Павлова Марина Олеговна : другие произведения.

Большой театр - 2

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Против сталинизма в искусстве лучше всех свидетельствуют сами сталинисты


   Большой театр - 2
   Приложением к заметке "Большой Театр Союза ССР"
  
  
   Приведу ещё пару отрывков из книги "Большой театр Союза ССР", Москва, ГМИ, 1952. Книга, выпущенная в связи с юбилеем Большого театра (175-летие отмечалось с пышностью и размахом в 1951 году), повествует, естественно, о "славном пути" театра и его труппы. Этот путь, оказывается, "не был лёгким и гладким" (ещё бы!), ведь это был "путь коренной перестройки", "обновления форм и методов работы", "создания нового репертуара, соответствующего возросшим идейным и художественным требованиям широких слоёв трудящихся".
  
   Вот что происходило в театре, например, в 20-е годы:
   "Некоторая часть театральных работников пыталась перенести в Большой театр старые, буржуазные нравы и методы работы. В 1926-1928 гг. группа артистов во главе с Н. Головановым выступала против обновления и создания нового репертуара, препятствовала выдвижению молодых артистических сил.
   В "Ответе Билль-Белоцерковскому" (не завидую ему - ПМ.) И.В.Сталин охарактеризовал деятельность этой группы как антисоветское явление. Товарищ Сталин далее писал: "Из этого, конечно, не следует, что сам Голованов не может исправиться, что он не может освободиться от своих ошибок" (здесь книга даёт аккуратную ссылку на соч. Сталина). Разъясняя сущность воспитательной работы, которую проводит партия, борясь за оздоровление и перестройку советского искусства, товарищ Сталин предупреждал о недопустимости администрирования и призывал к серьёзному творческому соревнованию: "...только в обстановке соревнования можно будет добиться сформирования и кристаллизации нашей пролетарской художественной литературы". Свидетельством успешности этой воспитательной работы является весь последующий творческий путь Голованова".
  
   Ай-ай-ай, какой мудрый был товарищ Сталин, какие правильные слова говорил! Вот только недоглядел, слова разошлись с делом, и победило как раз администрирование, соревновались же не постановки, а представители общественности в своём рвении если что, заклеймить. Так что получилось не совсем то, что товарищ Сталин хотел, а может, он именно этого и хотел в своём иезуитстве...
   И что это за метаморфоза такая, трансформация творческого пути Н.С. Голованова? Какой внутренний надлом человека стоит (или нет - хотелось бы догадаться) за этими снисходительно - покровительственными словами в адрес главного дирижёра БТ, проработавшего по меньшей мере до времён выхода книги?
  
   Иезуитская сущность "длительной и углублённой воспитательной работы с художественными кадрами театра" явственно проглядывает из дальнейшего текста.
   "С помощью партии общественность театра успешно преодолевала все трудности, встававшие на пути перестройки и обновления творческой работы.
   ...Обобщая опыт советского искусства и указывая перспективы его дальнейшего роста, товарищ Сталин в беседе с писателями в октябре 1932 года определил принципы, которыми вдохновляется искусство в нашей стране, как метод социалистического реализма. Основой этого метода является правдивое отображение действительности в её революционном развитии. "Правдивость и историческая конкретность художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся людей в духе социализма" - говорил А.А.Жданов на первом всесоюзном съезде советских писателей.
   ...Обосновав принципы социалистического реализма, партия определила основной путь развития искусства в нашей стране - путь действенного творческого участия в борьбе и строительстве советского народа, активного вторжения в жизнь, целеустремлённого служения идеалам коммунизма. Необычайно расширились перспективы искусства, повысилась его воспитательная роль.
   Великие победы социалистического строя, возглавленное партией решающее наступление по всему идеологическому фронту благотворно сказались в деятельности Большого театра. В этот период Большой театр настойчиво и целеустремлённо работает над созданием нового репертуара, воплощающего образы советской действительности и истории революционной борьбы. Большой театр достиг в отдельных постановках - как оперных, так и балетных - значительных идейно-художественных результатов ("Тихий Дон" И.Дзержинского, "Пламя Парижа" Б.Асафьева и др.)".
   Обратите внимание, что результаты не могли быть художественными, а непременно "идейно-художественными".
   "Борьба двух направлений в искусстве не миновала сцены советского Большого театра. В его практике на отдельных этапах обнаруживались существенные идейно-эстетические ошибки и заблуждения, ложные увлечения "модными" формалистическими течениями, и это неоднократно становилось тормозом, помехой в развитии Большого театра по пути искусства реалистического, народно-демократического. В период засилья в музыке формалистических влияний на сцену Большого театра проникли отдельные сумбурные, чуждые идейным и художественным запросам народа произведения ("Любовь к трем апельсинам" Прокофьева, "Футболист" Оранского, "Леди Макбет Мценского уезда" и "Светлый ручей" Шостаковича). Однако советская общественность, партия и партийная печать бдительно оберегали чистоту идейной и художественной линии театра. Редакционные статьи "Правды" "Сумбур вместо музыки" и "Балетная фальшь", опубликованные в начале 1936 года, вооружили Большой театр и всех работников советского музыкального искусства на борьбу против аполитичности, формализма и натурализма".
   Главное - кого надо, похвалить, кого надо, поругать. Сослаться на товарищей Сталина, Жданова и "Правду" (газета "Правда" - орган партийной печати Nо1). Ну, и общественность, по традиции, никогда не дремлет.
   "Колоссальное значение для развития советского оперного искусства имела состоявшаяся 17 января 1936 года беседа товарища И.В.Сталина и товарища В.М.Молотова с постановщиками спектакля "Тихий Дон". Выдвинув перед творческими работниками задачу создания советской оперной классики, товарищ Сталин начертал боевую программу для всего советского музыкально-театрального фронта. Товарищ Сталин призвал оперных композиторов решительно бороться (на чём же ещё можно сосредоточить композиторов, тем паче "оперных") за идейность, правдивость, близость к массам, ясность и доступность языка, основывающегося на народной музыке".
   Конец цитаты.
   Справедливости ради надо сказать, что Большой театр был во все времена "священной коровой", которую не трогали грязные руки НКВД. Щипать его было прерогативой высших партийных чиновников, приближенных Сталина. Сталин любил Большой театр. Не то, что "питал слабость", а видел в нём воплощение советских претензий на главенство во многих областях - в культуре, науке, спорте. Большой театр был частью его амбиций, прихотливых и противоречивых. В 1937(!) году Большой театр был награждён орденом Ленина, а 11 корифеям театра было присвоено "высокое звание народного артиста СССР". Политика кнута и пряника работала.
  
   апрель 05
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"