Итак, мы закончили свой затянувшийся поход по различным материнским линиям, ведущим от Анны Петровны Засекиной, Суздальского князя Бориса Константиновича, а также жены и матери князя Кориата в глубь веков. Ныне живущие Рюриковичи в России и за её пределами могут сравнить свои родословные с теми данными, которые получились у нас, и восстановить многих своих более древних предков. Мы же пойдем ещё дальше.
Как мы видели ранее, различные родословные правящих династий у шведов, норвежцев, датчан, саксов, англов, саксонцев и даже Рюриковичей по некоторым материнским линиям восходят к Вотану, верховному богу саксов. Учитывая, что Вотан занимает такое важное место во многих родословных, нам необходимо остановиться на нём более подробно. Прежде всего, возникают вопросы: кто был этот Вотан? откуда и когда он появился? что известно про него? Попробуем найти на них ответы.
71. Вотан или Воден, Один (ок.100 до н.э.), так его называли германцы. Северные саги называли его также Всеотцом, Отцом Павших. Когда-то он был правителем в Стране Асов в Азии к востоку от реки Танаквисли или Ванаквисли (Дон), впадающей в Чёрной море. Столицей страны был город Асгард. Из саг также известно, что Гюльви, конунг Швеции, предшественник Вотана, удивлённый могуществом асов, ездил в Асгард и беседовал с тамошними правителями. Они рассказывали ему о стране Муспель, которая когда-то располагалась на юге. Там было светло и жарко. В ней жил первый человек Имир. Он питался молоком коровы Аудумлы. Потом был потоп. Во время него спасся лишь один человек. Звали его Бергельмир (Ревущий как медведь). Он сел со своими детьми и женою в ковчег и поплыл. От него пошли новые племена. Вотан жил в чертоге, украшенном серебром, под названием Валаскьяльв (Чертог Радости). Восседал он на престоле из слоновой кости. Ему принадлежал и чертог Вальгалла, где жили души павших в бою воинов. На плечах у Вотана сидели вороны: Хугин и Мугин. Вотан ведал руны, за эти знания он отдал один свой глаз великану Мимуру. Потом он девять дней висел на дереве, распятый собственным копьём. В самом Асгарде было большое капище. В нём находилось двенадцать верховных жрецов. Они совершали жертвоприношения и судили народ. Их называли диями или владыками. Все люди должны были служить им и почитать их. Вотан упоминался и как великий воин. Он много странствовал и завладел многими державами.
Вотан
Часто он отправлялся так далеко, что очень долго отсутствовал. У него было два брата: Ве и Вили. Они правили державой, когда Вотан находился в отлучке. Однажды Вотан пошёл войной против ванов, долго воевал против них, но впоследствии заключил с ними мир и обменялся заложниками. Ваны были известны тем, что являлись хранителями священного мёда и связаны с Хеймдаллем. Жили они в устье Танаквисли. У Вотана были большие владения в Стране Турок. В те времена правители ромеев ходили походами по всему миру и покоряли все народы. Многие правители бежали тогда из своих владений. Поэтому Вотан посадил своих братьев Ве и Вили правителями в Асгарде, а сам отправился в путь и с ним все дии и много другого народа. Сначала он отправился на запад в Гардарики (Гарда-Гродно у берегов Немана?), а затем на юг в Страну Саксов (Saksen). Там он оставил править трёх своих сыновей:
Вегдега - в восточной Стране Саксов. Его потомки: Витргильс, Витта, Сигар, Хейнгест, Свебдег;
Бальдра (Бельдега) - в Вестфалии. Его потомки: Бранд, Фрьодигар (Фроди), Фреовин, Увигг, Гевис (Гаве);
Сиги - в стране франков. Его потомки: Рерир и Вёльсунги.
После этого Вотан ходил в Рейдготландию (Данию) и оставил правителем там сына Скьёльда (от него Скьёльдунги). Потом ходил в Швецию, основал там город Сигтуну и назначил правителей. Оттуда поехал на север до моря в Норвегию и оставил там править сына Сэминга (от него Халейги). Затем вернулся в Швецию и оставил там правителем сына Ингви (от него были Инглинги). После чего асы расселились по всей Стране Саксов, а оттуда по всей северной части Европы. Язык асов стал языком всех тамошних стран. Когда Вотан и дии пришли в Северные Страны, то они стали обучать людей тем искусствам, которыми люди с тех пор владеют. Он и его жрецы назывались также мастерами песен. У Вотана был и самый большой корабль Скидбладнир. Ему же было известно о всех кладах, спрятанных в земле, и он знал заклинания, которые открывали земли, скалы, камни и курганы. Люди поклонялись Вотану и двенадцати верховным жрецам, называли их своими богами. Вотан ввёл в своей стране те законы, которые раньше были у асов. Он постановил, что всех умерших надо сжигать на костре, а их пепел бросать в море или зарывать в землю. В память знатных людей надо насыпать курган, а по всем стоящим людям надо ставить надгробный камень. В начале зимы надо приносить жертвы богам за урожайный год, в середине зимы - за весеннее прорастание, а летом - за победу. Умер Вотан в Швеции от болезни. "После смерти его сожгли на костре и его сожжение было великолепным. Люди верили тогда, что, чем выше дым от погребального костра подымается в воздух, тем выше в небе будет тот, кто сжигается, и он будет тем богаче там, чем больше добра сгорит вместе с ним". Впоследствии Вотан был обожествлён германскими племенами и превратился в верховного бога. Его жена Фригг или Фригида, дочь Фьёргина. Ей были ведомы все людские судьбы, которые она хранила в глубокой тайне. Потом его женой стала Скади, родом из племени ванов. Дети Вотана: Ингви, Скьёльд, Вегдег, Бегдег, Сиги, Сэминг (сын Скади), Хермод, Тор, Видар, Вали. Вот что известно о Вотане, первопредке многих правящих династий в Саксонии, Франции, Дании, Швеции, Норвегии, а затем и Англии. Откуда же был родом Вотан? Где конкретно находилась таинственная Страна Асов?
Как уже говорилось, эта страна располагалась к востоку от устья Танаквисли (Дона), впадающего в Чёрное море. Поэтому её следует искать именно в этом направлении. Непосредственными соседями ванов с этой стороны, если они действительно жили в устье Дона, были аспургианы. Их название включает в себя название асов. Поэтому мы можем предположить, что в то время, когда асы воевали с ванами, они могли носить название аспургиан. Какого-либо другого племени с подобным названием поблизости больше не было. Например, племя асиев проживало в Гиркании на юге Каспийского моря, асионы жили в Лидии на территории Малой Азии и воевали с киммерийцами. Известны ассии и в Средней Азии. Здесь они участвовали в расширении владений Парфянского царства на восток. Самые известные и самые древние асы - это ассирийцы, жители Ассирии, древней страны на севере Месопотамии. У славян были известны какие-то асилки, то есть великаны-богатыри, которые жили в древние времена, создавали реки, воздвигали утёсы, корчевали деревья, откидывали и разбивали каменным оружием камни .
Но вернёмся к аспургианам. Что известно о названном племени? Согласно Страбону, греческому географу, оно воевало с соседним Боспорским царством, которое занимало некоторые берега Чёрного и Азовского морей, в том числе и берега в устье Дона. Во время войны его вождям удалось убить Полемона, правителя этого царства. Произошло это в 8 до н.э. Поэтому мы можем предположить, что теми ванами, с которыми воевали асы, северные саги могли называть некоторых граждан Боспорского царства. Не исключено, что одним из правителей аспургиан после Вотана мог быть Асандр, захвативший престол Боспорского царства после убийства Фарнака и низложения Митридата, сыновей Митридата V Евпатора. После вступления Полемона на престол этого царства аспургиане, как потомки Асандра, могли перейти в оппозицию новому царю.
Что касается самого Полемона, то он, согласно тому же Страбону, относился к древней правящей династии левко-сирийцев, то есть белых сирийцев, которые когда-то жили в Малой Азии между хеттами и ассирийцами, в том числе на территории Митанни и Ванского царства (Урарту, Наири, Биайни).
Согласно сагам, в Стране Турок, то есть в Малой Азии, Вотан имел большие владения, а согласно "Младшей Эдде", в Трое он жил. Однако в те времена не было города с таким названием, но в Троаде существовал город, носящий имя Асс, расположенный на берегу Эгейского моря, напротив острова Лесбос. Его жителей именовали ассийцами, а их страну - Ассувой. Поэтому город Асс - это, скорее всего, и был искомый Асгард. Среди первых правителей Троады известен Ассарак. Возможно, он и основал этот город. Когда-то тираном здесь был Гермий, ученик Платона и Аристотеля. Его имя тоже связано с названием германских племён. В Троаде жили несколько Мемнонов, а у Вотана один из предков носил похожее имя Менон. Страбон называет некоего Мемнона в связи с городом Асс, когда тот путём обмана захватил тирана Гермия в плен и передал персам. Служил этот Мемнон стратегом на персидской службе. Таким образом, в Ассе Троады упоминались и германии, и троянцы, и Мемнон, что могло получить своё отражение в сагах. Прямое утверждение о том, что Асгард - это Троя, есть и в некоторых рукописях нормандцев.
В Германии тогда же, то есть во времена Вотана, было известно племя хаттов, по мнению Тацита, самое крупное. Его название позволяет нам предположить, что предки этого племени могли жить в Малой Азии в Стране Хаттов. Во времена императора Августа, который правил с 27 до н.э. по 14 н.э., вождём хаттов был Укромир. Люди его племени поклонялись Тору, богу грозы, но такой же бог грозы Тару был известен и в Стране Хаттов. Поэтому можно сделать вывод о том, что некоторые германские племена действительно, как и Вотан, могли совершить длинное путешествие из Малой Азии на территорию нынешней Германии.
На территории древней Армении когда-то существовала страна Сакасена (Sakasena). Из Страны Турок Вотан прибыл в Европу в Страну Саксов (по-немецки Saksen). Названия Страны Саксов и Сакасены очень похожи друг на друга. С другой стороны, саксы относятся к ингевонам, то есть к потомкам Инге, а так звали одного из сыновей Вотана. Поэтому вполне вероятно, что сходство названий Страны Саксов и Сакасены неслучайно, не исключено, что европейские саксы могли быть родом из Сакасены.
Что известно об этой стране? Название своё она получила после завоевания лучшей земли в Армении саками, известными с более древних времен в Средней Азии. По соседству с Сакасеной в Гиркании жили и асии. Перед этим саки вместе с асиями завоевали Бактриану, страну, расположенную на территории нынешнего Афганистана. Как раз в этом регионе жили ассии. После Сакасены саки дошли до Каппадокии на юге Малой Азии. А там известно племя асионов. Видимо все перечисленные выше племена не случайно имеют общий корень в названии и, возможно, были родственны друг другу и сакам.
Также получается, что, если саки основали когда-то Сакасену, а асы ушли из Страны Турок, где жили и саки, в Европу и оказались в Стране Саксов, то саки и саксы - это, скорее всего, родственные племена. Саксы относятся к германским племенам. Тогда кроме саксов в Стране Турок (Малой Азии) надо искать упоминания и о германцах. Известны ли здесь какие-нибудь германцы? Да, известны. Ещё Геродот в V веке до н.э. упоминал германиев, одно из племён на территории Персии. Более того, в Малой Азии протекает река Герм, рядом с которой и жило это племя.
Согласно некоторым рукописям, Вотан жил во времена Митридата Евпатора и помогал ему, когда тот воевал с Помпеем, а потом был вынужден бежать в Боспорское царство вместе со своими близкими. Вместе с ним мог бежать и Вотан. Вероятно, именно тогда и появились аспургианы на границах этого царства. На римский лад имя Вотана могло звучать как Вотиен.
Известно несколько родословных Вотана. Ненний в Истории бриттов даёт такую родословную предков Вотана: Отец Вотана - Фрелаф, дед - Фрейдульф, прадед - Финн, далее были Фодепальд и Гета. То есть Вотан по его сведениям был из племени гетов.
В Саксонской хронике в 853 году, когда речь идет о предках короля Англии Этельвульфа, дана другая, более полная родословная: Вотан, Фритвальд, Фреавайн, Фритувульф, Финн, Годвульф, Гет, Татва, Беав, Скелдва, Херемод, Херемон, Хатра, Хвала, Бедвиг, Скиф, Ноах (Ной).
В "Младшей Эдде" дан третий вариант родословной: Вотан, Фридлав, Финн, Гудольв, Ят, Бьяв, Скьяльдун, Херемод, Итрманн, Атри, Бедвиг, Сескев, Маги, Моди, Вингенер, Вингетор, Эйнриди, Лориди, Трор, Мунон.
Что можно сказать, глядя на все эти версии? Версия, изложенная в "Младшей Эдде", это дохристианский вариант родословной Вотана. Скорее всего, это самый древний вариант. В Саксонской хронике представлен практически тот же вариант, но подогнанный к библейскому преданию о происхождении народов. При этом в родословной Вотана исключены все предки, начиная с Маги, вероятно, с той целью, чтобы не допустить родства Вотана с магами и, напротив, доказать его родство с Ноем.
Версия Ненния фактически повторяет версию Саксонской хроники, с той лишь разницей, что родство Вотана с Ноем устанавливается не через Скифа, а через Гета. Исходя из изложенного, разумно взять за основу родословной Вотана самый древний вариант, то есть вариант, изложенный в "Младшей Эдде". В то же время его можно дополнить недостающими персонажами, взятыми из родословной Этельвульфа, короля Англии, потому что царствующие особы могли вести более точный учёт своих непосредственных предков. После реконструкции родословная Вотана может принять следующий вид: Вотан, Фритвальд, Фреавайн, Фритувульф, Финн, Годвульф, Гет, Татва, Бьяв, Скьяльдун, Херемод, Итрманн, Атри, Хвала, Бедвиг, Скиф, Маги, Моди, Вингенер, Вингетор, Эйнриди, Лориди, Трор, Мунон. Рассмотрим каждый персонаж отдельно. Отец Вотана:
72. Фритвальд (ок.125 до н.э.), возможно, как и Вотан, тоже был правителем города Асс (Трои). При нём в период 88-63 годов до н.э. происходила война Митридата Евпатора против Рима, во время которой Троя несколько раз переходила из рук в руки, а затем ромеями была полностью разрушена. Можно предположить, что Фритвальд, как и его сын, тоже был союзником Митридата. Жена Фритвальда - Бестла, дочь великана Бельторна. Их дети: Вотан, Вили, Ве.
73. Фреавайн (ок.150 до н.э.), дед Вотана. Возможно, тоже жил в городе Асс.
74. Фритувульф (ок.175 до н.э.). При нём, примерно, в 130 до н.э. Троя впервые была захвачена ромеями.
75. Финн (ок.200 до н.э.). Известны фины - племя фракийцев в Малой Азии на юге Чёрного моря (Понта), и страна Вифиния, расположенная к северу от Трои. Своё название племя финов и страна Вифиния могли получить от одного из Финеев, упоминаемых древними греками, и живущего за несколько веков до Финна.
76. Гудольв или Годвульф (ок.225 до н.э.). Учитывая, что его сын носил имя Финн, можно предположить, что или он сам, или его жена могли быть родом из племени финов, проживавшего на берегах Понта. Если судить по имени его отца Гета, то, возможно, он имел какое-то отношение к гетам. Геты - это, как и фины, тоже фракийское племя. Фракия в то время входила в состав Македонии. Когда-то королем гетов был Гудила. Его дочь Медона стала женой Филиппа, царя Македонии. Имена Гудольва и Гудилы имеют некоторое сходство. Возможно, это неслучайно, и Гудольв мог получить своё имя в честь Гудилы.
77. Гет (ок.250 до н.э.). Имя этого персонажа может свидетельствовать о том, что он мог быть гетом или по отцу, или по матери. В то же время предки его отца - Скиф, Маги, Моди - вряд ли были гетами и, скорее всего, они жили не на Балканах, а в Стране Турок, точнее, в Персии. Поэтому Гет мог получить своё имя от матери, а не от отца.
78. Татва (ок.275 до н.э.). Учитывая, что его сын носил имя Гет, можно предположить, что его жена, скорее всего, была родом из гетов. В 278 до н.э. в Малую Азию вторглись галлы-галаты. Возможно, Татва воевал с ними.
79. Бьяв (ок.300 до н.э.), жил при Александре Македонском, покорившем Малую Азию в 333.
80. Скьяльдун (ок.325 до н.э.). При нём вся Троада подчинялась Персии. Её царем в то время был Дарий III Кодоман, годы его правления 336-330 до н.э. Он воевал с Александром Македонским и потерпел от него поражение. Теоретически Скьяльдун мог быть родом или из Македонии, или из Персии. Если судить по именам его выше упомянутых предков - Скиф, Маги, Моди - то, скорее всего, Скьяльдун мог быть родом из Персии, а вот его потомки в лице Гета, Финна могли оказаться под влиянием завоевателей Троады, то есть македонцев и их союзников в лице гетов и финов.
81. Херемод-Воинственный Дух (ок.350 до н.э.), жил во времена царствования Артаксеркса III, правившего в 362-338 до н.э.
82. Херемон (ок.375 до н.э.), жил во времена царствования Артаксеркса III, правившего в 362-338 до н.э.
Или Герман, Гермий(?), в городе Асс был рабом менялы Евбула. Прибыв в Афины, стал учеником Платона и Аристотеля (384-322 до н.э.). По возвращении оттуда стал тираном вместе со своим господином, который уже завладел областями Атарнея и Асса. Впоследствии Гермий наследовал ему власть, и сам стал правителем этих областей. Он пригласил к себе Аристотеля и Ксенократа и проявлял о них всяческую заботу. За Аристотеля даже выдал замуж сестру своего брата. Мемнон с Родоса, который был тогда стратегом на персидской службе, пригласил к себе Гермия, прикинувшись его другом, якобы для того, чтобы заключить с ним союз гостеприимства и ради других вымышленных дел. По прибытию Гермия на остров Родос Мемнон велел схватить тирана и отослать царю Персии. Там Гермий был повешен. Обоим философам: Аристотелю и Ксенократу - удалось спастись бегством.
83. Итрманн или Тринан (ок.400 до н.э.)
84. Атри (ок.425 до н.э.), жил во времена царствования Артаксеркса II Мемнона, правившего в 405-362 до н.э.
85. Хвала (ок.450 до н.э.), жил во время царствования Дария II Нота, правившего в 424-405 до н.э.
86. Бедвиг (ок.475 до н.э.), жил во время царствования Артаксеркса I, правившего в 465-424 до н.э.
87. Сескев или Скиф (ок.500 до н.э.), жил во время царствования Ксеркса I, правившего в 485-465 до н.э. Имя этого персонажа позволяет нам предположить, что родом из скифов могли быть или его отец, или его мать. Скифы тогда действительно жили на территории Персии.
88. Маги или Магни (ок.525 до н.э.). Слово магни переводится как сильный. Учитывая, что его сын носил имя Скиф, можно предположить, что он или его жена были родом из скифов. Сам Маги мог быть вельможей в Персии у царя Дария I, правившего в 522-485 до н.э. Троада была захвачена персами в 546 до н.э. Имя Маги подтверждает гипотезу о том, что предки Вотана жили в Персии. Они не только были асами, но и имели какое-то отношение к магам, которые жили рядом с Гирканией и асами. В то время в Персии все жрецы были из касты магов. Они и происходили из племени маги (Магога?). Маги стремились к благочестивой жизни, поклонялись огню, земле, ветрам, воде. В жертву приносили животных, обвитых венком. Жертвенное мясо, разделённое на части, разбирали верующие. Божеству доставалась лишь душа жертвы. Приносили маги также жертвы огню. Причём на огонь нельзя было дуть, класть на него мёртвое тело, пачкать грязью. Кто сделает это - того предавали смерти. Приносили маги и жертвы воде. При этом выкапывали яму рядом с рекой, закалывали в ней животное, не оскверняя воду кровью жертвы. Потом произносили заклинания, кладя мясо на лавровую ветвь и прикасаясь к нему палочками. Жертвенный огонь поддерживался всё время. Историкам известен человек по имени Маг, он был правителем Кирены в 308-260 до н.э. Его мать - Береника I. Теоретически Вотан мог быть каким-то потомком Мага, но если учесть, что он ввёл в Скандинавии сожжение умерших, то вряд ли Вотан был потомком магов по мужской линии. Ведь они всегда были против сожжения трупов. Поэтому, скорее всего, своё имя Маги получил от матери, а не от отца. Отец же мог жить по соседству с магами.
89. Моди (ок.550 до н.э.). Слово моди переводится как смелый. Учитывая, что его сын носил имя Маги, можно предположить, что его жена была из племени магов. В истории тех мест известен Мадий, царь скифов, который упоминался в 654-622 до н.э. Возможно, Моди был назван подобно Мадию неслучайно. Тем более, что он жил в том же месте. Своё имя он мог получить от матери, которая могла быть родом из Мидии.
90. Вингенер (ок.575 до н.э.), вождь племени треров в Малой Азии. Его женой могла быть женщина из Мидии.
91. Вингетор (ок.600 до н.э.), вождь племени треров.
92. Эйнриди или Эредей (ок.625 до н.э.), вождь племени треров.
93. Лориди (ок.650 до н.э.), вождь племени треров.
94. Трор или Трер (ок.675 до н.э.). Согласно исландским сагам, он воспитывался во Фракии у герцога по имени Лорикус. Когда ему исполнилось десять лет, он стал носить оружие отца. В двенадцать лет он убил Лорикуса и его жену Лору (или Глору) и завладел Фракией (Трудхеймом). После этого Трор много странствовал, в северной земле встретил прорицательницу Сив и женился на ней. Сив - мать Лориди, "боговдохновенная и вещая женщина" древности, была родом из Эрифры, города в Греции. Во времена Трора во Фракии существовало племя треров. Оно совершало набеги в страны, расположенные на правой стороне Понта, иногда нападая даже на Фригию. Совпадение имени Трора и названия племени треров вряд ли случайно. Вероятно, Трор завладел не всей Фракией, а стал вождём фракийского племени треров. Вместе с соплеменниками он мог совершать походы в разные страны, в том числе и в Малую Азию. Позднее вождями у треров в Малой Азии были Лигдамид (Тугдамме) и Коб, которые могли быть потомками Трора. Если учесть, что второй женой Трора стала женщина по имени Ярнсакса, то это позволяет нам предположить следующее. Во-первых, скорее всего, она жила среди каких-то саксов; во-вторых, она могла стать женой Трора только после того, как он со своими подданными пришёл военным походом в район Ишкузы и Сакасены, где как раз и жили саки (саксы).
Самым древним предком Вотана по мужской линии в сагах называется Мунон (или Меннон):
95. Мунон или Меннон (ок.700 до н.э.), правитель в Троаде, его сын Трор или Трер.
Или
116. Мунон или Меннон (ок. 1225 до н.э.), якобы был женат на Троан, дочери Приама, верховного правителя Трои.
Вот такая у нас получилась родословная Вотана от Мунона или Меннона. Известен ли в истории тех времён персонаж по имени Мунон или Меннон? Об этом наш разговор будет продолжен в следующей главе. Мы же опять вернёмся к родословной Вотана. Мы видим, что в ней почти нет никаких конкретных фактов из жизни предков Вотана. Попробуем осуществить поиск таких фактов другим способом.
Если Вотан был родом из города Асса в Троаде, то можно попытаться найти упоминание о нём у древних историков. Есть ли что-нибудь о Вотане у них? К счастью, у отца истории, Геродота, упоминаются три человека по имени Вотан (Wotan), правда в переводе с греческого их называли Отанами, а в переводе с персидского - Утанами, но это уже не столь важно. Гораздо важнее другое: кто были эти люди.
Первый Отан или Утан был сыном Фарнаспа или, согласно Бехистунской надписи, сыном Тухры. Он жил во времена Дария I, персидского царя, то есть в VI веке до н.э.
Другой Отан был сыном Сисамна, а третий - братом Дария I. Другие персонажи с такими именами не упоминались. Все выше названные Отаны принадлежали к династии Ахеменидов и жили в одно и то же время, то есть задолго до нашего Вотана. Если верить исландским сагам, то эти Отаны могли быть современниками Вингенера. Познакомимся с ними поближе.
Отан (ок.550 до н.э.) сын Фарнаспа или Тухры, по роду и богатству один из самых выдающихся людей в Персии, за заслуги перед царями имел родовые владения в Каппадокии - центре Малой Азии. Его имя выбито на Бехистунской наскальной надписи. Федима, дочь Отана, вначале была супругой царя персов Камбиза. После его смерти и во время царствования мага Лжесмердиса Федима стала женой этого правителя, как было тогда принято. Отан с помощью дочери узнал об обмане и помог Дарию, сыну Виштаспа, свергнуть мага, восстановить династию Ахеменидов и стать царём персов. Отан и Дарий входили тогда в состав Семи Персов: Дарий, Отан, Интафрен, Гобрий, Мегабиз, Аспарин, Гидарн, которые устроили переворот и решали: какое государственное устройство будет в Персии. Отан хотел передать всю власть персидскому народу, он говорил: "По моему не следует опять отдавать власть в руки единодержавного владыки. Это и неприятно и нехорошо. Вы знаете ведь, до чего дошло своеволие Камбиза, и испытали на себе высокомерие мага. Как же может государство быть благоустроенным, если самодержец волен творить всё, что пожелает? И, действительно, если бы даже самый благородный человек был облечён такой властью, то едва ли остался бы верен своим прежним убеждениям. От богатства и роскоши, его окружающих, в нём зарождается высокомерие, а зависть и без того присуща человеческой натуре. А у кого два этих порока, у того уже они все. Он творит множество преступных деяний: одни - из-за пресыщения своеволием, другие - опять-таки из зависти. Конечно, такой властитель должен бы быть лишён зависти, так как ему, государю, принадлежит всё... Что до народного правления, то оно, прежде всего, обладает преимуществом перед всеми другими уже в силу своего прекрасного имени - "исономия". Затем народ-правитель не творит ничего из того, что позволяет себе самодержец. Ведь народ управляет, раздавая государственные должности по жребию, и эти должности ответственны, а все решения зависят от народного собрания. Итак я предлагаю уничтожить единовластие и сделать народ владыкой, ибо у одного народоправства все блага и преимущества".
Мегабиз был за олигархию, все остальные выступали за монархию. Решили бросить жребий: кому быть царем. Отан ранее всех отказался от царства. Тогда остальные шесть решили, что за это Отану и его потомкам персидский царь ежегодно должен дарить по наилучшей мидийской одежде и посылать другие самые почётные дары, обычные в Персии.
По жребию царем персов стал Дарий. После вступления на престол он взял в жёны Федиму, дочь Отана. Впоследствии Отан был во главе войска персов в походе на остров Самос, захватил его и установил там своё правление. Род Отана правил в Каппадокии, правители которой всегда возводили свой род от него. Их резиденцией являлся город Газиура. Женой Отана была сестра Дария. Их сын Смердоменес.
Сестра Отана - Кассандана, жена царя персов Кира, мать царя персов Камбиза.
Родня Отана:
Камбиз II, царь Персии, его жена Мандана, дочь Астиага, царя Мидии, правившего в 585-553 до н.э., внучка Киаксара, правнучка Фраорта, праправнучка Деиока.
Дарий I (549-485 до н.э.), царь Персии.
Отан, брат Дария, сын Гистаспа, отец Аместриды, тесть царя персов Ксеркса, предводитель персов в походе на Элладу.
Отан, сын Сисамна, начальник войска персов в Приморской области у царя персов Дария. Главный военачальник, преемник Мегабиза. Завоевал Византий, Калхедонию, Антандр в Троаде, Лампоний, на лесбосских кораблях завоевал острова Лемнос и Имброс, на которых ещё жили пеласги. Преследовал ионян, предпринявших поход на Сарды, и одолел их в битве. Затем выступил в поход против Ионии и Эолии, где захватил Клазомены и Киму. Его завоевания охватывают как раз ту область, где впоследствии жил и вождь асов Вотан.
Отец Отана, современник Вингетора:
Тухра или Фарнасп (ок.575 до н.э.), знатный вельможа в Персии из рода Ахеменидов. Его сын Отан и дочь Кассандана.
Родня:
Сисамн, отец другого Отана, царский судья в Персии. Казнён царём персов Камбизом после 529 до н.э. за обман.
Кир II, объединил Парсумаш и Аншан в одно государство и назначил сатрапом Персиды Виштаспа, отца Дария I. Правил в Персии в 558-529 до н.э. В 550 завоевал Мидию, в 546 - Лидию, в 539-538 покорил Вавилон. В 529 погиб в бою с массагетами. Женой Кира была Кассандана, дочь Фарнаспа и сестра Отана. Его сын Камбиз II.
Гистасп-Виштасп (в "Шах-наме" Гуштасп), сатрап Персиды. Его дети: Дарий и Отан. Согласно Шах-наме, Гистасп уезжал в Западные страны (Грецию?) и там женился на Катаюн, дочери тамошнего царя, потом вернулся в Персию. Во время его правления появился Заратуштра.
Отец Тухры, современник Эйнриди:
Арсам или Аршам (ок.600 до н.э.), царь Персиды, был подвластен Мидии. Его дети: Гистасп и Тухра-Фарнасп.
Родня: Камбиз I, царь у персов, правил примерно в 640-600 до н.э. Его сын Кир II.
Отец Арсама, современник Лориди:
Ариарамн (ок.625 до н.э.), царь Парсумаша, был подвластен Мидии. Его сын Арсам.
Родня: Кир I, царь Аншана. Его сын Камбиз (Kambujiya).
Отец Ариарамна, современник Трора-Трера:
Теисп или Чишпиш (ок.650 до н.э.), царь персов, при нём государство разделилось на две части: Парсумаш и Аншан. Парсумаш возглавил Ариарамн, а Аншан - Кир (Куруш).
Отец Теиспа, современник Мунона-Меннона:
Ахемен или Haxamanis (ок.675 до н.э.), вождь в Персиде, основатель династии Ахеменидов.
Имеет ли какое-нибудь отношение Вотан и его предки к этим Отанам и Ахеменидам? Попробуем найти ответ на этот вопрос. Жил Вотан как раз там же, где жили и Отаны, но позже их. Можно сделать предположение, что своё имя Вотан получил в честь какого-то Отана, своего предка или родича. Далее. Если Вотан позже тоже стал правителем там же, где были и Отаны, то не исключено, что Вотан стал преемником древних Отанов.
Третье. Если Вотан был правителем города на территории Малой Азии, принадлежавшей когда-то государству Ахеменидов, и где оставались персидские гражданские правители даже после покорения Малой Азии Александром Македонским, а затем и Римом, то это говорит о том, что Вотан принадлежал к какому-то знатному роду, близкому персидским царям. Как раз такими были все Отаны.
Четвёртое. Вотан жил на территории страны, которой в то время правил Митридат VI Евпатор (132-63 до н.э.). Об этом Митридате известно, что он вёл свой род от одного из Семи Персов. Вотан был союзником этого Митридата, причём близким ему по положению. В результате мы приходим к выводу о возможной принадлежности Вотана по мужской или материнской линии к роду одного из Семи Персов, то есть к роду Ахеменидов.
Однако среди предков Вотана в исландских сагах нет ни одного Отана, Сисамна, Фарнаспа или других имён, похожих на эти. И вроде бы нет оснований для утверждения о родстве Вотана и Ахеменидов. Но у Вотана есть предок по имени Менон или Мемнон, а Мемноны широко известны среди Ахеменидов. В 405-362 до н.э в Персии правил Артаксеркс II Мемнон. После него жил ещё один Мемнон, который в 334-333 до н.э. правил в Галикарнасе, недалеко от города Асса и был полководцем у Дария III Кодомана, воевавшего с Александром Македонским. В то время все важнейшие места в государстве принадлежали Ахеменидам, поэтому нет сомнения в том, что этот Мемнон тоже мог быть из рода Ахеменидов. Получается, что в родословной Вотана всё-таки есть упоминание о каком-то предке из рода Ахеменидов по имени Менон или Мемнон. Итог наших рассуждений о Вотане следующий: Вотан мог принадлежать к знатному персидскому роду, возможно, даже к роду Ахеменидов. Его предки жили рядом с финами, гетами, скифами, магами, мидийцами, трерами и персами. До своего прихода в Страну Саксов Вотан был правителем города Асс в Троаде. Во время войны Рима с Митридатом Вотан, вероятно, ушёл из Троады в Боспорское царство, а потом в Гардарику, Страну Саксов и Скандинавию.