Правдин Александр Геннадьевич : другие произведения.

Советская авиация дальнего действия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Советская авиация дальнего действия была представлена тяжёлыми стратегическими бомбардировщиками и более лёгкими дальними бомбардировщиками. Каждый тип самолётов был предназначен для выполнения определённых задач. В начале 30-х годов главное внимание уделяли стратегическим бомбардировщикам. В конце 30-х от их серийного производства вообще отказались. Новые типы дальних бомбардировщиков, несмотря на все достижения советской военной авиапромышленности, оказались плохо приспособленными к начавшейся войне Просто новые дальние бомбардировщики Сталин планировал применить в другой войне, где нападение Гитлера не предполагалась. В планируемой Сталиным войне не было места тяжёлым стратегическим бомбардировщикам. Именно поэтому от них отказались. Что планировал Сталин и что из этого получилось?

  Советская авиация дальнего действия.
  
  Ниже приведёны отрывки из текста моей книги "Финский гамбит или роль советско-финской войны в мировой революции". Книга издана в Абакане в 2008 году в книжном издательстве "Бригантина". Объем книги 260 страниц. Книга продаётся в краеведческом музее г. Абакан ул. Пушкина 96. Авторские права на книгу защищены. Использование текста в коммерческих целях без согласия автора карается законом. Использование текста допустимо с использованием ссылки на источник.
  
   После Гражданской войны в СССР стали создавать новую военную авиапромышленность. Первоначально советский авиапром нацеливался на создание оборонительной авиации. При этом советские военные теоретики считали, что стратегические бомбардировщики станут дешёвым и эффективным средством для защиты своей страны. Одним из первых самолетов, созданных в СССР, стал тяжелый бомбардировщик "ТБ-1" конструкции Туполева. Это был двухмоторный цельнометаллический моноплан. В 1929 - 1932 годах было построено 218 самолетов этой марки. Благодаря своим двигателям марки "М-17", "ТБ-1" мог развивать скорость до 178 км/час. Его максимальный потолок с полной нагрузкой (3000 кг) - 4930 метров. 1000 кг (бомб или иных грузов) самолет мог доставить на 1000 километров. При максимальной загрузке (3000 кг) дальность доставки сокращалась в 3,5 раза. Очень скоро самолеты "ТБ-1" сочли устаревшими и вывели их из первой линии бомбардировочной авиации. А позже их стали использовать лишь в качестве транспортных. Первый тяжелый советский бомбардировщик стал первым основным транспортным самолетом для советских воздушных десантников. Для этой цели к самолетам цепляли фанерную люльку конструкции П.И. Гроховского на 12 мест.
   В 1930 году Туполев создал еще более мощный тяжелый бомбардировщик - "ТБ-3". Это был четырехмоторный моноплан со свободно-несущим крылом. Размах крыльев - 42 метра. Длина корпуса - 25 метров. Вооружение - 6 или 7 пулеметов. "ТБ-3" мог нести 3 тонны бомб со скоростью 200 км/час на 3000 км. Экипаж самолета - 7 человек. Первоначально на "ТБ-3" стояли американские двигатели мощностью 600 л.с. каждый. Это обеспечивало тягу 16040 кг и скорость 226 км/час для невооруженного самолета. В 1935 году американские двигатели заменили на более мощные - 840 л.с. А в 1936 году "ТБ-3" снабдили моторами М-34 ФРНВ (900 л.с.). В 1937 году серийный выпуск машин прекратили, изготовив 818 самолетов в различных вариантах.
   Часть самолетов "ТБ-3" сразу же выпускалась для военно-транспортной авиации. Другая часть бомбардировщиков была переделана под военно-транспортные самолеты по мере их устаревания. В этом качестве "ТБ-3" использовали до 1944 года.
   "4-ех моторные тяжелые бомбардировщики "ТБ-3" выпускались в нескольких вариантах, в том числе и в специальном, военно-транспортном", приспособленном для перевозки 30-ти парашютистов или пехотинцев с полной экипировкой, либо 3500 кг военных грузов. 16 человек из этого числа, согнувшись, размещались в крыльях самолета. Значительный объем грузовой кабины позволял перевозить в ней станковые пулеметы, минометы, ящики с боеприпасами, топливные баки и легкие орудия (например, 45-ти мм противотанковые). Более крупные по размерам системы прицеплялись к нижней поверхности фюзеляжа самолета в особой каплевидной капсуле с отверстием для ствола и двумя небольшими колесами. Перед войной проводились опыты по посадочному десантированию этого устройства (с использованием экспериментальных грузовых парашютов или без них). В середине 30-х годов под фюзеляж "ТБ-3" стали подвешивать 1,7-тонные танкетки "Т-27", легкие плавающие танки и бронеавтомобили, десантируемые посадочным способом". (Юрий Ненахов "Воздушно-десантные войска во Второй Мировой войне". Стр. 147).
   В наше время многие писатели критикуют самолеты "ТБ-1" и "ТБ-3" за то, что они очень быстро устарели. Но всё дело в том, что в 20-е и 30-е годы самолеты вообще очень быстро устаревали. Самолет мог быть принят на вооружение как самый современный в мире, а через 3 года попасть в разряд устаревших. Время было такое в развитии военной авиации. Это только в конце XX века самолет может оставаться 20 лет на вооружении и считаться современным, а тогда такого быть не могло.
   В истории развития огнестрельного оружия тоже был такой же период. Этот период пришелся на вторую половину XIX века. Тогда некоторые армии перевооружались по несколько раз за десятилетия. Примут на вооружение ружье самой передовой конструкции, а через 3 года оно уже полностью устаревает. Объяснялось это тем, что в то время любое изобретение резко повышало боевые возможности оружия. Вот поэтому и перевооружались без конца. Только обеспечат всех солдат новыми ружьями - новое изобретение сделает их анахронизмом. А вот в XX веке некоторые образцы стрелкового оружия служили армии по 50 лет. А изобретатели и конструкторы не могли создать взамен ничего лучше.
   Из-за бурного развития авиации в 20-е годы и 30-е годы во многих, даже индустриально развитых, странах, на вооружении стояли устаревшие самолеты. Просто не хватало денег для быстрого перевооружения. Да и перевооружаться часто не спешили: только начнёшь перевооружение, ученые что-нибудь новое изобретут. СССР в этом отношении тоже не был исключением. Именно поэтому, вместо того, чтобы снять с вооружения некоторые виды самолетов, их пытались использовать в другом качестве или переделывали для выполнения других задач. Боевые самолеты часто переходили в разряд транспортных, учебных, десантных, санитарных, связных и т.д.
   В то время во всем мире была популярна идея генерала Дуэ, считавшего, что страна, имеющая воздушный флот из 1000 стратегических бомбардировщиков, обеспечит себе победу в войне, если будет их применять против стратегических объектов и городов противника по 500 самолетов в сутки. Эту идею реализовали в Советском Союзе. Самолеты "ТБ-1" и "ТБ-3" стали основой советского стратегического воздушного флота.
  Советские конструкторы неустанно трудились над изобретением новых стратегических самолетов и создавали такие образцы, какие даже сложно представить без богатого воображения. Константин Алексеевич Калинин создал 7-ми моторный "К-7", который по проекту мог брать 19 тонн бомб, а в десантном варианте - 100 десантников. Для собственной защиты "К-7" имел 4 пушки и 8 12,7 мм пулеметов.
  Туполев на смену своим старым самолетам создал 8-ми моторный самолет "АНТ-20", он же "Максим Горький". Высота самолета - 10,6 метров, длина - 32,5 метров. Размах крыльев- 63 метра. Масса - 50 тонн. Самолет был испытан 24 апреля 1934 года. Официально самолет строили как передвижной агитационный пункт и под это дело собирали деньги у комсомольцев. Эти "спонсоры" даже не знали, что у этого самолета есть другое название - "ТБ-4".
  Сергей Козлов предлагал еще более огромный самолет - 12-ти моторный "Гигант". Он был способен поднимать в небо несколько десятков тонн бомб. Его можно было использовать в качестве транспортного самолёта, способного выбрасывать в тыл врага целые подразделения с техникой.
  Огромные размеры этих самолетов не превращали их в легкие мишени. Стратегические самолеты на бреющем полете не действуют. Они бомбят объекты противника с больших высот, где их не каждая зенитка сможет достать. А для самозащиты от истребителей врага советские стратегические бомбардировщики вооружались скорострельными пушками и крупнокалиберными пулеметами.
  Американские стратегические бомбардировщики "В-17", прозванные "Летающими крепостями", вооружались лишь одними пулеметами калибром 12,7 мм. Тем не менее, "За каждый уничтоженный бомбардировщик "В-17" немцы платили тремя истребителями". (Майк Спик "Асы Люфтваффе", стр. 26, изд. "Русич" 1999 г.). Представьте, какие потери пришлось бы нести немцам, если бы они столкнулись с советскими стратегическими бомбардировщиками новых конструкций. Но им на счастье, советское командование в конце 30-х годов отказалось от стратегических бомбардировщиков.
  В помощь стратегической авиации Павел Сухой предлагал одномоторный сверхдальний бомбардировщик "ДБ-1" с невероятно большим размахом крыльев. Этот самолет под другим названием долетел до Америки через Северный полюс.
  Виктор Болховитин предложил тяжелый бомбардировщик "ДБ-А". Этот самолет был сделан на базе "ТБ-3". Его уникальность в том, что производство "ДБ-А" можно было начать на тех же заводах, где выпускали "ТБ-3", без всякой перестройки производственного цикла, без замены оборудования, без переучивания инженеров и рабочих. Это уникальный пример того, как с минимальными затратами на базе старого самолета можно начать производство нового.
  В 1934 году поднялся в воздух "АНТ-22" ("МК-1", "Морской крейсер"). Это была летающая лодка с двумя корпусами и шестью двигателями. Длина каждой лодки - 24 метра. Размах крыльев - 51 метр. Полетная масса - 30 тонн. Экипаж - 8 человек. Только для защиты задней полусферы он имел 4 огневые точки. Грузоподъемность - до 13 тонн. "АНТ-22" поднимал 10 тонн на высоту 2200 метров. (Григорьев А.Б. "Альбатросы". Стр. 91. )
  Этот самолет можно было использовать как стратегический бомбардировщик - гидросамолет. Перед сухопутными собратьями он имел одно неоспоримое преимущество: ему не нужна была взлетная полоса с твердым покрытием. Но и этот самолет в серию не пошел.
  Еще один тяжелый бомбардировщик, "АНТ-44", был создан перед войной, но и от него отказались. Другое его название - "МТБ-2" ("Морской тяжелый бомбардировщик"). Третье его название - "Чайка". Это летающая лодка при полетной массе 18500 кг и 1000 кг бомб; развивала скорость 355 км/ч на высоте 3750 м, дальность полета составляла 2500 км. Практический потолок - 6000 м. "Чайка" имела также колесное шасси. При полетной массе 21500 кг, "МТБ-2" имел дальность полета 4550 км. и мог брать до 2500 кг бомб. 7 октября 1940 года на нем был установлен рекорд мира с грузом на дистанции в 1000 км: он развил скорость в 241 км/ч". (Там же, стр. 232).
   "В январе 1940 года работы по "МТБ-2" были прекращены, поскольку машину этого типа сочли бесперспективной. Действительно, на Балтике и Черном море сухопутные машины могли "перекрывать театры военных действий". Но опыт Великой Отечественной войны показал, что машины типа "МТБ-2" могли бы принести ощутимую пользу флоту..." (Там же, стр. 232).
  Не к Отечественной войне у нас готовились, поэтому тяжелые бомбардировщики в серию не шли. Но опытный образец принес много пользы в нежданной войне.
  "На "Чайке" Иван Сухомлин встретил начало Великой Отечественной войны. По инициативе Сухомлина "АНТ-44" стал летающей лодкой - с самолета сняли сухопутное шасси. Это увеличило грузоподъемность: теперь на самолет можно было брать 4 тонны бомб, а при полетах на небольшие расстояния - 7". (Там же, стр. 232).
  После нападения Гитлера отношение к "Чайке" резко изменилось, но что толку. "Заводы, которые могли выпускать гидросамолеты, оказались на территории, оккупированной противником...". (Там же, стр. 239).
  "На "Чайке" совершали полеты стратегического назначения на неприятельские объекты, в состоянии вывести из строя нефтяные месторождения Румынии.основном на Плоешти". (Там же, стр. 233). Естественно, что один стратегический самолет был не в состоянии вывести из строя нефтяные месторождения Румынии.
  
   Петляков на смену "ТБ-1" и "ТБ-3" предложил свой самолет - "ТБ-7". Установленные на нем высотные компрессоры "АЦН-2" позволяли его двигателям спокойно работать в разреженном воздухе на большой высоте, где без них они бы просто "задохнулись". Такое простое решение позволяло "ТБ-7" забираться на высоту 12000 метров. В то время, туда не мог подняться ни один истребитель противника. От недостатка кислорода в разреженном воздухе их двигатели попросту теряли мощность. "ТБ-7" мог поднимать в воздух пятитонные бомбы и с недосягаемых высот бомбить города противника. А для самообороны он имел 20-мм пушки и пулеметы калибром 12,7 мм.
  Воздушный флот из 1000 "ТБ-7" смог бы сбросить за один рейс 5000 тонн бомб на города противника. Если такие рейсы делать каждую ночь, от городов противника очень скоро останутся одни руины. А ведь в Советском Союзе были разработаны бомбардировщики способные нести гораздо большую бомбовую нагрузку. Но Сталин отказался от производства стратегических бомбардировщиков, хотя советская промышленность могла сделать 1000 "ТБ-7". Он планировал захватывать города противника в целости и сохранности, или хотя бы в минимально разрушенном состоянии для того, чтобы использовать их экономические ресурсы для усиления собственной мощи. Сталин планировал захватническую войну. А в такой войне ему не нужны были тяжелые бомбардировщики, они могли нанести слишком тяжелые повреждения тем объектам, которые он планировал захватить. Поэтому в СССР продолжили выпуск тех бомбардировщиков, которые несли небольшую бомбовую нагрузку, а от выпуска тяжёлых стратегических бомбардировщиков отказались. Решение отказаться от строительства стратегических бомбардировщиков обозначило кардинальное изменение в военной доктрине. Теперь Сталин уже не думал о защите первого социалистического государства от вторжения капиталистических армий. Теперь он думал о походе против капиталистических стран. А для этих целей нужны были другие самолёты.
   От массового выпуска "ТБ-7" отказались, изготовив лишь некоторое количество этих самолётов. После выпуска последнего самолета "ТБ-7" производство стратегических бомбардировщиков свернули. На базе "ТБ-7" изготовили транспортно-десантный самолет "Пе-8", где вместо компрессоров "АЦН-2" были установлены сиденья для 8 парашютистов. Всего "Пе-8" мог взять на борт 32 десантника. Он сохранил возможность нести в бомбоотсеке авиабомбы ФАБ-2000 (2 тонны). В бомбоотсеке были установлены узлы крепления подвесной грузовой платформы для перевозки грузов массой до 4-х тонн. Но и эта модель в массовое производство не пошла. Сталин предпочел использовать для переброски парашютистов старые самолеты "ТБ-3", несмотря на то, что они были очень неудобны для десантников. Перед выброской из "ТБ-3", часть десантников должна была вылезти наружу. Из правой боковой двери вылезали на правое крыло. Через кабину пилота на левое. Через пулеметные турели на крышу фюзеляжа. Другая часть десантников прыгала через бомболюки, грузовые отсеки и из рубки радиста. Прыгая с разных мест, им надо было умудриться прыгнуть в определенной очередности с минимальными интервалами, чтобы не было большого разброса в воздухе.
  Сталинское руководство считало, что для войны за захват Европы достаточно иметь дальние бомбардировщики с небольшой бомбовой нагрузкой. На смену тяжелым бомбардировщикам в дальнюю авиацию пришел пришёл "ДБ-3". "Прототип двухмоторного бомбардировщика моноплана под обозначением "ЦКБ-26" впервые поднялся в воздух в 1935 году. После целого ряда доработок в 1938 году самолет был запущен в производство как "ДБ-3" или "ЦКБ-30"... Самолеты ранних выпусков оснащались 765-сильными моторами "М-85", но в 1938 году на "ДБ-3" стали устанавливать двигатели "М-87" мощностью по 960 л.с. Несмотря на простую и прочную конструкцию, самолет обладал недостаточным оборонительным вооружением, состоящим всего из трех пулеметов калибра 7,62 мм, и во время "Зимней войны" с Финляндией в 1939 - 1940 г.г. подразделения этих бомбардировщиков понесли большие потери. В 1939 г. появился модифицированный вариант самолета с удлиненной носовой частью фюзеляжа ("ДБ-3ф"), который в 1940 г. переименовали в ИЛ-4". ("Авиация Второй мировой войны". стр. 64).
  ДБ-3ф имел следующие характеристики: скорость - 440 км/ч, дальность полета - 2700 км, бомбовая загрузка - от 1000 до 2500 кг (в начале 30-х годов бомбардировщик несущий такую бомбовую нагрузку уже считали бы тяжёлым, но к концу 30-х критерии изменились, так как грузоподъёмность самолётов резко выросла). Этот самолет не мог причинить неприятелям противника много вреда. В лучшем случае, после его налета предприятие противника приостановит работу. Это в принципе и нужно было советским захватчикам - легкий удар: завод противника приостанавливает работу, начинается ремонт, пока идет этот процесс Красная Армия приближается все ближе и ближе... А в один прекрасный день, или лучше ночь, на завод советские самолёты сбрасывают группу парашютистов, которая помешает противнику уничтожить завод перед собственным отступлением.
  Бомбовая нагрузка первых советских стратегических бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3 была одна и три тонны соответственно. Для авиации более позднего периода такая бомбовая нагрузка считается небольшим достижением. Но в начале тридцатых годов эта цифра казалась солидной. Тем не менее, ТБ строились таким образом, чтобы поднять в небо большое количество бомб, доставить их на большое расстояние и суметь постоять за себя в воздухе, даже оставшись в одиночку. Советские самолёты серии ДБ по дальности уступали ТБ-3. Имея всего три пулемёта, он мог реально отбиваться от нападений только в группе и при условии что напавшая группа истребителей противника будет сильно уступать в численности группе ДБ. А бомбовая нагрузка у ДБ была даже чуть меньше чем у ТБ-3. В СССР для замены ТБ-3 создали новые стратегические бомбардировщики, которые по всем характеристикам их превосходили, но не стали запускать их в производство, а предпочли строить более слабые бомбардировщики. Это был тот период, когда советская авиация встала на путь подготовки к мировой революции и вместо стратегических бомбардировщиков в СССР стали выпускать дальние.
  Тяжёлые бомбардировщики стратегического назначения вполне успешно могут бомбить и прифронтовую полосу. В ходе зимней войны советские ТБ-3 успешно бомбили линию Маннергейма. При бомбардировки войск противника в прифронтовой полосе стратегический бомбардировщик может столкнуться с определёнными трудностями. Из-за своих больших размеров он может стать удобной мишенью при действиях на небольшой высоте. Но при этом не надо забывать, что он может бомбить и с большой высоты. Правда без определенной точности, но зато неточность он может компенсировать большим числом сброшенных бомб. При действиях на небольшой высоте он может использовать большое количество пулемётов на своём борту, для подавления огневых средств противника на земле.
  Стратегические бомбардировщик всегда строились с сильным оборонительным вооружением. Стратегический бомбардировщик имел столько пулемётов, сколько было у двух-трёх истребителей противника. Это позволяло ему, отбиваться от атак истребителей противника, даже оставшись в одиночку. ТБ-3 нёс 6-7 пулемётов винтовочного калибра. В начале 30-х годов на вооружении истребителей стояли в основном пулемёты малого калибра. Новые стратегические бомбардировщики разработанные на смену ТБ-3 вооружались крупнокалиберными пулемётами и скорострельными пушками. Хотя к концу 30-х зарубежные истребители только-только стали вооружаться соответствующим вооружением. То есть советские стратегические бомбардировщики немного опережали в этом отношении истребители противника и стратегические бомбардировщики США и Британии.
  Советские дальние бомбардировщики созданные в конце 30-х годов вооружались лишь 7-62 мм пулемётами. По три пулемёта на один самолёт. И естественно в воздухе они не могли нормально защищать себя от нападений истребителей даже, действуя в группе.
  Первые тяжёлые бомбардировщики, строившиеся в начале 30-х годов, не могли причинить городам и заводам противника значительных разрушений, из-за относительно небольшой бомбовой нагрузки. Самолёты, созданные позже, несли гораздо большую бомбовую нагрузку и соответственно могли причинять гораздо больший вред своему противнику. От этого повышалось не только их значение, но и значение в целом стратегической авиации, а также значение самих стратегических бомбардировок как вида боевой деятельности. Теперь благодаря техническому прогрессу, изменилось само отношение к такому виду боевых действий как бомбардировка промышленных объектов и городов противника. Теперь стратегические бомбардировки могли принести гораздо больше пользы, чем раньше.
  Перед тем как начать войну за захват Европы, Сталин должен был провести дезинформационную войну. В этой войне приняли участие самолеты "ТБ-3". К 1939 году они конечно уже устарели. Но, учитывая то, что финская авиация была малочисленной и состояла в основном из устаревших самолетов, советская сторона могла бы с успехом использовать и эти устаревшие бомбардировщики. Финские истребители летали в два раза быстрее "ТБ-3". Но ведь "ТБ-3" не были беззащитными овечками. Каждый из них имел 6-7 пулеметов для самозащиты. Действуя в плотных строях большими группами, они могли бы огнем пулеметов защитить друг друга от финских истребителей, а бомбами сравнять с землей финские города. Сталин мог обеспечить им безопасность, дав им даже небольшое истребительское прикрытие. Ведь финские летчики-истребители избегали боя с советскими визави.
   "Однако, несмотря на такое подавляющее превосходство в силах, финская истребительная авиация все же осмеливалась нападать на советские самолеты, соблюдая при этом известную осторожность. Командование ВВС Северо-Западного фронта отмечало, что неприятельские истребители действуют, как правило, парами или звеньями, предпочитают атаковать лишь одиночные самолеты. На бой с группой советских самолетов (особенно истребителей) финские летчики долгое время не осмеливались. Дело в том, что большинство финских истребителей по своим тактико-техническим характеристикам сильно уступали советским истребителям типа "И-16" и "И-153", из-за чего финское командование запретило своим пилотам ввязываться в бои с новыми советскими истребителями". (Петров "Советско-финляндская война 1939-1940". Том I, стр. 486-487).
   Чтобы прославить финскую авиацию победами и унизить свою авиацию неудачами, советское командование отправляло самолеты "ТБ-3" на задания мелкими группами без истребителей.
  "Так, в Зимней войне, участвовали несколько десятков тяжелых бомбардировщиков "ТБ-3" (например, 9-й смешанный авиаполк). Работали они, в основном, по ночам, поражая крупные объекты в тылу противника, а перед прорывом линии Маннергейма переключились на бомбежку ее укреплений. Здесь они были незаменимы: ни один другой советский самолет не мог понять 2000-кг бомбу. Но по большей части в ход шли "ФАБ-250" и "ФАБ-500". Бомбометание велось с высоты 1500-2000 метров. Обычно "ТБ-3" вылетали группами по 3-9 машин, массированных налетов не производили. Часто "ТБ-3" использовались как транспортные и санитарные самолеты. Финнам удалось сбить два "ТБ-3", причем в обоих случаях в дневное время". (А. Широкорад "Северные войны России". стр. 677).
  Для убедительной победы советское командование могло бросить против Финляндии сотни ТБ-3, а вместо этого бросило несколько десятков. ТБ-3 были созданы для действий крупными группами, а их применяли мелкими. Истребителей, для прикрытия, им не давали. Все это делалось не по ошибке, а по умыслу, так наши красные стратеги играли с финнами в поддавки. При этом финны во время зимней войны сумели сбить всего лишь два старых и тихоходных бомбардировщика "ТБ-3". В принципе это очень мало.
  Кстати, в зимней войне приняли участие экипажи прославленных полярных летчиков И.П. Мазурка и М.В. Водопьянова. На самолетах ТБ-3 они наносили бомбовые удары по врагу, и сбрасывали различные грузы окруженным советским частям.
  Многие писатели-историки часть вины за неудачи советской авиации валят на устаревшие ТБ-3: мол, если бы их не применяли, да если бы у нас взамен их было бы что-нибудь посовременней, то война прошла бы совсем другим образом. Это абсурд. Сталин просто не хотел быстрой славной победы малой кровью. А если бы захотел, тогда бы и старые "ТБ-3" сумели бы применить с гораздо большей пользой. Финны же нашли способы, как использовать свои, еще более устаревшие самолеты. А в ходе войны с немцами советское командование нашло достойное применение и "ТБ-3" и даже "У-2". Как говорят: было бы желание...
  После дезинформационной войны советские стратеги запланировали захват Европы. Но старый "ТБ-3" не собирались отстранять от дел. При внезапном нападении на Европу его вполне можно было применить даже по прямому назначению, хотя бы против той же Финляндии. Правда, в 1941-м году почти все "ТБ-3" служили в качестве транспортных самолётов. В 1941-м году германская авиация сосредоточилась у самых границ СССР. По сталинскому плану советская авиация сама должна была нанести внезапный удар по спящим аэродромам Германии и её союзников. В такой операции смогли бы участвовать любые, даже самые устаревшие самолеты. Учитывая фактор внезапности и многократного численного превосходства советской авиации над авиацией противника можно не сомневаться в том, что после первого бы удара самолеты врага стали бы редко появляться в небе. В такой ситуации любой советский самолет, несмотря на свой возраст, мог чувствовать себя достаточно уверенно, находясь в воздухе над армиями противника.
  Однако нападение Гитлера сломало все планы советских военных руководителей. Германская авиация с первых минут войны захватила инициативу, в такой обстановке нельзя было применять "ТБ-3" в качестве бомбардировщика. Невозможно было использовать "ТБ-3" и для заброса десантников в тыл врага, так как в ходе оборонительных боёв вообще нет смысла, проводить воздушно-десантные операции. В сложившейся ситуации Советскому Союзу потребовались те самые современные стратегические бомбардировщики, от производства которых отказались во второй половине 30-х годов. Их производство пытались возобновить, но, по ряду причин, не сумели. "В ходе войны авиационная промышленность не могла перестроиться для массового производства дальних бомбардировщиков новых модификаций". (А.И. Молодчий "Самолет уходит в ночь" стр.138 изд. ДОСААФ 1986 2-е издание).
  Каждая страна готовилась к войне по-своему. В СССР сначала строили тяжелые дальние бомбардировщики, считая их эффективным средством воздействия на промышленность вероятных противников. В это время Сталин считал возможным нападение капиталистических стран на страну развитого социализма. Но когда в Германии к власти пришел Гитлер, Сталин понял, что теперь империалистам будет не до него. Сталин понял, что Гитлер очень скоро раздует пожар Второй мировой войны. И тогда появится возможность захватить Европу под предлогом освобождения её от фашистов. А так как для захватнической войны стратегические бомбардировщики были не нужны, от их производства Сталин отказался. Учитывая все факты, можно сделать вывод: что советское командование правильно оценивало значение стратегической авиации и сделало свою стратегическую авиацию самой сильной к середине 30-х годов, кроме этого советская авиапромышленность создала целый ряд новых самолётов которые, если бы их запустили в серийное производство, позволили бы нашей стране сохранить лидирующее положение в этой области самолётостроения, что само по себе доказывает грамотность советских военных руководителей, однако, сталинские планы на мировую революцию перечеркнули эту перспективу, стратегические бомбардировщики были не нужны в мировой революции и только поэтому от их производства в СССР отказались.
  Созданный перед войной дальний бомбардировщик Ер-2 имел для самообороны всего три пулемета . А ведь он был создан для действий в глубоком тылу противника. При таком слабом оборонительном вооружении Ер-2 мог действовать успешно только в "чистом небе", где почти нет истребителей противника. Поэтому Ер-2 мог успешно воевать только при собственном удавшемся внезапном нападении, при всех вытекающих отсюда последствиях. Дальность его полета - 4000км. Потолок - 7700метров. Скорость - 335км/ч. Мало? На это есть свои причины.
  "Конструктор готовил самолет к более мощным двигателям, которые уже были в стадии освоения промышленностью. Но, как бывает иногда, подотстали. И серийный выпуск самолетов довелось начать с моторами, несколько ограничившими летные данные самолета. Впоследствии мне довелось совершить несколько полетов на экспериментальном самолете, с двигателями повышенной мощности. И только тогда понял до конца, какая отличная машина "Ер-2". (А.И. Молодчий "Самолет уходит в ночь". стр.15-16 М.: ДОСААФ 1986г 2-е издание).
  Летчик Александр Игнатьевич Молодчий дает хорошую характеристику даже Ер-2 со слабыми, не предназначенными для этой модели, моторами. "...летчикам нашего нового полка "Ер-2" понравился с первых полетов: машина имела хорошие летно-тактические данные, а в максимальной скорости, потолке имела превосходство над многими отечественными и зарубежными самолетами такого же класса". (там же стр.16).
  Советского летчика не смущало то, что Ер-2 имел слабое оборонительное вооружение "...у нас, юных, была полная уверенность в могуществе и непобедимости Красной Армии. Вряд ли кто осмелится напасть на нашу страну". (там же стр.4).
  В своей книге Молодчий описывает, как дальние бомбардировщики его полка отправлялись в бой без прикрытия истребителей, причем использовались вместо тактической авиации. Действительно, советские стратеги отправляли эти самолеты бомбить мосты в тылу противника. В результате этих операций советские дальние бомбардировщики гибли без всякой пользы, а мосты оставались целы. Восполнить потери советская дальняя авиация уже не могла, так как промышленность прекратила производство дальних бомбардировщиков.
  Согласно советской военной доктрине, военные предприятия противника следовало захватывать невредимыми, если это было невозможно, следовало захватывать их с минимальными повреждениями. Однако, это вовсе не означало, что советская авиация собиралась полностью отказаться от бомбардировок военных заводов в своих захватнических войнах. Наоборот, советская авиация готовилась бомбить заводы противника, но не до основания. Бомбардировка должна была лишь прервать работу военного предприятия до тех пор, пока до его стен не дойдут советские солдаты. Слабая бомбардировка ненадолго выводила военный завод из строя, лишая противника средств производства вооружения и позволяла быстро восстановить его самим, после захвата его территории. Но поскольку советское командование вело в Финляндии дезинформационную войну, оно решило военные предприятия противника не трогать, чтобы противник смог лучше оказывать сопротивление.
  Применялись и другие поддавки. Часто советские бомбардировщики отправлялись в бой без истребительного прикрытия и без оборонительного вооружения. А ведь даже во внезапном нападении, советские уставы предписывали прикрывать бомбардировщики истребителями - пусть даже это прикрытие будет незначительным.
  "6 января произошел наиболее знаменитый, с точки зрения финнов, воздушный бой. В этот день, пара "фоккеров", в составе ведущего - капитана Йормы Сарванто и ведомого - капитана Пера-Эрика Совелиуса встретила семерку бомбардировщиков ДБ-3, шедших без истребительного прикрытия. Встреча закончилась для советских самолетов трагически: Сарванто сбил шесть машин, а седьмая стала добычей Совелиуса. Дело происходило в районе города Куопио. В советских источниках по поводу этого боя, как и многих других, ничего не говорится, поэтому данные об этом эпизоде пока односторонние. Некоторые западные авторы утверждают, что бомбардировщики были не вооружены". (Котлобовский Ж. "Мир авиации" цитата по хрестоматии Тараса стр.365). В общем, в данном случае советские самолеты отправили на убой и так делали много раз.
  "В первый месяц войны советские бомбардировщики несли большие потери, поскольку часто летали на задания без прикрытия, хотя истребителей было с избытком". (Б. Соколов "Тайны финской войны" стр.113.
  Как только игра в поддавки закончилась, начались массированные бомбардировки и прекрасно продуманные операции по разгрому воздушного противника в воздухе и на земле, где самолеты врага добивались окончательно.
  "Накануне наступления, советское авиационное командование большое значение придавало разрушению путей сообщения Финляндии, чтобы не допустить переброски резервов и подкреплений из глубины страны и с пассивных участков фронта. Для финских железнодорожников начался настоящий ад: 2 февраля 150 самолетов 15-й скоростной бомбардировочной бригады, практически стерли с лица земли город Сортавала. 21 февраля Выборг бомбили 700 самолетов, а неделей позже железнодорожный узел Рийхимяки атаковали более 100 боевых машин.
  Теперь бомбардировщики прикрывались сильными группами истребителей. Во время налетов на объекты в ближайшем тылу, ДБ-3 и СБ сопровождали И-16 с дополнительными баками". ("Тайны финской войны" Б. Соколов стр.113-114).
  
  
  Как правило, при ударах по укрепленным районам противника бомбардировщики, дабы избежать случайных попаданий в свои войска, действовали по объектам, удаленным от передовой не менее, чем на 700-1000м. В целом же советская армейская авиация подвергала бомбардировкам оборону противника на общую глубину до 5-6км. Бомбардировки производились с горизонтального полета, с высоты 1500-2000м. бомбами крупного калибра (весом в 250 и 500кг). Всего бомбардировочная авиация Северо-Западного фронта произвела 19,5тыс. самолето-вылетов на бомбардировку укрепрайонов противника, во время которых израсходовала 10,5 тыс. тонн бомб". (там же стр.481).
  Такие методы взаимодействия авиации с сухопутными силами не были изобретены во время зимней войны. Их применяли и раньше. Просто о них "забыли" на период игры в поддавки. Когда игра кончилась, вспомнили обо всем. Кроме этого, стали систематически наращивать военно-воздушную мощь в районе конфликта.
  "... 19 января 1940г. в район боевых действий был направлен еще один, 42-й, дальнебомбардировочный полк, а 17 февраля начал боевую работу 7-й дальнебомбардировочный полк. Кроме того, с 1 февраля начал совершать боевые вылеты 85-й авиаполк, сформированный на базе 12-й эскадрильи и укомплектованный летчиками с большим опытом слепых полетов". (А. Широкорад "Северные войны России" стр. 678). Этот полк "ночников" действовал на фронте лишь в последние 42 дня.
  Вдобавок, русские перестали отправлять бомбардировщики на задания без истребительного прикрытия: "Как правило, бомбардировщиков прикрывали сильные истребительные группы, не позволявшие самолетам противника помешать выполнению боевого задания. Во время налетов на объекты в ближайшем тылу, ДБ-3 и СБ сопровождали И-16 с дополнительными баками (И-153 не могли использоваться с этой целью, поскольку при полетах на большую дистанцию отставали от бомбардировщиков). В ходе войны выяснилось также, что самолеты И-15 уже устарели как истребители, ввиду малой скорости, поэтому их использовали в качестве штурмовиков и ...пикирующих бомбардировщиков". (там же стр. 284-285).
  Вот видите, как только советское командование перестало играть в поддавки, сразу же для И-16 нашли дополнительные баки, чтобы они смогли сопровождать наши бомбардировщики в дальних полетах.
  Соколов утверждает: "...ТБ-3, из-за тихоходности можно было использовать только ночью" ("Тайны финской войны" стр.118). Это он пишет, несмотря на то, что их вполне успешно использовали и днем. Если бы советская сторона не играла в поддавки и прикрывала ТБ-3 истребителями, их можно было использовать против финнов в любое время и в любом месте фронта. Вот почему-то ни про один финский самолёт Соколов так не написал, хотя многие из них даже ночью не рисковали летать над линией фронта. Кстати, потери среди ТБ-3 были минимальны (всего два сбитых самолёта).
  "Так, в Зимней войне участвовали несколько десятков тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 (их, например, имел 9-й смешанный авиаполк). Работали они в основном по ночам, поражая крупные объекты в тылу противника, а перед прорывом линии Маннергейма переключились на бомбежку ее укреплений. Здесь они были незаменимы: ни один другой советский самолет не мог поднять 2000-кг бомбу. Но, по большей части, в ход шли ФАБ-250 и ФАБ-500. Бомбометание велось с высоты 1500-2000 метров. Обычно, ТБ-3 вылетали группами по 3-9 машин, массированных налетов они не производили. Часто, ТБ-3 использовались как транспортные и санитарные самолеты.
  Финнам удалось сбить два ТБ-3, причем в обоих случаях в дневное время". (А. Широкорад "Северные войны России". стр.677).
  Соколов не унимается: "Об истребительном прикрытии дальних бомбардировщиков и думать было нечего: истребителя на дальние действия в советской авиации просто не было". ("Тайны финской войны". стр.118). Это правда. Но не вся. Дальней истребительной авиации в то время не было нигде в мире. Так что мы были не хуже остальных. Первые истребители для сопровождения дальних бомбардировщиков на всём пути их полёта появились только в конце Второй мировой войны в Британии и в США. И не надо забывать о том, что когда Сталин закончил игры в поддавки в советской авиации "вдруг появились" дополнительные баки для истребителей, которые позволили им сопровождать дальние бомбардировщики на протяжении всего их пути.
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"