"...не только философы, но и весь род людей берет начало от эллинов.
В самом деле, достаточно припомнить, что именно среди афинян родился Мусей..."
Диоген Лаэртский
Апполодор, цитирующий древние греческие предания, повествовал: "От брака Ливии и Посейдона родились близнецы Агенор и Бел (Рамсес I). Агенор удалился в Финикию и воцарился там, став родоначальником великого рода. Бел же, оставшись в Египте, воцарился там и женился на Анхиное, дочери Нила: от этого брака родились близнецы Египет (Сети I, отец Рамсеса II) и Данай. Даная Бел поселил в Ливии, Египта же - в Аравии. Этот, завоевав землю меламподов, назвал её по своему имени Египтом".
Филон, цитирующий египетского историка Манетона, писал, что "Хозарсиф, первое египетское имя Моисея, родного или приёмного сына сестры Рамсеса II, фараона Египта".
В ветхозаветных преданиях евреев "Некто из племени Левина пошёл и взял себе жену из того же племени. Жена зачала и родила сына и, видя, что он очень красив, скрывала его три месяца, но не могши долее скрывать его, взяла корзинку из тростника и осмолила её асфальтом и смолою и, положив в неё младенца, поставила в тростнике у берега реки, а сестра его стала вдали наблюдать, что с ним будет. И вышла дочь фараонова на реку мыться, а прислужницы её ходили по берегу реки. Она увидела корзинку среди тростника и послала рабыню свою взять её. Открыла и увидела младенца; и вот, дитя плачет в корзинке; и сжалилась над ним дочь фараонова и сказала: это из Еврейских детей. И сказала сестра его дочери фараоновой: не сходить ли мне и не позвать ли к тебе кормилицу из Евреянок, чтоб она вскормила тебе младенца? Дочь фараонова сказала ей: сходи. Девица пошла и призвала мать младенца. Дочь фараонова сказала ей: возьми младенца сего и вскорми его мне; я дам тебе плату. Женщина взяла младенца и кормила его. И вырос младенец, и она привела его к дочери фараоновой, и он был у неё вместо сына, и нарекла имя ему: Моисей, потому что, говорила она, я из воды вынула его".
Тот же Апполодор повторял эту историю иначе: "Оритию (дочь Эрехтея), игравшую на берегу реки Илисса, похитил Борей и сошёлся с ней. Она родила дочерей Клеопатру и Хиону, а также крылатых сыновей Зета и Калаида, которые отправились в плавание вместе с Иасоном. На Клеопатре женился Финей, от которого она родила сыновей Плексиппа и Пандиона. Уже имея этих сыновей от Клеопатры, Финей женился на Идее, дочери Дардана... Хиона же сошлась с Посейдоном. Родив тайно от отца Евмолпа, она решила скрыть происшедшее и бросила дитя в пучину. Но Посейдон подобрал его и принёс в Эфиопию, отдав на воспитание Бентесикиме - дочери, которую ему родила Амфитрита". Поэтому Евмолпа, спасённого в воде, в Эфиопии, стране, расположенной в то время на юге Египта выше Элефантины, тоже могли называть Моисеем или Мусеем. Родился же он, если верить грекам, скорее всего, в городе Борисфен (ныне Николаев), расположенном в устье Днепра на берегу Чёрного моря.
О родстве Мусея (Евмолпа) с другими потомками Посейдона Страбон писал: "Впрочем, в древности во всей Греции жили варвары... Пелопс привёл из Фракии народы в Пелопоннес, названный его именем; Данай (внук Посейдона) - из Египта, а дриопы, кавконы пеласги, лелеги и другие подобные племена разделили между собой области по эту и по ту сторону перешейка. Так, Аттику заняли фракийцы под предводительством Евмолпа (сына Посейдона), Давлиду в Фокиде занял Терей (сын Ареса и внук Зевса), Кадмею - финикийцы во главе с Кадмом (внуком Посейдона)..." Поэтому Евмолп-Мусей находился в родстве с Данаем и Кадмом, прибывшими из Египта и Финикии.
У Страбона были и такие строки: "...прорицатели были в таком почёте, что считались даже достойными царской власти, так как они объявляют нам не только при жизни, но и после смерти веления и указания богов... Таковы Амфиарай, Трофоний, Орфей, Мусей и бог у гетов, которым в древности был какой-то пифагореец Замолксий... Такими же, как эти люди, были Моисей и его преемники, которые впоследствии извратили неплохое начало...
Моисей, один из египетских жрецов, владел частью так называемого Нижнего Египта...
Моисей утверждал и учил, что у египтян и ливийцев неправильное представление о божестве, так как они изображают его в образах диких зверей и домашнего скота; ошибаются и греки, представляющие богов в человеческом образе. Ведь, по его мнению, бог есть одно, единое существо, которое объемлет всех нас, землю и море - то, что мы называем небом или вселенной, или природой всего сущего (то есть Моисей повторял учение Эхнатона, предка Мусея)... Кто, будучи в здравом уме, дерзнёт создать изображение такого бога, похожее на какой-нибудь из окружающих нас предметов? Напротив, следует оставить изготовление всяческих изображений божества и, отделив священный участок и подобающее святилище, почитать его без изображения. И те, кто имеет вещие сны, должны спать в святилище, не только они сами ради своей пользы, но и другие ради пользы остальных. Живущие воздержанно, праведной жизнью всегда могут ожидать от божества какого-нибудь блага, дара или знамения, но прочие пусть не ожидают ничего... Излагая такого рода учение, Моисей убедил немалое число разумных людей и увёл их вместе с собой в то место, где теперь находится поселение Иерусалима. Землей этой ему удалось легко завладеть, так как она была незавидного качества и за неё никто не стал бы серьёзно бороться... Моисей снискал себе уважение и установил необычного рода власть, так как все окрестные народности охотно присоединялись к нему ради поучений и обещаний. Преемники Моисея некоторое время оставались верны его учению, ведя праведную и истинно благочестивую жизнь. Впоследствии жреческая власть оказалась сначала в руках людей суеверных, а затем - самовластных... Из тираний возникли разбойничьи шайки. Мятежники разоряли страны, как свою, так и соседнюю; другие же, действуя заодно с правителями, грабили чужое добро и подчинили себе значительную часть Сирии и Финикии".
Далее о Мусее древние добавляли:
Опять Страбон: "Равным образом тех, кто в древние времена занимался музыкой, называют фракийцами - Орфея, Мусея, Фамириса; Евмолп также получил своё имя отсюда... Исходя из мелодии ритма и музыкальных инструментов, всю фракийскую музыку считают азиатской (Поэтому Мусей и его родичи - фракийцы, - могли быть родом из Азии)... Мусей также является частью помещений царских дворцов (в Нижнем Египте); он имеет место для прогулок, "экседру" и большой дом, где находится общая столовая для учёных, состоящих при Мусее. Эта коллегия учёных имеет не только общее имущество, но и жреца - правителя Мусея". Первым жрецом этого Мусея в Нижнем Египте мог быть сам Мусей.
Ещё ранее Геродот: "Затем прибыли в Сусы некоторые Писистратиды... Они-то и привезли с собой афинянина Ономакрита - толкователя оракулов, который собрал и обнародовал изречения Мусея...Гиппарх, сын Писистрата, изгнал Ономакрита из Афин, когда Лас из Гермионы уличил его в подделке оракула из сборника Мусея. Этот оракул гласил, что острова, лежащие у Лемноса, исчезнут в морской пучине. Между тем множество корабельных обломков, подхваченных западным ветром, принесло к берегам Аттики, к так называемому мысу Колиада. Так-то исполнились не только все прорицания Бакида и Мусея о морской битве, но и пророчество о принесённых волнами сюда корабельных обломках.
...у Фермодонтова тока, на злачных лугах Асопийских
Эллинов рать и вопли мужей, чужеземным наречьем гласящих...
Много погибнет тогда даже сверх веления Рока
Луки несущих мидян в смертный час наречённый судьбою.
Это и другие подобные изречения Мусея, как мне известно, относятся к персам".
Апполодор: "Геракл пришёл в Элевсин к Эвмолпу (Мусею), чтобы быть посвящённым в мистерии. В те времена чужестранцев ещё не посвящали в Элевсинские мистерии, и Геракл добивался посвящения в качестве приёмного сына Пилия, но участвовать в таинствах он ещё не мог... Только приняв от Эвмолпа очищение, Геракл был допущен к участию в мистериях".
О жене Эвмолпа-Мусея и Моисея и изгнании его из Египта древние писали следующее.
Апполодор: "Когда Эвмолп вырос, Эндий (царь Эфиопии - Б.П.), муж Бентесикимы, отдал ему в жёны одну из своих дочерей. Но Эвмолп попытался совершить насилие над сестрой своей жены, за что был изгнан".
Вардан Великий: "воцарился в Египте Хеврон и (царствовал) тринадцать лет; после него Менафтис - сорок три года. Это тот самый, который приказал бросать в реку израильских детей мужеского пола, от чего был спасен Моисей, вынутый Фермутьей, дочерью того же царя, которая в последствии стала супругой Хантара, царя города Мемфиса... Двадцати осьми лет Моисей стал начальником и выстроил город Фермуполь в честь Фермутьи, которую называли также Марисою. Эфиопляне, бывшие данниками Египтян, отложившись, напали на Египет, отвели в плен и его жителей и Фермутью, усыновившую Моисея. Моисей пошёл на Эфиоплян и воевал с ними десять лет; полонил царицу их, Фесбас и, взяв мать свою, возвратился в Египет. Супруг Марисы - Фермотис, с завистью смотрел на Моисея. Когда Мариса умерла, Моисей схоронил её. Муж её послал Ксанфиса, мучителя Израиля, убить Моисея: но Моисей убил его и убежал в Мадиам".
Ветхозаветные предания евреев: "И упрекали Марьям и Аарон Моисея за жену Ефиопку, которую взял"; "...Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской".
Страбон: "Недовольный существовавшим там (в Египте) положением дел, он (Моисей) переселился в Иудею в сопровождении многочисленных почитателей божества".
О детях Евмолпа-Мусея и Моисея древние писали следующее:
Апполодор: "Вместе со своим сыном Исмаром он пришёл к Тегирию, фракийскому царю, и тот выдал свою дочь замуж за сына Эвмолпа. Позднее Эвмолп составил против фракийского царя заговор, но он был раскрыт, Эвмолп бежал в Элевсин (город в Аттике) и заключил дружбу с его жителями. После того, как Исмар умер, приглашённый Тегирием Эвмолп вновь вернулся во Фракию и там, примирившись с Тегирием, унаследовал от него царскую власть".
Ветхозаветные предания евреев: "Моисею понравилось жить у сего человека (Иофора); и он выдал за Моисея дочь свою Сепфору. Она зачала и родила сына, и Моисей нарек ему имя: Гирсам... И зачав ещё, родила другого сына, и он нарек ему имя: Елиезер".
Можно заметить, что в именах Исмар и Гирсам одни и те же буквы, кроме начальной буквы Г.
О происхождении Иофора, тестя Моисея, ветхозаветные предания гласят: "И сыны Иофора Кенеянина, тестя Моисея, пошли из города Пальм". То есть Иофор был потомком Кенея.
Апполодор о персонаже, носящем имя Кеней, писал, что "Кеней вначале был женщиной. После того, как Посейдон сошёлся с ней, она попросила бога, чтобы он превратил её в неуязвимого мужчину (амазонку)". Поэтому библейский Иофор мог быть сыном не Кенея, а Кенеи и Посейдона, а, значит, братом Мусея по отцу.
О происхождении Посейдона, отца Евмолпа-Мусея, Филон Библский, цитирующий Первую книгу Санхунйатона из Финикийской истории, писал: "От Понта рождается Сидон, благодаря своему чрезвычайно красивому голосу, первая создательница склада песни, и Посейдон... Крон даёт город Библ богине Ваалтиде, она же Диона, а Берит Посейдону и Кабирам, Агротам и Галиеям, которые и освятили в Берите останки Понта. А перед этим бог Таавт, подражая виду сосуществующих богов, Крона, Дагона и остальных, изобразил священные знаки азбуки". Получается, что Понт, отец Посейдона, предок финикийцев и ирландцев, жил в Берите=Бейруте, то есть в Ливане, тогдашней Финикии, где Кадм узнал буквы бога Таавта (египетского Тота=Гермеса).
О кончине Эвмолпа-Мусея древние писали:
Апполодор: "Когда же началась война между жителями Элевсина и афинянами, элевсинцы призвали его (Эвмолпа), и он пришёл к ним на помощь вместе с большим войском фракийцев... Принеся в жертву свою дочь, Эрехтей вступил в сражение и убил Эвмолпа. После Эрехтея, которого вместе с его домом поразил разгневанный Посейдон, воцарился старший из сыновей Эрехтея Кекропс".
Страбон: "Ион же (внук Девкалиона), победив фракийцев, подвластных Евмолпу, так прославился этим подвигом, что афиняне поручили ему управление своей страной".
Согласно ветхозаветным преданиям евреев, Моисей якобы умер в возрасте ста двадцати лет. Однако его могила евреям никогда не была известна. Кроме того, согласно тем же преданиям, он даже не был допущен на землю обетованную. Поэтому получается, что даже согласно этим преданиям, он действительно мог отправиться во Фракию, как это следует из преданий древних греков.
Моисею приписывают создание первых пяти книг Библии. Однако в известных нам книгах нет ни слова о тех знаниях египетских жрецов, которые получил от них Моисей, когда рос в Египте. Кроме того, эти книги написаны не от лица Моисея, а от третьего лица. В последней книге даже говорится о смерти Моисея, поэтому сам о себе этого он не мог написать.
Согласно сведениям древних историков, первые пять книг Библии были написаны египетскими иероглифами. Во времена Соломона их перевели на финикийский язык. После вавилонского плена Ездра переписал их арамейско-халдейскими письменами. Затем греческие переводчики перевели их на греческий, а Святой Иероним - на латинский. Поэтому первоначальный смысл книг действительно мог быть сильно искажён, прежде всего, с целью оправдания завоевательных походов тех разбойничьих шаек, о которых писал Страбон.
"И было в тридцатый год,
в четвёртый месяц...
В пятый день...
слово Господне к Иезекиилю,
сыну Вузия,
священнику в земле Халдейской...
- Обрати лицо твоё к Гогу в земле Магог,
князю Роша, Мешеха и Тувала...
изреки пророчество на Гога и скажи:
Так говорит Господь Бог:
вот, Я - на тебя Гог,
князя Роша, Мешеха и Тувала!
И поверну тебя,
и поведу тебя,
и выведу тебя от краёв севера,
и приведу тебя на горы Израилевы".
(Иез. I, 1-3, XXXVIII, 2, XXXIX, 1-2)
Но не сбылось пророчество Иезекииля.
Не пришёл Гог с севера,
не привёл войско своё,
"коней и всадников,
всех в полном вооружении",
ни "боевое полчище, в бронях, со щитами,
всех опоясанных мечами",
ни "персов, ефиоплян и ливийцев с ними,
всех со щитами и в шлемах",
ни "Гомера со всеми отрядами его",
ни "дом Тогарма, от пределов севера...",
ни многие народы с ним.
И не поднялся, как буря,
и не пошёл, как туча,
покрыть землю,
грабёж учинить,
сребро взять, злато,
отнять скот, имущество,
схватить добычу большую...
И не пришёл с Гогом брат его Иаван - Ион,
Великий Ион, Гиперион,
князь Роша, князь росов.
А остался на родной земле,
плавал морями, ходил островами,
сынов растил и родил Зарю, Зорьку -
Эос девицу, Эос красавицу.
А та Астрею, мужу любимому, Понтову внуку,
сына Борея скоро взрастила у вод Борисфена, Днепра могучего.
Борей же похитил дочь Эрехтея,
Оритией звали, царевна Афинская,
игралась одна на реке Илиссе.
Оттуда по воле супруга в Гиперборею взлетела,
где дочерей родила Клеопатру, Хиону,
да сыновей Калаида и Зета - крылатых.
Хиона же, старшая дочерь отеческая,
сошлась с Посейдоном, отпрыском Понта,
царём финикийцев, эфиопов владыкой,
"живущих двояко,
одни, где нисходит Бог светоносный",
у берегов Антлантиды забытой,
"другие - где всходит", у Индии дальней.
От этой любви - сын, родившийся тайно,
кличут Евмолпом - Прекрасное пение.
В Египте же Ливия,
дочерь Эпафова, Нилова внучка,
сынов самых первых дала Посейдону, Гермесу младому:
Бела-Рамсеса, Агнон-Агенора.
Бел правил в Египте,
Агнон в Финикии.
Краса Анхиноя, Нилова внучка,
несла от Бела Сети-Египта,
Даная, ливийца.
Кеней, амазонка, сошлась с Посейдоном.
Их сын Кенеянин
по воле отцовой -
долгие годы в стране Мадиамской.
Сама же погибла в Элладе великой, спасая Тесея.
Хиона ж Евмолпа, рождённого тайно,
месяц скрывала, другой, да и третий.
Не в силах таить его доле в подоле,
тростник собрала,
смастерила корзинку,
смолила асфальтом, чёрной смолою,
вложила младенца, спящего тихо,
толкнула в пучину.
- Плыви, дорогой мой!
Владыка воды Посейдон мореходный
в волнах Борисфена сына заметил,
поднял на судно, повёз к эфиопам, селённым двояко.
Не к тем, что живут у Индии дальней,
и не туда, где брега у атлантов,
а в Нила страну, где Верхний Египет, где Нубия жаркая
и где гойделы, ирландское племя, язык свой учили после скитанья.
Там юная дочь, Бенте-Сикима,
жила и владела,
а мать Амфит-рита, Мерита-амон
потихоньку седела.
Открыла дочь ношу,
узрела младенца.
Он плачет в корзинке.
Сжалилось сердце царственной дщери:
- Зовите служанку,
пусть вскормит младенца.
Девица пошла, призвала евреянку.
Дочь Посейдона той наказала:
- Младенца возьми и вскорми его мне,
дам тебе плату.
Взяла та ребёнка и долго кормила.
"И вырос младенец,
и привела его к дочери фараона,
и был у неё вместо сына,
и нарекла имя ему: Моисей,
потому, говорила она,
что из воды вынула его".
(Исх, II, 10)
И запомнили арабы его Мусой,
а греки - Мусеем-Евмолпом,
прекрасным певцом.
Жил юный Мусей в покоях богатых,
учёных речи слушал мудрейшие,
науки чтил, что ни есть, древнейшие,
службы нёс таинств жреческих,
песни пел складные старой Сидоны,
сестры морехода, дочери Понта, певицы первейшей.
Нам Аристотель, царя Александра учитель,
что в Македонии правил и Персию всю покорил, и Египет,
молвил когда-то Мусеево с радостью слово:
"смертным петь - это приятней всего".
Рядом с Мусеем дочери жили Бенте-Сикимы:
самая старшая и наименьшая, может Аида.
Люба была та, что поменьше,
но не судьба. Повенчан с другой.
Только однажды взгляд уронил он,
сердце забилось трепетной птицей
и позабыл себя в устремленьях,
но помешали одежды приникнуть к деве желанной.
Строгий отец, Эндий-правитель, царь эфиопов,
изгнал молодого с сыном Исмаром или Ирсамом.
Буквы одни, но по-разному кличут
в древней Элладе и Ближнем Востоке.
И оказался в царстве он Нижнем, древнем Египте,
где брат Фараон.
Многие здесь поспешали и зрели,
слушать младого жреца и прекрасные трели.
Имя Мусея позже носили те из покоев,
где дом, где экседра,
где славно гуляли, где пили и ели,
где собирались мудрее мудрейших,
ну а Мусей самый первый из них,
жрец-повелитель, наместник, жених!
С тех пор до ныне имя его носят музеи мира всего.
Тайну познавши Египта жрецов
и услыхав от них слово кривое,
что говорили простых заблуждая,
он воспевал вдохновенно и страстно
первым средь них, но после Гермеса,
но не младого, а внука Атланта:
- Боги не в образе диких животных
или скота, что пасут пастухи.
- Боги не те, что бессмертными стали,
раньше людьми проживали средь нас.
- Бог есть одно, Бог есть единое.
Он объемлет вокруг
землю и море, небо и звёзды,
всё, что мы называем вселенной
или природой всего самосущего.
- Кто в уме здравом дерзнёт создать
Бога лик, схожий с предметом любым
из окружения, что среди нас?
- Оставьте попытку сделать сей лик
и, отделив освящённый участок,
чтите Всевышнего без искажений.
- Те, кто имеет вещие сны,
должны почивать в святилище том же,
но не лишь ради пользы своей,
но ради пользы всех остальных.
- Живущие сдержанно, праведной жизнью
могут надеяться блага божественна,
дара, знамения,
но прочие пусть не ждут ничего...
Эти слова возмущали довольных
прежним жильём и сокрытым ученьем.
Ждали лишь повода выгнать ослушника
и возвратить прежних мыслей спокойствие.
Случай представился, Мусей разгневался,
когда страж избивал иноверного.
Встал на защиту наш жрец новоявленный,
прочь он прогнал злодея усердного.
Снова в дороге изгнанной случилося
мудрому мужу тогда оказаться.
Брат Фараон не стерпел в нём соперника
и повелел из страны убираться.
Шёл наш упрямый в страну Мадиамскую,
где жил другой брат, Кенеевый отпрыск.
Тот был свободен от догмы египетской
и возвещал то, что знал, без сокрытия.
Вот почему наш певец неуступчивый
здесь и нашёл своё место спокойное.
Люди с округи к нему вновь стекались
истины знаний воспеть собирались.
Скоро родные ещё раз сроднились,
зятем Мусей стал у брата старейшего,
то Рагуил Иофор сын Кенеин.
Дочерь Сепфора сына родила,
верно то был Елизар наименьший.
Всё хорошо, но остались мучения
тонкой души Хазарсифа изгнаника.
Стопы свои он направил в Египет,
чтобы увлечь тех, кто был с ним един,
с ними же братьев молочных, не кровных.
Там убедил он разумных немало
и согласились уйти вместе с ним.
Тяжким был путь с Аароном, вождём иноверных скитальцев,
через пески и безводную землю под солнцем пекущим.
Многие пали, другие терпели лишенья, болели, роптали.
"И упрекали Марьям и Аарон Моисея
за жену Ефиопку, которую взял", (Чис, XII, 1) он когда-то.