Пока я бесконечно смаковала "Шоколад", оказалось, что Джоан Харрис написала кучу книжек! Я тут же помчалась в магазин и скупила целых две! И еще третью обещали дать почитать!
Итак - "Джентльмены и игроки".
Привилегированная школа Сент-Освальд. Еще одна английская школа. Но это вам не Хогвартс! И даже не та школа, в которой учился герой романа Стивена Фрая "Лжец".
Если вы хотите узнать, как из обычного ребенка вырастить мстительное чудовище - вам сюда, в Сент-Освальд!
Вот только начальные две фразы: "За последние 15 лет мне удалось сделать одно открытие. А именно: убийство - плевое дело". А один из эпиграфов гласит: "Всякая школа - это немного бойня".
Но это не кровавый триллер!
Это - шахматная партия.
И только один из игроков знает, каковы правила игры.
Повествование ведется от лица двух главных героев, двух шахматистов, старого и юного - и белыми играет тот, что моложе.
Партия кончается ничьей.
А книга кончается совершенно неожиданно! Просто - удар под дых! Хватаешь ртом воздух и искры из глаз. Начинаешь перебирать в памяти прочитанное - да как же так!!! - и позыв тут же перечитать непреодолим! Перечитать, чтобы - зная уже в чем дело - насладиться виртуозным мастерством Джоан Харрис, так ловко морочившей нам голову на протяжении 464 страниц (а всего их 536!)
Нет, можно было и пораньше догадаться, был там один момент! Но я не догадалась, а только слегка призадумалась: что ж такое-то?!
Если говорить об общем впечатлении, то книгу можно сравнить с акварелью, написанной по мокрой бумаге двумя красками,скажем, красной и зеленой: проводишь кистью поперек листа то красную полосу, то зеленую - они слегка затекают друг на друга, чуть смешиваются, образуя оттенки...
Получается такая мраморная бумага.
А потом, когда ты привык к красной и зеленой, оказывается, что зеленая-то состоит из синей и желтой!!!!!
Вот только смущал меня такой вопрос: интересно бы взглянуть, каковы имена персонажей в оригинале! А то в переводе они подозрительно хорошо подходят героям - знаете, такие "говорящие" фамилии: мистер Пуст, мисс Дерзи... Но, может, я придираюсь.
ЛЕДЕНЦОВЫЕ ТУФЕЛЬКИ
Я не могла оторваться от этой книжки, пока не прочла ее до конца - а книжка толстая! Даже посреди ночи проснулась - и читала...
Любимые герои из "Шоколада" Вианн и Анук - только теперь их зовут Янна и Анни, только теперь с ними крошечная Розетт, только теперь ветер занес их в Париж, на Монмартр...
Но что это с Вианн? Она больше не готовит свои шоколадные сладости?! Не творит свое веселое волшебство?!
Она... хочет... стать такой, как все.
Стать такой, как все, выйти замуж за Тьерри, зажить наконец нормальной семейной жизнью...
Не скитаться, как несомые ветром листья!
Стать, как все!
А это трудно, имея чудесный дар.
Трудно, имея таких дочерей: одна - с Пантуфлем за спиной, другая...
Другая еще более странная!
Но Вианн - Янна - очень старается! Она больше не носит красное платье, в ее лавочке не пахнет корицей и горячим шоколадом, Анни ходит в школу, Розетт...
О, она очень милая! Но - странная...
И вот появляется Зози!
Зози в леденцовых туфельках!
Яркая и сладкая, как карамелька! Неуловимая и цепкая, как серпантин!
Всепроникающая, как сироп...
Чего же она хочет?
Чего добивается, рассылая направо и налево улыбки и магические знаки?
И добьется ли?
Выйдет ли Янна замуж за Тьери?
Узнает ли Ру, что он отец Розетт?
Найдет ли Вианн свою настоящую мать?
Кого выберет Анни: Вианн или... Зози?
Невозможно!
Невозможно было оторваться от книжки, не получив ответы на эти вопросы!!!
ЕЖЕВИЧНОЕ ВИНО
Книга для тех, кто любит неспешное повествование и кого больше занимает внутренний мир героев. Чем-то роман мне напомнил "Убить пересмешника" - хотя ничего общего на самом деле и нет. Может быть тем, что обе эти книги - о детстве. О детстве, которое уходит безвозвратно, но остается в тебе навсегда.
Герой книги Джей - писатель. Он бежит из привычной жизни, пытаясь оживить прошлое - вернуть то канувшее в вечность лето с Пьяблочным Джо...
Убегает от себя, приближаясь к себе.
Действие разворачивается все в том же городке Ланскне, где торговала надеждой и шоколадом Виан в своей лавке "Небесный миндаль" - Виан там уже нет, но осталась Жозефина.
Дом, который купил Джей, нарисован так ярко и вкусно - кажется, ты там бывал не один раз.
Роман Джоан Харрис устроен сложно: реальная жизнь героя, воспоминания, видения, роман, который он написал когда-то и тот, что он пытается писать сейчас - переплетения правды и вымысла, фантазий и действительности. Немножко магии и колдовства - будничное волшебство, любительская алхимия.
Отчаяние и надежда, страх и разочарование, любовь и смерть, тайна и просветление. Полет души. Переоценка ценностей. Выбор пути.
И - ежевичное вино. Вино, которое говорит. Вино - это душа и плоть книги. Остается послевкусие - терпкое, пряное, необычное.
Попробуйте, плесните намного в бокал - видите, какое оно, это вино:
"Оно оказалось темно-розовым, как сок папайи, и словно карабкалось по стенкам бокала в лихорадочном предвкушении, как будто что-то внутри него жило и отчаянно хотело опробовать свое волшебство на плоти Джея" - и на вашей душе!
Показалось, что немного скомкан конец - слишком поспешно развязаны некоторые узлы. Какие-то вещи, мне кажется, можно было и не объяснять до конца - пусть бы так и осталось загадкой...
Но это мое личное мнение. Автору - видней
Еще прочла "Блаженные шуты". Но что-то не очень понравилось - нет, написано прекрасно,есть и тайна, и магия, и сюжет...
Костюмный роман - действие происходит в 18-м веке (или даже 17-м?! - вот какой я читатель!), в монастыре - и что-то мне были скучны все эти церковно-религиозные заморочки.
ПЯТЬ ЧЕТВЕРТИНОК АПЕЛЬСИНА
Мне кажется, после прочтения этой книги у меня образовалась стойкая аллергия на апельсины!
Хорошо еще, что не мигрень...
Мигренью страдает главная героиня - вернее, мать главной героини. А запах апельсина ей мерещится каждый раз в преддверии приступа, чем и пользуется умная и жестокая, как все дети, дочка - Фрамбуаз, названная в честь материнской малиновой наливки.
Старшие тоже получили имена по материнским кушаньям: Кассис - в честь пышного пирога со смородиной, а Ренетт - в честь торта со сливками ренклод.
Фрамбуаз...
Никакой малиновой сладости - одни шипы и колючки.
Да цепкие корни...
Несмотря на обилие смачных блюд и аппетитных запахов, книга прожёвывается с трудом - столько там ненависти, страсти, боли и насилия.
Столько жажды любви, неосуществленных желаний и несбывшихся надежд.
Жёсткая, сильная, страстная книга.
Трудное чтение - но оторваться невозможно, пока не пройдешь вместе с Фромбуаз этот путь - извилистый, опасный, иссушающий душу.
Путь, в конце которого - награда, может быть, и не заслуженная.
Простая награда - Любовь.
ЧАЙ С ПТИЦАМИ
Это сборник рассказов - забавных, странных и таинственных. Чего только не происходит с героями: Вера и Надежда сбегают из дома престарелых, чтобы померить Леденцовые туфельки; писатель попадает в собственный неоконченный рассказ, где находит собственный конец; ведьма-неудачница идет на встречу выпускниц; мистер Фишер теряет безвозвратно последний в мире рассказ; демон смерти ищет очередную жертву; а вампир Регги Ноукс - стаж работы 75 лет, оправлен на пенсию - задумывается, правильно ли он сделал, что поселился в Уитсби? Уж больно тут много вампиров...
ТЕМНЫЙ АНГЕЛ
Это чуть ли не первая книга Джоан Харрис, изначальное ее название - "Спи, бледная сестра".
Хорошо, что я прочла роман уже после "Четвертинок апельсина" и "Чая с птицами", поэтому книга поразила меня не так сильно, как могла бы - я уже была готова к тому, что миры Джоан Харрис вовсе не такие сладкие, как Шоколад, и не такие сияющие, как Леденцовые туфельки!
Готический роман?
Не знаю...
Для готики там, на мой взгляд, маловато ужасов, хотя мистики более чем достаточно!
Это очень мрачная и чувственная книга, преисполненная пряными ароматами похоти и тайнами соблазна.