Прилуцкий Евгений Александрович : другие произведения.

Возможно ли в исторической перспективе соединение христианской и коммунистической идей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Возможно ли в исторической перспективе соединение
   христианской и коммунистической идей?
  
   Е.А.Прилуцкий
   кандидат исторических наук
  
  
   Прошу не беспокоиться. Призрак коммунизма по России пока не бродит. Разве что в некоторых областях и городах, где у власти коммунисты. Да и то, - в облике Зюганова. Так, что, в обозримом будущем возвращения социализма (коммунизма) в нашу страну опасаться не стоит. А хорошо ли это? Большинство россиян, как и жителей других бывших "социалистических" республик и государств, уже на собственном опыте ощутили "прелести" капитализма. Нам говорят: "Что вы! Какой капитализм? Его давно не существует! Мы находимся сегодня на стадии постиндустриального общества, и вступаем в информационное общество." Да, кто всей ступней, кто носком, а кто-то до сих пор - пяткой. Автор этих строк тоже знаком с капитализмом не понаслышке. И я сделал для себя твердый вывод: капиталистическое общество по-прежнему остается обществом несправедливости. А стало быть у него нет будущего.
   И что же нам делать? Мы опять сели не в тот поезд? Думаю, очень многие, кто знал, что такое коммунизм, начали забывать, что означает это набившее оскомину понятие, а другие - помоложе, вообще не знают о нем ничего. Попробую помочь и тем, и другим: коммунизм это - "... бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производственные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа" (Программа КПСС, 1972, с. 62).
   Автор статьи не состоит в КПРФ. Я православный и, Слава Богу, - беспартийный. Но, трудности и нравственная неустроенность жизни все время заставляют думать о настоящем и будущем. Христианство же заботится о том и о другом. Но, может быть, оно устарело за две тысячи лет? Может быть, оно становится несовременным? Христианство обозначило такой колоссальный нравственный и духовный потенциал, что его хватит на многие столетия, а может быть, и на тысячелетия. И не случайно, Александр Мень говорил, что христианство еще очень молодо. Оно никак не ограничено временем и своим воздействием на человеческое сознание. Приведу лишь несколько известных высказываний Иисуса Христа:
   "удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие." (Мф,19:23);
   "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне..." (Мф, 6: 24).
   В этих словах Спасителя нашла свое выражение божественная справедливость.
  Но, неужели этого достаточно, чтобы говорить о единении христианства и коммунизма? Конечно, недостаточно. Более того, христианское и коммунистическое учения кардинально различаются: если христианство самореализуется в Царстве Небесном, отрицая земной мир в его нынешнем состоянии, то коммунизм видит свое осуществление исключительно в материальном мире, отвергая религию и Бога. Они даже противостоят друг другу. Парадоксально, но столь разные учения объединяет важнейшая характеристика - стремление к справедливости. А также, в не меньшей степени - страстное желание другого мира, гармоничного, прекрасного, в котором человек станет совершенным, свободным и счастливым, и жизнь его в этом мире наполнится высоким смыслом. Но христианство продолжает подобную жизнь далеко за пределы земного времени и пространства. Не сомневаюсь, что сегодня мало беспокоиться только о своей стране, современный человек должен мыслить планетарно. Я имею ввиду явления, готовые стать зачатками новых тенденций в мировом финансовом, экономическом и социальном развитии:
   - искусственное раздувание финансовых пузырей, неадекватное производство долларовой денежной массы;
   - увеличение стоимости мирового богатства (в долларовом выражении);
   - сосредоточение гигантских финансовых средств (в долларовом выражении) в руках отдельных людей;
   - усиление роли и расширение пространства применения так называемых электронных денег.
   Помимо финансовой среды, довольно необычные явления происходят и в производственной сфере:
   - снижение стоимости промышленной продукции за счет механизации, автоматизации и совершенствования технологий производства;
   - рост стоимости интеллектуально наполненной промышленной продукции;
   - увеличение стоимости информации;
   - рост прибылей, доходов в так называемой индустрии развлечений, в которую теперь, бесспорно, входит и профессиональный спорт.
   Мы до сих пор живем в материальной цивилизации, определяющей суть и направление нашей жизни. А в другой, - люди никогда и не жили. Если, только, наши прародители - Адам и Ева, когда они обитали в раю рядом с Господом. Но, тогда, и цивилизации не было. Противники коммунистической идеи скажут мне: жизнь уже показала несостоятельность социализма, а значит, и коммунизма. Ой, ли? Не все так просто, как вам кажется, отвечу я. Считаю, что социалистический эксперимент был начат слишком рано в человеческой истории.
   Последний кризис здорово напугал власть и деньги придержащих в развитых капиталистических странах. Некоторые из них всерьез заговорили о коммунистической перспективе. Действительно, жизнь меняется, и вдруг в ней обнаруживаются новые смыслы. В годы "перестройки" и "гласности" мне довелось прочесть статью философа Межуева. Одна из его мыслей мне показалась особенно интересной и важной. Ее содержание заключается в следующем: средства производства не могут быть общенародной собственностью, как общенародная и, даже, общечеловеческая, форма собственности, способны выступить только знания, ибо они общедоступны и могут принадлежать каждому. Но, если мы постепенно вступаем в информационное общество (а очень похоже, что это именно так и есть), то данная формула совпадает с основной тенденцией мирового развития. И, хотя, знания и информация - не одно и то же, они - родственные понятия. Предположительно, знания и информация созидают одно другое: часть информации преобразуется в знания, а знания могут послужить неким каркасом в информационных процессах. Добавьте сюда очень высокую вероятность формирования планетарного Коллективного Разума (гипотеза выдвинута академиком Н.Моисеевым), который будет опираться на объединенные интеллектуальные и информационные ресурсы человечества, и картина прогнозируемого будущего станет более ясной.
   Разумеется, классический вариант коммунистического учения в марксистско-ленинском исполнении с его революциями, классовой борьбой, насилием, ненавистью и, в первую очередь, - воинствующим материализмом и атеизмом, не может быть взят в завтрашний день. По-моему, коммунистическое учение будущего должно будет органично впитать в себя христианскую идею любви, терпения и всепрощения. Ожидаю, что не все согласятся со мной в данном вопросе, но я вижу главное зло, уродующее жизнь и самого человека, в том, что в его существовании преобладают материальные интересы и огромную роль играют деньги. И вот, когда они утратят свою притягательную силу, начнет меняться и склонная к греху природа человека. Вот тогда, на мой взгляд, и произойдет максимальное сближение, в то и соединение христианского и коммунистического учений в качестве дополняющих друг друга (христианство - для духовной жизни, коммунизм - для земного, материального мира) идей на основе нематериальных стремлений человечества.
   Согласно Священному Писанию человечество в дальнейшем будет все больше опускаться в зло, пока не состоится Второе Пришествие Христа. Его тысячелетнее царство станет временем чистоты, справедливости и радости. Затем, когда зло будет побеждено окончательно, свершится Суд, после которого на Земле наступит вечное Царство Божье.
  
   Июль 2011 г.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"