Нагибина : другие произведения.

Салон

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Вы и сами знаете- эта мудрость дается изначально, как часть нас, почти как веснушки на руках. И если это сначала проявляется как повышенная внимательность ко всему что надо и особенно не надо, потом плавно перерастает в то, что именно Надо и оч надо. И все-таки, любой внимательный человек потом становится, при условии сохранения этого дара- не просто интересным, а реально Интересным и для себя и для окружающих. Как Вы

   []
  
  Это салон-гостиная, где каждый может прийти поговорить о поэзии. Я -больше любительница слушать.
  
  Из писем Цветаевой-Рильке
  http://www.tsvetayeva.com/letters/let_rajner_7.php
  
  "Давно ли ты болен? Как живешь в Мюзо? Красота! Высоко и достойно и серьезно. Есть ли у тебя семья? Дети! (Думаю, нет.) Долго ли еще пробудешь в санатории? Есть ли у тебя там друзья?
  Бульвар де Гранси, 3 (кажется, недалеко от Уши) - там ты найдешь меня. У меня короткие волосы (как сейчас, в жизни никогда не носила длинных), и я похожа на мальчика, с четками на шее.
  
  Сегодня ночью читала твои Дуинезские элегии. Днем мне не удается ни читать, ни писать, я занята хозяйством до поздней ночи, ведь у меня всего две руки. Мой муж - всю молодость был добровольцем, ему скоро 31 (мне будет 31 в сентябре), очень болезненный, а кроме того мужчина не может делать женскую работу, это ужасно выглядит (на женский взгляд) - сейчас он еще в Париже, скоро приедет. В юнкерском училище его в шутку называли 'астральный юнкер'. Он красив: страдальческой красотой. Дочь похожа на него, но счастливая, а сын скорей на меня, оба - светлые, светлоглазые, моя раскраска.
  Что тебе сказать о твоей книге? Высшая степень. Моя постель стала облаком.
  
  Милый, я уже все знаю - от меня к тебе - но для многого еще слишком рано. Еще в тебе что-то должно привыкнуть ко мне.
  Марина."
  
  --------------------------------------------------------------------------------
  
  Рильке Райнер Мария (1875 - 1926) - австрийский поэт. В ответе на анкету, посланную в Москву по просьбе Б. Пастернака в апреле 1926 г., Цветаева называет Рильке в ряду своих любимых писателей-современников. Поэтому можно было понять ее восторг, когда в мае того же 26-го года она совершенно неожиданно получила письмо Рильке, предлагавшего знакомство, и две книжки его стихов - 'Дуинезские элегии' и 'Сонеты к Орфею' с теплыми дарственными надписями. Из письма она узнала, что автором сюрприза был Борис Пастернак. Это он 'подарил' ей Рильке, чтобы смягчить ее эмигрантское существование.
  Переписка между Цветаевой и Рильке продлилась чуть более полугода - 29 декабря 1926 г. Рильке, пораженного смертельной болезнью, не стало. На смерть 'германского Орфея', как Цветаева называла Рильке, она откликнулась большим стихотворением(поэмой)-реквиемом 'Новогоднее', очерком 'Твоя смерть', перевела часть переписки Рильке с молодым поэтом Францем Каппусом.
  Цветаева была против обнародования ее переписки с Рильке при своей жизни. (См. ее эссе 'Несколько писем Райнер Мария Рильке' в т. 5). По истечении в 1977 г. ее пятидесятилетнего запрета на публикацию К. М. Азадовским, Еленой и Евгением Пастернаками была подготовлена книга - 'Райнер Мария Рильке, Борис Пастернак, Марина Цветаева. Письма 1926 года', снабженная обширными комментариями, в том числе о взаимоотношениях между тремя поэтами.
  
  Марина Цветаева
  
  НОВОГОДНЕЕ
  
  
  
  
  С Новым годом - светом - краем - кровом!
  Первое письмо тебе на новом
  - Недоразумение, что злачном -
  (Злачном - жвачном) месте зычном, месте звучном
  Как Эолова пустая башня.
  Первое письмо тебе с вчерашней,
  На которой без тебя изноюсь,
  Родины, теперь уже - с одной из
  Звезд... Закон отхода и отбоя,
  По которому любимая - любою
  И небывшею - из небывалой.
  Рассказать как про твою узнала?
  Не землетрясенье, не лавина.
  Человек вошел - любой - (любимый -
  Ты). - Прискорбнейшее из событий.
  - В Новостях и Днях. - Статью дадите?
  - Где? - В горах. (Окно в еловых ветках.
  Простыня.) Не видите газет ведь?
  Так статью? - Нет. - Но... - Прошу избавить.
  Вслух: трудна. Внутрь: не христопродавец.
  - В санатории. (В раю наемном.)
  - День? - Вчера, позавчера, не помню.
  В Альказаре будете? - Не буду.
  Влух: семья. Внутрь: всё, но не Иуда.
  
  С наступающим! (Рождался завтра!) -
  Рассказать, что сделала узнав про...?
  Тсс... Оговорилась. По привычке.
  Жизнь и смерть давно беру в кавычки,
  Как заведомо-пустые сплёты.
  Ничего не сделала, но что-то
  Сделалось, без тени и без эха
  Делающее!
   Теперь - как ехал?
  Как рвалось и разорвалось как -
  Сердце? Как на рысаках орловских,
  От орлов, сказал, не отстающих,
  Дух захватывало - или пуще?
  Слаще? Ни высот тому, ни спусков
  На орлах летал заправских русских -
  Кто. Связь кровная у нас с тем светом:
  На Руси бывал - тот свет на этом
  Зрел. Налаженная перебежка!
  Жизнь и смерть произношу с усмешкой,
  Скрытою - своей ее коснешься!
  Жизнь и смерть произношу со сноской,
  Звездочкою (ночь, которой чаю:
  Вместо мозгового полушарья -
  Звездное!)
   Не позабыть бы, друг мой,
  Следующего: что если буквы
  Русские пошли взамен немецких -
  То не потому, что нынче, дескать,
  Всё сойдет, что мертвый (нищий) всё съест -
  Не сморгнет! - а потому, что тот свет,
  Наш, - тринадцати, в Новодевичьем
  Поняла: не без- а все'-язычен.
  
  Вот и спрашиваю не без грусти:
  Уж не спрашиваешь, как по-русски
  - Nest?1 Единственная, и все гнезда
  Покрывающая рифма: звезды.
  
  Отвекаюсь? Но такой и вещи
  Не найдется - от тебя отвлечься.
  Каждый помысел, любой, Du Lieber,2
  Слог в тебя ведет - о чем бы ни был
  Толк (пусть русского родней немецкий
  Мне, всех ангельский родней!) - как места
  Несть, где нет тебя, нет есть: могила.
  Всё как не было и всё как было.
  - Неужели обо мне ничуть не? -
  Окруженье, Райнер, самочувствье?
  Настоятельно, всенепременно -
  Первое видение вселенной
  (Подразумевается, поэта
  В оной) и последнее - планеты,
  Раз только тебе и данной - в целом.
  Не поэта с прахом, духа с телом,
  (Обособить - оскорбить обоих)
  А тебя с тобой, тебя с тобою ж,
  - Быть Зевесовым не значит лучшим -
  Кастора - тебя с тобой - Поллуксом,
  Мрамора - тебя с тобою, травкой,
  Не разлуку и не встречу - ставку
  Очную: и встречу и разлуку
  Первую.
   На собственную руку
  Как глядел (на след - на ней - чернильный)
  Со своей столько-то (сколько?) мильной
  Бесконечной ибо безначальной
  Высоты над уровнем хрустальным
  Средиземного - и прочих блюдец.
  Все как не было и все как будет
  И со мною за концом предместья.
  Всё как не было и всё как есть уж
  - Что списавшемуся до недельки
  Лишней! - и куда ж еще глядеть-то,
  Приоблокотясь на обод ложи,
  С этого - как не на тот, с того же -
  Как не на многострадальный этот.
  В Беллевю живу. Из гнезд и веток
  Городок. Переглянувшись с гидом:
  Беллевю. Острог с прекрасным видом
  На Париж - чертог химеры галльской -
  На Париж - и на немножко дальше...
  Приоблокотясь на алый обод,
  Как тебе смешны (кому) 'должно быть',
  (Мне ж) должны быть, с высоты без меры,
  Наши Беллевю и Бельдеверы!
  Перебрасываюсь. Частность. Срочность.
  Новый Год в дверях. За что, с кем чокнусь
  Через стол? Чем? Вместо пены - ваты
  Клок. Зачем? Ну, бьет, - а при чем я тут?
  Что мне делать в новогоднем шуме
  С этой внутреннею рифмой: Райнер - умер.
  Если ты, такое око - смерклось,
  Значит жизнь, не жизнь есть, смерть не смерть есть,
  Значит - тмимся, допойму при встрече! -
  Нет ни жизни, нет ни смерти, - третье,
  Новое. И за него (соломой
  Застелив седьмой - двадцать шестому
  Отходящему - какое счастье
  Тобой кончиться, тобой начаться!)
  Через стол, необозримый оком,
  Буду чокаться с тобою тихим чоком
  Сткла о сткло? Нет - не кабацким ихним:
  Я о ты, слиясь дающих рифму:
  Третье.
   Через стол гляжу на крест твой:
  Сколько мест - за'городных, и места
  За'городом! и кому же машет
  Как не нам - куст? Мест - именно наших
  И ничьих других! Весь лист! Вся хвоя!
  Мест твоих со мной (твоих с тобою).
  (Что с тобою бы и на массовку -
  Говорить?) что - мест! а месяцов-то!
  А недель! А дождевых предместий
  Без людей! А утр! А всего вместе
  И не на'чатого соловьями!
  
  Верно плохо вижу, ибо в яме,
  Верно, лучше видишь, ибо свыше:
  Ничего у нас с тобой не вышло.
  До того, так чисто и так просто
  Ничего, так по плечу и росту
  Нам - что и перечислять не надо.
  Ничего, кроме - не жди: из ряду
  Выходящего (неправ из такта
  Выходящий!) - а в какой бы, как бы
  Ряд - вошедшего б?
   Припев извечный:
  Ничего хоть чем-нибудь на нечто
  Что-нибудь - хоть издали бы - тень хоть
  Тени! Ничего, что: час тот, день тот,
  Дом тот - даже смертнику в колодках
  Паматью дарованное: рот тот!
  Или слишком разбирались в средствах?
  Из всего того один лишь свет тот
  Наш был, как мы сами только отсвет
  Нас, - взамен всего сего - весь тот свет.
  
  С незастроеннейшей из окраин -
  С новым местом, Райнер, светом, Райнер!
  С доказуемости мысом крайним -
  С новым оком, Райнер, слухом, Райнер.
  
  Всё тебе помехой
  Было: страсть и друг.
  С новым звуком, Эхо!
  С новым эхом, Звук!
  
  Сколько раз на школьном табурете:
  Что за горы там? Какие реки?
  Хороши ландшафты без туристов?
  Не ошиблась, Райнер - рай - гористый,
  Грозовой? Не притязаний вдовьих -
  Не один ведь рай, над ним другой ведь
  Рай? Террасами? Сужу по Татрам -
  Рай не может не амфитеатром
  Быть. (А занавес над кем-то спущен...)
  Не ошиблась, Райнер, Бог - растущий
  Баобаб? Не Золотой Людовик -
  Не один ведь Бог? Над ним другой ведь
  Бог?
   Как пишется на новом месте?
  Впрочем, есть ты - есть стих: сам и есть ты -
  Стих! Как пишется в хорошей жисти
  Без стола для локтя, лба для кисти
  (Горсти)?
   - Весточку, привычным шрифтом!
  Райнер, радуешься новым рифмам?
  Ибо правильно толкуя слово
  Рифма - что' - как не' - целый ряд новых
  Рифм - Смерть?
   Не'куда: язык изучен.
  Целый ряд значений и созвучий
  Новых.
   - До свиданья! До знакомства!
  Свидимся - не знаю, но - споемся!
  С мне-самой неведомой землею -
  С целым морем, Райнер, целой мною!
  
  Не разъехаться - черкни заране.
  С новым звуконачертаньем, Райнер!
  
  В небе - лестница, по ней с Дарами...
  С новым рукоположеньем, Райнер!
  
  - Чтоб не за'лили держу ладонью. -
  Поверх Роны и поверх Rarogn'a,
  Поверх явной и сплошной разлуки
  Райнеру - Мариа - Рильке - в руки.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"