В китайских преданиях известна Страна Птиц, которая упоминалась также и в преданиях обских угров. Одним из её правителей назывался:
128. Мэн Си или Ван Мэн (ок.1675 до н.э.), потомок бога Бо-и якобы в пятом поколении. Служил сановником у Тай-у, правителя царства Шан (1637-1562 до н.э.). Однажды тот отправил его с людьми к Сиванму, владыке или владычице Запада, чтобы достать лекарство бессмертия. Его владения простирались тогда до Тяочжи. Согласно китайским преданиям, Ван Мэн и его люди не дошли до цели, то есть до Сиванму, а поселились среди гор и лесов и образовали Страну мужчин (Чжанфуго). Жители её носили одежду, шапку и меч на поясе. К югу от них располагалась страна Вэйняо. Её название полностью совпадает с нынешним названием России на финском языке, поэтому Страна мужчин могла располагаться рядом со страной предков карелов или финнов. Потом Мэн Си основал Страну Птиц (Мэнняого или Мэншуго). В ней росло много бамбука высотой до тысячи чжанов. Вероятно, речь шла не о бамбуке, а об обыкновенных деревьях, которые китайцам не были известны. Обитатели этой страны имели человечьи головы и птичьи туловища. Их описание напоминает нам греческого Тифона и китайского Юйху. Подданные этой страны стали называть себя манси. Такое название до сих пор носит один из народов обских угров. К западу от Страны Птиц располагалась страна Мого (Магор?), а к северу - Шоумаго (Сумеру?). Если наше предположение о расположении соседних стран верно, то подданными Мэн Си могли быть племена срубно-хвалынской археологической культуры. Их потомки, по мнению археологов, действительно могли быть уграми, то есть предками венгров, хантов и манси. Здесь следует вспомнить о том, что мы говорили в одной из предыдущих глав о кургане Аржан в Туве, где основная масса бронзовых псалиев, набор наконечников стрел, различные бляшки из клыков кабана чрезвычайно близки к комплексам, известным в Северном Причерноморье и относимым к предскифскому периоду, то есть к периоду племён Срубной культуры. Следует также обратить внимание на то, что племена этой культуры впоследствии продвигались на север и теснили племена Абашевской культуры, которые занимали ареал между Северным Донцом и Тоболом. Абашевская культура формировалась к северу от Древнеямной, считается родственной Срубной и Алакульской культурам. Антропологи относят абашевцев к долихокранным европеоидам, имеющим высокий рост. По мнению археологов, в этом отношении они близки к представителям культуры боевых каменных топоров и шнуровой керамики, племена которых простирались от Волги до Рейна. Время появления Абашевской культуры совпадает с появлением андроноидных культур на Урале. Их керамика также близка друг другу. Поэтому сходство Срубной, Абашевской и андроноидных культур на Урале позволяет нам сделать вывод о том, что в стране Манси, скорее всего, действительно жили предки древних угров (венгров, манси и хантов) и, соответственно, потомки Нимрода-Бела из Ассирии. Впоследствии Мэн Си ушёл из Страны птиц в неизвестном направлении. Возможно, не в сторону Китая, так как там о нём сведений больше не было.
Брат: Чжун Ян, тоже жил в Стране Птиц вместе с Мэн Си, а потом вернулся обратно в царство Шан, служил императору Тай-у (1637-1562 до н.э.). Его потомки уже известны нам по предыдущей главе.
Рейд братьев Мэн Си и Чжун Яна с территории Китая в Поволжье замечен археологами. Речь идёт о Сейминской археологической культуре. Её представители действительно шли из Китая в Поволжье как раз во время жизни Мэн Си. Даже название этой культуры сохранило его имя. Археологические памятники этой необычной для того периода высокоразвитой культуры были обнаружены вплоть до берегов Дуная. Поэтому Мэн Си, возможно, из Страны Птиц отправился именно к берегам этой реки. Для Сейминской культуры было характерно массовое применение изделий из литой бронзы, впервые появившихся в Сибири и Восточной Европе.
Аналогичные выводы делают и антропологи. Они отмечают появление среди представителей племён финно-угров от Оби до Финляндии монголоидных черт, выражающихся увеличением скулового диаметра черепа. Даже в XIX веке маркиз Астомир де Кюстрин, совершая поездку из Петербурга в Москву, писал, что "господствующим типом (местного населения по пути из Петербурга в Москву) был калмыцкий - выдающиеся скулы и приплюснутый нос. Впрочем, нередко попадались головы красивой формы и безукоризненно правильные черты лица". Объяснение всему этому явлению можно найти в истории с Мэн Си.
Можно также отметить, что финны сами себя называют "суоми". Это слово тоже могло произойти от Мэн Си. Точно такой же вывод можно сделать и в отношении племени саамов. В настоящее время они проживают в северных частях Норвегии, Швеции, Финляндии, а также на Кольском полуострове.
Язык саамов входит в финно-угорскую группу, но занимает в ней обособленное место, потому что треть субстратной лексики не находит соответствия среди других финно-угорских языков. С точки зрения антропологов, у саамов также мало общего с финно-уграми. Скорее они напоминают племя сэту, живущее неподалеку от города Изборска. Этнографы обращают внимание на то, что в их национальном орнаменте есть элементы и композиции, встречающиеся только в орнаменте саамов.
Впоследствии некоторые племена Сейминской культуры, по мнению археологов, пытались вернуться обратно. Как мы уже знаем, некоторые представители Андроновской археологической культуры в XIII-X веках до н.э. жили в Верхнем и Томском Приобье. В их погребениях практически полностью отсутствовало оружие, поэтому можно предположить, что они пришли сюда без столкновений с местным населением. Его тогда представляли племена Самуськинской археологической культуры. Название этой культуры тоже напоминает нам имя Мэн Си. Скорее всего, самуськинцы покинули эти места, и ушли на север в тайгу, как раз туда, где ныне живут обские угры манси.
И, наконец, имя Мэн Си до сих пор носит Минусинская котловина на юге Сибири, о которой уже много нами сказано. Местные андроновцы использовали тягловую лошадь, занимались примитивным земледелием, изготавливали литые изделия из бронзы. У них впервые появились бронзовые сейминско-турбинские копья и кельты. Это может свидетельствовать о том, что они могли приобрести их или у самуськинцев, потомков сейминцев, или непосредственно у сейминцев.
Андроновцы имели долихокранные черепа, средний рост, часто высокий, плотное и крепкое телосложение, продолговатое лицо, белый цвет кожи с румянцем на щеках, белокурые волосы, нос, выдающийся вперёд, прямой, часто орлиный, светлые глаза.
В Европе родственной для Андроновской культуры была синхронная ей Срубная культура, племена которой обитали между Волгой и Днепром. Примерно в 1500 до н.э. племена Срубной культуры вытеснили из Северного Причерноморья племена Катакомбной культуры. Отдельные памятники Срубной культуры затем появились на территории Румынии и Болгарии.
Если племена сейминцев доходили до Дуная, то не исключено, что позднее они могли переправиться и через него и появиться ещё южнее, то есть на территории Греции. Как раз в период жизни Мэн Си в Греции появляются минии - новые пришельцы с севера. Они начали строить дома апсидальной формы (выступающие полукругом), изготавливать серую (минийскую) керамику, похожую на керамику шанов, вырубать в скалах шахтовые гробницы с семейными погребениями и покрывать лица покойников масками из листового золота.
Период 1600-1500 до н.э. в Греции историки называют "династией шахтовых гробниц", с центром в Микенах и Мессении. Название последней опять имеет некоторое сходство с именем Мэн Си. В это же время на Крите начался позднеминойский период, усилилась власть Кносса, его правителем стал Минос, создатель минойской талассократии, то есть могущественной морской державы. Его имя также имеет особое сходство с именем Мэн Си. Одновременно на острове возникла новая система письма (слоговое письмо А). Расширились связи Крита с Арголидой, где в это же время появился Инах (его имя практически совпадает с названием рода Ин, к которому относился и Мэн Си), а также с Кикладами, Египтом и Финикией. Родственные племена - минеи - поселились даже в Индийском океане на юге Аравийского полуострова.
Василевск в Микенах
Предками Мэн Си и Чжун Яна, известными в Китае, были:
133. Бо-и (ок.1800 до н.э.), предок Мэн Си в пятом поколении.
Или Борисфен(?), правитель страны в устье Борисфена (Днепра).
...
140. Чжа-ши (ок.1975 или 2175 до н.э.), первый правитель Страны Птиц. Можно предположить, что в данном случае речь идёт о стране Ху, то есть о более древней Стране Птиц. Культ водоплавающих птиц имели тогдашние племена Мстинской культуры ямочно-гребенчатой керамики, проживавшие к югу от Ладожского озера. Впоследствии в этом регионе проживали карелы, финны и эстонцы, родичи обских угров манси. Поэтому мы можем предположить, что Чжа-ши действительно правил возле Ладоги. По мнению археологов, Мстинская культура имела сходство с более древней Волосовской культурой, располагавшейся на территории от Ладоги до Оки.
...
142. Далянь (ок.2025 или 2225 до н.э.), основатель рода Няосу-ши (Рода с птичьими обычаями).
Брат: Жому, первопредок рода Фэй-ши. Возможно, все его представители служили в царстве Ся. Праправнук Жому по имени Фэй-чан покинул Цзе-чжоу, последнего императора царства Ся, и перешёл на службу в царство Шан. Он управлял колесницей Чэн Тана (1766-1754 до н.э.) в битве при Минтяо. Его потомки жили среди племён И и Ди.
143. Дафэй или Бо-и (ок.2050 или 2250 до н.э.), потомок Шаохао. Помогал императору Шуню (2044-1993 или 2258-2205 до н.э.) приручать зверей и птиц. Потом помогал будущему правителю Юю (правил в 1991-1984 или 2205-2197 до н.э.) усмирять потоп, делить вещи на хорошие и дурные. Он научил людей рыть колодцы, поэтому они стали селиться вдали от рек. За успехи в этом деле его стали называть Бо-и. Он же написал "Книгу гор и морей". Правитель Шунь был очень доволен Бо-и, дал ему в жёны девушку из рода императора Яо и пожаловал ему фамилию Ин. После смерти Шуня Бо-и был соправителем Юя, а после смерти Юя три года правил самостоятельно, пока не передал власть его сыну Ци, ставшему основателем династии Ся. Известно, что император Юй много путешествовал и посетил на западе за морем страну птиц Ху, страну белых людей - Байминь, страну Цзигун или Цигуго, там жители могли делать летающие колесницы, и страну Хужэнь - там люди могли подниматься на небо и опускаться на землю. Далянь, сын Бо-и, мог сопровождать императора во время поездки в страну птиц Ху и остаться там насовсем.
Брат: Сиюэ, его сын Сянлун положил начало рождению Ди и Цян. Они, в свою очередь, образовали род Ци.
Родичи:
Тай-тай, дух воды в реке Фэньшуй.
Гаояо, помогал императору Яо в управлении государством.
144. Дае или Тай-гун, Тао Гао (ок.2075 или 2275 до н.э.), глава племени И. Советом вождей шестнадцати племён был избран преемником Юя. После Дае преемником был назначен его сын Бо-и. Женой Дае была Нюйхуа из рода Шаодянь. Имя Дае в форме Тао Гао очень похоже на имя Тагаро. Ранее упомянутый Тай-доу, учитель Чжун Яна, возможно, тоже был потомком Тай-гуна.
Или Дагон(?), покровитель земледелия и рыбной ловли у филистимлян, изображался царём с рыбьим хвостом. Согласно преданиям, изобрёл хлеб и плуг. Его женой была Шала (Шаодянь?).
Или Даган(?), царь Исина (племени И?) в Шумере (Шу-и?) после Ибби-Суэна (Юя?).
Или Ишме-Даган(?) (ок.2075 до н.э.), правитель Мари.
Или Океан(?), отец или предок Инаха (Бо-и с фамилией Ин?).
145. NN (ок.2100 или 2300 до н.э.), его жена Нюйсю, потомок Чжуаньсюя. Их сын Дае.
Согласно китайским преданиям, его предками могли быть:
156. Бэйфа (ок.2375 до н.э.), дух моря.
Братья:
Гоуман или Ман, Чун, жил в Стране Птиц на востоке, являлся первым помощником Фуси (Тай-хао) или его потомков. Имел квадратное человеческое лицо, птичье тело, в руках держал циркуль и управлял вёснами. Он же научил людей ловить птиц.
Гай или Жушоу, дух металла, стал правителем Запада и жил у горы Юшань, где наблюдал за солнцем. У него служил астролог Инь.
Бань, изобрёл лук и стрелы.
Родня: Чжуансюй или Гао-ян, племянник Шаохао и Юйцяня, правил в 2297-2220 (или 2510-2433) до н.э., царь стихии воды, верховный владыка Севера, император, верховное божество, первопредок шанов, предок рода, правившего в стране Чу. Жил в столице Пу. Основал астрономическую академию. Некоторые его потомки носили фамилию Ми, правили в уделе Чу и жили среди племён И и мань.
157. Сюань-сяо или Цин-ян, Шаохао-Царь птиц (ок.2400 до н.э.), властелин Запада, белый первопредок и государь. Впрягал вола в повозку, которую изготовил Хуанди. Правил в 2381-2298 (или 2594-2511) до н.э. в Шантунге, относился к эре Шу-и и роду Цзиньтянь. Прежде, когда он только вырос, то уезжал за Восточное море и у бездны Гуйсуй, где возвышались пять священных гор, основал страну Шаохао (Страну Птиц). В ней он оставил своего сына Гоумана. Потом Шаохао вернулся на Крайний запад к горе Чанлю, где ему были подвластны земли в двенадцать тысяч ли. Там находился дворец круглого духа Вэя. Этот дух повелевал закатом солнца. Его имя стало фамилией для жителей страны Имуго (одноглазых). Шаохао поручил чиновникам на одежде иметь изображения птиц, а воинам - изображения зверей. Сам же он назывался царём стихии металла, любил играть на гуслях и цитре. При нём девять чиновников предались магии, а все иные продолжали чествовать Шан-Ди. Потомки Шаохао носили фамилию Цзи или Ин.
Братья:
Чан-и, его жена Чан-Пу из рода Шушан. Их сын Чжуансюй.
Или Ханьлю (Цяньхуан), отец Чжуаньсюя(?). Его жена Энюй.
Юйцян или Юйцзин, Юаньмин, сын Юйху и дядя Чжуаньсюя, бог моря и ветра, правитель Северного моря. Имел человеческое лицо, птичье тело, в ушах две чёрные змеи, тело рыбы-кита по имени Кунь, жил в стране Дань-эр. Жители этой страны носили фамилию Жэнь. Юйцян мог превратиться в птицу пэн и улететь в Южное море. Когда он поднимался в небо, то на воде вздымал огромные волны.
Матерью Шаохао была женщина по имени Нюйцзе или Хуанъэ, небесная фея. Однажды она плавала на плоту (лодке, судне) и повстречала NN (Юйху?), сына Байди, белого императора, правителя Запада. Тот и стал отцом её сына Шаохао.
158. Юйху(?) (ок.2450 до н.э.), дух моря, правитель Восточного (Аравийского?) моря, жил на острове, имел птичье туловище, лицо человека и две жёлтые косы. Его сын Юйцян. В некоторых китайских преданиях Юйху, правитель Восточного моря, Юаньмин, дух моря и ветра, и Юйцзин, правитель Северного моря, назывались сыновьями Хуанди, однако тот был правителем Центра, а не Запада, как говорилось в преданиях о деде Шаохао.
159. Байди (ок.2475 до н.э.), белый император, правитель Запада. Более подробно о нём мы поговорим в одной из следующих глав.