15 июня 2005 года правительство России приняло постановление об оснащении с 1 января 2006 года всех новых грузовиков (тех, что возят особые и опасные грузы) и новых автобусов аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Оговорка (либо ГЛОНАСС, либо ГЛОНАСС/GPS) понятна. Хотя наша система и начала формироваться еще в 1982 году и даже было время, когда спутниковая группировка достигала 24 спутников, но сейчас на орбите их летает всего 13. К 2008 году спутников станет уже 18 - и этого уже будет, по минимуму, достаточно, тем более, что спутники нового поколения будут летать не по три года, а по семь лет. Тогда станет возможным определять горизонтальные координаты движущихся автотранспортных средств с точностью 50-70 м, вертикальные координаты с точностью 70 м, скорость движения с точностью 15 см/с, и определять точное время с точностью 0,7 мкс.
И все же группировка спутников GPS уже насчитывает 30 спутников при необходимых 24, устойчиво работает с 1978 года, создана обширная номенклатура приемной аппаратуры и отказываться от нее нет смысла. Тем более, что в последнее время цены на приемники GPS стремительно снижаются. Из последних новостей на эту тему: на рынок выброшен сверхминиатюрный сертифицированный GPS приемник Orcam и спутниковый навигационный терминал MacroS. Цены на это оборудование начинаются от 35 долларов. Компания Macro Group, продвигающая эти продукты на российском рынке, утверждает, что имеет соответствующие сертификаты 32 ГНИИИ МО РФ. Средние же цены на автомобильное GPS-оборудование в нашей стране колеблются в пределах 800-1.300 долларов. Редко - дешевле или дороже.
Разрабатывают соответствующее оборудование и наши специалисты. Как всегда: "весомо, грубо, зримо". Очень надежно и сложно. На одном из предприятий "Авиаприборхолдинга" - ОАО АНПП "Темп-Авиа" (г.Арзамас) - проходят испытания комплексированные - сочетающие в себе спутниковые и инерциальные технологии - приборы спутниковой навигации ПСН-1 и ПСН-2. Правда, они предназначены для авиации и судоходства, но, как рассказал руководитель одного из отделов предприятия Евгений Чуманкин, "тот факт, что испытания приборов проходят на автобусе УАЗ-2206, наглядно показывает, что "спустить" их на землю можно без особых трудностей". Среди достоинств российской разработки - возможность выдачи точных координат даже при достаточно длительном пропадании спутникового сигнала. Но эти приборы очень дороги - порядка 3-4 тысяч долларов. В "военном варианте", надо полагать, их цены будут еще выше, но зато даже "гражданские" ПСН рассчитаны на очень жесткие условия эксплуатации, и по нашим дорогам они будут, пожалуй, - "самое то. что нужно". Тем не менее, прорабатываются различные варианты удешевления приборов. Как сообщил Евгений Чуманкин, "одновременно с этими приборами, испытания проходил и прибор ценой всего порядка 500 долларов".
Целый комплекс электронных систем управления и контроля для большегрузных автомобилей и автобусов создается Межгосударственной финансово-промышленной группой "Аэрокосмическое оборудование". Как рассказал генеральный директор МФПГ "Аэрокосмическое оборудование" Валерий Киселевич, "в рамках работ по реализации программы Союзного государства по развитию дизельного автомобилестроения на период до 2008 года запланировано создание компьютерных систем управления различными автомобильными агрегатами и механизмами: двигателем, тормозами и всем прочим. МФПГ "Аэрокосмическое оборудование", реализуя эту программу, предложила создать интегрированную систему, в которой все основные и сервисные системы автомобиля будут замыкаться через каналы передачи цифровых данных от управляющих контроллеров на общий центральный бортовой компьютер (ЦБК) в реальном времени. Перед водителем будет не "толпа" разнокалиберных шкал и дисплейчиков, и не куча "конфликтующих" между собой по электромагнитным фонам и импульсам блоков, а единый многофункциональный блок отражения информации и единый бортовой компьютер. В разной степени готовности находятся различные части этой единой системы (ЦБК, АБС, микропроцессорные системы управления двигателями, информационно-связной терминал ГЛОНАСС/GPS, тахографы, электронные спидометры и тахометры и другие). Ряд из них выпускается серийно и устанавливается на отечественные грузовики и автобусы. Теперь подходит очередь и систем спутниковой навигации, имеющих приемник ГЛОНАСС/GPS".
Спутниковые навигационные системы помимо возможности определения местоположения дают еще и возможность выполнять охранные и поисковые функции. Вариантов исполнения приемо-передающей аппаратуры множество: Старком, Цезарь-Сателлит, Автолокатор-Сателлит, Автолокатор-Супер, AutoConnex, CobraConnex, SpaceGuard, Эшелон и другие. Удовольствие, прямо скажем, не дешевое. Только тарифы на обслуживание могут составить от 500 до 700 долларов в год, не считая стоимости самого оборудования и работ по их установке (от 1.500 до 2.000 долларов). Но зато добавляется уверенности в сохранности своего "железного коня". Эти системы позволяют через спутник не только обнаружить куда и с какой скоростью направляется ваш автомобиль, но и включить звуковой сигнал и начать моргать фарами, некоторые системы позволяют заглушить двигатель и даже затормозить.
Кроме того, установка спутниковых охранных и навигационных систем дает право на серьезную скидку при страховании. Как заявил начальник управления страхования грузов РОСНО Николай Шулепов, "РОСНО принимает на страхование грузы, перевозимые транспортными средствами, оборудованными спутниковой навигационной системой контроля на особых условиях, с применением к страховому тарифу понижающих коэффициентов, который составляют порядка 10%-30%. При оформлении полного КАСКО машины, на которой установлена одна из спутниковых систем поиска, по риску "угон" дает скидку от 30% до 75 %. На тарифах ОСАГО наличие/отсутствие спутниковой системы, правда, никак не отражается. Но при помощи анализа сведений навигационной системы, может быть значительно ускорен процесс расследования при наступлении страхового события. Кроме того, полученные сведения помогают в разрешении спорных вопросов, касающихся определении виновной стороны в повреждении, утрате или гибели груза (если, конечно, таковая имеется)".
Компании, предлагающие установку спутниковых систем на автомобили, заверяют, что задержание автомобиля при его угоне будет осуществляться силами сотрудников ГИБДД, которым диспетчер пульта охраны передаст информацию о местонахождении угнанной машины. Причем, если спутники и потеряют сигнал (например, угонщики заедут в специальным образом экранированный гараж), система запомнит последние координаты и все равно выведет на их след.
А поскольку владельцу автомобиля, по большому счету, без разницы, какая именно система: GPS, ГЛОНАСС или Gallileo - спасет его "железного друга", то и сами создатели этих систем все больше и все серьезнее говорят о создании глобальной навигационной спутниковой системы - GNSS (global navigation satellite system), когда все навигаторы будут работать по единым "правилам": на одних и тех же частотах, по одним и тем же протоколам, по одним и тем же тарифам. Работа в этом направлении уже идет полным ходом. Арзамасские приборы, например, уже могут работать в трех режимах: только GPS, только ГЛОНАСС, либо в режиме ГЛОНАСС/GPS - в зависимости от того, какое созвездие спутников обеспечивает наиболее устойчивую работу и выдает наиболее точные координаты.
Тем больше будет у всех автовладельцев во всем мире шансов приехать вовремя и именно туда, куда они и планировали, и именно на том автомобиле, на котором они и начинали ехать...