Перевалов Валерий Виктрович : другие произведения.

Статистика аварий советских (российских) А.П.Л

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оценка: 4.11*8  Ваша оценка:

  Черные тайны российских атомных подлодок
  
  Трагедии на советском атомном подводном флоте начались 4 июля 1961г., когда в Северной Атлантике у ракетоносца К-19 заклинило главный и вспомогательные циркуляционные насосы реактора левого борта. Тогда погибли 14 членов экипажа, реакторы были сняты и затоплены в бухте Абросимова (Новая Земля), АПЛ после этой аварии получила прозвище "Хиросима". (Можно вспомнить фильм "WidowsMaker", он основан на этих самых событиях). А люди на К-19 после этого гибли еще не раз...
  Затем несколько лет все было тихо, но в августе 1967г. на АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" в Норвежском море загорелась гидравлика и в результате 39 человек погибло. На следующий год в мае на АПЛ К-27 в Баренцевом море произошла авария атомного реактора в связи с резким ухудшением теплосъема в активной зоне. Погибло 9 человек. K-140 при нахождении в ремонте в г. Северодвинск 27 августа 1968 года после модернизационных работ на реакторе левого борта, вследствие самопроизвольного поднятия компенсирующей решетки на верхние концевики, вышел на мощность, превосходящую номинальную в 18 раз. Давление и температура в реакторе превысили номинальные параметры в 4 раза. Причиной самопроизвольного пуска явились неправильный монтаж сети питания и ошибки персонала. В результате аварии активная зона и реактор были выведены из строя и заменены. Официальных данных об уровнях загрязнения подводной лодки, окружающей среды и уровнях облучения личного состава нет. Следом 15 ноября 1969г. на АПЛ К-19 "Хиросима" в Баренцевом море произошло столкновение с американской АПЛ SSN-615 "Гетоу". К счастью, жертв среди экипажа не было.
  А дальше как прорвало.
  На следующий год 12 апреля на К-8 в Бискайском заливе в результате пожара в 3-м отсеке лодка потеряла плавучесть и 52 члена экипажа затонули. 15 декабря 1971г. на АПЛ проекта 701 в Белом море произошла авария опытной ракеты при попытке старта из подводного положения. Благодаря грамотным действиям экипажа жертв не было.
  В 1972г. на АПЛ К-64 при отработке курсового задания ?2 начался процесс затвердевания теплоносителя первого контура. Реактор был заглушен, потерь личного состава не было. В тот же год 24 февраля 1972г. на АПЛ К-19 "Хиросима" недалеко от острова Ньюфаундленд в пожаре погибло 28 человек. В июне того же года на многострадальной "Хиросиме" вспыхнул пожар при нахождении в бухте Гаджиево. К счастью, на этот раз жертв не было.
  В мае 1974г. АПЛ проекта 667А вблизи г. Петропавловска столкнулась с американской торпедной АПЛ SSN-672 "Пинтадо" и понесла незначительные повреждения. Жертв не было.
  В декабре 1983г. АПЛ К-324 в Атлантическое побережье Северной Америки потеряло ход из-за наматывания на гребной винт кабеля системы TASS (НАТО). Корабль лег в вынужденный дрейф до прибытия помощи. Дрейф продлился 10 дней. все это время в непосредственной близости находились военные корабли ВМС США. Лодка была приготовлена к взрыву.
  K-441 проекта 667БДР в процессе ходовых испытаний в 1976 году на большой скорости и глубине лодка коснулась скального грунта. Корабль получил повреждения в носовой части корпуса, однако благодаря грамотным действиям экипажа удалось избежать катастрофы и всплыть.
  Это происшествие открыло новую эпопею катастроф на советских АПЛ. Так, 21 августа 1983г. на К-122 в результате пожара погибло 14 человек. 21 марта 1984г. К-147 в Японском море потерял гребной винт в результате столкновения с атомным авианосцем "Китти Хок". Корабль был отбуксирован, потерь личного состава не было. K-211 проекта 667БДР 23 мая 1981 в одном из полигонов Северного флота недалеко от Кольского залива столкнулась с американской ПЛ. Тогда американская субмарина своей рубкой протаранила кормовую часть 'K-211' и отрабатывающего элементы боевой подготовки. Американская лодка в районе столкновения не всплыла. Но через несколько суток в районе английской военно-морской базы Холи-Лох появилась атомная лодка США с ярко выраженными повреждениями рубки. Наша лодка всплыла, и своим ходом пришла в базу. Здесь её ожидала комиссия, состоявшая из специалистов флота, промышленности, науки и проектанта.
  Комиссия, смоделировав ситуацию маневра двух лодок, осмотрев места повреждения, установила, что американская лодка следила за нашей лодкой в её кормовых секторах, оставаясь для неё в акустической тени. Как только наша лодка изменила курс, американская лодка потеряла контакт и вслепую врезалась своей рубкой в корму советской лодки. Её поставили в док, и там при осмотре были обнаружены в двух кормовых цистернах главного балласта пробоины, повреждение лопастей правого винта и горизонтального стабилизатора. В повреждённых цистернах главного балласта были найдены болты с потайными головками, куски металла и плекса от рубки американской субмарины. Более того, по отдельным деталям комиссии удалось установить, что столкновение произошло именно с американской подводной лодкой класса Старгеон, что потом и подтвердилось появлением в Холи-Лох лодки с повреждённой рубкой именно этого класса.
  K-219 (проект 667А) 3 октября при патрулировании в 480 милях северо-восточнее Бермудских островов в подводном положении, произошел взрыв одной из ракет из-за того, что в ракетную шахту стремительно стала поступать забортная вода, которая раздавила корпус ракеты. Воспламенение компонентов топлива привело к взрыву. Экипаж и корабль от моментальной гибели, вероятно, спасли прочная конструкция корабля и то обстоятельство, что значительная доля энергии взрыва ушла вверх. Морякам удалось заставить субмарину всплыть, но 6 октября она затонула. Погибли четыре подводника.
  В Америке написана книга "Hostile Waters" и снят художественный и документальный (K-219) фильм про эту трагедию.
  K-129 (проект 667БДР) 11 ноября 1987 года готовился к постановке в док для межпоходового ремонта. Для обеспечения безопасности перехода на борт атомохода прибыли: заместитель командира соединения (не имевший допуска к управлению лодкой данного проекта), флагманский штурман соединения (имевший перерыв в плавании 2 года) и еще два флагманских специалиста. На момент перехода видимость в сумерках не превышала 50 кабельтовых, был прилив со скоростью течения (290®) около 0,1 узла, волнение моря - 1 балл, скорость нордового ветра - 5 м/сек.
  В 13 часов 55 минут на атомоходе 'K-129' была объявлена учебная тревога для экстренного приготовления к бою и походу. Атомоход начал маневрирование по бухте Ягельная для выхода из губы Гайда в сопровождении трех рейдовых буксиров.
  В 16 часов 58 минут 'K-129' повернула вправо и легла на курс 120®, двигаясь со скоростью 2,2 узла, для выхода на Ягельный створ. Согласно предварительной прокладке поворот влево следовало начинать в 17 часов 01-02 минуты, оставив остров Береговой справа по борту. Но атомоход прошел точку поворота и начал циркуляцию влево только через три минуты от расчетного времени. В 17 часов 07 минут подводная лодка пересекла линию створа Ягельный и двигалась прямо на отмель острова Береговой. Наконец и на мостике заметили, что подводный гигант с длиной корпуса сто пятьдесят пять метров не вписывается в поворот, несмотря на помощь трех буксиров. В 17 часов 08 минут на лодке отработали "самый полный ход назад" и для аварийной остановки инерции переднего хода продули носовую группу цистерн главного балласта. В 17 часов 17 минут движение атомохода вперед, на отмель, прекратилось и на мостике "перевели дух". Но теперь, под воздействием буксиров и неконтролруемой работой электромоторов атомоход начал все быстрее смещаться назад, двигаясь курсом 200® со скоростью примерно в 0,5 узла. На мостике опасное движение лодки заметили лишь через 4 минуты, но эффективных мер предпринять не сумели и в 17 часов 25 минут 'K-129' навалилась сначала на атомный ракетоносец K-241 , а затем и на K-487. Оба ракетоносца стояли у пирса ?8 и в результате столкновения у всех трех лодок были повреждены винты.
  K-279 - головной корабль проекта 667Б поступил на вооружение дивизии стратегических подводных лодок СФ, базирующейся в бухте Ягельная. Его первым командиром стал капитан 1 ранга В. П. Фролов, вскоре после этого получивший звание контр-адмирала (это был первый случай в истории послевоенного отечественного флота, когда командиру корабля было присвоено адмиральское звание).
  В 1982-1983 гг. 'K-279' был направлен в Белое море для несения боевой службы подо льдами в течение всей зимы. В практически замкнутой, недоступной для потенциального противника акватории лодка несла службу в течение шести месяцев до весеннего таяния льдов. Смена экипажей корабля была произведена при помощи ледокола.
  В 1984 г. 'K-279', неся боевую службу в центре моря Баф-фина, при скорости 7 узлов на глубине 197 м столкнулась с айсбергом. С дифферентом 45® корабль провалился на глубину 287 м, однако усилиями экипажа был спасен и благополучно вернулся на базу (при этом следует иметь в виду, что ни один навигационный гидрографический справочник до этого случая не давал глубину самых крупных айсбергов более 160 м).
  30.10.1986 столкнулась с Augusta.
  K-475 проекта 667Б 19 мая 1988 года находилась на боевой службе и следовала в подводном положении курсом 122® со скоростью 3,8 узла на глубине 48 метров. На море - полярный день, штиль, туман. На море отмечен битый лед сплоченностью до 8 баллов, видимость не превышала 10 кабельтовых. Командир 'K-475' грубо нарушил рекомендации плавания, выбрав для плавания глубину 48 метров вместо полагающейся - 90 метров. Он знал о наличии в районе плавания айсбергов с осадкой 50-70 метров, но не принял никаких мер безопасности. На корабле командир создал гнетущую атмосферу грубости и хамства и проявлял высокомерную нетерпимость к рекомендациям со стороны подчиненных офицеров и личного состава. Как следствие переоценки им личного опыта - в 23 часа 15 минут последовал сильный удар о подводную часть айсберга!
  В момент удара командир 'K-475' находился а центральном посту и немедленно дал команду:"Стоп турбина!" После чего командир совершил грубейшую ошибку и не приказал немедленно дать задний ход для отхода от айсберга, а приказал начать поворот влево с одновременным погружением на 120 метров. Глубина дна в месте удара составляла 160 метров. Атомоход почти десять минут разворачивался, будучи вклиненным в подводную часть айсберга, что привело к еще более значительным разрушениям наружной обшивки легкого корпуса. Только в 23 часа 30 минут лодка получила внезапно резкий крен на левый борт и затем освободилась от айсберга.
  Корабль начал удаляться от айсберга курсом 240®, постепенно набирая скорость с двух до пяти узлов. Через двадцать минут был приготовлен к работе тракт миноискания гидроакустического комплекса и еще через шесть минут начат поиск подходящей полыньи. В 23 часа 49 минут 'K-475' вновь подвсплыла на глубину 50 метров и начала циркуляцию влево на курс 120®. Через семь минут на лодке застопорили турбину н начали всплытие в полынье. В 0 часов 20 минут субмарина показалась на поверхности. В 1 час 29 минут 20 мая 1988г. в дистанции 16 кабельтовых визуально был обнаружен по пеленгу 43® огромный столообразный айсберг. Его высота глазомерно определена около 12 метров. Подводный крейсер из-за этой аварии был досрочно снят с боевой службы. При доковом осмотре были обнаружены значительные повреждения легкого корпуса в носовой части, обтекателя гидролог катара и щитов торпедных аппаратов, рубки и выдвижных устройств.
  Затем произошла, без сомнения, самая таинственная катастрофа - в баренцевом море затонул К-278 "Комсомолец". Эта АПЛ специально предназначалась для погружения на глубины до 1 тыс. метров. АПЛ была оборудована всплывающей камерой для всего экипажа и способной всплыть с глубины до 1.500 метров. Во 2-м и 3-м отсеках была сформирована "зона спасения" со специальными переборками, способными выдержать давление до 40 кгс/см2. Но все равно, большая часть экипажа погибла.
  И наконец, 11 февраля 1992г. АПЛ К-276 "Краб" в Баренцевом море столкнулся в территориальных водах России с американской АПЛ "Батон Руж", осуществлявшей скрытное слежение за российскими кораблями. Была повреждена рубка. Потерь личного состава не было.
  А дальше был "Курск".
  Были проблемы и с "нормальными" неатомными ПЛ.
  (по данным "Энциклопедии кораблей http://ship.bsu.by)
  Так, 'C-80' (проект 644) из состава Северного флота затонула 27 января 1961 года в Баренцевом море в результате затопления отсеков забортной водой через шахту РДП.
  23 июня 1968 года лодка была обнаружена спасательным судном "Алтай" в точке с координатами 70.01'23" с.ш. и 36.35'22" в.д. на глубине 196 метров и обследована с помощью спускаемой камеры. После рассмотрения результатов экспедиции правительственной комиссией было принято решение о подъеме лодки (кодовое название - операция "Глубина"). Для подъема 'C-80' на Николаевском ССЗ было построено специальное спасательное судно "Карпаты", оснащенное устройством для подъема затонувших подводных лодок. Проведение операции "Глубина" осуществляла ЭОН-10 Северного флота под командованием капитана 1-го ранга С. Минченко с приданным отрядов тральщиков и эсминцем для охраны водного района. Работы по непосредственному подъему лодки начались 9 июня 1969 года и проводились в два этапа. Сначала лодка была оторвана от грунта и подвешена на подкильных строповых приспособлениях, после чего СПС "Карпаты" должно было поднять лодку до глубины 70 метров и отбуксировать в прибрежный район. Затем, в укрытом районе планировалось поднять 'C-80' традиционными методами с помощью понтонов и водолазов. 12 июля спасательное судно "Карпаты" закончило транспортировку лодки в бухту Завалишина губы Териберская, где подводную лодку опустили на грунт на глубине 51 метр. 24 июля 1969 года 'C-80' была поднята на поверхность.
  В августе на 'C-80' начала работу правительственная комиссия под руководством Героя Советского Союза вице-адмирала Г. И. Щедрина. В результате работы комиссии были восстановлены следующие обстоятельства и причины гибели лодки. Ночью 26 января 1961 годя 'C-80' шла под дизелем на перископной глубине в условиях волнения до 6 баллов и температуры -5 градусов Цельсия. Около 01 часов 27 минут 27 января лодка провалилась ниже перископной глубины , что привело к захлестыванию шахты РДП. Поплавковый клапан не сработал из-за обледенения, так как обогрев клапана горячей водой от дизелей был отключен. После обнаружения поступления воды в 5-й отсек трюмный машинист ошибочно вместо закрытия воздушной захлопки РДП, повернул расположенный рядом маховик комплекса "Лира", в результате чего вода продолжала затоплять отсек, создавая угрожающий дифферент на корму. Попытка мотористов вручную закрыть второй запор шахты РДП не увенчалась успехом, так как шток клапана был погнут давлением поступающей воды.В создавшейся экстремальной ситуации были допущены две трагические ошибки, приведшие в конечном итоге к гибели корабля - не была использована система быстрого продувания аварийно-балластных цистерн и не выполнена команда на дачу хода главными электродвигателями. После того, как скорость упала до нуля, а дифферент возрос до 45 градусов, лодка провалилась на глубину кормой вниз и утратив подводную непотопляемость, вошла в грунт. В результате воздействия избыточного давления переборки 2,3 и 4-го отсеков были взыровоподобно разрушены, личный состав, находившийся в отсеках погиб. Попытки оставшихся в живых 24 членов экипажа покинуть затонувшую лодку в аппаратах ИДА-51 не увенчались успехом. Погибли 68 членов экипажа.
  Экипаж дизельной ПЛ 'B-37' (проект 641) (командир капитан 2 ранга Бегеба; старший помощник командира - капитан 3 ранга Симонян) готовился к длительному плаванию.
  11 января 1962 года на ПЛ, как обычно, после подъема Военно-морского флага - экипаж выполнял проворачивание оружия и технических средств. На ПЛ прозвучала команда 'начать проворачивание оружия и технических средств в электрическую'. Вполне обычная ничего не предвещающая команда. Однако в 8 часов 22 минуты на корабле произошел взрыв, причины которого до сих пор не выяснены. Хотя комиссия по расследованию причин трагедии работала и сделала определенное заключение, но на протяжении последнего сорокалетия никто не возвращался к данной трагедии, нигде в открытой прессе материал о ней не публиковался.
  Версии были различные. Одна из них: при погрузке боезапаса на ПЛ была механически повреждена торпеда, которая воспламенилась при производстве сварочных работ в первом отсеке. Наиболее вероятна был объемный пожар за несколько минут до взрыва. В результате взрыва ПЛ была полностью разрушена по носовую переборку третьего отсека и практически мгновенно затонула.
  Стоявшая рядом C-350 получила повреждение прочного корпуса, были затоплены первый и второй отсеки, впоследствии была отбуксирована на отмель, отсеки осушены. Все, находившиеся на пирсе, на ПЛ, на торпедно-технической базе в результата взрыва погибли (всего 122 человека). Погибшие похоронены на кладбище в г.Полярном.
  C-350 (проект 633) Погибла при взрыве вместе с B-37 в 1962 году.
  K-129 (проект 629) погибла во время боевого патрулирования 8 марта 1968 года. Как полагают, причиной ее гибели стало столкновение с американской ПЛА "Суордфиш", следившей за советской субмариной.
  Американцы провели уникальную операцию Jennifer по подьему ПЛ.
  Гибли ПЛ и после службы.
  B-33 (проект 641) Затонула во Владивостоке 26 января 1991 года.
  K-78 (проект 651) Затонула при переходе к месту разделки в 1992.
  
  (при подготовке статьи использованы материалы, подобранные В.Ильиным и А.Колесниковым для книги "Отечественные атомные подводные лодки")
Оценка: 4.11*8  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"