Поличенко Константин Алексеевич : другие произведения.

Для Юры

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

   Для Юры
  
  Недавно я говоил по СКАЙПу со своим внуком Юрой Поличенко. Ему сейчас 37 лет, живёт он с женой Светланой и с двумя маленькими сыновьями в Ростове-на-Дону в своём доме, занимается кое-каким предпринимательством, обеспечивает семью всем, что положено. Человек можно сказать вполне состоявшийся. Говорили мы с ним о том, о сём и заговорили о донском казачестве. У него и у меня есть по этому поводу свои мнения и суждения. Юра попросил меня на страницах "САМИЗДАТа" высказаться более конкретно. Попробую это сделать специально для него.
   О казаках, и в частности о донских казаках, написано много: история их возникновения, их быт, их место и роль в жизни Российского государства. Что-то я хочу напомнить. На руинах Золотой Орды возникли четыре наиболее значительных ханства: Казанское, Сибирское, Ногайская орда и Крымское ханство. Все они были в непосредственной близости от русских границ. Казанское ханство было на Волге, Сибирское на Тоболе и Иртыше, а Ногайское и Крымское - на юге: Ногайское в низовьях Волги, а Крымское занимало обширную территорию в причерноморье. Между этими двумя ханствами была не менее обширная территория "ничейной" земли. Это были верховья Дона с притоками - Чир, Хопёр и другие. Именно на эти свободные земли из русских городов и сёл стали стекаться русские люди, уходившие от произвола боярства и дворянства, ухдившие от голода и неволи. Сначала это были смелые, отчаявшиеся одиночки, которые сбивались в ватаги, строили по берегам рек поселения, а потом в эти поселения прибывали новые пришельцы, уже с семьями, со скарбом и хозяйством. Непосредственная близость с татарами заставляла этих людей вооружаться, т.к. татары постоянно беспокоили их своими набегами. Переселенцы называли себя "казаками" - от тюркского слова "вольный", "свободный". Казаки жили полувоенным бытом и добывали себе всё для жизни набегами и грабежами. Они грабили на Волге караваны русских купцов и не стеснялись налетать на татарские и калмыцкие земли - уводили скот, лошадей и забирали домашнюю утварь.
   Постепенно с донских верховьев казаки мигрировали на юг, селились по Дону до самых его низовий. Здесь они столкнулись уже с турками, которые своей крепостью Азов прочно закрыли выход с Дона в Азовское море. А в верховья Дона продолжали прибывать новые партии беглых. Они собирались в ватаги, выбирали атаманов и угрожали всем соседям своей воинственностью. Из такой голытьбы наиболее храбрые и беспокойные уходили вниз по Волге, уходили в Каспийское море, где грабили прибрежные персидские города. Такой поход организовал Степан Разин. Эта вольница стала для царского правительства не малой головной болью. Надо было как-то контролировать этих казаков. Царь снабжал казаков порохом и свинцом, а так же хлебом, т.к. казаки не пахали и не сеяли, хотя жили на очень плодородных землях. Но жизнь заставляла, и стали казаки постепенно заниматься полноценным сельским хозяйством. А царь постепенно всё больше и больше прибирал казаков к рукам. Казакам было поручено охранять границы русского государства от набегов. Для этого казацкое воинство организовывалось в более-менее нормальные воинские подразделения: курени, полки и сотни; эти подразделения имели своих сначала выборных, а потом и назначаемых командиров.
   В быту козаки воспитывались прежде всего на военный лад. Трёхлетнего ребёнка отец сажал на лошадь, учил ею управлять и ухаживать за ней, казачёнок скакал на коне и с возрастом овладевал искусством вольтижировки, учился рубить шашкой и стрелять на скаку. В доме у каждого сына,как и у отца, была своя шашка, которой они учились рубить. Рубили лозу на берегу реки, рубили воду и мокрую глину. Мышцы руки приобретали силу и твёрдость. На праздниках казаки демонстрировали своё умение в рубке лозы и глинянного идола, в стрельбе с седла, в искусстве вольтижеровки, а так же демонстрировали резвость скакунов, которых они воспитали в своём хозяйстве - участвовали во всеобщих скачках на большие расстояния. Постепенно формировались элементы самобытной казачьей культуры: язык, одежда, домашняя утварь, формировался фольклор: песни, былины, лнгенды и шутки-прибаутки. Казачье сообщество формировалось в своеобразный этнос со специфическим самосознанием, "нродным духом". Некоторые учёные склонялись считать казаков отдельным народом, хотя казачьи идеологи признавали, что казаки сформировались из русских переселенцев.
   Казаки исправно выполняли свои функции защитников русских рубежей от набегов татар и калмыков,а так же участвовали в войнах русских царей. В 1641-ом году донские казаки вместе с запоожскими штурмом взяли туецкую крепость Азов, перебив до единого всех жителей. Казаки хотели пеподнести Азов в дар русскому царю, но царь Алексей Михайлович не захотел ссориться с Турцией и подарка не пинял. Казаки целый год оборонялись в Азове, а затем разрушили все укрепления, заклепали пушки и ушли. Казачьи полки участвовали во всех битвах и эпизодах петовских войн. Но уже тогда они использовались как иррегулярные части наравне с татарами, калмыками и башкирамь. Эти части не обладали необходимой стойкостью в схватках с панцирными кирассирами шведов и в боях с сомнительным исходом разбегались. А регулярные русские драгунские полки исправно и успешно дрались и с шведскими кирассиами и с польскими гусарами Казаки с успехом использовались в разведке и в партизанских рейдах. Казак, будучи храбрым и умелым бойцом, не стеснялся в случае чего удрать с поля боя. Это особенно проявилось в Гажданскую войну, когда 1918-ом году они позволили красным занять Донскую область, а через год массовым уходом с фронта предопеделили поражение белой армии в битве под Воронежем. Казаки были грабители и налётчики. Почему не удался рейд генерала Мамонтова по тылам красных? Ведь этот казачий копус был уже под Тулой в непосредственной близости от Москвы! Да потому что награбленное барохло, погруженное на коней сделало корпус не боеспособным, и казаки, проиграв несколько стычек с красными заградотрядами, самовольно подались домой.
   Во время Великой Отечественной Войны практически подолжалась Гражданская война. Уже в 1942-ом году в оккупиованном немцами Новочеркасске был сформирован казачий корпус, который действовал на стороне немцев. Копус использовался немцами для борьбы с партизанами на Укаине и в Белоруссии. На теритоии западных стран фомировались казачьи части из числа казаков-эмигрантов. Казаки воевали потив югославских патизан в Ховатии и отличались особой жестокостью: жгли сёла, рассреливали и вешали жителей, насиловали женщин. Затем казачий копус получил статус СС и сражался очень успешно с советскими войсками. Здесь казаки проявляли завидную стойкость. Корпус в конце войны был пленён англичанами и предательски (по мнению казаков) был сдан советскому командованию. Все они впоследствии были расстреляны.
   На советских фронтах отлично воевали казачьи дивизии. Им был дан статус регуляных советских войск. 200 с лишним казаков были удостоины звания Героев Советского Союза, многие были награждены орденами и медалями. Но большевики проявили всё-таки своё большевистское свинство: в 1944-ом году вместе с депотируемыми чеченцами, ингушами, и крымскими татарами депортировали и некоторых казаков из донских и кубанских станиц и городов. И каково же было Герою Советского Союза возвратиться в свою станицу, а там ни родных ни близких нет - их Советская власть депотировала в казахские степи.
   В настоящее время общественность казачьих территоий пытается восстановить казачество в традиционных рамках, и положение в этом вопосе приблизительно такое: теритоии казачьи никуда не делись, они на месте, самобытный язык почти исчез, язык только рус ский, одежда у людей современная, вместо скакунов - мотоциклы, песни казацкие поются только со сцены, но остался "народный дух", не вытравилось казацкое самосознание. Это самосознание несёт в себе обиду на Советскую власть, а теперь уже и на правоприемницу её - на Россию. Вот поэтому мой внук Юра говоит, что он не хочет быть русским. Казаки Дона имеют собственную символику - свой жёлто-сине-красный флаг. Так какие-то бюрократы-чиновники додумались пилепить к этому флагу сбоку белую полосу - мол донцы принадлежат России. Да конечно пинадлежат, и всегда пинадлежали, но абсолютно незачем обижать людей. Сейчас робко веет над Доном идея сепаратизма. Конечно эта идея глупая, но какие-то элементы казачьей культуры стоило бы возродить. Жить станет веселее. Казачество не исчезло и не исчезнет.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"