Половинкина Татьяна : другие произведения.

Обзор алчной алхимички. Финал Поэзии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:

  Обзор алчной алхимички. Финал Поэзии.
  
  Приветствую участников конкурса, любопытствующих и сочувствующих!
  
  Эти краткие заметки, которые будут пополняться по мере моих сил и возможностей, едва ли всерьёз претендуют на обзор. Но в добрых традициях любого инициативного проекта уделить внимание, если не всем играющим текстам, то хотя бы некоторым. Я остановлюсь на без одного (себя исключаю) дюжине финалистов.
  
  Тема поэтической номинации изначально обещала некий вполне определённый пласт духовного материала в характерной форме: по большей части это лирические произведения дескриптивного жанра. Так уж получается, что весеннее настроение менее тяготеет к философии в чистом виде, нежели, например, осеннее. Однако, полагаю, что пейзажные стихи, заставляющие читателя ещё раз с ещё большей остротой почувствовать, как он любит родные края - это глубоко идейные стихи. То есть, это не просто картинка природы, но и характеристика человека, который эту природу любит. Такова особенность дескриптивного жанра: через описание, детали и нюансы пейзажа приоткрывается мир поэта, сложно аккумулирующего энергию своей жизни.
  
  Заранее прошу прощения у авторов за критику. Помните: молния ударяет только в высокие деревья.
  
  Теперь непосредственно о стихах.
  
  Норд Н. Под ворсом риччий, водокраса
  
  Атмосферный, фактурный сюжетный триптих - как водится, с общим идейным, стилистическим и настроенческим знаменателем. Жаль, не выдержан общий ритмический рисунок. Первый стих, на мой взгляд, наиболее интересен.
  Удачна звукопись, передающая эту чавкающую, хлюпающую, неповторимую акустику болота. Буквально увязаешь в цветистом, наслаивающемся пейзаже (по духу почти пушкинского Лукоморья) заповедного места, где правят бал языческие боги и сказочные существа. Сакральный образ "змеиной слезы" здесь наиболее сильный и важный для меня. Правда, показалось, что по сути "роса" и "змеиная слеза" в одном контексте - повторение. Имхо, было бы здорово объединить образы, но против авторского видения не пойду.
  Что не понравилось:
  1."тутопь". Сама зачастую грешу, поступаясь звучанием в угоду смыслу, но будем бдительны. Для того, чтобы поднять уровень стихотворения от версификации к стихотворчеству, необходимо тщательно вычитывать уже готовое произведение. В частности, проверять на фонетическую грамотность, т.е. учитывать звучание текста при декламации. Стоящие рядом слова иногда образуют новые, либо возникает какофония.
  2."сиротская игра" и грамматически согласованные с ней цветы. Концовка смазана.
  Увы, цикл затухает от стиха к стиху. Первый, уже говорила, на мой вкус хорош. Остальные, хотя есть в них отдельные удачи, как например образ заколки-репея и змеи, "стоящей" на цыпочках, - сыры (от близости болта, стало быть :)) Заключительное - изобилует общими местами. А вообще это довольно богатое пособие по ботанике в стихах :)
  
  Лукас К. Лиралей
  
  Стихотворение, написанное от лица романтического героя (ассоциирующего себя не то со Стибогом - славянским богом ветра, не то с самим ветром) и являющееся его монологом. Оно сродни народным лирическим песням с их самоизъявляющимся личностным "я". Монолог обращён к героине, сравниваемой с любимицей ветра, прелестницей Лиралей. Учитывая, что Лиралей была превосходной лучничцей, здесь она предстала передо мной в образе этакой лесной амурочки, а где-то даже Олеси Куприна.
  Приятный расслабляющий напев с колоритными открытыми фольклорными гласными, по которым давно сердце истосковалось. Современный, в частности городской, человек живёт в мире многих отвлечённых понятий: новые слова часто выражают только отвлечённые понятия. С какой же силой городской человек должен ощущать образность, свойственную народной речи? Или наше восприятие притупилось?
  Подкупают отдельные трогательные моменты: "Рассмеюсь, раззвенюсь твоим именем...", "Расцелую веснушками..." ("заново" здесь обидно лишнее, имхо). Вся энергетика стиха словно сосредоточена где-то на кончиках пальцев.
  Кстати, о пальцах: вот эта их "бесплотность" (слово выбрано неудачно, хотя мысль и понятна) лексически смотрится чужеродно и дисгармонирует с общей славянской вязью письма. Имхо, стилистически более нейтральное "прозрачными", к примеру, улучшило бы звучание строки. Но рука автора - даже с "бесплотными" пальцами - владыка :)
  Что ещё бросилось в глаза: явно общее место "старая зима" и смысловое противоречие "Распущу твои локоны рыжие" и рядом "В твои косы весну заплетаючи". Такой самозабвенный парикмахер - то расплетёт, то заплетёт :) Ну и "дадолга", но это уже мелочь.
  
  Киршенбаум Ф. Весна и Душа
  
  Выражу своё субъективное, пристрастное мнение: пожалуй, это самое гармоничное стихотворение из представленных на конкурсе - и по наполнению, и по исполнению. Читая, нельзя не обратить внимание на деликатность, безукоризненное чувство меры в изложении. Стихи, сущность которых не в непривычной манере говорить, а в самой мысли, как бы слитой со словом, растворённой в нём, требуют так же пристального внимания. Вроде бы нет или почти нет здесь поэтических оборотов, тропов, метафор. А стихи полны поэтичности.
  Кроме сильной драматургии, отмечу ещё потрясающее диминуэндо каждой финальной фразы катрена, не говоря уже о заключительной строке стихотворения.
  Недостатков не обнаружила.
  
  Ост А. Японская весна
  
  Стихотворение-позитив, стихотворение-праздник. Практически Сюмбун-но хи (день любви к природе и восхищения всем живым). Со всеми этими чисто русскими контаминациями стихотворение воспринимается так же забавно и комплиментарно, как, скажем, день России в Японии. Авторское чувство юмора оценила.
  
  Карсы Б. Солнце из сугробов...
  
  Ещё одно жизнеутверждающее стихотворение, импульсивное и заразительное в своём безудержном вольготном скоморошестве. Образы на грани фола. Особенно настораживают "тешащие телеса" кошки и снежный "самогон", который солнце неприкрыто гонит средь бела дня на радость прохожим. Однако, надо сказать, без этих строк стихотворение кажется менее раскованным и вдохновенным, выглядит менее живописным. Обеднённым.
  Стоматологический контекст сосулек и лучей презабавен, но на его фоне невнятно смотрятся "чистые крыши", которым отчего-то должно стать "веселей". Вероятно, садистская злорадная реакция на то, что животное останется без зубов...
  Таким образом, стихотворение крохотное, но образная плотность просто зашкаливает. По мне, есть в нём некий перебор, но это дело вкуса, и, вероятно, в такой концентрации и полифоничности образов сила и обаяние стихотворения.
  
  Светлаков Л. Весенние зарисовки
  
  Действительно, зарисовка. Настроенческая, харизматичная, местами остроумная, полная неподдельного восхищения окружающим миром.
  Оживлённое внутреннее согласие вызвали образы-атрибуты ностальгии - шипровые ароматы "Ландыш серебристый" и "Красная Москва". Это чёткая и широкая метафора молодости, на мой взгляд. "Воронье вече" - тоже читаемый и точный образ (хотя "расселись в галдеж и карканье" я не поняла).
  Но, увы мне, от катрена к катрену автор словно всё больше впадает в детство. И, приближаясь к финалу, ты уже боишься обнаружить там мычание грудничка и бренчание погремушки. Но, если содержание, которое отражает взгляды автора, либо его литературных героев, можно подвергать критике только по принципу: "сколько людей, столько и мнений", то есть, автор имеет право думать так и никак иначе, то над технической стороной стихотворения, безусловно, нужно ещё очень серьёзно работать.
  Много нареканий вызывает техника исполнения стихотворения.
  Не очень удачна строфа:
  
  "Котова серенада среди ночи,
  Как визг истошный тормозов,
  Но кошек слух она щекочет,
  Всяк у любви бывает зов!"
  
  особенно в восклицательном тоне, так как в нём, как в лучах прожектора, освещаются все неточности и надолбы формулировок...
  Ритмические недочёты затрудняют восприятие. Тем, кто только-только начинает пробовать свои силы в поэзии, могу дать совет, помогающий избежать сбоя ритма. Помните: первые две строки любого стихотворения являются камертоном для всего стихотворения. Как прозвучали эти строки, так должны звучать и любые первые две строки всех куплетов. Чтобы не сбиться с ритма, можно пробовать петь про себя, отстукивать или декламировать по слогам все строки стихотворения.
  А пока что это эскиз, черновик того, что могло бы, наверное, стать стихотворением, в правильном понимании этого слова.
  
  Хоменко А.И. Я сочиняю песню о природе
  
  Полные лиризма и поэтичности образы первой строфы - колобродящие соки берёз и лебединые стаи - увы, не дают дальнейшего развития пейзажности стихотворения (хотя сюжетное продолжение есть: из пуха прекрасных свободных птиц будет пошит "для лета"? сарафан). Они связаны с русским фольклором, со старинными сказками. Любовь к природе переплелась в этих образах с интересом к национальным истокам, с любовью к родине, причём ввёл их в стихотворение автор с естественной сдержанностью (не люблю лубка и явной подделки под старинный народный лад).
  Далее автор приглашает нас подсмотреть за семейной трапезой в дом, где стол с идиллически белой скатертью (своеобразная метафора весны или личная ассоциация автора?) полон "угощений" и "десертов вкусных", где потрескивают "прошлогодние" поленья в печи, где звучат детские голоса. Трогательный милый эпизод. Какое отношение он имеет к весне не совсем ясно. Отчего всё это возможно только весной? А до прихода весны в семье разлад и тирания?
  Надо сказать, что образы пересказанного мной фрагмента стихотворения, символизирующие уют, тепло родного очага, скорее рисуют картину иного времени года. В этом контексте вспомнился даже один из святочных обрядов, когда на целый день кладут в огонь претолстое полено, для зажжения которого стараются иметь головню, сбереженную от полена прошлогоднего, и служившую предохранительным средством от всякой напасти.
  "Быстрые" руки - эпитет, на мой взгляд, неудачен, особенно в контрасте с величаво парящими лебедями.
  Есть и некая логико-временная закавыка в повествовании. Зимней порой герой слагает про себя песню весны (и правильно: готовь сани летом), но как-то подсознательно мечтает не о ней, о чём говорят не вполне весенние образы "сухоцветия лаванд" (почему, кстати, единственное число со множественным?) и уже упомянутого "пухового" сарафана "для лета".
  В итоге для меня картина не сложилась. К сожалению, автору не удалось удержать заданную эффектным началом планку на соответствующей высоте, и в нестройном повествовании потонули образы, многим достоинствам которых, помешали многочисленные коварные, обесценившие их недостатки.
  
  Ванке В.А. Весенний триптих
  
  Стихи простые, без нынешних выкрутас и сверхъестественных напряжений фантазии и языка. Рифмы в них не отличаются особой смелостью или точностью, порой и вовсе упразднены (весной-покой, мастерской-волной). Это отчасти снижает впечатление от стихов, но, полагаю, что техника по замыслу не была призвана выходить на передний план. На переднем плане - мотив зависимости человека от круговращения мира, попросту времени года, от погоды. Это трёхлистный лирический календарь весенней природы, утверждающий неповторимую ценность всякой минуты, прожитой человеком под открытым небом, в деревне, среди лесов и лугов. Автор, агитируя нас видеть и слышать, горячо утверждает, что природа - вся в совокупности - есть неизъяснимая радость жизни. И сама собой проясняется здесь важнейшая внутренняя задача поэзии - стремление донести до нашего, до общего сознания: нет ничего прекраснее бытия. Ненамеренная задача.
  Наименее сильной частью этого лирического "складня" мне показалось второе стихотворение. Зато квинтэссенция триптиха - заключительный этюд "Майский лес" с художественным приёмом аппликации (речь не об иллюстрациях), по-моему, удался. "Поддержись, моя жизнь удалая..." - эта строка, являющаяся прямой цитатой, органическим образом вошла в текст стихотворения, став его опорной строкой. Завораживающе точны образы "вьюнош-май" (являющийся, кстати, рефреном), "сосновые ладони леса", "скорлупа золотых кастаньет" и берёзы "в серебристых окладах". Последний совершенно очаровал. Казалось бы, берёзовые стволы, отливающие синевой - это определённый поэтический стереотип, вызывающий у читателя отталкивание. А в знакомое сравнение автор внёс свежесть - "в серебристых окладах"... Стереотипа как не бывало, а красота осталась.
  Какая-то невысказанная покуда тайна, какая-то настороженность, и даже тоска сквозят в этих строках, полных любви и восхищения родной природой. Она во всём видна: и в "горечи" трав, и в неведомых "дремучих силах", что могущественны над героем в своих лесных владеньях, и в молитвенно сомкнутых ладонях героя, раскрываемых потом в ожидании Дара... Осознав всё это, мы ждём неожиданности, крутого поворота, но находим подтверждение своим внутренним подозрениям - герой боится навсегда покинуть землю, боится досрочной и безвременной разлуки с той красотой, что окружает его:
  
  "Поддержись моя жизнь удалая!
  Я еще не готов постареть."
  
  И мы разделяем его чувства.
  Что не понравилось: капля, покинувшая веки (в веках ли она хранится?) и "звенит мне сердечная медь" ("во мне" было бы точнее и острее, имхо).
  
  Мора А. глицинии
  
  Сильное магнитное поле у стихотворения. И ты находишься внутри этого мощного поля. Всё здесь коротко замкнуто на собственной судьбе. Но за этим стоит нечто большее, чем просто история несчастливой любви - сложная трагедийная эмоция, рождённая глубоким горестным раздумьем об отдельной судьбе, о её взаимосвязи с миром.
  
  "Нам с тобой уже не хватает времени,
  мне судьбой - растить два проросших семени,
  Тебе прятать свет, превращаясь в циника..
  Белым в синеве расцвели глицинии."
  
  С завидной точностью написано (насчёт "прятать" только сомневаюсь). С завидным искусством... И цельно, и разносторонне: не грубо, не в лоб, а как-то очень мягко противопоставлены тёмное и светлое - ослепительно белое на насыщенном синем (это отнюдь не равнозначно противопоставлению добра и зла).
  Оборотная сторона весны - несбыточность ожиданий, несовпадение величин. Метафоры тонко и точно передают движения души: эту бесприютность чувств героини, эмоциональную аскетичность повествования. Содержание являет форму, а не наоборот. Автор не побоялся "некрасивых", "непоэтичных" образов и оборотов речи: "циник"-герой, апрель-"зверек без кожицы", просторечное "а что, мы запросто...".
  Неизвестно, как всё случится в действительном будущем, находящемся за пределами лирического монолога. Если не распорядится судьба - всё останется именно так.
  
  "Даже ждать всерьез - все равно не сложится..."
  "А весна, нелепая, говорит - все сбудется..."
  
  Трагическая констатация, немой глас вопиющего в пустыне. Нет ответа.
  Сомнения вызвали: упомянутое "прятать свет" и знаки препинания - в первой строфе из-за двусмысленности звучания и таинственный знак ".." вместо многоточий.
  
  Петрова О.А. Весна
  
  К сожалению, это произведение прошло мимо меня, не оставив в душе заметного следа. Стихотворение близко к тому, что называется "написано на голых эмоциях", но на одной эмоциональности далеко не уедешь. Она, как пена без волны. Глубины нет. Упрекать автора в излишней восторженности не станем: так написалось. И свои задачи он отчасти выполнил: мы увидели героиню, охваченную чувством к лирическому герою под звуки весеннего вальса, поверили силе её окрылённости этим чувством.
  Лирика - осмысленный в художественных образах (а лирический образ - это всегда образ-переживание) сгусток жизни во всей её полноте и противоречивой прелести. Противоречий в этом романтическом монологе достаточно: "Пойдем скорей со мною, я дверь тебе открою" - парадоксальная последовательность действий (кстати, двери-то уже "распахнуты настежь" и "открыты всерьёз"...), хотя "пойдём со мною" - это скорее иносказательное и более общее, однако, звучит странно. А если записать обратно?
  "Напевы" "грубого" ветра - неубедительное, нелогично сочетание.
  "Весна нас хороводит, весна с ума нас сводит" и рядом "Весна нас потеряла совсем и не находит" - снова разноречие. Хотя, сидя на диване, во тьме и вправду едва ли найдёшь потерянное.
  Весна, вкусившая вечер, как дурман - по сути выспренняя бессмыслица. Таким образом (не заостряя внимания на всех нюансах и извиняясь перед автором за суровость), на сегодняшний день этот лирический монолог - эскиз, черновик стихотворения, над которым ещё следует работать.
  
  Клеандрова И.А. Мелодия весны
  
  Неплохой цикл стихотворений - техничный, раскованный, красноречивый, с богатой колористикой, по мастерству владения словом превосходящий многие работы финала. Но, должна признаться, сейчас вижу в нём и серьёзный недостаток. Автор как-то не сумел сосредоточиться на философской сущности героини оды - весны, скатился на внешний, даже не звуковой, а почти графический эффект. Неожиданно подменил соучастие игрой. Но сделал это мастерски: сперва я и не заметила подмены.
  Некоторые отдельные образы особенно притягательны и аттрактивны: "ноздреватый, зареванный снег", "мятный ветер", "звонкая жилка ручья", "огненная стрела сосульки", "шарик мимозы", улыбающийся с неба, - и так автор продолжает свой рассказ до конца, рисуя фантастические картины, представившиеся его огромному воображению.
  А иные образы утрированы до невозможности или перемешаны друг с другом, словно вслепую: "Там уверенность птиц и ванильный пломбир облаков, Там в сиропе лучей растворяется вьюжная память..." (для меня ни "уверенность птиц", ни память не "играют" с этой, безусловно, живописной гастрономией), претенциозные "царица льда уходит в свой чертог" и "капли слез мерцают на земле" наряду с по-детски простоватым "заспанному солнцу проказница-весна румянит бок"; выспреннее "прожитый миг - как немыслимый дар" - звучит несправедливо пустовато. "А дыханье любви, как кленовый нектар, Оседает на лицах прохожих..." - дыхание оседает, как нектар? И ещё множество подобных мест, дивно звучащих, но больше декоративных, чем идейно-смысловых.
  Важен ли здесь чисто "производственный" вопрос выдуманности метафор? Значения для нашего восприятия он, безусловно, не имеет. Художественная точность - не последняя из спиц поэтической колесницы, но протокольная точность - одно. Поэтическая - иное. Поэтическая точность не должна поступаться ни ширью, ни тайнами. Иначе поэзией перестанет быть. Однако, она напрямую связана для меня с вопросом сочетаемости и гармонии. Всякая избыточность губительна для поэзии. Для меня нет в этом цикле единого стержня, той философской аскезы, вокруг которой группируются поэтические образы. Последние начинают рассыпаться, многие из них при всей своей яркости оказываются лишними, немыми. То есть, я не увидела, что этими стихами автор углубляет и утончает в себе врождённое чувство органической причастности к миру природы, понимаемом в широком, космическом смысле.
  
  
  Вместо эпилога...
  
  Подходит к концу конкурс "Алхимия Слова", дебютировавший этой весной на сайте Мошкова.
  
  Тема причастности к весеннему возрождению и расцвету природы дала вдохновение многим авторам, которые по-своему решали трудные задачи её раскрытия . Какие-то стихотворения конкурса запомнились, какие-то (таких большинство) нет.
  
  Я собрала здесь свои схематичные субъективные мысли по поводу некоторых работ - тех, что прошли в финал и претендуют на право быть названными победителями. Конечно, о лирических стихотворениях, как и о музыке - нельзя рассуждать, нельзя сказать, почему это хорошо или нехорошо. Определить - значит сузить, это ясно давно. Поэзия уклоняется от определений, она одновременно стихия, "природа" и - искусство, дело рук человеческих. Найдутся - искать недолго, и такие, кто не только к искусству - к самой природе относятся равнодушно... Но, так или иначе, мы вместе поразмышляли с вами о творчестве и его тайнах, через сомнения шли к своим истинам.
   Кого арбитры назовут победителями - пока интрига. Если бы чисто теоретически меня попросили разместить три из финальных работ на призовом подиуме в порядке от золота к бронзе, то это были бы:
  
  "Весна и Душа" Фаина Киршенбаум
  "Весенний триптих" Владимир Ванке
  "глицинии" Анна Мора
  
  Таково моё частное видение призовой тройки, которое, скорее всего, не совпадёт с видением судей. А впрочем...
  
  Спасибо всем, кто терпеливо прочёл эти заметки, философски и снисходительно к ним отнёсся, кто отозвался ответными мыслями. Всем участникам желаю дальнейших успехов и достижений. Будьте не только искренними, но и честными в своём творчестве, и, поверьте, в совокупности со всеми его блистательными гранями это будет ещё одна, совершенно другая оценочная директория...
  
  
  
  to be continued...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"