Аннотация: И ужас этот - не заблуждение отставшей от жизни женщины. Это ужас наших прародителей перед грехами их современных потомков.
И.В.Алексахин
ГОЛОС КРОВИ(фильм "Плюс один")
Чудный подарок преподнёс Александр Гордон зрителям первого канала ТВ в ночь на 13.12.2008 - фильм "Плюс один" (авторы сценария Н.Гринштейн, О.Бычкова, режисёр О. Бычкова).
Рядовая, с первого взгляда, москвичка (в изумительном исполнении Мадлен Джебраиловой) получает возможность подзаработать, ей предлагают халтуру - работу переводчика с заезжим кукольником (Джетро Скиннер). Внешний вид героини не вызывает сомнений в её непритязательности в жизни, в её скромности. Она одинока. Она не блещет ни внешней красотой, ни нарядами, но цену себе она знает. Она - переводчик высокого класса (а значит, - и человек высокого класса!) и именно поэтому, именно в её лапы попадает, не знающий ни слова по-русски, кукольник.
И вот они встречаются: также знающий себе цену и раскованный в своих замашках заморский принц и одинокая русская баба. Они свободны. Они вправе слушать голос инстинктов. Ну куда от них денешься, от этих инстинктов! Но, далёкая от легкомысленных встреч, женщина чует опасность. Древним своим арийско-славянским, бабьим чутьём воспринимает она надвигающуюся грозу и пытается ей сопротивляться. Именно грозу, ураган, торнадо, цунами придётся ей испытать, если согласиться она на контакт. Ведь, современным, коротким, ни к чему не обязывающим будет этот контакт только для него, для заезжего принца. Она же - из другого теста.
Она не принимает его шутливых шажков к ней, её сердят его первые наивные приглашения зайти к нему в номер, её бесят его попытки затянуть её в привычный ему хоровод-водоворот профессиональных приёмов. Она борется. Но - удар алкоголя и бдительность потеряна, сопротивления как не бывало. Как и положено, всё течёт в привычном русле инстинктов.
Однако, не вся она в этих инстинктах. Есть что-то ещё поглубже. Глубинный голос - голос крови - кричит в ней и отрицает она то, что произошло. Не может она уверовать в то таинство, что произошло между ними, ибо это таинство, такое рядовое для заморского принца, поворачивается к ней другой стороной. Оно, это таинство требует от неё верности, требует жертвы. Требует по древним славянским обычаям, требует отдать себя всю, вплоть до восхождения на погребальный костёр мужа. Так было давно-давно, когда нас ещё и не было, и этот обычай пока ещё не испепелён современностью в русских женщинах. И чует героиня этот голос и, в последней, беспомощной попытке освободиться, заявляет она своему нанимателю, что не было между ними ничего и есть между ними только бизнес, бизнес и бизнес. И он - заморский, щеголяющий в клоунском наряде, принц - согласен. С лёгкостью необыкновенной, согласен он сохранить только бизнес-отношения. Это легко, это удобно, это морально выгодно. Это современно, наконец.
И тут же завязывает он новые легкие отношения с другой, со случайно встреченной певицей, далёкой-далёкой от этих тяжёлых, обременяющих древних понятий... .Завязывает, да ещё и требует, чтобы, нанятая им, его профессионалка-переводчица, чтобы эта русская баба выполняла свой профессиональный долг - служила ему при его объяснениях с певицей! Русская баба не может смириться. Русская баба продолжает борьбу - борьбу жалкую в современных условиях, борьбу наивную, беспомощную, но бескомпромиссную.
Она решает вырвать из души обычаи, держащие её в плену древних понятий. пытается выкорчевать корни предков своих. Стаканами алкоголя пытается она залить сжигающее её пламя древних своих прародителей, стремится стать достойной современной легкомысленности. Удаётся ей это, удаётся, но только на несколько сладких минут. В конечном счёте, достаются ей только естественные очевидные лавры - слёзы в туалете...
Ужасна сцена их расставания - вершина блеска актрисы Джебраиловой. Ужасен, дик взгляд её глаз, когда в аэропорту они последний раз стоят лицом к лицу... Вся несгибаемая мощь древних предков наших в этих глазах. В них и верность древним заветам, и ужас русской женщины перед современной реальностью.
И ужас этот - не заблуждение отставшей от жизни женщины. Это ужас наших прародителей перед грехами их современных потомков: разгулом внебрачных любовных связей, растущим массовым пренебрежением родительским долгом, растущей беспризорностью зачатых и брошенных детей.
Лица заморского принца не видно. Зритель не видит его глаз. Да и не к чему это. Для него это не трагедия. Он уходит в небытие, не обернувшись в последний раз, не взмахнув рукой на прощанье...
Она остаётся один на один с древним кровавым обычаем верности, остаётся под тяжестью этого, отрицаемого сегодня, голоса крови древних ариев-славян.