Дженни : другие произведения.

Имя зверя

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Послесловие книги

  ПОСЛЕСЛОВИЕ
  ИМЯ ЗВЕРЯ
  Главная идея самодержавной власти осмыслена и разработана еще Иваном Грозным - "Всякая власть от Бога". Это означает не только то, что власть дана царю земному свыше, что он является "проводником" божественных законов добра и справедливости, но и то, что всякая власть ответственна перед Богом: "царь земной под царем небесным ходит". Ответственность царя перед Богом для верующего человека вполне реальна, так же реальна царская власть над подданными: "Досель русские владетели не допрашиваемы были ("неисповедуемы") ни от кого, но вольны были своих подвластных жаловать и казнить, а не судились с ними ни перед кем".
  В XV - XVI веках в общественном сознании складываются и укрепляются идеи о неограниченности и самостоятельности верховной власти, о ее наследственном характере - именно такая власть "по старине" начинает считаться властью, ниспосланной Богом.
  Ответственность царя двоякая: перед народом он представляет власть Божию, перед Богом представляет народ. Эта взаимосвязь столь крепка, что за царские грехи наказывается народ: "за царское согрешение Бог всю землю казнит, за угодность милует", причем царский грех оценивается Господом более жестко и сурово - "народ согрешит - царь умолит, а царь согрешит - народ не умолит".
  Из этой главной идеи выводятся основные принципы царской власти, и первый из них - самообладание, ибо не управляя собой нельзя править другими. Другие важные принципы - умеренность, справедливость, законность и осознание своего долга. Царь не может злоупотреблять своей властью, из личных побуждений заменяя ее произволом, так как он - только исполнитель высшей воли, орудие Божественного правосудия.
  "Для подданных дается закон, правила поведения, а царь, как Верховная власть, должен блюсти за тем, чтобы это не было пустым звуком, а фактом действительности. Он существует не для того, чтобы делать, как ему нравится, не для того, чтобы быть тираном или потакать распущенности, а для того, чтобы вести к исполнению долга, - пишет исследователь монархической государственности Л.А. Тихомиров, - самодержавная власть, от которой исходят законы, сама же первая, издав закон, должна ему подчиняться и охранять до тех пор, пока сама же не отменит или не изменит его в том же узаконенном порядке. Закон есть совесть верховной власти. Царь - как бы машинист, следящий за ходом одухотворенной машины, и обращаться с ней произвольно не может, ибо это означает спутать все части механизма, а затем и взорвать и саму машину".
  Драмы, созданные А.К. Толстым и Д.С. Мережковским показали нам три примера нарушения принципов государственной власти, приведших к катастрофическим последствиям в обществе.
  Царь Федор виновен в том, что не сумел исполнить свой царский долг и все государственные заботы и ответственность переложил на другие плечи, ибо царь не может отличаться одной только кротостью и не должен жить жизнью частного человека: "Всегда царям подобает быть обозрительными: овогда кротчайшим, овогда же ярым; ко благим убо милость и кротость, ко злым же ярость и мучение; аще ли сего не имеет - несть царь!" - говорил Иван Грозный. Спасая собственную душу, Федор забыл о душах своих подданных: "Иное дело свою душу спасать, иное же о многих душах и телесех пещися".
  Вина Бориса Годунова - в самовольном захвате власти и в непомерной гордыне.
  Император Павел, хорошо помня о своей власти над народом, забывал про ответственность перед Богом, руководствуясь в своих поступках прежде всего личной прихотью и произволом. И если главной связующей нитью между монархом и подданными является религиозное чувство, искренняя вера - причем вера одна и та же, то эту нить Павел разорвал сам, заигрывая с католицизмом.
  Век Просвещения с его культом разума и отрицанием Божественного посеял то зерно сомнения, из которого со временем выросли идеи Д.С. Мережковского, перевернувшего "с ног на голову" мысль о происхождении самодержавной власти: не Бог, а Антихрист коронует правителей земных. Мережковского не устраивает то "разделение труда", которое принято в историческом христианстве: "Богу - богово, Кесарю - кесарево".
  "Но ежели Христос не идеально и бесплотно, а реально и воплощено есть Царь на земле, как на небе; ежели истинно слово Его: Се, я с вами, до скончания века. Аминь, - утверждает Мережковский в статье "Революция и религия", - то не может быть иного Царя, иного Первосвященника, кроме Христа, сущего до окончания века с нами и в нас, в нашей плоти и крови, через таинство Плоти и крови". "На место" Христа на земле может встать только Антихрист: "В этом смысле всякий "наместник" Христа - самозванец Христа, Антихрист".
  Вот оно, имя зверя - Антихрист!
  Но как же существовать обществу, как жить людям, если всякая власть - не от Бога. Что же тогда? Какая власть может быть на земле?
  "Да всем будет один Царь на земле и на небе - Христос - это чаяние русских искателей Града Грядущего неосуществимо ни конституционною монархией, ни буржуазной республикою, о которой мечтали тогдашние, - ни даже республикою социал-демократическою, о которой мечтают нынешние революционеры, - пишет Мережковский в 1907 году, - оно осуществимо только абсолютною безгосударственностью, безвластием, как утверждением Боговластия".
  Абсолютная безгосударственность вряд ли достижима в человеческом обществе. Новая власть просто "отменила" и Царя, и Бога, и Антихриста, а с ними вместе и все философские проблемы ответственности власти. А не перед кем отвечать, значит - все позволено.
  Если оглянуться на нашу историю, вспомнить всю череду царей и правителей, временщиков и фаворитов, заговорщиков и прямых преступников, всю чехарду придворной суеты, происходящей на вершине высокой пирамиды власти, в основании которой огромная, живущая своей жизнью народная масса, нельзя не согласится с мыслью, высказанной еще в конце XVIII века: "каким же образом управляется сия держава и как вообще может продолжаться ее существование? Я объясняю сие только лишь тем, - пишет в 1778 году французский посланник, г-н де Корберон, - что управляется она игрою случайностей, а держится природным равновесием, наподобие тех колоссальных масс, кои, благодаря неимоверному своему весу, остаются недвижимыми, сопротивляясь всем покусительствам и будучи подвержены лишь непрестанному действию внутреннего разложения и игре страстей.
  Единственное средство сохранить природное равновесие - соблюдение нравственного закона каждой отдельной личностью, кто бы она ни была - правитель ли, облеченный властью, или простой гражданин, этого правителя избравший. И ежели власть декларирует себя как избранная народом, следовательно, перед народом она и должна отвечать. Если народ спрашивает, конечно.
  Народ безмолвствует...
  Безмолвствует до тех пор, пока безответственность власти не перейдет черту терпения и не грянет очередной народный бунт, бессмысленный и беспощадный.
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"