|
|
||
Манси, лабаз, катпос, мансийские знаки,вижайцы, поиски группы Дятлова |
Беседа с Владимиром Андросовым
Автор
Майя Пискарева
* * *
* * *
Беседы с вижайцем Владимиром Александровичем Андросовым о поисковиках: леснике Пашине, А. Чеглакове, о манси и многом другом, что касается туристской группы Дятлова, ведутся продолжительное время, с ноября 2011 года, когда я с ним познакомилась в Интернете в одной из групп, посвященных дятловцам, и по сей день (май 2012 года).
Владимир оказался отзывчивым человеком и терпеливо отвечал на все мои вопросы, часто смешные для него, но он не высказывал раздражения, а обстоятельно отвечал и часто поправлял меня, за что я ему очень благодарна.
Владимир в настоящее время работает диспетчером в аэропорту города Нягань.
Также я признательна за информацию бывшим вижайцам Владимиру Алексеевичу Чеглакову, Татьяне Ремпель и Надежде Винтер.
Фотографии любезно предоставлены Владимиром Андросовым, а также Ивдельским историко-этнографическим музеем (спасибо Вере Александровне Беллендир).
Обозначения в тексте: М.П. - Майя Пискарёва, В.А. - Владимир Андросов.
* * *
Беседа первая
М.П.: Уважаемый Владимир, Вы коренной вижаец, упомянули в одном из разговоров, что хорошо знали лесника Ивана Пашина. Он был участником поисков погибшей группы Дятлова. Рассказывал ли он Вам что-нибудь об этой трагедии?
В.А.: Да, действительно Иван Васильевич Пашин где-то в 1963-1964 годах рассказал мне об этом. Он эти места знал очень хорошо, поэтому его и привлекли к поискам.
Про палатку он говорил, что нашли ее по флажку, заметенную снегом. Подробности я тебе не могу сказать, мне было 12-13 лет, но это я хорошо запомнил.
Он первый нашел в лесу парня с девушкой, здесь под этим кедром нашел два тела, мужчины и женщины. Как он говорил, они сидели на корточках. У одного спички в руках, у другого сухие веточки. Они так и замерзли, борясь за свою жизнь. Замерзли, глядя в глаза друг другу...
М.П.: Это меняет всю картину! В Уголовном деле нет протоколов допроса тех студентов, которые считаются, что первыми обнаружили тела. Это были Михаил Шаравин и Юрий Коптелов. По их воспоминаниям погибшие ребята (это были мужчины) лежали головами друг к другу, и были накрыты одеялом. На фото видно, что один человек лежит вниз лицом, а другой - лицом вверх.
В.А.: Не хочу спорить. Но Пашину Ивану Васильевичу я верю!!!
М.П.: Владимир, а ведь Ваш рассказ может быть правдой, и первым их обнаружил лесник Пашин. Но в Уголовном деле зафиксированы совсем другие показания. Тогда получается, что Пашин был у кедра ранее поисковой группы, обнаружившей тела. Очень интересно.
В.А.: Просите - и дано будет вам, ищите и найдете, стучите и отворят вам, ибо каждый просящий получает, ищущий находит, стучащему отворяют. Это я по памяти. Конечно, Майя, ищите и найдете. А дело состряпали так, как было выгодно.
М.П.: Владимир, в Интернете мне встретились слова племянника Пашина о том, что у погибших ребят был какой-то необычный цвет лица, оранжевый, и он говорил, что об этом ему рассказал его дядя Иван Пашин. Вам Пашин рассказывал что-нибудь об этом?
Фото 1.
Друзья В. Андросова. Слева направо: Плотников Валера (племянник лесника Пашина), Кузнецов Володя (сын лесника Кузнецова), Пашин Андрей (сын лесника Пашина). (к "Фотографии в тексте") |
В.А.: Племянник, это Валера Плотников, моего друга брат. И мой тоже друг. Валера младше меня на 6 лет. Да, он утверждает, что И. В. рассказывал, что лица были немного желтоватые. Я этого не помню. Пашин И.В. не упоминал о цвете лица. Я его не перебивал, а он рассказывал, но мне это было не очень в ту пору интересно. Я заинтересовался идолом "Золотая баба". Я ему о бабе, а он мне - о своем...
"Легенда о Золотой Бабе", эту книгу написал Юрий Михайлович Курочкин, еще в начале 1960 года. Книга выпущена Пермским книжным издательством, в 1963 году. Я сейчас посмотрел эту книгу, она напечатана типографией "Уральский рабочий" в Свердловске.
Когда я ее прочитал, то находился под сильным впечатлением, тем более писалось в ней и о наших краях. С тех пор я ее не брал в руки. Конечно, книга художественная, но кое-где ссылки на известных этнографов: Носилов К.Д., тексты М. Меховского, А. Вида, А. Дженкинсона, Д. Влетчера, Ю. Кошелевского, Г. Новицкого и многих других. Ссылки на книги, изданные еще до революции и после, в 30-х годах. Я хочу съездить в Ханты-Мансийск и покопаться в музеях, библиотеках. Короче говоря, видно будет. Но тема очень интересная.
М.П.: Наверно, каждый запомнил то, что его потрясло в тех рассказах...
В.А.: Может, действительно были желтые лица. Но как они в зимнее время пожелтели? Топливо? Но это же поверхностно, тот же снег мог все следы смыть. Тогда бы и на снегу что-нибудь осталось, на палатке, как более близко расположенной к взрыву.
М.П.: Давал ли он какую-нибудь подписку о неразглашении тайн следствия?
В.А.: Про подписку он ничего не говорил.
М.П.: Вот это фото (фото 2) поисковиков-вижайцев. Расскажите, пожалуйста, кто есть кто на этой фотографии?
Фото 2.
На поисках группы Дятлова. Слева направо: лесник Пашин, неизвестный манси, А.С. Чеглаков. (к "Фотографии в тексте") |
В.А.: Иван Васильевич Пашин стоит первый слева. На шапке - кокарда лесника. Второй манси, это Куриков.
М.П.: Что-то он слишком молодой для Степана Курикова... В поисках принимали участие и Анямовы. Может, кто-то из Анямовых?
В.А.: Может быть.
Третий - это Чеглаков Алексей Семенович, начальник вижайской пожарной команды, очень хороший человек, нам, пацанам, всегда давал свое ружье сходить на охоту и не боялся его доверить. Я бы не дал, вдруг случайно застрелится или кого-нибудь застрелит. Он был безотказный.
М.П.: Да, об Алексее Семеновиче многие вижайцы отзываются хорошо. Его так и называли - Семеныч. Надежда Винтер дружила с его дочерью Наташей, тоже вспоминала, что он был очень большой охотник-любитель. Знал хорошо тайгу. Знал многих манси. Когда манси приезжали в Вижай, часто останавливались на ночлег у Чеглаковых. Он знал хорошие ягодные места. "Часто водил нас за теми или другими ягодами. Туда-то налегке отведет нас, а обратно с полными ведрами, да километров за пять. И ничего. Я очень часто засиживалась у них зимними вечерами подолгу. Мы так любили, когда нам дядя Леша рассказывал всевозможные истории, притчи, небылицы и суеверия мансей и всякое прочее. Но главное, он все это перекручивал, как будто это правда. Мы сидим, рты раскроем, интересно. Они-то дома, а мне идти, хоть и перебежать через улицу, я в слезы, боюсь. Они собираются и провожают меня. Помню, как он нам рассказывал: с одной стороны поселка было озеро, и в нем была чистейшая вода. Дядя Леша говорил: никогда не купайтесь там, за озером в шалаше живет дикий старик и утаскивает на дно озера всех, кто там появится. И такие истории про все стороны поселка. Сейчас много всякой полемики ведут про обычаи манси, дядя Леша нам тоже много всего рассказывал. Про Шайтан-яму на реке, которую мы тоже очень боялись..."
Но вернемся к фотографии.
В.А.: Все трое стоят на мансийских лыжах. Я по памяти помню, что у всех троих были мансийские лыжи. Но Пашин Иван сам их делал, это 100 процентов, а Чеглакову подарили, видимо, манси. Я до армии научился делать мансийские лыжи. Сначала купил у нашего охотника пару мансийских лыж за пять рублей, они были "голицы", т.е мехом не обшитые. И я их быстро сломал, и пришлось делать самому. Научился, и даже сейчас у меня на веранде стоят лыжи, натянутые кисом, которые сделал я сам. Кис научили манси натягивать, раз посмотришь и научишься, если, конечно, ,желание есть. У манси - самые лучшие и практичные лыжи. А кис, или камус по-сибирски, - это часть шкуры ног - голени - лося, оленя, можно и коровы, лошади.
Фото 3.
Мансийские лыжи. (к "Фотографии в тексте") |
М.П.: А лыжи все одной длины?
В.А.: Короче или длиннее лыжи, это кто как сделает, нет единого стандарта. Человек тяжелее, и лыжи соответственно длиннее. Самое главное в мансийских лыжах - это приступок высотой 7-8 -9 см, куда ставится ступня. Нога находится высоко и не черпает снег. А наши лыжи - нога просто стоит на доске, и весь снег собирает, большое сопротивление. А там сопротивления нет, нога приподнята. Крепление можно поставить такое, какое захочешь. У манси - черемуховые кольца стоят, и ходят на лыжах они, обутые в нярки. Нярки шьются с голени лося, перед шитьем обдаются дымом, держат их в коробе из бересты и туда подают дым, они принимают желтый красивый цвет, затем шьют, большой цыганской иглой, нитками из жил лося, оленя. Иголка специально заточена на 4 стороны, она как бы протыкает, нитка зайдет и отверстие само по себе заделывается.
М.П.: Расскажите, пожалуйста, еще про лесника Пашина.
В.А.: Они жили на Печоре, но затем в конце 1930-х годов переехали жить на Вижай, перегнали через Урал стада коров, овец, все пожитки и основали посёлок Вижай. Он жил на той стороне, а охотился на этой стороне, так как здесь обитался соболь, а у них куница. Охотился он в этих местах, в Матвеевской парме, с дедом Сарапеном, проживавшим в 70-х годах на Первом Северном. Парма - это зырянское слово, обозначает "сопка, покрытая лесом". А название давали по каким-либо случаям или происшествиям. Границы Матвеевской пармы - от верховий Лозьвы до Ауспии.
Я у них молоко брал, и он мне рассказывал про тайгу, охоту, он привил мне любовь к тайге.
Но умирать все-таки он решил на родине, в своей деревне. Его подняли на лодке с мотором до верховий Лозьвы по весне. Поднял Павлик Домбровский, наш вижайский. Он перешел хребет, видимо, на той стороне сделал плот и доплыл до своей деревни. И там умер. Хотя все его родные: жена, дети - остались на Вижае. Сильный духом и твердой воли был этот человек. Он меня многому научил. И я всегда вспоминаю его с великой благодарностью.
М.П.: Владимир, а Вам знаком еще один лесник - Кузнецов Александр Иванович? Он тоже жил в Вижае в то время. И тоже участвовал в поисках группы Дятлова.
В.А.: Знаю такого. Но он умер в начале 60-х годов. И многие из этой семьи уже ушли на тот свет в расцвете сил. Это русский человек, не манси, с его дочерью Машей я учился в школе. У них была большая семья, шесть человек. Ее муж тоже умер рано, очень жаль.
М.П.: Может быть, Маша знает что-то о поисках, в которых участвовал ее отец?
В.А.: Обычно отец рассказывает сыну о том или ином событии. А девочкам - мать.
Маша, я уверен, ничего не знает, или только мельком. Старший сын живет где-то недалеко от меня, он должен что-то знать. Но как его найти, - вопрос. Я поговорю, может, и узнаю его адрес проживания. Он старше меня на года 3-4. С Ряжневым Юрой он учился в одном классе.
М.П.: Вы знали Ряжнева Георгия Ивановича? Он работал в то время начальником 1-го лесоучастка Энерголесокомбината.
В.А.: Ряжнев Георгий - наш, вижайский, я его знал. Он служил на Дальнем Востоке. Получил там срок и его к нам привезли. Срок он отсидел у нас на Вижае, там, по-моему, и умер. Да, он работал в Ивдельлаге, там все, ,кто сидел, оставались и работали. Он немного заикался, как и его сын Юра. Юрий умер 4-5 лет назад.
М.П.: Немного странно, потому что в протоколе допроса Ряжнев указывал, что не судим . А что это за учреждение такое было - Энерголесокомбинат?
В.А.: Энерголесокомбинат? Впервые слышу, может, забыл. У нас было ОИТК, отделение, куда входило несколько исправительно - трудовых колоний. А отделения входили в структуру Управления. На Вижае было 8-е отделение, Учреждение Н-248/8. Начальником 8-го отделения был Хакимов, я с его дочерью Валентиной учился в школе. Чеглаков был начальником пожарной части и выполнял все указания Хакимова. Энерголесокомбинат - может, и было это название, я не помню, да оно меня и не интересовало.
М.П.: А Чагина Егора Ивановича знали? Он был рыжеволосый? Дело в том, что в отчете группы Е. Шулешко по Северному Уралу в 1954 году упоминается некий завгуж Чагин, обитатель Велса, "дикий человек с медно-красным лицом и рыжими волосами. " Он все время ворчал на студентов, вызывая на скандал, и, как они решили, хотел "сорвать с них на пол-литра".
В.А.: Егора Чагина хорошо знал. У него мы постоянно покупали порох, дробь. В 70-м году он утонул. Он был без одной ноги, где потерял, я не спрашивал, но узнать могу, если надо. Чагин не рыжий, обыкновенный, седоватый, но волосы были изчерна, среднего роста, прижимистый, как стaрообрядец. Хороший мужик. Он тоже пришел с Печеры к нам.
Местные жители - это, надо считать, только народ манси. А мы все приезжие, кто-то в 30-х годах основал поселок Вижай и остался жить там. Затем бывшие зеки, в основном, после сталинских лагерей, кто сидел, все остались и пустили корни. Приезжие, как мы, трудармейцы (немцы), полицаи после отсидки (домой боялись ехать). У нас был лагерь строгого режима, где-то, осужденных 500-600 человек, ну и вольных столько же. Занимались одними лесозаготовками и сплавом древесины по Лозьве реке до Лесозавода. А манси - местные, и никто из них никогда название не менял, они чтут прежние названия. А русским это не надо - менять названия, это им не по плечу. Я всегда гордился, что живу в мансийском крае, и названия рек, гор, меня полностью устраивали. Многие названия, т.е. перевод на русский я знаю, может, и сейчас кое-что забыл, но вспомню.
М.П.: Владимир, Вы видели фото настила, что можете сказать о нем?
Фото 4. Настил.
(к "Фотографии в тексте") |
В.А.: Эти стволы никто не рубил, т.к. они сухие без хвои, смотрите внимательно, их просто насобирали. В лесу такие бывшие деревца стоят, их просто ломают руками. Да, там какой-то сушняк, старый валежник.
М.П.: По протоколам, в Уголовном деле сказано, что недалеко от кедра были обнаружены следы от срезанных верхушек молодых пихточек и березы. Могли ли они осыпаться за время с февраля по май, ведь настил найден в снегу в мае?
В.А.: Они могли под тяжестью снега сломаться. Такое часто в тайге бывает. Осыпаться - никогда.
М.П.: Некоторые поисковики утверждают, что были видны следы топора.
В.А.: Возможно, топором, но раньше, минимум, как год назад. Хвоя дерева, срубленного зимой, в снегу сразу не опадает, нужно время - весна, лето, осень.
М.П.: А что Вы скажете о лабазе дятловцев на фото (фото 5)?
Фото 5. Лабаз?
(к "Фотографии в тексте") |
В.А.: Я не вижу никакого лабаза.
М.П.: Вот этот, где в снег воткнута лыжа, а на ней гетры.
В.А.: Обычно лабаз, если он был, устанавливают не в снегу, так как звери могут найти и растащить, или сами люди могут потерять это место. А на высоком месте, чтобы он был виден издалека. Между двух рядом стоящих деревьев устанавливают поперечины - толстые стволы деревьев, диаметром 12-14 сантиметров. Для прочности. А на них кладут то, что хотели оставить: продукты, что-нибудь лишнее из одежды, запасные лыжи, ну, и т.д. Рядом привязывают горелую большую тряпку, запах тряпки будет отпугивать зверей. Или стреляные гильзы от ружья, они пахнут порохом, ну, что-нибудь пахучее, кусочек тряпки, подержанный в бензине, ну, и т.п. А лабаз в снегу могли сделать только отчаянные идиоты, ничего не понимающие в тайге, дилетанты, и таких гнать надо из тайги. У всех у них надо сначала экзамен принимать типа "Основы выживания в тайге", а потом только пускать по маршруту. Меньше будет ЧП.
М.П.: Этот, так называемый лабаз, очень странный, и возможно, что сами дятловцы его не делали. В дневниках дятловцев отмечалось, что они собирались строить лабаз, обустраивать. Строить - это же не рыть яму в снегу?
В.А.: Слово "лабаз" само по себе предусматривает установку запаса чего-нибудь на деревьях, но никак не в снегу. Они не могли так поступить, и видно, что воткнутая лыжа тем более одна, а где вторая? Ее нашли? Нет? Не мог же кто-нибудь из них оставить свою лыжу и дальше идти на одной.
М.П.: Вот видите, Вы тоже заметили, что на фото лабаза только одна лыжа! А в протоколе осмотра написано, что пара лыж, - уже странности...
В.А.: Или возможно они с собой забрали лыжи туриста, который заболел и вернулся со 2-го Северного. Как запасные.
М.П.: Заболевший турист (Юдин Ю.Е.) вернулся, как он сказал, на своих лыжах.
В.А.: Интересно, а в том далеком году мог ли кто-нибудь пройти раньше по этому маршруту, в ноябре, например, и оставить лыжу, воткнув ее в снег. В ноябре тоже снегу там много. Кто-то, может, сломал лыжу, и они просто воткнули ее в снег, как ненужную, и пошли дальше. Поисковики стоят на утрамбованном месте, можно предположить, что именно там проходила лыжня погибших и произошла замена лыж. Сломанную выкинули, а эту воткнули в снег, вдруг пригодится на обратном пути.
М.П.: Интересное предположение. Но зачем тогда следствию отмечать в протоколе, что найдена пара лыж дятловцев? Написали бы, что на месте лабаза одна лыжа, как мы видим по фото...
Владимир, а что скажете про этот лабаз на столбах? Это фото из тех самых походных пленок дятловцев.
Фото 6. Охотничий лабаз манси.
(к "Фотографии в тексте") |
В.А.: Это временный мансийский лабаз, сделанный сразу после добычи лося или медведя. Кладут в него уже куски мяса, а сами продолжают охотиться или же пригоняют упряжку с оленями, забирают и увозят мясо в стойбище. Таких временных лабазов много встречается по тайге. Однажды мы отводили лесосеку и вышли на такой же лабаз. В нем лежал разделанный медведь. Но мясо с душком и поэтому мы ничего не взяли на ужин. Мясо может и месяц пролежать и больше, тем более снег и мороз не испортят его, а мы по чернотропу нашли лабаз, т. е снега еще не было.
В наше время манси стараются коптить мясо на месте охоты. Покоптили 2-3 дня - и лось вошел в пару рюкзаков. Такие лабазы уже не строят. Да и техника, "Буранами" очень хорошо и быстро можно вывезти.
Фото 7.
Владимир Андросов у лабаза. Поселок на Малой Тошемке, 1970-е годы. (к "Фотографии в тексте") |
М.П.: А почему манси строили издавна лабазы на таких высоких столбах? От каких именно зверей сохраняли добычу? В яму не закапывали, поскольку зверь яму всегда раскопает. А птицы не могли склевать добычу в таком лабазе на стобах, росомахи не допрыгнули бы?
В.А.: Да, от всех зверей, главное от мышей. Я тебе говорил, что столбы ставились не менее, чем на уровне одного метра, все столбы покрывались узким куском бересты, шириной 10-15 см., чтобы мыши не могли попасть к мясу. А в поселках применялся кусок жести. Ханты делают надпил тоже на уровне одного метра, и мышь не залезет. А росомах в тайге мало. Она любит ходить за оленьими стадами, больше там пищи обламывается.
М.П.: Надо же, о мышах я и не подумала. Я думала, что они зимой в спячку впадают.
В.А.: Нет, они и зимой, и летом ищут себе корм.
М.П.: Владимир, вот люди заспорили, что это может быть солонец, для прикормки лося, и, значит, для стрельбы по лосю, а другие говорят, что это может быть мансийская могила. Чем все эти названные сооружения по виду отличаются от лабаза?
В.А.: Солонцы так не устраивают. Соль на солонцах рассыпают на землю, или срубят осину большую, сделают в ней корыто и засыпают в корыто соль, она впитывается, и звери с удовольствием поедают и саму осину. Но это делается там, где лось кормится, в молодом осиннике. Или валят старую осину, лось и кору, и древесину ест. И чтобы лось обнаружил этот солонец, делают дорожку метров на 50-100, посыпая землю солью, он быстрее выйдет на солонец. А это на фото самый настоящий лабаз, для хранения мяса убитого зверя. Это не охота по зверю в заповедниках, где лоси, кабаны, косули -все прикормлены. Это тайга, и где в следующий раз пройдет зверь, не предусмотришь. Можно там просидеть и до следующего потопа, а результата не будет. И манси никогда не стреляют зверя таким образом. Так и с голода помрешь, сам и семья погибнет. Вот так-то.
М.П.: Один человек утверждает, что это все же старое покинутое святилище манси, и приводит такие аргументы: "Сооружение стоит на одной "ноге", остальные - стволы растущих деревьев и не относятся к "конструкции. А если одна "нога" - это священный амбарчик. Своеобразное святилище для приношений жертвы богу - или семьи, или рода. Трудно сопоставить размер - возможно, даже и племенной. Отсутствие крыши говорит о заброшенности святилища. Этому бывают разные причины, например, род вымер, или, по мнению манси, боги перестали помогать - незачем и платить им, помещая в амбарчик пушнину, украшения, деньги..."
Мне все же кажется, что мансийские святилища не строились таких огромных размеров, как мы видим на фото (фото 8). И строились на совесть. Например, если святилище и покинуто, крыша у него все равно сама по себе не разрушится, скорее святилище упадет вместе с крышей. А здесь мы видим по фото, что даже никакого намека на крышу и нет.
Фото 8.
Старое покинутое святилище манси. (к "Фотографии в тексте") |
В.А.: Все правильно ты думаешь! Сумьяхи устанавливаются, как на одном пне, так и на двух. Как правило, амбарчик длиной - 126 см, шириной 54 см, высотой 60 см. Рядом на краях личины менквов, высотой 110 см, это сторожа. Дверь обязательна. И он выполняется не из бревен, а из плах. Рядом должен стоять стол. Костровище. Без него никак нельзя.
Фото 9.
Самбиндалов Василий с сыном на священном месте манси около озера Турват. (к "Фотографии в тексте") |
Это временный лабаз для хранения мяса, он используется всего один раз в жизни. Манси редко в тайге в следующие годы именно на этом месте убьет зверя. Или потянет мясо в этот амбар за несколько километров, нет. Он всегда построит себе новый. Так как этот может развалиться.
М.П.: Владимир, а Вы знаете, шаманов манси как-то хоронят по-особенному, или так же, как и простых манси? Мне сказали, что раньше манси хоронили на деревьях, "в воздухе". Неужели так было?
В.А.: Манси хоронят своих, зарывая неглубоко в землю, и ставят небольшой сруб, чтобы звери не растаскали останки человека. Я тоже читал, но всего один раз, что иногда манси шаманов хоронили в лабазах, но повторяю, это единичный случай, исключение из правил. Кто писал, и когда, не помню.
Фото 10.
Мансийская могила. (к "Фотографии в тексте") |
Фото 11.
Мансийские могилы. (к "Фотографии в тексте") |
М.П.: Вот на этом фото с пленки дятловцев (фото 12) виден какой-то катпос, нарисованный углем.
Фото 12. Подделка под знак манси.
(к "Фотографии в тексте") |
В.А.: Исключено. Манси не будут углем ставить "катпос", они в массе своей были неграмотны. А катпос был их обозначением торжества охоты. Тем более, здесь указан год охоты - это не манси. Год охоты манси никогда не ставят, главное- это родовая тамга посредине.
Это русские туристы, т.к. охотники русские там не ходят, очень далеко от поселка. Уголек взяли из костра и им нарисовали, а рядом находился, возможно, настоящий "катпос", вот и все. И они год поставили, тренировались, наверное, просто так от нечего делать. Возможно, там они пили чай, отдыхали и затем пошли дальше, оставив свою писанину. Затес сделан летом, очень стёс хороший. Зимой так не сделаешь, будут сколы и неровности, т.к.зимой древесина мороженная.
Эта тамга очень похожа на тамгу казымских хантов, ну, точь-в-точь.
М.П.: Это тамга семьи Анямовых (Анямов Андрей Алексеевич имел охотничьи угодья в тех местах по Ауспии).
В.А.: Есть книга, написана финским исследователем А.Алквистом, "Среди хантов и манси", 180 стр. А на последних страницах есть образцы: тамги вогулов Сосьвы, тамги казымцев, самоедские тамги, тамги обдорских остяков, всего около 450. Его путешествия в 1858, 1863,1883 годах в Северо-Западную Сибирь.
* * *
Примечание: Карл Август Энгельберкт Альквист, также Алквист (швед Karl August Engelberkt Ahlqvist) - 7 августа 1826, Куопио, Великое княжество Финляндское - 20 ноября 1889, Гельсингфорс; финский поэт, филолог, исследователь финно-угорских языков, внесший значительный вклад в финно-угроведение, а также литературный критик. (Википедия)
* * *
М.П.: В уголовном деле, в одном из протоколов допроса поисковиков упоминается о неком чуме, стоявшем на склоне Холат-Чахля. На пленке с поисков есть фото некого мансийского сооружения. Что Вы можете сказать о нем?
Фото 13. Знак манси.
(к "Фотографии в тексте") |
В.А.: На этом месте убили лося. Почему убили, а не сам умер? Потому, что здесь оба рога вместе. Когда лось снимает рога, он их по одному теряет, рогами скребется об деревья и теряет сначала одну половину, затем другую. Охотники на этом месте оставили мясо, местность кругом одинакова. И они поставили знак, чтобы далеко было видно, может, выносили мясо пешком и снова возвращались за новой ходкой. Это просто знак. Хотя длинная тонкая струганная палка слева похоже на хорей. Видимо, манси мясо на оленях увезли, но не все и, чтобы не блукать, поставили эти рога на палки, чтобы быстрее найти второй раз. А лося убили осенью. Но почему хорей не забрали, не знаю.
М.П.: В лесу охотники после хорошей добычи делают затесы, катпосы. А здесь видно, что открытое место, больших деревьев нет, затес не сделать. А знак, что убили лося, оставить хочется?
В.А.: Да. Если бы там был лес, то знак оставили бы на затесе, без этого нельзя! А лось мог выйти из леса, я смотрю, там вообще нет деревьев, голое место. В таких местах, бывает, лось кормится.
М.П.: Некоторые люди говорят, что это знак, который манси оставили на своей тропе.
В.А.: Самое верное, что это - местное "жертвенное" место, какого-то семейства, или нескольких манси с разными фамилиями. Те, кто когда-то пас там оленей. Вот они и приносили бескровную, а может, и кровную жертву (в виде оленя). Иногда встречается в горах жертвенное место, и как атрибут, лосинные рога! Я не знаю, в каком году и в каком месте сделана фотография.
М.П.: Предполагается, что эта фотография сделана поисковиками недалеко от склона Холат-Чахля.
В.А.: Если это недалеко от Холат-Сяхля, то там манси также пасли оленей. И если фото 50-х годов, то, видимо, это их "жертвенное" место. Чтобы волки не нападали на стадо, чтобы олени не болели, чтобы был хороший приплод, чтобы было много корма, чтобы они сами были здоровы, ну, и так далее. Я склоняюсь к тому, что это "жертвенное" место, и это мое последнее мнение.
М.П.: То есть это однозначно не чум.
В.А.: Мне смешно. Манси чум никогда не поставят в горах. Он ставится для проживания, хоть и временного. Год-два. Но не в горах. А в лесистой местности, около речки, где есть корм для оленей. Забудь этот бред про чум в горах, где нет дров и никаких условий для жизни!
М.П.: А для охоты разве там не могли поставить чум?
В.А.: Повторяю, там никаких чумов не было. Чум предназначен только для проживания, а не для охоты. Чум строился из легких шестов, связанных наверху. Их около 3-х десятков, шесты ставятся по диаметру. На деревянный остов накладывается береста, вываренная в воде и прошитая жилами от оленей или толстыми нитками. Вверху проход для дыма. Зимой на этот остов одевают сшитые вместе оленьи шкуры. Как снаружи, так и изнутри. По периметру чум обкладывают снегом, для тепла. Внутри на пол настилают обрешётку из прутьев, а на них тоже оленьи шкуры. Посередине костер обкладывают камнями в целях безопасности. На двери зимой висит шкура, летом - береста. Дикие вогулы жили в чумах, и, по мере необходимости, переезжали с места на место. Манси, если переставляют чум на другое место, то для этого есть специальная нарта для перевозки чума на другое место, и они все забирают с собой, остается только одна трава.
Фото 14.
Последний чум манси. 1970-е годы. У чума Иван Евлампиевич Уваров, основатель Ивдельского музея. (к "Фотографии в тексте") |
М.П.: Владимир, а пропадали ли в ваших краях еще какие-нибудь группы туристов?
В.А.: Никто в наше время там не пропадал. Единственный случай произошел в 1972 году, потерялся турист на Ленчи-Сяхль, это немного южнее. Перевод - "плакал человек". И мы его искали, но не нашли, искали около 2-х недель. Напрасно. Затем прилетел его отец-генерал на вертолете, после наших поисков. Бесполезно.
М.П.: Манси в протоколе допросов также говорили, что никакие манси там не терялись.
В.А.: Манси всегда говорят "манси не блудит, а долго ходит", вот и нам надо у них поучиться выдержке, терпению, они в панику никогда не впадут.
М.П.: В Интернете столько упоминаний про пропадавших в разное время у Холат Чахля людей...
В.А.: Майя, я не знаю, что ты там читаешь, но еще раз повторяю, что, кроме группы 1959 г. и пропавшего человека в 1972 г. на Ленчи-Сяхль, в нашей местности никто никогда не пропадал. Правда, в 1970-м году потерялись двое незарегистрированных ходоков, но и то они вышли к мансям, которые пасли оленей в горах. Погиб на г. Чистоп всего один солдат, ушел в тайгу и заблудился.
М.П.: Интересует группа ростовчан, которая в одно и то же время была на маршруте вместе с группой Дятлова, и о ней спрашивали в радиограммах, не встречал ли кто эту группу. Версия некоторых исследователей, что эта группа пропала.
В.А.: Информацию надо искать в архиве г. Ивделя, если они были зарегистрированы. Я в это не верю, что кто-то у нас погиб. Когда мы искали туриста в 72-м году, с нами был начальник КСС города Ивделя Евгений Рейтер, и он бы знал, если кто-то в нашем районе потерялся, мы с ним все обговаривали, это был мой друг. Все равно слухи бы ходили. Но и манси, и город молчит.
Фото 15.
Группа поиска туриста, потерявшегося на Ленчи-Сяхле в 1972 году. Вижайцы: Андросов Владимир, Жучков Юрий, Граминский Александр (первый слева), Евгений Рейтер (пятый слева) - из Ивделя, военнослужащий с розыскной собакой - представитель ГОВД, медсестра из Ивделя. (к "Фотографии в тексте") |
М.П.: Владимир, расскажите, пожалуйста, о тех поисках.
В.А.: Евгений Рейтер, начальник КСС города Ивдель, был старшим и возглавлял поиски туриста, потерявшегося 2 августа 1972 года. Нас троих с Вижая послали. С Ушмы были, с города. А в основном, туристов, которые регистрировались в Ивделе, снимали с маршрута и к нам на поиски. Собралось человек 50. После поиска меня назначили на общественную работу, начальником контрольно-спасательного поста на Вижае. Регистрировать туристов и данные передавать в Ивдель и т. д.
Туриста мы искали две недели, поисками руководил я, всю местность прочесали под гребенку, все-таки 50-60 человек - это сила. Все были заинтересованы, чтобы его найти. Мы с группами даже ходили от этого места к живущим в 20 км мансям Бахтияровым, моим друзьям, но они никого не встречали, и к ним никто не выходил.
Фото 16.
На поисках туриста. 1972 год. Подъем на Тумп-Янг ("Остров"), высота 910 м. Тропа длиной 10 км - от юрты Петра и Мирона Бахтияровых. Владимир Андросов - справа. (к "Фотографии в тексте") |
Фото 17.
Андросов Владимир и Бахтияров Петр в районе реки Малая Тошемка. (к "Фотографии в тексте") |
Фото 18.
Анямов Роман и Бахтияров Мирон. (к "Фотографии в тексте") |
Ходили на Вишеру, Большую Тошемку, следов нигде не было. А главное, прочесывание, и ни каких следов. Я считаю до сих пор себя виноватым, т.к. не прочесали одно место севернее их стоянки. Это место - сплошная стена ивняка, туда невозможно зайти. Допускаю, что он залез туда и там замерз, т.к. от палатки он отошел на несколько метров за щавелем, они хотели сварить борщ, а щавель там растет кругом и далеко ходить не надо было. Он отошел, а тут налетел ветер, затем дождь, туман на четыре дня. Туристы с палатки не выходили, не было возможности выйти. Эта группа была не зарегистрирована в Ивделе. Когда туман спал, они с детьми побежали в посёлок Ушму сообщить властям о ЧП. С ними были двое детей 14-15 лет. Всего человек 7-8. Пропавший был одного года со мной, жаль пацана. Конечно, если он остался в ивняке, то звери все порастаскали и почти за 40 лет там возник большой слой опавшей листвы. Но это не дает мне покоя. Вот и хочу туда сходить. Но мне думается, что он в панике рванул в сторону леса и там где-то замерз.
Одет он был легко - в майке, брюках, ну, отошел на 5-6 шагов. Место там продувается, комаров нет, на самом склоне хребта. Короче, паника многих погубила. Потерялся, не знаешь в какую сторону идти, сиди на одном месте неделю, две, тебя все равно будут искать и найдут. А, если побежал, возникает неконтролируемая ситуация, паника, а это уже смерть. Главное взять себя в руки, подумать, сориентироваться на местности и не паниковать. Прежде чем идти по маршруту, надо каждому туристу изучить район следования и иметь его в голове. А они идут за руководителем группы, смотрят в пятки впереди идущего и ничего более. Это место с мансийского переводится "плакал человек", вот и думай...
М.П.: Директор заповедника "Вишера" Игорь Попов рассказывал о том, что в Тошемском каньоне (это 35 км южнее места трагедии) погибло в лавине около тысячи голов домашних оленей. Там круто, но олени-то шли по пологому карнизу и сорвались вниз на крутой склон.
В.А.: Может, на Вишере что-то и случилось, но не у нас. Во -первых, нестыковочка. Оленей на Урал пригоняют в мае. А в ноябре, когда еще снега мало, угоняют в тайгу. И никак не могли они сорваться со снежного козырька. В это время нет козырька. И олени не глупые, они тоже чувствуют опасность. У наших мансей к концу 80-х уже оленей не было, пропили их, и нет теперь в наших краях оленеводов. Это тяжелый труд. Может, манси не готовили своих детей к этому. Дети учились в школе-интернате в Полуночном и, конечно, видели другую жизнь, без комаров, без оленей. Но с автомобилями, магазинами и прочими благами цивилизации. И не очень-то после этого хотелось возиться с олешками.
М.П.: В Уголовном деле есть один протокол допроса оперуполномоченного Горбушина А.В., где он доводит до сведения, что кто-то из манси Куриковых говорил, "что около святой горы, где эта гора находится, он не сказал, живут пять человек остяков. Они, как дикари, не дружат ни с манси, и ни с русскими людьми. В городе Ивдель они никогда не бывают. И эти остяки могли убить туристов из-за того, что они, туристы, хотели взойти на святую гору или из-за того, что подумали, что туристы могли убить их оленей и лосей, которыми они питаются".
В.А.: Дикие манси, это манси, пришедшие с запада, в частности, род Бахтияровых, про них и говорили раньше "дикие люди". Нынешние манси забыли, что это такое. Живут и сейчас они около реки Тошемка, там их считаются родовые угодья. Старики все померли, остался один Прокопий с сыном.
"Святая гора" -это Молебный камень, Ялпинг-Ньер, Священная гора, почитаемая гора для народа манси. Находится в верховьях реки Вижай. Конечно, где-то до сих пор стоят священные амбарчики манси в тайге. Но где, они есть, это точно неизвестно. В реку Вижай впадает река Анчуг, и там на устье жило много мансей Бахтияровых. Я приезжал туда на машине осенью 70-го года. Была, большая дружная семья, много мансей жило. Там ниже по течению впадает р. Кул. в р.Вижай, только на правой стороне, а Анчуг впадает на левой стороне. Сейчас там живет в среднем течении реки Вижай один манси, Бахтияров Прокопий, может и что знает. Осенью мы с ним виделись и фотографировались, но на эту тему не говорили, надо будет поговорить. Сейчас, наверное, некому из них ходить на эту гору. И Вижай многие переводят как "святая вода", т.к. берет начало с Молебного камня. А род Куриковых, там никогда не жил, они жили севернее намного.Охотничьи угодья Куриковых были около Суеват-пауля. Сейчас там в Суевате никто не живет, лет так восемь.
Молебный камень - вблизи него я был много раз, но на саму гору не ходил, нужды не было. В основном, у подножья. Всю семью туда водил в разные годы.
На Куле жил шаман, есть очень хорошая легенда про бронзового медведя с рубинами в глазах. Я эту легенду хорошо знал, а может это и быль. Ведь рядом Молебный камень, и шаман там жил постоянно. Молебный камень - это священное место мансей. И оно существовало много-много десятилетий, если не сотни лет. И это единственное место в округе, вплоть до Северной Сосьвы, где манси приносили жертвы.
Фото 19.
Святилища манси. (к "Фотографии в тексте") |
Ялбынья, эта река впадает в озеро Турват на Северной Сосьве. Там я тоже был и ловил в нем рыбу в конце 70-х годов. Это священная река манси. Там находился идол Чахрынь-Ойка. Тоже на Ялпинг-Ньере, с которого течет Ялбынья.
Река Вижай берет начало с Молебного камня и поэтому она считается у манси святой рекой. Вижай- название не мансийское, и поэтому перевод разный . Я считаю, что "голубая вода". Другие, что "священная река".
Манси, раньше всегда все носили косы, и в них вплетались разные безделушки, но только не колокольчики.
Фото 20.
Мужчины манси. 1930-е годы. (к "Фотографии в тексте") |
Фото 21.
Женская мансийская прическа. 1959 год. (к "Фотографии в тексте") |
М.П.: Владимир, меня заинтересовал такой момент: в протоколе допроса лесника Ремпеля Ивана Дмитриевича говорится, что Дятлов обращался к нему за советом, как лучше идти на Отортен. Ремпель, когда ознакомился с их маршрутом, высказал "свое мнение, что в зимнее время идти по уральскому хребту опасно, т.к. там имеются большие ущелья, ямы, в которые можно провалиться, и, кроме того, там свирепствуют сильные ветры, сносят людей", что этот район уральского хребта ему известен со слов местного жителя. И посоветовал идти Дятлову более близким путем, по одной из их лесных просек. На это они ответили: "данный вопрос разрешим, когда прибудем на Второй Северный рудник". Почему вот Дятлов сказал, что все решится на Втором Северном, это мне кажется подозрительным. И вообще, как Вы думаете, идти по лесной просеке к Отортену было действительно ближе, чем по мансийской тропе?
В.А.: Не сгущай краски, кто что сказал, и кто что ответил, все это чепуха. Была тропа, и по ней они пошли, это самый легкий путь и короткий. И никаких загадок тут нет, и еще раз нет, это так понятно - выбирали более хорошую дорогу. По "кварталке" они бы плелись очень долго, по тропе намного быстрее и короче. Туристы собирались идти по мансийской тропе, которая начинается у р.Лозьвы, на устье р. Ауспия и идет на хребет вдоль р. Ауспия. По ней манси гоняли оленей весной на Урал, а осенью с Урала в тайгу. Тропы эти старые и отличные для передвижения, все туристы ходили только по ним. И в то время они были на картах отмечены.
Ремпель там никогда не был. Он работал лесничим. И поэтому рекомендовал им идти по квартальной просеке. Может, и не знал про тропу, а это была самая лучшая дорога.
Фото 22.
Лесничий Ремпель Иван Дмитриевич. (к "Фотографии в тексте") |
М.П.: Тем не менее, Ремпель их предупредил об опасности, что зимой те места были непроходимые, странные, ведь он слышал рассказы манси о тех местах, иначе бы не говорил. Когда весть о гибели дятловцев достигла Вижая, Иван Дмитриевич своим домашним рассказал, что предупреждал ребят о том, что живыми оттуда они могут не вернуться, сказал, что случай закономерный и удивительного в том, что они погибли, нет... Летчик Патрушев тоже предупреждал студентов об опасности похода в те места зимой... Кто знает, пошли бы дятловцы по просеке, по дальней дороге и, может быть, остались бы живы... А что за квартальная просека , о которой говорил Ремпель?
В.А.: Вся тайга, или лесистая местность, разрезана на кварталы, в то время квартал имел размеры 8 км х 4 км. Затем 4 х 4, при мне кварталы были 4 х 2 км, а сейчас, когда я с поселка уехал, стали 2 х 2 км. И именно это имел Ремпель в виду, когда говорил про просеку, ширина просеки составляет 1 метр, затесана с двух сторон затесками, мимо не проедешь.
Перевал Дятлова назвали после гибели туристов. А тропа там существовала сотни лет, как там начали жить манси, так и появились тропы. Это как дороги, без них никуда нельзя попасть. Ни в гости, ни на охоту, оленей на Урал гонять надо, там происходит отел. Тропа - это мансийская цивилизация, она может идти на хребет (Урал), дальше через Урал, в Пермскую область, в Коми, на реку Обь, в тундру, через поселки. Это как наши автодороги.
На хребте тропа исчезает, т.к. нет деревьев, и туристы идут сами дальше по своему маршруту. Туристы ведь шли именно по ней, по мансийской тропе на хребет. Пашин и первые переселенцы, основавшие Вижай, хребет переходили как раз по этой мансийской варге, где потерялись туристы. Пашин эти места очень хорошо знал. Поэтому его и привлекли к поискам.
М.П.: Вот почему они оказались на таком невыгодном месте, на этом склоне.
В.А.: Почему невыгодном склоне? Там нормальный склон, нормальное место. Вопрос, почему он поставил палатку не в тайге, а на открытом склоне? Вот в чем причина, и она самая главная. Поставь в тайге, и, может, все были бы живы.
Почему они не спустились? Хоть и говорят, что он опытный турист был, якобы хотел на Отортен пораньше выйти и прийти засветло. Турист со стажем, а тем более опытный, не поставит палатку, там где ее нашли. Конечно, можно выдвинуть версию, что кто-то палатку переставил в период трагедии, так как было выгодно кому-то...
Сейчас трудно что-нибудь объяснить и понять суть происшедшего, но что-то их до смерти напугало, коль голыми рванули, одеться было некогда.
М.П.: Как Вы думаете, что?
В.А.: Не моя версия, что их погубила стихия, как бы ни тяжело им было (снег, ветер), палатку тем более никто бы ни покинул. Они задыхались без воздуха, его не было, или был в недостаточном количестве. Вот они и рванули из палатки, кто в чем. А затем эта волна прошла, воздух для дыхания появился, но мороз и раздетые люди... вот и финал.
Однажды осенью мы с лесниками занимались производством , разговоры про охоту, рыбалку и пр. И увидели, как вдоль хребта тянется что-то продолговатой формы, и из него на землю опустились четыре прожектора, заливая светом округу. Видел я это один единственный раз, а было это в начале 80-х годов.
Туристов тоже что-то очень удивило, а затем ужас, шок и бег в разные стороны.
М.П.: А снежный человек в тех краях водится?
В.А.: Я общался с манси, меня знали все манси, живущие севернее посёлка Вижай. Мы охотились вместе, пили бражку, ели струганину. И, конечно, вели разговоры о тайге. Они рассказывали, что в верховьях реки Лозьвы встречали огромного или зверя, или человека. Это был снежный человек, да я уверен, что он там жил или находился в этот момент на месте трагедии.
Есть одна гора под названием Хой-Эква, что в переводе означает "Женщина-Царица". Вот туда никто из мансей, на саму гору не ходит, и, возможно, там и в верховьях реки Лозвы, а это небольшой район, место, где жил или обитается снежный человек. Это район пещер. На Хой-Экве никогда никто не жил. Это место не исследовано, а жаль.
Не спецы НКВД, МГБ нанесли им серьезные увечья. Они умеют или умели скрывать свои следы. Они просто бы погрузили всех на вертолет и увезли далеко от этого места и там сбросили. В то время в этих районах было много белых пятен, и никто и никогда их бы не нашел. А они остались и находились все недалеко от палатки.
М.П.: Один из исследователей причин трагедии, случившейся с группой Дятлова, Г. И. Кизилов, выдвинул версию, что дятловцы шли совсем по другому месту. Не по Ауспии и варге , а по Лозьве, так удобнее: идешь все время по реке и выходишь к Отортену. А в дневниках ребят заинтересованные люди, причастные к гибели группы, все переправили. Можно ли идти зимой к Отортену по Лозьве?
В.А.: По Лозьве никто не ходит, наледи.
М.П.: Но ведь на Ауспии тоже наледи и тоже трудно идти. Не могу понять, чем дорога по Ауспии отличается от дороги по Лозьве.
В.А.: Лозьва широкая и глубокая, опасно там идти .И по берегу бурелом. А Ауспию перешагнуть можно. В верховьях Лозьвы надо ходить очень осторожно, много талых мест, открытых мест, много наледей (когда вода идет под снегом) и прочих неприятностей. Лучше идти по горам, чем по реке. Повторяю, самое удобное продвижение на Уральские горы и далее - это мансийская тропа по реке Ауспии, она начинается от реки Лозьва и идет на хребет. На хребте она естественно не видна, но там уже идут по маршруту, проложенному по карте. И этот маршрут довольно старый, и туристы о нем давно знают. Это самый удобный маршрут. Тропа выводит на Холат-Сяхль, а там видна и гора Отортен, и прочие горы.
Перевалом Дятлова назвали то место уже после трагедии. Если кто-то из местных русских пошел на перевал Дятлова, могли сказать, что пошли в верховья Ауспии (Верхуспий). Самыми первыми с поселка на перевал Дятлова из нашего поколения ходили я и мой друг Плотников Леонид, еще в 70-х годах. Там две тропы выходят на Холат-Сяхль.
Мы ходили по второй, ее никто из туристов не знал, и она была, как слеза, чистейшая, а ходу до хребта 8 часов от реки Лозьва. А затем помаленьку потянулись туда на рыбалку, за харюзами и все местные русские. До второй тропы еще идти по реке Лозьва около 10 км и затем на хребет.
А по первой, мансийской, туристам было удобнее.
До 90-х годов по второй тропе, кроме мансей и местных русских, никто не ходил. Но в 2005 году по второй тропе проехали на машинах типа УАЗ, квадроциклах, и попер народ на транспорте прямо на хребет и по нему в любую сторону, вплоть до Мань-Пупы-Ньер (гора каменных идолов). А в этом году и наши экстремалы с Ивделя сфотографировались у памятной доски на склоне, а рядом три УАЗика, вот так-то. Пешком не хотят ходить. Лень, да и тяжело с поклажей, на машине проще. Да, не те люди пошли...
М.П.: Вот когда первую поисковую группу высадили на Отортене, им сказали спускаться к Лозьве и идти дальше предполагаемым маршрутом, каким могла прийти к Отортену группа Дятлова. Поисковик Брусницын так и говорил: "Почему именно в Лозьву? Мы логически рассуждая, думали, что Дятлов со своей группой на восхождение пойдёт именно по Лозьве, что здесь как раз самое ближнее, но никак не думали, что он пойдет по Ауспии. И поэтому мы спустились в этот же день в Лозьву, искали-искали..."
В.А.: По логике они правильно рассудили и пошли вниз по Лозьве, пытаясь увидеть лыжню. Лыжня все равно бы сохранилась очень хорошо. Но эти поисковики не знали, видимо, про тропу на Ауспии, или это были дилетанты, люди, далекие от тайги. Но ход мысли был правильный.
М.П.: Владимир, вот тут меня просили узнать у Вас, реально ли добраться на нартах 5 человекам со Второго Северного до места лагеря поисковиков на Ауспии за 2 часа? С учетом свертывания-развертывания рации? Известно по радиограммам, что 26-го февраля в 10.45 Неволин был в поселке, а в 13.00 уже встретил спасательный отряд в верховьях Ауспии. Существовал ли зимний путь манси из Суеват-Пауля к Лозьве?
В.А.: Как таковой дороги с Суевата (зимника) никогда не существовало. Манси могли ехать по своим мансийским тропам, и как они ехали, не знаю. Могу только догадываться, что ехали они по короткой дороге в сторону реки Ауспии, там много мансийских троп. Второй Северный находится посередине между рекой Ушма и рекой Ауспия. За сутки олени могут сделать переход в 120 км. С устья Ауспии до перевала 33 км. От 2-го Северного до реки Ауспии 14-15км. Итого: 48 км. Летом ходу 2 дня от устья Ауспии до перевала. 10 км манси на нартах проходят за два часа. Пять человек на нартах никогда не поместятся. Только двое. Он не мог, по моему мнению, доехать за 2 часа.
Второй Северный - нежилой поселок. И что там делать Неволину? Их могли закинуть туда на вертолете, тем более у него была радиостанция. А что, Неволин с Куриковым выехали с Суевата вместе??? Или встретились где-то около Ауспии?
Фото 23.
Степан Куриков - в 1961 году был выдвинут в депутат Ивдельского городского Совета по мансийскому избирательному округу N 88. По совместительству - шаман. (к "Фотографии в тексте") |
Оленей манси к месту ЧП не погнали бы. Там нет корма, и их пришлось бы снова гнать к устью Ауспии, там корм есть. Я вот думаю, почему их не закинули на вертолете, можно было бы и со Второго Северного.
М.П.: Тайна , покрытая мраком, почему радиста не смогли закинуть на перевал вертолетом, а везли на нартах. А что за поселок мог быть в устье Ауспии?
В.А.: Скорее всего это Второй Северный.
Еще выше устья, примерно, 10 км находилась так называемая "База Ильича". Там были баня, дом, дом для гостей. Он там охотился, начиная с 65-67 годов, и до 80-82 годов. Затем умер. Там всё сожгли, и остался один пустырь. Сам он с посёлка Бурмантово, затем сошелся на Вижае с одной женщиной по фамилии Бурмантова, забыл как зовут, с ней жил и затем умер.
Фото 24.
На базе Ильича. Сам Ильич - в центре, с кружкой чая. (к "Фотографии в тексте") |
М.П.: Владимир, у кедра, где нашли тела двух погибших ребят, поисковики говорили, что были отломаны ветви толщиной до 8 см. Можно ли просто голыми руками отломать такие толстые ветки?
В.А.: Кедр - дерево хрупкое, даже летом, а в зимний период все деревья, кроме березы, хрупкие от мороза. Ветку толщиной в 8см зимой сломать можно легко, только если повиснуть на ней. Встать на нее ногой - не сломаешь. И ножом такие ветки не отрежешь, для этого существует топор.
М.П.: А если сверху сбросить на такую ветку что- то тяжелое, она сломается?
В.А.: Если бросить нечто тяжелое, не сломается, сук отпружинит. Сук в 8 см никогда ногами не сломаешь, только ТОПОРОМ, и не ножом. Попробуй - и все будет понятно. Когда повиснешь, вес 60-70 кг, под этим весом не только ветку в 8 см, а большой сук (сучок) можно сломать.
М.П.: Из этих веток развели костер. Из сухих сучьев и свежих. Какие ветки кедра хорошо горят?
В.А.: Сухой кедр горит хорошо. Прежде чем стать на стоянку, охотник находит место, где много сухих дров, неважно каких, кедр после пожара, сосна, лиственница. А иначе не высушишь одежду и можно замерзнуть. Практически ночевки планируешь на одних и тех же местах. Если нет сухих дров, то ты топором на уровне пояса снимаешь с дерева всю кору вкруговую. На 10-15 см. И через год - готовая сушина. А таких деревьев готовишь несколько, штук 5-6. И так каждый год. И будешь всегда с дровами. А в незнакомом месте ищешь место, где много сухих дров и там готовишь ночлег. Относиться к этому надо очень серьезно! На всех деревьях, особенно крупных, всегда есть сухие отмершие ветки. И в дождь, и в снег они всегда сухие, когда костер разгорится, то, кроме пихты, которая дает много искр, можно все кидать, но лучше всех это БЕРЕЗА. Ее всегда можно встретить в любом лесу.
М.П.: Говорят, что там на склоне, в низине, не доходя до кедра, растет маленькая кривая береза, которая вообще не горит, а только дымит. Туристы ее не смогли разжечь. Существует ли такая береза?
В.А.: В отношении березы. Я на хребте последний раз был 10 лет назад. В дождь, мы замерзли, и костер развели именно этой березой, согрелись, только затем пошли к машине. Там просто не было другого леса. Если березу разрубить вдоль, а не класть целиком, то костер всегда будет. А уже потом можно подбрасывать в костер и целые куски, когда он разгорится. Просто я с детства в тайге и немного понимаю в дровах. Береза и сырая хорошо горит, когда ее положишь в костер после сухих дров на ночь, она долго тлеет и дает хорошее тепло. Например, манси и я так поступаем.
М.П.: Владимир, благодарю Вас за интересную беседу, большое Вам спасибо! Желаю Вам крепкого здоровья и побольше сил, чтобы завершить Ваш труд по истории Вижая и окрестностей. Думаю, что он будет интересен не только вижайским, но и всем, кто интересуется историей Урала. Спасибо Вам!
* * *
Ноябрь 2011 г. - май 2012 г.
Майя Пискарёва
No Авторские права защищены. При цитировании ссылка обязательна.
* * *
(Продолжение следует)
|
Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души"
М.Николаев "Вторжение на Землю"