Плужников Владимир Александрович : другие произведения.

Путешествие из Санкт-Ленинграда в Севастополь или чемодан без дна

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Реальность линкоров типа "Севастополь"

  У поклонников и фанатов РКМП регулярно случаются приступы застарелого имперского зуда о хрусте французской булки в стиле "можемповторить" и "комуянкинешмогли", в частности о фалломорфировании на тему линейных кораблей типа "Севастополь". Мол, были эти кораблики лучшими в мире, а коммуняки проклятые в линкоры ваще не смогли.
  Кстати, при слове "линкор", воображение рисует картинку чего-то похожего на линкор "Миссури", увиденную в голливудских блокбастерах. Но увы "Севастополи" были на много меньше (на 90 метров короче) и порядок слабее чем "Миссури". Но это так к слову, о необходимости понимать о чем идет речь, и вовремя включать губозакаточную машину.
  Да, надо признать очевидное - новые линейные корабли СССР не построил. До войны не успел, а после линкоры однозначно стали бесполезными.
  
  Кстати, по некоторым данным маршал Тухачевский как раз и был казнен в том числе и за то, что утверждал, вопреки капризам Сталина, что линкоры уже устарели, для обороны СССР не нужны, а вражеские - можно легко уничтожать авиацией и ракетами. И как показал опыт ВМВ, Тухачевский прав таки оказался, сволочь троцкистская.
  
  СССР смог сделать другое - он довел доставшиеся ему по наследству царские линкоры, эти "чемоданы без ручки и без дна", которые и нести тяжко и бросить невозможно, во что-то хоть сколько-нибудь, пригодное к употреблению по прямому назначению. Именно об этом и речь.
  
  СССР смог и другое - он создал свое собственное независящее от запада кораблестроение. Но это - тема специального поста.
  
  Поясню подробнее - в конструкцию линкоров типа "Севастополь" изначально, с момента проектирования была внесена громадная масса несуразиц и ошибок, сделавших эти корабли крайне малопригодными для выполнения главной задачи военно-морского флота любой страны - защиты собственного торгового судоходства на мировых морских коммуникациях.
  Поясню подробнее по порядку, первый, главнейший косяк почти всех кораблей российского императорского флота, остававшийся и советском флоте как минимум до конца 50ых годов - это почти нулевая мореходность. Связано это с тем, что адмиралы в штабе флота, в Питере, под Шпицем, привыкли тому, что Маркизова лужа зимой замерзает, и войны на море зимой как бы нет. Поэтому они заказывали корабли, способные выходить в море только летом, только в штиль и только очень не далеко. Даже печальный опыт броненосца "Русалка", утопшего в сентябре в не особо сильный кратковременный шторм по причине конструктивных недостатков и безалаберности командира корабля, ничему адмиралов не научил. И кораблики, пригодные к выходу в море только в штиль и не пригодные к дальним, автономным, плаваниям, продолжили заказывать и строить. Адмиралам, привыкшим к замерзшей Маркизовой луже, даже не приходило в голову, что зимой море не замерзает не только на юге, в Севастополе, но и на Севере, в Мурманске, а шторма бывают и летом и на Черном море даже круче чем на Балтике. И что судоходство и война там зимой не прекращаются. И что ближайший порт может быть портом врага, в котором не укрыться от шторма. И однотипные корабли строили для ЧФ в Николаеве, с теми же врожденными дефектами и мало пригодные для круглогодичного ведения боевых действий.
  Линкоры типа "Севастополь" только подтверждают это правило, корабль сей родился с массой врожденных дефектов.
  Дефект первый - таранная носовая оконечность. В то время это была мировая мода, и очень мало кто из адмиралов был способен ей противостоять. Российские адмиралы тоже не смогли. Таранная носовая оконечность очень сильно снижает мореходность корабля, при волнении и шторме он зарывается носом в волну, что грозит печальными последствиями.
  Дефект второй - угольное топливо. Уголь можно подавать в топки котлов только лопатами вручную, перетаскивая его в корзинах. То есть способность корабля поддерживать заданную скорость, полностью зависит от мускулов и выносливости кочегаров и их помощников. Связанная с этим проблема - необходимо увеличивать численность экипажа, что сильно ухудшает и без того не крайне низкую обитаемость корабля. А ведь в то время мазут как топливо на кораблях РИФ уже начал применяться, РИ была одним из лидеров мировой нефтедобычи, т.е. жидкое топливо, которое подается в котлы насосами и его подача не зависит от усталости мышц экипажа, и легко могло быть применено и на этих кораблях. Кроме того, у угля как топлива есть еще один недостаток - демаскирующий. При сжигании он дает громадный столб густого черного дыма, который засекается противником на дистанциях вдвое превышающих дистанции стрельбы ГК, что делает абсолютно невозможным скрытное приближение к противнику.
  Дефект третий - линейное расположение артиллерии главного калибра и бортовое казематное расположение т.н. "противоминной артиллерии". Какой толк от четырех трех-орудийных башен-"аналоговнетов", на которые фалломорфируют поклонники РКМП, если идя в атаку (или выходя из нее), "Севастополь"може вести огонь по врагу только из трех стволов ГК первой (или четвертой)башни, а идущий ему на встречу (или догоняющий его) вражина отвечает из четырех, пяти или даже шести стволов? Бог, он как известно на стороне больших батальонов. Из-за линейного, а не линейно-возвышенного , как у супостатов, расположения башен ГК, вторая (и четвертая) башни могут вести огонь только на борт, поскольку вести огонь прямо по ходу корабля ей мешают надстройки. Т.е. все башни главного калибра и противоминная артиллерия одновременно могли вести огонь только на борт, примерно как это было во времена Синопа или Абукира, в общем, в очередной раз российские адмиралы готовились даже не к недавно прошедшей РЯВ, а к позапрошлым войнам давно закончившегося 19 века.
  Дефект четвертый, прямо связанный с третьим - негде размещать зенитную артиллерию. Оно конечно в момент проектирования корабля опасность от бомбардировщиков казалась невероятной, но уже к дню вступление линкора в строй эта угроза стала очевидной, и ее в авральном порядке начали купировать. Но,увы, так и смогли решить проблему полностью из-за врожденных изначальных дефектов. А из адмиралов и главных конструкторов никто не оказался достаточно мудр и прозорлив.При этом имеющаяся многочисленная противоминная артиллерия не была универсальной, из-за своего казематного расположения, и в качестве зенитной использоваться не могла.
  Дефект пятый. Как известно у всех машин "вместо сердца - пламенный мотор". И корабли не исключение. Вот только "моторы" у этих линкоров были импортными, британскими. Впрочем, импортным было почти все жизненно важное оборудование этих кораблей. Т.е. строительство всех кораблей в РИ было типичной отверточной сборкой, а РИФ тотально зависел от милости союзника по Антанте. Большевики все это смогли - СССР смог создать собственное производство практически всего необходимого для своего ВМФ. А нынешняя РФ в вопросе производства корабельного оборудования вернулась к statu squo царских времен ...
  Дефект шестой - обитаемость. Если для господ офицеров-золотопогонников на корабле были оборудованы неплохие каюты, то матросы спали на подвесных койках, которые " в свободное ото сна время" положено было свернуть в рулон, вынести наружу и привязать к лееру. Т.е. после вахты, уставшему от таскания угля к топкам матросу предстояло "редкое счастье" - отдыхать в мокрой койке. Что приводило к заболеваниям, в том числе и к туберкулезу.
  Линкору "Севастополь", в советское время с 1921 по 1943 год носившему название "Парижская коммуна", из-за чего он получил прозвище "Парижанка", "повезло" - он был самым плавающим линкором из этой серии. Остальные корабли серии прошли в море на порядок меньше миль и практически всю свою службу протирали борта о пирсы.
  И если летнее плавание "Парижанки" под командованием наркомвоенмора Фрунзе в германский Киль прошло благополучно, то банальный туристический круиз вокруг Европы - переход 1929 года из Санкт-Ленинграда в Севастополь едва не кончился катастрофой, от которой корабль едва спасся в империалистическом порту "вероятного противника" - во французском Бресте. Более того, первоначальный план похода с возвращением корабля в Кронштадт пришлось отменить . "Парижанка" в компании крейсера "Профинтерн" с громадным трудом дошла от француского Бреста до фашистских итальянских портов - с начала в Кальяри, потом в Неаполе. После выхода кораблей из фашистского Неаполя, корабли первоначально взяли курс на Гибралтар, но в Москве поняли, что они просто не дойдут до Кронштадта. Было решено развернуть корабли на восток, поскольку идти в Севастополь куда ближе, а после завершения сего плавания оставить их в Черном море, в Севастополе.
  (Кстати, те, кому интересно и кто "не забанен в Гугле", могут легко сравнить сколько прошли в морях и океанах британские, американские или даже французские линкоры ).
  Убедившись на собственном опыте, только по счастливой случайности едва не ставшей роковым повторением судьбы "Русалки", большевики поняли, что этот корабль - чемодан без ручки, и его надо срочно приводить хоть во что-то пригодное к употреблению по прямому назначению и принялись модернизировать корабль.В 1930-1938 годах линкор прошёл капитальный ремонт и модернизацию на базе Севастопольского морского завода. 25 старых угольных котлов были заменены на 12 новых мазутных; установлены новые системы связи и управления стрельбой;удлинен корпус и изменена носовая часть для уменьшения заливания во время полного хода; установлены 6 зенитных пушек на носовой и кормовой орудийных башнях; сделаны противоторпедные були; удалены подводные торпедные аппараты, увеличена толщина крыш башен до 152 мм; увеличена толщина брони средней палубы до 75 мм. Орудия ГК получили более мощные двигатели вертикального наведения, была увеличена высота амбразур башен, соответственно возрос угол вертикального наведения орудий и дальность стрельбы. Линкор получил новые кормовую и носовую надстройку с дальномерными постами и зенитным вооружением; что потребовало из-за увеличения размеров надстроек сдвинуть грот-мачту вперёд и придать передней дымовой трубе скос назад. Позже, входе ВОВ, зенитную артиллерию корабля постоянно усиливали. В итоге абсолютно негодный корабль стал годным хоть к чему-то. Но, увы, все врожденные дефекты, особенно расположение артиллерии и хлипкую конструкцию корпуса, устранить не удалось. И понимая принципиальную неустранимость врожденных проблем, большевики не рискнули переводить на север, в Мурманск, другой корабль этого типа, хотя советский Северный флот остро нуждался в кораблях всех типов и классов...
  Традиционная экономия "на спичках" - на учениях, привела к тому, что только во время ВОВ всплыл седьмой дефект корабля - низкая живучесть артиллерии главного калибра. При заявленном ресурсе в 250 выстрелов, стволы главного калибра начинали разрушаться, не отстреляв и 100 выстрелов. Всего за время войны по врагу из 12 стволов главного калибра было выпущено 1159 снарядов, а противоминной артиллерией - 1169 снарядов.
  Т.е. корабль не смог потратить даже один боекомплект. На севастопольских складах еще в начале
  80-ых годов, через 25 лет после списания корабля в металлолом, лежали его снаряды, изготовленные до войны. Так что вклад кораблей этого типа в Победу очень сильно преувеличен пропагандой.
  "Выпущено снарядов" вовсе не значит, что все они попали во врага.И на тему как стреляли у меня есть специальный текст.
  
  Скорее своим существованием эти корабли разоряли страну.
  Помните известную печальную шутку на тему "подарить стране крейсер"? И кстати, о конструкторах корабля. Один из них, с баснописной фамилией А.Н. Крылов, написал басни, упс, мемуары, и был награжден высшими советскими наградами, хотя учитывая перечисленное выше, заслужил 58 статью еще при царе...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"