Половинкин Анатолий Евгеньевич : другие произведения.

Свобода, которую мы не ценим

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очень часто можно услышать то, как люди винят во всех своих бедах свободу. Но она ли этому причина? Может быть мы просто не умеем ею пользоваться?

  СВОБОДА, КОТОРУЮ МЫ НЕ ЦЕНИМ
  
   Эпоху, в которую мы живем, можно назвать эпохой свободы и, относительно равных возможностей. Это как раз та эпоха, о которой мечтало такое множество интеллигентов советских времен. Спали с человека кандалы, как внутренние, так и внешние, и человек, наконец-то, получил возможность вздохнуть свободно. Но мы, так долго находившиеся в духовном и физическом рабстве, не смогли оценить по достоинству тот дар, который нам предоставили девяностые годы. Мы оказались неблагодарными. Да, именно неблагодарными. Едва ли не на каждом шагу можно услышать, как люди клянут, на чем свет свободу, обвиняя ее во всех своих бедах, и призывают вернуть сталинские времена. Безумные, эти люди не понимают, чего они хотят себя лишить, и от чего так опрометчиво хотят отказаться.
   Прежде всего, что такое "свобода"? Это возможность поступать человеку так, как он считает нужным. Свобода - это выбор. А еще из Нового Завета нам известно, что свобода бывает двух видов - это свобода на грех, и свобода от греха. Не следует забывать того, что человек был создан изначально свободным. Когда Адам и Ева жили в раю, им была предоставлена полная свобода. И не только действий, но и свобода выбора. Для человека не существовало запретов в полном смысле этого слова. Ему было позволено все, вот только с дерева познания Добра и Зла есть плоды было нельзя. Но вовсе не потому, что это было бессмысленным запретом, а рекомендацией, что плоды с этого древа принесут человеку вред, непоправимый вред. Адам и Ева не были лишены возможности отведать этих плодов, потому что Бог не хотел подчинять себе волю своего творения. Он предоставил человеку самому делать выбор, дав ему наставление при этом, что съев плод, человек погубит себя. Это и есть настоящая свобода, хотя многие почему-то склонны именно в этом винить Бога, в том, что он позволил человеку выбирать.
   Но почему произошло тогда грехопадение? Да, был дьявол, змей-искуситель. Но ведь даже он не мог заставить человека силой согрешить, съев этот плод. Нет, он всего лишь дал дурной совет, дал пагубный совет. Если отведаешь, то станешь сам как Бог. Это была ложь. Ложь - это именно то, что исходит, и всегда исходило от дьявола. По этой причине и произошло падение первого человека. Он поверил лжи. Сейчас можно часто услышать от "рассуждающих" людей, зачем Бог вообще насадил это дерево, если оно губительно для человека, винят его в том, что он подверг Адама и Еву соблазну. Нет, дорогие читатели, нет. Это не было соблазном и искушением от Бога, это было свободой выбора, которая заключалась в том, что изберет человек, Бога или дьявола. И если не было бы этого выбора, если бы не суще-ствовало древа познания Добра и Зла, то человек тогда был бы самым настоящим рабом, не имевшим возможности поступить по своему, не имевшим своей воли.
   Так разве же в падении первых людей виновата свобода? Нет, это был выбор. А свобода и заключается в выборе. Но вот прошли века, прошли тысячелетия, а падение людей продолжается. Пришел на землю Христос, и все ждали от него, что он построит царство небесное на земле. Но что такое, вместо ожидаемого, Христос произносит странную фразу о том, что царство небесное внутри нас есть. И что не огнем, и не мечом его нельзя построить. Как понимать это странное учение? А понимать это надо так, что каковы мы внутри, каково сердце наше, такова будет и наша жизнь. Что практически на все сто процентов жизнь человека зависит от его внутреннего состояния, а не от внешних факторов. Не от правителей, не от окружения, а от того, что в сердце нашем. Все зависит от того, как мы воспринимаем жизнь, от того, что мы видим вокруг себя. Видим ли мы плохое, или же видим хорошее. Видим ли мы зло, или же видим мы добро. Видим ли мы пороки внутри других людей, или же внутри самих себя. Последнее, кстати, сделать гораздо тяжелее, чем первое. Наша жизнь практически целиком зависит от наших ценностей, от нашего мировоззрения. К чему мы стремимся, то мы, в итоге, и получаем. Хотя сами не осознаем этого. И очень часто мы упускаем из виду одну непреложную истину; все, что мы сотворим другим людям, рано или поздно, вернется к нам самим.
   Вот об этом-то мы и забываем. И страдаем мы в первую очередь потому, что все содеянное нами, рано или поздно возвращается к нам бумерангом. К примеру, скажем, ставим ли мы во главу нашей жизни материальные ценности? Если да, то стремление получить как можно больше материальных благ затмевает в нас все остальное. Мы забываем о доброте, честности и порядочности, если эти качества мешают нам добиться нашей цели. Богатство и благо становятся для нас богом и смыслом жизни. Мы, конечно же, можем пытаться убеждать себя и окружающих в том, что нам нужно только самое элементарное, то, чем обладает средний класс во всех цивилизованных странах. Вот только понятие "среднего класса" есть вещь относительная. Согласно некоторым социологическим опросам в нашей стране к среднему классу относится человек, который ездит на "Тойоте Королле". Так вот, выходит, что тот, кому по карману только автомобиль отечественной марки, пусть даже последней модели, считается бедным.
   Что же, в итоге, получается? А в итоге складывается такая картина, что человек - существо ненасытное. И его стремление к обогащению, так же как и к получению земных благ, никогда не прекратится, потому что этому нет пределов. Вот отсюда и начинается человеческая трагедия, когда ради достижения этих самых целей человек идет на любое преступление. Теперь, почему-то, модно все это сваливать на свободу. Если общество стремительно рвется к обогащению, вступая для этого на криминальный путь, то в этом виновата свобода, предоставленная нам в девяностых годах.
   Но, позвольте, при чем здесь свобода? Разве причина всего этого не то, что находится у человека в голове, и в сердце? Почему свободу всегда путают с вседозволенностью? Впрочем, кажется, понимаю; причина этого в том, что за семьдесят лет советской власти мы разучились быть свободными. Мы были лишены своей воли, и своего мнения. Любое отклонение в мышлении считалось преступлением. Инакомыслие, вера в Бога, и все такое прочее. Человек был рабом, и не только в физическом плане, а в плане духовном. У человека не было выбора. Либо поклонись вождям, либо умри. Согласитесь, такой выбор - не есть свобода.
   Но вот пришли девяностые, пал, наконец-то, железный занавес, и людям сказали: "а теперь вы свободны, и можете жить так, как считаете нужным, как велит ваша совесть". И начался беспредел. Резкий рост преступности, криминализация общества, мошенничество, обман, пьянство и наркомания. Только, позвольте, при чем здесь свобода? Разве это она заставляет людей со-вершать все эти беззакония? Есть свобода от греха, а есть свобода на грех. Свобода от зла, и свобода на зло. Так почему же общество выбрало свободу на грех, и на зло? Разве в этом свобода виновата, а не то, что у людей в головах? Где же пресловутые советские совесть, честь и порядочность, если все, получив свободу, обратились совсем в иную сторону? Может быть, и не было этого ничего в головах людей, а была просто иллюзия, фикция и показуха? Почему вдруг произошел такой резкий всплеск преступности? Да все объясняется тем, что в людях всегда была, и остается жажда власти, богатства и удовольствий. Ничто не чуждо человеку. А за годы советской власти человек был приучен к тому, что разбогатеть честно нельзя, люди были лишены таких условий. Люди жили сегодняшним днем, прекрасно понимая, что завтра их могут посадить, расстрелять, отнять все имущество. Общество было бесправным, у людей не было никаких прав, а вот отсюда-то и весь сегодняшний произвол. От рабства, а не от свободы. Ведь существует же народная мудрость, гласящая, что самый страшный рабовладелец - это бывший раб. И это высказывание верно, как нельзя более.
   Итак, свобода, в представлении советского человека, означает вседозволенность. Вот только никто не учитывает того, что вседозволенность - это как раз не свобода, а самое настоящее рабство, рабство от собственных инстинктов, и низменных помыслов. Вырвавшись из семидесятилетнего рабства советской идеологии, человек попал в новое рабство, так как не знал, что ему со свободой делать, как жить, будучи свободным. Лишенный хри-стианских начал, оболваненный коммунизмом, он ринулся во все тяжкие. Ведь закон нужен для того, чтобы его обходить. Упавший железный занавес показал нам то, как живут люди в западным странах, и нам тоже захотелось так жить. Но надо учесть, что на Западе такой строй продолжается уже столетия, а мы захотели получить все мгновенно, все земные блага, какие только существуют.
   Только вот вопрос - надо ли нам это? Вообще, нужны ли человеку богатства? Благо, безусловно, нужно. Но какое благо? Человеку нужен достаток, а все остальное излишество. Конечно, глупо говорить, что человек не должен стремиться улучшить свое материальное положение. Даже если элементарный достаток у него имеется. Но нельзя ставить это во главу своей жизни. Нельзя превращать это в главную свою цель. Человек, поступающий подобным образом, становится рабом этой неуемной жажды обогащения и потребления. Рабом, потому как живет только этим, и ради этого. Ненасытность, ее ничем нельзя удовлетворить. Хотя, человек, стремительно обогащающийся, считает это свободой. Но свобода ли это? Нет, это рабство.
   Другой вид внутреннего и духовного рабства состоит в наших чувствах к другим людям. Мы завидуем тем, кто живет лучше нас, многие жаждут того, чтобы соседу было плохо. Век изобилия не сделал людей счастливыми, потому что, как пел известный певец Владимир Асмолов: "Какая радость все это есть, если у соседа все это тоже есть". Но попробуй высказать это людям. О, вот тут-то и начинается негодование, и каждый будет утверждать, что у него нет никакой зависти, и что в душе он почти что ангел. Вот это человеческое нежелание признавать свои пороки, и делает нас их рабами. Да, нет людей безгрешных, но по-настоящему страшен только тот человек, кото-рый не желает видеть в себе недостатки, а порой, и откровенное зло. А уж, тем более, каяться в них.
   Свободен ли такой человек? Нет, ни о какой свободе тут не может быть и речи. Но тогда почему люди винят в своих бедах свободу? Если человек выплескивает свои мерзости на других людей, разве в этом свобода виновата? Если человек, ради достижения своей цели, ради получения земных благ, переступает не только через совесть, но и вообще через все мыслимые грани, разве в этом свобода виновата? Если человек жаждет власти, беспредельного богатства, и ради всего этого идет на преступления, убийства, хищения, грабежи, разве в этом свобода виновата? А тот, кто ударяется в пьянство, пристращается к наркотикам, в этом тоже виновата свобода, и свободный до-ступ алкоголя и наркотиков? Разве в этом проблема? Как известно, спрос рождает предложение. Разумно ли винить свободу в том, что человек сознательно выбирает такой путь? Может быть лучше заглянуть внутрь самих себя. Свобода ли виновата в этом или же то, что находится у нас в голове, в наших сердцах, наша испорченность? Как говорил профессор Преображенский в бессмертном произведении Булгакова "Собачье сердце": разруха не в клозетах, а в головах. И совершая такой выбор, человек делает себя рабом этой разрухи, а отнюдь не освобождает себя.
   Но есть свобода и на то, чтобы быть человеком. Если в человеке заложены хотя бы маломальские понятия о том, что такое хорошо, а что такое плохо, что можно делать, а чего категорически нельзя, то он сам, без всякого внешнего принуждения будет поступать по совести, и всегда будет та грань, которую он не сможет переступить. А вот это и есть настоящая свобода. Когда человек освобождает свою душу от рабства пороков, рабства злобы, ненависти, жажды власти, обогащения и удовольствий, только тогда человек может быть по-настоящему свободен. И сделать это он может только сугубо добровольно, без всякого давления извне. Нельзя насильно заставить чело-века полюбить, нельзя насильно заставить его быть добрым, как нельзя насильно и осчастливить. Человек сам выбирает, каким ему быть.
   Советское концлагерное прошлое как раз и разучило человека быть свободным. Постоянный страх лишиться жизни, имущества, и вообще всего, отучил человека думать, тем самым исказив в нем само понимание свободы. Свобода превратилась во вседозволенность. И лишь только те немногие, кто сумели в этой мясорубке не утратить человеческого облика, смогли правильно использовать свободу, которая, по своей сути, есть не что иное, как возможность поступать по совести, говорить правду, и стремиться жить как человек, не боясь высказывать свое мнение, и не боясь преследования за инакомыслие и за религиозные убеждения. Сколько было в советскую эпоху писателей и поэтов, которые были вынуждены жить и писать в подполье, зная, что за свои произведения, в которых если есть хоть малейший намек на правду, они будут подвержены гонениям.
   Но вот пришел интернет, и он развязал руки всем писателям и просто людям, желающим всего лишь высказать свои мысли, поделиться наболевшим. А вот это и есть настоящая свобода. И не ее вина в том, что огромное количество людей, используя этот самый интернет, стали просто выплескивать из себя всю гадость, которая имеется в их душах. Это проблема того, что находится в головах и сердцах людей, наследие той эпохи, которая вытравила из них все нравственное и высокодуховное. Духовность была заменена безбожьем, а безбожье искажает душу. В девяностые годы люди получили возможность построить себе новое государство, какое они сами захотят. Но в очередной раз получилось уродство, потому как общество может построить только такое государство, какое оно само. А учитывая то количество ненависти, зависти, злобы и ненасытности, которая имеется в сердцах людей, мы получили то, что имеем. И напрасно мы полагаем, что придет однажды какой-нибудь дяденька, и построит нам светлое будущее. Нет, этого никогда не будет, потому как страна всегда будет такой, какие мы сами. Еще Серафим Саровский сказал такую фразу: "Спаси себя, и тогда вокруг тебя спасутся тысячи". Очень мудрое высказывание, так как наше спасение начинается с нас самих, и пока мы не научимся пользоваться свободой во благо самим себе и другим, ничего у нас не выйдет. Спасает че-ловека свобода, а не ее отсутствие. Невольно приходит на ум фраза из пресловутого "Гарри Поттера": "Человека определяет не заложенные в нем качества, а только его выбор". И это еще одно очень мудрое высказывание. Таким образом, человек сам решает каким ему быть, и тем самым определяет свою судьбу. А все разговоры о том, чтобы сделать мир лучше, не сделав лучше самого себя, не стоят ломаного гроша.
   Проходит время, и наша неблагодарность начинает поворачиваться против нас самих. Свободу, которую мы не ценим, начинают понемногу у нас отнимать. Приходит цензура, контроль над интернетом. Поначалу убираются призывы к экстремизму, порнография, запрещается пропаганда гомосексуализма, и нападки на религиозные чувства верующих. Оно, вроде бы и хорошо. Нет, действительно, не должно быть вседозволенности и беззаконий. И это правильно. Да только невольно возникает подсознательный страх - а как далеко зайдет эта цензура, и что окажется следующим под запретом, инакомыслие, неугодная религия или что? Может быть, запретят критиковать правительство, высказываться против сильных мира сего? Люди, не осознающие своего безумия, жаждут возвращения к сталинским временам, но думают ли они, что было бы с ними самими за такие вот высказывания во времена их столь любимого Сталина? Ведь драконьи методы, и любая диктатура всегда, в первую очередь, оборачивалась против инакомыслящих, и недовольных. И вот об этом, почему-то, забывается. Ну, что ж, все всегда происходит по воле, и по желанию народа, и упаси Боже, но кто знает, возможно, и к нам еще вернутся времена, когда мы еще не раз вспомним о свободе, которую не ценим.
  
  
  Ноябрь 2013 г.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"