Аннотация: Я преподавала химию в политехническом институте. Ну, и накопилось...
Коррозия - записки преподавателя
Для тех, кто изучал химию-физику
Зачет. Вопрос - коррозия. Молчит. Любуется на потолок. Смотрит на часы -прикидывает сколько до звонка. Напрасно, друг мой - это не лекция - сколько надо, столько и сидеть тут с вами буду... Чешет плечо. Чиркает по листу - проверяет хорошо ли пишет авторучка. Пишет, к огорчению, хорошо.
- Значит, коррозия? - осторожно уточняет.
- Она.
- Коррозия, выходит?
- Коррозия, коррозия... Вперед! - я веду себя безжалостно.
- И тут он выдает лирический зачин - истинный шедевр:
- Коррозия используется в народном хозяйстве для порчи металлов...
И смотрит на меня испытующе.
Все, встретимся в четверг... Выучите материал.
Расстроен:
- О чем нибудь хорошем спросили бы...
Опять про коррозию. Беседуем про катодную защиту. Ну, скажем, как защитить локомотив.
Бойко начинает: "Берем источник постоянного тока. Аккумулятор. Провод от минуса цепляем к паровозу."
- Ну ладно, пускай будет паровоз. А от плюса провод куда?
- А к рельсам!
Первокурсник - после армии, постарше других. Спрашиваю про дефект массы.. Не врубается.
Пытаюсь помочь конкретным примером.
Скажем, вы очень точно измерили массу водородной бомбы. Вот после взрыва масса всех осколков материи будет ли такая же?
Смотрит на меня, как на идиотку.
- Тут уж... осколков не соберешь!
Что правда, то правда. Не соберешь. Но дискутировать с ним по этому вопросу у меня времени нет, другие студенты ждут.
Я пишу знаменитое E= mc2.
- Неужели вы никогда этой формулы не видели?
- Всегда знал! Только не "с", а "v" квадрат - и деленное на два!!!
- Парочка студенток смотрят на меня насмешливо - облажалась училка!
FeS. Как называется это вещество?
Напрягается, молчит.
- Ну посмотрите, какие тут элементы? Вот и назовите.
- Ферум-серум! - и краснеет немного.
- Этот же студент по-родственному называл термодинамические функции: "энтальпа" и "энтропа".
Как-то из любопытства спросила - знает ли он про Эвтерпу.
- Нам про эту функцию не читали.
Политехнический, что тут говорить, институт!
Долго талдычу про корпускулярно-волновые свойства электрона. Сотношение неопределенности. Рисую функцию распределения вероятности, форму электронных орбиталей. То да се...
Встает девушка. Хорошенькая.
- Ой, а это правда, что р-электрон по восьмерке летает?
Выйдет замуж, родит, будет в КБ сидеть...
Задашь неожиданный вопрос - жди неожиданного ответа...
Второкурсник толково и с расстановкой рассказывает про полупроводники. Валентная зона, запрещенная зона, зона проводимости и т.п. и т.д.
Все знает, молодец! Задаю неожиданно простой вопрос: а в чем меряется ширина запрещенной зоны?
Ничтоже сумняшеся: "А в миллиметрах!"
- Интере-е-есно! И сколько же миллиметров? Один, два?
Начинаем торговаться.
- Нет, меньше.
- Одна сотая? - предлагаю. Не соглашается. Иду на уступки. - Сто микрон?
- Ну, более или менее...
- По рукам, значит!
Подавляю желание выгнать вон с зачета. Вместо этого делаю предложение:
- Ну а если, например, лазером вырезать эту запрещенную зону (сто микрон - ерунда!) и остатки бутерброда склеить - выходит, проводник получится?
- Мммм... интересная идея! - одобряет он мою сообразительость.
Преподаватель с кафедры физики рассказывает. На вступительном экзамене спрашивает про поляризацию света.
Абитуриент: " Ну, там два вектора. Один движется, а другой не движется".
- Что же он не движется?
- А он... это... ПАРАЛИЗОВАННЫЙ.
Он же расказывает. Интерференция. Второкурсник:
- Выходят два пучка света из когерентных источников, встречаются и интерферируются.
- "Интерферируются" - это неправильный термин, -замечает преподаватель.
- Ой да, конечно! Встречаются и интерферируют друг друга...
Весна была в разгаре, гормоны очнулись, ну и оговорки по Фрейду.