Попов Борис Иванович : другие произведения.

Глава 54. Судины

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  СУДИНЫ
  
  Имена жены Энки: Нинсикила, Нинмах, Дамгальнуна.
  Имя вождей Энки: Нудиммуд и Ута, Эндурбимхурсаг и Суда.
   (Шумерские глиняные таблички)
  
  Суда - вождь, в стране Ки до потопа вождь.
  
  "Халди - главный бог в религии государства Урарту (9 - начало 6 века до н.э.). Изображался как бородатый воин, иногда стоящий на льве, который был его священным животным... Супругой Халди считалась богиня Арубани (в Мусасире - Багбарту)".
   (Советская историческая энциклопедия. Том 15. Стр.492)
  
  "6. В Бабилонии выделены особые поселения для местных философов, так называемых халдеев, которые занимаются преимущественно астрономией. Некоторые из них выдают себя за астрологов, хотя другие их не признают. Существует какое-то племя халдеев и даже область в Бабилонии, где они живут, поблизости от арабов и так называемого Персидского моря. Есть несколько родов-астрономов: одни называются орхенами, другие борсиппенами и несколько других - разными именами; они делятся как бы на разные секты с различными учениями по одним и тем же вопросам. Математики упоминают некоторых из этих людей, например, Кидена, Набуриана и Судина. Селевк из Селевкии - также халдей, как и несколько других замечательных людей".
   (Эллада. Страбон. География. Книга XVI)
  
  Потомки Суды - халдеи, Судины халдеи.
  
  "Халдеи - предположительно арамейского, менее вероятно - южноаравийского происхождения; языковая принадлежность их спорна, поскольку знать халдеев быстро вавилонизировалась и носила аккадские имена, а письменных текстов, которые с достоверностью можно было бы считать халдейскими, нет (в Библии и в послебиблейской традиции халдейским языком назывался вавилонско-арамейский диалект). Обосновавшиеся в южной части Месопотамии халдеи постепенно перешли к осёдлости и образовали ряд княжеств, названных большей частью по именам основателей: Бит-Якин, Бит-Даккури, Бит-Адини, Бит-Амуккани и другие. Из них самым крупным и влиятельным было княжество Бит-Якин. В союзе с Эламом халдеи с 9 века до н.э. вели борьбу с Ассирией за обладание Вавилоном, в результате которой халдейские князья (Мардук-апал-иддин и другие) в течение 2-й половины 8 - начало 7 веков до н.э. неоднократно захватывали вавилонский престол, но изгонялись затем ассирийцами. В ходе этой борьбы Ассирия неоднократно принуждала халдеев к уплате дани и признанию ассирийского господства, чему они активно сопротивлялись. В правление Ашшурбанипала произошло наиболее крупное ассирийское выступление халдеев, присоединившихся к восстанию Шамашшумукина. С 626 по 538 до н.э. в Вавилоне правила халдейская династия (Набопаласар, Навуходоносор II и другие), создавшая независимое и могущественное Ново-Вавилонское царство. В Древней Греции и Древнем Риме халдеями называли жрецов и гадателей вавилонского происхождения. В конце 19 - начале 20 веков термин "халдеи" ошибочно применялся в исторической литературе по отношению к шумерам".
   (Советская историческая энциклопедия. Том 15. Стр.491-492)
  
  "...по Клавдию сын его Нерон; так был окрутный, же и власную матку свою и научителя своего Сенеку без причины казал забити и килкокрот казал мЂсто Рим запалити не для чого иншого, тылко, абы ся на огонь смотрЂл и тЂшил. Княжатом и паном римским и всей речи посполитой великие кривды и утиски чинил, a так кождый подданый для великой окрутности его не был маетковь и здоровя своего безпечен. И так многие, покидавши маетности свои, утЂкали до инших панств, шукаючи покою. B той час одно княжа римское, Палямон, Неронов повинный, зобравшися з жоною и дЂтми своими и поддаными, зо всЂми скарбы, з которым было o пятьсот от шляхты римской, также з жонами и дЂтми, взявши з собою едного австронома, пошли в окрутах Mopeм, шукаючи собЂ мЂстца слушного, где бы мЂлы И посЂлитися и мешкати в покою. A межи тою шляхтою были четыри домы найвышшии: перший з гербу Катовруса Доспронгус, другий з гербу Колюмнов Просперце Спримнус, Корсинус и Улиянус, и Гектор з гербу Рожей. И так оный немалый час по мору ходячи, пришли в Межиземское море и дошли реки Кисага, a тою рекою в самое море Окиян (мает быти море Балтицкое або Венедицкое), a морем Окияном вышли до устя реки в Корлянского моря, где Немен рЂка в тое море впавши (недалеко от Клойпеды або Ланела, замку велми оборонного пруского), до мора Балтицкого або Венедицкого впадает. A потом Немном вошли в море Курляндское або Немново, a то для того зовется, ижь Немен в тое море Курляндское впадает дванатцетма мЂсци, a кождое называют своим прозвизском, межи которыми называют едно усте Гексия. Оны пошли ку горЂ против воды, на поле: Дубаса река..."
   (Русь. Летописи. Том 32. Хроника Литовская и Жмойтская)
  
  "А князь по имени Аполлон (Полемон), который тоже забрался в то место... И было с ним пятьсот человек римских дворян, и между ними на острове оказалось четыре рода римских дворян: из герба Китовраса Довспрунк, из герба Колюмнов Прешпор Цезарин, а из герба Урсеинов Юлиан, а из герба Розы Торого. И пошёл морем между землей, и взял с собой одного астронома, который астроном понимал по звёздам, и пошли на кораблях морем на север, и обойдя Францию и Англию, и вошли в королевство Датское, а в королевстве Датском вошли в море океан, и морем океаном дошли до устья, где река Неман впадает в море океан..."
   (Польша. Хроника Быховца)
  
   Палемон взял с собой астронома, понимающего по звёздам халдея-астронома.
  
  "(7) А занимают Сарматию очень большие народы - венеды вдоль всего Венедского залива... (8) И меньшие народы населяют Сарматию: по реке Вистуле ниже венедов гитоны, затемм финны, затем сулоны; ниже них фругудионы, затем аварины у истока реки Вистулы; ниже этих омброны, затем анартофракты, затем бургионы, затем арсиэты, затем сабоки, затем пиенгиты и биессы возле горы Карпата. (9) Восточнее названных, снова ниже венедов, суть галинды и судины и ставаны вплоть до аланов..."
   (Эллада. Птолемей. Географическое руководство. Книга III. Глава III. Фрагмент 5)
  
  А занимают Сарматию народы, многие народы,
  среди них были и судины, халдеи из рода Судинов.
  
  "2. ОПИСАНИЕ ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ
  Земля Прусская границами своими, внутри которых она расположена, имеет Вислу, Солёное море, Мемель, землю Руссии, княжество Мазовии и княжество Добжиньское. Висла - это река, текущая из Краковии в землю Померанскую, впадающая в море у крепости Данциг, отделяя Польшу и Померанию от Пруссии. Мемель - тоже река, вытекающая из королевства Руссии, впадающая в море рядом с замком и городом Мемельбургом, самую Руссию, Литву и Куронию также отделяющая от Пруссии.
  3. О РАЗНООБРАЗИИ И СИЛЕ ПРУССОВ
  ...Прусская земля делилась на 11 частей. Первая была Кульмская земля и Любовия, которая до прихода братьев дома Тевтонского была почти необитаемой. Вторая - Помезания, в которой жили помезаны. Третья - Погезания, в которой жили погезаны. Четвёртая - Вармия, в которой жили вармийцы. Пятая - Наттангия, в которой жили наттанги. Шестая - Самбия, в которой жили самбы. Седьмая - Надровия, в которой жили надровы. Восьмая - Скаловия, в которой жили скаловы. Девятая - Судовия, в которой жили судовы. Десятая - Галиндия, в которой жили галинды. Одиннадцатая - Барта и Плика Барта, которые ныне называются Великой и Малой Бартой, в которой жили барты, или бартенсы. Едва ли был хоть один из этих народов, у которого бы не было для сражений двух тысяч конницы и многих тысяч воинов. Богатая и многонаселенная Самбия могла иметь 4 тысячи конницы и 40 тысяч воинов. Благородные судовы как благородством нравов выделялись среди прочих, так превосходили их и богатствами и силой. Ибо было у них шесть тысяч конницы и почти бесчисленное множество прочих воинов..."
   (Германия. Пётр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. Третья часть)
  
  Девятая земля - Судовия, рода Судинов земля Судовия.
  
  "После победы пруссов над мазурами (в жреческой истории указан 550 г.) Видевуту в 573 исполнилось 116 лет, а Брутену - 132 года. Они разделили между двенадцатью королевскими сыновьями двенадцать "земель" пруссов. Собравшись в центре княжеской власти - Рикойто, Видевут вручил старшему сыну Литтфо занеманские земли, следующему - Замо - Самбию. Остальные сыновья - Судо, Склаве, Надро, Наттанго, Брато, Галиндо, Хогго, Помезо - также получили свои уделы".
   (Симон Грунау. Прусская хроника. В кн. Восточная Пруссия. Стр. 62-64)
  
  "40. О НОВОЙ ВОЙНЕ СВЯТОПОЛКА И СРАЖЕНИИ ПРИ РЕНЗЕНЕ
  ...этот порочный князь Померании, воплощение зла, врождённые свои пороки, которые с юности своей обнаруживал, недолго мог скрывать, но через год после заключения мира, забыв о спасении своём и о клятве, которой скрепил упомянутый мир, и не помня о единокровных своих, а именно - о сыне и других заложниках, которых дал в залог, нарушив мирный договор, с новообращёнными вероотступниками земли Прусской и судовами собрал весьма большую рать, которая всю землю Кульмскую, кроме трёх замков: Торуня, Кульма и Редина - обратила в пустыню, причинив и другое зло в смысле пленных и убитых и бесчисленной военной добычи. После этого они с войском своим пришли к замку и граду Кульму и стояли там до самого вечера с гордостью и презрением. После они отошли к озеру, называемому Рензен, и там заночевали. Узнав об этом, братья из Кульма с 400 людьми пошли за ними, и, пока половина войска язычников переправлялась через вышеупомянутое озеро, брат Дитрих, старый маршал, собрался напасть на идущих сзади, уверяя, что, прежде чем те вернутся, эти будут убиты. Его совету воспротивился брат Берлвин, новый маршал, и, хотя старшие братья действовали неохотно, ибо казалось им, что, напав на них раньше, они соберут их для отпора, однако они последовали его совету и мощным ударом обрушились на них с тыла, и те тут же обратились в бегство. Преследуя их, христиане многих убили, и, когда войско христиан рассыпалось, маршал с 24 оруженосцами пошёл к одной горе, на которой оказалось 4 тысячи язычников, готовых сразиться с ним. Но поскольку пруссы видели столь немногих братьев вокруг знамени, то, собравшись с силами и духом, они внезапно напали на них и убили маршала и всех братьев с 400 людьми; осталось лишь десять человек, спасшихся бегством. Наконец, пришли братья из Торуня с 200 людьми на место и в час, назначенные маршалом, и, увидев убитых братьев, бежали. Погнавшись за ними, пруссы многих убили, прочие спаслись. И, забрав добычу, которая была весьма велика, они с большой радостью увели многих женщин и детей...
   73. О РАЗОРЕНИИ ЗЕМЛИ САМБИИ И О ВОЗДВИЖЕНИИ ЗАМКА ВИЛОВ
  В тот же год, когда был построен Кёнигсберг, надровы, скаловы и судовы, соседние язычники, возмутились тем, что самбы подчинились вере и братьям (ибо они боялись, что из-за них и они должны будут покориться вере, как после подтвердилось на деле); вот почему, собрав своей силой большую рать, они прошли по земле Самбии с огнём и мечом, захватив в плен и убив многих людей, и при отступлении задумали они построить замок Вилов, чтобы впредь препятствовать внезапному и легкому доступу в землю Надровии братьев и самбов. Посему, воздвигнув вышеупомянутый замок и оставив там Тирско и сына его Маудела со многими оруженосцами, они воротились восвояси...
  116. О ЗАМКЕ ВИСЕНБУРГ И ГИБЕЛИ 20 БРАТЬЕВ И МНОГИХ ХРИСТИАН
  Замок Висенбург, называемый пруссами Валевона, находился в земле Барте, на берегу реки Гобрионы; к нему из Судовии и прочих языческих пределов пришло войско и, разорив окружающую местность, ушло. После этого некто из дружины братьев посоветовал им, отринув страх, погнаться за ними. Братья, согласившись с ним, быстро устремились за ними со своим войском, но так как сразу же их не нашли, то хотели вернуться. Но этот предатель не позволил, клятвенно обещая, что близ реки, называемой Ванграпия, они их, несомненно, настигнут. Когда они приблизились к этому месту, враги внезапно напали на них, как будто это было подготовлено. Видя это, братья поднялись на гору поблизости и с неё долгое время мужественно оборонялись, и многие пали с обеих сторон. Наконец, по воле Господа, пруссы взяли верх и убили 20 братьев и перебили всё их войско...
  122. О ШТУРМЕ ЗАМКА ВИЛОВ
  В это время мощная рать пруссов, судовов и литвинов вторглась в землю Самбийскую и, поставив литвинов с одним камнемётом с одной стороны, а остальных с другим - с другой, восемь дней, ежедневно штурмуя, осаждали замок Вилов. Наконец однажды, когда все сошлись для битвы, лучники со стрелами, камнемёты, прочие - с дровами и соломой для сожжения замка, а остальные другими способами досаждали осаждённым, Генрих фон Таупадел, после ставший братом ордена дома Тевтонского, муж доблестный и в совершенстве владевший искусством баллистариев, призвал осаждённый народ к обороне и с ним потушил огонь, не раз разводимый для сожжения замка. В этой жесточайшей битве многие язычники были убиты и смертельно ранены; но вышеупомянутый Генрих, выстрелив из баллисты, пронзил стрелой и убил одного знатного и властьимущего человека, вождя литвинов, а с другой стороны выстрелил в одного мастера, который, чтобы починить камнемёт, поднялся на верх его, и стрелой пригвоздил ему руку к камнемёту; увидев это, испуганные язычники сняли осаду...
  158. О БИТВЕ БРАТЬЕВ В ЗАМКЕ ВАРТЕНБЕРГ И О ГИБЕЛИ МНОГИХ ХРИСТИАН
  Был один замок в земле Кульмской, на одной горе, называемой Вартенберг, посреди озера, ведущий название свое от этой горы, в котором жили братья со многими оруженосцами. И наступил однажды воскресный день, когда люди из соседних деревень веселились и плясали; явилось неожиданно какое-то войско из Судовии и перебило всех этих людей, а женщин и детей они увели с собой.
  159. О ВЗЯТИИ ЗАМКА ВАРТЕНБЕРГ
  Сколько бы раз и в каком бы количестве ни проливали эти язычники христианскую кровь, всё же они не прекращали гонений. Ведь они прилагали все силы, чтобы уничтожить их полностью. Вот почему судовы, снова собрав огромнейшую рать, пошли к замку Вартенберг и после многих грозных штурмов (а братья им по мере сил оказывали сопротивление) наконец до основания разрушили его, спалив, убив всех братьев со всей дружиной, и вот упомянутый замок по сей день пребывает в запустении...
  162. О СОЖЖЕНИИ ТОРУНЬСКОГО ГОСПИТАЛЯ И О ШТУРМЕ ГРАДА КУЛЬМСКОГО И РАЗРУШЕНИИ ЗАМКА И ГОРОДА ЛЁБАУ
  В это же время судовы с величайшим войском, какого никогда не видано было в Пруссии, вошли в землю Любавскую и до основания разрушили замок и город с этим названием. Затем близ замка Штрайсберг войдя в землю Кульмскую, разделив войско, они заняли прежде многие замки, чтобы убивать и брать в плен людей, сбегающихся в них. После этого они пришли в Торунь и сожгли госпиталь и всё, что было за стенами и что могло быть охвачено огнём. Наконец, придя к граду Кульмензе, они днём и ночью мощнейшими ударами штурмовали его, впрочем, безуспешно, так как горожане со своей стороны мужественно оборонялись. И вот после четырёх дней разорения упомянутой земли они ушли с огромной военной добычей: людьми, конями, скотом и прочим...
  164. ОБ ОПУСТОШЕНИИ ЗЕМЛИ КУЛЬМСКОЙ И ГИБЕЛИ НЕСКОЛЬКИХ БРАТЬЕВ И ОРУЖЕНОСЦЕВ
  После этого Скуманд с судовами, войдя в землю Кульмскую, разделил войско своё на две части, одна из которых выступила на Торунь, другая - на град Кульмензе, убивая, хватая и сжигая всё, что ни попадалось им на пути. Но под вечер они сошлись у замка Биргелов и встали там лагерем. Той же ночью братья упомянутого замка вышли со своими оруженосцами и, всполошив спящее войско, многих убили и смертельно ранили; сделался великий вопль, услышав который несущие ночную стражу упомянутого войска подоспели уже при оружии и убили двоих братьев с полубратом и многих оруженосцев...
  166. О ВЗЯТИИ ДВУХ ЗАМКОВ НЕСКОЛЬКИХ ФЕОДАТАРИЕВ ЗЕМЛИ КУЛЬМСКОЙ, А ИМЕННО ХЕМСОТА И ЕЩЁ ОДНОГО
  После Скуманд, вождь судовов, с огромным войском судовов и рутенов за 9 дней опустошил землю Кульмскую огнём и мечом. На протяжении этих 9 дней, когда оно начало приближаться к граду Кульмензе, один рыцарь из Польши, по имени Нинериц, вошёл в вышеупомянутый город, который этот рыцарь обещал отдать в руки упомянутого Скуманда. Вот почему, когда, завидев врагов, горожане поднялись на стены, то же сделал и он и, как предатель, дал им знак; и вот раз и другой он протрубил в рог свой. Услышав это, испуганные горожане схватили упомянутого рыцаря и, убедившись в том, что он собирался предать их, его и сына его с одним слугой повесили у ворот города. Скуманд, видя, что его обманули, выступил на замок Хемсот и мощным натиском взял его и убил 40 человек, назначенных для его охраны. Затем он мощным ударом обрушился на замок другого феодатария-рыцаря, называемый Циппель, и, когда были убиты и взяты в плен все там находящиеся, оба замка были обращены в пепел...
  169. О РАЗРУШЕНИИ ЗАМКА ВЕКЛИЦ И ЕЩЁ ОДНОГО УКРЕПЛЕНИЯ
  Погезаны с судовами и другими язычниками Пруссии, собрав сильную рать, прошли по всей Погезании и Помезании в начале второго вероотступничества и, сколько бы ни встретили там христиан, всех убивали, забирая в плен женщин и детей. Затем, пройдя дальше, они штурмовали Эльбингский замок и так неистовствовали, что непременно взяли бы предместье, если бы один человек по имени Виртел не пронзил копьём их вождя. После его гибели они в смятении отошли к одному укреплению, находящемуся между реками Рогов и Весека, в том месте, где Весека впадает в озеро Друзин, и после непродолжительного штурма они сожгли его, взяв в плен и убив всех, кроме тех, которые спаслись, переправившись на судах через Друзин. После этого, когда они увидели, что все беспрекословно им подчиняются, придя к замку Веклиц, стоящему на реке Рогов, после долгого и тяжёлого штурма и мужественной обороны осаждённых, наконец обратили его в пепел, всех взяв в плен или убив...
  173. О ВТОРОМ РАЗРУШЕНИИ ЗАМКА БАРТЕНШТЕЙН
  Судовы, услышав, что барты, вармийцы и прочие пруссы снова подчинились вере и братьям, вознегодовали и, собравшись, с огромным войском неожиданно осадили замок Бартенштейн, который после ухода братьев барты сохранили для себя, разрушили и превратили в пепел, всех захватив в плен или убив.
  174.ОБ ОСАДЕ ЗАМКА БЕСЕЛЕДЫ И ГИБЕЛИ ДВУХ ТЫСЯЧ СУДОВОВ
  На следующий год судовы, надровы и скаловы, придя с огромным войском, осадили замок Беселеду, находящийся в лесу, называемом Кертене, близ Бартенштейна, жесточайше штурмуя его. Когда это увидела Намеда, мать Посдраупота из рода Монтеминов, то сказала сыновьям своим: "На горе себе родила я вас. Почему не хотите вы жизнь и народ ваш защитить от врагов?" Под воздействием этих слов ее сыновья и прочие обитатели замка выступили на битву и убили более двух тысяч человек из войска язычников. После этого братья восстановили замок Бартенштейн и жили там по сей день...
  192. О РАЗОРЕНИИ ЗЕМЛИ КУЛЬМСКОЙ И ВОЛОСТЕЙ ЗАМКОВ ГРАУДЕНЦА, МАРИЕНВЕРДЕРА, ЗАНТИРА, ХРИСТБУРГА И РАЗРУШЕНИИ ЗАМКА КЛИМЕНТА
  В то время был в земле Кульмской один брат, Бертольд фон Нортхаузен, комтур провинции, который, хотя был рачительным управителем в мирных делах, однако к военному делу был менее способен (ибо способности у людей неодинаковы к разному), посему он не противостоял натиску язычников, как следовало. Вот почему судовы не раз вторгались в Кульмскую землю и, совершив великое побоище народа Божиего и опустошив землю огнём и мечом, уходили, и когда они почувствовали, что никто не даёт им отпора, то дерзнули с небольшим войском враждебно проникнуть в упомянутую Кульмскую землю. Наконец магистр назначил брата Германа фон Шёненберга, человека, закалённого в сражениях, комтуром провинции в упомянутой земле, который оказал им мужественный отпор, ибо сколько бы раз ни вторгались судовы с небольшим войском в Кульмскую землю, он со своими оруженосцами смело выступал им навстречу и, нападая на них, побеждал в битве и, убив многих, прочих обращал в бегство, и это повторялось им столько раз и столько было убитых, что судовы больше не решались приходить без большого войска. Итак, из-за такого побоища их и весьма многих напастей, нахлынувших на Кульмскую землю, Скуманд, вождь судовов, с 4 тысячами язычников своих и силой войска литвинов мощным натиском вторгся в Кульмскую землю в день 11 тысяч дев и многократно отомстил за своих. При первом натиске они мощным ударом обрушились на замок одного феодатария, называемый Пловист, стоящий на реке Оссе, и непременно разрушили бы его, но наконец они договорились на тех условиях, что жители замка дадут двух сведущих людей, которые проведут языческое войско через пределы христиан и обратно, и так они остались целыми и невредимыми. После этого они пошли на замки, а именно - на Редин, Липу, затем - на замок Вельсайс, предместье которого они до основания сожгли. После этого они мощнейшим ударом обрушились на замок Турниц одного феодатария, а жители замка со своей стороны выступили против них, и, хотя в тот день они штурмовали безуспешно, однако провели ту ночь в осаде его. Но на другой день, когда почувствовали, что замок охраняется большим числом оруженосцев, чем прежде, они, не предприняв другого штурма, отступили. После этого они пришли к замку Климента, принадлежавшему одному феодатарию, и, окружив со всех сторон, штурмовали его; наконец, разложив огонь, они дотла сожгли его, и в нём сгорели сто христиан, кроме женщин и детей, которых они увели в плен. Наконец они выступили против этих замков и городов, а именно - Грауденца, Мариенвердера, Зантира и Христбурга, и, что бы ни попалось им на пути, они или убивали, или брали в плен, или превращали в пепел. Затем с огромной человеческой добычей, состоящей из христиан и прочего, они ушли. Ни один нормальный человек не может без слёз подумать о том, сколько зла и какое великое побоище народа Божиего содеяло и сколько ущерба причинило это войско святыням церкви и её служителям.
  193. О ВОЙНЕ С СУДОВАМИ И О ПОСЛЕДНЕЙ ВОЙНЕ ЗЕМЛИ ПРУССКОЙ
  Когда с помощью Господа Иисуса Христа все племена земли Прусской были побеждены, оставалось ещё одно, а именно - судовское, сильнейшее из всех, на которое братья не человеческой силой и не множеством воинов, но уповая на то, что Господь охранит и поможет, мужественно напали, полагая, что не только голова и прочие части тела, но и хвост врага, по назиданию Господа, предназначено принести в жертву. Итак, чтобы окончательно уничтожить своего врага, братья начали войну с землей Судовии, и вот как.
  194. О РАЗОРЕНИИ ВОЛОСТИ КИМЕНОВ ЗЕМЛИ СУДОВИИ
  Брат Конрад фон Тирберг, магистр, и многие братья с 1500 всадниками вторглись в землю Судовии и в волости, называемой Кименов, уничтожили всех людей, и, кроме убитых, которых было множество, они увели в плен тысячу человек с прочей, почти бесчисленной, военной добычей. На другой день, когда войско братьев, отступая, пришло в лес, называемый Винсе, судовы с тремя тысячами отменных людей погнались за ними; братья, мужественно напав на них со своими людьми, многих убив и смертельно ранив, прогнали их до самой границы их земли. В этой битве из войска братьев пали только шесть человек, остальные вернулись невредимыми...
  197. О РАЗОРЕНИИ ВОЛОСТИ СУДОВИИ МЕРУНИСКИ
  Брат Конрад, магистр, всегда подвизающийся за сокрушение язычников, собрав великую силу, войско всадников и пехотинцев, вторгся с всадниками в волость Судовии, называемую Меруниска, прочих оставив у входа в вышеупомянутую землю, и убил 18 господ этой волости. Из прочих людей обоего пола он убил и взял в плен 600 человек и опустошил упомянутую волость огнём и мечом.
  198. О НАЁМНИКАХ
  Чудные и необычные дела были совершены христианскими наёмниками, а именно - Мартином из Голина, Конрадом по прозвищу Диавол и неким человеком по имени Стовемел, и Кударом из Судовии и Накамом из Погезании и многими другими; всех их невозможно перечислить. Этот Мартин с четырьмя мужами тевтонскими и 11 пруссами захватил одну деревню в земле Судовии, взяв в плен и убив людей. И когда после долгого пути он пришёл в такое место, где, отбросив все страхи, сидя за столом с товарищами своими, он подкреплялся после битвы, враги, внезапно напав на него, убили четырёх его товарищей тевтонов; прочие спаслись, бросив там всё, что у них было из оружия и припасов. После этого судовы сильно возрадовались; Мартин же, разгневанный, бродил по лесу, пока не созвал своих уцелевших товарищей, и поскольку они лишились всего оружия, то ему удалось, когда враги спали, выкрасть у них щиты, мечи и копья, завладев которыми он подкрался со своими людьми и убил всех на ложе их, кроме одного, которого Мартин убил, встав на его пути, когда тот думал убежать; и вот с прежней добычей и оружием упомянутых язычников и прочим он вернулся.
  199. К ЭТОМУ ЖЕ
  Тот же Мартин с горсточкой других снова вошёл в одну деревню в земле Судовии и в сумерках, когда одни были в бане, другие - за трапезой, прочие занимались разными делами, они напали на них и всех их убили. А Мартин убил в бане 10 человек, и так они забрали коней и скот и прочее, а также женщин и детей.
  200. О БЕГСТВЕ СУДОВОВ
  В то же время судовы, собравшись отомстить за случившееся, с небольшим войском вторглись в землю Наттангии, и, когда небольшая часть её обезлюдела, они ушли. Братья со своими оруженосцами решительно преследовали их, многих убив и смертельно ранив; прочие в страхе бежали...
  202. ОБ ОПУСТОШЕНИИ ВОЛОСТИ ПОКИМЫ ЗЕМЛИ СУДОВИИ
  В это время по повелению магистра брат Конрад фон Тирберг-младший, маршал земли Прусской, собрав всю силу войска своего, вторгся в волость земли Судовии, называемую Покима, и, когда уходил, совершив великое разорение огнём и мечом, взяв в плен и убив многих людей, с наступлением темноты перешёл со своим войском по льду то озеро, которое называется Ноготин. Когда же наступило утро, лёд растаял, так что следы, оставленные его войском, исчезли...
  204. ОБ ОПУСТОШЕНИИ ЗЕМЛИ САМБИЙСКОЙ
  При этом магистре брате Манегольде судовы, наказанные братьями за вышеизложенные и прочие беды, чрезвычайно разгневались и, затаив против них сильное возмущение, собрали совет, каким образом отомстить за такое угнетение, и поскольку сами они этого сделать не могли, то, заручившись помощью литвинов, решительно вторглись в землю Самбии. Братья заранее обезопасили себя от этого. Вот почему они не могли сделать ничего другого, но только в течение 10 дней прошли по пределам упомянутой земли и дома, и всё, что находилось за пределами замков и укреплений, сожгли и так, потеряв убитыми пять человек из своего войска, ушли.
  205. О НАПАДЕНИИ НА ЗЕМЛЮ СУДОВИИ И О ВЗЯТИИ В ПЛЕН И ГИБЕЛИ МНОГИХ СУДОВОВ
  В то время как это войско язычников было в земле Самбии, брат Ульрих Баувар, комтур Тапиова с 12 братьями и 250 всадниками вошёл в Судовию, и помимо прочего ущерба, нанесённого ей огнём и мечом, он взял в плен и убил 150 человек, взял в плен жён нобилей, чад и домочадцев, так что судовы здесь потеряли больше, чем нажили в Самбии.
  206. О БИТВЕ БРАТА УЛЬРИХА С СУДОВАМИ
  Этот брат Ульрих был воплощением мужества. Ведь он отваживался на трудные дела, на которые трус и взглянуть боялся. Он нанёс судовам бесконечно большой урон. Он столько раз ходил на них войной, что магистр, опасаясь, как бы это не окончилось для него какой-нибудь серьезной неприятностью, запретил ему впредь нападать на них без его особого позволения. И когда у него спросили, почему он так суров с ними, он ответил: "Мне было всё равно, что делать, лишь бы получить от них пять ран, как Христос получил за меня". Так с ним и случилось, ибо судовы наконец убили его, нанеся ему в битве пять ран.
  207. ОБ ОБРАЩЕНИИ В ХРИСТИАНСТВО ОДНОГО СУДОВА И ЧУДНОМ ДЕЯНИИ
  В то время один нобиль из Судовии по имени Руссиген, со всеми чадами и домочадцами пришёл к комтуру Балги и, выразив желание присутствовать при службе, получил отказ. Узнав о причине отказа, он крестился со всей челядью своей и сразу после крещения заболел и, после того как слег, послал за одним братом, священником из Балги, крестившим его, смиренно прося его соборовать. Что этот священник со всем тщанием исполнил и, осмотревшись, увидел в ногах его сделанный из дерева крест, который этот судов повелел для себя изготовить. Священник, удивившись тому, что этот, в тот день крещённый, возымел такую любовь к вере Христа, стал спрашивать, совершил ли он что-либо доброе до принятия веры? Тот ответил, что убил многих христиан; из прочего он не помнил иного доброго деяния, кроме того только, что, когда он с большим войском вошёл в Польшу, один судов похитил образ Пресвятой Девы Марии, с сыном на руках, и, когда на обратном пути они стали метать копья свои в этот образ, он, сжалившись, силой отнял его и дал одному христианину, говоря: "Возьми этот образ Бога твоего и отнеси его туда, где бы он обретался в должном почитании". После чего явилась ему во сне Пречистая Дева, прекрасная ликом и в красивейшем одеянии, и сказала: "За ту услугу, что ты оказал мне в образе моём, воздается тебе в царствии Сына моего". Когда этот судов рассказал это священнику, то почти в тот же день счастливо почил в Бозе...
  209. О РАЗОРЕНИИ ВОЛОСТИ СУДОВИИ, НАЗЫВАЕМОЙ КРАСИМА
  Брат Манегольд, магистр, чтобы война судовская, мужественно начатая его предшественником, не затихла в его время, но ширилась бы всякий день, собрал всю силу войска своего и в день Сретения Господня вошёл в волость Судовии, называемую Красима, опустошая её огнём и мечом. А дом этого могущественного человека Скуманда, вождя упомянутой волости, он обратил в пепел и, взяв в плен и убив 150 человек, возвратился с великой добычей. Когда это войско готово было войти в упомянутую волость, оно сбилось с пути и в этом блуждании, случившемся по провидению Господа, которым ничто не совершается беспричинно, оно рассеялось и, так войдя, заняло и разорило всю волость. В этом сражении пали брат Ульрих Баувар, комтур Тапиова, и четыре человека, а брат Людвиг фон Либенцель был взят в плен.
  210. О ПЕРВОМ ПЛЕНЕНИИ БРАТА ЛЮДВИГА ФОН ЛИБЕНЦЕЛЬ
  Брат Людвиг фон Либенцель, человек знатный и закаленный с юности в военном деле, совершил в жизни своей чудные деяния, о которых будет сказано ниже. Когда его взяли в плен, то отдали Скуманду, который очень полюбил его, ибо он храбростью своею походил на него; вот почему случилось, что он его, отныне находящегося в плену, повёл с собой туда, где лучшие люди земли Судовии собрались на пир. На этом пиру один знатный и могущественный человек пытался оскорблениями и бранью вывести брата Людвига из себя. Посему он сказал Скуманду: "Ты привёл меня сюда, чтобы этот омрачал душу мою дерзкими словами своими?" Скуманд ответил ему: "Я сожалею об огорчении твоём, и если отважишься, то ответь на нанесённое тебе оскорбление, а я тебе подсоблю". Услышав это, брат Людвиг воспрянул духом и убил своего соперника мечом. После брат Людвиг одним слугой упомянутого Скуманда был освобождён из плена и возвращен братьям.
  211. ОБ ОБРАЩЕНИИ СКУМАНДА, ВОЖДЯ СУДОВОВ, В ХРИСТИАНСТВО
  Этот Скуманд был могучим и богатым человеком в волости Судовии, называемой Красима, и поскольку он не мог сопротивляться постоянным нападениям братьев, то со всей челядью и друзьями ушёл из земли своей в землю Руссии. Прожив в ней некоторое время, утомившись изгнанием, он вернулся в землю родины своей. Узнав об этом, братья снова пошли на него войной, столько раз тревожа его, что он наконец со всеми чадами и домочадцами подчинился вере и братьям.
  212. ОБ ОПУСТОШЕНИИ ВОЛОСТИ СУДОВИИ, НАЗЫВАЕМОЙ СИЛИЯ, И О ВТОРОМ ПЛЕНЕНИИ БРАТА ЛЮДВИГА
  В то время как брат Манегольд, магистр, призванный в капитул, отправился в путь, брат Конрад фон Тирберг, маршал, со многими братьями и огромнейшим войском вторгся в волость Судовии, называемую Силия. Таким многочисленным было это войско, что оно растянулось на многие лье. Там все сооружения упомянутой волости они превратили в пепел, убив одного нобиля по имени Вадоле, тамошнего вождя, и многих других, забрали бесчисленную добычу. В этом войске брат Людвиг фон Либенцель, получивший много смертельных ран, полуживой был оставлен на снегу. После судовы, найдя его, положили на коня, так что голова и руки свешивались с одной стороны, а ноги с другой, и везли таким нелепым образом, что кровь, текущая из ран, уже свернувшаяся в теле, волей-неволей бурно потекла, и так он был исцелён, как он сам воистину полагал. Этот брат Людвиг, снова взятый в плен, был отдан одному нобилю по имени Кантегерд под его надзор...
  217. О ВЗЯТИИ ЗАМКА КИМЕНОВ И ОБРАЩЕНИИ В ХРИСТИАНСТВО 1600 СУДОВОВ
  В это же время этот брат Конрад, магистр, радеющий о вверенном ему деле, провёл много бессонных ночей, думая, как наставить врагов веры судовов на путь истины. Вот почему, когда он, собрав для осуществления этого великое множество братьев и прочих воинов, держал путь в Судовию, ему встретился брат Людвиг фон Либенцель, ведший с собой Кантегерда, державшего его в плену, и 1600 человек обоего пола из Судовии, которых он, находясь в плену, обратил в веру Христа. Увидев их, магистр возрадовался и повелел им следовать в Самбийскую землю. После этого на другой день магистр с войском своим вошёл в волость Судовии, называемую Кименов, и замок с этим же названием так яростно штурмовал, что жители замка при условии, что он сохранит им жизнь и имущество, наконец сдались ему, обещая принять веру Христа. Посему, дав им проводника, он повелел им без промедления следовать в пределы Самбии. Но на другой день, когда, разгромив вышеупомянутую волость Кименов, братья с войском своим уходили, стало известно, что упомянутые жители замка Кименов, убив проводника своего, другой дорогой отправились в землю Литвы. Но брат Людвиг со своей свитой выступил на землю Самбии, где все возродились в источнике крещения.
  218. О ГИБЕЛИ БРАТА ФРИДРИХА ХОЛЛЕ И 30 ЧЕЛОВЕК
  В том же году брат Фридрих по прозвищу Холле, родной брат брата Маркварда фон Рёблинга, со 100 всадниками из замка Бранденбург пошёл на Судовию, и, когда, захватив большую добычу в волости Керсов, он уходил, погнавшиеся за ним враги убили его и 30 человек. Но думаю, что не следует умолчать о том, что этот брат Фридрих перед тем, как был убит, одному доблестному воину, с которым он сразился, нанёс такой сильный удар мечом по голове, что тот, не в силах устоять, упал с конём на землю, впрочем, от этого удара не имел ни одной раны на теле, не появилось и синяка, как он сам и другие судовы, участвовавшие в этом сражении и видевшие это, после того как были обращены в веру Христа, при всех подтвердили.
  219. ОБ ОБРАЩЕНИИ В ХРИСТИАНСТВО ОДНОГО НОБИЛЯ И 1500 ЧЕЛОВЕК ИЗ СУДОВИИ И ОПУСТОШЕНИИ УПОМЯНУТОЙ ЗЕМЛИ
  Многие бесконечные войны велись с судовами; я умолчу о них ради краткости. А после того как один человек, Иедет, благородный родом и нравом, могущественный и богатый, вождь судовов из Кименова, не смог больше выносить столь частых и суровых нападений братьев, он со всеми чадами и домочадцами и с 1500 людьми обоего пола пришёл к братьям и был крещён. Но Скурдо, вождь другой части Судовии, презирая истинную веру, со своими людьми отправился в землю Литвы; и так земля Судовии по сей день пребывает в запустении".
  (Германия. Пётр из Дусбурга. Хроника земли Прусской. Третья часть)
  
  "Коперник (Kopernik, Copernicus), Николай (19.II.1473-24.V.1543) - польский астроном и мыслитель, создатель гелиоцентрической системы мира. Родился в Торуни (городе на границе с Восточной Пруссией - Б.П.) в семье купца. В 1491-1494 учился в Краковском университете, в 1497-1505 - в итальянских университетах, где изучал каноническое право, медицину и астрономию. В 1497 избран каноником Вармийской епархии (Польша). С 1503 - доктор канонического права. В 1506-1512 - секретарь и лейб-медик у своего дяди - епикопа в Лидзбарке. В 1512 переехал в Фромборк. Много лет занимался административными и финансовыми делами области. Возглавлял оборону Ольштына против Тевтонского ордена (1520-1521). На сеймике в Грудзёндзе (1522) предложил проект денежной системы. Около 40 лет трудился Коперник над созданием учения о Вселенной. От критики и отрицания истинности канонизированной церковью геоцентрической системы мира Коперник пришёл к созданию гелиоцентрической системы, согласно которой Солнце находится в центре, а Земля является одной из планет, обращающихся вокруг Солнца, и вращается вокруг своей оси. Коперник отказался от "перводвигателя" Аристотеля и высказал мысль о "самодвижении" небесных тел. Коперник низвёл Землю, считавшуюся раньше центром мира, до положения одной из планет солнечной системы... Книга "О вращении небесных сфер" ("De revolutionibus orbium coelestium"), над которой Коперник работал всю жизнь, вышла в Нюрнберге в год его смерти..."
   (Советская историческая энциклопедия. Том 7. Стр. 896)
  
  
  
  Коперник - преемник судинов, соседей астрономов-судинов.
  
  "Кант (Kant), Иммануил (22.IV.1724-12.II.1804) - немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии. Родился и прожил всю жизнь в Кёнигсберге... (центре Восточной Пруссии - Б.П.). Окончил Кёнигсбергский университет (1745); приват-доцент этого университета с 1755, профессор с 1770. Творчество Канта распадается на два периода - докритический (до начала 70-х гг.) и критический. Докритический период характеризуется преимущественно интересом Канта к естествознанию и натурфилософии. К этому периоду относится его космогоническая гипотеза, изложенная в сочинении "Всеобщая естественная история и теория неба" ("Allgemeine Naturgeschichte und Theorie des Himmels", Koenigsberg - Lpz., 1755), - "...величайшее завоевание астрономии со времени Коперника".
   (Советская историческая энциклопедия. Том 6. Стр. 962)
  
  Кант - преемник Коперника, астронома Коперника.
  
  "Леонов Алексей Архипович (р.1934), лётчик-космонавт СССР, генерал-майор авиации (1975), дважды Герой Советского Союза (1965, 1975)... (Вырос в Калининграде, бывшем Кёнигсберге - Б.П.) Полёт на "Восходе-2" с первым в истории выходом в космос (март 1965)..."
   (Советский энциклопедический словарь. Стр.711)
  
  
  
   Космонавт Леонов - преемник Канта, автора космогонии Канта.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"