Павлова Ная Васильевна : другие произведения.

О "Дверях восприятия" Хаксли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Это небольшое эссе, рассказывающее о мире, который сложно увидеть простому человеку, но который смог увидеть английский писатель, приняв мескалин

  Люди видят мир по-разному. Кто-то смотрит через розовые очки, у кого-то он черно-белый, кто-то кроме серого ничего не видит, а для кого-то окружающее пространство переливается всеми цветами радуги. Это восприятие зависит от подхода к жизни, от склада характера, да мало ли еще от каких факторов. Но ведь и в совершенно прямом смысле, мы видим мир по-разному. Есть дальтоники, есть люди, не различающие цветов, есть слабовидящие и слепые, а есть те, кто видит множество цветов и оттенков. А еще не стоит забывать об аутистах, которые видят совершенно особенный мир или шизофрениках, которые могут видеть то, чего нет, и люди с диссоциативными расстройствами, которые могут воспринимать мир сразу несколькими личностями (откуда нам, да и им, знать, какая из них наиболее реальная и действительно ли все остальные лишь болезнь). И творческих личностей не стоит сбрасывать со счетов. Фраза: "я художник, я так вижу" - может быть вполне обоснованной - у художников, писателей, ученых, взгляд на мир тоже совершенно особенный. Мы даже не можем утверждать, что все мы видим один и тот же мир. Абсолютной истины нет, проверить, чей мир настоящий нельзя. Быть может, все вокруг нас черно-белое, а цвета "придумывают" наши глаза...
  
  И все-таки существует некий усредненный мир, который видит обычный человек, и это место далеко не так привлекательно, как хотелось бы. Он довольно сер и однообразен и существует, кажется, только для того, чтобы человек мечтал оттуда сбежать.
  
  Так было всегда. Существует миллион способов сбежать от реальности, и их становится все больше.
  
  "То, что человечество вообще сможет когда-либо избавиться от Искусственных Раев, представляется маловероятным. Большинство мужчин и женщин ведут жизнь, в своем худшем виде настолько
  
  мучительную, а в лучшем - настолько монотонную, бедную и ограниченную, что позыв бежать ее, стремление превзойти себя хотя бы на несколько мгновений есть и всегда было одним из основных аппетитов души.
  
  Искусство и религия, карнавалы и сатурналии, танцы и слушание ораторов - все это служило, по выражению Г.Дж.Уэллса, Дверями В Стене. А для частного, повседневного пользования всегда существовали химические интоксиканты".
  
  Сегодня Дверей В Стене и повседневных лазеек гораздо больше: виртуальная реальность, различные симуляторы, развлечения, граничащие с безумием. Но все это не притупляет жажду беспрестанного бегства от мира, в котором мы застряли или, вернее, от того мира, который можем разглядеть мы.
  
  Мысль о том, что эта серая реальность - не все, что существует, постоянно мешается в голове, словно камешек в ботинке. Поиск способов расширить сознание, изменить восприятие, способен превратить человека в наркомана. Слишком уж заманчива перспектива увидеть "настоящий" мир и познать его.
  
  "Универсальное и постоянно присутствующее стремление к самотрансценденции не должно быть упразднено захлопыванием ныне популярных Дверей В Стене. Единственная разумная политика - это открыть другие, лучшие двери в надежде склонить мужчин и женщин сменить свои старые плохие привычки на новые и менее вредоносные".
  
  Другой вариант - искать Двери, незакрытые другими: читать об опыте людей, которые смогли пробиться сквозь Стены.
  
  Одна из таких лазеек - эссе Олдоса Хаксли "Двери восприятия. Рай и Ад", написанное в 1954 году. Произведение послужило толчком к массовому изучению "расширения границ восприятия" под действием наркотиков, оказав таким образом значительное влияние на социальные и культурные процессы второй половины XX века. Книга вдохновила
  
  молодого Джима Моррисона назвать свою группу The Doors и стала своеобразным манифестом для поклонников психоделической культуры 60-х годов.
  
  Причины такого влияния и интереса легко объяснить. Опыт, описанный Хаксли привлекает и завораживает. Тот мир цвета, света, объема, безвременья и беспространственности, который увидел писатель, приняв мескалин, притягивает и манит к себе.
  
  Это снова особенный мир для каждого. "В некоторых случаях начинает иметь место сверхчувственное восприятие. Другие открывают мир красоты видений.
  
  Иным является слава, бесконечная ценность и значимость чистого существования, данного, неконцептуализированного события. На последней стадии отсутствия эго появляется "смутное знание" того, что Все - во всем; что Все - это, в действительности, каждое. Я понимаю, что это - самое ближнее, к чему может прийти конечный ум, "воспринимая все, что происходит везде во вселенной"".
  
  Под влиянием мескалина человек словно становится частью Всего Разума, который закрыт для него все остальное время. Человеческий мозг не в состоянии справится с объемом этого огромного всеобщего разума и будет просто уничтожен, поэтому к нам проникает только тот объем информации и восприятия, который мы способны вынести, но существуют способы на время проникнуть в этот перекрытый канал. "Каждый из нас способен производить химическое вещество, микроскопические дозы которого, как стало известно, приводят к глубоким изменениям в сознании". К сожалению, общедоступного способа научиться вырабатывать это вещество и не сойти с ума, еще не обнародовали. Теоретически, им владеют шаманы, мистики и духовидцы. Состояние измененного сознания можно попытаться спровоцировать в определенных местах, наполненных драгоценными камнями, цветным стеклом, также его вызывает гипноз. Но все же, если вы не шаман и не
  
  владелец готического собора, придется искать другие выходы. Для многих тропой в мир Всего Разума стали психоделики.
  
  Они не вызывают такого привыкания, как, скажем, героин и кажутся практически безопасными. Существует только один нюанс: они могут показать не только Рай, но и Ад, из которого будет очень трудно выбраться, да и действие их продолжительно. Поклонники психоделической культуры, очевидно, невнимательно читали "Двери восприятия": Олдес Хаксли неоднократно говорит о том, что прежде, чем употреблять мескалин, нужно подготовиться, хотя и тогда попадание в "рай" не гарантировано, а еще он предупреждает о том, что вред, который этот наркотик наносит организму человека, еще малоизучен.
  
  Но довольно сложно устоять перед искушением, очистить свои двери восприятия хотя бы раз и увидеть все бесконечным. Вот только несколько примеров этого измененного мира, которые приводит писатель в своем эссе: "Тот иной мир, в который впустил меня мескалин, не был миром видений; он существовал в том, что я мог видеть открытыми глазами". "Я видел то, что видел Адам в утро своего сотворения - мгновение за мгновением, чудо обнаженного существования". "Я продолжал смотреть на цветы, и в их живом свете я, казалось, заметил качественный эквивалент дыхания - но дыхания без возвращений к начальной точке, без повторяюшихся приливов, одного лишь неостанавливающегося потока от красоты к еще более возвышенной красоте, от глубокого к еще более глубокому значению". "Разум воспринимает все в понятиях интенсивности существования, глубины значения, отношений внутри узора". "Тот, кто принимает мескалин, не видит причины делать что-либо в частности и обнаруживает, что большинство причин, по которым он обычно готов был действовать и страдать, глубоко неинтересны. Его нельзя ими беспокоить, поскольку есть нечто лучшее, о чем ему можно думать".
  
  Одна беда, вся та суть бытия куда-то пропадает, когда заканчивается действие психоделика. Вещи снова находятся в привычном пространстве, ножка стула перестает быть Страшным Судом, а рутинные будни наваливаются с новой силой. Весь Разум снова оказывается недоступным человеку и мир Боттичелли и Ван Гога можно увидеть только через их картины. Возникает соблазн снова прибегнуть к мескалину. Но этот путь ведет к вратам Ада.
  
  "И все же у меня оставались кое-какие сомнения. Потому что, коль скоро всегда видишь вот так, то никогда не захочешь больше ничего другого делать. Просто смотреть, просто быть божественным Не-Я цветка, книги, стула, фланели. Этого будет достаточно".
  
  Человек навсегда остается запертым в мире этого расширенного измененного восприятия, у него только одно желание - найти способ не выбираться оттуда. И этими своими, возможно, благими и чистыми намерениями, он выстилает дорогу в ад. Мескалин имеет свойство накапливаться в печени, что потом негативно сказывается на последующих приемах этого вещества.
  
  Видения, приносящие когда-то освобождение и открывающие мир смыслов и понимания, превращаются в кошмарные опыты. Эта часть видений преследует и большинство больных шизофренией. Их духовидческий опыт трудно назвать благостным. Возможно, в такие видения ада мог погружаться Иероним Босх, видевший в людях их истинные звериные, порочные сущности и отображавший их на своих картинах.
  
  Но вот, что говорит о путешествие в мескалиновый ад сам Хаксли: "Блаженные видения обычно ассоциируются с чувством отделенности от тела, чувством деиндивидуализации. Когда духовидческий опыт ужасен, а мир преобразовал к худшему, индивидуализация усиливается, и негативный визионер оказывается связанным с телом, которое, кажется, становится все более и более плотным, более туго
  
  упакованным, пока он, наконец, не обнаруживает себя сведенным к агонизирующему сознанию сконденсированного куска материи, не больше камня, который можно удержать в руках".
  
  После такого духовидческого опыта двери восприятия не только еще больше затуманятся, но могут и вовсе закрыться навсегда. Из зависящего от мескалинового рая, человек превратится в умалишенного.
  
  Так какой путь выбрать? Остаться в обычном мире, который больше похож на чистилище, где тебя придавливают к земле, но не так сильно как в аду или попытать счастья с лазейкой в рай? Зайти туда на экскурсию, ненадолго понять суть бытия и вернуться обратно.
  
  Ответ Олдеса Хаксли очевиден - любой интеллектуал, который хочет чего-то добиться и понять, как на самом деле устроена реальность, в чем "таковость" вещей и как выглядят внутренние свет и цвет, обязан попробовать расширить границы сознания и изменить видение.
  
  Подходить к этому нужно в здоровом теле и со здоровым духом, тогда опасность погрузиться в пучину ада уменьшается, но не исчезает совсем.
  
  Но ведь должен же быть выход и для тех, кто не хочет рисковать своим чистилищем, боясь еще больших ужасов? И выход есть, это, конечно, не делает двери восприятия абсолютно чистыми, но дает надежду, что когда-нибудь они смогут таковыми стать. И этот выход - искусство.
  
  Художники все еще могут сражаться с привычным мироощущением Они, как и раньше, с самого начала видят этот мир иначе. У них получается извлекать образы из невиданного и создавать новую реальность. Но картина не становится по-настоящему новой реальностью, это лишь мост к ней, оставшийся путь человек должен проделать сам. "Стул на картине оставался никак не большим, чем необычайно выразительным символом факта. Факт был проявленной Таковостью; это же было всего лишь эмблемой. Такие эмблемы - источники
  
  подлинного знания о Природе Вещей, и это подлинное знание может служить для подготовки ума, который, сам по себе, принимает его как следствие немедленных прозрений".
  
  Сам же художник, фигура особая, наделенная способностью путешествовать между мирами. Он может видеть и реальность, и мир духов, образов, вытаскивая их на суд простого человека. Этой же силой, только еще более концентрированной, обладают аутисты-саванты. Процесс работы этих людей понять невозможно. Из несвязанных между собой линий, штрихов, фигур, они, в конечном итоге, могут создать картину, в которой обычный человек увидит вполне привычный для себя сюжет. Именно так из мира иллюзий, подсознательного и проявляются духи, образы и идеи.
  
  Как определить, какой же мир настоящий, не обманывает ли нас зрение и где кончается реальность и начинается галлюцинация? Понять сложно. Очевидно, эту проблему каждый должен решать сам. Нужно лишь задуматься, есть ли смысл цепляться за видимое, или попытки увидеть невидимое имеют больше смысла.
  
  В своей работе "Двери восприятия. Рай и ад" Олдос Хаксли рисует такой причудливый и дивный мир, являющийся под воздействием мескалина, что возникает соблазн в этот мир окунуться, тем более для многих индейских племен, снадобье из пейота до сих пор остается частью привычной жизни. Писатель охотно делится со своими читателями всеми образами и ощущениями, испытанными им. Читая его воспоминания, невольно задумываешься, не лучше ли этот безвременный, безответственный и такой яркий и объемный мир, чем серая и пугающая реальность. Но стоит попробовать этот запретный плод однажды, и не захочется возвращаться к обыденности.
  
  Манипуляции восприятием и сознанием, безусловно, привлекательны, но их все-таки стоит оставить исследователям и их подопытным. Мир не стоит на месте, наука развивается и реальность
   меняется тоже. Уже не кажется невозможной передача навыков через мысли, стали реальными протезы, управляемые силой мысли, а возможности человеческого мозга переоцениваются и становятся еще более безграничными, чем раньше. Может быть, совсем скоро мы сможем узнать ответ на вопрос - что такое реальность, чем на самом деле являются видения, приходящие человеку, находящемуся под воздействием дурмана или гипноза. А пока "еще существует опыт - за пределами времени - опыт единения с божественной Твердью" и нам остается лишь идти к нему маленькими неуверенными шагами.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"