Аннотация: Фильм на тему "эвтаназия" про Дж. Кеворкяна (он же "Доктор Смерть")
Хорошо сделанный фильм, выполненный с хорошим художественным чутьем и вызывающий доверие своим реализмом и беспристрастностью в освещении событий недавнего прошлого. Особенно хочется отметить замечательную игру Аль Пачино. Фильм был бы совсем хорош, если не рассматривать его в связи с тем вопросом, который он затрагивает - вопросом о допустимости или недопустимости эвтаназии в исключительных случаях. Искусство, как известно, может быть не только ради искусства, но и ради "чего-то большего", и это свойство сообщает ему дополнительное измерение и новый смысл. (Если, конечно, оно не является спекуляцией на "больной теме", но данный фильм, на мой взгляд, достаточно далек от подобной тенденции.)
Итак, я хочу рассмотреть этот фильм в связи с той проблемой, которую он затрагивает - проблемой эвтаназии. Считаю, что проблема здесь слишком важна, чтобы не считаться с ней и оценивать фильм сам по себе. По крайней мере, на данном этапе развития человечества. Возможно, когда-нибудь это будет и не так, и фильм этот будет оцениваться по-другому. Возможно, будущее покажет его вневременную ценность, но я считаю, что сейчас он сам по себе менее важен, чем та проблема, которая в нем затрагивается. Все сказанное в данной рецензии можно также отнести и к двум другим фильмам, поднимающим вопрос об эвтаназии, и также обладающим высокими художественными достоинствами: "Море внутри" (на мой взгляд, лучший из трех) и "Скафандр и бабочка" (в котором пациент в итоге сам отказывается от своей просьбы об эвтаназии).
Существует распространенное мнение, что эвтаназия не допустима в принципе, что нет такой ситуации, которая бы являлась нравственным оправданием для ее применения. Поэтому сформулируем вопрос предельно жестко, намеренно ограничив его рассмотрением запредельного случая. В фильме "Вы не знаете Джека" этот случай описан так: "Представь себе самую сильную зубную боль в каждой клеточке твоего тела". Причем фраза эта цитируется со слов реального человека, отражая реальную историю болезни, хотя сама история болезни в фильме не показана, так что фраза так и остается фразой. Те же истории болезней, которые достаточно скупо показаны в фильме, примером такого случая служить не могут. Говорю это не в упрек фильму, понимая, что он лишь отражает реальные события, положенные в его основу, ничего не добавляя к ним и не сгущая красок. В фильме нет той боли, о которой говорится в приведенной фразе, поэтому мне лично он больше давал пищу для ума, нежели обращался к моей эмоциональной сфере. Однако, почему бы не взять саму фразу в качестве модели для запредельной ситуации? Допустим, что все возможные способы облегчить физическую боль пущены в ход, но ее так и не удается снизить до приемлемого уровня (например, в силу привыкания к одним обезболивающим средствам и индивидуальной непереносимости других). Сюда же включим и психологическую помощь, в частности, внимание и заботу со стороны других людей. Одним словом, в силу того, что предложенная ситуация заявлена как теоретическая, прошу на все не упомянутые здесь варианты отвечать: "Хорошо, попробовали - опять не помогло". Считаю, что данная ситуация вполне возможна и в жизни, может быть, даже она кому-то покажется знакомой. Разумеется, первоочередной фактор, чтобы вообще рассматривать вопрос об эвтаназии - это личная просьба больного. Разумеется, она должна быть максимально возможно проверена и не должна быть следствием какого-либо воздействия со стороны других людей. Наконец, добавим еще одно условие к описываемой ситуации: у больного нет возможности покончить с собой без посторонней помощи (например, по причине паралича).
Факты таковы, что, за исключением нескольких отдельных точек земного шара, человечество отказывает человеку в его просьбе в данной ситуации. Что уж говорить о тех ситуациях, которые описаны в трех упомянутых фильмах! Можно говорить об актуальности этих фильмов для тех стран, в которых эвтаназия легализована: актуальности в плане совершенствования порядка осуществления эвтаназии либо же отказа от данной практики. Но для всех остальных стран упомянутые фильмы, при всей значимости самого факта обращения к данной теме, ставят, так сказать, вопрос "номер два" прежде вопроса "номер один".
Если брать аргументы "за" и "против" эвтаназии по максимуму, намеренно ограничиваясь только самыми существенными и во имя них пренебрегая более второстепенными, то с одной стороны мы имеем реальную человеческую боль и право личности на самоопределение, а с другой - бесценность человеческой жизни и веру в то, что человек не вправе лишать себя жизни, данной ему Богом, характерную для большинства религий. Аргументы же "второго уровня", то есть менее весомые, как правило, легко "бьются" аргументами "первого уровня" как с той, так и с другой стороны, примеров чему можно найти немало практически в любом споре об эвтаназии.
Приведу несколько таких примеров из фильма "Вы не знаете Джека". В сцене с первым, несостоявшимся пациентом, доктор Кеворкян деликатно намекает ему на такой аргумент в пользу эвтаназии как помощь обществу в деле донорства. Разумеется, это аморально, и очень скоро его предостерегают от подобной некорректности его же собственные соратники. "Никакого качества жизни не осталось. Это уже не жизнь", - говорит другая пациентка. Конечно, она может выражать свою мысль так, как считает нужным, но ее слова очень характерны и являются частным случаем распространенного среди сторонников легализации эвтаназии представления о "достойной жизни" и "достойной смерти". Здесь имеет смысл прежде всего поговорить с человеком на тему достоинства. "Вы будете убивать всех инвалидов?" - спрашивают в фильме возбужденные активисты и получают ответ в том же духе от сестры Кеворкяна: про великие умы, про Фрейда и про прогресс. К сожалению, именно на таком уровне максималистского и гиперэмоционального абсурда и ведутся зачастую споры об эвтаназии. Прекрасным символом такого абсурда в той же сцене является инвалид в коляске с табличкой "Please, don"t keel me!" Думаю, ему было бы полезно лично пообщаться с человеком из предложенной мной выше теоретической ситуации. Также максимализмом проникнуты и нападки Джека Кеворкяна на медицину, в частности на систему хосписов.
Я понимаю, что фильм не преследует цели как можно более полно осветить проблему эвтаназии. Это видно уже из того, что в центре внимания здесь сам Джек Кеворкян, а не истории его пациентов, которые мало раскрыты и выделяются лишь своим количеством. Я также понимаю, что приведенные выше примеры характеризуют прежде всего не сам фильм, а показанных в нем людей. Но я боюсь, что непосвященный зритель начнет принимать подобные поверхностные суждения за чистую монету. А поднятая тема слишком серьезна, чтобы решать ее на "базарном" уровне. Я не уверен, что этот фильм можно рекомендовать для первоначального ликбеза по теме "эвтаназия". Боюсь, что после его просмотра у рядового зрителя при слове "эвтаназия" будет возникать в памяти мужик с коробкой на голове. Особенно если эта сцена будет восприниматься на чисто эмоциональном уровне, без учета контекста. Но, кстати сказать, даже в контексте происходящего мне лично кажутся весьма двусмысленными слова его жены: "Ты такой отважный!"
И еще. Если подходить к вопросу об эвтаназии в рамках атеистического мировоззрения, то из вышеперечисленных главных аргументов вера в то, что человек не вправе самовольно оставить жизнь, данную ему Богом, отпадает "по определению", а принцип бесценности человеческой жизни сам по себе не является достаточным основанием для того, чтобы делать человека заложником этой жизни против его воли и возможностей. Таким образом, я лично считаю, что в рамках атеистической концепции запрет на эвтаназию в вышеописанной теоретической ситуации является аморальным. В фильме "Вы не знаете Джека", как и в фильме "Море внутри" достаточно убедительно поднимается тема двойственной позиции государства, которое и там, и там позиционирует себя как светское, но в виду своих собственных интересов, фактически принуждает атеистов жить в соответствии с христианской догмой о том, что человек не вправе распоряжаться собственной жизнью.
Если же подходить к вопросу с точки зрения веры в Бога, то аргументы богоданности человеческой жизни и ее бесценности (именно в силу ее богоданности) приобретают первостепенное значение, личные же интересы человека и вопрос о его физической боли подпадают, так сказать, под "юрисдикцию Бога". И я считаю, что именно здесь кроется суть рассматриваемой проблемы, и что вопрос о допустимости или недопустимости эвтаназии - это вопрос, по существу, религиозный. Но ни один из трех фильмов данную сторону вопроса почти не раскрывает, так как они попросту посвящены другой теме. В результате, все споры между атеистами и верующими в этих фильмах напоминают диалоги на разных языках. В заключение скажу, что если кого интересует разбор вопроса об эвтаназии, с позиции верующего человека, то у меня есть повесть, посвященная данной теме (см. Илья Пятов "Боль": http://zhurnal.lib.ru/p/pjatow_i_a/pain.shtml, либо http://www.proza.ru/2010/02/20/322). В ней нет ни анафемы, ни осанны по поводу эвтаназии, но, по крайней мере, есть попытка расставить все возможные точки над "i".