Плужников Владимир Александрович : другие произведения.

"Дервиш", "Бенедикт" и другие

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Как Британия спасала Сталина

   "Дервиш", "Бенедикт" и другие
  Недавно колокола истории пробили восьмидетсятилетний "юбилей" самой мрачной даты в нашей истории и начала ее самой трагической части. После 22 июня круглые даты самых разных событий - трагедий, фарсов, комедий и многих других, самых разных, но так или иначе проистекающих из 22.06.1941 года пойдут кучно. Гарантировано вспомнят про парад 7 ноября, вспомнят про Зою и 28 памфиловцев. Собсна "процесс пошел". Но о многих событиях тех лет - например трагедии Любавичей - пропаганда никогда не вспомнит ( https://mcleod1564.livejournal.com/25549.html).
  
  Утопленный истеричной пропагандисткой волной вокруг корабля Королевского Флота "Дефендер" ватный агитпроп не вспомнит и о "Дервише".
  Посему восполним сей недостаток, хотя до круглых дат этих событий - операций Рояй Неви на Советском севере в 1941 году еще есть время.
  
  Итак, первый Арктический конвой "Дервиш" (операция "Дервиш") - первый специальный конвой из семи транспортов, отправленный в СССР во время Второй мировой войны со стратегическими грузами.
  12 августа 1941 года "Дервиш" вышел из порта Ливерпуль (Англия), в направлении Скапа-Флоу (Оркнейские острова), 16 августа прибыв в Хвалфьордур (Исландия), для заправки топливом. После короткой остановки в Хвалфьордуре, 21 августа 1941 года конвой направился в Архангельск. Не обнаруженный немецкой воздушной разведкой, конвой без потерь прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года.
  Из семи пароходов конвоя (шесть грузовых пароходов и один танкер вспомогательного флота) шестеро были британскими и один - голландским. "Дервиш" доставил в СССР10 000 тонн каучука, 1 500 тонн форменных ботинок, олово, шерсть и множество другого инвентаря и оборудования и военной техникой (3 800 глубинных бомб и магнитных мин), 15 истребителей "Харрикейн". Так же авианосец "Аргус" из состава охраны конвоя привез еще 24 истребителя "Харрикейн Mk IIB" из 151-го истребительного авиакрыла Королевских ВВС, которые в ходе операции под кодовым названием "Стрендж" 7 сентября 1941 года перебазировались на аэродром Ваенга-1, расположенного недалеко от Мурманска. Прибыло 151-ое авиакрыло Королевских ВВС Великобритании общей численностью свыше 600 человек с целью обеспечения ПВО советских северных морских портов, в которых должны были разгружаться арктические конвои Союзников; демонстрации возможностей английских истребителей, которые англичане планировали поставлять в рамках союзнической помощи СССР; обучение советских лётчиков пилотированию, а советских техников - обслуживанию английских самолётов.
  Это операция получила название "Бенедикт".
  
  Официально конвой не получил буквенной литеры PQ, но в литературе и СМИ встречаются упоминания об этом конвое под литерами с номером PQ-0.
  Напомню еще об одном аспекте действий Ройял Неви на Севере.
  
  Еще до войны, 12 июня 1941 г. правительство Великобритании дало указание начальникам штабов страны подготовить военную миссию, которую можно было бы незамедлительно отправить в Москву в случае нападения Германии на Советский Союз. 25 июня 1941 г. она уже прибыла в Москву. Ее возглавил адмирал тыла Майлс. Одной из задач миссии по словам адмирала была "координация стратегии русских с нашей"; с такой же целью в Лондон прибыла советская военно-морская миссия.
  Первоначально советское командование обратилось с просьбой о поддержке морского десанта на севере в районе Петсамо-Киркенес. Предполагалось, что при этом военно-морские силы Британии обеспечат морское прикрытие, доставку десанта и защиту с воздуха, тогда как сам десант будет состоять из советских моряков. Это было невозможно. Однако дополнительная просьба оказалась более реальной, а именно: британские силы должны были атаковать немецкие транспорты с грузами и войсками, которые обеспечивали наступление гитлеровцев на Мурманск.
  6 июля Адмиралтейство уведомило Главнокомандующего имперским флотом, что должны быть использованы все возможные средства для оказания помощи СССР в этом районе. В частности, ему было приказано нанести авиаудар с авианосцев по Петсамо и Киркенесу до конца июля. Все возражения по поводу того, что риск намного превосходит предполагаемые результаты операции, были отметены самим премьер-министром Черчиллем.
  Планировалось также и постоянное военное присутствие наступательных сил Британии в Арктике. Они предположительно должны были состоять из ударной силы, включающей 2 крейсера и 4 эсминца, усиленных 3 минными тральщиками. Их материально-техническое обеспечение должны были выполнять 2 танкера и 2 небольших грузовых транспорта, которые, как предполагалось, будут базироваться либо около Мурманска, либо у архипелага Свалбард.
  Успех атаки с авианосца на Киркенес и Петсамо днем 30 июля зависел от внезапности нападения и точности разведывательных сведений о цели. Однако внезапности невозможно было достичь в светлое время суток, а разведывательные данные нельзя было получить своевременно. Только везение могло бы оправдать неизбежные жертвы. В результате в Киркенесе было подбито и потоплено только одно небольшое судно, а также был разрушен торпедой пирс, в то время как из 20 британских бомбардировщиков-торпедоносцев было сбито 11 и только 1 вернулся неповрежденным. Оборона Петсамо была слабее, однако и целей было меньше. Только 1 корабль был потоплен, тогда как сбито было 3 самолета британской военно-морской авиации.
  Планы относительно базирования надводных ударных сил ВМФ Великобритании у Мурманска или Свалбарда не осуществлялись. Адмирал тыла, Бивен, самый энергичный руководитель операции, который должен был возглавить эскадру крейсеров, лично провел рекогносцировку обеих потенциальных баз и доложил, что ни одна из них не подходила: ни Мурманск, так как он был плохо защищен против нападения с воздуха, ни Свалбард, так как там не было ни обороны, ни средств обслуживания.
  Оставалась единственная возможность для непосредственного участия Британии в наступательных операциях в Арктике. 20 июля 1941 г. с согласия советской военно-морской миссии в Лондоне, Адмиралтейство решило послать 2 подлодки для выполнения операций с советской военно-морской базы в Полярном. 26 июля подлодка Военно-Морского Флота Его Величества "Тигрис" вышла из Клайда в залив Кольского полуострова, а 1 августа за ней последовала подлодка "Трайдент". Они должны были, согласно договоренности, использовать средства обслуживания базы в Полярном. Однако необходимо было создать координационную команду (группу) для взаимодействия береговых сил с объединенными силами, и поэтому капитана Р. Н. Бивена (вскоре его повысили в звании до адмирала тыла) 30 июля направили из Шотландии прямо в Мурманск и сделали его старшим военно-морским офицером на севере СССР. Он прибыл в Мурманск 30 июля 1941 года. В его небольшой штат вошло подразделение коммуникационной службы (связи), что было обусловлено очевидными организационными причинами и причинами языкового характера. Поскольку же назначение капитана Бивена предполагало более широкие обязанности, нежели только операции подлодок, к нему присоединился командир Дэвис. Прибывший из военно-морской миссии Британии в Москве для службы в качестве офицера штаба подводных военно-морских сил. К 3 августа 1941 года с советской стороны была достигнута договоренность о небольшом ремонте подлодок на базе, о поставках продовольствия и размещении на берегу команд подлодок.
  Советское командование оказало капитану Бивену и командору Дэвису теплый прием, их приписали к местной воинской части, в ведении которой находилась эскадра подлодок, и там же разместили на жительство.
  Для наилучшего взаимодействия подводных сил происходил обмен разведывательными данными, часть из которых была получена в результате перехвата англичанами радиопереговоров немецких военно-морских сил. Фактически Полярный стал первым настоящим штабом объединенных сил союзников во Второй мировой войне.
  
  Британская подлодка "Тигрис" прибыла в Полярный 4 августа, а "Трайдент" шестью днями позже. Команды обеих лодок были радушно встречены советскими морями, но времени на акклиматизацию было очень мало. В августе была достигнута договоренность о том, что подлодка "Тигрис" совершит первый короткий патрульный рейд около фиорда Порсангер, к востоку от Нордкапа, за которым последует рейд "Трайдент" в район Соройа на юго-западе. 11 августа "Тигрис" отправился в первый боевой дозор, осуществляемый военно-морскими силами Британии в водах Арктики.
  Подлодка "Тигрис" прибыла в зону своего патрулирования 13 августа и тотчас же обнаружила вражеские корабли. Но в течение 3 последующих дней невозможно было атаковать их, так как на фоне спокойного и ровного моря был бы сразу четко виден перископ подлодки.
  И только к 17 августа условия стали подходящими: видимость ухудшилась благодаря сильному дождю, и командир Боунсмог наконец дать бой, в результате которого подводные силы союзников открыли счет уничтоженным кораблям, потопив немецкое судно водоизмещением 1480 тонн.
  В период пребывания "Тигриса" в патрулируемой зоне 22 августа было замечено только одно торговое судно, однако стала очевидной значительная активизация противолодочных сил Германии.
  Подлодка "Трайдент" вышла из Полярного незадолго до полуночи 16 августа и направилась в район Соройа. 19 августа она по вине своей команды пропустила вражеское грузовое судно, но тут же всплыла и вела по нему огонь из орудия, пока это судно водоизмещением в 4770 тонн не скрылось за мысом.
  Спустя 2 дня командир Слэндер упустил немецкий военный корабль, а позже ему не удалось попасть снарядом в небольшой танкер. Днем 22 августа "Трайдент" наконец была вознаграждена: она атаковала конвой и попала в грузовое судно, выпустив 3 торпеды с расстояния всего 600 ярдов.
  Прошла еще неделя, прежде чем был обнаружен еще один немецкий конвой. С оставшимися двумя торпедами на берегу командир Слэндер приблизился на расстояние 700 ярдов, внедрился в заграждение эскорта из 2 миноносцев и 3 тральщиков и открыл огонь по двум самым большим торговым судам, потопив сильно груженные корабли "Багия Лаура" и "Донау". В ответ немецкие миноносцы атаковали "Трайдент", сбросив на нее 56 глубинных бомб, но подлодка получила лишь незначительные повреждения.
  Это, несомненно, была самая успешная операция британских субмарин. Офицеры советского подводного флота проявили большой интерес к деталям рейда подлодки "Трайдент" и особенно приемам боя, используемым военно-морскими силами Великобритании. В результате для советского персонала подлодок был организован цикл лекций по тактике боя с демонстрацией приемов. При этом проводимый командором Слэндером анализ причин предыдущих неудач во время патрулирования был не менее ценен, чем обмен опытом по тактике, примененной в операциях, принесших успех.
  В Великобритании точно не знают, было ли это результатом упомянутого обмена опытом или простым совпадением, но три дня спустя - 12 сентября - советская подлодка под командованием капитан-лейтенанта Малышева торпедировала и потопила норвежское грузовое судно водоизмещением 1460 тонн у Трансфьорда.
  Добились успеха и британские надводные корабли. После эвакуации советских минеров и инженеров из Свалборда адмирал Виан ввел в прибрежные воды 2 крейсера в поисках немецких кораблей у Северной Норвегии. На рассвете 7 сентября в очень плохую погоду крейсеры встретили и атаковали конвой у фиорда Порсангер. Двум торговым судам удалось уйти неповрежденными, но "Бремзе" был протаранен и потоплен британским кораблем "Нигерия".
  Встречая активную оборону противника, ни "Тигрис", ни "Трайдент" больше не потопили ни одного вражеского корабля.
  Немецкое командование высоко оценило действия британских кораблей в Арктике. Оно писало следующее: "Англичане осознают жизненную важность морского пути и побережья Арктики для снабжения немецких вооруженных сил. Они действуют в Северном районе, располагая лишь несколькими крейсерами, миноносцами, небольшими авианосцами и подлодками. Наши собственные военно-морские ресурсы незначительны. В настоящее время транспорты с войсками не могут пройти к востоку от Нордкапа; транспорты с грузом могут это сделать только с очень большим риском".
  
  Конечно, приведенное выше преувеличивает угрозу для немцев со стороны британских военно-морских сил и степень их участия в операциях в Арктике, но это, свидетельствует о моральной значимости вклада Великобритании в борьбу с общим врагом на Севере.
  
  Третий и последний патрульный рейд "Тигриса" из Полярного был совершенно неудачным, хотя в то время полагали, что он потопил 1 корабль. Неудачу усугубило еще и то обстоятельство, что старший морской офицер эскадры подлодок Северного флота капитан-лейтенант Бибиев находился на борту в качестве наблюдателя.
  Следующий поход "Трайдента" был отложен из-за недостатка торпед, а когда они, наконец, были доставлены в Полярный, то оказалось, что они представляют собой смесь современных и устаревших образцов и их нельзя выпустить одним залпом.
  Однако время, проводимое в гавани, не тратилось впустую, так как советские подводники попросили продемонстрировать тактику использования артиллерии подлодки для уничтожения кораблей. Это оказалось очень успешным и вновь было обсуждено на лекциях для советских моряков.
  Подлодка "Трайдент" вышла 30 октября и во время своего последнего патрулирования потопила противолодочный траллер и грузовое судно водоизмещением 1930 тонн. "Трайдент" возвратилась в Великобританию 15 ноября после очень удачных действий, во время которых она потопила 4 торговых судна и 2 эскортных корабля.
  На смену "Тигрису" и "Трайденту" прибыли другие подлодки: 6 ноября - "Силайен", а 10 ноября - "Сивульф". "Силайен" вышел в свой первый дозор еще до ухода "Трайдента". Он потопил небольшой танкер с бензином, идущий в Киркенес. "Сивульф" обнаружил больше судов, но его две первых атаки не достигли цели. 24 ноября ему повезло: он потопил немецкий транспорт "Багия" водоизмещением 4000 тонн. Однако этому предшествовали несколько неприятных моментов, когда его торпеда сбилась с курса и чуть не попала в саму всплывшую подводную лодку, пройдя мимо с шумом, напоминающим звуки пикирующего бомбардировщика. Так говорили очевидцы.
  Каждая из этих подводных лодок совершила еще по одному патрулированию, во время которых "Силайен" 5 декабря 1941 года потопил каботажное судно водоизмещением 680 тонн, которое стало последней жертвой британских субмарин, базировавшихся на Кольском полуострове. Последний, десятый, арктический патруль был проведен "Сивульфом" между 5 и 20 декабря. Погода в зоне патрулирования этой подлодки была самой плохой за все это время и помешала единственной атаке, которая была предпринята.
  "Силайен" отправился в Британию 21 декабря, за ним 5 января 1942 г. последовал "Сивульф". Пришедшая на смену подлодка "Стугерон" прибыла в Полярное 11 января 1942 г., но она пробыла там совсем недолго, так как прибытие линкора "Тирпиц" в Тронхейм заставило срочно отозвать "Стугерон" (17 января). Другие британские подводные лодки, которые заходили в Полярное во время Второй мировой войны, делали это только с целью дозаправки горючим. Они являлись частью эскорта, защищавшего конвои PQ-17 и PQ-18 от линкора "Тирпиц" в июле и сентябре 1942 г.
  Тоннаж потопленных ими судов был, конечно, очень мал по сравнению с результатами подлодок Германии в Северной Атлантике, где успехи одной немецкой подлодки могли превзойти все удачные действия британских подлодок в ночной операции против конвоя в 1941 г. Но условия были совершенно разными, так как "фонд" торговых судов у Германии был в разы меньше, чем у союзников, и даже небольшие грузовые суда, используемые в Арктике, были незаменимы, так как немецкая армия на Кольском фронте целиком зависела от каботажных перевозок для пополнения запасов и военной силы. Именно по этой причине уничтожение каждого плывущего на восток судна представляло собой настоящую тактическую победу.
  
  Британские подводные лодки, сражавшиеся плечом плечу с советскими в качестве их единственного партнера на этом участке Северного фронта, сыграли положительную роль, участвуя - хоть и недолго - в героической обороне Красной Армией очень важного района - залива Кольского полуострова. По крайней мере, они внесли свой вклад в активную демонстрацию солидарности союзников в критический момент войны с рейхом.
  
  Я это к чему веду - у британцев было множество причин не присылать "Дервиш", и подводные лодки, не проводить "Бенедикт". И тем более не начинать подготовку помощи нам еще до войны. Они ведь прекрасно помнили, что СССР еще совсем недавно был верным союзником рейха и снабжал его стратегическими материалами. Ватная пропаганда молчит как рыба об лет, о том что "Битву за Британию" люфтваффе вело на советском бензине, а танки Гудериану делали из советской руды, а порох - из советского хлопка.
  
  СССР торговал с третьим рейхом с самого начала рейха. Когда в 1932-1933 г.г. в СССР разразился голод катастрофических размеров, вызванный комплексом разных причин, от природных до организационных, советское правительство в 10 раз сократило экспорт хлеба (с 5,2 млн тонн в 1931 году до 486,2 тыс. тонн в 1932-м), однако обязательства по контрактам с Германией выполняло полностью. Объем экспорта из СССР в рейх в 1934-1938 годах снижался - с 232 до 52 миллионов марок, но главные товары советского экспорта оставались неизменными - это были нефть, руды и хлеб.
  А в 1939 году произошло скачок - советский экспорт в рейх вновь увеличился. 9-го августа 1939 года после длительных переговоров, закончившихся успешно, в Берлине подписано Торгово-Кредитное Соглашение между СССР и Германией.Торгово-Кредитное Соглашение предусматривает предоставление Германией СССР кредита в размере 200 миллионов германских марок, сроком на семь лет из 5 % для закупки германских товаров в течение двух лет со дня подписания Соглашения.
  Соглашение предусматривает также поставку товаров со стороны СССР в Германии в тот же срок, то есть в течение двух лет на сумму в 180 миллионов германских марок.Немецкая сторона получалав прежде всего: древесину, хлопок, зерно, нефть, фосфаты, платину, меха, бензин. Немцам это понравилось, и в 1940 году было подписано новое соглашение, по которому СССР обязался поставить в Германию:
  1 000 000 тонн фуражного зерна и бобовых, на сумму 120 миллионов рейхсмарок
  900 000 тонн нефти на сумму около 115 миллионов рейхсмарок
  100 000 тонн хлопка на сумму около 90 миллионов рейхсмарок
  500 000 тонн фосфатов
  100 000 тонн хромитовых руд
  500 000 тонн железной руды
  300 000 тонн чугунного лома и чугуна в чушках
  2 400 кг платины, 11 000 тонн меди, 3000 тонн никеля, 950 тонн цинка, 500 тонн молибдена, 500 тонн вольфрама, 40 тонн кобальта.
  Кроме того СССР предоставлял скидку Германии на транзит её товаров по Транссибирской магистрали. Ну и "вишенка на торте" - СССР провел по Севморпути в Тихий океан гитлеровский корабль- диверсант. А последний эшелон с грузами для рейха по этому договору ушел из СССР в Германию рано утром 22 июня 1941.
  Британцы все это знали. Но после нападения рейх на СССР, простили и стали помогать, как могли. "Девриш" это еще не ленд-лиз, доступ к которому СССР получит только после подписания Атлантической хартии - основополагающему программному документу антигитлеровской коалиции - 24 сентября 1941. А первый собственно лендлизовскийконвой PQ-1 придет в Архангельск 11 октября 1941. Кстати, для страдающих селективной амнезией и помнящих только о трагедии конвоя PQ-17. В 1942 году в СССР пришло 15 арктических конвоев, а в 1943 году только 7.Всего в составе Арктических конвоев в СССР пришло более 1400 судов. Погибли по разным причинам 85 судов. Защищая эти конвои, погибли 16 кораблей Королевского Флота Великобритании - 2 крейсера, 6 эсминцев и 8 других эскортных судов. Погибло 3000 британских моряков.
  
  Впрочем, Арктические конвои были далеко не единственным путем поставки ленд-лиза в СССР. Не говоря уже о том, что необходимость в ленд-лизе возникла у СССР исключительно в силу "гениальной сталинской политики" с "проведением маневров уклонения в глубину до Волги и Кавказа".
  
  Еще один нюанс советско-германской торговли в 1939-1941 годах. Общая стоимость советского импорта из рейха оценивается в сумму около 600 миллионов рейхсмарок, что по тогдашним ценам было эквивалентно примерно 150 тоннам золота. Как нам прожужжала уши ватная пропаганда товарищ Сталин оставил после себя громадный золотой запас, включая 600 тонн золота, полученного из Испании за "интернациональную помощь". Отсюда вопрос: почему с рейхом расплачивались не золотом,которое на хлеб не намажешь, в бензобаки не зальешь и танки из него не сделаешь, а полезными материалами из которых все это можно делать?
  
  Заплатили бы фрицам золотом, и наш народ был бы сытнее, летчики и мехводы - опытнее, танки и самолеты надежнее и прочнее. А дендрофекальным способом свою технику делали бы фрицы, а нам и "маневр уклонения в глубину до Волги и Кавказа" не понадобился. На старой границе остановили бы в самом худшем случае. И война закончилась бы гораздо раньше. И с радикально меньшими потерями.
  
  Это не говоря уже о том, что весной 1940 года, когда вермахт готовился раздавить Францию, и на востоке его не было, Сталин упустил возможность закончить войну в Европе к концу лета 1940 года, выполнив свое обещание советскому народу воевать "малой кровью, большим ударом и на территории врага". В этом случае потери СССР были бы самыми минимальными.
  
  Но, увы, мудрейший "товарищ" Сталин решил, так как решил и продолжил обеспечивать рейх всем необходимым для войны, в том числе превращая в союзники рейха тех, кто, как и Турция могли бы остаться нейтральными. В июне 1940 года Сталин буквально впихнул Румынию с ее нефтью в объятия рейха. Давеча была очередная, не круглая права, дата сего обострения расчесывания имперского зуда "товарища" Сталина.
  
  Проведение в жизнь политики своих хозяев - "и пусть они убивают друг друга как можно больше" - гражданин Джугашвили выполнял всегда и в итоге выполнил на все 100500%...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"