Прилих Ник : другие произведения.

Структура общества. Приложения. 07. Структура общества (страты)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками Юридические услуги. Круглосуточно
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Бескризисное существование и развитие общества определяется как экономикой, демографией, политикой внутренней и внешней и пр., и пр., так и его структурой. Представлены некоторые наблюдения относительно структуры (стратификации) современного общества и его основных компонентов - субъекта и семьи.

   Приложение 1. Структура общества (страты)
  
  1. Структура общества по мере родственной близости его членов
  1.1. Субъект
  1.1.1. Факторы формирования достойных членов общества
  1.2. Семья
  1.2.1. Функции семьи
  1.2.2. Пожелания общества (государства) к институту семьи
  1.2.3. Обеспечение института семьи обществом (государством)
  2. Структура общества по параметрам одного субъекта
  Дополнение: Замечания о стратификации общества
  
  Чтобы понять потребности, возможности, перспективы бескризисного существования общества, нужно составить представление о его структуре. Понятно, что любое представление о структуре общества будет опираться на общность интересов элементов общества - субъектов и объединений субъектов.
  
  Усматриваются следующие варианты структурного представления общества:
  - по мере родственной (попарной) близости его членов,
  - по параметрам одного субъекта.
  
  1. Структура общества по мере родственной близости его членов
  
  Начнем с популяционно-исторических представлений о структуре обществе на основе родственной близости. Структурные единицы общества в этом контексте - субъект, семья, род, племя, народ страны (объединение племен).
  Субъект - человек (гражданин)
  Семья - несколько человек, объединенных узами кровного родства (и приемные), проживающие "под одной крышей" - несколько поколений: муж, жена, их родители (возможно также - бабушки-дедушки мужа-жены), их дети, внуки-правнуки.
  Род - множество семей, объединенные не обязательно кровным родством (семьи двоюродных, троюродных братьев-сестер, дядьев-племянников и т.д.).
  Племя - множество родов, объединенных общностью, языка, религиозных представлений, территории, хозяйственного и бытового уклада.
  Народ - множество племен, проживающих, как правило, на одной территории (или прилегающих территориях), объединяющих свои усилия для целей взаимовыгодного сотрудничества (при разделении труда), для более эффективной защиты своих интересов от нападок недружественных соседей.
  Семья состоит из субъектов, род состоит из семей родственников, племя - из родов, народ из племен.
  
  Очевидно, что такое разделение общества очень условно (в частности, муж и жена могут быть из разных родов). Кроме того, оно не выглядит анахронизмом только в культурно-историческо-юридическом аспекте - представления о роде, о племени существенны при обсуждении вопросов сохранения численности населения, культуры, языка, промыслов, быта малых (по численности) народов. Но они (эти представления) не являются определяющими факторами (для экономики, социологии, демографии и пр.) больших (по численности) обществ, элементами которых являются малые народы. Поэтому, при таком структурировании общества (народа нашей страны) определяющими элементами структуры общества являются "первичные" элементы структуры общества - субъект и семья.
  Обсудим эти два элемента структуры общества подробнее.
  
  1.1. Субъект
  
  Существенными параметрами субъекта, с точки зрения его полезности обществу являются, например: принадлежность к роду (ФИО), семья, текущий возраст, образовательный уровень, социальная адаптация, состояние здоровья, образ жизни, заинтересованность в своем виде деятельности, амбициозность, конфликт(ы) с законом, лояльность "высшим" структурным единицам общества - семье, роду, племени и т.д. Инвариантный параметр субъекта среди перечисленных - один: принадлежность к роду - ФИО (отпечатки пальцев или геном в этом контексте не интересны); все остальные параметры субъекта могут меняются сами с течением времени (возраст, состояние здоровья), либо могут быть изменены самим субъектом (например, субъект повысил уровень своего образования), либо могут быть изменены обществом (субъект может быть призван, например, на воинскую службу).
  Субъекты, понятно, являются элементами (компонентами) всех последующих структурных (более крупных) единиц (объединений, страт) общества.
  С одной стороны, субъект, в отличие от остальных структурных единиц общества, имеет принципиально ограниченное время существования - продолжительность жизни. Субъект очень быстро (по историческим меркам) меняется на протяжении жизни - за несколько десятилетий после рождения он проходит стадии младенчества, детства, отрочества, юности, зрелости, затухания.
  С другой стороны, некоторые из субъектов, оказываются индивидуальными творцами (возможно - и в рамках творческих коллективов), они создают интеллектуальные и духовные ценности, формируют науки и искусства человеческой общности, обеспечивая тем самым не только выживаемость, но и прогресс цивилизации. Субъект(-ы) порождают знания, проекты усовершенствования уклада жизни, находят решения разнообразных проблем бытия, осуществляют художественные, технологические, производственные, социальные открытия. Важно отметить, что, зная родителей ребенка, можно с большой долей уверенности (хотя и предположительно) судить о множестве его параметров - цвете глаз и/или волос, росте, состоянии здоровья и т.д. Однако до сих пор не существует критериев предсказания одаренности ребенка в каком бы то ни было виде интеллектуально-художественной деятельности. Более того, особенности развития ребенка (и физические, и психологические) зачастую не только не являются препятствием для раскрытия его таланта в какой-то области человеческой деятельности (в частности - в творчестве), но и наоборот - могут стимулировать прогресс. Все это делает априорно бесценной жизнь каждого новорожденного как потенциального
  Подавляющее большинство субъектов, не выбравшее для себя жизненный путь творца или не ставшие творцами в силу иных индивидуальных особенностей, занимаясь иными видами общественно-полезной деятельности, используют достижения творцов-индивидуумов в собственных интересах (а, значит, и в интересах общества), сохраняя их (эти достижения) и делая их достоянием цивилизации.
  Общество, в интересах собственного развития, должно обеспечить возможность комфортного существования каждого субъекта (как своего элемента) на всех этапах его жизненного цикла (до рождения (семьи родителей), в семье (в семье родителей), а потом и вне ее), чтобы у субъекта была возможность в максимальной степени проявить качества, полезные обществу с целью обеспечения обществу выживания, конкурентоспособности, а, возможно, и лидирующие позиции среди других обществ (что повышает выживаемость конкретного общества).
  
  Базовые потребности субъекта: безопасность (внутри общества и от внешних угрозы - недружественные действия обществ-соседей, природные катаклизмы и пр.), физиологические (жилье, питание, здравоохранение, качественные обучение, воспитание, отдых, продолжение рода, уход по болезни и старости), возможность продуктивно трудиться (место работы, необходимое оборудование, информационная поддержка, сервис, кооперация, позитивная оценка окружением, коллегами, специалистами и пр.).
  
  Субъект - желаемые качества: базовые правила общежития (четыре "НЕ" - не "толкаться", не пачкать, не шуметь, не смердеть); уважение к старшим и не только, вежливость, личная гигиена, здоровый образ жизни, разумное потребление, активность, социальная вовлеченность, патриотизм, семья с детьми - безусловная ценность, высокий образовательный и культурный уровень, личная инициатива, исполнительность, аккуратность, ответственность за свои поступки, обоснованная независимость в суждениях, коллективизм, заинтересованность в собственном развитии, осознание и даже убежденность в том, что личные достижения (благосостояние, оценка окружающими, личная удовлетворенность) - дело рук самого гражданина (такие условия должны быть созданы обществом для субъекта и осознаны субъектом)...
  
  Субъект - минусы: лень, алчность, зависть, неискренность, некритичность восприятия и подверженность внешнему воздействию, неблагодарность, жадность, глупость, избыточное потребление, безвкусица, избыточная снисходительность к себе, стремление быть как все (подверженность "модным" тенденциям), ложно понимаемое желание быть и "как все" и, как ни странно - "не как все" (не известно, что хуже) вместо естественного желания быть собой, возможные недостатки физического или ментального здоровья субъекта.
  Относительно возможных недостатков физического или ментального здоровья субъекта. Их исправление (компенсация, коррекция, лечение) могут предполагать очень существенные затраты общества (к примеру, инклюзивность по отношению к людям с ограниченными физическими возможностями, в частности - развитие параспорта), которые представляются крайне необходимыми с точки зрения морально-психологического здоровья общества - тем самым формируется чувство полноценности и защищенности граждан, коллективизма и сплоченности общества. Тем более, что отмеченные недостатки могут с лихвой компенсироваться одаренностью субъекта в иных, не ограничивающих его возможностями областях деятельности.
  
  Как сделать, чтобы элементы общества - субъекты, граждане - могли бы быть "лучше"?
  
  1.1.1. Факторы формирования достойных членов общества
  
  Семья (желательно максимальное возможное здоровье до и после рождения; семья родителей образец - представлений субъекта о об уюте, тепле, защищенности, желаемый образец для подражания для совей будущей семьи; родители - не только источники и объекты внимания, любви и заботы, но и стратеги "правильной" жизненной траектории ребенка - хорошо образованы (в частности, в вопросах воспитания), успешно реализующие себя в обществе, видящие перспективы и общества, и детей, достойные воспитатели, учителя и образцы для подражания детей, закладывающие представления о хорошо и плохо, о патриотизме и Родине, о прекрасном)...
  Детские сады - после семьи это уже углубление социализации - упрочение навыков общения, коллективизма, взаимовыручки, поисков и нахождения компромиссов, появление дружеских привязанностей, умение прислушиваться к мнению коллектива и отстаивать собственное, навыки избегания конфликтов и выхода из них, если уж случился таковой, формирование представлений о "мое", "не мое", "наше", углубление и расширение представлений о нашей истории, нашей культуре, наших героях и их подвигах и т.д.
  Школа - знания (гармоничный комплекс естественных, социальных, гуманитарных предметов на основе разумных, передовых и честных программ), укрепление социальных навыков, становление личности, профориентация, поиск призвания), начало формирования личного социального рейтинга (СР) гражданина собственными усилиями. Учителя в такой школе - не безвольные "бюджетники", загнанные регламентами и рутиной, труд которых оплачивается по остаточному принципу, а настоящие энтузиасты, нашедшие свое призвание в обучении и ощущающие себя истинными образцами для подражания для молодых свободных счастливых граждан великой страны. Не противостояние учителя-учащиеся-родители, а эффективное и заинтересованное сотрудничество.
  Специальные учебные заведения (ВУЗы, средние специальные учебные заведения) - готовят специалистов в научной, технической, социальной, гуманитарной областях деятельности исключительно по запросу общества - по государственному заказу, гарантирующему привлекательные условия труда выпускнику по его специальности. Кроме собственно обучения и воспитания молодых людей, педагогические коллективы должны быть заинтересованы обществом (и материально, и социально) в стремлении сделать свои учреждения лидерами среди других учебных заведений по степени актуальности программ, по личностной удовлетворенности и педагогов, и учащихся, и выпускников, частности, организовать свою работу и учебу студентов так, чтобы выпускник был не только профессионалом в выбранном им деле, но и обладал достаточно широким взглядом на мир, возможно, имел квалификацию по нескольким актуальным для общества специальностям.
  Трудовые коллективы - это те люди, среди которых граждане проводят третью часть своей (сознательной, активной, творческой) жизни. Хорошо бы, чтобы трудовой коллектив, для приходящего в него молодого человека, был не только местом работы, но и местом творчества, самореализации и роста (уровня доходов, повышения квалификации, социальной самореализации), где бы гармонично соединялись моральные и материальные стимулы и оценки усилий гражданина. Трудовой коллектив, посредством социального рейтинга (СР), может являться существенным стимулирующим, мобилизующим и контрольным (т.е. - воспитательным!) фактором в деле формирования личности, удовлетворяющей запросам общества.
  Образцы для подражания - настоящие творцы, подвижники, герои войны и труда (а не безголосые певички с накаченными выпуклостями, изуродовавшие себя в угоду моде не женоподобные "народные любимцы", кажется, не покидающие съемочные площадки и иже с ними) - могут стать мощным стимулом морально-нравственного оздоровления и молодежи, и общества в целом. При этом крайне важно, чтобы, во-первых, "образцы" не были дутыми (подобно Стаханову), во-вторых, даже при всех их достижениях главным их достижением должна быть адекватная оценка себя и своего места в обществе (не свят, но честен), в-третьих, общество должно всячески и очень существенно поощрять (и морально, и материально) таких людей и в-четвертых, всячески популяризировать, делать достоянием общества дела и поступки таких людей.
  Популяризация в СМИ, на уличных баннерах того, что такое хорошо, а что - не очень - это огромная работа, результаты которой, при правильной ее организации, трудно переоценить. А пока на месте этой в высшей степени позитивной и конструктивной информация везде назойливая, никчемная, оскотинивающая реклама...
  Саморазвитие ("...нужные книжки я в детстве читал...") может быть очень эффективным средством и личностного (как же "захватан" и опошлен этот замечательно точный термин!), и социального роста, если общество сможет эффективно (экономически - зарплата, должность, интересная работа, возможность улучшить жилищные условия) и своевременно (в режиме реального времени) оценивать нужные для себя эффективные и качественные усилия субъекта по повышению своей компетенции. И это повышение не "дипломы" - сертификаты, полученные из рук "коучей" - как правило чудовищных неучей и бессовестных хапуг - а набор необходимых обществу знаний и навыков, полученных в специализированном учебном заведении. И не заочно! И не платно! Возможное взимание платы не исключает (НЕ ИСКЛЮЧАЕТ!) получение востребованных обществом знаний и навыков в полном объеме в соответствии с декларируемой квалификацией).
  Увлечения субъекта, не связанные напрямую с профессиональной деятельностью (спорт, художественная самодеятельность, техническое творчество) не только делают жизнь субъекта более интересной и насыщенной, но и способствуют расширению кругозора, увеличивают область компетенций, развивают полезные навыки. Поэтому общество, будучи максимально заинтересованным в такого рода внетрудовой занятости своих членов, должно предоставлять самые широкие возможности для ее реализации.
  Система оценивания обществом достижений субъекта (не только на контрольных в школе и/или экзаменах в школе и в ВУЗе, но в обычной жизни (социальный рейтинг! - уже сейчас трудно быть незаметным в ареале обитания из-за множества видеокамер - почему не использовать этот фактор не только для раскрытия правонарушений, но и для их предупреждения через воспитательные функции гласности?). Социальный рейтинг (СР), подкрепленный экономическими факторами, мог бы существенно оздоровить морально-психологическую обстановку в обществе и остудить некоторые "горячие головы".
  Социальные факторы, менее всего подверженные контролю и управлению, но также формирующие мировосприятие и поведения субъекта - круг неформального общения, лидеры мнений (социальные сети, блогеры, телевидение). Разработка эффективных механизмов противодействия возможному деструктивному воздействию на субъекта этих факторов - серьезная и актуальная проблема для общества в деле формировании здоровых морально-нравственных ориентиров.
  Правоохранительная система должна быть должным образом мотивирована, обеспечена всем необходимым (высокопрофессиональный персонал, технические средства и актуальные регламенты) для эффективной работы - профилактики, предотвращения и пресечения противоправного поведения субъекта.
  Само общество. Все воспитательные усилия (ну или их подавляющее большинство в отношении подавляющего большинства наших юных сограждан) будут напрасны, если в обществе не искоренить многие десятилетия пожирающее наше общество изнутри многоглавое зло - неравенство, лицемерие, беззаконие, коррупция, откровенная ложь. При нем жизнь молодого человека сводится к выживанию. К тридцати-тридцати пяти годам у подавляющего большинства опускаются руки: мечты порушены, ни иллюзий, ни возможностей... Ничего поделать нельзя... Меньшинство (подавляющее!) естественно разделить на три части: первые - добившиеся "успеха" (в науке, искусстве, спорте, бизнесе) не благодаря, а вопреки, вторые - сумевшие ловко пристроиться (при власти, при крупном бизнесе, при родителях, пристроившихся раньше) и третьи - ушедшие во внутреннюю эмиграцию.
  "Успех" (в кавычках!) в таких условиях - не результат свободного развития личности, усилий самого субъекта и всесторонней поддержке его усилий благодарным обществом, а, зачастую, результат жестокого противостояния субъектов друг с другом, или субъектов и нездоровых механизмов общества. Поэтому и отношение общества к "успеху" не только не благодарность, а, скорее - отторжение.
  
  1.2. Семья
  
  1.2.1. Функции семьи
  
  Для самой семьи семья - эффективный способ существования и выживания членов семьи. В семье рождаются дети, семья заботится о них, растит, в семье закладываются основы морали, нравственности, культуры, образования, формируются менталитет, ценности, культура потребления. Семья обеспечивает первичную защиту своих членов (дом, пища, минимальная безопасность), родственная близость обеспечивает комфортное существование субъекта (старшие заботятся о младших, а те и другие - о пожилых), семья является опорой, поддержкой субъекту как в процессе роста и становления личности субъекта, так и на протяжении всей его последующей жизни вплоть до ухода из нее. Для семьи хорошо, если количество ее членов растет.
  Для общества семья - инструмент воспроизводства субъектов (членов семьи, рода, племени, народа) с интеллектуальными, физическими и морально-нравственными качествами субъектов, естественными для семей в обществе и востребованных обществом. Общество, исходя из естественного желания сохраниться в исторической перспективе, заинтересовано, как минимум, в сохранении количества граждан, количества населения в стране. В нашем случае (огромная территория, разрушение механизмов достижения согласия между народами и государствами путем переговоров) крайне актуально выйти из состояния депопуляции.
  Некоторые члены некоторых семей (даже без поддержки общества) могут самореализоваться как выдающиеся индивидуальные творцы (как ученый, изобретатель, деятель культуры или искусства), определяя прогресс общества; некоторые семьи, используя современные промышленные технологии, могут быть серьезными производственными единицами общества (например, крупные фермерские хозяйства).
  Если экономическое взаимодействие семей (в лице составляющих их граждан-субъектов), с одной стороны, и общества в лице власти (государства), с другой, является взаимоприемлемым, и ценности (культурные, духовные, хозяйственный уклад, обычаи) семьи и общества не противоречат друг другу, то семья и государство заинтересованы в сотрудничестве (семья платит государству налоги, обеспечивает работниками и воинами; государство обеспечивает семьям большую безопасность от внешних угроз, позволяет своим гражданам узко специализироваться (повышая тем самым квалификацию, а с нею, в идеале, и благосостояние), развивает социальные институты - медицину, образование, комфортные условия существования).
  Сейчас институт семьи представлен самому себе.
  По существу:
  • у супругов нет никаких обязательств друг перед другом (кроме клятвенных заверений в "конфетно-букетный" период отношений);
  • чисто формальные, не исполняющие в подавляющем большинстве случаев свою функцию (обеспечения полноценных роста, обучения, развития и последующей социализации детей) алиментные обязательств у супругов перед детьми (и те - уже по факту развода; 8 браков из 10-ти распадается);
  • вступающие в брак (осознанно или нет) очень серьезно опираются на поддержку государства (сопровождение беременности, родовспоможение, перинатальные центры, медицинское сопровождение ребенка, ясли, садик, школа, материнский капитал, улучшение жилищных условий и т.д.), по существу, не беря на себя, в связи с вступлением в брак - созданием семьи никаких дополнительных обязательств, кроме общегражданских (платить налоги, уважать законы страны и правила общежития); государство неразумно тратит чудовищные ресурсы на поддержку семьи, материнства и детства без какого-то результата - показатели разводов и депопуляции бьют рекорды.
  
  Едва ли при таком положении вещей, когда одна из двух взаимно заинтересованных и взаимодействующих сторон (сначала это - вступающие в брак, потом они же - муж и жена, и, наконец - родители) не обременена никакими формализованными обязательствами перед другой стороной (государством), можно рассчитывать на удовлетворительный результат для ущемленной стороны. Да и для "семьи" тоже...Что мы, к сожалению, и видим во всем разнообразии...
  Если сейчас создание официальной семьи сводится просто к регистрации брака в ЗАГС (развестись - тоже не проблема), то в царской России (да и в современных патриархальных обществах) подход к созданию семьи гораздо более основательный - супружеская пара создается с согласия старших родственников, существовал институт приданого (или калым), неприемлемость в обществе утраты девственности до брака, неприемлемость развода и супружеских измен, участь "гулящей" или "разведенки" социальный приговор, не подлежащий обжалованию.
  
  Кажется, пора переходить (нет, не переходить, а "вернуться"!) к здравому смыслу в отношениях семья-государство, что будет как в интересах семьи, так и в интересах государства.
  
  Государство заинтересовано в росте численности населения, т.е. в благополучных семьях с большим количеством детей. Но государство не в силах содержать детей всех семей страны до совершеннолетия - это (так сложилось исторически) и право, и обязанность, и функция семьи.
  Поэтому условием вступления в брак мужчины и женщины должен быть компромисс между правом граждан строить свои семьи (заключать брак и заводить детей) и обязанностью (перед собой, детьми и государством) обеспечить благополучие своих семей (моральное, материальное, жилищное, возможность всестороннего развития) хотя бы в существенном, собственными силами (это тоже историческая традиция). Государству проще (проще ли?) создать условия для относительно "автономного" (независимого от государства) существования семьи, поделив с семьей расходы по "содержанию" семьи с семьей следующим образом: питание, одежда, жилье, отдых дополнительное к общему (обеспечиваемому государством) развитие детей обеспечивает семья, а безопасность, обучение, здравоохранение, жилищно-коммунальные услуги, последующую занятость и т.п. - государство.
  Конечно, содержание семьи для самой семьи - очень непростая задача. И государство, понимая это, (и в меру своего понимания этого, и в меру своих возможностей), будучи заинтересованным в семье как основе общества (и памятуя о своем самосохранении) старается оказывать посильную помощь семьям (прежде всего семьям с низким уровнем доходов). Но, в силу сложности задачи обеспечения роста населения страны и в силу неразумной несправедливости устройства общества, успехи государства (и власти) в этом отношении, по-видимому, в будущем. Далеком. Многое, слишком многое нужно изменить в обществе, чтобы его оздоровить.
  Одним из шагов по пути перемен в обществе может быть пересмотр института брака вообще и политики государства по отношению к семье, в частности - от ныне не заключаемых на небесах, а регистрируемых в ЗАГСах браках ("по любви", по расчету, по глупости или по "залету") следует перейти к браку, в котором правильно учтены интересы мужа, жены, детей и государства...
  
  1.2.2. Пожелания общества (государства) к институту семьи,
  
  оформленные в виде трехстороннего (муж, жена, государство) брачного договора
  
  1. Здоровые родители (физически, психологически, морально) - проверка состояния здоровья будущих мужа и жены. Это уменьшит вероятность наследственных болезней у детей; уменьшит вероятность "сюрпризов" будущих мужа и жены друг для друга. Возможно, до брака (не состоявшегося брака по медицинским показаниям), будут исключен развод из-за невозможности по какой-то причине будущей семье иметь детей.
  2. Оптимальный возраст (и разница в возрасте) будущих супругов при вступлении в брак Поддержка семьи государством (или даже регистрация брака) может зависеть от возраста вступающих в брак: едва ли имеет смысл брак между 18-летней и 50-летним - все закончится, в лучшем случае, разделом имущества, в худшем - криминалом.
  3. Физиологически, экономическая, образовательная, общекультурная и социальная состоятельность и совместимость будущих мужа и жены, а в последующем и родителей.
  4. Желание мужчины и женщины, планирующих вступить в брак, иметь стабильные отношения и создать семью с несколькими (сколькими?) детьми.
  5. Обучение родителей быть родителями - уходу за новорожденным, малолетним (позже - воспитательным навыкам).
  6. Обязательное обучение родителей тому, какие навыки детей востребованы обществом (разумного потребления, развитие их вкуса в одежде, в пище, умению организовать быт, культуре общения и т.д.) и как эти навыки прививать.
  7. Обучать родителей домоводству и финансовой грамотности.
  8. В официальный брак можно вступать только один раз (исключение, например, для вдов и вдовцов, а также в случае, когда после развода на попечении разведенного супруга двое или более детей возрастом до, например, 10 лет и в каких-то других особых и специально поименованных случаях).
  9. Обязателен тест ДНК и для родителей, и для детей.
  10. При заключении брака учитывается социальный рейтинг (включающий след в интернет) - составление представления о моральных, этических, эстетических чертах личности будущих супругов.
  11. Материальная поддержка семьи, а не "материнский капитал", выплачиваемый не сразу, а после достижения ребенком, например, возраста 3-х (или 5-ти) лет при условии сохранения мужем и женой семьи.
  12. Государство, по результатам обследования претендентов на брак, может отказать им в заключении брака (официального, с мерами поддержки) по несовместимости пары по каким-то показателям (медицинским, эстетическим, психологическим, отсутствие жилья или низкие доходы) или даже вправе отказать в заключении брака мужчине или женщине по отдельности в силу особенностей их личности (к примеру, из-за склонности к насилию, игромании, наркомании).
  13. Стороны (мужчина, женщина, государство в лице, например, его представителя, курирующего пару) могут не договориться об условиях брачного соглашения, тогда брак не состоится.
  14. И т.д. - все, что нужно для того, чтобы семья была прочной, многодетной, обеспеченной, а дети семьи были бы счастливы и имели ясные и желаемые (ими самими и их родителями) жизненные перспективы.
  
  1.2.3. Обеспечение института семьи обществом (организационно и материально)
  
  2. Общество заинтересовано в семье как в субъекте а) воспроизводства численности населения и как в объекте б) формирования физических, интеллектуальных данных, морально-нравственных, художественно-эстетических пристрастий детей - будущих граждан. Разные будущие семьи по-разному могут справляться с обеими этими задачами. Поэтому нужны механизмы поддержки семей, учитывающие реальные возможности каждой семьи, "подтягивая" до требуемого обществу уровня в первую очередь семьи, заинтересованные в росте своего потенциала (желающих иметь много детей и готовых повышать свой образовательный и культурный уровень).
  3. Продумать механизм стимулирования (и морально, и материально) вступления в брак в оптимальном возрасте (сейчас это пущено на самотек).
  4. Стимулирование стабильности семьи. Существующее положение вещей совершенно неудовлетворительно - разводы, низкая рождаемость, девальвация института семьи несмотря (или в силу) крайне неудачно придуманных и реализуемых нац. проектов в поддержку семьи - материнский капитал, средства поддержки детям, матерям-одиночкам и пр., и пр. Поддержка семьи должна включать как непременное условии стабильность "полной", желательно многодетной семьи. Развод должен нести юридически обязывающие последствия для бывших супругов (например, материальная помощь семье, без ущерба для содержания детей, может быть осуществляться не одномоментно, а распределена во времени, и развод лишает бывших супругов возможность иметь поддержку в том объеме, на которую они могли рассчитывать при сохранении брака).
  5. Условием заключения брака должна быть способность будущих супругов к материальному и жилищному обеспечению семьи (ценз вступления в брак - имущественно-состоятельный - наличие жилья или способность его приобретения и возможность дальнейшего содержания семьи). Ценз "состоятельности" будущей семьи - жены и мужа (будущих родителей) может быть реализован посредством трехстороннего договора мужчины, женщины, общества. Может быть отчасти решение жилищной проблемы семей может быть достигнуто через создание маневренного жилищного фонда, когда растущей семье предоставляется большее жилье, а освобождаемое ей жилье предоставляется другой семье.
  6. Семья и дети не должны быть препятствием для личностной самореализации (профессионального роста, обучения, занятий наукой, спортом, искусствами и т.д.) мужа и жены. В качестве помощи семьям могут быть профессиональные помощницы (няни, воспитатели), отпуска в удобное время, удобное рабочее время для возможности родителей, к примеру, обучаться дополнительно чему-то востребованному обществом.
  7. Стимулирование обществом повышения образовательного, культурного и общепедагогического уровня сначала - жениха и невесты, потом мужа и жены (будущих родителей), а потом (после рождения ребенка/детей) и родителей, например, увеличением социального рейтинга самих родителей и/или будущих детей, или увеличением материальной поддержки семей с детьми. Это обеспечит детям возможность получить в семье правильные ориентиры, что облегчит процесс их последующей социализации в обществе.
  8. Стимулирование формирования "больших" семей - в которых под одной крышей (или, по крайней мере - под соседними крышами) живут не только дети и родители, но и прадедушки, и правнучки. Это, вероятно, выгодно экономически и бесценно морально-психологически для всех поколений в семье.
  9. И т.д.
  
  2. Структурное представление общества по параметрам одного субъекта
  
  Кроме популяционно-исторических представлений о структуре обществе (субъект-семья-род-племя-народ) для решения множества проблем, стоящих перед обществом (демографических, экономических, социальных и др.) необходимо учитывать стратификацию граждан относительно огромного количества прочих параметров таких, как пол, возраст, образование (школа, среднее специальное учебное заведение или вуз), профессия, место работы, место жительства, обеспеченность жильем, уровень доходов, "незакрытые" потребности, вероисповедание, состав семьи, состояние здоровья, специфические потребности (лекарства, климат), увлечения и т.д., и т.д. Учет таких представлений о субъекте выявляют соответствующую им структуру общества, и они, такие представления, являются надежной основой для планирования экономических, демографических, социальных и других процессов в обществе. И чем детальнее представление о параметрах субъектов (без посягательства на "личное пространство" гражданина) и о параметрах и запросах страт, тем корректнее и эффективнее могут быть управленческие решения власти, а, значит, сплоченнее общество и сильнее государство.
  
  Дополнение: Замечания о стратификации общества
  
  Все параметры, по которым может осуществляться стратификация субъектов общества, естественно разделить на:
  • неизменные параметры (дата рождения, группа крови, национальность и т.д.)
  • параметры, меняющиеся (со временем) независимо от субъекта (возраст, название населенного пункта (возможно переименование или ликвидация), состав семьи (в семье кто-то родился, умер, заключил брак), состояние здоровья (появление хронического заболевания) и т.д.))
  • переменные параметры, определяемые субъектом (уровень образования, место жительства, место работы, следование религиозному культу, вступление в брак или развод, количество детей и т.д.)
  • смешанные параметры - могут меняться как независимо от субъекта, так и по его воле, в результате его действий (вес, цвет волос (окраска, седина, облысение),
  
  Страты можно классифицировать по параметру.
  Например, географический параметр - место жительства субъекта, соответствующие ему страты (множество граждан, имеющих один и тот же параметр с параметром некоторого гражданина) - федеральный округ, республика-край-область-округ, город, район города, район, село (поселок), улица, дом.
  Страты, относящиеся к одному параметру (в данном случае параметр географический), естественно классифицировать по включенности (дом - часть улицы, улица - часть поселка, поселок - часть района и т.д.), а, следовательно, по количеству относящимся к ним субъектов.
  Страты (объединения субъектов по некоторому их общему параметру) сами характеризуются своим набором параметров, например, таких, как количество субъектов в страте; возрастной диапазон представителей страты; страта формируется по территориальному принципу или в соответствии с квалификацией (специализацией) ее членов и т.п.
  Объединение страт может само быть стратой: страты любители бокса, волейбола или бега образуют страту любителей спорта.
   Развитое общество с высоким разделением труда (а, значит, с высокой производительностью) и наличием у граждан свободного времени, предполагает наличие у граждан возможности принимать участие (при желании) в огромном количестве видов деятельности (труда и отдыха). Чем больше возможностей у субъекта для самореализации в обществе, тем в большем количестве объединений (страт) может участвовать субъект, "скрепляя" связями с другими субъектами этих страт общество в целом.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"