Аннотация: Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей. Это дневник - размышления, переживания и, главное, откровения, которые я записывал для себя в течение четверти века, изучая Священное Писание и книги мужей веры.
Погребняк Николай
ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ИСХОД
О книге
Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей. Это дневник - размышления, переживания и, главное, откровения, которые я записывал для себя в течение четверти века, изучая Священное Писание и книги мужей веры.
- - - - -
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ИСХОД
1 гл. И восстал в Египте правитель грешный, действующий по дьявольскому внушению...
2 гл. Новая жизнь Моисея через "водное крещение"
3:1-4:17 Призыв Моисея к служению
4:18-31 Господь встретил Моисея и... хотел умертвить
5-11 гл. Фараон "бросил перчатку" Господу Богу, и Тот ответил на вызов: десять казней Египетских
12 гл. Начало новой жизни Израиля
13 гл. Выйти из Египетского рабства - это не значит обрести сердце свободного человека
14 гл. Израиль познал спасение Божие
15 гл. Господь проводит израильтян через испытания, дабы они познали свои сердца
16 гл. Чтобы у того, кто собрал много, не было лишнего, и у того, кто мало, не было недостатка
17 гл. Испив воду жизни, народ Израиля возродился духом как Божье воинство
18 гл. Совет Иофора побудил Моисея просить Бога о законе
19-20 гл. Господь Бог даёт Израилю закон
21-23 гл. Господь даёт Моисею законы. О том, почему Божье понимание греха и церковное учение о грехе часто не совпадают.
24 гл. Моисей, Аарон и старейшины Израиля видели Бога. Между Господом Богом и народом Израиля заключён завет.
25-27 гл. Скиния Господня
28 гл. Призвание Аарона и его сыновей на служение
29:1-35 Порядок посвящения Аарона и его сынов на служение
29:36-30:6 Правила освящения жертвенника всесожжения и жертвенника для курений
30:7-38 Миро для священного помазания. Служение Богу на жертвеннике для курений
31 гл. Скажи сынам Израилевым: соблюдайте субботы, ибо это знамение между Мной и вами
32 гл. Почему Аарон и Израильтяне сделали золотого тельца
34 гл. Господь Бог повторно пишет скрижали закона
35-39 гл. Делая скинию, Израиль учился быть послушным слову Божьему
СНОСКИ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
И восстал в Египте новый царь, который не знал мудрости Божьей, и действовал он по наущению сатанинскому. И начался в Египте геноцид Израильского народа, причём фараон придумал очень извращённый план, чтобы полностью извести народ Божий: "Всякого новорождённого у Евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых". (Исх.1:22) Это переполнило меру грехов египетских, и вступился Господь Бог за народ Свой, и силой вырвал его из рук губителей, и дал Израилю закон, чтобы евреи жили по Его воле и не превратились в таких же изуверов, как египтяне, из рук которых Он их освободил.
Книга Исход рассказывает нам о том, как Моисей силой Господа Бога вывел из Египта неорганизованную толпу рабов, которые всего боялись, и под знаменем Господа Бога (Иегова Нисси) создал из них великий народ, способный побеждать и способный жить по Божьему закону.
Автором книги Исход является Моисей. Причём написал он эту книгу по прямому указанию Господа Бога: "И сказал Господь Моисею: напиши себе слова сии, ибо в сих словах Я заключаю завет с тобою и с Израилем". (Исх.34:27)
Итак, цель книги указана, автор назван, что ещё я забыл указать во введении? Время написания - вот что ещё не указал!
"И написал Моисей все слова Господни и, встав рано поутру, поставил под горою жертвенник и двенадцать камней, по [числу] двенадцати колен Израилевых, и взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны". (Исх.24:4-7)
Судя по этому месту Писания, начало книге Исход было положено вскоре после исхода Израиля из Египетского рабства, когда Господь Бог встретился с Моисеем на горе Синай и дал народу Израиля закон. А заканчивается она описанием событий, которые произошли в первый месяц второго года (Исх.40:17). То есть в книге Исход описывается всего лишь один год из истории Израиля. Всего год, - но какой это был год! За этот короткий промежуток времени в жизни народа произошло событий больше, чем случается за иное столетие.
По современному летоисчислению события, описываемые в книге Исход, произошли примерно в 1500 году до н.э.
ДНЕВНИК ПО КНИГЕ ИСХОД
1 гл. И восстал в Египте правитель грешный, действующий по дьявольскому внушению...
Исх.1:6-10 И умер Иосиф и все братья... И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа, и сказал народу своему: вот, народ сынов Израилевых многочислен и сильнее нас; перехитрим же его.
"И восстал в Египте новый царь, который не знал Иосифа" - о том, что у правителей, у сильных мира сего память короткая, особенно если вы сделали им добро, это уже вошло в поговорки у разных народов, например: "Сделал добро - отойди на безопасное расстояние".
Почему так происходит? Может, люди по своей природе так устроены: приятные эмоции они забывают, а негативные запоминают, чтобы выжить в этом мире - во враждебном им мире? Нет, считаю, что это неправильное учение! Если бы мы действительно "происходили от обезьян", то тогда, возможно, и допустимо было бы такое звериное объяснение. Но мы, люди, - существа духовные, у нас есть совесть, по крайней мере, у всех должна быть, поэтому нет никакого оправдания коварству, особенно коварству по отношению к тем, кто сделал вам добро.
Посмотрите, что предложил фараон: "Давайте перехитрим израильтян (Исх.1:10)". В синодальном переводе сказано "перехитрим", дословно же в древнееврейском оригинале говорится: "поступим мудро". Но не заблуждайтесь словами о мудрости: есть мудрость истинная, а есть лукавая, сатанинская. И судя по тому, что делал фараон дальше, какие он издавал указы относительно израильтян, с уверенностью можно сказать, что по своей сути его предложение звучало так: "Давайте поступим коварно с этим народом". По крайней мере, именно так поняли его слова царедворцы.
Итак, власть в Египте захватили люди коварные, нечестивые, наущаемые сатаной. И начали они действовать.
Исх.1:11,12 И поставили над ним (народом Израиля) начальников работ, чтобы изнуряли его тяжкими работами. И он построил фараону Пифом и Раамсес, города для запасов. Но чем более изнуряли его, тем более он умножался и тем более возрастал, так что опасались сынов Израилевых.
"Изнуряли его тяжкими работами" - израильтяне были свободным народом, поэтому фараон побоялся сразу поработить их, он стал воплощать свой коварный замысел поэтапно. Сначала поставил над народом надзирателей, и ввёл трудовую повинность для семей израильтян: заготавливать материалы для строительства городов на северо-востоке Египта (Исх.1:11,12). Египетские власти надеялись, что тяжёлый физический труд изнурит евреев, сделает их физически слабыми и, в конце концов, народ постепенно зачахнет. Теперь то мы знаем, что при правильном питании физические нагрузки идут только на пользу человеку, закаляют его. Но постепенно египетское иго становилось всё тяжелее и отнимало всё больше времени, так что у израильтян - потомственных пастухов - уже почти не оставалось времени заниматься своим трудом: они вынуждены были лепить из глины кирпичи и заниматься полевыми работами (Исх.1:14). Естественно тяжёлые условия жизни стали сказываться на здоровье и на духовном состоянии народа, на его воле. И вот настал момент, когда фараон повелел всему своему народу, говоря: "Всякого новорождённого у евреев сына бросайте в реку, а всякую дочь оставляйте в живых". (Исх.1:22) В Египте начался геноцид Израильского народа - это был, наверное, первый геноцид над каким-либо народом в мировой истории.
Рисунок 1. Постепенно египетское иго становилось всё тяжелее и отнимало всё больше времени, так что у израильтян - потомственных пастухов - уже почти не оставалось времени заниматься своим трудом: они вынуждены были лепить из глины кирпичи (Исх.1:14).
Читаю я про то, что сделал Египетский фараон с Израильским народом и удивляюсь: как могли израильтяне из свободного народа буквально за несколько десятилетий превратиться в безропотных рабов? Что помешало им - пастухам кочевникам - собраться и семьями уйти из Египта в то время, когда притеснения только начинались? Ведь ни паспортов, ни виз тогда никто не требовал, все могли идти и ехать, куда хотели.
Размышляю я о том, что случилось в Египте с израильтянами и на ум приходит общеизвестная притча о лягушке в кипятке, напомню её: "Если лягушку бросить в кипяток, то она тут же из него выпрыгнет. Но если её поместить в кастрюлю с водой комфортной температуры и начать постепенно нагревать воду, то лягушка не заметит, как сварится".
Оказывается и мы, люди, поступаем так же, как те лягушки: если внезапно оказываемся в очень плохих условиях, то интенсивно ищем выход из ситуации. Но если дискомфортные, негативные компоненты добавляются постепенно, то мы уже не выход из ситуации ищем, а стараемся адаптироваться к новым условиям, почти не замечая, что они постепенно становятся всё хуже и хуже.
Причём эти слова о лягушке, которая и сама не заметила, как её сварили в кипятке, я в равной мере отношу как к народу Израиля, подвергшемуся геноциду, так и к народу Египта, вершившему этот геноцид: они тоже не сразу превратились в изуверов, выслеживавших, кто родился у их соседей евреев - мальчик или девочка, и если родился мальчик, тут же бегущих к властям с доносом, чтобы убили младенца.
Уважаемые христиане, помните о том, как коварно действовал сатана в древнем Египте. Не забывайте о том, что он и сейчас вершит такие же дела.
Приведу один из примеров того, как сатана действует в ваших церквях и в ваших сердцах: всего за несколько десятилетий он при вашем молчаливом согласии заполонил церкви содомитами обоих полов и всяких, что ни на есть "мастей". И что самое ужасное, теперь даже когда вы узнаёте, что тот или иной член церкви является содомитом, вас это уже не шокирует, более того многие воспринимают это уже как норму и даже радуются, что они такие демократичные (демократическое право - слово то какое использовал сатана, чтобы замаскировать насаждение греха в церквях).
В ранней Церкви ни за что не позволили бы крестить этих извращенцев. А вы уже не только крестите их в своих церквях, не только называете их своими братьями и сестрами, а спокойно относитесь к тому, что они стоят за кафедрой и учат вас, как жить по воле Христовой. (?!)
Разве такое снисходительное отношение к греху, к искусителям не является признаком вашего духовным ослепления, беззаботного духовного почивания? Опомнитесь, проснитесь, противостаньте греху в церкви, ибо иначе и сами не заметите, как сатана умертвит ваши души своими сладкими обещаниями и тлеными взятками, и дух ваш - бессмертный дух ваш - навечно станет чужим для Бога!
Вы спросите: "Как я смогу противостать греху в церкви, если у нас уже сам пастор погряз в нём?"
- Иисус Христос указал нам на базовый принцип отношения к соблазнам в церкви: "Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит. Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный; и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную. (Матф.18:7-9)". Лучше потерять земную часть, оставить близких твоему сердцу людей здесь на земле, чем вместе с ними пойти в геенну огненную - этого принципа нужно придерживаться независимо от того, кто является искусителем - простой прихожанин или пастырь. Если пастырь не послушается вашего увещевания и продолжит усердствовать в своём грехе, бегите от греха, дабы не погибнуть вместе с искусителем.
Не пытайтесь приспособиться к тому, что в вашу церковь змеёй пролез грех и служит к соблазну немощных. Бегите от искусителя, иначе и сами не заметите, как станете рабами греха. Сначала искуситель обложит вас повинностью молчать о наличии греха в церкви, и тем самым молчаливо согласиться с тем, что он творит в ней, потом искуситель заставит вас трудиться - много трудиться на мирском поприще связанным с гуманизмом, чтобы уже не оставалось сил на духовную брань, на духовный рост. А потом, со временем, вы и сами не заметите, когда начнёте грех считать благом, а противостояние греху - злом. Всё! Цель достигнута: даже не будучи вовлечены в грех, вы превратитесь в защитника греха в церкви. Будете защищать содомитов (я говорю о содомитах, потому что для примера привёл этот грех) несмотря на то, что в Священном Писании написано: "Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют". (1Кор.6:9,10)
Уважаемые братья и сестры во Христе, в проповедях вы часто слышите призыв Иисуса Христа: "Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение!" - но многие не понимают, что это означает: "бодрствовать". Если вы противостанете греху, а не будете пытаться приспособиться к нему - это и будет бодрствование.
2 гл. Новая жизнь Моисея через "водное крещение"
Исх.2:1-4 Некто из племени Левина пошёл и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца; но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила её асфальтом и смолою и, положив в неё младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет.
"Он очень красив" - в переводе Торы написано: "он хорош", то есть речь здесь идёт о том, что младенец был, не только внешне красив, но и внутренне приятен, желаем.
Приведу комментарий к Торе: "Мидраш Раба обращает внимание на то, что выражение "он хорош" первый раз в Торе употреблено при описании свойств света".[1]
Исх.2:7-10 И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у неё вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его.
Имя младенцу дала дочь фараона - это является признаком того, что он был усыновлён ей и, следовательно, мог пользоваться всеми правами, которые мог получить сын принцессы.
"Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его" - пребывание Моисея в реке можно условно назвать водным крещением, ибо, что есть крещение, как не смерть прежнего человека и возрождение из воды нового, Божьего человека. После своего "крещения" Моисей обрёл новую жизнь - жизнь не раба, а свободного человека.
С самого рождения Моисея рука Господня направляла его жизнь, поэтому все благословения и испытания, которые выпали на его жизнь, нужно рассматривать именно через "призму" Божьего водительства.
Исх.2:11-14 Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим [сынам Израилевым] и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьёт одного Еврея из братьев его... он убил Египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьёшь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьёю над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина?
Апостол Павел кратко и в то же время очень полно описал веру и верность Моисея: "Верою Моисей, придя в возраст, отказался называться сыном дочери фараоновой, и лучше захотел страдать с народом Божиим, нежели иметь временное греховное наслаждение, и поношение Христово почёл большим для себя богатством, нежели Египетские сокровища; ибо он взирал на воздаяние... как бы видя Невидимого, был твёрд". (Евр.11:24-27)
"Не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина?" - не поняли израильтяне мотивов поступков Моисея, не поняли, что он не властью своей упивался перед ними: "что хочу, то и ворочу", а хотел помочь им - своему народу. Получается, что и к Моисею можно в полной мере отнести слова Иисуса Христа: "Пришёл к своим, и свои его не приняли".
Исх.2:16-18 У священника Мадиамского [было] семь дочерей... И пришли они к Рагуилу, отцу своему, и он сказал: что вы так скоро пришли сегодня?
Возможно, для духовного назидания это и неважно, но для тех, кто ищет повода, чтобы покритиковать Священное Писание, считаю, что нужно ответить на возможное замечание: "Почему здесь сказано, что дочери пришли к Рагуилу, а дальше везде тестя Моисеева называют Иофором (Исх.3:1)?"
Просмотрев пословный перевод по словарю Стронга, я увидел, что в древнееврейском оригинале Рагуил назван не просто отцом, а родоначальником, предком.[2] Иофор же в Священном Писании назван тестем Моисея, то есть конкретно указано, что он отец своих дочерей. Причём всегда подчёркивается, что он тесть Моисея. Так что Рагуил, скорее всего, был их дедушкой. У древних народов не было такой многословной градации родственников, какая принята сейчас, посмотрите внимательно Писание: например, там нет слов тётя или дядя: "И призвал Исаак Иакова и благословил его, и заповедал ему и сказал... встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей". (Быт.28:1,2)
Исх.2:23-25 И стенали сыны Израилевы от работы и вопияли, и вопль их от работы восшёл к Богу. И услышал Бог стенание их, и вспомнил Бог завет Свой с Авраамом, Исааком и Иаковом. И увидел Бог сынов Израилевых, и призрел их Бог.
Здесь в древнееврейском оригинале стоит слово: Элохим, или Эль, Эллах, что обозначает: "Бог Всемогущий, Всесильный, Творец всего" ("эль" - сила, могущество к совершению чего-либо). Первый раз Бог открыл себя людям - всему человечеству - под этим именем, когда возвестил миру, что Он - творец мира (Быт.1:1), теперь же возвестил не всему человечеству, а только избранному Своему народу, Израилю.
Почему Господь Бог начинает давать познание о Себе заново, как бы с нуля? Этому может быть только одно объяснение: по всей вероятности за годы пребывания в Египте израильтяне утратили духовное познание Бога, которое имели их предки, Авраам, Исаак, Иаков - народ слепо исполнял свои религиозные обычаи, не разумея духовной сущности своей веры, не имея духовного общения с Богом.
3:1-4:17 Призыв Моисея к служению
Исх.3:7,8 И сказал Господь: Я увидел страдание народа Моего в Египте и услышал вопль его от приставников его; Я знаю скорби его и иду избавить его от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд, в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев.
К Моисею здесь обращался не Бог-Отец, а Сын Божий и обращается через Святого Духа, потому что Он сказал: "Я иду избавить", а мы знаем, что Сын есть Спаситель, а Святой Дух вёл народ по пустыне в столпе огненном и облачном. Об Отце же сказано: "Бога не видел никто никогда". (Иоан.1:18)
Ириней Лионский, ученик Поликарпа Смирнского, ученика Апостола Иоанна, пишет: "Обращаясь к Моисею, Сын говорит: "Я сошёл избавить этот народ". Ибо Кто сошёл, Тот же и восшёл для спасения людей. Итак, через Сына открылся Бог".[3]
Исх.3:10-12 Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых. Моисей сказал Богу: кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? И сказал [Бог]: Я буду с тобою.
Братья и сестры во Христе, дело не в том, кто есть вы и сможете ли своими силами исполнить Божье поручение, раз Господь Бог вам повелел идти и сделать, Он даст вам и силу и разумение - Его силой и властью вы будете говорить и действовать. И горе тому, кто действует от себя, своей силой и властью, а говорит, что от имени Божьего. Горе ему!
Исх.3:12 И сказал [Бог]: Я буду с тобою, и вот тебе знамение, что Я послал тебя: когда ты выведешь народ из Египта, вы совершите служение Богу на этой горе.
"Вот тебе знамение, что Я послал тебя" - знамение - это знак, видимое явление, данное Богом в подтверждение какого-либо Его слова или завета, а здесь Господь говорит, что Моисей увидит знамение после того, как выведет народ Израильский из египетского рабства и приведёт к этой горе (горе Синай). Может в этом стихе речь идёт не о знамении, а об указании, что нужно будет делать дальше? Эта версия имеет обоснование: во-первых, слово אות, переведённое, как знамение, в древнееврейском оригинале имеет несколько значений: "знамение, знак, указание", и потом, если судить по ходу дальнейших событий, то именно на этой горе Господь дал Моисею закон и указал народу Израиля, что им делать дальше.
Исх.3:14,15 Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам. И сказал ещё Бог Моисею: так скажи сынам Израилевым: Господь, Бог отцов ваших, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова послал меня к вам. Вот имя Моё на веки, и памятование о Мне из рода в род.
"Я есмь Сущий [Иегова]" - в древнееврейском оригинале написано: "Яхве" или в другой транскрипции "Иегова". Дословно это слово переводится, как Сущий, - существующий Сам по Себе, независимо ни от чего и ни от кого; то есть Богу не нужны для существования ни вселенная, ни время. Впервые это слово упоминается в Библии при описании сотворения неба и земли (Быт.2:4).
Но, в то же время, слово Яхве имеет и значение: "Сущий, Который открывает Себя, делается известным". Когда Иисуса Христа спросили: кто Он - Он ответил: "Я есмь Сущий (Иоан.8:25)".
Исх.3:16-19 Пойди, собери старейшин Израилевых и скажи им: Господь, Бог отцов ваших, явился мне, Бог Авраама, Исаака и Иакова, и сказал: Я посетил вас и [увидел], что делается с вами в Египте. И сказал: Я выведу вас от угнетения Египетского в землю Хананеев, Хеттеев, Аморреев, Ферезеев, Евеев и Иевусеев, в землю, где течёт молоко и мёд. И они послушают голоса твоего... Но Я знаю, что царь Египетский не позволит вам идти, если [не принудить его] рукою крепкою.
"Старейшины и весь народ Израильский послушают голоса твоего, а фараон и египтяне - не послушают" - сначала произойдёт разделение на тех, кто поклоняется Богу Авраама, Исаака и Иакова, и теми, кто восстанет против Него. Это будет не просто разделение между народами на евреев и египтян, а полный антагонизм между ними, когда вместе жить им будет уже невозможно: либо один народ должен будет погибнуть, либо другой. После этого у израильтян пути назад уже не будет.
"Пути назад уже не будет" - таково непременное условие следования за Господом Богом, и не пытайтесь перехитрить себя и Бога: невозможно одновременно быть угодным и Богу и князю мира сего. Как сказал Апостол Пётр о тех, кто, познав спасение во Христе, пытается вернуться в мир, в свой "Египет": "Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди. Но с ними случается по верной пословице: пёс возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идёт] валяться в грязи". (2Пет.2:21,22)
4:18-31 Господь встретил Моисея и... хотел умертвить
Исх.4:20-23 И взял Моисей жену свою и сыновей своих, посадил их на осла и отправился в землю Египетскую. И жезл Божий Моисей взял в руку свою. И сказал Господь Моисею... скажи фараону: так говорит Господь: Израиль [есть] сын Мой, первенец Мой; Я говорю тебе: отпусти сына Моего, чтобы он совершил Мне служение; а если не отпустишь его, то вот, Я убью сына твоего, первенца твоего.
Господь Бог послал Моисея, чтобы осуществить дело милости над Своим народом - вывести Израиль, из рабства. А казни египетские - это была вынужденная мера. Вынужденная, из-за упорства и гордыни Египетского фараона, так что за свои страдания и своих умерших первенцев египтяне пусть ругают не Моисея, а своего "бога" фараона и себя самих, ибо не чужой дядя, а они притесняли и убивали евреев - народ Божий.
А теперь посмотрите как, с каким настроем Моисей приступил к исполнению Божьей воли? Он пошёл исполнять величайшую миссию Господню с таким легкомыслием, словно собрался совершить очередную кочёвку со своими стадами. Моисей взял с собой, то есть собрался ввести в присутствие Божье жену и своих сыновей, зная, что они необрезанные, то есть не вступили в завет с Богом Авраама, Исаака, Иакова (Исх.4:20).
Конечно, такого легкомыслия, я бы даже сказал, кощунства, Господь Бог не мог допустить.
Исх.4:24-26 Дорогою на ночлеге случилось, что встретил его (Моисея) Господь и хотел умертвить его. Тогда Сепфора, взяв каменный нож, обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его, сказала: ты жених крови у меня. И отошёл от него [Господь]. Тогда сказала она: жених крови - по обрезанию.
Я не думаю, что Моисей умышленно хотел осквернить святость Божию. Возможно, он взял с собой семью просто по инерции: а как иначе, раз он переезжает в другую страну. А может, подумал, что раз они его дети, то имеют особую привилегию: будучи язычниками, войти в присутствие Божие. Но, скорее всего Моисей так разволновался от предстоящих дел, что вообще забыл в тот момент, что сыновья у него не обрезаны по завету Авраамову.
Дальше в синодальном переводе сказано: "Сепфора обрезала крайнюю плоть сына своего и, бросив к ногам его (можно понять, что к ногам Господа), сказала: ты жених крови у меня". Это не совсем корректный перевод: сравните с переводом Торы: "И взяла Ципора острый нож, и обрезала крайнюю плоть сына своего, коснулась ног Моше (Моисея) и сказала: "Ибо жених крови ты мне". И отпустил он его; тогда она сказала: "Нужна тебе кровь - кровь обрезания"".[4]
В переводе Торы более чётко описаны два момента событий происшедших той ночью.
1. Обрезав сына, Сепфора отвратила тем гнев Божий за непослушание Моисея (который должен был сделать это в восьмой день от рождения своих сыновей). Через обрезание, произведённое по завету с Авраамом, они теперь стали причастными к народу Божьему.
2. Спасение и исцеление Моисея произошло не ради исполнения обряда обрезания, а через кровь сына, пролитую при обрезании его крайней плоти, через помазание ног Моисея кровью его сына.
После тех ночных событий Моисей дальше пошёл один потому что, во-первых, после обрезания, его сыновья болели и не могли продолжать путешествие, и, во-вторых, Моисей был напуган за себя и за детей.
Нет, не напрасно Господь Бог приходил в ту ночь к Моисею. То, что Моисей получил спасение через кровь, стало предвестником, прообразом Пасхи, которую он объявит при исходе Израиля из Египетского плена. А Пасха, в свою очередь будет предвестником великой Жертвы Иисуса Христа.
Пережив ту ночь, Моисей на всю жизнь получил урок благоговейного отношения к Богу и Его воле. Воистину, наш Господь Бог - святой Бог!
Для Иудеев же, когда они гордятся, что они потомки Авраама, пусть эта история будет напоминанием, что не плотские дети Авраама суть дети Божьи, а только дети обетования (Рим.9:6-8).
5-11 гл. Фараон "бросил перчатку" Господу Богу, и Тот ответил на вызов: десять казней Египетских
Исх.5:1,2 После сего Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали: так говорит Господь, Бог Израилев: отпусти народ Мой, чтоб он совершил Мне праздник в пустыне. Но фараон сказал: кто такой Господь, чтоб я послушался голоса Его [и] отпустил Израиля? я не знаю Господа и Израиля не отпущу.
Почему Моисей и Аарон попросили фараона, чтобы он не вообще освободил их народ из рабства, а отпустил на время, только для совершения праздника в пустыне? Этому есть две причины: во-первых, Господь Бог сказал Моисею, что даст ему знамение, указание уже после того, как народ совершит служение на горе Синай (Исх.3:12) и, во-вторых, просить фараона, чтобы он освободил целый народ, понятно, что с такой просьбой он не согласится, а вот попросить, чтобы отпустил на святое место для поклонения почитаемому в народе Богу, в те времена в такой просьбе ничего необычного не было.
Посмотрите на реакцию фараона: "Я не знаю Господа и Израиля не отпущу" - он отказал Моисею и Аарону в их просьбе не из-за того, что никто в Египте не мог вспомнить, кто такой был Бог Авраама, Исаака и Иакова, какому Богу поклонялся Иосиф. Фараон наверняка знал - теоретически знал, - что евреи поклонялись своему Богу.
"Разделяя общеязыческiй взглядъ, что могущество известнаго бога определяется силою и благосостоянiемъ почитающаго его народа, фараонъ считаетъ Iегову безсильнымъ по сравненiю съ египетскими богами: египтяне - господа, а евреи рабы. Требованiя же безсильнаго Iеговы для него необязательны" [5] - так прокомментировал это место Писания православный богослов А. П. Лопухин.
"И в тот же день фараон дал повеление приставникам над народом (Израиля) и надзирателям, говоря: не давайте впредь народу соломы для делания кирпича, как вчера и третьего дня, пусть они сами ходят и собирают себе солому, а кирпичей наложите на них то же урочное число, какое они делали вчера и третьего дня, и не убавляйте; они праздны, потому и кричат: пойдем, принесём жертву Богу нашему". (Исх.5:6-8)
Египетский фараон бросил вызов Господу Богу - "перчатка была брошена" и Господь поднял её. Поднял, чтобы судить фараона и всё его царство.
Исх.6:1-8 И сказал Господь Моисею: теперь увидишь ты, что Я сделаю с фараоном; по действию руки крепкой он отпустит их; по действию руки крепкой даже выгонит их из земли своей... Итак скажи сынам Израилевым: Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, и спасу вас мышцею простёртою и судами великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, [клялся] дать её Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам её в наследие.
Хотя дальше по ходу повествования суды Божьи над Египтом и освобождение Израиля будут происходить параллельно, и даже одно послужит для исполнения другого, эти события не нужно смешивать в одну причинно-следственную кучу.
Суды (десять казней) Господь Бог изольёт на египтян за то, что они стали нечестивыми, даже враждебными по отношению к Нему. А народ Израиля Господь выведет из Египетского рабства и введёт в землю обетованную не из-за того, что они находились в бедственном положении, а во исполнение завета заключённого с их патриархами: Авраамом, Исааком и Иаковом.
Исх.6:30 - 7:2 Моисей же сказал пред Господом: вот, я несловесен: как же послушает меня фараон? Но Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону, а Аарон, брат твой, будет твоим пророком: ты будешь говорить всё, что Я повелю тебе.
"Я поставил тебя Богом фараону" - то есть тем, кто судит и наказывает. Фараон считался богом в Египте, а тут Господь Бог поставил Моисея богом (судьёй) над египетским богом (судьёй).
Братья и сестры во Христе, рассуждая о Господе Боге, о духовной власти, о словах: "что свяжете на земле, то будет связано на небе", вспоминайте о том, что сказав Моисею, что он будет Богом фараону, на этом Господь Бог не закончил Свою фразу, а продолжил: "Ты будешь говорить всё, что Я повелю тебе". Так и вы - говорите то, что Дух Божий велит вам сказать, и тогда слово ваше будет со властью, будет иметь духовную силу. Иначе, слова ваши будут просто словами.
Исх.7:10-12 Моисей и Аарон пришли к фараону, и сделали так, как повелел Господь. И бросил Аарон жезл свой пред фараоном и пред рабами его, и он сделался змеем. И призвал фараон мудрецов и чародеев; и эти волхвы Египетские сделали то же своими чарами: каждый из них бросил свой жезл, и они сделались змеями, но жезл Ааронов поглотил их жезлы.
Просматривая комментарии к этим библейским стихам, я обратил внимание на одну особенность: все толкователи пытаются разгадать, каким образом египетские волхвы превратили свои жезлы в змей и никого не интересует, каким образом Господь Бог превратил Ааронов жезл в змея. После этого сам собой напрашивается вопрос: "Если ни на христиан, ни на иудеев Божье чудо не произвело впечатления (судя по комментариям), то на каком основании и те и другие судят фараона за то, что на него чудо с жезлом не произвело должного впечатления?"
Основной целью чуда, свершённого Аароном, было не само по себе превращение жезла в змея, а то, что последовало потом: жезл Ааронов поглотил жезлы Египетских волхвов. Жезл является древнейшим, со времён фараонов, символом власти и то, что жезл Аарона не просто победил, а поглотил, то есть полностью уничтожил другие жезлы, должно было, по крайней мере, насторожить фараона, заставить его задуматься. Ведь это была наглядный символ того, что Бог Авраама, Исаака, Иакова Своей властью уничтожит все языческие религии и их богов.
Но фараон не задумался и не внял тому, что видели глаза его.
"Сердце фараоново ожесточилось, и он не послушал их, как и говорил Господь". (Исх.7:13)
Исх.7:20-22 И сделали Моисей и Аарон, как повелел Господь. И поднял [Аарон] жезл и ударил по воде речной пред глазами фараона и пред глазами рабов его, и вся вода в реке (Нил) превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела, и Египтяне не могли пить воды из реки; и была кровь по всей земле Египетской. И волхвы Египетские чарами своими сделали то же. И ожесточилось сердце фараона.
Изучаю я место Писания про десять казней Египетских и всё больше нахожу аналогий этих судов Божьих с судами, с чашами гнева, которые Ангелы Господни изольют на землю перед вторым пришествием Иисуса Христа и вознесением Церкви (Откр.16 гл.).
"Вода в реке (Нил) превратилась в кровь, и рыба в реке вымерла, и река воссмердела" - это место Писания напомнило мне о судах Господних, которые будут излиты на землю перед вторым пришествием Иисуса Христа (Откр.16:4). В книге Откровения возвещается о том, что вода в реках и источниках сделается кровью по всей земле, и Ангел возгласит: "Праведен Ты, Господи, Который еси и был, и свят, потому что так судил; за то, что они пролили кровь святых и пророков, Ты дал им пить кровь: они достойны того". (Откр.16:5,6)
Так и здесь: египтяне пролили кровь Израильских младенцев в реку Нил, и за это Господь Бог превратит реку, которая считалась источником жизни для всего Египта в источник смерти.
То, что Господь Бог превратил воды Нила в смертоносную кровь - это понятно, но почему волхвы тоже смогли своими чарами тоже превратить воду в кровь - несущую смерть кровь?
Думаю, что ответ на этот вопрос так же, как и в первом чуде, кроется в символическом значении превращения.
Приведу цитату из монографии "Библейские пророчества исполнятся", где даётся истолкование духовного значения превращения воды в кровь: "В Священном Писании слово Божие сравнивают с чистой, живой водой, например, Иисус Христос сравнивал Своё слово с живой водой: "Кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. (Ин.7:37,38)". Ложь же в духовном смысле всегда сравнивается с тёмной, мёртвой водой, с грязью, с кровью, потому что во лжи прячется всякий грех, ложь несёт в себе смерть. Из-за того, что люди отвергнут истину и возлюбят ложь, Бог даст им испить (уже не духовно, а физически) то, что они возлюбили: кровь, вонь и грязь. Люди гнали и убивали тех, кто нёс им "чистую воду" духовной истины, вот они и будут пить кровь. И не смогут утолить жажды этой водой, этой кровью, ибо она будет нести в себе только мучение и смерть. А истина? Она всё равно восторжествует".[6]
Уж в чём-чём, а в извращении слова истины в смертоносную ересь египетские волхвы очень даже преуспели, поэтому и прообраз такого превращения они сумели создать.
"И оборотился фараон, и пошёл в дом свой; и сердце его не тронулось и сим (не задумался над тем, что видели глаза его)". (Исх.7:23)
Исх.8:5,6 И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри руку твою с жезлом твоим на реки, на потоки и на озера и выведи жаб на землю Египетскую. Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы и покрыли землю Египетскую.
И снова это место Писания напомнило мне книгу Откровения: "Шестой Ангел вылил чашу свою в великую великую реку Евфрат... И видел я выходящих из уст дракона и из уст зверя и из уст лжепророка трёх духов нечистых, подобных жабам: это - бесовские духи, творящие знамения. (Откр.16:12,13)" - Апостол Иоанн в подобии жаб увидел нечистых духов. Древние египтяне же в виде жаб или женщин с лягушачьей головой изображали Хекат (Хекет) - свою богиню плодородия и деторождения.
И снова жрецы повторили чудо: вызвали своими чарами жаб (да и почему бы им - служителям нечистых духов - не вызвать существ, которые являются прообразом нечистых духов). Вот только изгнать жаб они не могли, потому что ни один служитель нечистых духов не может повелевать нечистыми духами, изгонять их. И тогда фараон вынужден был обратиться с просьбой к Моисею и Аарону.
"И призвал фараон Моисея и Аарона и сказал: помолитесь Господу, чтоб Он удалил жаб от меня и от народа моего, и я отпущу народ Израильский принести жертву Господу". (Исх.8:8)
По сути, этой просьбой фараон признавал свою слабость, свою немощь перед Богом Авраама, Исаака и Иакова. И поверили Моисей с Аароном слову фараона, и помолился Моисей Господу Богу, и жабы вымерли в домах, на дворах и на полях (Исх.8:12,13).
"И увидел фараон, что сделалось облегчение, и ожесточил сердце своё, и не послушал их (когда Моисей и Аарон потребовали исполнения обещания)". (Исх.8:15)
"Сообразно съ сердцемъ людей, - говоритъ бл. Августинъ, - однихъ милосердiе Божiе приводитъ къ покаянiю, другихъ вооружаетъ противъ Него, укрепляетъ во зле".[7]
Исх.8:16,17 И сказал Господь Моисею: скажи Аарону: простри жезл твой и ударь в персть земную, и сделается [персмь] мошками по всей земле Египетской. Так они и сделали: Аарон простер руку свою с жезлом своим и ударил в персть земную, и явились мошки на людях и на скоте. Вся персть земная сделалась мошками по всей земле Египетской".
"И явились мошки на людях и на скоте" - тут разногласие между синодальным переводом и переводом Торы: "И появились вши на людях и на животных: весь прах земной стал вшами во всей стране Египетской (Ваэра VIII,13)".
Так мошки или вши?
Приведу комментарий православного богослова А. П. Лопухина: "Третья казнь заключалась въ появленiи из] земли по удару жезла множества "киннимъ", по переводу LXX "скниповъ". По мненiю Филона и Оригена, разделяемому многими толковниками, это были мошки, москиты, обычный бичъ Египта въ перiодъ наводненiя. По словам же Иосифа Флавiя, свидетельству самаританскаго, сирийскаго и арабскаго Пятокнижiя, Таргума Онкелоса, согласному съ нимъ взгляду некоторыхъ ученыхъ - Буксторфа, Буддея, подъ "киннимъ" разумеются вши. Наибольшая достоверность этого последняго пониманiя подтверждается следующими данными. "Киннимъ", по библейскому повествованiю, выводятся изъ персти земной, тогда какъ москиты появляются "изъ воды": относительно москитов нельзя сказать, что они "явились на людяхъ и на скоте"; наконецъ, въ Талмуде слово "кинна" имеетъ значенiе "вошь". Не противоречит такому пониманию и чтение LXX - "sknifes". Употребленiе этого выраженiя у древнихъ греческихъ авторовъ - Феофраста, Аэцiя, Аристофана показываетъ, что данный терминъ обозначаетъ и травяную вошь, и червей, и блохъ".[8]
Почему я так много внимания уделил, казалось бы, второстепенному вопросу? Честно сказать, сначала и сам не знал, сначала просто было интересно узнать истину. И судя по выше приведённому комментарию, получается, что третьим наказанием были вши.
Но если были вши, то тогда картина того, что происходило в Египте, воспринимается совсем по-другому. Есть такая поговорка: "Вши любят голодных". После после того, как вода в Ниле стала нести болезни и смерть, а не жизнь, после того, как обезумевшие лягушки заполонили все места, где есть хотя-бы запах живой влаги, хоть какая-то жизнь, а потом погибли и наполнили зловонием последние очаги жизни - на египтян, измученных от жажды, голода и болезней набросились вши. Вши от которых не было спасения, сколько их не дави и не жги. Весь народ Египта страдал из-за упорства фараона, и уже даже волхвы стали просить его смириться пред Богом Авраама, Исаака и Иакова, но он в своём ожесточении уже обезумел и снова отверг Божью волю (Исх.8:19).
Исх.8:20-24 И сказал Господь Моисею: завтра встань рано и явись пред лице фараона. Вот, он пойдет к воде, и ты скажи ему: так говорит Господь: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение. А если не отпустишь народа Моего, то вот, Я пошлю на тебя и на рабов твоих, и на народ твой, и в домы твои пёсьих мух... и отделю в тот день землю Гесем, на которой пребывает народ Мой, и там не будет пёсьих мух, дабы ты знал, что Я Господь среди земли; Я сделаю разделение между народом Моим и между народом твоим. Завтра будет сие знамение. Так и сделал Господь.
Что это за пёсьи мухи, и почему четвёртая казнь была для людей страшнее, чем даже голод и вши - плоды предыдущих казней?
Потому что это были жалящие людей и животных мухи: "Послал на них насекомых, чтобы жалили их". (Пс.77:45) Представляете, в каком аду находились египтяне? Жажда, голод, болезни от плохой воды, вши, а тут ещё страдания от укусов жалящих мух - от этого можно сойти с ума. И люди сходили с ума и кусали языки от своих страданий, но фараон ожесточил сердце своё и не отпустил народа Божьего (Исх.8:32).
Воистину казни Египетские явились прообразом судов Божьих, которые будут излиты на землю перед вторым пришествием Иисуса Христа и вознесением Церкви.
"Пятый Ангел вылил чашу свою на престол зверя: и сделалось царство его мрачно, и они кусали языки свои от страдания, и хулили Бога небесного от страданий своих и язв своих; и не раскаялись в делах своих". (Откр.16:10,11)
Исх.9:1-6 И сказал Господь Моисею: пойди к фараону и скажи ему: так говорит Господь, Бог Евреев: отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; ибо если ты не захочешь отпустить и ещё будешь удерживать его, то вот, рука Господня будет на скоте твоём... И сделал это Господь на другой день, и вымер весь скот Египетский; из скота же сынов Израилевых не умерло ничего.
"И вымер весь скот Египетский" - в комментарии к Торе дано такое пояснение: "Слово "весь", как и во многих других местах текста Торы, не следует понимать буквально. Оно означает настолько подавляющее большинство, что оставшимся количеством можно пренебречь".[9]
Это была уже пятая казнь Египетская, и что в ответ?
"Сердце фараоново ожесточилось, и он не отпустил народа". (Исх.9:7)
Почему фараон ещё больше ожесточился? Потому что он уже воспринимает Моисея и Аарона не просто, как неких просителей, как это было вначале, а как людей бросивших вызов его власти, бросивших вызов лично ему.
Исх.9:8-11 И сказал Господь Моисею и Аарону: возьмите по полной горсти пепла из печи, и пусть бросит его Моисей к небу в глазах фараона; и поднимется пыль по всей земле Египетской, и будет на людях и на скоте воспаление с нарывами, во всей земле Египетской. Они взяли пепла из печи и предстали пред лице фараона. Моисей бросил его к небу, и сделалось воспаление с нарывами на людях и на скоте. И не могли волхвы устоять пред Моисеем по причине воспаления.
Шестое наказание Божье сокрушило волю волхвов. По сути, это было сокрушение всех языческих идолов в Египте, ведь кто будет почитать богов, если их жрецы валяются по домам с воспалениями. И только фараон продолжал упорствовать против Бога Авраама, Исаака и Иакова.
Здесь уместно задать вопрос: "Зачем Господу Богу согласие фараона? Ведь все египтяне лежали в язвах, в стране был голод, и уже ничто и никто не мог помешать Моисею вывести народ Израиля из Египта".
Похоже, что не только я задался этим вопросом. Египетский фараон, наверное, тоже размышлял над этим, ведь если бы не размышлял, то Господь Бог не стал бы объяснять ему, почему до сих пор не вывел народ Израиля из Египта. Господь так ответил фараону: "Дабы ты узнал, что нет подобного Мне на всей земле, для того Я сохранил тебя, чтобы показать на тебе силу Мою, и чтобы возвещено было имя Моё по всей земле". (Исх.9:14-16)
И дальше, посмотрите: Господь Бог являет милость к египтянам. Он предупреждает фараона, что завтра обрушит град на Египет, и говорит, чтобы укрылись в безопасных местах люди и скот, который ещё остался после мора. Те, кто не послушается и останется в поле, все они умрут от града.
Исх.9:20-26 Те из рабов фараоновых, которые убоялись слова Господня, поспешно собрали рабов своих и стада свои в домы; а кто не обратил сердца своего к слову Господню, тот оставил рабов своих и стада свои в поле. И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и падет град на всю землю Египетскую, на людей, на скот и на всю траву полевую в земле Египетской... И побил град по всей земле Египетской всё, что было в поле, от человека до скота, и всю траву полевую побил град, и все деревья в поле поломал; только в земле Гесем, где жили сыны Израилевы, не было града.
Теперь понятно, почему после десятой казни египтяне готовы были отдать израильтянам своё золото и одежды, лишь-бы те вышли из Египта и пошли служить своему Богу (Исх.12:35,36). Они готовы были всё отдать, лишь бы избавиться от тех наказаний, которые Господь Бог изливал на Египет.
Но это было только седьмое наказание, впереди было ещё три. Ещё аж три наказания пришлось излить Господу Богу на Египет, что смирились строптивые сердца.
"И послал фараон, и призвал Моисея и Аарона, и сказал им: на этот раз я согрешил; Господь праведен, а я и народ мой виновны; помолитесь Господу: пусть перестанут громы Божии и град; и отпущу вас и не буду более удерживать. Моисей сказал ему: как скоро я выйду из города, простру руки мои к Господу; громы перестанут, и града более не будет, дабы ты узнал, что Господня земля; но я знаю, что ты и рабы твои ещё не убоитесь Господа Бога". (Исх.9:27-30)
Так и вышло, как сказал Моисей: фараон ещё больше ожесточился сердцем.
Исх.10:1,2 И сказал Господь Моисею: войди к фараону, ибо Я отягчил сердце его и сердце рабов его, чтобы явить между ними сии знамения Мои, и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте, и о знамениях Моих, которые Я показал в нём, и чтобы вы знали, что Я Господь.
"Сии знамения Мои, и чтобы ты рассказывал сыну твоему и сыну сына твоего о том, что Я сделал в Египте" - эти слова Господа Бога говорят об очень важном этапе в жизни израильтян и египтян: здесь проводится черта. Отныне Бог прекращает попытки образумить египтян. Отныне они будут лишь орудиями в Его руках для назидания народа Израиля.
Всё! Черта Божьего долготерпения проведена!
Исх.10:3-10 Моисей и Аарон пришли к фараону и сказали ему: так говорит Господь, Бог Евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною? отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение; а если ты не отпустишь народа Моего, то вот, завтра Я наведу саранчу на твою область: она покроет лице земли так, что нельзя будет видеть земли, и поест у вас оставшееся... Тогда рабы фараоновы сказали ему: долго ли он будет мучить нас? отпусти сих людей, пусть они совершат служение Господу, Богу своему; неужели ты ещё не видишь, что Египет гибнет? И возвратили Моисея и Аарона к фараону, и [фараон] сказал им: пойдите, совершите служение Господу, Богу вашему; кто же и кто пойдёт? И сказал Моисей: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими, и с овцами нашими и с волами нашими пойдём, ибо у нас праздник Господу. [Фараон] сказал им: пусть будет так, Господь с вами! я готов отпустить вас: но зачем с детьми?
"Я готов послушаться Господа Бога, но..." - мне эта фараонова "торговля" напомнила о двух евреях, которые вроде были и не против того, чтобы последовать учению Иисуса Христа, стать христианами, но прежде хотели уладить все свои земные дела (Лук.9:59-62).
Нельзя приступать к Божьему престолу с таким видом, будто делаешь Ему одолжение! Господу Богу наше одолжение не нужно, потому что Он знает, что торгующийся с Ним всегда продаст, если кто предложит цену больше. Продаст и предаст.
"И напала саранча на всю землю Египетскую и легла по всей стране Египетской в великом множестве: прежде не бывало такой саранчи, и после сего не будет такой". (Исх.10:14)
Исх.10:21-23 И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простёр руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской три дня; не видели друг друга, и никто не вставал с места своего три дня; у всех же сынов Израилевых был свет в жилищах их.
"Никто не вставал с места своего три дня" - в комментарии к Торе сказано, что египтяне не вставали с места - не просто было темно на улице, как ночью, а тьма была такой, что они не могли встать с места.
"Осязаемая тьма" - тьма Египетская, какой она была на самом деле?
В книге Премудрости Соломона дано описание тьмы, опустившейся на Египет: "И никакая сила огня не могла озарить, ни яркий блеск звёзд не в состоянии был осветить этой мрачной ночи. Являлись им только сами собою горящие костры, полные ужаса, и они, страшась невидимого - призрака, представляли себе видимое ещё худшим. Пали обольщения волшебного искусства, и хвастовство мудростью подверглось посмеянию, ибо обещавшиеся отогнать от страдавшей души ужасы и страхи, сами страдали позорною боязливостью. И хотя никакие устрашения не тревожили их, но, преследуемые брожениями ядовитых зверей и свистами пресмыкающихся, они исчезали от страха, боясь взглянуть даже на воздух, от которого никуда нельзя убежать, ибо осуждаемое собственным свидетельством нечестие боязливо и, преследуемое совестью, всегда придумывает ужасы. Страх есть не что иное, как лишение помощи от рассудка. Где кто тогда был застигнут, делался пленником и заключаем был в эту темницу без оков. Был ли то земледелец или пастух, или занимающийся работами в пустыне, всякий, быв застигнут, подвергался этой неизбежной судьбе, ибо все были связаны одними неразрешимыми узами тьмы... Ибо весь мир был освещаем ясным светом и занимался беспрепятственно делами; а над ними одними была распростёрта тяжёлая ночь, образ тьмы, имевшей некогда объять их; но сами для себя они были тягостнее тьмы". (Прем.17:5-20) [10]
Получается, что эта тьма не имела ничего общего ни с солнечным затмением (которое длится минуты), ни с каким-либо другим известным нам физическим или психическим явлением (массовым гипнозом). Есть духовный свет, который пережившие излияние Святого Духа видят в виде необычного сияния, охватывающего человека неземной радостью. Есть духовная тьма - она действует на людей противоположным образом - описанным в книге Соломона образом.
Такая же тьма покрыла землю, когда распяли Иисуса Христа.
"От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого". (Матф.27:45)
Исх.10:28 И сказал ему фараон: пойди от меня; берегись, не являйся более пред лице мое; в тот день, когда ты увидишь лице мое, умрёшь.
Угроза убить - это было последнее, чем фараон ещё надеялся противостоять Моисею, других сил и другой власти против Моисея у него уже не было. И чего он добился своей угрозой?
"И сказал Моисей: так говорит Господь: в полночь Я пройду посреди Египта, и умрёт всякий первенец в земле Египетской от первенца фараона, который сидит на престоле своём, до первенца рабыни, которая при жерновах, и всё первородное из скота. И придут все рабы твои сии ко мне и поклонятся мне, говоря: выйди ты и весь народ, которым ты предводительствуешь". (Исх.11:4-8)
И вышел Моисей от фараона в пылу гнева (Исх.11:8).
А теперь я обращаюсь не ко всем читателям, а только к христианам, к истинным ученикам Христовым: сравните, как за это время изменилась ситуация в Египте, и как изменились Моисей и фараон. Сначала, когда Моисей и Аарон в первый раз пришли к фараону, они с покорностью просили отпустить их народ, чтобы совершить праздник Господу Богу, фараон же высокомерно изгнал их, заявив, что он не знает и знать не желает Бога Израиля (Исх.5:1-4). А ближе к концу, после девятого Божьего наказания, фараон хотя и огрызаясь, уже признаёт власть и силу Господа Бога, и признаёт власть Моисея - власть не только над Египтом, но и над ним самим (Исх.10:24). И Моисей изменился - он уже был не просителем, а говорил со властью, как судья и Бог над фараоном и над всем Египтом. Так в полной мере и самым, что ни на есть, явным образом исполнилось слово Божье, данное Моисею (Исх.7:1).
Точно как же и в нашей жизни, братья и сестры во Христе, исполнится в полной мере и самым, что ни на есть явным образом всё, что обещал Господь Иисус Христос.
12 гл. Начало новой жизни Израиля
Исх.12:1,2 И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года.
Это было в апреле (по нашему календарю). Господь Бог обращается к народу Израиля, и в первую очередь Он велит сделать новый календарь. Этот календарь хотя технически остался лунным, как был в Египте, но он был уже принципиально иным: связанным с духовными событиями - с подготовкой к Пасхе и самой Пасхой.
До этого Израиль жил по древнеегипетскому календарю, который был привязан к сельскохозяйственными сезонами: с временем половодья, временем всходов и временем засухи. И в каждый сезон египтяне поклонялись определённым богам.
Исх.12:3-7 Скажите всему обществу Израилеву: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство... Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его всё собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его.
О духовном смысле непорочности жертвенного агнца и помазания его кровью дверных косяков, сказано очень много в связи с прообразами Иисуса Христа. А иудеи? Интересно, как они толкуют то, что делают во время Пасхи (Песах)? Я посмотрел в комментариях к Торе и... ничего не нашёл. Иудеи, как оказалось, больше заняты точностью исполнения деталей обряда, чем поиском его духовного смысла.
Но то иудеи, а христиане? Разве мало среди христиан таких же религиозных педантов, которым важно в точности исполнить обряд, а какой духовный смысл заключён в тот или ином религиозном обряде и какое духовное назидание он несёт в себе, до этого им нет дела.
Исх.12:8,9 Пусть съедят мясо его (агнца) в сию самую ночь, испечённое на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопечённого или сваренного в воде, но ешьте испечённое на огне.
Григорий Богослов так объяснил причину приготовления агнца именно на огне: "Не варёный, но испечённый, чтобы (было) искушено огнём очистительным, углями, воспламеняющими и очищающими нашу мысленную способность. С горькими травами: потому что жизнь по Богу горька и трудна, она презирает удовольствия".[11]
Исх.12:10 Не оставляйте от него до утра, но оставшееся от него до утра сожгите на огне.
И снова обращусь к святителю Григорию Богослову: "Ничего не оставим до утра, потому что, по прошествии сей ночи нет очищения, потому что не похвально до другого времени откладывать тем, которые приняли Слово. А кости и не съеденные, то есть для нас неудобовразумительное, да не сокрушатся, чтобы святыни не дать псам. Но сожгутся огнём всесожжения".[12]
Исх.12:11 Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня.
"Пасха (евр. прехождение) - исторически, по величине бегства и переселения из Египта в Хананею, а духовно, по причине прехождения и восхождения от дольнего к горнему и в землю обетования".[13]
В ту ночь Господь велел съедать Пасху с поспешностью (в последующие годы, когда евреи будут праздновать Пасху в земле обетованной, они будут вкушать её неспешно - это будет действительно праздник). Но в ту ночь было не расслабленное весёлое празднество, а бодрствование, ибо в любой миг могла прозвучать команда на выход, команда к Исходу.
Исх.12:12 А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь.
В эту ночь израильтяне будут вкушать пасхального агнца, а все египтяне будут вопиять о своих первенцах.
"Над всеми богами Египетскими произведу суд" - Перед этим суды Божьи не были адресными, и даже наведя тьму на Египет, Господь Бог показал Свою власть над верховным богом египтян, богом Солнца (Ра), но нельзя было сказать, что Он судил кого-то из египетских богов. Теперь Господь Бог будет судить фараона - по египетской мифологии не только представителя бога Ра на земле, но и сына верховного бога Ра.
А судить ведь может только Бог, значит, Бог Авраама, Исаака и Иакова является Богом не только над народом Египта, но и над богами Египта - именно так поймут суд Божий все египтяне, включая, фараона.
Так и случилось, как сказал Господь: "И встал фараон ночью сам и все рабы его и весь Египет; и сделался великий вопль в земле Египетской, ибо не было дома, где не было бы мертвеца". (Исх.12:30)
Исх.12:14 И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во [все] роды ваши; [как] установление вечное празднуйте его.
Возвестив о десятом суде над Египтом, Господь Бог снова обращает внимание Моисея к его народу, Израилю: "И да будет вам день сей памятен" - не о казнях Египетских помните, а о том, что Господь Бог силою Своею освободил вас и вывел из рабства Египетского.
Исх.12:15 Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля.
Святитель Григорий Богослов в слове на Святую Пасху так учит нас, христиан: "Потом отъятие квасного чтобы не иметь при себе в пути египетского теста и остатков фарисейского и безбожного учения".[14]
Понятно, что во времена Моисея ни фарисеев, ни атеистов ещё не было, тогда были другие религиозные уклонения от истины: языческое идолопоклонство и лицемерие - желание угождать и Богу Авраама, Исаака, Иакова и божкам египетским, но суть слов об отвержении Египетской закваски от этого не меняется: "Не забывайте о том, что сделал для вас Господь Бог! Не уклоняйтесь от истины!"
Исх.12:21,22 И созвал Моисей всех старейшин Израилевых и сказал им: выберите и возьмите себе агнцев по семействам вашим и заколите пасху; и возьмите пучок иссопа, и обмочите в кровь, которая в сосуде, и помажьте перекладину и оба косяка дверей кровью, которая в сосуде; а вы никто не выходите за двери дома своего до утра.
Иссоп - сейчас неизвестно, что это за растение. В Священном Писании иссоп упоминается как противоположность кедру (символу величия и гордости), значит, иссоп можно считать символом смирения и уничижения: "И говорил он о деревах, от кедра, что в Ливане, до иссопа, вырастающего из стены". (3Цар.4:33)