"В древних книгах пишут, что Паннония является матерью и прародительницей всех славянских народов, "Пан" же, согласно толкованию греков и славян, это тот, кто всем владеет. И согласно этому "Пан" по-славянски означает "великий господин", хотя по-славянски из-за большого различия в языках можно применить и другое слово, например "господин". Ксёндз же больше, чем Пан, как бы предводитель и верховный король. Все господа называются "Пан", вожди же войска называются "воеводами"; эти паннонцы, названные так от "Пан", как говорят, ведут своё происхождение от Яна, потомка Яфета. Из них первым, как утверждают, был этот могучий Нимрод, который впервые стал покорять людей, братьев своих и подчинять своему господству.
Итак, от этих паннонцев родились три брата, сыновья Пана, владыки паннонцев, из которых первенец имел имя Лех, второй - Рус, третий - Чех. Эти трое, умножась в роде, владели тремя королевствами: лехитов, русских и чехов, называемых также богемцами, и в настоящее время владеют и в будущем будут владеть, как долго это будет угодно божественной воле; из них наивысшей властью и господством во всей империи всегда обладали лехиты, как это явствует из хроник и из их территории.
У славян существует большое разнообразие в языках и в то же время они понимают друг друга, хотя в некоторых словах и в их произношении существуют, по-видимому, кое-какие различия. Языки эти берут начало от одного отца Слава, откуда и славяне...
Утверждают, что от этого же Слава произошёл Нимрод".
(Польша. Великая польская хроника. Пролог)
Самым первым правителем южных славян на Дунае был Сад-краль, который пришёл с родами от Читайской (Китайской - Б.П.) земли и поклонялся Сиве и Живе. Самым первым правителем славян на территории Болгарии был Слав-царь. Он сотворил сто курганов, поэтому его прозвали "стомогильный царь". Он царствовал сто девятнадцать лет. И было в те годы изобилие благ.
(Болгарские предания)
"(119) После поражения герулов Германарик (король готов, ум.371 - Б.П.) двинул войско против венетов, которые хотя и были достойны презрения из-за [слабости их] оружия, были, однако, могущественны благодаря своей многочисленности и пробовали сначала сопротивляться. Но ничего не стоит великое число негодных для войны, особенно в том случае, когда и бог попускает и множество вооружённых подступает. Эти [венеты] происходят из одного корня и ныне известны под тремя именами: венетов, антов и склавенов. Хотя теперь, по грехам нашим, они свирепствуют повсеместно, но тогда все они подчинились власти Германарика".
(Страна Готов. Иордан. О происхождении и деяниях гетов)
"И се биасте поврждена Рузколане одо годе и Ерменреху. А тои хте жену од роде наше иту повренжде се вуцеве наше тещашуте на не. И Ерменрех розбиешеие и поврнедете Русе боже Бусе и седел десент ине кроиженщ. И е иту смута влика биаете на Русех. Иста младен венде Славе. И сбере русе а веде иу нане. И тоикрать рострще годь... И такожде земе годьстиа оста руська".
И была повержена Русколань от готов Германареха. И те хотели жену от рода нашего и побеждали вождей наших, когда текли на них. И Германарех разбил и повредил Русь бога Буса и седел десять иных краёв. И эта смута великая была на Руси. И стал младой венд Славен. И собрал Русь и ведёт её на них. И в тот крат рострище готов... и так земля готская осталась русской.
(Русь. Велесова книга. Дощечки 32 1-13)
"И се биащете кньзве Славну со братарему Скивьу. А се пре весте вьлкие на въстенце, и се и тои рещете: "Идем одо земе Илмерсте а Дунае!" А тако иещете, абъ старе сна све оставе о староце Иломере. О се теце на полуноще, и тамо све гърд Славен утврже. А се брат его Скфе у може биащете. И се бъ стареи, име сна све Венде, и по не ситце биаще внущец Кисек?, киже владец биащ ступе полудене".
И были те князья Славен с братом ему Скифом. И се пре весть великую на востоке и се и те решили: "Идём от земли Ильмерской на Дунай!" И так решили, абы старшего сына своего оставить у старца Ильмера. И се тече на полночь, и там свой град Славен утвердил. А брат его Скиф у моря был. И был он стар, имел сына своего Венда, а по нём был внук Кисек, который владельцем был степей полуденных.
(Русь. Велесова книга. Дощечка 1 6а)
"Князем убо скифским Словену и Русу, мудростию и храбростию в роде своем всех превозшедшим, и начаша размышляти со ближними своими премудре, рекоша же сице: "Или толико всего вселенныя, иже ныне под нами? Еда несть во жребии праотца нашего Афета ещё части земли благи и ко вселению человечю угодны? Слышахом бо от предков своих, яко благословил праотец наш Ной прадеда нашего Афета частию земли всего западнаго и севернаго и полунощнаго ветров, и ныне убо, братие и друзи, послушайте совета нашего, оставим далече от нас вражду сию и несогласие, еже ныне тесноты ради творится в нас, и подвигнемся убо, и идём от земля сея и от рода нашего, и пойдем по вселенной света, сущей во жребии прадед наших, иде же нас приведёт счастие ли благословение праотца нашего благословеннаго Афета и подаст нам землю доброплодну во обитание нам и родом нашим". И люба бысть сия речь Словенова и Русова всем людем, и вей яко единемы усты реша: "Благ совет князей наших и добра речь и угодна премудрых держателей". И в лето от сотворения света 3099 Словен и Рус с роды своими отлучишася от Ексинопонта, и идоша от роду своего и от братия своея, и хождаху по странам вселенныя, яко острокрилаты орли прелетаху сквозе пустыня многи, идуще себе на вселение места благопотребна. И во многих местех почиваху, мечтующе, но нигде же тогда обретше вселения по сердцу своему. 14 лет пустыя страны обхождаху, дондеже дошедше езера некоего велика, Моикса зовомаго, последи же от Словена Илмер проименовася во имя сестры их Илмеры. И тогда волхвование повеле им быти населником места оного.И старейший, Словен, с родом своим и со всеми, иже под рукою его, седе на реце, зовомей тогда Мутная, последи ж Волхов проименовася во имя старейшаго сына Словенова, Волхова зовома. Начало Словенску граду, иже последи Новъград Великий проименовася. И поставиша град, и именоваша его по имени князя своего Словенеск Великий, той же ныне Новъград, от устия великаго езера Илмеря вниз по велицей реце, проименованием Волхов, полтора поприща. И от того времени новопришельцы скифстии начаху именоватися словяне, и реку некую, во Илмер впадшую, прозваша во имя жены Словеновы Шелони. Во имя же меньшаго сына Словенова Волховца преименова оборотню протоку, иж течёт из великие реки Волхова и паки обращается в него. Больший же сын оного князя Словена Волхв бесоугодник и чародей и лют в людех тогда бысть, и бесовскими ухищреньми мечты творя многи, и преобразуяся во образ лютаго зверя коркодила, и залегаше в той реце Волхове путь водный, и не поклоняющих же ся ему овых пожираше, овых же испроверзая и утопляя. Сего же ради людие, тогда невегласи, сущим богом окаяннаго того нарицая и Грома его, или Перуна, рекоша, руским бо языком гром перун именуется. Постави же он, окаянный чародей, нощных ради мечтаний и собирания бесовскаго градок мал на месте некоем, зовомо Перыня, иде же и кумир Перунов стояше. И баснословят о сем волхве невегласи, глаголюще, в боги сел окаяннаго претворяюще. Наше же християнское истинное слово с неложным испытанием многоиспытне извести о сем окаяннем чародеи и Волхове, яко зле разбиен бысть и удавлен от бесов в реце Волхове и мечтаньми бесовскими окаянное тело несено бысть вверх по оной реце Волхову и извержено на брег противу волховнаго его градка, иде же ныне зовется Перыня. И со многим плачем тут от неверных погребен бысть окаянный с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, яко же обычай есть поганым. И по трех убо днех окаяннаго того тризнища проседеся земля и пожре мерзкое тело коркодилово, и могила его просыпася с ним купно во дно адово, иже и доныне, яко ж поведают, знак ямы тоя не наполнися. Другий же сын Словенов малый Волховец живяше со отцем своим во граде своем великом Словенцы. И родися Волховцу сын Жилотуг, и протока проименовася во имя его Жилотуг, в ней же той утопе ещё детеск".
(Русь. Сказание о Словене и Русе и городе Словенске. Полное собрание русских летописей. Том 31)
"...Славен з братом Скифом, имея многие войны на востоце, идоша к западу, многи земли о Чёрном мори и Дунае себе покориша. И от старшего брата прозвашася славяне, а греки их ово похвально алазони, ово поносно амазони...имяновали, яко о сём стихотворец Ювелий глаголет.
D. Славен князь, оставя во Фракии и Иллирии на вскрай моря и по Дунаеви сына Бастарна (7), иде к полуносчи и град великий созда, во своё имя Славенск нарече (8)...
По устроении Великого града умре Славен князь, а по нём владаху сынове его и внуки много сот лет. И бе князь Вандал (10) владая славянами, ходя всюду на севвер, восток и запад морем и землёю, многи земли на вскрай моря повоева и народы себе покоря, возвратися во град Великий.
По сём Вандал послал на запад подвластных своих князей и свойственников Гардорика и Гунигара (11) с великими войски славян, руси и чуди. И сии шедше, многи земли повоевав, не возвратишася. А Вандал разгневайся на ня, вся земли их от моря до моря (12) себе покори и сыновом своим владе. Он имел три сына: Избора, Владимира и Столпосвята. Каждому из них построи по единому граду, и в их имяна нарече (13), и всю землю им разделя, сам пребывал во Велице граде лета многа и в старости глубоце умре, а по себе Избору град Великий и братию его во власть предаст. Потом измроша Избор и Столпосвят, а Владимир приат власть на всей земли. Он имел жену от Варяг Адвинду (14), вельми прекрасну и мудру, о ней же многое от старых повествуется и в песнех восклицают.
Е. По смерти Владимира и матери ево Адвинды княжили сынове его и внуки до Буривоя, иже девятый бе по Владимире, имяна же сих осьми неведомы (15), ни дел их, разве в песнех древних воспоминают (16)".
(Русь. Иоакимовская летопись)
"1. В то время, как в городе Константинополе (Царьграде) правил царь Анастасий (491-518 - Б.П.)... появился из северных краёв народ, именуемый готами; был это дикий и необузданный народ, во главе которого было три брата, сыновья короля Свевлада, а имена их были такие: первому - Брус, другому - Тотила, а третьему - Остроило.
II. Так вот, Брус, который был самым старшим, сел после смерти отца на престоле и правил после него в родном краю. Тотила же и Остроило, чтобы добыть славы, собрали, по поручению и с воли старшего брата, очень большое и сильное войско и вышли из своей страны и, пришедши в провинцию Паннонию, победили её и войной её покорили...
После того, как войско Тотилы и его брата Остроило было большое и народ их размножился, посоветовавшись со своими вельможами они поделили войско. И пройдя со своим войском Истру и Аквилею, Тотила пошёл в Италию, там учинял многочисленные и большие бои, опустошил и сжёг многочисленные округи и города. Когда оттуда, ударил он по острову Сицилии, вскоре умер, как ему предсказывал слуга божий святой Бенедикт.
Остроило же, его брат, вошёл со своим войском в провинцию Иллирию и, поскольку некому было оказать ему сопротивление, после кровавых войн добыл целую Далмацию и приморские окраины, пока не пришёл в область Превалианты, где и осел. Тогда придержав при себе немного войска, послал своего сына Свевлада, что бы он покорил окраины с той стороны гор. Тем временем царь города Константинополя собрал войско и послал его против Остроило, поскольку узнал, что он задержался с малым войском в области в Превалианте. И тогда когда прибыли те, кого послал царь, нашли, как было сказано, Остроило с малым войском. Но всё же он приготовился к бою, ибо был муж храброго духа. А когда начался бой, Остроило упал и был убит, а его люди кинулись бежать. Царские люди взяли добычу и вернулись в свою страну.
III. Когда услыхал его сын, Свевлад, о смерти отца, прибыл как можно быстрее с мыслью, что застанет царское войско, что бы отомстить отцову смерть, но никого не застал. Тогда взял он королевство и правил вместо отца, и родил сына которого назвал Селемиром. Были же границы его королевства от Валдевина до Полинии, охватывая как приморские, так и загорные области. Творя многочисленные беззакония и преследуя христиан, что жили в приморских городах, умер он на двенадцатом году своего владычества.
IV. Преемником на престоле стал его сын Селемир; он, хотя и был поганин и варвар, всё же таки был со всеми в мире и всех христиан любил и никак их не преследовал. Также заключил с ними договор, и они платили ему дань. Наполнил [страну] множеством славян, и страна в то время жила в мире".
(Сербия. Летопись попа Дуклянина. Автор к читателю)
"У славян имеется много разных видов идолопоклонства. Ибо не все они придерживаются одних и тех же языческих обычаев. Одни прикрывают невообразимые изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне, имя которому Подага; у других божества населяют леса и рощи, как Прове, бог альденбургской земли, - они не имеют никаких идолов. Многих богов они вырезают с двумя, тремя и больше головами. Среди многообразных божеств, которым они посвящают поля, леса, горести и радости, они признают и единого бога, господствующего над другими в небесах, признают, что он, всемогущий, заботится лишь о делах небесных, они [другие боги], повинуясь ему, выполняют возложенные на них обязанности, и что они от крови его происходят и каждый из них тем важнее, чем ближе он стоит к этому богу богов".
(Германия. Гельмольд. Славянская хроника. Книга 1. Глава 83)
"(22) Ведь племена эти, склавины и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народовластии, и оттого у них выгодные и невыгодные дела всегда ведутся сообща. А также одинаково и остальное, можно сказать, всё у тех и у других, и установлено исстари...
(23) Ибо они считают, что один из богов - создатель молнии - именно он есть единый владыка всего, и ему приносят в жертву быков и всяких жертвенных животных".
(Византия. Прокопий Кесарийскиий. Война с готами. Книга IV)
"(35) Славяне живут от города Новиетуна до озера, которое называется Мурсианским, вплоть до Данастра и на севере до Висклы, болота и леса заменяют им города. Анты же, самые могущественные из них, там, где Понтийское море делает дугу, простираются от Данастра вплоть до Данапра".
(Страна Готов. Иордан. О происхождении и деяниях гетов)
"VII.13. (21) Также (Юстиниан, император Византии - Б.П.) послал евнуха Нарсеса к вождям герулов (в 545 году - Б.П.), чтобы убедить большинство из них двинуться походом в Италию. (22) И за ним последовали многие из герулов под водительством Филимута и прочих. Вместе с ним они пришли в области Фракии: дело в том, что они собирались перезимовать там, а с наступлением весны отправиться к Велисарию. (23) Был с ними и Иоанн по прозванию Фагас. (24) На этом пути им выпал некий случай неожиданно сделать ромеям большое благодеяние. Ибо случилось, что огромное полчище варваров-склавинов, недавно перейдя реку Истр, разграбило тамошние места и поработило множество ромеев. (25) Герулы, внезапно вступив с ними в бой и, сверх ожидания, перебив [врагов], намного их превосходивших численностью, перебили их, а пленников всех отпустили идти по домам".
(Византия. Прокопий Кесарийский. История войн. Глава IV)
"VI.15. (1) Когда герулы, потерпев в бою поражение от лангобардов, поднялись с отчих мест, одни из них... поселились в иллирийских землях, другиие же решили отнюдь не переходить реку Истр, но осели где-то на самых окраинах обитаемой земли; предводительствуемые многими [людьми] царской крови, они прошли поочерёдно все племена склавинов, миновав затем обширную пустынную землю, пришли к так называемым варнам, а после них быстро прошли и через племена данов, причём варвары там не оказывали им сопротивления".
(Византия. Прокопий Кесарийский. История войн. Глава IV)
"Много славянских племен живёт на берегу Балтийского моря. "Море это простирается от Западного океана к востоку, и Балтийским называется потому, что тянется длинной полосой, подобно поясу, через земли скифов до самой Греции. Это же море называется Варварским, или Скифским, морем по варварским народам, страны которых омывает". "Вокруг этого моря сидят многие народы. Ибо северное его побережье и все острова возле него держат даны и свеоны, которых мы зовем норманами, южный берег населяют племена славян", из которых первыми от востока идут русы, затем полоны, имеющие соседями с севера прусов, с юга - богемцев, и тех, которые зовутся моравами, каринтийцами и сорабами. А "если прибавить к Славянии, как того хотят некоторые, угров, так как они не отличаются от них ни по внешнему виду, ни по языку", то пределы земли, занимаемой славянским народом, так расширятся, что почти невозможно будет её описать".
(Германия. Гельмольд. Славянская хроника. Книга 1. Глава 1. О разделении славян)
"Там, где кончается Полония, мы приходим к обширнейшей стране тех славян, которые в древности вандалами, теперь же винитами, или винулами, называются. Из них первыми являются поморяне, поселения которых простираются вплоть до Одры. Одра же - это "самая богатая река в славянской стране", "oна начинается в дикой чаще в земле моравов", расположенной на востоке от Богемии, "где берёт начало и Альбия. Они отстоят одна от другой не на очень большом расстоянии, но текут в разных направлениях. Ибо Альбия стремится на запад и в верхнем своём течении омывает земли богемцев и сорабов, средним разделяет славян и саксов, нижним течением отделяет Гамбургскую епархию от Бременской и победительницей вступает в Британский океан. Другая река, т.е. Одра, направляется к северу, пересекает землю винулов, отделяя поморян от вильцев". "В устье Одры", где она впадает в Балтийское море, "некогда "находился знаменитейший город Юмнета, место, весьма часто посещаемое варварами и греками, живущими в его окрестностях. О величин этого города, про который ходит много и при этом едва ли заслуживающих доверия рассказов, следует сообщить кое-что, достойное того, чтобы оно было снова повторено. Это действительно был самый большой город из всех имевшихся в Европе городов, населённый славянами вперемешку с другими народами, греками и варварами. И саксы, приходя сюда, [тоже] получали право жить [в нём], на том только условии, что, живя здесь, не будут слишком явно проявлять своей христианской религии. Потому что все [жители этого города] до самого его разрушения пребывали в языческом заблуждении. Впрочем, по нравам и гостеприимству нельзя было найти ни одного народа, более достойного уважения и более радушного [чем они]. Этот город, богатый товарами различных народов, обладал всеми без исключения развлечениями и редкостями". Рассказывают, что один датский король, сопровождаемый огромным морским войском, разрушил этот богатейший город до основания. Памятники этого древнего города сохранились до сих пор.
"Мы наблюдаем здесь море троякой натуры. Ибо этот остров омывается тремя разными течениями. В одном из них вода, говорят, - ярко-зелёного цвета, во втором - беловатого, третье течение, бешено крутясь, постоянно бушует". "Есть и другие славянские народы, которые живут между Одрой и Альбией", длинной полосой простираясь к югу, - а именно герулы, или "гаволяне, обитающие по реке Гаволе, и дошане, любушане и вилины, стодоряне и многие другие". За медленно текущей Одрой и разными племенами поморян, на западе мы встречаем страну тех винулов, которые называются доленчанами и ратарями. "Их город повсюду известен, Ретра, центр идолопоклонства. Здесь выстроен большой храм для богов. Главный из них - Редегаст. Идол его сделан из золота, ложе из пурпура. В этом городе девять ворот, и со всех сторон он окружён глубоким озером. Для перехода служит деревянный мост, но путь по нему открыт только для приносящих жертвы и испрашивающих ответы". Дальше мы попадаем к "черезпенянам и хижанам, которых от доленчан и ратарей отделяют река Пена и город Димин. Хижане и черезпеняне живут по эту, доленчане и ратари по ту сторону Пены. Эти четыре племени за свою храбрость называются вильцами, или лютичами. Ниже них находятся глиняне и варны. За ними следуют бодричи, город их - Микилинбург. Оттуда по направлению к нам живут полабы, их город - Рацисбург". Оттуда, перейдя реку Травну, мы попадаем в нашу землю вагров. "Городом этой земли был некогда приморский город Альденбург". Есть и острова в Балтийском море, населённые славянами. "Один из них называется Вемере. Он расположен напротив Вагрии, так что с него можно видеть Альденбург. Второй остров", больший, "лежит против земли вильцев, его населяют раны, называемые также руянами", - "самое сильное среди славян племя", единственное, которое имеет короля. "Без их решения не может быть совершено ни одно общественное дело. Их боятся так по причине особого расположения к ним богов или, скорее, идолов, которых они окружают гораздо большим почетом, чем другие славяне".
(Германия. Гельмольд. Славянская хроника. Книга 1. Глава 2. О городе Юмнета)
"Буривой, имея тяжку войну с варяги, множицею побеждаше их и облада всю Биармию до Кумени (17). Последи при оной реце побеждён бысть, вся свои вои погуби, едва сам спасеся, иде во град Бярмы, иже на острове сый крепце устроенный (18), иде же князи подвластнии пребываху, и тамо, пребывая, умре. Варяги же, абие пришедше град Великий и протчии обладаша и дань тяжку возложиша на словяны, русь и чудь (19),
Людие же терпяху тугу велику от варяг, пославше к Буривою, испросиша у него сына у него сына Гостомысла, да княжит во Велице граде. И егда Гостомысл приа власть, абие варяги бывшия овы изби, овы изгна, и дань варягом отрече, и, шед на ня, победи, и град во имя старейшего сына своего Выбора при мори построи (20), учини с варяги мир, и бысть тишина по всей земли. Сей Гостомысл бе муж елико храбр, толико мудр, всем соседом своим страшный, а людем его любим, расправы ради и правосудна. Сего ради вси окольни чтяху его и дары и дани даюсче, купуя мир от него. Многи же князи от далёких стран прихождаху морем и землёю послушати мудроси, и видети суд его, и просити совета и учения его, яко тем прославися всюду.
F. Гостомысл имел четыре сына и три дсчере. Сынове его ово на воинах избиени, ово в дому измроша, и не остася ни единому им сына, а дсчере выданы быша суседним князем в жёны (21). И бысть Гостомыслу и людем о сём печаль тяжка, иде Гостомысл в Колмоград вопросити боги о наследии и, возшед на высокая (22), принесе жертвы многи и весчуны угобзи. Весчуны же отвесчаша ему, яко боги обесчают дати ему наследие от ложесн его. Но Гостомысл не ят сему веры, зане стар бе и жёны его не раждаху, посла паки в Зимеголы (23) к весчунам вопросити, и ти реша, яко имать наследовати от своих ему. Он же ни сему веры не ят, пребываше в печали. Единою спясчу ему о полудни виде сон, яко из чрева средние дсчере его Умилы произрасте древо велико плодовито и покры весь град Великий, от плод же его насысчахуся людие (24) всея земли. Востав же от сна, призва весчуны, да изложат ему сон сей. Они же реша: "От сынов ея имать наследити ему, и земля угобзится княжением его". И вси радовахуся о сём, еже не имать наследити сын большия дсчере, зане негож бе. Гостомысл же, видя конец живота своего, созва вся старейшины земли от славян, руси, чуди, веси, мери, кривич и дрягович, яви им сновидение и посла избраннейшия в варяги просити князя".
(Русь. Иоакимовская летопись)
"сын старейшаго князя новгородцкаго Гостомысла, именуемый младый Словен, сей отъиде от отца своего в Чюдь и тамо постави град во имя своё над рекою на месте, нарицаемом Ходницы, и нарече граду имя Словенеск, и княжив в нём три лета, и умре. Сын же его Избор, сей преименова имя граду своему и нарече Изборск. Сей же князь Избор змием изъяден умре".
(Русь. Сказание о Словене и Русе и городе Словенске. Полное собрание русских летописей. Том 31)
"Когда святое богослужение окончилось, Прибислав (князь полабских славян - Б.П.) пригласил нас зайти в его дом, который находился в далёком селении. И он принял нас с большим радушием и устроил для нас роскошный пир. Стол перед нами был заставлен 20 блюдами. Здесь я на собственном опыте убедился в том, что до тех пор знал лишь понаслышке, а именно, что в отношении гостеприимства нет другого народа, более достойного [уважения], чем славяне; принимать гостей они, как по уговору, готовы, так что нет необходимости просить у кого-нибудь гостеприимства. Ибо всё, что они получают от земледелия, рыбной ловли или охоты, всё это они предлагают в изобилии, и того они считают самым достойным, кто наиболее расточителен".
(Германия. Гельмольд. Славянская хроника. Книга 1. Глава 82)