"2. Крит - гористый и лесистый остров, но на нём есть плодородные долины...
В центре, в самой широкой части острова находится гора Ида - самая высокая на Крите...
6. "Разные смешаны там языки, -
говорит Гомер,
"...там находишь ахеян
С первоплеменной породой воинственных критян, кидонов
И разделённых на три колена дорийцев, племя пеласгов".
(Одиссея. XIX, 175)
По словам Стафила, из этих племён дорийцы занимали восточную часть острова, западную - кидонцы, а южную - этеокритяне. Этеокритянам принадлежит городок Прас, где находится святилище Диктейского Зевса...
Вероятно, этеокритяне и кидонцы были исконными обитателями, а прочие - пришельцами...
8...История изображает Миноса прекрасным законодателем и первым, кто достиг господства на море;...
По словам Эфора, Минос подражал какому-то древнему Радаманфу, человеку весьма справедливому, носившему одно имя с братом Миноса; Радаманф впервые, как думают, цивилизовал этот остров, установив законы, объединив города под властью одной метрополии и дав им государственные установления; причём он утверждал, что все обнародованные свои решения он получает от Зевса...
12...Прасии - соседи лебенцев; они живут в 70 стадиях от моря и в 180 стадиях от Гортины...
14. Из трёх городов, объединённых Миносом под одной метрополией, последний [это был Фест] разрушили гортинцы".
(Эллада. Страбон. География. Книга Х, глава IV)
Прасиями именовали греки исконных жителей Крита, острова Крита.
Прасии помнили первого Радаманфа, Радаманта-Радаманфа,
цивилизатора Крита, острова Крита.
Прасии жили рядом с руинами Феста, города Феста.
"69. Сказали, четыре тысячи лет век Крита; сумерки, предшествующие ему, столько же сотен, сумерки последующие - столько же.
70. В другие три с их сумерками - предшествующими и последующими - тысячи и сотни уменьшаются на единицу.
71. Эти двенадцать тысяч, только что упомянутые как сумма четырёх веков называются веком богов".
(Индия. Законы Ману)
После бедствия, Девкалионова бедствия
многие прасии покинули остров, Крит остров,
подданные Миноса покинули Крит, остров Крит.
Тогда же появились на просторах морей прасии и сабеи, сабеи и минеи.
Индия.
"33... Вблизи самой Паталены, как говорят, расположены страны Мусикана и Саба,...живущих вдоль речной области Инда...
36. При слиянии Инда с другой рекой, как говорят, расположены Палибофры...
Племя, в области которого находится этот город, называется прасиями; оно самое замечательное из всех".
(Эллада. Страбон. География. Книга ХV, глава 1)
Прасии покинули Крит, остров Крит,
прасии достигли устья, реки Инда устья.
В Индии прасии, самые замечательные прасии.
Замечательны прасии в стране Мусикана, Сикана-Мусикана,
в стране Саба, сабинов стране Саба.
"8... Когда Александр одним только приступом взял скалу Аорн, у подошвы которой протекает Инд, вблизи своих истоков, то его хвалители заявили, что Геракл трижды ходил на приступ этой скалы и трижды был отбит. Потомками участников похода Геракла были сибы, которые, по их словам, сохранили как знак своего происхождения обычай одеваться подобно Гераклу в звериные шкуры, носить дубины и выжигать на быках и мулах тавро в виде палицы. Этот миф они стараются подкрепить рассказами о Кавказе и Прометее".
(Эллада. Страбон. География. Книга ХV, глава 1)
Потомки участников похода Геракла были сибы, сабины-сибы.
"34...Онесикрит [грек] подробно говорит и о стране Мусикана, восхваляя её многие достоинства, из которых иные приписываются другим индийским областям; так, например, он говорит о долголетии жителей, потому что те, сверх 100, живут ещё 30 лет [впрочем, некоторые утверждают, что серы ещё долговечнее их], о простоте жизни и здоровье, хотя страна отличается изобилием всех продуктов. Особенностью их является обычай устраивать общие обеды вроде лаконских, причём они обедают на общественный счёт, а мясо добывают на охоте. Золото и серебро у них не в ходу, хотя есть рудники этих металлов. Вместо рабов им служат юноши цветущего возраста, подобно тому как у критян афамиоты, у лаконцев - илоты. Они не занимаются подробно науками, кроме медицины, так как углублённое занятие некоторыми науками они считают даже преступлением, как например военным делом и подобными...
36. При слиянии Инда с другой рекой, как говорят, расположены Палибофры - 80 стадий длиной и 15 в ширину, в форме параллелограмма; город окружён деревянным тыном с прорубленными в нём отверстиями, так что через эти просветы можно стрелять из лука. Перед тыном тянется ров, служащий как для защиты, так и для стока нечистот, вытекающих из города. Племя, в области которого находится этот город, называется прасиями; оно самое замечательное из всех. Царь должен, кроме собственного имени, полученного при рождении, носить ещё имя, одинаковое с городом, и называться Палибофром, как например Сандрокотт...
37. По общему мнению, вся страна по ту сторону Гипаниса является наилучшей...
Так, например, передают о долговечности серов, которые растягивают время жизни даже за 200 лет. Рассказывают об аристократическом строе в некотором смысле тамошнего государства, причём правящий совет состоит из 5000 советников; каждый из них доставляет государству по слону. По словам Мегасфена [грека], в стране прасиев водятся самые большие тигры, по размеру почти что вдвойне превосходящие львов...
38. В горной стране, продолжает Мегасфен, есть река Сила, на поверхности воды которой ничего не держится...
39. Согласно Мегасфену, всё население Индии делится на 7 частей. Первой по достоинству, но наименьшей численно является каста философов. К ним обращаются, к каждому особо, те, кто приносит жертвы богам или умершим, а ко всем совместно - цари на так называемом Великом Совете; сюда собираются в начале нового года все философы к воротам царского дворца. Каждый из них всякое своё сочинение или наблюдение, полезное для увеличения урожая плодов, приплода животных или в отношении управления государством, сообщает публично. Трижды уличённый во лжи по закону должен всю жизнь молчать; тот же, кто оказался прав, освобождается от податей и налогов.
40. Вторая часть, говорит Мегасфен, - каста земледельцев. Это самый многочисленный и наиболее видный разряд людей в силу предоставленной им свободы от военной службы и права безопасно трудиться на полях. Они никогда вместе не приходят в город ни по общественным, ни по иным каким-нибудь делам. По его словам, нередко случается, что в одно и то же время и в одном и том же месте воины стоят в боевом порядке, рискуя жизнью в бою с врагами, а земледельцы, не подвергаясь опасности, пашут и копают землю под защитой воинов. Вся земля там принадлежит царю. Земледельцы обрабатывают землю за арендную плату в размере четвёртой части урожая.
41. Третья часть - каста пастухов и охотников, которым одним только и разрешено охотиться, разводить скот, продавать или отдавать в наём вьючных животных. За то что члены этой касты избавляют землю от хищных зверей и птиц, поедающих семена, они получают от царя хлебный паёк, ведя кочевую жизнь в шатрах...
46. Мегасфен говорит, что за охотниками и пастухами следует четвёртая каста - ремесленники, торговцы и все люди физического труда. Одни из них платят подать и несут возложенные повинности; что же касается оружейников и кораблестроителей, то они получают от царя установленную плату и содержание, так как работают только на него. Оружием снабжает воинов главный военачальник, а корабли отдаёт в наём мореходам и купцам наварх.
47. Пятый разряд - это каста воинов, которые всё время, если они не на войне, проводят в праздности и пьянстве и живут за счёт царской казны. Поэтому в случае необходимости они быстро выступают в поход, причём не берут с собой ничего, кроме собственной особы.
48. Шестой разряд - надсмотрщики. Им вверено наблюдение за всем, что делается; их обязанность доносить об этом царю. Помощницами их являются гетеры, причём городским надсмотрщикам помогают городские гетеры, а лагерным - лагерные. На эту должность назначают только лучших и вернейших людей.
49. Седьмую касту составляют советники и помощники царя, в руках которых находятся высшие должности, судопроизводство и управление всеми государственными делами. Этим людям не позволяется жениться на женщине из другой касты, менять занятие или работу одну на другую, равно как и совмещать несколько должностей, если они не принадлежат к числу философов; последним, по словам Мегасфена, всё это дозволено ради их высоких достоинств.
50. Из должностных лиц - одни смотрители рынка, другие - блюстители порядка в городе, третьи - военачальники. Первые из них производят новый обмер земли, регулируют русла рек и, как в Египте, наблюдают за закрытыми каналами, откуда вода распределяется по водопроводным трубам, для того, чтобы все могли пользоваться водой поровну. Этим же должностным лицам подчинены и охотники, которых они имеют право награждать или наказывать по заслугам. Они собирают налоги и надзирают за промыслами, связанными с землёй, как например за дровосеками, плотниками, кузнецами и рудокопами. Они проводят дороги, устанавливая через каждые 10 стадий столбы с указанием поворотов и расстояний.
51. Блюстители городского порядка делятся на 6 групп по 5 человек в каждой. Члены первой группы наблюдают за ремёслами. Другие ведают приёмом чужеземцев: устраивают последним гостиницы и наблюдают за поведением через приставленных к ним спутников; они сопровождают самих чужестранцев и в случае смерти отправляют на родину их имущество, заботятся о больных и погребают покойников. Третьи занимаются расследованием случаев рождений и смертей, когда и при каких обстоятельствах они произошли, как ради обложения налогами, так и для того, чтобы рождения и смерти, будь то лучших или худших, не оставались неизвестными. Четвёртые заведуют мелочной торговлей и товарообменом. Они наблюдают за мерами и за плодами сезонного урожая, чтобы последние продавались с клеймёнными мерами. Один и тот же человек не может продавать больше одного предмета без уплаты двойного налога. Пятые приставлены наблюдать за изделиями ремесленников, чтобы эти изделия продавались клеймёнными и новые отдельно от старых. Тому, кто смешивает новые изделия со старыми, полагается штраф. Шестые, и последние, собирают десятину с продаваемых товаров. Укрывателю товара от налога полагается в наказание смерть. Эти обязанности поручены каждой группе блюстителей порядка в отдельности, а все вместе они наблюдают за частными и государственными делами, за ремонтом общественных зданий, за ценами на товары, рынками, гаванями и святилищами.
52. После блюстителей городского порядка идёт третий объединённый разряд должностных лиц, ведающих военным делом; этот разряд тоже делится на 6 групп по 5 человек в каждой. Члены первой группы приставлены к наварху. Другие - к начальнику воловьих упряжек, на которых перевозят военные машины, продовольствие для людей и вьючного скота и всё необходимое для войска. Они же доставляют обслуживающий персонал: барабанщиков, носителей колокольчиков, конюхов, мастеров военных машин и их помощников; они высылают с колокольным звоном заготовителей кормов для скота, обеспечивая быстроту и безопасность доставки наградами и наказанием. В ведении третьих находится пехота; четвёртые заведуют лошадьми; пятые - колесницами; шестые - слонами. Стойла для лошадей и слонов являются царской собственностью; арсенал также царский, потому что каждый воин возвращает в арсенал своё снаряжение, лошадей - в царские конюшни, равным образом и слонов...
53. Все индийцы отличаются скромным образом жизни, особенно во время походов; они не любят никакой беспорядочной возни и потому сохраняют дисциплину. Но больше всего они проявляют воздержанности в отношении воровства...и это у людей, где нет писаных законов!
...индийцы живут счастливо благодаря простоте и бережливости. Действительно, они,... не пьют вина, кроме как при жертвоприношениях, и то из риса, а не из ячменя. Пищей им служит большей частью рисовая похлёбка. Их простота проявляется в законах и деловых переговорах тем, что они не страдают сутяжничеством. Так, в этой стране нет процессов об закладах и доверенных ценностях; им не нужно ни свидетелей, ни печатей, но верят тем, кому поручают свои ценности. Домашнее имущество обычно без надзора...
58. Говоря о философах, Мегасфен сообщает, что одни из них - обитатели гор - воспевают Диониса; эти философы приводят в доказательство [пребывания у них бога] дикую виноградную лозу, которая растёт только в их стране...
Дионисическим обычаем является и то, что философы носят льняные одежды, митры, умащаются благовониями, красятся в пёстрые цвета и при торжественных выходах сопровождают царей с колокольным звоном и барабанным боем; философы же - жители равнин - почитают Геракла..."
(Эллада. Страбон. География. Книга ХV, глава 1)
Такие вот прасии жили в Индии, такие вот сабины жили в Индии.
После бедствия жили, Девкалионова бедствия жили.
"1. Западная Азия в древние времена.
<...>
13. Аравия до ислама. Е. Юго-западный угол Аравии.
Наиболее важную роль, в качестве местопребывания своеобразной культуры, играл в древности юг, или точнее юго-западный угол Аравии, "счастливая Аравия" [как первоначально, она, может быть, называлась...]...
а) Маин.
...эпоха эта, как доказывает количество уже известных нам царских имён, длилась многие столетия, так что её начало мы можем отнести едва ли позже, как к 1500 г. до Р.Х. Это государство царей и народа Маин, минеев... Главнейшими городами у них были Иатил, Нешк, Карнау. Их государство образует господство одного народа...
б) Саба (Савское царство).
Уже при Тиглат-Палассаре III и Саргоне упоминается племя савеев (Саба), которое подчиняется Ассирии...
Время... Сабы, приблизительно 1500-300 г. до Р.Х. было временем высшего расцвета Йемена; в течение этого времени он господствовал над торговлей с Индией. Бабилония тогда была отрезана от Персидского моря халдеями; Египет не был в состоянии утвердить за собой Красное море, и, таким образом, расцветает посредническая торговля, направляющаяся через Аравию от Йемена по суше к северу в филистимские города, или от западно-аравийских гаваней к гаваням Египта".
(История человечества. Том 3. Западная Азия и Африка)
"2... Над этими землями находится Счастливая Аравия...
Самую крайнюю часть упомянутой страны населяют 4 самых больших племени: во-первых, минеи - в части, лежащей на Красном море; ...затем к ним примыкают сабеи, столица которых Мариаба..."
(Эллада. Страбон. География. Книга ХVI, глава IV)
Такие вот минеи жили в Аравии, на юге Счастливой Аравии!
Такие вот сабины жили в Аравии, на юге Счастливой Аравии!
После бедствия жили, Девкалионова бедствия жили.
"III. Африка. 7. Судан и Абиссиния.
<...>
Д. Абиссиния.
<...>
б) Начало абиссинской культуры.
...сабейские колонисты были закваской, сделавшей Абиссинию самой южной областью древней культуры, давшей толчок её истории и сообщившей ей даже имя..."
(История человечества. Том 3. Западная Азия и Африка)
Такие вот сабины жили в Абиссинии, в стране Абиссинии.
После бедствия жили, Девкалионова бедствия жили.
"III. Африка. 3. Восточная Африка.
<...>
А. Влияния извне в более ранние времена.
...далеко на юг, ещё по ту сторону Замбези и в земле позади Софалы, мы находим обширную область, которая заключает в себе целое множество величественных мест развалин, страну Машона....
По характеру эти каменные сооружения все похожи друг на друга...
Громадные, совершенно массивные башни, назначение которых трудно определить, поднимаются там и сям...
Всюду поблизости построек мы находим плавильные печи, шлаки, обломки руды и остатки плавильных сосудов, и на многих из этих горшков мерцают ещё следы жёлтого блестящего металла...
Возможно, что об имени савеев напоминает река Саби, поблизости которой лежат самые главные руины..."
(История человечества. Том 3. Западная Азия и Африка)
Такие вот сабины жили в Африке, в стране Машона в Африке.