Обратиться к вам с письмом меня побудило плачевное, и я бы даже сказал, угрожающее положение, как в нашей современной литературе, так и вообще в средствах массовой информации. Я полагаю, что ни для кого не секрет, что весь телевизионный эфир забит откровенной пропагандой пошлости и насилия. Практически во всех фильмах и передачах проповедуется образ жизни весьма далекий от того, чему нас учил две тысячи лет назад Господь наш Иисус Христос. Но проблема литературы мне особенно близка еще и тем, что я имею к ней непосредственное отношение, если можно так выразиться, а именно, пишу художественную литературу с раннего детства.
О, да, путь автора тернист и извилист. Особенно, если он затрагивает в своем творчестве проблемы духовной и нравственной жизни. И это так и должно быть. Еще наш Господь Иисус Христос учил, если хочешь идти за мной, возьми свой крест и иди. Взять свой крест. А для писателя его крест - это его литературная деятельность.
Тем не менее, несмотря на то что, казалось бы, телевидение полностью ступило на путь служения дьяволу, есть и исключения. Последнее время появилось множество передач духовного и религиозного значения. У многих представителей духовенства появился теперь доступ на телевидение, где с экранов они со всей смелостью могут заявить о своей позиции, и о том, что верят в Бога, и служат Богу. Духовенство теперь имеет возможность проповедовать христианские ценности, не боясь за это преследование от властей. И это хорошо, и в этом большой плюс сегодняшнего времени. Возникло даже несколько каналов именно православной, христианской направленности, в числе коих я могу назвать такие каналы как "Союз", "Спас" и "Радость Моя". Все это, без сомнения, настоящая отдушина в нашем безбожном и бездуховном мире. На этих каналах, в этих передачах, можно неоднократно услышать о том, что сейчас появилось также множество православных издательств, которые печатают именно книги духовного и христианского содержания. Многие из этих издательств занимаются также изданием художественной православной литературы. Казалось бы, все прекрасно, идет возрождение.
Но на деле, на литературном поприще дела обстоят отнюдь не так прекрасно и благосклонно. В этом я имел возможность убедиться собственнолично. И это было горьким опытом для меня. Вы, Владыка, неоднократно обращались с экрана телевиденья с призывом к православным авторам. "Где вы, православные авторы?": говорили вы. И верно, таковых авторов, я бы, конечно, не сказал, чтобы совсем нет, но чрезвычайно мало. И это печально для меня. Будучи одним из таких авторов, пишущих на эту тему, я обшарил все литературные сайты, на которых вынужден размещать свои произведения. Пока же мне не удалось найти ни одной повести или романа, которые бы глубоко затрагивали эту тему, именно с христианской позиции. Есть, конечно же, авторы, которые касаются этой темы, но все их касания поверхностны, неглубоки. В основном это произведения, так сказать, рассчитанные на широкий круг читателей. Но дело не в этом.
"Где вы, православные авторы?" А что такое, собственно, православные авторы? Я разослал свои произведения по множеству таких "православных издательств", которые тоже говорят, что ищут авторов, пишущих на эту тему. Большинство этих издательств даже не вступило со мной в контакт. Вполне можно было бы предположить, что я либо пишу не так, либо мои произведения настолько бездарны и неинтересны читателям. Но вот мне довелось встретиться лично с двумя редакторами, называющих себя православными, и в беседе с ними я выяснил, что мои произведения неприемлемы именно потому, что я проповедую учение Иисуса Христа. Оказалось, что православие - это отнюдь не христианские ценности, а нечто совсем другое. Один из редакторов сказал мне, что учение Христа не должно проповедоваться со страниц книг, его лишь можно касаться поверхностно. Он предложил мне такой сюжет рассказа: "Встретились двое. Один шел из храма, а другой с дискотеки. Поговорили каждый о своем, и разошлись". И все. Таким, по его словам, должна быть православная книга.
Что же это, откровенная подмена или же я чего-то недопонимаю? На мой вопрос, как же нести основы христианского учения для широких масс, другой редактор ответил мне, что никак. Массам не нужно христианское учение, массам нужны книги для идиотов. А тот, кто пытается проповедовать это учение для масс, тот враг православию. Кому нужно, тот пойдет и приобретет Евангелие, а в художественной форме этого проповедовать не нужно. Как же так? Это что, официальная позиция православной церкви или же это частное мнение двух редакторов? Если последнее, то я боюсь, что в остальных издательствах ситуация будет не лучше. Издательства просто не пропускают той литературы, которая несет в себе христианские ценности. И это страшно. Я бы мог понять, если бы мне указали на какие-нибудь художественные недостатки моих произведений, даже если бы сказали, что книги неинтересно написаны, и их не будут читать, так как они не смогут никого затронуть за душу. Но ведь об этом-то как раз и речи не было. Неприемлемо именно то, что я пытаюсь поднимать вопросы нравственные и духовные. В этом случае, автору, пишущему на такие темы, вообще нет доступа к издательствам, то есть к широкому кругу читателей. И тогда остается только Интернет, литературные сайты для непризнанных авторов, такие как "Проза.ru", "Неизвестный гений" или же "Самиздат". Размещая свои произведения на них, и вступая в контакт с читателями, я пришел к выводу, что такая тема весьма близка многим читателям, хотя их, конечно же, меньшинство по отношению к тем, кто мыслит иначе. Но даже этого количества вполне достаточно, чтобы понять, что христианские ценности весьма и весьма близки людям, пусть таких и не слишком много.
Беседуя со своими читателями, я убедился в том, что у многих из тех, кто хулит и не принимает христово учение, просто-напросто неверное, и даже какое-то дикое представление о Боге и о Христе. Несомненно, что вся эта дикость навеяна им советскими учебниками, да и прочей советской пропагандой. К сожалению, почти все мы, за исключением сегодняшней молодежи, воспитывались в советских школах, которые, увы, не отличались религиозностью. Да и сегодняшние школы не могут похвастаться ничем подобным. Вы, Владыка, не хуже меня знаете, что творится сейчас в средствах массовой информации, в частности на телевидении, которое стало для современного человечества второй школой и, по сути, воспитателем. И это страшно. Поскольку телевидение отнюдь не занимается тем, чтобы воспитать в человеке образ Божий, а превращает человека в нечто совсем противоположное. Причем многие из телевизионщиков этого даже не понимают. Они не ставят себе сознательной целью развратить и погубить человека. Нет, они ни о чем подобном даже не думают. Речь идет о рейтинге. Телевидение служит рейтингу, другими словами, хорошо то, что приносит прибыль, и что смотрят массы. Будь это хоть порнография, хоть любые кощунства, хоть чтение Евангелия.
Да, да, именно последнее. Если зритель будет активно интересоваться тем, что написано в Евангелии, все телеканалы начнут транслировать беседы на эту тему, и выступления батюшек. Телевизионщикам все равно, лишь бы был рейтинг. А то, что духовной темой интересуются многие люди, говорит уже хотя бы наличие уже перечисленных мною телевизионных каналов, как "Союз", "Спас", и "Радость Моя". К сожалению, они пока доступны только в кабельном телевидении или же в спутниковом, их пока еще нет в каждом доме.
Но что это, разве наличие таких телеканалов - не чудо? Разве еще десять лет назад мы могли себе представить, что это возможно? Да и помыслить не могли. Были на общественных каналах передачи, посвященные православной тематике, приглашали и священников, но это была, можно так сказать, дань моде. Что-то новое, ранее запретное. Потом интерес угас. А вот сейчас, удивительное дело, даже православные телеканалы появляются. И не думаю я, что это дань моде. Это уже что-то другое. Но вот только сравните рейтинги таких каналов, и рейтинги каналов, откровенно растлевающих зрителей. И здесь цифра не в пользу православных каналов. Печальная цифра.
Не менее печалит и то, что при современном расцвете православной церкви, население продолжает деградировать, и еще большими темпами. Дурной пример заразителен. О, сколько за последние двадцать лет возродилось церквей и монастырей, сколько выстроилось новых. Духовенство получило возможность выступать на телевидении, вести свои передачи, и открывать собственные каналы. Верующие люди больше не таятся, не боятся говорить о своих убеждениях, не прячут стыдливо и испуганно нательные крестики от чужих взглядов. Наконец-то они получили возможность вздохнуть свободно. Священники теперь ездят на дорогих иномарках, строят себе роскошные особняки, и являются чем-то вроде новой элиты. Едва ли не девяносто процентов населения считают себя православными, а иногда даже и в храм заходят, свечку поставить и полюбоваться золотыми куполами. Век возрождения. Когда еще православная церковь так процветала в нашем государстве?
Рай, да и только. Но вот только это ли и есть христианство? Да только в этом ли истинное христианство? Наряду со всем этим видимым благолепием мы видим творящееся в нашем государстве крайнее разложение. Свобода стала преподноситься нам как вседозволенность. Но разве это одно и то же? Свобода бывает двух видов; свобода от греха, и свобода на грех. В последнем случае это уже не свобода, а настоящее рабство. Рабство греха.
Вот только есть ли кому до этого дело? Наряду с этими непонятно откуда взятыми цифрами о количестве верующих, среди населения отмечается рост числа враждебных к православной вере, и вообще к христианству. Почему так? Сталкиваясь с людьми, как в повседневной жизни, так и в Интернете, я имел возможность убедится в том, что в голове многих людей засело совершенно ложное представление о Христе, и о его учении, в частности о православной вере. Многие люди, никогда даже не бравшие в руки Священного Писания, искренне убеждены в том, что религию придумали священники для порабощения населения, что на самом деле все религии сводятся только к тому, чтобы процветало духовенство, превращаясь в элиту непогрешимых, а все остальное население находилось у них в молчаливом рабстве, счастливым от одной мысли, что ему позволяют служить элите.
Ничего удивительного, впрочем, в этом нет. К такому выводу, и в самом деле, нетрудно прийти, если увидеть, насколько велик разрыв между духовенством и всем остальным населением. Между ними лежит как бы пропасть, как в духовном, так и в материальном плане. Духовенство, в наше время, стремится уже отнюдь не к Богу, а к материальному благополучию. Подобно иудеям, все мечтают построить здесь на земле Царство Божие, где все сводится к материальным благам. Священники занимаются бизнесом, монашество тоже не отстает от них, ищет развлечения, в кельях имеются компьютеры, Интернет. И все больше и больше идет сращивание духовенства с властью. В девяностые, да и в двухтысячные годы, руководство православной церкви занималось тем, что награждало власть имущих самыми почетными орденами. Бизнесмены, чиновники, бандиты, казнокрады всех мастей, все они были награждены православной церковью. Большинство их заслуг состояло в том, что они поделились, грубо говоря, награбленными деньгами с церковью.
Разве такое допустимо? Разве Христос учил такому? Священник не имеет права заниматься бизнесом, потому как такой батюшка способен вызывать у населения только отторжение и неприятие. Все чаще приходится слышать от духовных лиц, что если монашество будет бедным, то в монахи никто не захочет идти. Но разве монашество - это поиск комфорта? Напротив, монашество - это отречение от всего мирского, это уход от мира. А сейчас проповедуется настоящая подмена. Я уже не говорю о том, что священники снимаются в кино, в пошлых сериалах, а другие духовные лица оправдывают это тем, что они это делают ради денег.
Золотой телец! Вот тот соблазн, который так действует на всех людей, а особенно на людей нашего времени, когда деньги приобрели такую силу, дают человеку такие возможности, что ради получения их, ради добычи денег, человек готов переступить через совесть. Растоптать ее, и уничтожить. Да вот только суда Божьего все равно не избежать, и нам этого нельзя забывать. Нельзя служить Богу и Мамоне. А у нас происходит именно такая ситуация. Мамона становится нашим богом, в том числе, а, может быть, именно в первую очередь, богом духовных лиц. Как я уже и говорил, жулики, чиновники и бандиты награждаются орденами. За какие такие заслуги? Безусловно, за то, что они выделили определенную сумму Церкви. Из каких средств? Да уж не из заработанных. Грубо говоря, поделились ворованным, получите орден.
Разве такое допустимо? Разве могут быть перед Церковью заслуги у того, кто поделился ворованным. Это что же, можно воровать, грабить, убивать, главное не забывать заплатить Церкви дань? Разве наш Господь Иисус Христос учил этому? И потом, в Евангелии сказано, пусть левая рука не знает, что делает твоя правая рука. Когда творите добро не трубите об этом перед собой, как это делают лицемеры.
У человека нет, и не может быть заслуг перед Богом.
И об этом нельзя забывать.
Награждать человека за то, что он дал денег, пагубно и для того, кто награждает, и для того, кого награждают. Потому как тот, кто награждает, вводит, тем самым, человека в гордыню. Здесь уже не может быть никакого смирения или чувства собственной греховности. Награжден, значит, заслужил, а если заслужил, значит лучше тех, кто не заслужил. И получается вывод, что Богу угоден более тот, у кого больше денег.
Такое мнение складывается, к сожалению, у очень многих. И что самое страшное, это то, что в этот соблазн людей вводит Церковь. Отсюда и такое количество недовольных, отсюда и все увеличивающиеся нападки на нее. Правда, люди не понимают того, что под воздействием так называемого "праведного гнева", они нападают тем самым и на Бога, хуля, как и его, так и христианские святыни.
Но кто разъяснит все это? Если кто-то и пытается растолковать людям, что священники такие же люди, как и все остальные, со своими слабостями, и неспособностью противостоять искушениям, то голос таковых тонет в общем хоре негодующих.
И все же молчать нельзя. Молчанием предается Бог. Наше общество, выросшее и воспитанное в советском безбожном обществе, с молоком матери впитало в себя ту "истину", что если Бога нет, то все позволено. Увы, именно по таким понятиям мы все и живем. Нам дана свобода выбора, а мы выбираем свободу на грех, по одной той причине, что другой свободы мы просто не знаем. Что такое свобода от греха, мы не понимаем. Не научены. Не научены ни школой, ни родителями, ни бабушками.
Как быть? Родители не способны научить своих детей евангельским заповедям. Они их просто не знают, для них они чужды. От непонимания и происходит протест и против введения в школах "Основ Православной Культуры". Для общества все, что отличается от общепринятого, дико и непонятно.
Но вот здесь и должна вступать в дело Церковь. Именно образование и воспитание - задачи Љ1 нашего времени. Если мы не вернем в людей образ Божий, то тогда и нашу страну, и вообще все человечество ждет гибель. Это не громкие слова, это реальность. Человек не может жить без Бога, хотя всю историю он только и делает, что борется с ним. Но вы сами знаете из Евангелия, что ждет человечество, когда оно полностью отпадет от Бога. Задача каждого христианина сделать все возможное, чтобы оттянуть неизбежное на как можно дальний срок. И делать это необходимо как можно быстрее, потому что оттягивать, и надеяться на авось уже нельзя. У нас нет времени.
И здесь без Церкви ничего поделать нельзя. Нужна массовая агитация, массовое обращение иерархов Церкви к народу. И для этого патриархия должна поддержать в финансовом плане любые издательства, издающие книги на христианские темы. И не только духовную литературу, но и художественную. Причем художественную в первую очередь, так как люди стремятся к развлечениям, и до духовной литературы они должны дорасти. Нужен мост, соединяющий массы с христианской Церковью. А таким мостом сейчас могут быть только средства массовой информации, в частности, литература, киноиндустрия и интернет. Об интернете разговор отдельный. Но вот литература...
Я сомневаюсь, что много кто из читателей, знает имя такого замечательного писателя как Алексей Солоницын, родного брата актера Анатолия Солоницына. Его книги издаются уже на протяжении сорока лет, но тиражами, которые заставляют прослезиться. А ведь происходит это вовсе не потому, что его книги неинтересные, скучные. Причина, если можно так выразиться, в рекламе. Посмотрите, какая P.R. - компания развернулась по поводу выхода книг о Гарри Поттере. Ох, уж это ненавистное мне понятие "P.R.". Все средства массовой информации рекламировали эту мистическую сагу. При такой рекламе любому захочется прочитать книги Джоан Роулинг. А того же Алексея Солоницына не знают даже администраторы крупнейших книжных магазинов. Стоит ли удивляться тому, что не покупают никому неизвестные книги неизвестного автора, как бы эти книги не были прекрасны.
А еще один самарский писатель Антон Голик. Его роман "Крест и нечисть" можно, пожалуй, охарактеризовать, как христианскую мистику, как бы это не абсурдно и противоречиво не звучало. Я нисколько не сомневаюсь, что если вложить в раскрутку этой книги достаточные средства, то успех и популярность романа будет не многим ниже успехов Гарри Поттера. И уж, во всяком случае, польза от этой книги будет не в пример большая, нежели от книг Джоан Роулинг.
Но сделать это может только патриархия. Нет сомнения в том, что она обладает сейчас достаточными средствами, чтобы развернуть такую P.R.-компанию, и только она может быть заинтересована в распространении книг такого содержания. Подавляющее большинство издательств отнюдь не интересуются содержанием издаваемых книг, для них главное, чтобы эти книги расходились. Но, осмелюсь предположить, что Православной Церковью как раз именно содержание книг должно ставиться на первое место. Необходимо, чтобы Церковь встала на проповедь христова учения, и на распространение подобной литературы. Имею в виду именно художественную литературу, так как она более предпочтительней для масс, нежели документальная.
И кинематограф. Принято считать, что люди смотрят то, что хотят смотреть, и кинофильмы снимают в связи со спросом. Но ведь и это тоже верно только отчасти. Человек, он как пластилин или воск. Из него очень легко слепить все, что угодно, особенно в детском и в юношеском возрасте. И смотрят и читают в основном то, что рекламируют средства массовой информации. Что хорошо, а что плохо, людям говорят тоже они. Так почему же православная церковь не поднимет сама свой голос, сейчас это возможно, сейчас это необходимо. У Церкви есть доступ к средствам массовой информации, так же, как у Патриархии есть на это средство. Никто больше не позаботиться о внедрении в массовую культуру христианских основ. Никто больше не станет вкладывать в это средства, так же как не вкладывают средства в производство детских фильмов. Это невыгодно. Но так ли это? Неужели же люди так испорчены, и так безнадежно порочны? Что испорчены - да, что порочны, тоже - да. Но что безнадежно - категорически нет. Во всяком случае, молодежь. Нужна реклама, нужна, грубо говоря, пропаганда. Нужна проповедь, но именно во всех отраслях. В литературе, кинематографе. И не важно, какую форму она примет, обличие ли детективов или же фантастических героев. Но пока всякая попытка автора донести христианские основы до издательств терпит крах. Никто не ждет таких авторов, напротив, их встречают, как своих злейших врагов. Искренно прошу вас, Владыка, прислушайтесь к моим словам. Мы сейчас стоим на том рубеже, когда если Церковь не встанет на финансирование таких проектов, Россия уже окончательно рухнет в пропасть. Без Вас, без помощи Патриархии, без поддержки Церкви ничего нельзя сделать.
С уважением, и надеждой, один из многочисленных непризнанных авторов Анатолий Половинкин.