацистов: ведь Святой Престол отказался объявить крестовый поход против большевиков и благословить новых "крестоносцев".
В Прибалтике и Белоруссии сохранили прежнюю остроту религиозные ссоры между поляками и литовцами -- последние требовали, чтобы катехизация и проповеди велись на их родном языке; польское духовенство, подвергавшееся преследованиям со стороны немцев пыталось проникнуть в Белорусию для объединения с местными католиками. 14 февраля 1942 года архиепископ Виленский монсеньор Ялбжыковский, назначенный апостольским администратором Могилева и Минска, направил кардиналу Мальоне отчет о положении в Могилевско-Минской епархии, который был получен в Риме только 4 июля 1942 года. Он выражал пожелание, чтобы монсеньор Матуленис и монсеньор Слосканс вернулись в Россию. Сам он поехать в Россию. Но немцы официально позволяли служить на этих территориях только русским и белорусским священникам, отказывая на практике даже таковым в выдаче разрешений. В Минске оставалось 17000 католиков, во всей области более 50000. Могилев и Бобруйск, управлялись военной администрацией и священники, приехавшие туда до оккупации, могли служить. 3 мая 1942 года поляк Ялбжыковский был арестован немцами. В марте 1943 года, по мере наступления русских войск, они либо сами отступили вместе с немцами, либо были уведены ими насильно В Германии епископы были отправлены в Шнейдемюле
30 августа 1941 года митрополит Львовский Андрей Шептицкий выразил радость по поводу окончания большевистского владычества на Украине. .Шептицкому удалось послать двух униатских священников в Киев. Но 16 июля 1941 года Гитлер заявил, что служить там имеют право только православные священники: он не собирался позволить Католической Церкви пожинать плоды "крестового похода", присоединиться к которому она не захотела. Шептицкому удалось реорганизовать структуру униатской Церкви на Украине, создав, четыре экзархата. Экзархом Великой Украины с местопребыванием в Киеве был назначен Иосиф Слипый которому удалось направить 2 священников , признанных немцами. Он хотел поехать в Киев сам, но нацисты предпочитали униатам православных иерархов -- таких, как Дионисий Варшавский и Алексий (Громадский) Волынский. 6 ноября 1943 года советские войска взяли Киев, 28 июля 1944 года -- Львов. 14 октября 1944 года, через три месяца после возвращения во Львов Красной Армии, Шептицкий написал Сталину письмо, в котором поздравлял его с победоносным шествием В мае 1945 года новый патриарх обратился к униатам с призывом возвратиться в лоно Матери-Церкви и порвать все связи с Ватиканом .
На территориях, занятых союзницей стран Оси Румынией (в Бессарабии и Транснистрии), Святой Престол образовал Транснистрийскую миссию во главе с монсеньером Глазером. 10 сентября 1941 года кардинал Мальоне попросил нунция в Бухаресте монсе-ньора Кассуло передать Марку Глазеру, что по согласованию с румынским правительством маршала Антонеску ему поручено пастырское окормление Транснистрии -- территории между Днестром и Бугом, включая Одессу, временно присоединенной к Румынии, -- хотя совсем незадолго до этого, в августе того же года, германская миссия сообщила румынскому министерству по делам религиозных культов, что Берлин категорически запрещает католическим священникам доступ на оккупированные территории Членами Транснистрийской комиссии были иезуит Пьетро Леони, и Жан Николя Одесса была важным центром, через который проходила репатриация военнопленных . 29 апреля 1945 года, он и о. Леони были арестованы.
С 22 июня 1941 года Пий XII придерживался строгого нейтралитета по отношению к обеим воюющим сторонам. Говоря о преступлениях нацистов, в частности об истреблении евреев, историки резко осуждали Пия XII за его молчание. С одной стороны, Святой Престол испытывал давление держав Оси, требовавших объявить крестовый поход против СССР, с другой -- англичане и американцы с удивительной настойчивостью просили его осудить нацизм и признать, что в России снова существует свобода совести . 19 сентября 1942 года посол Рузвельта Майрон Тэйлор вручил папе меморандум о перспективах на послевоенный период В своей ноте Пий XII ответил, что Святой Престол не одобряет такой мир, который был бы достигнут ценой сохранения подавления прав и свободы совести в некоторых странах. Действительно, в то время Ватикан видел, что победа Советов могла привести к потере независимости наций, подпавших под влияние СССР, и к лишению гражданских свобод населения территорий, оккупированных Красной Армией. Именно этим объясняются постоянные предостережения Пия XII, обращенные к Рузвельту. Папа не верил в победу государств Оси и поэтому понимал, что США оставались единственной страной, способной оказать давление на СССР . о. Браун был единственным информатором Святого Престола, остававшимся на протяжении Второй мировой войны -- с 1 сентября 1939 года, дня вторжения в Польшу, до 9 мая 1945 года -- в Москве. Наконец, если и был такой человек, который никогда не строил каких бы то ни было иллюзий относительно свободы совести при коммунизме, то это именно Браун. К тому же он прекрасно понимал, что американцы занимают ошибочную позицию по поводу положения религии в Советском Союзе.
Литература:
--
О.Лиценбергер Евангелическо-лютеранская церковь и Советское государство (1917-35). М.,99;
--
О. Курилло Лютеране в России XVI-XX вв. М., 02;
--
Гросс Э. Автономная Социалистическая Советская Республика немцев Поволжья М., 95.
--
Великович Л.Н. Черная гвардия Ватикана. М., 1985.
--
Вине О.В. Смертность населения АОНП от голода в 1921 -- 1922 гг. // Культура русских и немцев в Поволжском регионе. Вып. I. Саратов, 1993
--
Винтер Э. Политика Ватикана в отношении СССР-1917-1968 гг. М., 1977.
--
Воейков Н.Н. Церковь, Русь и Рим. Минск, 2000.
--
Гергей Е. История папства. М., 1996
--
Голованов С, свящ. Католичество и Россия (Исторический очерк). СПб, 1998
--
Дзвонковский Р. Римско-католическая Церковь в СССР. 1917 -- 1939. Исторический очерк. Люблин, 1997.