Аннотация: О менталитете директоров заводов пост-советской эпохи
В средине 90х и в начале 2000х годов мне приходилось много ездить по бывшему Союзу, бывать на разных машиностроительных предприятиях, общаться как с руководством вновь созданных служб маркетинга и рекламы, так иногда и генеральными конструкторами и директорами этих предприятий.
Представляя свое предприятие, все без исключения руководители (что было особо удивительно - независимо от их возраста) очень вдохновенно рассказывали о славном прошлом возглавляемого завода:
- ...Мы выпускали уникальную продукцию... Мы занимали первые места в министерском соцсоревновании... Наша продукция на ВДНХ... Золотые медали....Наша продукция поставлялась в двадцать ( тридцать, сорок, пятьдесят, и тд. - на разных заводах дела обстояли по-разному) стран мира!...
И после этой высокой ноты, как правило, тоскливо замирали, и на вопросы о текущих поставках отвечали очень неохотно, причем очень тоскливым почти замогильным тоном или чаще всего отмалчивались.
- А как сейчас дела обстоят? Куда экспортируете продукцию? - спрашиваю как-то раз, не выдержав очередной тоскливой жалобы.
- Никуда...
- Почему??? - удивляюсь.
- А вы разве не видите? Кризис же кругом! - в свою очередь удивляется собеседник.
- Какой кризис? Где? Да, у нас в стране бардак, но не кризис, это бесспорно. А какой кризис в динамично развивающемся Вьетнаме и тем более в Китае? А ведь в эти страны поставлялась ваша продукция совсем недавно. Вы хоть знаете ваших конечных потребителей? За десяток прошедших лет что-то уже износилось и им наверняка нужны запчасти, ремонт, модернизация, а возможно и что-то новое. А это реальные деньги, ваши деньги, причем в твердой валюте. Вы не пытались провести хотя бы элементарный анализ рынка: Где работает ваша продукция? В каком она состоянии? Какой ремонт ей требуется? Довольны ли ей ваши покупатели? Планируют ли покупать ее у вас в будущем или нет? А рекламу хотя бы самую простую в специальных изданиях размещали?
В ответ немая сцена из "Ревизора". Такие элементарные вещи не приходили в головы подавляющему большинству собеседников. Когда собеседник вновь овладевал способностью говорить то в ответ мямлил что-то нечленораздельное или взрывался "праведным гневом" типа:
- Да какой маркетинг? Какая реклама? Буду я еще на эту ерунду деньги тратить! Мне трудовой коллектив спасать надо!
А когда он успокаивался то из дальнейшей беседы выяснялось, что все экспортные поставки шли не напрямую, а по разнарядке Госплана, через какой-нибудь "Снабсбыбзагранпоставка". А из сотрудников завода у конечного потребителя продукции бывали разве что монтажники и наладчики, к словам которых высокое начальство никогда не прислушивается, так что оно даже адресов потребителей не знает. А уж говорить о том довольны ли покупатели их продукцией и что если уволятся по причине невыплаты и без того низкой зарплаты десяток конструкторов, то вся королевская рать (пардон, трудовой коллектив) не поможет, и говорить не приходилось.
Такие разговоры были жутчайшим контрастом по сравнению с поступками западных компаний, которые стали внедряться на наш рынок, начиная с 1992 года (если не раньше). Мне доводилось в начале девяностых общаться и работать с руководством отделений и представительств западных фирм в России и других странах бывшего Союза. Если подумать, то их действия были мотивированы и очень логичны, хотя для нас их поведение выглядело абсолютно алогичным. Удивляясь такому поведению западных фирм у нас, я в году кажется в 1992 спросил вице-президента по странам СНГ одной транснациональной корпорации ( название приводить не буду, дабы не создавать рекламу):
- У нас в стране хаос, никто ничего не покупает и ни во что не инвестирует. Вы же не ширпотреб и не продукты продаете, которые всем нужны. Вы предлагаете технически сложную продукцию промышленного назначения и технологическое оборудование. Его же никто не купит. Зачем вы тратите здесь время и деньги?
Удивленный моим вопросом, но настроенный более чем благодушно собеседник разъяснил мне все как маленькому ребенку:
- Видите ли кризисы бывают всегда, более того , кризисы бывают везде, но никогда кризисы не бывают везде одновременно и одинакового масштаба. Но даже в кризис жизнь продолжается... Кроме того, запомните это на будущее, именно в период кризисов промышленное оборудование и продается, именно в такие времена и проводится модернизация предприятий, чтобы новый подъем экономики не пропустить. Это в общем, а что касается вашей страны, то у нас более чем столетний опыт сотрудничества и работы на вашем рынке. Даже во время вашей гражданской войны хозяйственная жизнь у вас не прекращалась полностью, кто-то продолжал работать, не смотря ни на что. И в те годы у нас были заказчики с обеих сторон баррикад. Так что и в нынешних условиях покупатели у нас будут, не мгновенно конечно, но будут. Вот ваше предприятие к нам за этим и приехало, не так ли ?
И я был вынужден признать, что он прав, мы приехали на переговоры, чтобы купить их оборудование...
Думаю, что за прошедшие годы все уже смогли убедиться в справедливости слов этого вице-президента...