Аннотация: "...песни чаще только пена сам напиток-это жизнь..." "...Мы живём - в этом всё Мы любим - в этом соль" (Влад Клён)
ЧЕЛОВЕК-ОРКЕСТР и его "Скрипка"
"...песни чаще только пена
сам напиток-это жизнь..."
"...Мы живём - в этом всё
Мы любим - в этом соль"
(Влад Клён)
"Знаете что, скрипка?
Давайте -
будем жить вместе!
А?"
(Владимир Маяковский)
Сначала я хотел писать исключительно о ЧЕЛОВЕКе-ОРКЕСТРе. Ведь если о ком можно было так сказать, так это о нём. Хотя и каждый из нас тоже, конечно может быть уподоблен оркестру. Вот только как звучание, так и "послезвучие" у всех - разное.
Но чем далее я углублялся в тему, тем более она меня увлекала. И наконец я понял, что ну никак не смогу держаться одной только линии - Влада Клёна. Потому что, на самом-то деле, оказалось, это была "партия на два голоса". Которые настолько слились, что, похоже уже и сами порой этого не понимали - насколько они срослись - внутренне. А когда вздумали, было, разделиться, то смогли это "переложить" только в трагедию...
Впрочем, попробуем придерживаться всё же моего первоначально выбраного плана - хотя бы вначале...
Итак, наш герой - Влад Клён (29.06.1981 - 28.08.2010).
Несколько кратких биографических строк о нём.
Кандауров Владимир Александрович.
Литературный псевдоним Влад Клён.
Родился 29 июня 1981 года в селе Великая Знаменка Каменско-Днепровского района
Запорожской области в Украине в семье инженера и библиотекаря. С детских лет увлекался поэзией, "авангардом", новыми веяниями искусства. Своими учителями считал Маяковского, Бродского, Башлачёва, Блока.
В 2007 году закончил заочное отделение Запорожского национального университета.
Магистр русской филологии.
После окончания школы переехал в Запорожье,
где, начиная с 1999 года, работал:
• с 1999 до 2009 гг. - грузчиком (периодически)
• в начале 2000-х гг. - ювелиром
• в начале 2005 гг. - строителем
• 2004 - 2006 гг. - продавцом-консультантом в книжных магазинах
• в 2007 г. - кассиром супермаркета
• весной 2009 г. - воспитателем в детском тубдиспансере
• начиная с 2007 г. - занимался организацией фестивалей и концертов
• с 2009 г. - администратор группы "Ремонт воды"
Автор книг "Напролом" (2005), "Поэтический ринг З" (2007), "Аритмия" (2008), "Триада" (2008,совместно с М. Кабиром и П. Сухно), "Требуха" (2009, совместно с А. Татариновым и Т. Малохатко).
Активный участник и организатор множества региональных литературных проектов: всеукраинских фестивалей, поэтических рингов, турниров поэтов, поэтических слэмов и прочих литературно-поэтических мероприятий.
Организатор Международного фестиваля "ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП" (Запорожье, 2007), соорганизатор Международного фестиваля поэзии "Синани-Фест" (Ялта, 2008), модератор фестиваля "Летающая крыша" (Черкассы, 2008, 2010), автор и куратор всеукраинских проектов: "ЛИТЕРРА" (Киевские Лавры, 2008), "БЕЗ ФИЛЬТРА" (Киевские Лавры, 2009), "ЛИТФЕСТ.РУ" (Киевские Лавры, 2010).
Основатель (октябрь 2006), вдохновитель и лидер творческого объединения "Водоворот" (Запорожье).
Лауреат гран-при "Синани-Фест" (Ялта, 2007), фестиваля "Подкова Пегаса-2007" (Винница, 2007), литературной премии имени Инзова (Днепропетровск, 2007), победитель ряда литературных слэмов: первого Черкасского, второго Николаевского, первого пролетарского Ялтинского и др.
Активный участник всеукраинских фестивалей и интернет-ресурсов.
Родоначальник и администратор сайта "Литфест".
(www.litfest.ru)
Умер 28 августа 2010 года в больнице в Днепропетровске от разрыва аневризмы сосудов головного мозга. Похоронен в Запорожье на Матвеевском кладбище.
В 2008 в Балаклаве Влад Клён подарил мне свою книжечку стихов "Аритмия". Он написал на ней:
"Александру Приймаку - человеку-оркестру, знающему толк в фонетике, а это нынче редкость!"
В ответ я тут же написал экспромт на форзаце книжки:
"Ну, брат! - Потешил, старика:
Моя рука живёт пока...
Живи вовсю!
И не недужь,
А ТАМ - сочтёмся
Братством душ...
"Светить всегда!
Светить везде:
С тобой мы не младенцы, -
Поэты держатся в узде, -
Но только - в ритме сердца!
06.07.08"
Надпись он одобрил .
Похоже, мы были важны в жизни друг друга. Хотя, и в этом особенность Влада, - так же могли думать очень и очень многие. И, возможно, как раз в этом-то главный талант Влада - "быть Человеком", с которым всем было интересно, который всем был нужен. Потому что вот оно - его гениально простое кредо:
"для начала вырвем жало
чтобы
чёрт его дери
не блажило
не держало
никого не обижало
вообще не обнажалось
не мешало бы
парить"!..
2008 год. Балаклавский фест "Пристань Менестрелей". Секция "Любовная лирика". Как обычно - ещё тот аншлаг!
Мы с ним тут невпервой. И прекрасно понимаем, что, увы и ах, но победа не достигается порой ни талантом, (он учтиво раскланивается при этом со мной), ни даже молодым напором (я вежливо раскланиваюсь с его группой поддержки).
И вот мой выход! Глаза Влада кажется, всё больше и больше лукаво поблескивают, лицо всё больше расплывается в его знаменитой улыбке . Я завершил выступление. Он показывает мне большой палец. Но его группа поддержки выжидает. Наконец он высоко поднял руки над головой и громко зааплодировал. Группа - за ним. Теперь раздался уже такой шквал аплодисментов, что все невольно стали оборачиваться на них и "понимающе" смотреть на меня...
Дважды я встречался с ним и на "Синани-фесте". Больше того, во многом именно благодаря именно ему я там дважды и побывал, разумеется, нисколько не умаляя заслуги организаторов - это само собой... Но теперь можно признаться. За несколько дней до феста я звонил ему и спрашивал (он был уже там!):
- Ехать?
Он осторожничал, но звучало всё это для меня практически определённо:
- Ты, знаешь, я, конечно, точно сказать не могу, я же не в жюри. Но скажу то, что слышал случайно: "Ну, это, конечно, уровень!"
И всё - я ехал. Его прединформация всегда оказывалась на редкость точной!
...Об ушедшем навек - "или хорошо или никак!"
Но мы с ним не любили "лепить иконы".
Так вот, когда он подарил мне свою книгу стихов "Аритмия", я не удержался спросить:
- Слушай, Влад, прости, пожалуйста, но ведь это я тебе проговорился в прошлый раз, что хочу выпустить книгу стихов "Аритмия". Я же всегда стремился к вольному стиху, - как вольному дыханию, а оно ведь тоже бывает неровным...
Он слегка покраснел, что было как-то нетипично: поводов не было. Потупил взор и тихонечко ушёл в прямом и переносном смысле.
Но я зла на него не держу.
Во-первых, уж теперь сборников с таким же названием "наклепано" даже более чем достаточно. И теперь уже непросто наверняка определить, в чьей же голове название это появилось раньше.
А во-вторых, я с прискорбием осознаю, что Влад таки имел на это больше прав, чем я. Ведь я жив, а он...
Очень много мотивов его текстов вызваны посылами на грусть и обречённость:
" выросло что-то грозное
сеющее печаль...",
"...Я - режиссер финальных сцен
Печать печали на лице...",
"...чтоб я не был грустным
чтоб я не был постным",
"...бесконечно грустя-грустя...",
"...Я стал отчаянным и жёлчным
Теряюсь всюду и во всём
Не успокаиваюсь ночью
Хожу с растроенным лицом..."
"...и как звучать когда печаль
не хуже вены вскрытой
отчаянье растёт в плечах
как тесто или выторг",
"...и что ни слово то беда
и что ни шаг то вникуда...",
"только болью избалован
только яростью крещён
что мне господи ещё
у тебя просить от смуты
в эту мёртвую минуту
ускользнувшую из рук".
Иногда просто потрясающие лирико-гражданственные строки:
"...Глухое одиночество
и есть моё отечество..."! (выделено мною - А.П.).
Увы, всё это нарастало...
И, возможно, решающее:
"...Я решаю что пух не взвесить
Смерть не смерить
Не выжить жизнь..."...
С ещё большей частотой тема грусти перекликается и многократно усиливается обнажённо-трагическими пророчествами-предчувствиями. Это и прямые указания и на причину "ухода" - проблемы с сердечно-сосудистой ситемой, неизбежной больницы и...
Даже в небольшой книжице его посмертного "Избранного", изданного в Харькове, таких текстов более сорока!
"...или смерть за мною ходит
как лунатик по пятам
или жизнь с курком на взводе...",
"пока нас лечат
и калечат
и смерть маячит
недалече",
"...и умираем собранно
И скоро...",
И почти есенинское:
"В этом зеркале чудовище
Неужели это я
Умирающий и воющий
На руинах бытия
Это зеркало расколото
Паутиной пополам
И ни славы и ни золота
Только оторопь и мгла
Станешь паинькой тихонею
Озвереешь заревешь
И почувствуешь агонию
И накормишь сердцем дрожь",
И откровенно интимно-пророческое:
"любо-дорого смотреть
что теперь ты пишешь
нас помирит только смерть..."!..
А ведь так и сталось...
А вот и вовсе автобиографическое эссе в стихах:
"Сам не знаю
Сам не знаю зачем я
Биться с мельницей рвусь
Если всё так плачевно
Если ересь и грусть
Время-манная каша
Как себя побороть
И не горе вынашивать
И не слушаться плоть
Сам не знаю куда я
Через день попаду
Между адом и раем
Только щебет в саду
Всё так странно
Не так ли
Всё так скушно
Что ах
А финалом атаки
Будет эхо в горах
Где на горе от гари
Век раскрыть не смогу
Твой последний Гагарин
С дыркой в левом боку"!..
И, конечно же - практически - собственное поэтическое Завещание:
Но он целую неделю боролся, он очень хотел жить - вот это его откровение:
"...Не смей
Смерти уступить руки
Даже если в радость смерть..."
Далее желающие каких-либо "подробностей" могут обратиться к довольно полным воспоминаниям http://www.litprichal.ru/commentary/3803/.
Я же позволю себе их существенно сократить, т.е. отредактировать, хотя "резать по живому" всегда нелегко...
30 августа в автокатастрофе погибает поэтесса Алина Остафийчук . Она возвращалась с похорон очень близкого человека, Влада Клена. http://www.litprichal.ru/commentary/3803/
Это о ней - он при жизни:
"...Ты -и Муза
Ты - и Лира
И Голгофа
И распятье
И блаженство
И проклятье
Полымя и полынья
Ненависть
Любовь моя...."
У Алины Остафийчук была подруга. Хороший прозаик, лауреат премий Виктория Мельник. Ей в соавторстве с Алиной Остафийчук (посмертно) и принадлежит книга, которую я далее буду обильно цитировать, практически без комментариев, с некоторыми изятиями.
MESSAGE в ЗАПРЕДЕЛЬЕ (реквием)
Случайные встречи. В пути - остановки,
И что уж - о вечном, хотя бы о снах.
Но кто-то присядет и скажет негромко:
Я небо сегодня держал на руках...
Алина Остафийчук
MSG # 1
Алинёнок. Алинёнок мой. ... Что же ты натворила, Аленький? Как ты могла?!.