Юпитер, в римской мифологии бог неба, дневного света, грозы, царь богов.
(Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2, стр.417)
После Хиты в Аване правил Тацитта, первый Тацитта, в 2200-2175 до н.э. правил Тацитта.
В Риме имя Тацитты носил Тацит, Корнелий Тацит, известный историк Тацит.
После Тацитты в Аване правил Эпарти, первый Эпарти, в 2175-2150 до н.э. правил Эпарти.
В Риме имя Эпарти носил Юпитер, бог Юпитер, верховный Юпитер.
В Элладе имя Юпитера носил Иапет, герой Иапет, титанид Иапет.
В Египте имя Иапета носил Тепи-а, фараон Тепи-а.
В Иудее имя Иапета носил Иафет, Иавана отец Иафет.
После Эпарти в Аване правил Тацитта, второй Тацитта, в 2150-2120 до н.э. правил Тацитта.
Уступил Тацитта власть Уриму, Шумера граду Уриму, самому первому Риму.
Потомки Тацитты, второго Тацитты, в Аншане, в 2120-1800 до н.э. в Аншане.
Второй Эпарти в Аншане, Эламе, перед 1800 до н.э. в Аншане, Эламе.
"Аншан, Анзан (в эламском произношении, по-видимому, Анчан), - область и город в Северном Эламе (Юго-Западный Иран), известные по клинописным источникам с 24 по 6 век до н.э. В 24-20 веках Аншан был отдельным царством".
(Советская историческкая энциклопедия. Том 1. Стр.642-643)
После Эпарти в Аншане, Эламе правил Сиртух, его сын Сиртух,
в 1800-1772 до н.э. правил Сиртух.
В 1772-1770 до н.э. правил Симутварташ, внук Симутварташ.
В 1770-1745 до н.э. правил Сивепалархухпак, правнук Сивепалархухпак.
Его преемник Кутир, первый Кутир, Солнце-Кутир, в 1730-1700 до н.э. Солнце-Кутир.
В 1635-1625 до н.э. правил второй Кутир, Шилхаха-Кутир.
В 1545-1520 до н.э. правил Кук, первый Кук, Кук-Кирваш.
В 1520-1505 до н.э. правил Кук, Второй Кук, Солнце-Кук.
После 1505 до н.э. правил Кутир, второй Кутир, Солнце-Кутир.
В 1480-1460 до н.э. в Аншане, Эламе правил Кутир, Шилхаха Кутир, последний Кутир.
Потерпел пораженье Кутир, последний Кутир,
от касситов пораженье потерпел, от Куригамзы, правителя касситов, потерпел.
И прекратилось в Эламе правление, рода Эпарти-Юпитера правление.
Первым королём Италии Янус был или Ян, король Эперды именем Ян.
На землю Италии пришёл первым Ян.
(Ирландия. The Irish version of the Historia Britonum of Nennius)
Первым королём Италии Янус был или Ян, король Эпарти-Эперды именем Ян.
На землю Италии он пришёл первым, из страны Юпитера именем Аван первым.
Сатурн, один из древнейших римских богов, бог золотого века, один из первых царей Лация. Бежал от Юпитера в Италию, где был принят правителем Янусом. Сатурн научил своих новых подданных земледелию, виноградарству, цивилизованной жизни. Вся страна стала называться Страной Сатурна.
(Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2. Стр. 417)
Вторым королём Италии был Сатурн, король Эпарти-Эперды именем Сатурн.
На землю Италии пришёл он вторым, из страны Юпитера именем Аван вторым.
"И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Еламского, и Фидала, царя Гоимского, пошли они войною против Беры, царя Содомского, против Бирши, царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор. Все сии соединились в долине Сиддим, где ныне море Солёное. Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера, а в тринадцатом году возмутились. В четырнадцатом году пришёл Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов в Аштероф-Карнаиме, Зузимов в Гаме, Эмимов в Шаве-Кириафаиме, и Хорреев в горе их Сеире, до Эл-Фарана, что при пустыне. И возвратившись оттуда, они пришли к источнику Мишпат, который есть Кадес, и поразили всю страну Амаликитян, и также Аморреев, живущих в Хацацон-Фамаре. И вышли царь Содомский, царь Гоморрский, царь Адмы, царь Севоимский и царь Белы, которая есть Сигор; и вступили в сражение с ними в долине Сиддим, с Кедорлаомером, царём Еламским, Фидалом, царём Гоимским, Амрафелом, царём Сеннаарским, Ариохом, царём Елласарским, - четыре царя против пяти. В долине же Сиддим было много смоляных ям. И цари Содомский и Гоморрский, обратившись в бегство, упали в них, а остальные убежали в горы. Победители взяли всё имущество Содома и Гоморры и весь запас их и ушли. И взяли Лота, племянника Абрамова, жившего в Содоме, и имущество его и ушли. И пришёл один из уцелевших и известил Абрама Еврея, жившего тогда у дубравы Мамре, Аморреянина, брата Эшколу и брата Анеру, которые были союзники Абрамовы. Абрам, услышав, что сродник его взят в плен, вооружил рабов своих, рождённых в доме его, триста восемнадцать, и преследовал неприятелей до Дана; и, разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска..."
(Иудея. Библия. Бытие. Глава 14. Строки 1-15)
Кедорлаомер или Кутир Лагамар царь, Элама и Аншана царь,
в четырнадцатом году пришёл из Элама, царь пришёл из Элама.
И покорил он рефаимов и зузимов, хорреев и эмимов,
но потерпел поражение от Абрама, ночью потерпел от Абрама.
И отступил он до Дамаска, до левой стороны Дамаска.
"После сих происшествий было слово Господа к Абраму в видении, и сказано: не бойся, Абрам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Абрам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моём этот Елиезер из Дамаска".
(Иудея. Библия. Бытие. Глава 15. Строки 1-2)
Елиезер из Дамаска, из сирийского Дамаска,
распорядитель в доме Абрама, во времена Кедорлаомера распорядитель в доме Абрама.
В Сирии у Дамаска появилась страна Митанни, держава Митанни.
"Митанни (аккадское Ханигальбат, египетское Нахарина) - раннерабовладельческая держава 16-13 века до н.э. в Верхней Месопотамии во главе с хурритским племенем митанни...
Коренным населением являлись субарейцы... и хурриты..."
(Советская историческая энциклопедия. Том 9. стр. 500-501)
"Как бы там ни было, вполне доказано, что первые поселенцы в Шумере были не шумеры... некоторые из них были известны в 3-м тысячелетии как субары (субарийцы). Об этом мы знаем почти наверняка; они были первой важной цивилизирующей силой в древнем Шумере..."
(США. Самюэль Крамер. Шумеры. Стр. 54)
Во времена Кедорлаомера, Кутира Лагамара
появилась страна Митанни, в Сирии у Дамаска появилась страна Митанни, держава Митанни.
Её субары были первыми, до потопа в Шумере были первыми,
землепашцами, скотоводами, рыбаками,
ткачами, кожемяками, плотниками,
кузнецами, гончарами, каменщиками.
"И сказал Господь Моисею: сделай себе змея и выставь его на знамя, и ужаленный, взглянув на него, останется жив. И сделал Моисей медного змея и выставил его на знамя, и когда змей ужалил человека, он, взглянув на медного змея, оставался жив. И отправились сыны Израилевы и остановились в Овофе; и отправились из Овофа и остановились в Ийе-Авариме, в пустыне, что против Моава, к восходу солнца; оттуда отправились, и остановились на долине Заред; отправившись отсюда, остановились у той части Арнона в пустыне, которая течет вне пределов Аморрея, ибо Арнон граница Моава, между Моавом и Аморреем. Потому и сказано в книге браней Господних: Вагеб в Суфе и потоки Арнона, и верховье потоков, которое склоняется к Шебет-Ару и прилегает к пределам Моава. Отсюда отправились к Беэр; это тот колодезь, о котором Господь сказал Моисею: собери народ, и дай им воды. Тогда воспел Израиль песнь сию: наполняйся, колодезь, пойте ему; колодезь, который выкопали князья, вырыли вожди народа с законодателем жезлами своими. Из пустыни отправились в Матанну, из Матанны в Нагалиил, из Нагалиила в Вамоф, из Вамофа в Гай, который в земле Моава, на вершине горы Фасги, обращённой лицем к пустыне".
(Иудея. Библия. Числа. Глава 21. Строки 8-20)
В Митанни "Столица - Вашшукканни (Васугани, Усукани, Сикани), современное - Рас-эль-Айн, на реке Хабур (в современной Сирии, на турецкой границе)..."
(Советская историческая энциклопедия. Том 9, стр. 500)
В стране Митанни, Матанна или Митанни,
Вашшуккани, столица Вашшукканни -
Источник Богатства,
современный город Рас - древних расов, расенов город Рас.
"Митаннийская держава владела на севере - Алше (на верхнем Тигре), на западе - Северной Сирией и Кицуватной (в Малой Азии), на северо-востоке - Куммийским царством, на востоке - Аррапхой и Нузу (в бассейне реки Диалы), на севере - Уруатри (до современных Триалети и Лчашена у озера Севан)..."
(Советская историческая энциклопедия. Том 9, стр. 500-501)
На западе держава владела Сирией, Белой Сирией,
на севере владела Уруатри, страной Уруатри.
"Большую роль в Митанни играл культ индийских (ранневедийских) богов Индры, Варуны, Митры, Насатьи и других".
(Советская историческая энциклопедия. Том 9, стр. 500-501)
Боги Митанни - ведийские боги, индоариев боги.
Мита - (на языке кечуа - обязательная очерёдность) - поочерёдное исполнение коллективных работ в сельской общине Перу.
"...язык кечуа, который... всё ещё является живым разговорным языком в Перу и Боливии, в действительности представляет собой ветвь великой арийской или индоевропейской языковой семьи..."
(США. Игнатиус Донелли. Атлантида. Мир до потопа. Часть 5. Глава 5)
"Есть санскритский корень "кри" - действовать, делать. Этот корень найден более чем в 300 именах людей и названиях мест в Южной Америке".
(США. Игнатиус Донелли. Атлантида. Мир до потопа. Часть 5. Глава 5)
"В кечуа есть... "ни" или "ми" - это окончания первого лица единственного числа в изъявительном наклонении... Перу сохраняет грамматическую форму, благополучно исчезнувшую в Европе".
(США. Игнатиус Донелли. Атлантида. Мир до потопа. Часть 5. Глава 5)
Слово "Митани" на языке кечуа-ариев -
"я исполняю миту".
Слово "Митани" на языке субариев -
"я исполняю миту".
В стране Митанни субарии исполняли работы,
поочерёдно исполняли общественные работы.
Первый царь страны именем Митанни,
индоариев страны, левко-сириев страны,
Кирта был, Кутир Лагамар - Кедорлаомер был,
у Дамаска, у левой стороны Дамаска.
"Мелькарт (финикийское mlqrt, "царь города"), в западносемитской мифологии (1-е тысячелетие до н.э.) верховный бог города Тира, повсеместно почитавшийся в Финикии и за её пределами (в частности, в Карфагене, а также в Дамаске) как покровитель мореплавания и "предводитель" финикийской, особенно тирской, колонизации. В теогонии Санхонйатона - Филона, Мелькарт - сын Зевса Демарунта, племянник Илу Дагона. Отождествлялся с Гераклом и как таковой часто изображался в львиной шкуре".
(Мифы народов мира. Энциклопедия. Том 2. Стр.135)
Первым в Митанни, стране Митанни,
был Кирта, правитель Кирта.
Первым в Тире, городе Тире,
был Мелькарт, правитель Кирта-Мелькарт.
"В некотором государстве жил король Картаус, и было у неќго на службе двенадцать богатырей".
(Русь. Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче. В кн. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. Стр.230)
Король Картаус, Кирта-Картаус.
Король Картаус, Мелькарт-Картаус.
"А самым сильным и главќным из двенадцати богатырей почитался князь по имени Лазарь Лазаревич. И сколько ни старались другие богатыри, никто из них не мог на поединках победить молодого Лазаря Лазареќвича. И вот исполнилось ему двадцать лет. Стали родители поќговаривать:
- Приспело время сыну семьёй обзаводиться!
Да и сам Лазарь Лазаревич жениться был не прочь, только невесты выбрать никак не может: то отцу с матерью не по нраву, то жениху не люба. Так и шло время. И стал Лазарь Лазаревич проситься у родителей:
- Отпустите меня в путь-дорогу. Хочу на белый свет поќглядеть, да и себя показать.
Родители перечить не стали. И вот распростился добрый молодец с отцом, с матерью и уехал из Картаусова королевства. Долго ли, коротко ли, близко ли, далёко ли путь продолжалќся - приехал Лазарь Лазаревич в иноземное королевство. А в том королевстве весь народ в великой тоске-печали: убиваютќся-плачут все от мала до велика. Спрашивает он:
- Какая у вас беда-невзгода? О чём весь народ тужит?
- Ох, добрый молодец, не знаешь ты нашего горя, - отвечают ему. - Повадился в наше королевство морской змей летать и велел каждый день по человеку ему на съедение посылать. А коли не послушаемся, грозится все наши деревни и города спалить - головнёй покатить. Вот и сегодня провожали одну девицу, отвели на морской берег, на съедение морскому чудовищу.
Богатырь не стал больше ни о чём спрашивать, пришпорил коня и поскакал на морской берег. В скором времени увидал он - сидит на берегу девица, горько плачет. Подъехал к ней Лазарь Лазаревич:
- Здравствуй, девица-душа!
Подняла девица голову, взглянула на него и промолвила:
- Уезжай-ка, добрый человек, отсюда поскорее. Выйдет сейчас из моря змей, меня съест, и тебе живому не бывать.
- Не к лицу мне, девица-красавица, от змея убегать, а вот отдохнуть охота: притомился в пути-дороге. Я вздремну, а ты, как только змей покажется, тотчас же разбуди меня.
Слез с коня, лёг на траву-мураву и уснул крепким богаќтырским сном. Много ли, мало прошло времени, вдруг взволновалось море, зашумело, поднялась большая волна. То змей море всколыхнул. И принялась девица будить чужеземного богатыря. А Лазарь Лазаревич спит, не пробуждается. В ту пору змей из воды вынырнул, выбрался на берег. Заплакала девица горючими слезами, и упала одна слеза боќгатырю на лицо. Он проснулся, увидал змея. Змей ухмыляется:
- Эко, как сегодня раздобрились: вместо одного человека двоих привели, да ещё и коня наприбавок!
- А не подавишься ли одним мной, поганое чудовище? - закричал богатырь и кинулся на змея.
Началась у них смертная схватка, кровавый бой. Долго бились-ратились. И стал Лазарь Лазаревич замечать, что притоќмился змей, слабеть начал. Тут богатырь изловчился, кинулся на чудовище и с такой силой ударил его булатным мечом, что напрочь отсёк змею голову. Подошёл потом к девице, а она чуть живая от страха. Окќликнул её. Девица обрадовалась:
- Ой, не чаяла я живой остаться и тебя живым, невредимым увидеть! Спасибо, что избавил меня от лютой смерти, и я проќшу тебя, добрый молодец, не знаю, как по имени звать-величать, поедем к моим родителям. Там батюшка наградит тебя!
- Награды мне никакой не надо, а к отцу-матери тебя отвезу.
Сперва девице помог сесть, а потом и сам сел на коня. Приехали в город. Отец с матерью увидели из окна дочь - глаќзам не верят. Выбежали встречать. Плачут и смеются от радости.
- Неужто лютый змей пощадил тебя, дитятко?! Или сеќгодня только отпустил ещё раз повидаться с нами, погоревать?
- Вот кто избавил меня от лихой смерти, - отвечала девица указала на Лазаря Лазаревича. - Он убил проклятого змея.
Отец с матерью не знали, как и благодарить богатыря. Под руки ввели его в белокаменные палаты, усадили за стол на самом почётном месте. На стол наставили всяких кушаньев и питья разного. Ешь, пей, чего только душа пожелает. А после хлеба-соли отец стал спрашивать:
- Скажи, храбрый рыцарь, чем отблагодарить тебя?
Опустил добрый молодец буйну голову, помолчал, потом посмотрел на родителей и на девицу-красавицу:
- Не прогневайтесь на меня за мои слова. Я есть князь из славного Картаусова королевства. Зовут меня Лазарь Лазареќвич. Живу покуда холост, не женат. Ваша дочь-красавица мне по сердцу пришлась, и если люб я ей, так благословите нас под венец идти. То и была бы для меня самая большая награда.
Услышала эти речи девица, потупилась, зарделась, как маков цвет. А отец сказал:
- Ты, любезный Лазарь Лазаревич, мне по душе, по нраву пришёлся, а дочь неволить не стану и воли у неё не отнимаю. Как она сама скажет, так тому и быть. Не прими моих слов за обиду. Ну, что скажешь, дочь милая?
Пуще прежнего зарумянилась красавица и тихонько проќмолвила:
- Уж коль пришла пора мне своё гнездо вить, так, видно, так тому и быть. Люб мне Лазарь Лазаревич, избавитель мой.
- А невеста согласна, так мы с матерью и подавно перечить не станем, - сказал отец. - За нашим благословением дело не станет.
И в скором времени принялись весёлым пирком да за свадебку. Свадьбу сыграли, пир отпировали, а после свадьбы Лазарь Лазаревич увёз молодую жену в своё королевство. На исходе первого года родился у них сын. Назвали его Ерусланом".
(Русь. Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче. В кн. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. Стр.230-233)
"(3) Персей... двинулся в обратный путь... Прибыв в Эфиопию, где правил царь Кефей, он увидел, что дочь этого царя Анќдромеда выставлена на съедение морскому чудовищу. Причиной было, что Кассиопея, жена Кефея, вступила в спор о красоте с нереидами и хваќлилась тем, что она красивее всех на свете. По этой-то причине и разгнеќвались нереиды, а Посейдон, гневаясь вместе с ними, наслал на эту землю наводнение и чудовище. А бог Аммон вещал, что избавление от бедствия наступит тогда, когда дочь Кассиопеи Андромеда будет отдана на съедеќние чудовищу. Жители Эфиопии заставили тогда Кефея сделать это, и он привязал свою дочь к скале.
Увидев Андромеду, Персей влюбился в неё и дал обещание Кефею убить чудовище, если спасённая Андромеда будет отдана ему в жёны. Получив от Кефея клятву соблюсти это условие, Персей вступил в поединок с чудовищем, убил его и освободил Андромеду...
(4) Персей же вместе с Данаей и Андромедой поспешил в Аргос, чтобы повидаться с Акрисием. Но тот, боясь полученного им прежде предќсказания, оставил Аргос и бежал в землю Пеласгиотиду. Когда Тевтамид, царь Лариссы, устроил гимнастические состязания в честь умершего отца, туда прибыл и Персей, желая принять в них участие. Во время соќстязаний по пятиборью он метнул диск и попал в ногу Акрисию, отчего тот сразу же скончался. Узнав об исполнении пророчества, Персей поќхоронил Акрисия за городской стеной и, стыдясь вернуться в Аргос, чтобы не стать царём страны, которой правил скончавшийся по его вине человек, прибыл в Тиринф к Мегапенту, сыну Пройта, и поменялся с ним: он отдал ему Аргос, и Мегапент стал править аргивянами, Персей же - Тиринфом, укрепив также Мидею и Микены.
(5) От Андромеды у него родились сыновья: ещё до того, как он вернулся в Элладу, Перс, которого он оставил у Кефея (как говорят, от него пошёл род персидских царей)..."
(Эллада. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II. Глава IV)
"35...Некоторые писатели переносят даже Эфиопию в нашу Финикию, утверждая, что мифические приключения Андромеды происходили в Иоппе".
(Эллада. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга 1, глава II)
"28. Далее следует Иоппа, где береговая линия, вытянутая перед тем от Египта на восток, заметно поворачивает на север. Здесь, по рассказам некоторых сочинителей мифов, Андромеда была брошена на съедение морскому чудовищу. Местность эта расположена на значительной высоте, так что, говорят, отсюда виден Иерусалим..."
(Эллада. Страбон. География. Книга XVI, глава II)
В Иоппе, Эфиопии-Иоппе,
богатырь Лазарь Лазаревич убил змея и нашёл себе жену, молодую жену.
От неё у него родился сын Еруслан, в Иерусалиме молодой Еруслан.
Потомком Персея Геракл был, тот самый герой Геракл был.
(Эллада. Аполлодор. Мифологическая библиотека. Книга II, глава IV, стр.8 )
"Рос Еруслан не по дням, а по часам, будто тесто на опаре подымался. В три года был как десятилетний. И стал он на царский двор побегивать, с боярскими детьми стал в игры играть. А сила у него была непомерная, и он по молодости да несмышлености шутил с боярскими детьми шутки нехорошие: схватит кого за руку - рука прочь, кого за ногу схватит - ногу оторвёт. Пришли бояре к королю Картаусу, жалуются:
- Мы в великой обиде. Сын Лазаря Лазаревича губит, калечит наших детей. В играх удержу не знает, кому руку, кому ногу оторвал. Осуши наши слёзы, государь! Прикажи Еруслана Лазаревича в темницу посадить, либо пусть он уедет из нашего королевства.
Приказал король Картаус позвать Лазаря Лазаревича и скаќзал ему:
- Приходили ко мне бояре, на твоего Еруслана жаловались. Обижает он, калечит боярских детей. И я тебе велю: либо заключи своего сына в темницу, либо отправь прочь из нашего королевства.
Выслушал Лазарь Лазаревич королевский приказ, опустил буйну голову ниже могучих плеч и пошёл домой в большой печали.
- Что это, Лазарь Лазаревич, ты такой кручинный? - встретила его жена. - Или какая беда-невзгода приключилась?
Рассказал Лазарь Лазаревич про королевский приказ и промолвил:
- Это ли не беда-невзгода?
Горько жена заплакала. А Еруслан Лазаревич весь разговор слышал, подошёл к родителям, учтиво поклонился и говорит:
- Не гневайтесь на меня, батюшка и матушка, злого умысла я не держал, когда играл с боярскими детьми, а вашей вины в том нету. И коли король Картаус приказал мне уехать из королевства, так, видно, так тому и быть. Да вот ещё: достать бы мне меч булатный по моей руке, доспехи ратные и коня.
- Да разве мало у нас коней в конюшне? - сказал Лазарь Лазаревич. - А мечей да доспехов ратных полон оружейный покой, знай выбирай!
- Доспехи-то и меч я подберу в оружейном покое, - ответил Еруслан Лазаревич, - а вот коня по мне у нас в конюшне не нашлось. Всех до одного испытал. Выведут конюхи какого, броќшу на холку руку - сразу на коленки упадёт. На таких мне не ездить.
- Ну, тогда ступай в заповедные луга. Там Фрол-пастух стережёт моих коней. Кони в табунах необъезженные, там и выберешь коня по себе, - проговорил Лазарь Лазаревич.
И стали собирать, снаряжать Еруслана Лазаревича. Подоќбрал он доспехи богатырские, по руке себе разыскал булатный меч и копьё долгомерное, взял седельце черкасское, потничек, войлочек, уздечку наборную да плётку ременную. Простился с отцом, с матерью и отправился в путь-дорогу. Вышел из города и шёл долго ли, коротко ли, близко ли, далеко ли и пришёл на заповедные луга. По лугам дорога проторена. В ширину та дорога - коню не перескочить. "Кто же по этой дороге ездит? - подумал Еруслан Лазаревич. - Дай-ка сяду на обочине, подожду".
Много ли, мало времени просидел и увидал: бежит по дороге табун коней. Тот табун только что пробежал, а за ним другой, больше прежнего скачет. И вслед табунщик едет. Сравнялся он с Ерусланом Лазаревичем и заговорил:
- Здравствуй, Еруслан Лазаревич! Чего тут сидишь? Кого ожидаешь?
- А ты кто такой? И почему знаешь, как меня зовут?
- Да как мне тебя не знать! Ведь я служу табунщиком у твоего родителя Лазаря Лазаревича.
Обрадовался Еруслан Лазаревич:
- Меня батюшка натакал идти в заповедные луга коня выбрать. У нас на конюшне все конишки не ражие. Которому брошу руку на холку, тот и упадёт на коленки. Тем коням не
носить меня. Пособи мне, Фролушка, коня достать, век твоё добро помнить буду.
- Не тужи, Еруслан Лазаревич, дело обойдется. Есть у меня конь на примете. Конь богатырский. Когда воду пьёт, на озере волны будто в бурю вздымаются, с деревьев листья осыпаются. Только не знаю, сможешь ли ты его поймать? Если поймаешь да сумеешь удержать, конь тебе покорится, почует наездника. Вот он - впереди первого табуна с водопоя бежит, гляди!
Промчался табун мимо, а табунщик говорит:
- Пойдём к озеру, я покажу, где конь воду пьёт, а ты завтра с утра садись там в засаду и жди.
Наутро притаился Еруслан Лазаревич и стал ждать. Слыќшит: задрожала земля, послышался конский топ всё ближе и ближе... И вот проскакал мимо к водопою первый табун. Всех впереди - конь-огонь: глазами искры мечет, из ноздрей пламя, из ушей дым кудреват подымается. Забрёл по колено в воду и стал пить. В озере волны поднялись, на берегу с деревьев листья посыпались.
Напился конь и только выскочил на берег, как Еруслан Лазаревич ухватил его правой рукой за гриву, а в левой уздечку держит. Взвился конь и так ударил копытами, что земля заќдрожала, но вырваться из рук богатыря не мог и утихомирился, почуял настоящего хозяина.
- Вот эдак-то лучше, Орош Вещий! - Взнуздал его, взял повод в руки, отвёл туда, где седло да доспехи лежали. Оседлал Еруслан Ороша Вещего, надел на себя доспехи ратные. В это время подъехал к водопою Фрол-пастух:
- Вижу, покорился тебе конь! Сумел совладать.
- Спасибо, Фролушка! Сослужил ты мне службу. Век буду помнить!
На том они и распростились. Видел табунщик, как добрый молодец на коня садился, а не успел заметить, как он из глаз скрылся, только пыль столбом завилась, будто его и не было. Ехал Еруслан Лазаревич день ли, два ли и выехал на широкое поле. Смотрит: что такое? Все поле усеяно мёртвыми телами. Лежит на том поле рать-сила побитая. Громко вскричал Еруслан Лазаревич:
- Есть ли жив хоть один человек?
Отозвался голос:
- Только я один и остался жив из всего нашего войска!
Подъехал Еруслан и спрашивает:
- Скажи, кто побил, повоевал ваше войско?
- Иван, русский богатырь, - отвечает раненый воин.
- А где теперь Иван, русский богатырь?
- Поезжай на полдень, может, его и настигнешь. Он уехал биться с другим нашим войском.
Еруслан Лазаревич повернул коня и поехал. Ехал долго ли, коротко ли и выехал на большое поле - широкое раздолье. И на этом поле лежит побитая рать-сила. Снова богатырь крикнул громким голосом:
- Коли есть тут кто живой, откликнись!
Приподнялся один человек:
- Чего тебе надо, витязь? Я только один жив и остался из всего нашего войска.
- Чья это побитая рать и кто вас повоевал?
- Лежит тут войско Феодула Змеулановича. А побил-поќвоевал нас Иван, русский богатырь.
- А где он сейчас, Иван, русский богатырь?
- Да вот видишь поскоки коня богатырского: целые холмы земли из-под копыт мечет. Держись этой ископыти и, коли конь у тебя резвый, настигнешь его.
Поблагодарил Еруслан Лазаревич воина и поехал вокруг поля в ту сторону, куда вела ископыть. Ехал он и день, и два с утренней зари до вечерней и на третий день увидал на зелёном лугу шатер белополотняный. Возле шатра богатырский конь пшеницу ест. Еруслан Лазаревич расседлал, разнуздал своего коня и пустил на волю. Орош Вещий тотчас подошёл к пшенице и тоже принялся есть. Вошёл Еруслан Лазаревич в шатёр и видит: спит в шатре крепким сном Иван, русский богатырь. Ухватился было Еруслан за меч, да подумал: "Нет, не честь мне, а бесчестье на сонного руку подымать, а вот самому с дороги отдохнуть надобно". Подумал так и сам повалился спать. Первым проснулся Иван, русский богатырь. Проснулся и увидел незваного гостя. Стал его будить:
- Встань, проснись, пробудись, добрый молодец!
Еруслан Лазаревич поднялся, а Иван, русский богатырь, говорит:
- Хоть и лёг ты спать у меня в шатре незваный, непроќшеный, да ведь постоя с собой не возят. По нашему русскому обычаю, коли гость гостит да не пакостит, такому гостю - всегда честь и место. А ты, как видно, худых мыслей не держишь. Садись со мной хлеба-соли отведать да рассказывай, кто ты есть таков? Чьих родов, каких городов, как звать-величать тебя?
- Я из славного королевства Картаусова. Зовут меня Ерусќлан Лазаревич. О тебе, Иван, русский богатырь, слышал много, и захотелось с тобой свидеться. Гнал по твоему следу много дней,видал побитые тобой рати Феодула Змеулановича. Мнил я сеќбя самым сильным богатырём, а теперь и без поединка виќжу - ты сильнее меня. Будь мне названым старшим братом!
Побратались Иван, русский богатырь, и Еруслан Лазаревич, выпили по чарке зелена вина, поели дорожных припасов и стаќли беседу продолжать".
(Русь. Сказка о славном, могучем богатыре Еруслане Лазаревиче. В кн. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. Стр.233-236)
Во времена Картауса, Кирты-Картауса,
Иван, богатырь, русский богатырь,
и богатырь Еруслан, Лазаревич Еруслан,
возле Иерусалима побратались, в Митанни стране побратались.