Plushy Loki : другие произведения.

Ключевые мотивы скандинавской мифологии на примере эпизодов "Эдд"

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Северный миф, как и любой другой, обладает собственными отличительными чертами, делающими его несхожим с мифами более южных народов, например, греческих или египетских, с близкой, на первый взгляд, общей структурой. Не последнее значение в этом разделении имеют одни и те же идеи, повторяющиеся с завидной регулярностью из эпизода в эпизод.
  Мне хотелось бы выделить три ключевых, на мой взгляд, мотива.
  
  Мотив исправления совершенных ошибок
  
  Этот мотив, часто перетекающий в идею искупления и расплаты за сделанную ошибку, является одним из наиболее популярных в мифологии древних скандинавов и встречается в большинстве сохранившихся текстов - от разных частей "Эдд" до старинных сказок.
  
  Характерные признаки, выделяющие скандинавские истории такого типа
  
  Основными проявлениями мотива совершенной ошибки в северной мифологии будут:
  1. Размен как популярный способ добиться ее исправления (достаточно часто проблема падает на совсем не того персонажа, который спровоцировал ее возникновение). В этом случае характерно также возникновение своеобразных "цепочек" оплаты, в которой каждая из сторон стремится заставить другую взять на себя весь груз. Одной из наиболее популярных считается так называемая "детская" цепочка, начинающаяся с появления детей Локи от Ангрбоды. В рамках наказания за их сущность (в которой они не виноваты, поскольку ответственность лежит уже на их отце, вступившем в связь с великаншей), Один отправляет их в области, предназначенные исключительно для чудовищ. После этого Локи провоцирует гибель его собственного сына (смерть Бальдра часто связывается именно с такой логической схемой). Затем, опять-таки, в рамках наказания, гибнет один из сыновей Локи - и финальный Рагнарек, к которому он приведет мир, должен стать окончательной глобальной расплатой для всех.
  2. Неотвратимость наказания. Хорошо заметна она во всех случаях конфликта между асами и йотунами, а также во многих эпизодах, в которых фигурирует Локи. Например, ни исключительная хитрость, ни способность обратиться в лосося, ни башмаки, в которых он мог бегать по воздуху, не помогли ему избежать финального наказания или расплаты с двергом Синдри.
  3. Тесная связь этого мотива с мотивом обещания и его нарушения. Большинство мифов такого типа основаны на данном ранее и нарушенном обещании. Здесь и постройка стены Асгарда, и эпизод с Идунн - и многие другие.
  Разумеется, эти особенности встречаются не во всех мифах такого типа, но все же достаточно характерны для них. Вообще же сложно разделить мотив непосредственно исправления возникшей проблемы с мотивами мести и нарушенного обещания - они, как правило, сливаются воедино и следуют один из другого.
  
  
  
  Мотив добычи сокровищ
  
  Я упоминаю его вторым, поскольку он очень тесно связан с предыдущим. Вокруг добычи сокровищ, возвращения утраченных и создания новых, все более превосходящих друг друга, вращается сюжет большей части скандинавских мифов.
  Его характерными чертами будут следующие:
  1. В равной степени сокровищем может стать как ценная вещь (копье Гунгнир, например), так и некий талант или умение (дар поэзии), и даже живое существо (Идунн, похищенная и возвращенная).
  2. Скандинавское сокровище довольно часто приносит беды если не всем своим обладателям, то многим из тех, кто с ним соприкоснется. Здесь яркими примерами могут стать мифы о золоте Нибелунгов и о получении Тором его молота, который обошелся Локи в зашитый рот.
  3. Даже если сокровище целиком материально и выглядит как ценный предмет, оно почти всегда обладает дополнительно некими магическими свойствами. При этом в большинстве случаев эти свойства только подчеркивают некие особенности, которые и так были у его владельца. Например, ожерелье Брисингамен по одной из версий многократно увеличивало красоту его владелицы - Фрейи, и без того прекраснейшей из богинь Асгарда.
  4. Сокровище всегда требует платы. Любая ценность при получении так или иначе должна быть оплачена. При этом, как правило, речь идет не о материальном вознаграждении. В качестве платы выступают кровь, секс или необходимость претерпеть некие неприятные условия.
  Во многом это также связано с образом жизни древних скандинавов, среди которых была крайне развита культура военных походов. Таким образом, действительно происходил "обмен" ценностей на раны и тяжелые условия существования.
  
  Мотив социального взамодействия
  
  Этот мотив в скандинавском мифе имеет два основных направления:
  1. Взаимодействие асов с людьми и мифическими существами (карликами, етунами и пр.).
  2. Общение непосредственно в среде асов.
  У каждого из этих видов общения есть свои особенности.
  
  
Асы и другие "народности" Общение асов между собой
Характерным для этого мотива социального взаимодействия является соблюдение нескольких строгих законов.
  1. Закон гостеприимства. Это один из основных элементов социального взаимодействия в менталитете древних скандинавов. Закон гостеприимства соблюдается внимательней, чем какой-либо другой, и не нарушается без явной враждебности со стороны гостя. Особенно показателен в "Эддах" эпизод со сватовством карлика к дочери Тора. Несмотря на то, что такое предложение асу, стоящему по статусу значительно выше, не нравится, он все же не предпринимает никаких враждебных действий. Дело разрешается исключительно путем хитрости, который формально не нарушает закона доброго отношения к гостю.
  2. Закон хотя бы формального соблюдения обещаний. Еще одна характерная особенность мотива социального взаимодействия у древних скандинавов - формальное соблюдение данного обещания. Практически никогда и никто не стремится прямо отказаться от своего слова. Тем или иным способом его обойти или нарушить, формально оставаясь в рамках условий, при этом не возбраняется. Ярким примером служит эпизод с инеистым великаном и его конем Свадильфари. С великаном был заключен договор о постройке стены Асгарда в течение трех сезонов, в обмен же он просил Фрейю, луну и солнце. Заметим, что прямо отказать, несмотря на полное нежелание отдавать ничего из обещанного, асы не планировали. Однако спровоцировать срыв сроков постройки было вполне приемлемым вариантом.
  3. Активное поведение в духе внешней экспансии. Тут необходимо обратить внимание на количество сюжетов с появлением гостей в Асгарде и перемещением асов по чужим территориям. Количество вторых заметно преобладает, при этом почти с равной частотой встречаются как враждебные походы, так и достаточно мирные путешествия, которые служат укреплению и поддержанию уже существующих социальных связей и созданию новых.
  
  Еще одна интересная особенность северного мифа - то, как осуществляется взаимодействие богов с людьми. При этом характерно следующее:
  • с людьми асы сталкиваются значительно реже, чем с другими мифическими существами;
  • боги в целом, как правило, настроены по отношению к людям добродушно и настроены им помогать (история с крестьянином и великаном Скримсли);
  • они не обладают всепрощением и за оскорбления достаточно жестоко мстят.
  Я бы сказала, что, несмотря на творение людей богами, для северного мифа более характерны взаимоотношения условно-равного типа, нежели подчиненные. Такая схема социального взаимодействия - естественное следствие жизни скандинавов в тяжелых климатических условиях, где необходимо постоянно иметь возможность заручиться поддержкой соседа.
  
Схема общения во многом копирует повседневное поведение поселения древних скандинавов. При этом важно отметить два ключевых момента:
  1. Женщины активно взаимодействуют с миром вокруг. Несмотря на то, что сохраняется классическая патриархальная картина мира, статус женщины для данного исторического периода достаточно высок. Она может позволить себе резко отказать мужчине, вести собственные дела, не сообразуясь с чужим мнением, выступать с советом. Во многом такое отношение возникло из того факта, что женщина оставалась хозяйкой дома все то время, которое мужчина проводил в море, и от нее всецело зависело состояние хозяйства.
  2. Чужие промахи принято не замечать. Это - естественное условие для сосуществования на одной территории множества активных и вспыльчивых мужчин. При этом очень показателен подход, который демонстрируют асы: по сути, единственным персонажем "Эдд", на ошибки которого указывают регулярно и открыто, выступает Локи. Между тем, он также один из немногих, кто не принадлежит к обществу асов (помимо него в Асгарде находятся несколько ванов), и единственный представитель откровенно враждебной народности.
  Именно на его примере нам демонстрируются многие правила поведения в обществе асов и, соответственно, древних скандинавов. Так, поводом для наказания Локи стали не смерть Бальдра или похищение Идунн и ее золотых яблок, а гораздо более безобидная, на первый взгляд, перебранка.
  Основная ее проблема заключалась в том, что Локи нарушил традиционное правило социального взаимодействия в северной среде: назвал вслух и прилюдно все дурные качества и поступки, которые ранее умалчивались. Интересно само течение перебранки: на протяжении всего диалога асы требуют от него замолчать, но не перестать лгать, следовательно, по сути, все, что он говорит, является правдой.
  Его поведение можно расценить как полноценное враждебное нападение на весь установленный и мирный уклад жизни, именно поэтому оно повлекло за собой такое стремительное и жестокое наказание.
  
  Для социального мотива северного мифа характерно также отсутствие одинокого героя. У него всегда будут друг, родственник или супруга, поддерживающие его.
   Все обычные элементы скандинавского мифа легко объяснимы с точки зрения их чисто практического применения. Их коренное отличие от мифов иных народов связано с разницей в образе жизни и условиях окружающего мира.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"