Сейчас, когда общественность переживает за Большой театр в связи с постановкой "Детей Розенталя", я задумалась на секунду об этом феномене - и предлагаю взглянуть на оперный (и не только) репертуар театра времён его самого большого советского расцвета. Возьмём годы, когда слава Улановой и Лепешинской гремела, а Плисецкой - начиналась, когда пели М.Михайлов, А. и Г.Пироговы, М.Рейзен, Г.Нэлепп, П.Лисициан, М.Максакова, В.Давыдова, не говоря уже о Лемешеве и Козловском; когда дирижировали Н.Голованов, А.Мелик-Пашаев, Ю.Файер, Б.Покровский и дебютировал Г.Рождественский.
Вот список прошедших в Большом театре опер советских композиторов с 1925 г. до 1950 года:
Многие ли из этих опер дожили до наших дней? Нет, конечно. Что за художественная необходимость была для сцены Большого в "Поднятой целине" (и кто сейчас знает композитора И.И.Дзержинского)? А в балете "Тарас Бульба" Соловьева-Седого? Или "Красный мак" Глиэра и "Пламя Парижа" Б.Асафьева (блистательных, кстати, но шагнувших на сцену по очевидным идеологическим соображениям - где же, как не в оперном-балетном театре, посочувствовать борьбе китайского народа и возвеличить революцию)?
Что спасло Большой в те времена от потери зрителя? Широкий репертуар. Даже из перечисленных две-три оперы вошли в историю искусств. Никогда не сходили со сцены русская и мировая классика. Ансамбль артистов был великолепный.
Намеренно не останавливаюсь на репертуаре застойных лет; опера уже тогда переживала кризис вокала, а значит, кризис репертуара, продолжающийся и сейчас. Зато похвастаюсь виденными в разное время постановками всех балетов Р.Щедрина, написанных и осуществленных специально для Майи Михайловны. К сожалению, сейчас некому воспроизвести эти уникальные действа.
Возвращаясь от высокого к сиюминутному, рискну высказать предположение: не отдельно взятые дети Розенталя "портят породу", а систематическое пренебрежение интересами искусства в угоду конъюнктуре - идеологической, финансовой или рыночной - какая разница... Можете не соглашаться.
"Служенье Муз не терпит суеты"...
Автор сверялся с книгой "Большой театр Союза ССР", издание 1952года.