Попов Борис Иванович : другие произведения.

Басни о происхождении Рюрика

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Кто же сочинял басни?

  На этот раз мне хочется обратить внимание моего читателя на письменные первоисточники, посвященные происхождению Рюрика от Пруса. До нас дошло несколько текстов, которые указывают на такое родство. Строки этих текстов есть в "Бархатной книге", в Никоновской летописи, в Сказании о князьях Владимирских, а также в записках императрицы Екатерины Второй. Приведу указанные строки.
  "Бархатная книга":
  "Егда всесильный и единый отъ Троицы Господь нашъ Иисус Христосъ изволи вочеловечитися отъ Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и во время Его святительного на землю пришествия, Августу Цесарю Римскому, обладающу всею вселенною, и раздели вселенную въ содержание братии своей; брата своего Патрекея постави Царя надъ Египтомъ, и брата своего Августалия Александрии Властодержца положи, братажъ своего Кириниа Властодержца Сирии учини. Ирода Антипатра постави Царя и Евреемъ во Иерусалиме. Асию всю поручи Евлегерду, сроднику своему. Иллирика брата своего въ повершие Истра постави. Ипиона въ Затоцехъ Златыхъ постави, иже ныне наричутся Югрове. Братажъ своего Пруса постави въ березехъ Вислы реки, въ градъ Мадборокъ и Турунъ и Хвоиницы и преславный Гданескъ, и иныхъ многихъ градовъ по реку, глаголемую Немонъ, впадшую въ море; и до сего числа по имени его зовется Пруская земля. А отъ Пруса 14 колено Рюрикъ".
  Никоновская летопись:
  "Обладающу Августу всею вселенною, и нача ряды покладати на вселенную, постави брата своего Патрекия Египту, Агустолия брата своего Александрии властодръжца, Акириниа Сирии положи властодръжца, Ирода Антипатра царя постави Евреомъ во Иерусалиме, а Асию всю поручи Евлегерду сроднику своему, Илирика брата своего въ повръшия Истра постави, Ипиона постави въ Затоцехъ Златыхъ, иже ныне наричются Угрове, а брата своего Пруса въ березехъ Вислы рекы во градъ Мадборокъ, и Торунъ, и Хвоиница, и преславы Гданескъ и иныхъ многыхъ градовъ, по реку глаголемую Немонъ, впадшую въ море, и до сего часа по имени его зовется Прусская земля. А оть Пруса четвёртое на десять колено Рюрикъ".
  Сказание о князьях Владимирских:
  "Август же начят дань покладати на вселенней. Постави брата своего Патрикиа царя Египту; Августалиа, другаго брата своего, постави Александрии властодержца; Ирода же Антипатрова асколонитянина за многия ради его почести постави царя над июдеи в Иерусалим; Асию же поручи Евлагерду, сроднику своему; Алирика же, брата своего, постави в поверши Истра; и Пиона постави во Отоцех Златых, иже ныне наричются Угрове; а Пруса, сродника своего, в брезе Вислы реце во граде Марборок, и Турн, и Хвоини, и пресловый Гданеск, и ины многи грады по реку, глаголемую Немон, впадшую в море. И жит Прус многа времена лет и до четвёртаго роду; и оттоле и до сего времяни зовётся Прусьская земля".
  Императрица Екатерина II. О величии России. Записки касательно Российской истории. Стр.165:
  "...надлежит сказати, будто князь Рюрик со братиею произошли от Пруса, двоюродного брата кесаря Августа, и будто их предки пришли из Италии купно, со Полемоном, или Публием Ливоном, князем Римским, и с ними двести пятьдесят благородных римлян, в числе которых были первейших родов Урсины, Коломны, Кесарины и Кентавры, в кораблях морем Средиземным около Гишпании и Португалии сквозь Зунт в Варяжское море".
  Согласно, выше приведённым строкам, получается, что Рюрик был прямым потомком Пруса, основателя Пруссии. Сам Прус был каким-то родственником императора Августа: то ли родным братом, то ли двоюродным, то ли ещё каким-то родственником. Он прибыл на территорию Пруссии из Италии вместе с некоторыми другими знатными патрициями во главе с Полемоном.
  Как до сих пор относились к выше приведённым строкам о происхождении Рюрика от Пруса профессиональные историки? Приведём слова некоторых из них.
  П.Н. Петров, действительный член Императорского русского археологического общества:
  "В окончательной редакции "Бархатной книги", до нас дошедшей, после предисловия, объявляющего ход дела составления этого официального родословия, оно начинается в I главе баснословным происхождением Рюрика, по вкусу тогдашних книжников. Младенческая же фантазия не могла обходиться без прикрасы вроде ссылки на древний Рим и его первого императора - Августа. Имея о Риме и правительстве римском едва ли сколько-нибудь основательное понятие, московские книжные люди конца XVII века приписали Августу разделение римского мира на уделы... Находя в числе этих мнимых братьев Августа имена "Кириниа, властодержца Сирии" и "Ирода Антипатра - царя евреев в Иерусалиме", само собой отгадывается, что источник басни - текст 3 гл. ст. 1 Евангелия от Луки. Да и он, конечно, послужил одним мотивом, причём фантазия прибавила от себя шесть имён, выдуманных настолько же, как и название стран, вверенных таким правителям. Из осьми братьев, которым - по изводу московской басни времён детства двуцарственников - Август дал уделы, он "Иллирика брата своего в повершие Истра постави. Ипиона в Затоцех Златых постави, иже ныне наричутся Югрове. Брата же своего Пруса постави в березех Вислы реки, в град Мадборок, Турун, Яволницы и преславный Гданеск и иных многих градов по реку, глаголемую Немон, впадающую в море. И до сего числа по имени его зовётся прусская земля. А от Пруса 14 колено - Рюрик". А четырнадцать колен не могут протянуться дольше четырёх столетий. Вот и судите, как недалеко хватило книжной фантазии московских авторов басен... И, следовательно, буквально взяв даже слова басни, желая ей верить, выйдет, что Прус, если бы он существовал, мог жить только в 400 годах нашей эры, а никак не в первом веке. Следовательно, пожалованье его в братья Октавиану Августу, в действительности не имевшему никаких родных братьев, а одну сестру, - самое неудачное начало для постройки родословия." (Петров П.Н. История родов русского дворянства. Т. 1. СПб. 1886 стр.34-35)
  Леонид Михайлович Савёлов, преподаватель Московского археологического института:
   "Таким образом, Иоанн Грозный первый показал пример, как надо писать свои родословия и выводить себя от иностранных выходцев, что весьма привилось у нас и можно очень мало встретить древних родов, которые бы ни старались выводить себя от иноземца". (Савёлов Л.М. Лекции по генеалогии. М. 1909).
  А вот какой вывод в своё время сделала и Екатерина Вторая:
  "Сие есть явная басня; ибо известно, что после Нерона Августова рода не осталась ни единая душа". (Императрица Екатерина II. О величии России. Записки касательно Российской истории. Стр.165)
  Как же нам сегодня следует относиться к строкам о происхождении Рюрика от Пруса? Как следует относиться и к строкам о происхождении самого Пруса? Тоже, как к басням? Или как-то иначе?
  Попробуем разобраться. Поэтому начнём с анализа той информации, которую дают нам первоисточники.
  "Бархатная книга":
  "Егда всесильный и единый отъ Троицы Господь нашъ Иисус Христосъ изволи вочеловечитися отъ Пресвятыя Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, и во время Его святительного на землю пришествия, Августу Цесарю Римскому, обладающу всею вселенною, и раздели вселенную въ содержание братии своей... Братажъ своего Пруса постави въ березехъ Вислы реки, въ градъ Мадборокъ и Турунъ и Хвоиницы и преславный Гданескъ, и иныхъ многихъ градовъ по реку, глаголемую Немонъ, впадшую въ море; и до сего числа по имени его зовется Пруская земля. А отъ Пруса 14 колено Рюрикъ".
  Из этого текста "Бархатной книги" следует, что Рюрик якобы был потомком Пруса в 14 колене. Сам Прус якобы был братом (родным или двоюродным) императора Августа и правил на берегах реки Вислы в городах Мадборок (ныне Мальборк), Турун (ныне Торунь), Хвоиницы и Гданеск (ныне Гданьск).
  Что же в этих строках баснословного? Начнём с Рюрика и его предка в 14-м колене. Сам Рюрик умер в 879 году. Дата его рождения неизвестна. В момент смерти он вряд ли был дряхлым стариком, потому что за пять лет до смерти у него родился сын Ингорь. Поэтому годом рождения Рюрика можно считать примерно 820 год.
  Если отталкиваться от даты смерти Рюрика, то его предок в 14-м колене мог умереть примерно за 14х27=378 лет до Рюрика или в 879-378=501 году (здесь 27 лет - это среднестатистический возраст одного генеалогического поколения). Следовательно, Прус - предок Рюрика в 14-м колене - жил не в 1 веке н.э., а в 5 веке н.э. Почему же авторы "Бархатной книги" вели речь именно о 14-м колене? Они плохо знали арифметику? Или здесь кроется что-то иное.
  Если прочесть строки "Бархатной книги" ещё раз, то можно обратить внимание на то, что вообще-то непонятно о каком именно Прусе, предке Рюрика в 14-м колене, идёт речь. В тексте не написано, что это был именно основатель Пруссии. Из текста просто выходит, что какой-то Прус был предком Рюрика в 14-м колене. Совсем не обязательно понимать, что речь идёт здесь о самом первом Прусе. Это мог быть совсем другой Прус, младший, потомок первого, старшего.
  Что происходило в Пруссии в 501 году или около того? Согласно Прусским летописям, в 521 году в Пруссии был избран новый король по имени Видевут. Он происходил из племени кимбров, которые в 516 году в количестве около 40 тысяч человек на плотах переправились через Балтийское море с острова Готланд к берегам реки Преголя. Ещё раньше эти кимбры жили на севере Дании, куда они бежали после страшного поражения в войне с римлянами в 1 веке до н.э. Так что Видевут и его племя никакого отношения не имели ни к пруссам, ни к основанию Пруссии в 1-м веке н.э. В таком случае возникает вопрос: а что же случилось с прежним королём Пруссии? Куда он делся? Как его звали?
  Прежний король Пруссии мог быть потомком основателя Пруссии, то есть мог быть потомком первого Пруса. Значит, теоретически, он мог носить династийное имя Прус - имя своего предка. И только такой младший Прус, умерший вероятно в 521 году, мог быть предком Рюрика в 14-м колене.
  Что же могло случиться с потомками этого младшего Пруса после 521 года, когда был избран новый король Видевут? Скорее всего, потомки младшего Пруса были вынуждены покинуть свою родную Пруссию и отправились в край иной. В какой же именно край они могли направить свои стопы?
  Как тут не вспомнить Сказание о Словене и Русе и городе Словенске:
  "...Словен и Рус с роды своими отлучишася от Ексинопонта, и идоша от роду своего и от братия своея, и хождаху по странам вселенныя, яко острокрилаты орли прелетаху сквозе пустыня многи, идуще себе на вселение места благопотребна. И во многих местех почиваху, мечтующе, но нигде же тогда обретше вселения по сердцу своему. 14 лет пустыя страны обхождаху, дондеже дошедше езера некоего велика, Моикса зовомаго, последи же от Словена Илмер проименовася во имя сестры их Илмеры. И тогда волхвование повеле им быти населником места оного.
  И старейший, Словен, с родом своим и со всеми, иже под рукою его, седе на реце, зовомей тогда Мутная, последи ж Волхов проименовася во имя старейшаго сына Словенова, Волхова зовома. Начало Словенску граду, иже последи Новъград Великий проименовася. И поставиша град, и именоваша его по имени князя своего Словенеск Великий, той же ныне Новъград, от устия великаго езера Илмеря вниз по велицей реце, проименованием Волхов, полтора поприща. И от того времени новопришельцы скифстии начаху именоватися словяне, и реку некую, во Илмер впадшую, прозваша во имя жены Словеновы Шелони. Во имя же меньшаго сына Словенова Волховца преименова оборотню протоку, иж течет из великие реки Волхова и паки обращается в него...
  Другий же брат Словенов Рус вселися на месте некоем разстояннем Словенска Великаго, яко стадий 50 у соленого студенца, и созда град между двема рекама, и нарече его во имя свое Руса, иж и доныне именуется Руса Старая. Реку же ту сущую едину прозва во имя жены своея Порусии, другую ж реку имянова во имя дщери своея Полиста. И инии градки многи Словен и Рус поставиша...
  Словен же и Рус живяху между собою в любви велице, и княжиша тамо, и завладеша многими странами тамошних краев. Такоже по них сынове их и внуцы княжаху по коленом своим и налезоша себе славы вечные и богатства многа мечем своим и луком. Обладаша же и северными странами, и по всему Поморию, даже и до предел Ледовитого моря, и окрест Желтовидных вод, и по великим рекам Печере и Выми, и за высокими и непроходимыми каменными горами во стране, рекома Скир, по велицей реце Обве, и до устия Беловодныя реки, ея же вода бела, яко млеко. Тамо бо берущи дорогою скорою звери, рекомаго дынка, сиречь соболь". (Сказание о Словене и Русе и городе Словенске. Полное собрание русских летописей. Том 31)
   В этом Сказании прежде всего обращает на себя внимание имя Порусии - жены Руса. Практически её имя совпадает с именем Пруссии и Пруса. Кроме того, и по времени события, описываемые в Сказании, фактически происходили в начале 6 века н.э. Это следует из письменных источников о времени появления славян в Европе и из данных археологов о времени возникновения в Европе славянских археологических культур. Поэтому Порусия могла родиться в Пруссии ещё до того, как там был избран новый король Видевут. А у берегов озера Ильмень в Старой Руссе она вместе со своим мужем Русом могла оказаться уже после 521 года. Значит, потомки младшего Пруса после 521 года из Пруссии, скорее всего, могли отправиться не куда-нибудь, а именно к южным берегам озера Ильмень. Причём это были русы из Пруссии.
  Не стоит забывать о том, что сам Рюрик в летописях назывался князем таких же русов. Поэтому предком Рюрика в 14-м колене мог быть не просто князь каких-то русов, а князь тех русов, которые перед 521 годом могли жить ещё в Пруссии. Теоретически, этим князем мог быть Прус младший, потомок Пруса старшего. Он же мог быть отцом Руса или выше упомянутой Порусии. Или же предком Рюрика в 14-м колене был этот самый Рус, который упоминался в Сказании о Словене и Русе и который стал основателем Старой Руссы. Перед 521 годом он мог жить в Пруссии, а после выбора нового короля оказался у берегов озера Ильмень. Поэтому его могли называть и Русом, и Прусом одновременно.
  Скорее всего, одним из потомком этого Руса-Пруса мог быть Скира, предок Рюрика по отцовской линии, правитель Холмгарда и Руссии. Он упоминался в Северных сагах. Имя его звучит и в выше приведённых строках Сказании и Словене и Русе, когда речь идёт о стране Скир. Чуть подробнее о нём и его потомках можно прочесть в статье "Почему Рюрик назвал своего сына Ингорем?" и в книге "Кто мы?".
  Обратим теперь свой взор на старшего Пруса. Когда он жил? Авторы "Бархатной книги" называют его братом императора Августа, значит, старший Прус родиться мог в 1 веке до н.э., а умереть - в 1 веке н.э. Сам этот Прус в древних иностранных письменных источниках никогда не упоминался, но вот его Пруссия и его подданные пруссы упоминались. При этом Пруссия, как это следует из "Бархатной книги", действительно располагалась у берегов Вислы и Немана и охватывала такие города, как Мальборк, Гданьск и Торунь.
  Однако когда возникла эта Пруссия? Неужели действительно в 1 веке н.э.? Императрица Екатерина Вторая писала о том, что, согласно преданиям, старший Прус прибыл к берегам Вислы из Италии вместе с "Полемоном, или Публием Ливоном, князем Римским, и с ними двести пятьдесят благородных римлян, в числе которых были первейших родов Урсины, Коломны, Кесарины и Кентавры".
  Можно ли найти какие-нибудь исторические подтверждения этим строкам?
  Вот какие предания существуют о прибытии к южным берегам Балтийского моря Полемона и его соратников.
  Хроника Литовская и Жмойтская. Собрание русских летописей. Т. 32:
  "...по Клавдию сын его Нерон; так был окрутный, же и власную матку свою и научителя своего Сенеку без причины казал забити и килкокрот казал место Рим запалити не для чого иншого, тылко, абы ся на огонь смотрел и тешил. Княжатом и паном римским и всей речи посполитой великие кривды и утиски чинил, a так кождый подданый для великой окрутности его не был маетковь и здоровя своего безпечен. И так многие, покидавши маетности свои, утекали до инших панств, шукаючи покою. B той час одно княжа римское, Палямон, Неронов повинный, зобравшися з жоною и детми своими и поддаными, зо всеми скарбы, з которым было o пятьсот от шляхты римской, также з жонами и детми, взявши з собою едного австронома, пошли в окрутах Mopeм, шукаючи собе местца слушного, где бы мелы И поселитися и мешкати в покою. A межи тою шляхтою были четыри домы найвышшии: перший з гербу Катовруса Доспронгус, другий з гербу Колюмнов Просперце Спримнус, Корсинус и Улиянус, и Гектор з гербу Рожей. И так оный немалый час по мору ходячи, пришли в Межиземское море и дошли реки Кисага, a тою рекою в самое море Окиян (мает быти море Балтицкое або Венедицкое), a морем Окияном вышли до устя реки в Корлянского моря, где Немен река в тое море впавши (недалеко от Клойпеды або Ланела, замку велми оборонного пруского), до мора Балтицкого або Венедицкого впадает. A потом Немном вошли в море Курляндское або Немново, a то для того зовется, ижь Немен в тое море Курляндское впадает дванатцетма месци, a кождое называют своим прозвизском, межи которыми называют едно усте Гексия. Оны пошли ку горе против воды, на поле: Дубаса река..."
  Хроника Быховца:
  "А князь по имени Аполлон (Полемон), который тоже забрался в то место... И было с ним пятьсот человек римских дворян, и между ними на острове оказалось четыре рода римских дворян: из герба Китовраса Довспрунк, из герба Колюмнов Прешпор Цезарин, а из герба Урсеинов Юлиан, а из герба Розы Торого. И пошёл морем между землей, и взял с собой одного астронома, который астроном понимал по звёздам, и пошли на кораблях морем на север, и обойдя Францию и Англию, и вошли в королевство Датское, а в королевстве Датском вошли в море океан, и морем океаном дошли до устья, где река Неман впадает в море океан..."
  Смольянов В.Н. Материалы для родословия князей Гедиминовичей:
   "Публий Либа Палемон, великий князь гертурский (этруский - Б.П.) пришёл в страну Литовскую в 16 году. Прочие 4 князя: Дорспрунг герба Книтавр; Проспер Искарин герба Колюмн, се есть столб; Илион Урсин, герб Медведь, Гекипор Гастолер, герб Кринтий. Плыли из реки Тивер в Тиренское море, Междоземное, в западные страны, в Немецкий океан между Англией и Фландрией, королевство Датское в Зунд, море Балтийское в Немень".
  Согласно этим строкам, получается, что Прус мог прибыть к берегам Вислы тоже в 16 году и быть в числе тех князей, которые сопровождали Полемона. Кто же из выше перечисленных князей мог быть искомым Прусом? Среди всех этих князей обращает на себя внимание Прешпор Цезарин из герба Колюмн, он же Проспер Искарин, он же Просперце Спримнус.
  С одной стороны, только он назывался Цезарином, то есть только он происходил из рода Цезарей, а, значит, был каким-то родственником императора Августа. Какой же именно Цезарь был его отцом, неизвестно. Кроме знаменитого Гая Юлия Цезаря было ещё несколько других Цезарей. Кто-то из них и мог быть отцом Цезарина. В то же время Цезарин, судя по первому имени, впоследствии был усыновлён каким-то Прешпором-Проспером.
  С другой стороны, только его имя Прешпор-Проспер имеет некоторое сходство с именем Пруса. Остальные имена сильно отличаются. Поэтому Цезарин мог быть усыновлён, скорее всего, Прешпором-Прусом. Такое же имя - Прус или Прусий - ранее носили правители Вифинии. Поэтому отчимом Цезарина мог быть какой-то потомок этих Прусов.
  Кстати, рядом с Вифинией располагалась Пафлагония, а там некоторые правители носили имя Полемон. Это имя никого вам не напоминает? Или вы уже встречали это имя несколькими строками раньше? Да! Это был один из попутчиков Пруса-Прешпора, причём, самый главный. Он же был основателем первой правящей династии Литвы. Так что отчим Пруса ранее вполне мог жить рядом с Пафлагонией и иметь тесные связи с Полемоном.
  Кроме того, нельзя забывать и о том, что писал о предках балтийских пруссов средневековый историк Лука Давид: "от времени Августа, учёные мужи из примыкавшей к Пафлагонии области Вифинии прошли далеко на север до венедов и алан в Ливонии. За морем они встретили народ ульмигеров, язык которых был никому непонятен, кроме венедов". Об этом же писал и средневековый польский историк Ян Длугош. Так что всё сходится. Более того, Лука Давид указывает на время императора Августа. С чего бы это? Как вы думаете?
  Нужно учесть ещё и следующее обстоятельство. Полемон и другие князья из Балтийского моря отправились вверх по течению реки Неман. А где остановился Прешпор-Проспер Цезарин, в литовских преданиях не написано. Если он не доплыл до Немана, значит, он мог остановиться или в устье реки Преголи, или в устье реки Вислы.
  Ну, и в-третьих, именно этот выше упомянутый Прешпор-Проспер Цезарин, согласно литовским преданиям, являлся предком Гедимина, великого князя Литовского. А все потомки Гедимина и Рюрика, согласно данным ДНК-генеалогии, имеют, практически, одну и ту же отцовскую Y-гаплогруппу N1c1a1a1a1, то есть происходят от одного и того же предка. Только у Рюриковичей гаплогруппа обозначается на одну букву длиннее, то есть она чуть-чуть моложе. И если для Гедиминовичей первопредком назывался Цезарин, то он же мог являться предком и для Рюриковичей-Мономашичей. Просто они отпочковались от Гедиминовичей позднее. Так что и здесь всё сходится.
  Но так в целом обстоит дело, если верить письменным источникам Руси и Литвы. А есть ли какие-нибудь доказательства тому же в других письменных источниках, например, в Риме? Есть ли упоминания о том, что некоторые ромеи действительно проживали в 1 веке н.э. на территории Пруссии?
  Оказывается, на этот счёт именно в Риме были некоторые упоминания. Например, Плиний Старший писал буквально следующее:
   "И поныне жив ещё римский всадник (Квинт Атилий Прим - Б.П.), посланный туда (в Пруссию - Б.П.) для приобретения янтаря Юлианом, ведавшим устройством гладиаторских игр при принцепсе Нероне. Он обошёл местные торговые пункты и берега и привёз такое количество янтаря, что сетки, защищающие балкон от диких зверей, скреплены были янтарём, а вся арена и носилки для убитых гладиаторов и всё прочее снаряжение, необходимое для игр, были сделаны из янтаря, чтобы создать разнообразие в самой пышности каждого отдельного дня этих игр". (Плиний Старший. Естественная история. Главы 42, 45)
  Можно заметить, что этот римский всадник посещал Пруссию во времена Нерона, то есть именно в то время, когда там жили Цезарин и его друзья.
   Аналогичную информацию дают нам и современные археологи:
   "Именно этому времени соответствуют находки на могильнике Доллькайм (к юго- западу от современного Зеленоградска) деталей римского воинского снаряжения, прежде всего - нагрудных знаков отличия легионеров ("фалер") и римских воинских поясов". (Кулаков В.И. Дорогами Ульмеригии. Стр.32)
  "На рубеже 1 век до н.э. - 1 век н.э. происходит распад культуры западно-балтийских курганов... С этого времени можно говорить о возникновении самостоятельной этно-языковой общности, известной в раннем средневековье под именем "пруссы". Античными историками этот народ упомянут под именем "эстии"... Показателем далёких торговых связей эстиев являются находимые в погребениях и кладах римские бронзовые монеты. Основное их число чеканено при императоре Траяне (53-117 гг. н.э.)... На территории Калининградской области, в основном на Самбии, как в погребениях, так и вне комплексов обнаружено большое количество предметов римского импорта - римские керамические и металлические сосуды, оружие, украшения". (Россия. Кулаков В.И. Забытая история пруссов. Стр.8,10)
  В это же самое время, то есть в самом начале 1 века н.э., в Западной Европе впервые появляются и упоминания о Руссии, земля которой располагалась на севере Польши, то есть на месте Пруссии:
   "Узнав, что несколько посланников, которых он направил в Руссию чтобы наложить дань, были убиты ужасной смертью из-за предательства жителей, Фроди (король Дании - Б.П.) был уязвлён двойной несправедливостью и осадил их близлежащий город Ротель. Решив, что протекающая река может помешать ему захватить город, Фроди разделил массы воды, создав новые потоки таким образом, чтобы превратить русло неизвестной глубины в проходимые броды; не снижая скорости, вихри, ослабленные разделением, раскручивали свои волны вперёд теперь более слабыми потоками, и изгибались на всём их узком протяжении, медленно утончаясь и превращаясь в мелководье. Таким способом Фроди переправился через реку; и город, который был слабо защищён, он победил, а его солдаты разрушили город без сопротивления. Сделав это, Фроди направил свою армию к городу Палтиск. Думая, что нет силы, могущей одолеть его, Фроди заменил войну на хитрость. В темноте он вошёл в неизвестное потаённое место, только несколько человек знали секрет, и, чтобы уменьшить опасения врага, приказал сообщить в округе о своей смерти; похороны были проведены, и курган был насыпан, чтобы дать повод рассказам. Даже солдаты сожалели о его предполагаемой смерти с трауром, который тоже был секретной уловкой. Этот слух дошёл до Веспасина, правителя города, и привёл к потери мужества и ослаблению защиты, как будто победа была уже за ним, а враг получил шанс на передышку, и легко поразил его". (Саксон Грамматик. Деяния датчан. Книга II)
   Упомянутый здесь Веспасин был современником Тита Флавия Веспасиана, императора Рима. Учитывая практическое сходство их фамилий, можно предположить, что они могли принадлежать к одному и тому роду, если это не один и тот же человек. Дело в том, Тит Флавий Веспасиан прежде чем стать императором служил военным трибуном во Фракии. И он же какое-то время мог воевать к северу от Фракии у берегов Вислы.
   Те же датчане упоминали Руссию и чуть позднее:
   "Когда, после уничтожения провинций, дальних и просторных, они (Старкад и Бимон - Б.П.) вторглись в Руссию также вожделея установить своё господство, местные уроженцы, мало доверяя своим стенам или оружию, начали преграждать движение врагу с помощью гвоздей редкой остроты. Этим они могли остановить их вторжение, но не могли атаковать их в сражении; та земля могла незаметно наносить повреждение подошвам мужей, перед кем их армия уклонилась от противоборства в поле. Но даже такой барьер не мог служить защитой от противника. Датчане были достаточно хитры, чтобы помешать усилиям руссов. Поскольку они немедленно обулись в деревянные башмаки и шагали с невредимыми ступнями по остриям, которые располагались под их подошвами... Затем они направились в непроходимые просеки, где были лесные чащи, и выгнали Флокка, вождя руссов, из горных убежищ, в которые он крался. И здесь они захватили так много добычи, что не было ни одного, кто не возвратился бы к судну, гружёный золотом и серебром". (Саксон Грамматик. Деяния датчан. Книга VI. Стр. 3)
  Упомянутый здесь вождь русов Флокк практически имеет ту же самую фамилию, что и Гордеоний Флакк, сторонник Веспасиана, который служил где-то на севере Германии, то есть в районе Пруссии:
  "13... Флакк всё больше склонялся на сторону Веспасиана, его тревожила судьба государства, которому грозила гибель, если гражданская война вспыхнет с новой силой и тысячи вооружённых солдат хлынут в Италию". (Корнелий Тацит. История. Книга четвёртая)
   "9. Верхнегерманские легионы презирали своего легата Гордеония Флакка за телесную немощь, вызванную старостью и подагрой, за слабый и нерешительный характер. Он не умел командовать, даже когда солдаты вели себя спокойно..." (Корнелий Тацит. История. Книга первая)
   "36... Гордеоний не заставил себя долго просить, раздал солдатам деньги, но сказал, что вручает подарок от имени Веспасиана. Это и послужило главным поводом для бунта. На ночных сходках и попойках проснулась в солдатах былая ненависть к Гордеонию. В темноте ночи, потеряв последний стыд, они выволокли Гордеония из постели и убили..." (Корнелий Тацит. История. Книга четвёртая).
  Таким образом, не только русские "басни" о Прусе и Рюрике, но и литовские, и датские, и римские, а также "басни" современных археологов - все они указывали на тогдашнюю тесную связь Руссии-Пруссии и Рима, а Пруса-Прешпора-Просперо Цезарина - с римскими императорами. Что и требовалось доказать.
  Итак, Прус прибыл к устью Вислы в 16 году н.э. Этот год и можно считать годом основания Пруссии-Руссии. Хотя вполне возможно, что первые русы могли появиться у берегов Вислы и раньше Пруса, если связывать русов с Палтиском, Палтиск - с Пултуском, Пултуск - с тусками, а тусков - с этрусками, которые тоже бежали из Италии, причём бежать могли на несколько веков раньше Пруса. Но подробный разговор об этом лучше вести в другом месте.
  Дата кончины Пруса неизвестна. Согласно Сказанию о князьях Владимирских, "жит Прус многа времена лет и до четвёртаго роду", то есть он умер через много лет после 16 года, имея не только детей и внуков, но даже и правнуков. Такая вот судьба первого правителя Пруссии.
  В итоге возникает резонный вопрос: так кто же сочинял басни о Рюрике? Тот, кто писал "Бархатную книгу"? Или тот, кто поддакивал и продолжает поддакивать Екатерине Второй, не желая вникать в реальную историю реальных людей, не желая соотносить письменные источники об их жизни с данными археологов, а теперь ещё и с данными генетиков? Ваше мнение?
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"