Фунакоши Гичин (Перевод с японского и редакция: Патрик и Юрико Маккарти ) : другие произведения.

Рассказ о моем наставнике: Адзато Анко

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Перевод делался для одного из моих сайтов... Пусть и здесь поживет )

    Примечание редактора: данная статья является фрагментом из новой книги «Karatedo Tanpenshu», собранием и новым английским переводом ранних писем Фунакоши, исторических фотографий и других материалов собранных, и переведенных, Патриком и Юрико Маккарти. Оригинал статьи Фунакоши, был написан в 1934 году для Keio Gijuku Taiiku-kia Karate Bu Kaiho.


Школьная пора

Мой наставник, Адзато Анко, происходил из семьи, положением не уступавшей Дайме в японском обществе. Несмотря на то, что его имя было Анко, подписывая свои многочисленные литературные произведения, он использовал псевдоним Ринкакусай. В юности Адзато называли вундеркиндом за его превосходные достижения как в литературе, так и в практике боевых искусств. Когда Королевство Рюкю прекратило свое существование, Адзато получил известность как политический деятель, занимающий пост государственного министра.

Адзато был очень дружен со своим современников Анко Итосу, который нес ответственность за продвижение традиций самозащиты в общеобразовательную систему. Итосу имел такое влияние на развитие карате, что даже местные дети отлично знали его репутацию. Фактически, Адзато и Итосу составляли как бы «боевое братство», и пользовались заслуженным уважением.

Адзато и Итосу усердно изучали боевые искусства под строгим, бдительным оком Сокена Мацумура. Как сторонник китайских направлений, Мацумура всегда проводил занятия рано утром, до восхода солнца, всегда придерживаясь данного распорядка, без всяких выходных и отпусков. В тоже самое время, Адзато Сенсей учился в Национально школе, где ему небыло равных. Особенно в исследовании китайской классики, за что Адзато заслужил значительную степендию, превосходящую стоимость его обучения.

Так как я был очень дружен с его первым сыном, Сенсей любил меня, и во многом являлся ме вторым отцом. Кроме того, он всегда был очень откровенен со мной. Я помню, как-то он сказал мне, что очень трудно обучать своего собственного ребенка. Цитируя конфуцианскую пословицу описывающую трудности обучения отцом сына, Сенсей утверждал, что обучение других детей более объективно. «Я буду обучать тебя», сказал он мне, «в будущем, пожалуйста, передай эти знания своему другу, моему сыну.» Я был польщен доверием, и кротко подчинился.

Боевые Искусства Адзато

В пору юности моего наставника, немногие энтузиасты боевых искусств могли позволить себе тренировочное оборудование, которые в наши дни неразрывно связано с практикой боевых искусств. Однако Адзато был исключением, так как происходил их богатой семьи, с высоким положением, и мог позволить себе такие вещи. Фактически, весь его дом был одним огромным тренировочным залом. В его доме во всех комнатах имелись различные виды макивара (приспособление для отработки ударов), деревянные шесты и дубинки, мечи различных типов, деревянны человек (деревянный тренажер иммитирующий человека с руками и ногами, обычно применяемый в кунг фу), каменные гири и железные шары для развития силы пальцев, шиты и мачете, цепы (нунчаку), стальные жезлы (вероятно саи), и даже деревянная лошадь для тренировок стрельбы из лука верхом. Мастер Адзато создал вокруг себя обстановку, позволяющую тренироваться в любое время и в любом месте.

Не имеющий равных во многих боевых искусствах, Сенсей особенно любил искусство вреховой езды, которое он изучал у Сенсея Мегата, инструктора, который лично занимался лошадьми при Императоре Мэйдзи. Обучаться у Мегата, Сенсей решил по видимому потому, что его искусство верховой езды было современным стилем, привезенным с Запада, что несомненно привлекло такого решительного человека, как Адзато. Сперва, мастер Адзато издалека наблюдал как Мегата дает урок нескольким ученикам на площадке рядом с воротами Императора Хирокава. Г. Мегата мог бы сказать, что Сенсей хочет опробовать новое седло, но из за скромности не решается это сделать, поэтому тренер первым обратился к нему. После недолгих уговоров, Сенсей принял предложение, и получил признание от Мегата за его блестящее обращение с поводьями. Я думаю, Адзато был прекрасным примером выражения: «человек превосходящий других в одном, может превзойти во всем».

Так же, Сенсею нравилась стрельба из лука, и он обучался у мастера Секигучи. И, как и его наставник Мацумура Сокон, изучал искусство фехтования Дзигенрю у известного японского наставника Исюина Яситиро. Из всех боевых дисциплин, Сенсей больше всего выделял как раз фехтование Дзигенрю. Я помню, как каждый раз, когда Сенсей был напряжен, он говорил мне: «я готов сразиться в любое время, если противник серьезен». По моему мнению, Сенсей был бесподобен в карате, но его отношение к Дзигенрю можно было назвать его настоящей страстью.

Рискуя показаться дерзким, я все равно, хотел бы привести здесь несколько анекдотов о карате мастера Адзато, с которым знаком лично. Однажды ночью, в дом Сенсея пробрался грабитель, очевидно не зная, кому принадлежит этот дом. Если бы грабитель знал, что это дом Адзато, вряд ли он бы рискнул туда влезть. Разбуженный шумом, Сенсей понял, что кто-то проник в дом и выскользнул из кровати, что бы опередить злоумышленника. Столкнувшись со злоумышленником лицом к лицу в гостинной, ему понадобилось всего мгновение, что бы осознать, что учитывая габариты противника, схватить его не удасться. Двигаясь с ловкостью гимнаста, человек, прыгнул, практически отталкиваясь от мебели, в окно, на стену соседнего дома, и оттуда, на крышу. Сенсей пытался его преследовать, но без толку, постольку человек скрылся не оставив следов. Позже, Сенсей навел справки, и узнал, что тот человек хорошо известен, и занимается тем, что с помощью таких инцидентов проверяет реальные возможности мастеров. Такие вещи часто случались во время существования старого королевства Рюкю.

Однажды у Сенсея и его хорошего друга Итосу Анко, произошла стычка с небольшой толпой молодых людей, человек в 20 или 30. При таком неравном раскладе сил, и более чем неудачном месторасположении, они быстро отступили и заперлись в ближайшем доме. Там они могли по крайней мере дождаться пока нападающие разойдуться, или сразиться с ними в более выигрышных условиях. Взвинченные предстоящей дракой, молдые люди, бросились в дом, словно рой пчел в улей. Во время их нападения на дом, Адзато удивил нападающих тем, что выпрыгнул в окно и разбросал по сторонам. Встречая нападающих с другой стороны дома, Мастер Итосу быстро убедил нападавших в глупости их намерений.

Хотя на каждого нападающего Адзато тратил по одному удару, этого оказалось достаточно, чтобы некоторые из нападавших были серьезно ранены. В отличие от Адзато, у Итосу оказалось больше неподвижных противников, однако серьезно он не ранил никого. Оценивая эти анекдоты, можно гораздо лучше понять, какими разными способами эти два мастера могли справиться с одной и той же опасной ситуацией.

Господин Адзато был известен своей неверояной физической силой. Однажды, когда ему было только 17 лет, он прошел 4 км, из Кёдзуки до своего дома, неся на плечах два больших камня, весом более чем 30 кг каждый. Такие силовые тесты часто встречались на залитых лунным светом тропках старой Окинавы, когда молодые люди завоевывали себе репутацию совершая различные подвиги силы и отваги. Сенсей был одним из этих людей, и его удивительная сила и техника заработали такое уважение, что его прозвали Адзато Буси (Воин).

Канна - Могучие Плечи

Мой близкий друг по имени Шоко, рассказывал мне историю про Канна Йосина. История Йосина вполне знакома людям сведующим в китайской и японской классике. Иллюстрируя важность слияния практики и теории, в становлении мастерства в боевых искусствах, по древней пословице Бун Бу Ре До, понимаемой всеми последователями боевых искусств, и хорошо подходящая, что бы охарактеризовать что за человек был Канна.

Его преданность отработке и изучению БИ было быспримерно, и он был великолепного сложения. Его руки, плечи, мускулы шеи были просто огромного размера. Отсюда он и получил свое прозвище – Канна Могучие Плечи.

И Адзато, и Канна любили искусство фехтования. Однако, несмотря на свои физические достижения, Канна никогда так и не смог победить Адзато Сенсея, хотя пытался это сделать много раз. Он был очень разочарован собой, поскольку казалось, что не смотря на упорные тренировки, он никогда не сможет одалеть Адзато. На самом же деле, причиной, по которой Канна не мог одолеть Адзато была вовсе не его физическая слабость, а скорее его убежденность в проигрыше, и уникальная способность моего наставника просчитать возможную атаку, и вовремя ее пресечь.

Я помню, Сенсей говорил мне о важности таких вещей - если хочешь одолеть любого противника - помещая стратегию на первое место. «Что бы развить своего рода ясновидение, позволяющее моментально оценивать характеристики человека, в боевых искусствах нужно изучить три вещи.» Говорил мне Сенсей.

Первое – «Ман» - действие. Второе – «Сун» - чувство дистанции. Третье – «Этсу» - означает преодоление, или продвижение дальше. Как в первом случае – «Ман», Канна был типичным преуспевающим учеником, и его самонадеянный характер отражал это. «Поэтому – говорил Сенсей, - если вы в состоянии правильно оценить состояние противника, то дальше остается только воспользоваться его слабостью.» В случае непрекращающихся попыток Канна одолеть его, он делал именно это. Адзато просто использовал «Сун» и «Этсу», что бы преодолеть «Ман» Канны.

«На самом деле, – говорил мне Сенсей, - нет разницы, фехтование это или карате – принциы боевого искусства остаются те же самые. Например, если я преднамеренно открываюсь, в попытке обмануть противника – есть возможность, что он попробует атаковать открытую точку. Ожидая это, я могу воспользоваться его движением, и перебороть его слабость.»

Политическое влияние Адзато

Как я уже упоминал, мой наставник был типичным ученым-воином королевства Рюкю, и внес немалый вклад в культуру Окинавы. В дополнение к своему мастерству в боевых искусствах, он был одной из двух знаменитых политических фигур того времени. Вторым был человек по имени Исидао Сэйэй. Как следует из близких отношений с различными знаменитостями и главными политическими деятелями Японии, включая самого премьер-министра, Адзато был умен и влиятелен.

После того, как Япония сделала шаг от феодализма к демократии, и Окинава официально стала частью японской империи, большая часть путаниц и беспокойств связанных с культурной ассимиляцией, оказалась возложенной на плечи таких людей как Адзато и Исидао.

Со сменой на Окинаве политических сил, после китайско-японской войны 1894-1895гг, влияние Адзато возросло. Это было тогда, когда его величество Се Тай искал совета и политической поддержки таких людей как Адзато и Исидао в усилении экономики и морали Окинавского общества.

Поддерживаемые Се Тай совместные усилия Адзато и Исидао, положили начало политическому фонду, названному Кодокай (предшественник ныне существующего парламентского правительства Окинавы).

Во время Реставрации Мэйдзи, времени больших политических изменений в Японии, Кодокай поддерживал политику материка неявно, и стремился облегчить ее продвижение по Окинаве. В числе многочисленных социальных изменений, была отмена прически Чонгмаг (пучок волос). Несмотря на некоторую оппозицию, отмена прошла успешно, в значительной степени из-за широкой поддержки Кодокай.

В то же самое время, окинавская королевская семья переезжает в Токио, в Кодзимати, рядом с Ецуя. Однако, благодаря своим административным заслугам, мастер Адзато, до самой своей отставки, оставался в центре политических сил Окинавы. Многие, по праву, считали его местным героем.

Урок в Деревне Адзато

Старая пословица говорит, что люди низкого социального статуса, любят копировать поведение стоящих над ними. В то время, в деревне Адзато образовалась группа молодых людей не имеющих понятия о морали. Они любили похвастаться, а иногда нападали по ночам на слабых и беспомощных прохожих. От этого, деревня Адзато получила ужасную репутацию.

Узнав об этом, Азато Сенсей решил исправить проблему, и разработал один план. Переодевшись, атк что бы походить на обычного прохожего, он поздно ночью пошел прогуляться по деревне. И конечно же, вскоре после того, как он вошел в деревню, из темноты выскочил человек и без предупреждения напал на него. Стараясь не нанести серьезную травму, Сенсей отключил нападавшего одним единственным ударом по голове.

Следующим утром, Сенсей попросил деревенского старосту собрать всех жителей в центре деревни. Обуреваемые любопытством, люди собрались что бы узнать причины таких волнений. Собрались все, кроме одного молодого человека. Сенсей спросил где он, и ему ответили что тот болен. Подозревая, что больной и есть тот преступник, Сенсей послал за ним свой личный паланкин (символ статуса и средство передвижения). Скоро паланкин вернулся назад, привезя молодого человека со свежей повязкой на лице.

Перед всеми жителями деревни, Сенсей спросил его что случилось? От сильной боли, не в силах даже поднять голову, человек пробормотал: «я вчера вечером выпил и упал в канаву.» Возмущенный ложью, Сенсей вскричал: «не лги мне мальчик. Говори правду или пеняй на себя!» Тогда, молодой человек признался в нападении на Адзато и попросил прощения.

Сенсей рассказал всем, как он, что бы избавить их район от ужасной репутации, отправился на поиски бандитов и был атакован этим молодым человеком. «Это был я. – Сказал Сенсей ему. – Я был тем, кто нанес этот удар во время вашего бестолкового нападения.»

После того урока Адзато, район вновь стал безопасным даже для прогулок ночью, и в скором времени восстановил свою репутацию тихого и спокойного места.

Несмотря на многочисленные анекдоты окружающие Адзато Сенсея, я думаю, пока, я написал достаточно. Что я еще хотел бы сказать, так то, что мастер Адзато, уйдя с гражданской службы, собирался написать учебное пособие по боевым искусствам. К сожалению, он скончался не успев начать это делать. По моему скромному мнению, мир боевых искусств много потерял не получив эту работу мастера Адзато Анко.

Сенсей любил повторять, что «цель боевых искусств состоит не только в том, что бы получить сильное и здоровое тело, но и в развитии ума и укрплении духа. Боевые искусства пытаются укрепить тело, улучшить характер и дать внутреннюю гармонию. Но не гарантируют этого.»

Среди его любимых книг были «Искусство войны» и «Шесть стратегий войны» Сунь Цзы, «Дао дэ цзин» Лао Цзи, «Вей Ре Зи» Сан Лю, «Су ма фа», и «Тан Линг Вен Дуй». Мастер Адзато считал, что «Искусство войны» самая настоящая библия для всех последователей боевых искусств. Всякий раз, когда я думаю о том, что Сенсей так и не написал свою книгу, свои знания, философию и примеры техники, я чувствую внутри себя пустоту.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"