Плешкова Полина Геннадьевна : другие произведения.

Прототип. История и вымысел

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Несколько лет назад я работала внештатным экскурсоводом в Бородинском музее и меня очень тронула судьба партизанки Дрейман, которая послужила прототипом главной героини повести "Радуга". В результате получилась эта статья. Буду рада комментариям и дельным советам.


Запись 1.

Прототип.

История и вымысел.

   В настоящее время взгляды общественности на Великую Отечественную войну весьма противоречивы. Это выражается в том, что люди разделились как бы на два блока. Приверженцы одного, скептически относятся к героизму солдат и народа, уверяют, что подвиги совершенные ими, были надуманы и, что на самом деле ничего похожего не было. Они не верят, что Александр Матросов в самом деле мог закрыть собой амбразуру, не верят, что многие партизаны и простые жители жертвовали всем, в том числе и жизнью, дабы не выдать врагу своих - солдат Красной Армии. Представители второго блока уважают поступки героев войны, ведь не будь их, трудно сказать, как развивалась бы наша история, как сложились бы судьбы народа и всей страны, если б мы попали под оккупацию фашистов.
   Действительно, при наших современных, да и тогдашних, знаниях о возможностях человека, о разрушительной силе оружия, о страхе людей за близких, трудно представить, что кто-то столь самоотверженно мог стоять за свою Родину перед лицом страшной опасности, нередко смерти. Также, я не могу критиковать и мнение скептиков, так как в реальной жизни, сталкиваясь с насилием на улицах, редко увидишь, как кто-то, забыв о себе, бросается спасать другого. Первая реакция современного человека на опасность - убежать. Разве можно его в этом упрекать? Он делает то, что велит ему инстинкт самосохранения. Но возникает вопрос: что же мешало нашим дедам поступить также? Ответ прост: наши предки были сильны духом, полны энергии, с чувством ответственности, а главное, их часто посещала мысль: "Если не я, то кто?". Их можно с гордостью назвать героями, патриотами Родины и Отечества.
   Но, также я не могу не отметить и неоценимый вклад в победу писателей, поэтов, работников средств массовой информации, которые в своих произведениях и статьях прибегали зачастую к элементу вымысла и собирательности образа, поэтому их герои получались столь идеальными. Но все это делалось для того, чтобы воодушевить народ и армию на борьбу с "коричневой мразью" (так называла в своем письме фашистов жена красноармейца Александра Глухова, сражавшегося с немцами на подступах к Москве), что им блестяще удалось.
   Страна сразу подхватывала мужественные, предельно человечные и чистые стихи и песни; она зачитывалась прозой, озаренной огнем народной войны, рожденной грозовыми буднями фронта. Тогда не увлекались песнями и стихами, а жили ими. От каждого рассказа и повести с волнением ждали правдивой и страстной картины фронтовой жизни, изображения стойкости и мужества советских людей и за каждым литературным героем видели родных и близких, детей и отцов, грудью вставших на защиту родины, видели всю сражавшуюся страну. Лучшие произведения, созданные войной, давно вошли в духовную сокровищницу народа, стали классикой.
   В борьбе с фашизмом родились "Непокоренные" Бориса Горбатова (1943г), "Народ бессмертен" Василия Гроссмана (1942г), "Русские люди" Константина Симонова (1942г). В этом ряду стоит и повесть Ванды Львовны Василевской "Радуга".
   Ванда Львовна (1905, Краков, Польша - 1964, Киев), писательница, трижды лауреат Сталинской премии (1943, 1946, 1952). Дочь одного из лидеров Польской социалистической партии, в 1918 - 19 годах министра иностранных дел Польши. Образование получила в Краковском университете (1929г). В 1939 году переехала в присоединенный к Украине Львов и приняла советское гражданство. В 1940 году была избрана депутатом Верховного Совета СССР. Является автором трилогии "Песнь над водами", в которой писала о борьбе поляков за национальную независимость. Во время Великой Отечественной войны работала в Политуправлени РККА агитатором, полковник. В 1942 году Ванда Львовна выпустила повесть "Радуга", рассказывающую о нечеловечески трудной жизни оккупированного села. В 1943 - 1945 годах была главным редактором газеты "Советская Польша". После войны участвовала в пропагандистских кампаниях, в том числе по разоружению.
   Двадцать первого января этого года Ванде Львовне Василевской исполнилось бы 106 лет со дня ее рождения. Вот уже много лет в Государственном Бородинском военно-историческом музее - заповеднике в экспозиции "Бородино в годы Великой Отечественной войны" хранится повесть "Радуга" с автографом писательницы. Он находится на лицевой части ее первого издания, датированного 1942 годом. Хочу рассказать, как повесть попала в музей.
   В шестидесятые годы на Бородинском поле побывал Корнейчук Александр Евдокимович - академик, украинский драматург, написавший пьесы: "Платон Кречет", "Фронт", "В степях Украины", "Гибель эскадры", "Память сердца" и другие. Как выяснилось позднее, Корнейчук являлся мужем Ванды Василевской. Экскурсию Александру Евдокимовичу вела директор музея Кудряшова Анна Степановна. Когда рассказ зашел о Великой Отечественной войне, она упомянула писательницу Василевскую, а у Корнейчука в домашней библиотеке хранилась повесть "Радуга", и он пообещал передать ее в дар музею. Свое обещание сдержал.
   И вот в марте 1967 года по его просьбе в музей приехал некий М. Ф. и передал повесть, оставив записку директору музея, так как ее тогда не было на месте. Позже Кудряшова распорядилась отдать книгу заведующему фондами Шатову Константину Ивановичу, с целью ее использования в качестве экспоната в седьмом зале основной экспозиции. Это связано с тем, что до ремонта и внутренних изменений здания, темы "Война 1812 года" и "Великая Отечественная война" были расположены в одном помещении. После кардинальных преобразований в музее, выставка о ВОв была перенесена в одну из пустующих монастырских келий, где и находится на сегодняшний день.
   Эту замечательную историю я узнала, когда устроилась внештатным экскурсоводом в Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник. Но, конечно, это произошло не сразу, ведь до начала активной работы с экскурсантами при показе экспозиций и на поле, каждому новому сотруднику необходимо изучить материал и экспонаты, чем я и занималась. При посещении экспозиции, посвященной Великой Отечественной войне, среди экспонатов, я обнаружила повесть Ванды Львовны Василевской "Радуга". Меня сразу заинтересовала история появления среди исторических ценностей музея литературного произведения. Я стала задавать вопросы своим коллегам, куратору, искать информацию в методических разработках и во многих других источниках. Малой толикой своих изысканий я уже поделилась с вами, но большая часть впереди.
   Работники музея с удовольствием пересказали мне краткое содержание повести: что главной ее героиней является украинская партизанка Олена Костюк, которая ушла в отряд, когда в ее село, Леванёвку, пришли немцы и оккупировали его; про их зверства и издевательства над жителями, в том числе и над Оленой, когда ее поймали и стали допрашивать о местоположении партизан, но та им так ничего и не сказала. Также мне поведали, что в основе сюжетной линии повести лежит трагическая судьба уваровской партизанки Александры Мартыновны Дрейман ( деревня Уваровка находится в 30 км от города Можайска).
   Услышав все это, я загорелась желанием найти доказательства того, что Ванда Василевская действительно взяла в качестве прообраза своей героини судьбу Дрейман. Что и было сделано. Для начала я нашла описание биографии Александры Мартыновны, потом, непосредственно, саму повесть, а также очерк журналиста Оскара Курганова, позднее писателя, в газете "Правда" от 7 февраля 1942 года, о подвиге матери - партизанки (про него мне говорили в музее), из которого вся страна узнала о героизме советской женщины. Этот очерк прочитала и Ванда Львовна Василевская. История Дрейман глубоко задела струны души писательницы. И она решила использовать трагическую судьбу уваровской партизанки, для написания повести "Радуга".
   Цель моей статьи как раз и заключается в том, чтобы поделиться с тобой, читатель, найденными мной доказательствами о том, что Александра Мартыновна Дрейман стала прототипом для образа украинской партизанки Олены Костюк. Начну я, пожалуй, с выдержек из биографии Дрейман, подкрепленных цитатами из текста повести.
   В 1941 году Александре Мартыновне исполнилось 36 лет. По внешности она была невысокой, крепкой женщиной, с темными, коротко стрижеными волосами. Как и у многих ее сверстниц, у Дрейман за плечами было трудное детство. Отец, латыш по национальности, принимал участие в первой русской революции и вынужден был, скрываясь от преследований, покинуть родину и переселиться в Подмосковье. Семья жила бедно, Шуре и в школу не пришлось ходить. Грамоте научилась на ликбезовских курсах. Активно работала в комсомоле, а потом стала коммунистом. Одной из первых вступила в колхоз. Была председателем Ерышовского сельского совета. Люди уважали и ценили ее за отзывчивость, умение работать.
   Началась война. Дрейман ушла в лес, в партизанский отряд, в дождливую ночь, когда на уваровской площади перед школой уже стояли вражеские полки, а автомобили двигали к деревне Бородино и городу Можайску.
   В то время в уваровском районе было создано три отряда, как свидетельствуют архивные данные. Первым командовал инструктор райкома партии В. И. Кусков, комиссаром был первый секретарь райкома Б. И. Фомин. Второй отряд "За Родину" возглавил председатель Осоавиахима А. И. Айкутдинов. Третьим командовал заведующий парткомбинатом В. И. Волков. Александра Дрейман вступила в первый отряд В. И. Кускова. Так как он держал под постоянным наблюдением дорогу Уваровка - Поречье, имевшую важное стратегическое значение. По ней шли немецкие моторизованные и танковые колонны 3-й танковой группы генерала Гота. Двигаясь к Волоколамску, они намеревались обойти Москву с северо-запада. Бойцы партизанского отряда, раздобыв взрыватели, толовые шашки готовились к боевым операциям. Долгожданный день настал: партизанам удалось взорвать ряд мостов, разрушить дорогу во многих местах, они также заминировали и объездные пути. Двое суток гитлеровцы вынуждены были восстанавливать разрушенные мосты и дорожные участки.. Это оказало неоценимую помощь нашим войскам, действовавшим на Волокаламском направлении.
   Большую помощь в подготовке взрывных работ оказала партизанам Александра Мартыновна Дрейман. Так как до войны она участвовала в строительстве дорог в Уваровском районе, владела навыками подрывного дела, а следовательно знала как лучше подготовить и провести взрыв. К тому же она очень хорошо ориентировалась на местности, ей были ведомы все тропы и дорожки. Ведь мины следовало выносить незаметно, и не по просекам, а по густым зарослям, чтобы не быть обнаруженными.
   Кроме этого Александра Дрейман была старшей по хозяйству в отряде. Сушила в землянке сапоги партизанам, помогала повару на кухне, чистила оружие, убирала. Все ребята из отряда стали для нее родными, близкими, Дрейман их в шутку звала "дети мои", хотя среди бойцов и были люди пожилые. А в ответ партизаны называли Александру Мартыновну самым теплым словом - мать.
   Внезапно Дрейман покинула отряд. Никто не знал истинных причин ее поступка. Все выяснилось позже, от повара, который рассказал, что Александра была беременна, и, что пришел срок рожать, поэтому она и ушла в село. Дрейман всячески скрывала свое положение, носила бесформенные кофты, телогрейки, не хотела быть обузой для партизан. На очередном совете решили найти Дрейман в Уваровке, окружить заботой и оберегать от врагов. Но найти ее не удалось, а через неделю партизаны узнали, что связанную Александру доставили в немецкую комендатуру. А еще через несколько дней плотник Ефрем, отец одного из партизан, увидел, как на рассвете два немецких солдата тащили по снегу чей-то окровавленный труп к замерзшему озеру, Ефрем узнал Александру Мартыновну Дрейман.
   Как попала она к немцам, через какие пытки прошла, что стало с ее новорожденным ребенком, партизаны узнали из рассказов местных жителей: Анны Минаевой, Анны Густяковой, Евдокии Коленовой, из бесед с теми, кто сидел вместе с Дрейман в сарае типографского двора.
   Александра пришла в поселок ночью, поселилась в доме неподалеку от врача, тот посоветовал лежать, не выходить на улицу. На четвертый день пребывания в Уваровке за ней пришли фашисты, выволокли из дома и повели в сарай. Там оказалось очень много знакомых, все стояли плотно прижавшись друг к другу, сидеть не разрешалось.
   Ночью Дрейман вызвали на допрос, солдат привел ее к коменданту поселка капитану Хаазе, который пытался выяснить, зачем она вернулась:
   " - Как же так? Была в отряде, а потом вдруг приходишь домой, в село? <...> Лучше сразу скажи, зачем прислана.
   - Я сама пришла. Не могла больше.
   - Почему же?
   - На роды пришла домой.
   - Что такое?
   - Рожать пришла".
   Дрейман попросила дать ей родить, а потом пусть убивают.
   Фашисты хотели узнать у женщины, где находится партизанский отряд. Но Дрейман молчала. Трое суток немцы издевались над ней. По ночам, раздетую, разутую водили по деревне, требуя показать местоположение партизан:
   " <...> по дороге от площади бежала нагая женщина. Нет, она не бежала - наклонившись вперед, она с усилием делала мелкие шаги, переваливаясь с ноги на ногу. При лунном свете был ясно виден ее огромный живот. За ней шел солдат <...> Когда женщина на секунду останавливалась, штык колол ее в спину. "
   Но Александра по-прежнему молчала. Потом ее закрыли одну в сарае, лежать запретили, только стоять. Дрейман провела там несколько дней, без воды и пиши. Одна из местных женщин, Евдокия Коленова, попыталась тайком принести ей хлеб и суп, но немцы заметили и поймали Евдокию, отобрали пищу, избили (в повести героине носит хлеб мальчик, которого тоже ловят, но его судьба более трагична - его убивают).
   Когда фашисты вновь привели Дрейман на допрос, она уже не могла двигаться как раньше, от истощения и болей. Комендант Хаазе по-прежнему задавал один и тот же вопрос: "Где отряд? Это вы взорвали мост?". Александра призналась, что во всем виновата только она одна, больше произнести ничего не смогла, потеряла сознание.
   " - Это ты на прошлой неделе взорвала мост?
   - Я
   - Кто тебе помогал?
   - Никто. Я одна.
   - Лжешь. Мы же знаем - лучше сразу скажи.
   - Никто. Я одна.
   - Ну, хорошо, а где твой отряд?
   Она молчала "
   Фашисты опять закрыли ее в сарае, той ночью Дрейман родила ребенка, мальчика. Она обмыла его снегом, который пробился под стены сарая, и потеряла сознание. Очнулась в комендатуре.
   "Олена Костюк, одна, без помощи, рожала в холодном, пустом сарае. <...> И возле нее нет никого, кто бы подал ей воды... Она рожала, как никто никогда в селе не рожал - голая, на морозе, брошенная на глиняный пол сарая. <...> Вот он, ее ребенок. Наперекор всему и всем он все же появился на свет. И вот - сын ".
   Хаазе объявил, что Дрейман и ее ребенок будут жить только в том случае, если она выдаст местоположение отряда. Она согласилась.
   Плотник Ефрем видел, как Александра повела врагов на восток, а партизаны были к западу от поселка. К ночи она вернулась, вернее ее, избитую, вели по улицам Уваровки. За обман фашисты убили сына Дрейман, и только тогда она заплакала, впервые за все дни своих страданий.
   " - Ничего я не скажу, ничего, ничего не скажу....
   Дуло револьвера приблизилось к маленькому личику. Она видела это не глядя. <...>
   Грянул выстрел. Прямо в маленькое личико. Запахло порохом и дымом. Солдаты, державшие Олену, вздрогнули. Капитан встряхнул мертвое тельце.
   - Вот, мать..... "
   Саму Александру немцы отвели к карьеру и расстреляли, тело сбросили в пруд. Лишь весной 1942 года прах Дрейман вместе с останками ее двух погибших товарищей похоронили в поселке Уваровка.
   Указом Президиума Верховного Совета СССР Александра Дрейман была награждена орденом Ленина и медалью "За оборону Москвы".
   И в заключении, хочется сказать, что Ванда Василевская настолько точно передала историю Дрейман, что судьба героини лишь в мизерной части расходится со своим историческим прототипом. Это расхождение выражено в том, что муж героини погиб, а муж Дрейман оказался предателем, и перешел на сторону врага.
  
   P.S.
   Автор благодарит сотрудников Государственного Бородинского военно-исторического музея - заповедника, а также авторов и составителей Альманаха, вышедшего к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне за явную и косвенную помощь в подготовке этого материала.
   Закавыченные и выделенные жирным шрифтом отрывки являются цитатами из повести "Радуга".
  
  
  
  
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"