(Звучит весёлый фокстрот "Переход через реку Твай" как символ старой доброй Англии. Фокстрот сменяется музыкой "катастрофы". На сцене Ральф, типичный английский мальчик - форма привилегированной школы, шорты, гольфы.)
Ральф. Я слышал скрежет металла. Я видел горящее крыло самолета. А потом - сильный удар...
(Из боковой кулисы задом выбирается толстый мальчик,с трудом выдирая свою грязную куртку. Пухлые голые ноги все расцарапаны. Он наклоняется, осторожно отцепляет шипы и поворачивается. Сделал шаг и глянул сквозь толстые очки.)
Хрюша. Ну и цепкие эти лианы, двинуться не дают. Ну вот, коленки ободрал, очки чуть не потерял... (обращаясь к Ральфу) А где же дядька с мегафоном?
Ральф. По-моему, тут вообще взрослых нет. Я поднимался на холм. Повсюду море. Скорее всего - это остров.
Хрюша. Ну, а ребята? Они же спаслись? Ну хоть некоторые? Ведь правда же? А что, правда, взрослых здесь совсем нет?
Ральф. Вероятно. (Утешая толстяка) Без взрослых гораздо лучше! Можно купаться, загорать вволю, в индейцев поиграть, прыгать, бегать...
Хрюша. Мне моя тётя запрещает бегать, потому что у меня астма.
Ральф. А-астма. Это такое чудовище, вроде Фантомаса? Я видел в кино.
Хрюша. Астма - это, когда человек задыхается. Из всей нашей школы только у меня одного астма.( с гордостью) А ещё я очки с трёх лет ношу! Моя тётя говорит...
Ральф.(сердито) Ладно уж! Слыхали мы про твою тётю!
Хрюша. Тебя как звать?
Ральф.(неохотно) Ральф.
Хрюша. А меня как хочешь зови. Только не обзывай, как в школе.
Ральф. А я с пяти лет плавать умею.Папа научил. Он у меня капитан второго ранга. Как только его отпустят, он приедет сюда и нас спасёт. А твой отец кто?
Хрюша.(протирая очки) Папа умер, а мама... Меня вырастила тётя. У неё кондитерская. Я знаешь, сколько сладкого ел! Сколько влезет. А твой папа нас когда спасёт?
Ральф. Сразу, как только сможет.
Хрюша. Ну да. Никто не знает, что мы тут. И папа твой не знает. И будем мы тут пока не умрём.
Ральф. Пойду-ка я лучше поплаваю.(Ральф уходит)
Хрюша.(вдогонку) Надо их всех искать, надо что-то делать! Я в одной книге читал про англичанина, который оказался на необитаемом острове. Он и дом построил, и животных приручил, и даже одного дикаря научил четырём правилам арифметики. Главное, что-то делать, мы же не малыши какие-нибудь.
(появляется Ральф с большой морской раковиной в руках)
Ральф. Посмотри, что я нашёл.
Хрюша. Красивая. У моего соседа была такая. Знаешь, в неё можно трубить. Ральф, мы же теперь можем всех созвать. Они услышат и прибегут.
Ральф. И правда похоже на рыцарский рог. Как твой приятель в него дул?
Вот так. (дует в рог. Рог издаёт непристойные звуки. Оба покатываются от смеха. Ральф ещё раз дует. Неудержимо хохочут.)
Хрюша.(прикладывая ладонь к животу) Он вот отсюда дул.
(Ральф выдыхает всей грудью. Разносится чистый серебряный звук.)
Зонг "Рог зовет"
Вставайте, вставайте, вставайте!
Вас Рог, задыхаясь, зовет.
Шеренги теснее смыкайте,
Держите свой курс на восход!
В колонну по-двое постройся:
В суровый уходим поход.
Не думай, не верь и не бойся.
Держите свой курс на восход!
Назад оглянуться не смейте,
Шагайте смелее вперед.
А будет противник - убейте!
Держите свой курс на восход!
(на звук рога начинают выходить дети. Первыми выбегают Малыши, подтягивая штанишки)
Персиваль. Ух фрукты проклятые! Всё ем и ем, ем и ем...
Джонни. Даже живот разболелся, а я опять ем и ем...
Хрюша. Вы кто? Вас как зовут?
Персиваль. Персиваль Уимз Медисон, дом священника, Хакет Сент-Энтони, Гемпшир, телефон...телефон...теле...(осознав всё происходящее, плачет. К нему присоединяется Джонни)
Хрюша. Ну хватит! Всё будет в порядке. Главное, что все мы вместе.
(строем по двое выходят мальчики в длинных чёрных плащах и в чёрных шапочках. Их ведёт тощий длинный мальчик с надменным лицом - Джек. Поют.)
Зонг "Солдаты господни"
Мы славим создателя волю,
Куда нас судьба не закинет,
Без гнева, без страха, без боли,
На море и в знойной пустыне.
А если даны вам таланты,
В наш хор поступить поспешите.
Постройтесь альты и дисканты,
Друг другу в затылок дышите!
И чтоб не случилось на свете,
Свой долг мы умрем, но исполним.
Мы больше не дети, не дети,
С рождения - солдаты господни!
Джек. Где человек с трубой?
Ральф. Человека с трубой здесь нет. Это всего лишь я.
Джек. Значит, и корабля нет? Значит, и взрослых нет?
Ральф. У нас собрание. Присоединяйтесь.
(мальчики в плащах начали ломать строй)
Джек. Хор! Стоять смирно!
Роберт. Мэридью...Ну, Мэридью же, ну, можно мы...
Джек.(подняв палец.Строго) Хор!
(Саймон падает в обморок.)
Джек. Ладно, садитесь. А этот - ну его, пускай лежит.
(Роберт и Роджер, подхватив Саймона, сажают его поодаль, приговаривая)
Роберт. Этот Саймон вечно в обморок падает. И в Аддис-Абебе, и в Гибралтаре. И на утренях плюхался прямо на регента.
Джек. Значит, здесь нет ни единого взрослого?
Ральф. Ну да. Самим надо выпутываться. Давай знакомиться. Я - Ральф.
Джек. Мы не младенцы. Я - Джек Мэридью, староста церковного хора.
Хрюша. Мы с Ральфом решили созвать собрание, чтобы решить, что нам делать. Мы с Ральфом...
Джек. Ты чересчур много болтаешь. Заткнись, Жирняй!
Ральф. Вовсе он не Жирняй. Его истинное имя - Хрюша!
(все смеются)
Хрюша.(Ральфу) Ты им сказал! Я же просил! (примирительно) Лучше уж Хрюша, чем Жирняй.
Ральф. Надо решить, как нам спасаться. Для этого, по-моему, сначала надо выбрать главного.
Все. Главного, главного!
Джек. Главным могу быть я, потому что я староста, потому что я запеваю в церкви и до-диез могу взять.
Персиваль. Пусть главным будет вот этот, с блестящей раковиной!
Джонни. Пусть с трубой будет главный!
Голоса. Ральфа, Ральфа!
Роджер. Давайте проголосуем.
Ральф. Кто за Джека?
( с унылой покорностью поднялись руки хористов)
Ральф. Кто за меня?
( поднялись руки всех, кто не в хоре, кроме Хрюши.)
Ральф.(обращаясь к Хрюше) А ты?
Хрюша. Я воздержался.
Ральф.(Джеку) Хор, конечно, остаётся тебе.
Джек. Пусть они будут солдаты! Нет, пусть они будут охотники! Хор, можете разоблачаться.
Хрюша.(Ральфу) И законы надо принять. Без законов нельзя. Один захочет делать то, другой это... Без законов нельзя!
Ральф. И законы надо принять! Надо сделать большой костёр и поддерживать огонь днём и ночью, чтобы нас увидели и спасли. Надо построить шалаши, чтобы укрыться от дождя.
Хрюша. И ещё, тот у кого в руках рог, может говорить сколько угодно, и никто не имеет права перебить его!
(Бурно радуются Малыши)
Хрюша.(буднично) И по нужде ходить надо вон за ту скалу, а то плохо пахнуть будет. (все смеются)
Ральф.(поднимая рог) Вот удивятся взрослые, когда спасут нас!
Зонг "О законе"
Закон! Да здравствует закон -
Основа жизни, смерти, дружбы.
Будь ты букашка, будь дракон,
Мы все верны, мы все послушны.
Закон! Пусть он суров и твёрд.
Подумай, прежде, чем решиться!
Будь ты крестьянин, будь ты лорд,
Но правосудие свершится!
Ладья без вёсел и руля
В потоке бешеном дрейфует...
Пусть потеряет ось Земля,
Но пусть закон восторжествует!
Действие второе
(на сцене маленький слабый костёр. У костра сидит Ральф, Хрюша, Эрик и Сэм)
Ральф. Ну вот. Кричали, кричали о законах, а сами... Плавают, фруктами обжираются, а костёр почти погас. Первый шалаш все вместе строили - вот он какой получился. Второй шалаш - только четверо и работали, а Хрюша - в тенёчке сидел, мечтал. А уж третий шалаш... Что мы с Саймоном могли вдвоём без помощников? От первого порыва ветра развалится. Шалаши то ладно, а вот без костра нельзя. Как же нас заметят и спасут?
Хрюша. А ты уверен, что нас спасут? Ты уверен, что кто-то спешит нам на помощь?
Ральф. Конечно. Мой папа морской офицер, капитан второго ранга флота Её Величества Королевы. Он мне не раз говорил...
(затемнение на сцене, луч света направлен на Ральфа. Видение Ральфа. Появляется Отец в форме морского офицера.)
Отец. Мальчик мой! Не открытых островов совсем не осталось. У королевы есть большая комната, и в ней множество карт, и на них острова всей нашей Империи: от самых больших до самых маленьких. И что бы не случилось с любым из её подданных,Королева тотчас узнаёт об этом и посылает всю нашу армию и весь наш флот на помощь.
Ральф. Папа, а помощь скоро придёт?
Отец. Когда бы ни пришло спасение, ты не должен терять надежды и всегда помнить, что ты, мой мальчик, англичанин.
(луч гаснет.На сцену врываются Охотники во главе с Джеком)
Роджер. Мы видели поросёнка. Он запутался в лианах, розовенький такой, жирненький такой поросёночек.
Роберт. А как он пронзительно визжал: У-и-и,у-и-и. А Джек почему-то его не убил.
Ральф. А почему ты его не убил?
Роберт. Джек пожалел поросёночка!
Джек.(грозно) Я просто примеривался, как бы его половчее убить. Я просто никак не мог решить: заколоть его ударом в сердце или перерезать ему горло, чтобы вытекла кровь.
(мальчики смотрят на него с недоверием. Он кричит, наступая на Роберта)
Джек. Вы не верите мне?
(Роберт, чтобы снять напряжение, начинает изображать поросёнка)
Роберт. Я маленькая свинка,я так боюсь грозного Джека. Не убивайте меня!
( возникает хоровод - ритуальный танец охотников)
Джек. Убей свинью! Перережь ей горло! Выпусти кровь!
Все. Убей свинью! Перережь ей горло! Убей свинью! Перережь ей горло!
Песня охотников
Вы слышите визг поросёнка?
Ах, это забавно, право.
Мы с вами, друзья, не девчонки,
Мы с вами - мужчины на славу!
Закройте ладонями уши,
Коли её, бей и вяжи.
А если дрожишь ты - не слушай.
Точите острее ножи!
Как наши далёкие предки
На мамонта шли в старину,
Мы вам не слюнявые детки...
Все любят жевать ветчину!
(охотники убегают, на сцене остаются Малыши. Они возятся в песочке и строят Замок)
Персиваль. Видал, какой у Джека нож? У моего брата был такой же.
Джонни. А мне больше нравится Ральф. У него Рог, а ещё он очень добрый, как наш учитель.
Персиваль. Какой у нас замок получился красивый!
Джонни. Помнишь, прошлым летом в Брайтоне мы строили домики из песка? А сейчас целый дворец получился!
(На сцену выбегают Роджер и Роберт. Они вымазали лица цветной глиной, получились довольно страшные маски)
Роберт. Здорово ты это придумал! Как у настоящих дикарей! Поиграем в индейцев, а потом легко смоем краску.
Роджер. Зачем смывать? Без маски я просто Роджер из церковного хора, а в маске - грозный и могучий Дикарь. Без маски я послушный маменькин сыночек, а в маске я могу делать всё, что захочу. (Разговаривая с воображаемым Взрослым)
"Роджер, как ты мог так поступить?" А я не Роджер, я - Маска!
Зонг о масках
Научитесь маску носить,
Притаившись в засаде сидите,
Научитесь шутки сносить
И удобного случая ждите.
Маска спрячет и стыд, и боль
И бронёй вас до пяток укроет.
Может, хочешь иную роль?
Выбирай себе маску героя!
Маска станет лицом вторым,
И поймёшь ты, скорбя и тоскуя:
Не прервать жестокой игры...
Маску снимешь - увидишь другую!
(Замечает Малышей, со злым озорством разрушает их Замок и убегает.)
(Малыши в ужасе замирают и появляется Человек с мегафоном - видение Малышей. Под какую нибудь английскую детскую песенку, звучащую с патефонной пластинки, Человек с мегафоном обращается к Малышам.)
Человек с мегафоном. Дети, в нашей школе вас никто никогда не обидит. В нашей школе младшие уважают старших, а старшие всегда готовы защитить своих маленьких друзей. И если, к моему глубокому сожалению, вы столкнётесь с чем- либо несоответствующим этим правилам, немедленно сообщите вашему воспитателю!
(Человек с мегафоном уходит, звучит зонг о настоящем джентельмене)
Зонг "О настоящем джентльмене"
Говорили нам с детства самого,
Повторяли училки навязчиво:
"Человек не обидит слабого,
Если джентльмен он настоящий!"
Он старушке в трамвае поможет,
В бой помчится в кирасе блестящей
И за истину голову сложит,
Если джентльмен он настоящий.
Затвердили мы с детства самого
Надоевший припев патефона...
Ну, а Роджер разрушил наш замок!
Где же ты, "человек с мегафоном" ?
После дружного плача Малыши продолжают игру.
Персиваль. Ты знаешь, на острове живёт страшный Зверь. Он выходит каждую ночь из моря и ходит вокруг шалашей.
Джонни. Мне кажется, что Зверь спускается с гор. Он огромный и светящийся, а глаза у него горят красным светом.
Персиваль. Зверь днём прячется в скалах, а в сумерках выходит на охоту.