Плюмбэкс : другие произведения.

С паранойей о фэнтези

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Я вам говорил, что я думаю о фэнтези как о жанре? Да наверняка говорил, причём даже не раз. Но вы могли и забыть об этом...

  Я вам говорил, что я думаю о фэнтези как о жанре? Да наверняка говорил, причём даже не раз. Но вы могли и забыть об этом.
  Первоначально - много лет тому назад - моё отношение к фэнтези было преимущественно снисходительным. По крайней мере, мне теперь так кажется. Хотя в то же время я помню, как зачитывался похождениями Конана-варвара и создавал в собственном воображении фэнтезийные сюжеты, где главный герой попадает в хайборийский мир и создаёт там развитую империю с магической экономикой и удобствами для населения. Под условным названием "Азерот".
  В Warcraft я тогда не играл, но читал об этой игре.
  Впрочем, особого значения это не возымело. Магия тогда была для меня не более, чем заменителем техники, способом обеспечения сладкой жизни - без эдакого специфического "волшебного" флёра.
  Помню, как - ещё в раннем детстве - спорил с родителями, разъясняя, почему "Заповедник сказок" Булычёва не расценивается мною как вполне полноправная часть цикла об Алисе.
  Потому что там присутствуют вещи без логического объяснения.
  Волшебство.
  И помню, как отец в ответ пытался мягко возражать: "Но ты ведь не знаешь точно, как устроена та же шапка-невидимка. Может, у неё внутри тоже что-то есть, что заставляет её действовать по законам природы".
  Эту версию я на всякий случай занёс в список. Хотя и не имел ни малейшего представления о том, каким образом в Легендарную Эпоху могли создать столь компактную и эффектную технологию.
  Да и какая разница?
  Позже в моём отношении к фэнтези сыграли свою роль произведения юмористически-славянского жанра.
  Но принципиально и они ничего не изменили. Фэнтези осталось для меня утилитарным жанром, роль которого сводится единственно лишь к воздействию на читателя.
  Когда я сочиняю нечто в жанре научной или хотя бы не слишком антинаучной фантастики - я мечтаю и всецело отдаюсь Крыльям своей Мечты. Когда я сочиняю нечто в жанре фэнтези - я думаю о том, как бы мне развеселить или озадачить аудиторию.
  Так было долго.
  Через некоторое время, однако, я заметил, что жанр фэнтези чрезвычайно удобен для выражения эмоций и образов, о которых не слишком принято говорить вслух.
  Например, где, как не в фэнтези, человеческий взгляд может иметь реальную силу - причём независимо от того, идёт ли он напрямую или через систему зеркал и web-камер? Где, как не в фэнтези, можно похитить человеческую тень? Логика материального мира делает смешной даже постановку подобных вопросов, между тем "тень" и "взгляд" являются весьма значимыми символами нашего субъективного мира.
  Где, как не в фэнтези, может идти нефигуральное противоборство между силами Сумбура и Статиса, свободы и порядка?
  Где, как не в фэнтези, может существовать Нереальный Мир - и зачастую играть не меньшую роль, чем мир реальный? Здесь я вспоминаю мрачновато-торжественные произведения Петра Верещагина, также повлиявшие на моё отношение к фэнтези.
  Где, как не в фэнтези, индивидуум может превзойти систему в своём могуществе, сравнявшись им со Вселенной?
  Где, как не в фэнтези, воспоминаниями можно убить врага?
  Где?
  
  Увлечённым апологетом фэнтези я так и не стал. Может быть, потому что мне противны штампы.
  Если научная фантастика на девяносто девять процентов - барахло, то к фэнтези это относится на девяносто девять целых и девять десятых процента. Большинство фэнтезийных произведений представляют собою самоповтор. Фэнтезийные миры однообразны и предсказуемы.
  Но бывают исключения.
  Нет, даже не исключения в прямом смысле слова. Бывают ситуации, когда предсказуемость и однообразие фэнтезийного мира становится оправданным и целесообразным.
  Когда новизна используемого объекта - будь то образ или идея - компенсирует замшелость окружающего фона.
  Собственно, разве в научной фантастике не то же самое?
  Действие научно-фантастического романа обычно происходит на более или менее предсказуемом фоне, будь то постъядерные руины, населённая Галактика космических опер или наш нынешний мир. И лишь используемый автором объект - будь то особая раса космических пришельцев или необычное техническое изобретение - вносит новизну в происходящее.
  В фэнтези выбор сцен меньше.
  Но суть та же.
  Хотя увлечённым апологетом фэнтези я так и не стал, но в последнее время стал существенно чаще читать произведения этого жанра. Случайно или намеренно? Трудно сказать.
  По всей вероятности, дело в том, что сейчас выпускают значительно больше фэнтезийных романов, чем образцов научной фантастики - не считая цинично-мордобойно-рукомашеских.
  И они попадаются мне на глаза чаще.
  
  Чего я не мог не заметить в подобных произведениях, так это отчётливого антисайентистского настроя. Во многих произведениях продвигается призыв: "Долой технику, вернёмся к магии!"
  Поневоле вспоминаются утверждения представителей движения new-age. Утверждения о том, что человечество будто бы вступает в Эру Водолея.
  И что духи стремятся установить с людьми всё более тесный контакт, одной из граней которого является магия.
  В самом деле, чем не теория?
  Для достижения полного инсайта можете прочесть мои рассказы "Конец недели" и "Второе имя магии". Если же не хотите тратить на них время или предпочитаете прочесть их позже, то я вкратце изложу здесь ход навеянных этими рассказами параноидальных измышлений.
  Очевидно, что мы вполне готовы к приходу магии на Землю.
  К этому нас подготовила технология. Да, да, та самая технология, которую все маститые фэнтезисты так ненавидят.
  Для обывателя телевизор - то же самое, что и магический артефакт. Никакой разницы. А если нет разницы, то зачем платить больше?
  Напрашивается мысль, что если бы взаправду существовала некая Сила, заинтересованная в экспорте магии на Землю, то бурный рост научно-технического прогресса был бы выгоден ей.
  Взгляните, как интересно получается.
  Человечество привыкает к видимости чудес - это раз. Благодаря успехам науки ослабляется позиция антимагически настроенных религий - это два.
  На Земле возникает ветвь литературы, сперва робко, а затем всё живее рекламирующая волшебство как замену техники. Это три.
  Когда будет "четыре"?
  Волшебство может прийти скрытно. Просто однажды на Вашем столе под видом новой научно-технической финтифлюшки появится магический артефакт. Или, может быть, это уже произошло? Вы можете поручиться, что установленный у Вас дома модем работает по законам природы?
  
  
  
  __________________________
  Дневник Человека За Рулём.
  Сайт Мессии
  Если Вы по натуре - независимый геймер-аннигилятор, спешите вступить в ОНГА - общество таких как Вы!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"