Полякова Неонила Владимировна : другие произведения.

Мои первые шаги в мир профессий (Профориентационная рабочая программа)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Адресована средним, старшим, подготовительным группам дошкольных образовательных учреждений и начальным классам средних общеобразовательных учреждений Аксайского района Ростовской области, всем, кто заинтересован в развитии профориентационной работы с детьми.

   "Мои первые шаги в мир профессий".
  
   Профориентационная рабочая программа для средней, старшей и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений и начальных классов средних образовательных учреждений Аксайского района Ростовской области.
  
  
  
   Содержание.
  
   1. Пояснительная записка.
  
   2. Содержание программы.
  
   3. Принципы организации педагогического процесса.
  
   4. Педагогические условия реализации программы.
  
   5. Рекомендации по распределению занятий и уроков.
  
   6. Календарно-тематическое планирование первого этапа программы и его результативность.
  
   7. Календарно-тематическое планирование второго этапа программы и его результативность.
  
   8. Календарно-тематическое планирование третьего этапа программы и его результативность.
  
   9. Методические рекомендации по организации и проведению занятий и уроков.
  
   10. Список литературы.
  
  
  
   1. Пояснительная записка.
  
   Дошкольные образовательные учреждения и начальные классы средних общеобразовательных учреждений, несомненно, являются важнейшей ступенью подготовки будущих выпускников средних общеобразовательных учреждений к осознанному выбору своей образовательной и профессиональной траектории.
  
   Систематическая профориентационная работа, основанная на постоянном ознакомлении представителей подрастающего поколения с профессиями, наиболее востребованными на рынке труда того или иного региона, муниципального образования, территории, должна начитаться уже в дошкольном возрасте, когда идет формирование у детей активного интереса к различным сферам профессиональной деятельности.
  
   Профориентационная рабочая программа "Мои первые шаги в мир профессий" базируется на анализе ведущих социально-экономических показателей развития Аксайского района и Ростовской области, динамики востребованности профессий на рынке труда муниципального образования "Аксайский район".
  
   Данная программа состоит из трех этапов. Первый этап предназначен для детей дошкольного возраста - воспитанников средней, старшей и подготовительной групп дошкольных образовательных учреждений, второй - для обучающихся 1-3-х классов средних общеобразовательных учреждений, третий - для обучающихся 4-х классов средних общеобразовательных учреждений.
  
  
   Цель профориентационной рабочей программы "Мои первые шаги в мир профессий":
  
   - подготовка в условиях инновационной образовательной среды воспитанников дошкольных образовательных учреждений и обучающихся начальных классов средних общеобразовательных учреждений к осознанному выбору своей будущей образовательной и профессиональной траектории.
  
  
   Основные задачи профориентационной рабочей программы: "Мои первые шаги в мир профессий":
  
   - создание детям максимально благоприятных условий для дальнейшего осознанного выбора своей будущей образовательной и профессиональной траектории;
  
   - формирование у воспитанников дошкольных образовательных учреждений и обучающихся начальных классов средних общеобразовательных учреждений стремления к осознанному овладению социальными и профессиональными компетенциями;
  
   - формирование у детей устойчивой положительной мотивации к дальнейшей профессиональной образовательной и трудовой деятельности.
  
  
   Под инновационной образовательной средой понимается именно та среда дошкольных образовательных учреждений и средних общеобразовательных учреждений, которая функционирует, исходя из принципа интегративности.
  
   Интегративность - сравнительно новое понятие, перешедшее из экономической сферы в социальную сферу. В экономических дисциплинах под интегративностью понимаются междисциплинарные связи, ориентация на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства цели и требований.
  
   Интегративность, применительно к профориентационной рабочей программе "Мои первые шаги в мир профессий", обозначает:
  
   - интегрированность получаемой воспитанниками и обучающимися информации и развиваемых у них социальных компетенций;
  
   - системность, непрерывность и гармонизацию получаемого детьми образования в дошкольных образовательных учреждениях и средних общеобразовательных учреждениях.
  
  
  
   2.Содержание программы.
  
  
   Учебный план первого этапа программы(для средней, старшей, подготовительной групп дошкольных образовательных учреждений).
  
  
  
   Средняя группа ДОУ (Тематические блоки, количество и виды занятий).
  
   1. Вводные занятия. Знакомство с образовательной программой "Мои первые шаги в мир профессий".
  Всего: 2 часа. Диалогические беседы:1 час. Практические занятия: 1 час.
  
   2. Общее знакомство с отраслями и профессиями агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности.
  Всего: 5 часов. Диалогические беседы:3 часа. Практические занятия: 2 часа.
  
   3. Профессии, связанные с выращиванием и переработкой зерновых культур.
  Всего: 1 час. Практические занятия: 1 час.
  
   4. Профессии отрасли садоводства.
  Всего: 3 часа. Диалогические беседы: 2 часа. Практические занятия: 1 час.
  
   5. Профессии отрасли овощеводства.
  Всего: 7 часов. Диалогические беседы: 3 часа. Практические занятия: 4 часа.
  
   6. Профессии отрасли животноводства.
  Всего: 6 часов. Диалогические беседы: 4 часа. Практические занятия: 2 часа.
  
   7. Профессии отраслей пищевой и перерабатывающей промышленности.
  Всего: 7 часов. Диалогические беседы: 7 часов.
  
   8. Заключительное занятие, посвященное профессиям отраслей агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности.
  Всего: 1 час. Праздничные мероприятия: 1 час.
  
  
  
   Старшая группа ДОУ (Тематические блоки, количество и виды занятий).
  
   1. Вводные занятия. Продолжение знакомства с образовательной программой "Мои первые шаги в мир профессий".
  Всего: 2 часа. Диалогические беседы:1 час. Практические занятия: 1 час.
  
   2. Природоохранные профессии.
  Всего: 2 часа. Диалогические беседы: 2 часа.
  
   3. Профессии отраслей рыболовства и рыбоводства.
  Всего: 3 часа. Диалогические беседы: 2 часа. Практические занятия: 1 час.
  
   4. Профессии сферы туризма.
  Всего: 6 часов. Диалогические беседы: 3 часа. Практические занятия: 3 часа.
  
   5. Профессии сферы культуры и связанных с нею сфер и отраслей.
  Всего: 4 часов. Диалогические беседы: 2 часа. Практические занятия: 2 часа.
  
   6. Профессии жилищно-строительного комплекса.
  Всего: 5 часов. Диалогические беседы: 3 часа. Практические занятия: 2 часа.
  
   7. Профессии дорожно-строительной и дорожно-ремонтной отраслей.
  Всего: 3 часа. Диалогические беседы: 2 часа. Практические занятия: 1 час.
  
   8. Профессии сферы ЖКХ. Всего: 4 часа. Диалогические беседы: 2 часа. Практические занятия: 2 часа.
  
   9. Профессии сферы связи и массовых коммуникаций.
  Всего: 2 часа. Диалогические беседы: 1 час. Практические занятия: 1 час.
  
   10. Заключительное занятие, посвященное профессиям, о которых воспитанники ДОУ узнали в течение данного учебного года.
  Всего: 1 час. Праздничные мероприятия: 1 час.
  
  
  
   Подготовительная группа ДОУ (Тематически блоки, количество и виды занятий).
  
  
   1. Вводные занятия. Продолжение знакомства с образовательной программой "Мои первые шаги в мир профессий".
  Всего: 2 часа. Диалогические беседы:1 час. Практические занятия: 1 час.
  
   2. Общее знакомство с профессиями социальной сферы.
  Всего: 1 час. Диалогические беседы:1 час.
  
   3. Профессии сферы образования.
  Всего: 4 часа. Диалогические беседы: 2 часа. Практические занятия: 2 часа.
  
   4. Профессии сферы здравоохранения.
  Всего: 3 часа. Диалогические беседы: 2 часа. Практические занятия: 1 час.
  
   5. Профессии сфер торговли, услуг и общественного питания.
  Всего: 8 часов. Диалогические беседы: 3 часа. Практические занятия: 5 часов.
  
   6. Профессии сферы транспортных перевозок и услуг.
  Всего: 2 часа. Диалогические беседы: 1 час. Практические занятия: 1 час.
  
   7. Силовые, правоохранительные, структуры и связанные с ними профессии.
  Всего: 9 часов. Диалогические беседы: 4 часа. Практические занятия: 5 часов.
  
   8. Заключительные занятия, посвященные профессиям, изученным в рамках первого этапа курса образовательной программы "Мои первые шаги в мир профессий".
  Всего: 3 час. Практические занятия: 2 часа. Праздничные мероприятия: 1 час.
  
  
  
   Учебный план для реализации второго этапа программы
  "Мои первые шаги в мир профессий" (для 1-3-х классов средних общеобразовательных учреждений).
  
  
   Первый класс ОУ (Тематические блоки, количество и виды уроков).
  
   1. Вводный урок, посвященный образовательной программе "Мои первые шаги в мир профессий".
  Всего: 1 час. Теория: 1 час.
  
   2. Особенности рынка труда Аксайского района.
  Всего: 4 часа. Теория: 3 часа. Практика: 1 час.
  
   3. Самые востребованные рабочие профессии в Аксайском районе.
  Всего: 6 часов. Теория: 1 час. Практика: 5 часов.
  
   4. Требования работодателей, предъявляемые к соискателям рабочих мест.
  Всего: 7 часов. Теория: 7 часов.
  
   5. Моделирование обучающимися своей будущей образовательной и профессиональной траектории.
  Всего: 8 часов. Теория: 3 часа. Практика: 5 часов.
  
   6. Знакомство с условиями труда на предприятиях Аксайского района.
  Всего: 4 часа. Практика: 5 часа.
  
   7. Заключительные уроки, посвященные вопросам подготовки потенциальных соискателей работы к собеседованию с работодателем.
  Всего: 2 часа. Теория: 1 час. Практика: 1 час.
  
  
  
   Второй класс ОУ (Тематические блоки, количество и виды уроков).
  
   1. Вводный урок, посвященный образовательной программе "Мои первые шаги в мир профессий".
  Всего: 2 часа. Теория: 1 час. Практика: 1 час.
  
   2. Профессии социальной сферы.
  Всего: 1 час. Теория: 1 час.
  
   3. Профессии сферы образования.
  Всего: 2 часа. Теория: 1 час. Практика: 1 час.
  
   4. Профессии сфер здравоохранения и санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
   Всего: 5 часов. Теория: 3 часа. Практика: 2 часа.
  
   5. Социальные службы и связанные с ними профессии.
   Всего: 4 часа. Теория: 1 час. Практика: 3 часа.
  
   6. Силовые, правоохранительные, структуры и связанные с ними профессии.
  Всего: 7 часов. Теория: 4 часа. Практика: 3 часа.
  
   7. Профессия: юрист.
  Всего: 1 час. Теория: 1 час.
  
   8. Основы предпринимательской деятельности.
  Всего: 3 часа. Теория: 1 час. Практика: 2 часа.
  
   9. Профессии финансово-хозяйственной, экономической сфер. Всего: 4 часа. Теория: 2 часа. Практика: 2 часа.
  
   10. Управление, как особый вид профессиональной деятельности.
  Всего: 2 часа. Теория: 1 час. Практика: 1 час.
  
   11. Заключительный урок, посвященный профессиям, которые в ходе изучения программы "Мои первые шаги в мир профессий" вызвали у обучающихся наибольший интерес.
  Всего: 1 час. Практика: 1 час.
  
  
  
   Третий класс ОУ (Тематические блоки, количество и виды уроков).
  
   1. Вводный урок, посвященный образовательной программе "Мои первые шаги в мир профессий".
  Всего: 1 час. Практика: 1 час.
  
   2. Динамично развивающиеся отрасли и сферы экономики Аксайского района, задействованные в них профессии.
  Всего: 2 часа. Теория: 1 час. Практика: 1 час.
  
   3. Специфика профессиональной деятельности сотрудников торговых, логистических центров.
  Всего: 3 часа. Практика: 3 часа.
  
   4. Специфика профессиональной деятельности сотрудников автотранспортной сферы.
  Всего: 3 часа. Практика: 3 часа.
  
   5. Воздушный транспорт, как один из наиболее перспективных видов транспортных перевозок, и связанные с ним профессии.
  Всего: 1 час. Теория: 1 час.
  
   6. Специфика профессиональной деятельности специалистов отраслей дорожного и жилищного строительства.
  Всего: 4 часа. Практика: 4 часа.
  
   7. Специфика профессиональной деятельности специалистов сферы ЖКХ.
  Всего: 6 часов. Теория: 1 час. Практика: 5 часов.
  
   8. Специфика профессиональной деятельности специалистов предприятий легкой промышленности.
  Всего: 4 часа. Практика: 4 часа.
  
   9. Специфика профессиональной деятельности сотрудников предприятий пищевой промышленности.
  Всего: 4 часа. Практика: 4 часа.
  
   10. Специфика профессиональной деятельности в сфере туризма.
  Всего: 3 часа. Теория: 1 час. Практика: 2 часа.
  
   11. Заключительное занятие, посвященное вопросам инвестирования в перспективные предприятия и отрасли экономики Аксайского района.
  Всего: 1 час. Практика: 1 час.
  
  
  
   Учебный план для реализации третьего этапа программы
  "Мои первые шаги в мир профессий" (для 4-х классов средних общеобразовательных учреждений).
  
  
   Четвертый класс ОУ (Тематические блоки, количество и виды уроков).
  
   1. Вводный урок, посвященный программе "Мои первые шаги в мир профессий".
  Всего: 1 час. Теория: 1 час.
  
   2. Специфика рынка труда Аксайского района. Всего: 3 часа. Теория: 1 час. Практика: 2 часа.
  
   3. Формирование личной конкурентоспособности на рынке труда.
  Всего: 9 часов. Теория: 3 часа. Практика: 6 часов.
  
   4. Моделирование обучающимися своей будущей образовательной и профессиональной траектории.
  Всего: 18 часов. Теория: 2 часа. Практика: 16 часов.
  
   5. Заключительный урок, посвященный программе "Мои первые шаги в мир профессий".
  Всего: 1 час. Праздничные мероприятия: 1 час.
  
  
  
   3. Принципы организации педагогического процесса
  в рамках программы "Мои первые шаги в мир профессий".
  
  
    Принцип гуманистического, личностно-ориентированного подхода педагогов к каждому воспитаннику и обучающемуся.
  
    Принцип первоочередного развития социальных компетенций детей на различных этапах реализации данной программы.
  
    Принцип индивидуализации, как отражение диалектики саморазвития и самореализации личности каждого воспитанника и обучающегося, который готовится к построению своей индивидуальной образовательной и профессиональной траектории, учитывая свои индивидуальные способности, потребности и запросы рынка труда.
  
  
  
   4. Педагогические условия реализации данной программы.
  
    Отбор педагогических и диагностических средств, способствующих, успешной самореализации, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и обучающихся.
  
    Организация различных видов деятельности, различных форм работы с воспитанниками и обучающимися, постоянное создание ситуаций успеха.
  
    Включенность родителей обучающихся в образовательный процесс, систематические информирование их о результатах профориентационной работы с детьми.
  
  
  
   5. Рекомендации по распределению занятий и уроков по профориентационной рабочей программе "Мои первые шаги в мир профессий".
  
  
   Первый этап реализации профориентационной рабочей программы "Мои первые шаги в мир профессий" (средняя, старшая, подготовительная группы дошкольных образовательных учреждений).
  
  
    Средняя группа ДОУ.
  
   Продолжительность занятия: 20 минут.
  
   Количество занятий в неделю: 1 занятие.
  
   Количество занятий в год: 32 занятия.
  
  
    Старшая группа ДОУ.
  
   Продолжительность занятия: 25 минут.
  
   Количество занятий в неделю: 1 занятие.
  
   Количество занятий в год: 32 занятия.
  
  
    Подготовительная группа ДОУ.
  
   Продолжительность занятия: 30 минут.
  
   Количество занятий в неделю: 1 занятие.
  
   Количество занятий в год: 32 занятия.
  
  
   Второй этап реализации профориентационной рабочей программы "Мои первые шаги в мир профессий" (1-3-й классы средних общеобразовательных учреждений).
  
  
    Первый класс ОУ.
  
   Продолжительность урока: 45 минут.
  
   Количество кроков в неделю: 1 урок.
  
   Количество уроков в год: 32 урока.
  
  
    Второй класс ОУ.
  
   Продолжительность урока: 45 минут.
  
   Количество кроков в неделю: 1 урок.
  
   Количество уроков в год: 32 урока.
  
  
    Третий класс ОУ.
  
   Продолжительность урока: 45 минут.
  
   Количество уроков в неделю: 1 урок.
  
   Количество уроков в год: 32 урока.
  
  
   Третий этап реализации профориентационной рабочей программы "Мои первые шаги в мир профессий" (4-й класс средних общеобразовательных учреждений).
  
  
    Четвертый класс ОУ.
  
   Продолжительность урока: 45 минут.
  
   Количество уроков в неделю: 1 урок.
  
   Количество уроков в год: 32 урока.
  
  
  
   6. Календарно-тематическое планирование первого этапа профориентационной рабочей программы "Мои первые шаги в мир профессий" и его результативность.
  
  
  
    Календарно-тематическое планирование занятий в средней группе дошкольного образовательного учреждения (Тематика и содержание занятий, количество часов).
  
   1. Вводное занятие. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, о программе "Мои первые шаги в мир профессий". 1 час.
  
   2. Игра "Угадай: какие предметы произведены в Аксайском районе?". 1 час.
  
   3. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, об отраслях и профессиях агропромышленного комплекса. 1 час.
  
   4. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, о сезонной цикличности сельскохозяйственных работ и задействованных в них профессиях. 1 час.
  
   5. Викторина "Кто есть кто в сельском хозяйстве?". 1 час.
  
   6. Встреча с представителями семейного крестьянско-фермерского хозяйства. 1 час.
  
   7. Познавательная игра "Помоги Бабушке с Дедушкой найти Колобка", в ходе которой дети знакомятся с процессом выращивания, переработки зерновых культур и задействованными в нем профессиями. 1 час.
  
   8. Беседа "Хлеб - всему голова", в ходе которой дети получают представление технологической цепочке производства хлеба и задействованных в ней профессиях. 1 час.
  
   9. Встреча с представителями Хлебокомбината Аксайского РайПО. 1 час.
  
   10. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, о садоводческой отрасли, и задействованных в ней профессиях. 1 час.
  
   11. Коллективная ролевая игра "Мы выращиваем сад". 1 час.
  
   12. Конкурс творческих работ (лепка, аппликация, рисунок) "Мой сад". 1 час.
  
   13. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, об отрасли овощеводства и задействованных в ней профессиях. 1 час.
  
   14. Встреча с работниками овощеводческих хозяйств (ООО "Солнечное", ООО "Аграрное" и др.). 1 час.
  
   15. Коллективная ролевая игра "Мы - овощеводы". 1 час.
  
   16. Конкурс творческих работ (лепка, аппликация, рисунок) "Мы выращиваем овощи". 1 час.
  
   17. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, об устройстве теплиц, выращиваемой в них продукции, технологической цепочке тепличных работ. 1 час.
  
   18. Коллективная ролевая игра "Мы работаем в теплице". 1 час.
  
   19. Познавательная игра "Помоги овощам из теплицы в станице Ольгинской попасть на праздничный стол в Аксае?", знакомящая детей с технологической цепочкой хранения, реализации овощей и задействованных в ней профессиях. 1 час.
  
   20. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, о предприятиях животноводческого комплекса. 1 час.
  
   21. Встреча с представителями коллектива коллективных сельскохозяйственных предприятий, расположенных в Октябрьском, Ленинском Большелогском, Грушевском и других сельских поселениях Аксайского района. 1 час.
  
   22. Коллективная ролевая игра "Мы работаем на животноводческой ферме". 1 час.
  
   23. Встреча с ветеринарным врачом. 1 час.
  
   24. Конкурс творческих работ (лепка, аппликация, рисунок) "Моя животноводческая ферма". 1 час.
  
   25. Встреча с представителями птицефабрики "Желток солнца". 1 час.
  
   26. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, о предприятиях пищевой и перерабатывающей промышленности, профессиях этой отрасли. 1 час.
  
   27. Встреча с представителями компании "Айс-Дон", производящей мороженое. 1 час.
  
   28. Встреча с представителями компании "Тандем", производящей кукурузные хлопья. 1 час.
  
   29. Встреча с представителями кондитерской фабрики "Мишкино", производящей кондитерские изделия. 1 час.
  
   30. Встреча с представителями ООО "Аксу", производящего минеральную воду и газированные напитки. 1 час.
  
   31. Викторина, посвященная профессиям агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности. 1 час.
  
   32. "Щедра Аксайская земля" - праздник, посвященный профессиям агропромышленного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности. 1 час.
  
  
  
  
    Календарно-тематическое планирование занятий в старшей группе дошкольного образовательного учреждения (тематика и содержание занятий, количество часов).
  
   1. Вводное занятие. Вводное занятие. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, о том, что дети узнали за первый год обучения по программе "Мои первые шаги в мир профессий", о том, что им предстоит изучать в новом учебном году. 1 час.
  
   2. Викторина "Угадай: какие предприятия, учреждения находятся в Аксайском районе?". 1 час.
  
   3. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, о необходимости бережного отношения к природе и знакомство с профессиями эколога, егеря, инспектора рыбнадзора. 1 час.
  
   4.Встреча с инженером по охране окружающей среды. 1 час.
  
   5. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, о становлении и развитии отраслей рыболовства и рыбоводства в Аксайском районе, о задействованных в них профессиях. 1 час.
  
   6. Встреча с представителями коллектива ЗАО "Казачка" и знакомство со спецификой труда людей, работающих в рыбоводческой отрасли. 1 час.
  
   7. Коллективная ролевая игра "Мы - рыбаки". 1 час.
  
   8. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, о развитии туристической сферы Аксайского района и задействованных в ней учреждениях, предприятиях. 1 час.
  
   9. Встреча с работниками музея истории города Аксая. Старочеркассского историко-архитектурного музея-заповедника, знакомство с профессиями, задействованными в работе данных учреждений. 1 час.
  
   10. Встреча с представителями одной из туристических фирм, знакомство со спецификой труда турагента. 1 час.
  
   11. Коллективная ролевая игра "Мы - экскурсоводы", в ходе которой дети проводят экскурсию по ДОУ. 1 час.
  
   12. Конкурс творческих работ по изготовлению сувениров для туристов, посетивших Аксайский район. 1 час.
  
   13. Встреча с представителями ООО "Гаяне", производящего керамическую и сувенирную продукцию. 1 час.
  
   14. "Есть такая профессия - устраивать праздники" - беседа об учреждениях культуры Аксайского района и о круге профессий, задействованных в их деятельности. 1 час.
  
   15. Экскурсия в районный дом культуры "Факел, знакомство с профессиями хореографа, аккомпаниатора, художественного руководителя, художника по свету, звукооператора, режиссера и т.д. 1 час.
  
   16. Экскурсия в межпоселенческую центральную библиотеку имени М. Шолохова, знакомство со спецификой труда библиотечных работников. 1 час.
  
   17. Ролевая игра "Мы встречаем туристов на Аксайской земле". 1 час.
  
   18. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, об истории строительства зданий в Аксайском районе и о строительных профессиях. 1 час.
  
   19. Творческий конкурс (лепка, рисование, аппликация и т.д.) "Город моей мечты". 1 час.
  
   20. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, о предприятиях дорожно-строительной и дорожно-ремонтной отраслей. 1 час.
  
   21. Викторина "Профессия - дорожник". 1 час.
  
   22. Встреча с представителями ГУП РО "Аксайское ДРСУ". 1 час.
  
   23. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, о профессиях строительной отрасли. 1 час.
  
   24. Игра-викторина, посвященная строительным профессиям, "Вот дом, который построили...". 1 час.
  
   25. Встреча с представителями одного из строительных предприятий Аксайского района: ООО "Сигма", ООО "Молот", ОАО "Аксайская ПМК РСВС" и др. 1 час.
  
   26. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, о профессиях сферы ЖКХ. 1 час.
  
   27. Коллективная ролевая игра "Мы - работники ЖКХ". 1 час.
  
   28. Встреча с работниками одной из жилищно-коммунальных служб Аксайского района. 1 час.
  
   29. Коллективная ролевая игра "Благоустраиваем нашу улицу". 1 час.
  
   30. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, об учреждениях и предприятиях сферы связи, массовых коммуникаций и связанных с ними профессиях. 1 час.
  
   31. Коллективная ролевая игра: "От почтальона до сотрудника фирмы интернет-провайдера". 1 час.
  
   32. Праздник "Пусть становится краше наш район родной!". 1 час.
  
  
  
    Календарно-тематическое планирование занятий в подготовительной группе дошкольного образовательного учреждения (Тематика и содержание занятий, количество часов).
  
   1. Вводное занятие. Беседа о том, что дети узнали за прошедшие два года занятий по программе "Мои первые шаги в мир профессий" и о том, что им предстоит изучить в новом учебном году. 1 час.
  
   2. Викторина "Угадай профессии!". 1 час.
  
   3. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, о профессиях социальной сферы. 1 час.
  
   4. Встреча с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения. 1 час.
  
   5. Коллективная ролевая игра "Мы проводим занятие в детском саду". 1 час.
  
   6. Встреча с педагогами начальных классов общеобразовательных учреждений. 1 час.
  
   7. Коллективная ролевая игра "Мы - учителя". 1 час.
  
   8. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, о сфере здравоохранения и задействованных в ней профессиях. 1 час.
  
   9. Коллективная ролевая игра "Рабочий день в больнице". 1 час.
  
   10. Встреча с представителем "Кабинета здоровья" МБУЗ Центральная районная больница Аксайского района. 1 час.
  
   11. Викторина, посвященная профессиям сферы услуг и общественного питания. 1 час.
  
   12. Экскурсия в SPA-салон "Престиж". 1 час.
  
   13. Встреча с представителями творческой мастерской по пошиву одежды Елены Копыл. 1 час.
  
   14. Встреча с представителями ООО "Барс", осуществляющего услуги по ремонту компьютерной и оргтехники. 1 час.
  
   15. Экскурсия в кафе "Камыши", знакомство со спецификой труда людей, работающих в сфере общественного питания. 1 час.
  
   16. Викторина, посвященная профессиям сферы торговли. 1 час.
  
   17. Встреча с продавцами продовольственных и непродовольственных товаров, работающих в одной из известных сетей магазинов: "Магнит", "Пятерочка" и др. 1 час.
  
   18. Коллективная ролевая игра "Наш магазин". 1 час.
  
   19. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, о сферах грузовых и пассажирских перевозок. 1 час.
  
   20. Коллективная ролевая игра "Мы - водители". 1 час.
  
   21. "Профессии на страже безопасности дорог" - встреча с представителями отдела ГИБДД ОМВД России по Аксайскому району. 1 час.
  
   22. Викторина "Профессии на страже закона и правопорядка". 1 час.
  
   23. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, о правоохранительных и силовых структурах Аксайского района. 1 час.
  
   24. Встреча с представителями отдела МВД России по Аксайскому району. 1 час.
  
   25. Экскурсия в пожарную часть- 44 города Аксая. 1 час.
  
   26. Коллективная ролевая игра "Мы - пожарные". 1 час.
  
   27. Викторина, посвященная военным профессиям. 1 час.
  
   28. Встреча с военнослужащими 22-й гвардейской отдельной бригады специального назначения. 1 час.
  
   29. Конкурс рисунков "На страже закона и безопасности граждан". 1 час.
  
   30. "А еще есть такие профессии..." - игра "Поле чудес", посвященная редким и необычным профессиям. 1 час.
  
   31. Экскурсия в Центр занятости населения Аксайского района. 1 час.
  
   32. Праздник: "Бал профессий". 1 час.
  
  
  
    Результативность первого этапа профориентационной рабочей программы "Мои первые шаги в мир профессий".
  
   В результате реализации первого этапа программы выпускники дошкольных образовательных учреждений должны:
  
   - знать названия и уметь указывать отличительные особенности профессий производственной и непроизводственной сфер, отраслей экономики, информация о которых была получена в ходе обучения по программе "Мои первые шаги в мир профессий";
  
   - иметь представление о том, какие предприятия, учреждения, организации находятся на территории Аксайского района, какими видами деятельности они занимаются, какую продукцию производят и какие услуги оказывают населению;
  
   - осознавать важность природоохранной, природосберегающей составляющей в деятельности предприятий, учреждений, организаций;
  
   - стремиться к созидательной трудовой профессиональной деятельности, обладать положительной мотивацией к труду и получению будущей профессии.
  
  
  
   7. Календарно-тематическое планирование второго этапа профориентационной рабочей программы "Мои первые шаги в мир профессий" и его результативность.
  
  
    Календарно-тематическое планирование уроков в первом классе средних общеобразовательных учреждений (Тематика и содержание уроков, количество часов).
  
   1. Вводный урок, посвященный программе "Мои первые шаги в мир профессий" и предстоящим в рамках ее изучения темам. 1 час.
  
   2. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, с основными терминами и понятиями, характеризующими сферу занятости населения и рынок труда. 1 час.
  
   3. Беседа "Какая профессия, на ваш взгляд, самая главная и почему?". 1 час.
  
   4. Урок-размышление "Кем я мечтаю быть и почему?". 1 час.
  
   5. Встреча со специалистами Центра занятости населения Аксайского района, посвященная процессам, происходящим на рынке труда. 1 час.
  
   6. Беседа "Почему сегодня востребованы рабочие профессии?". 1 час.
  
   7. Викторина "Какие рабочие профессии вы знаете?". 1 час.
  
   8. Конкурс творческих работ обучающихся (лепка, рисование, аппликация и т.д.) "Самая востребованная рабочая профессия". 1 час.
  
   9. Публичная защита лучших творческих работ конкурса "Самая востребованная рабочая профессия" с участием педагогов, родителей обучающихся, представителей Межшкольного учебного комбината Аксайского района, Центра занятости населения Аксайского района. 1 час.
  
   10. Встреча с представителями строительных предприятий (ООО "Сигма", ООО "Молот", ОАО "Аксайская ПМК РСВС" и др.), беседа о требованиях работодателей, предъявляемых к потенциальным соискателям вакантных рабочих мест. 1 час.
  
   11. Встреча с представителями сельскохозяйственных предприятий (ООО "Солнечное", ООО "Аграрное", ООО "Грушевское" и др.), беседа о требованиях работодателей, предъявляемых к потенциальным соискателям вакантных рабочих мест. 1 час.
  
   12. Встреча с представителями машиностроительных и станкостроительных предприятий (ОАО "Аксайкардандеталь", ООО "Станкосервис" и др.), беседа о требованиях работодателей, предъявляемых к потенциальным соискателям вакантных рабочих мест. 1 час.
  
   13. Встреча с представителями одного их предприятий сферы связи, беседа о требованиях работодателей, предъявляемых к потенциальным соискателям вакантных рабочих мест. 1 час.
  
   14. Встреча с представителями предприятий газовой промышленности (Аксайского филиала Ростовского ЛПУМГ ООО "Газпром Трансгаз-Кубань"), беседа о требованиях работодателя, предъявляемых к потенциальным соискателям вакантных рабочих мест. 1 час.
  
   15. Встреча обучающихся с представителями предприятий судостроительно-судоремонтной промышленности (ОАО "ССРЗ "Мидель", ООО "Донречфлот" и др.), беседа о требованиях работодателей, предъявляемых к потенциальным соискателям вакантных рабочих мест. 1 час.
  
   16. Встреча с представителями кондитерской фабрики "Мишкино", компании "Тандем", Хлебокомбината Аксайского РайПо и др., беседа о требованиях работодателей, предъявляемых к потенциальным соискателям вакантных рабочих мест. 1 час.
  
   17. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией "Какое необходимо профессиональное образование, чтобы стать высококвалифицированным рабочим?". 1 час.
  
   18. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, "Куда пойти учиться?", посвященная ведущим средним специальным учебным заведениям Аксайского района и Ростовской области. 1 час.
  
   19. Экскурсия в профессиональное училище ? 56. 1 час.
  
   20. Экскурсия в профессиональное училище ? 57. 1 час.
  
   21. Участие в Ярмарке вакансий, проводимой Центром занятости населения Аксайского района. 1 час.
  
   22. Профориентационное тестирование, проводимое специалистами Центра занятости населения Аксайского района. 1 час.
  
   23. Экскурсия на Ярмарку учебных мест, проводимую Межшкольным учебным комбинатом Аксайского района. 1 час.
  
   24. Встреча с педагогами Межшкольного учебного комбината Аксайского района, посвященная вопросам осознанного выбора будущей профессии. 1 час.
  
   25. Конкурс творческих работ (лепка, рисование, аппликация и т.д.) "Если бы я был рабочим, то работал бы...". 1 час.
  
   26. Публичная защита творческих работ конкурса "Если бы я был рабочим, то работал бы..." с участием педагогов и родителей обучающихся, представителей Межшкольного учебного комбината Аксайского района, Центра занятости населения Аксайского района. 1 час.
  
   27. Экскурсия в ОАО ССРЗ "Мидель". 1 час.
  
   28. Экскурсия в ГУП РО "Аксайское ДРСУ". 1 час.
  
   29. Экскурсия в ОАО "Аксайкардандеталь". 1 час.
  
   30. Экскурсия в ООО ПКФ "Атлантис-Пак". 1 час.
  
   31. Беседа "Что такое собеседование с работодателем?". 1 час.
  
   32. Коллективная ролевая игра-тренинг "Собеседование с работодателем". 1 час.
  
  
  
    Календарно-тематическое планирование уроков во втором классе средних общеобразовательных учреждений (Тематика и содержание уроков, количество часов).
  
   1. Вводный урок, включающий анализ детьми полученной информации в ходе обучения по программе "Мои первые шаги в мир профессий". 1 час.
  
   2. Викторина: "Что такое рынок труда?". 1 час.
  
   3. Беседа о профессиях социальной сферы, сопровождаемая электронной презентацией. 1 час.
  
   4. Мини-викторина, посвященная различным педагогическим специальностям, беседа о том, какими профессиональными и личностными качествами должен обладать педагог. 1 час.
  
   5. Встреча с преподавателями и студентами педагогического учебного заведения. 1 час.
  
   6. Викторина, посвященная различным профессиям сферы здравоохранения. 1 час.
  
   7. Экскурсия в МБУЗ Центральная районная больница Аксайского района, знакомство со спецификой работы младшего, среднего и старшего медицинского персонала. 1 час.
  
   8. Встреча с представителями Центра гигиены и эпидемиологии в Аксайском районе. 1 час.
  
   9. Встреча с фармацевтами одной из аптек (ООО "Бартина", "Дешевая аптека" и др....). 1 час.
  
   10. Встреча с представителями медицинского образовательного учебного заведения. 1 час.
  
   11. Экскурсия в Управление социальной защиты населения Аксайского района, знакомство с его подразделениями, спецификой труда работников социальных служб. 1 час.
  
   12. Экскурсия в Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, знакомство со спецификой работы социальных работников. 1 час.
  
   13. Экскурсия в Управление пенсионного фонда России по Аксайскому району, знакомство со спецификой работы сотрудников различных отделов. 1 час.
  
   14. Встреча с сотрудниками Центра занятости населения Аксайского района, знакомство со спецификой работы специалистов этого учреждения. 1 час.
  
   15. Экскурсия на Аксайскую аварийно-спасательную станцию имени П. Балыкина и знакомство с кругом профессий, задействованных в деятельности спасательных служб. 1 час.
  
   16. Встреча со спасателями 495-го спасательного центра МЧС России. 1 час.
  
   17. Встреча с представителями Аксайского районного военного комиссариата и ознакомление с информацией о востребованных военных профессиях. 1 час.
  
   18. Сопровождаемая электронной презентацией беседа, посвященная профессиям силовых и правоохранительных структур. 1 час.
  
   19. Экскурсия в отдел МВД России по Аксайскому району, знакомство с работой полицейских различных отделов, подразделений, служб. 1 час.
  
   20. Экскурсия в Аксайское подразделение инспекции России по финансам, налогам и сборам, знакомство со спецификой службы налоговых инспекторов. 1 час.
  
   21. Встреча с сотрудниками прокуратуры Аксайского района и знакомство со спецификой их службы. 1 час.
  
   22. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией, "Профессия: юрист". 1 час.
  
   23. Урок-дискуссия "Какими качествами должен обладать успешный предприниматель?". 1 час.
  
   24. Беседа: "Как начать свой бизнес?". 1 час.
  
   25. Коллективная ролевая игра-тренинг "Мы открываем свой бизнес". 1 час.
  
   26. Экскурсии в одно из отделений банков "Сбербанк России", "Россельхозбанк", "Петрокоммерц" и др., знакомство с различными профессиями банковской сферы. 1 час.
  
   27. Викторина "Угадай-ка: что означают эти финансовые, юридические, экономические, производственные термины?". 1 час.
   28. Беседа "Какие профессиональные и личностные качества нужны для работы в финансово-хозяйственной сфере?". 1 час.
  
   29. Встреча с бухгалтерами ООО "Аудиторская фирма Эксперт Консультант". 1 час.
  
   30. Беседа "Что такое профессиональные управленческие кадры?". 1 час.
  
   31. Коллективная ролевая игра-тренинг по выдвижению креативных управленческих идей "Если бы я был руководителем...". 1 час.
  
   32. Мини-сочинение на тему: "Профессия, которая заинтересовала меня?". 1 час.
  
  
  
    Календарно-тематическое планирование уроков в третьем классе средних общеобразовательных учреждений (Тематика и содержание уроков, количество часов).
  
   1. Вводный урок, включающий анализ детьми полученной информации в ходе обучения по программе "Мои первые шаги в мир профессий". 1 час.
  
   2. Виртуальная экскурсия, посвященная динамично развивающимся сферам и отраслям экономики Аксайского района. 1 час.
  
   3. Урок-размышление "Мы предполагаем, что в дальнейшем в нашем районе появятся такие предприятия, как ..., и рабочие руки потребуются в следующих отраслях...". 1 час.
  
   4. Экскурсия в один из крупных торговых центров: "АШАН", "Лента" и др., знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   5. Викторина "Угадай: кто работает в торговом центре?". 1 час.
  
   6. Экскурсия в логистический центр, знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   7. Экскурсия на одно из предприятий, осуществляющих пассажирские перевозки (ООО "Аксай-Авто", ООО "Кварта" и др.), знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   8. Экскурсия в фирменный автомобильный салон "Лада", знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   9. Экскурсия в один из крупных центров автомобильной диагностики, знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   10. Экскурсия на одно из предприятий группы компаний "Дорстройарсенал", знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   11. Урок-фантазия "Транспорт и дороги будущего". 1 час.
  
   12. Беседа (сопровождаемая электронной презентацией), посвященная строящемуся аэропортовому комплексу "Южный" и связанным с ним профессиям. 1 час.
  
   13. Экскурсия на одно из предприятий производящих строительные материалы, знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   14. Коллективная ролевая игра "Мы строим дом будущего". 1 час.
  
   15. Викторина, посвященная профессиям, связанным с деятельностью строительной сферы и служб ЖКХ, "Кто же нам поможет в том, чтоб уютным был наш дом?". 1 час.
  
   16. Встреча с председателем ТСЖ. 1 час.
  
   17. Экскурсия в филиал ООО "Донэнерго", знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   18. Экскурсия в филиал ОАО "Водоканал", знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   19. Экскурсия в филиал "Аксайрайгаз", знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   20. Конкурс креативных идей "Как и с помощью представителей каких профессий оптимизировать коммунальных служб Аксайского района?". 1 час.
  
   21. Экскурсия в ООО "Горизонт", знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   22. Экскурсия в ООО "Дельта", знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   23. Экскурсия на мебельную фабрику "Яна", знакомство со спецификой профессиональной деятельности ее сотрудников. 1 час.
  
   24. Экскурсия в ООО "Белтекс", знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   25. Урок-фантазия: "Каким я себе представляю производство пищевых продуктов в будущем?". 1 час.
  
   26. Экскурсия на кондитерскую фабрику "Мишкино", знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   27. Экскурсия в ООО "Тандем", знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   28. Экскурсия в ООО "Аксу", знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   29. Беседа, сопровождаемая электронной презентацией. "Что такое рекреационные зоны, и какие профессии сферы услуг с ними связаны?". 1 час.
  
   30. Экскурсия в Гольф & Кантри клуб "Дон", знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   31. Экскурсия в историко-культурный туристический комплекс "Казачий Дон", знакомство со спецификой профессиональной деятельности его сотрудников. 1 час.
  
   32. Коллективная ролевая игра-тренинг "В какое бы предприятие, в какую бы отрасль экономики я бы вложил свои инвестиции?". 1 час.
  
  
  
    Результативность второго этапа профориентационной рабочей программы "Мои первые шаги в мир профессий".
  
  
   В результате реализации второго этапа программы выпускники 3-го класса средних общеобразовательных учреждений:
  
   - обладать более углубленным, нежели по окончании первого этапа обучения по данной программе, представлением о роли и предназначении изучаемых в курсе указанной программы профессий;
  
  - уметь анализировать информацию, характеризующую ситуацию на рынке труда, и прогнозировать ее возможное развитие с учетом особенностей социально-экономического развития Аксайского района;
  
   - уметь соотносить свои личные образовательные и профессиональные устремления с потребностями рынка труда;
  
   - обладать положительной мотивацией и стремлением к построению своей личной образовательной и профессиональной траектории;
  
   - стремиться к созданию своей личной конкурентоспособности на рынке труда.
  
  
  
   8. Календарно-тематическое планирование третьего этапа профориентационной рабочей программы "Мои первые шаги в мир профессий" и его результативность.
  
  
  
    Календарно-тематическое планирование уроков в четвертом классе средних общеобразовательных учреждений (Тематика и содержание уроков, количество часов).
  
   1. Вводный урок, посвященный программе "Мои первые шаги в мир профессий" и предстоящим в рамках ее изучения темам. 1 час.
  
   2. Мини-сочинение на тему: "Какую профессию я считаю престижной?". 1 час.
  
   3. Урок-дискуссия "Есть ли разница между престижными и востребованными на рынке труда профессиями?". 1 час.
  
   4. Экскурсия на День открытых дверей в Центр занятости населения Аксайского района. 1 час.
  
   5. Профориентационное тестирование детей специалистами Центра занятости населения Аксайского района. 1 час.
  
   6. Ролевая игра "Я - работодатель". 1 час.
  
   7. Беседа "Что такое резюме и зачем оно нужно?". 1 час.
  
   8. Игра-тренинг "Пишем резюме". 1 час.
  
   9. Игра-тренинг "Я готовлюсь к собеседованию с работодателем" с участием представителей Центра занятости населения Аксайского района. 1 час.
  
   10. Беседа "Что такое личная конкурентоспособность на рынке труда?". 1 час.
  
   11. Ролевая игра-тренинг "Я - соискатель на вакантное рабочее место". 1 час.
  
   12. Урок, посвященный анализу обучающимися самых распространенных требований, которые предъявляют работодатели к потенциальным соискателям вакантных рабочих мест. 1 час.
  
   13. Игра-тренинг "Есть ли у меня те качества, которые требуются для работы в...". 1 час.
  
   14. Экскурсия в агентство по подбору персонала "Успех!!!". 1 час.
  
   15. Беседа "Что такое "личная образовательная" и "личная профессиональная" траектории?". 1 час.
  
   16. Мини-сочинение на тему: "Почему мне необходимо получить профессиональное образование?". 1 час.
  
   17. Сопровождаемая электронной презентацией беседа о проекте Донского государственного технического университета "В будущее с инженерным образованием". 1 час.
  
   18. Урок-дискуссия "Взаимозависимы ли личная образовательная и профессиональные траектории?". 1 час.
  
   19. Ролевой групповой тренинг по выбранным учащимися сферам будущей профессиональной деятельности "Я моделирую свою образовательную и профессиональную траекторию". 1 час.
  
   20. Урок-фантазия "Моя будущая профессиональная траектория и карьера". 1 час.
  
   21. Конкурс креативных идей "Придумай формулу своего профессионального успеха!". 1 час.
  
   22. Урок-тренинг "Я выбираю эту профессию, потому что...". 1 час.
  
   23. Мини-сочинение на тему: "В какое бы профессиональное образовательное учреждение я хотел бы пойти учиться и почему?". 1 час.
  
   24. Экскурсия в Донской государственный технический университет. 1 час.
  
   25. Дискуссия "Кто и что больше всего влияют на мой выбор профессии?". 1 час.
  
   26. Участие во встрече с работодателями Аксайского района, проводимой специалистами Центра занятости населения Аксайского района. 1 час.
  
   27. Участие во встрече с представителями профессиональных учебных заведений, проводимой Межшкольным учебным комбинатом Аксайского района. 1 час.
  
   28. Круглый стол по вопросам выбора образовательной и профессиональной траектории - с участием представителей Межшкольного учебного комбината Аксайского района, Центра занятости населения Аксайского района. 1 час.
  
   29. Интеллектуальное командное состязание "Что я знаю о рынке труда Аксайского района и о востребованных на нем профессиях?". 1 час.
  
   30. Конкурс творческих работ "Я и моя будущая профессия". 1 час.
  
   31. Публичная защита работ конкурса "Я и моя будущая профессия" - с участием представителей Межшкольного учебного комбината Аксайского района, Центра занятости населения Аксайского района. 1 час.
  
   32. Праздник "Мои первые шаги в мир профессий". 1 час.
  
  
    Результативность третьего этапа профориентационной рабочей "Мои первые шаги в мир профессий".
  
  
   В результате реализации третьего этапа программы выпускники 4-го класса средних образовательных учреждений должны:
  
   - знать требования современного рынка труда;
  
   - владеть элементами профориентационного самоанализа и стремиться к учебной, образовательной, а в дальнейшем - и профессиональной самореализации;
  
   - уметь работать с информацией, касающейся сферы занятости населения и процессов, происходящих на рынке труда;
  
   - уметь самостоятельно конструировать возможные модели своей личной образовательной и профессиональной траектории;
  
   - уметь выстраивать свою личную модель поведения на рынке труда;
  
   - обладать осознанной личностно ориентированной положительной мотивацией к будущей профессиональной образовательной и профессиональной деятельности, выстроенной с учетом не только собственных стремлений и возможностей, но и реальной ситуации на рынке труда.
  
  
  
   9. Методические рекомендации по организации и проведению занятий и уроков профориентационной рабочей программы "Мои первые шаги в мир профессий".
  
   Профориентационная рабочая программа для средней, старшей и подготовительных групп дошкольных образовательных учреждений и начальных классов средних образовательных учреждений Аксайского района "Мои первые шаги в мир профессий" основана на трех этапах подготовки детей к осознанному выбору своей образовательной и профессиональной траектории.
  
   Каждый из этапов разработан с учетом психологических особенностей развития детей и принципа интегративности получаемой воспитанниками и обучающимися информации профориентационного характера. Потому в реализации первого этапа программы особое место занимают диалогические беседы и ролевые игры, второго этапа - экскурсии и встречи с потенциальными работодателями, третьего этапа - игры-тренинги и уроки-дискуссии.
  
   Таким образом, каждый из этапов является важной ступенью в подготовке детей к дальнейшему осознанному выбору своей образовательной и профессиональной траектории.
  
   Программа составлена с учетом тенденций социально-экономического развития муниципального образования "Аксайский район" и сегодняшних особенностей рынка труда Аксайского района. Но, если учесть, что Аксайский район является одним из самых динамично социально-экономически развивающихся муниципальных образований Ростовской области, то календарно-тематическое планирование уроков и занятий программы "Мои первые шаги в мир профессий" носит рекомендательный характер.
  
   Педагогам, работающим по данной программе, рекомендуется постоянно отслеживать информацию, касающуюся основных показателей социально-экономического развития Аксайского района и Ростовской области, появления на территории Аксайского района новых предприятий, учреждений, организаций, изменений на рынке труда Аксайского района и Ростовской области.
  
  
   Для эффективного решения этой задачи существует ряд печатных и электронных информационных ресурсов:
  
   - сайт Правительства Ростовской области www.donland.ru
  
   - сайт Администрации Аксайского района Ростовской области www.aksayland.ru
  
   - сайт Управления государственной Службы занятости населения Ростовской области zan.donland.ru
  
   - общественно-политическая газета Аксайского района "Победа".
  
   Также практически все предприятия, организации, учреждения, работающие в Аксайском районе, размещают в сети Интернет свои сайты, на которых можно найти всю необходимую информацию об их продукции и оказываемых услугах, вакантных рабочих местах и производственно-трудовых достижениях.
  
   Успешная реализация профориентационной рабочей программы "Мои первые шаги в мир профессий" возможна только при наличии динамично развивающегося социально партнерства дошкольных образовательных и средних общеобразовательных учреждений с предприятиями, учреждениями, организациями, работающими на территории Аксайского района. И потому педагогам особое внимание рекомендуется уделять привлечению к профоориентационной работе родителей воспитанников и обучающихся, так как большинство представителей родительской общественности трудятся на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных на территории Аксайского района, и могут принимать участие в проведении занятий и уроков по программе "Мои первые шаги в мир профессий".
  
   Также рекомендуется знакомить воспитанников дошкольных образовательных учреждений и обучающихся начальных классов средних общеобразовательных учреждений с профессиональными праздниками, с историей появления профессий, с историей становления и развития различных отраслей экономики Аксайского района, используя, в том числе, и материалы музея города Аксая, Старочеркасского историко-архитектурного музея-заповедника, мини-музеев предприятий, учреждений, организаций, действующих в Аксайском районе.
  
   Особое внимание на занятиях и уроках по профориентационной рабочей программе "Мои первые шаги в мир профессий" следует уделять воспитанию у детей чувства гордости за то, что их родители и близкие люди трудятся на благо Аксайского района. Обязательно необходимо знакомить воспитанников и обучающихся с информацией о профессиональных трудовых династиях, которых немало во всех сферах и отраслях экономики Аксайского района. Сообщать детям информацию о производственных, трудовых достижениях коллективов предприятий, учреждений, организаций, находящихся в Аксайском районе, об их победах в выставках производственных и экономических достижений, участия в бизнес-форумах и т.д.
  
  
  
   10.Список литературы.
  
   1. Волкова Т.Р., Мишин А.В. Секреты поиска работы [Текст]: М.: Генезис , 2003. - 125 с.
   2. Голицына Н.С. Ознакомление дошкольников с социальной действительностью [Текст]: перспективное планирование работы с детьми 3 - 7 лет. - М.: Мозаика - Синтез, 2006. - 39 с.
   3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст]. - Ростов - на-Дону: Издательство "Феникс", 2000. - 512 с.
   4. Комарова Т. С. Трудовое воспитание в детском саду [Текст]: Программа и методические рекомендации. Для занятий с детьми 2-7 лет / Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. Ю. Павлова; ред.: Т. С. Комарова, В. В. Гербова. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 70 с.
   5. Медведев Д.А. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]. Утверждена 04 февраля 2010 г. Пр-271.
   6. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения [Текст]: учебно-методическое пособие. - М. 2002. 400 с.
   7. Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии [Текст]: практическое руководство для педагогов и школьных психологов. М.: Генезис , 2010. - 48 с.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"