Сразу, заранее, хочу извиниться перед теми, о ком я написал в своем эссе. Я ни в коем случае не желал кого бы то ни было обидеть или, тем более, оскорбить. Но, кто-то ведь должен сказать правду. Когда хочешь сказать нелицеприятную правду кому- либо, думаешь, как это сделать, чтобы не обидеть его. Я избрал несколько шутливо-саркастическую форму изложения, а в целом, на мой взгляд, мой опус можно отнести к смешанному жанру сатиры и публицистики. Но, статья все же вышла серьезной, проблема такая. Почему именно я? Грубо говоря, кто я такой, и не беру ли я на себя слишком много? Я исхожу из того, что все мы, православные, христиане, от мирянина до патриарха, братья во Христе и равны перед Богом. И сам Спаситель назидал нам: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь." (Мф. 18.) Ну, уверен, до этого дело не дойдет, потому что: "...Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз." (Мф. 18.)
"Дорогие мои, братья и сестры." Так начинал свои проповеди о. Александр Мень. Как ни пытались на него наскрести компромат, - не смогли. Ни КГБ, ни "правдолюбцы" периода "перестройки". Ну, там, ставили ему в вину, что он не считал хатха-йогу вредной для нашего духовного здоровья, еще в некоторых своих высказываниях не следовал строгой традиции православия, и все. Достойный был человек. Вечная ему память. Да, если бы недостатки многих наших священников сегодня заключались только в этом, - им бы цены не было. К чему это я? Да, я все о том же, - неблагополучно в нашем православном хозяйстве. Вот и пишу снова о наболевшем. Священники, выражаясь военным языком, это своеобразное подразделение особого назначения, действующее в горячих точках необъятного духовного и ограниченного земного пространства в целях, определенных Священным Посланием, Преданием и Церковью, ведет бескомпромиссную борьбу за души людей уже 2 тыс. лет. Почему нужно выражаться именно военным языком? Потому что это действительно борьба, бесконечное изнуряющее сражение добра со злом, и поражение в ней Церкви, стоящей на стороне Бога и добра, недопустимо ни в какой степени. Новая публичная генерация священников и служителей Церкви в проповеднической и миссионерской деятельности радует, но чаще огорчает в последнее время. А ведь они символизируют лицо Церкви, и потому это тревожно.
Недавно написал я свой очередной опус и поместил его на форуме Андрея Кураева. Через день или два смотрю, - а его перенес в другой раздел священник Вячеслав. Ладно, думаю, может и правильно. А тот новый раздел называется "Вопросы о.Андрею Кураеву". Под названием раздела написано: "о.Андрей не берет на себя обязательств непременно отвечать на заданные вопросы, но регулярно просматривает этот раздел.". (Я давно не питаю иллюзий по поводу того, ответит отец Андрей или нет. Писал я ему как-то пару раз, не на форум, а так, лично. До сих пор ни ответа, ни привета.). Захожу в раздел, вижу свою тему, а на ней замок висит. Смотрю дальше первую страницу, вторую, третью. Замков на темах понавешено, как на складе. Надежно так все припрятано, никакой вор не заберется. Возвращаюсь на первую страницу, бросаю взгляд вверх: "Правила раздела (читать всем!)". Хорошо, думаю, почитаю, может я что-то недопонял. Читаю:"1) По объективным причинам, в силу занятости, о.Андрей не имеет возможности проводить на форуме много времени и отвечать лично на все обращенные к нему вопросы. Поэтому, если Вам важно получить ответ в сжатые сроки - подумайте, не лучше ли создать тему с Вашим вопросом не тут, а в соответствующем тематическом разделе. 2) В связи с тем, что ни о.Андрей, ни администрация Форума не несут ответственности за то, сколько времени Вы будете ожидать ответа на Ваш вопрос, размещенный в этом разделе, нет смысла создавать здесь темы, вроде "Почему о.Андрей не ответил на заданный ему вопрос". Подобные темы будут удалены.". И я сразу вспомнил один из перлов Аркадия Райкина: "Привет, ребята, вы хорошо устроились." И решил я обратиться к руководству форума: Господа, администраторы. Может лучше вообще убрать этот раздел с форума? Перед людьми ведь неудобно. А вам?
Потом интересно мне стало, а какие вопросы задают отцу Андрею. Самые разные, и немало таких, где люди их задают с некоей подковыркой. Не боятся значит. Ну, и это уже хорошо. И большинство заканчивают их просьбой о помощи, а некоторые, так просто кричат: Помогите! Кроме Вас некому нам помочь. Вот как нужно русскому человеку мудрое слово отца Андрея... Куда там. Ему не до них. Что это именно так, можно убедиться, заглянув в Живой Журнал Андрея Кураева. Себя он называет православным журналистом. И то верно. Любит, отец Андрей, отслеживать всякие события, особенно, конфликтные. И сразу пишет в журнал, оценки дает им. Возвращаюсь на главную страницу, а на ней - большой портрет...гм...извиняюсь, фотография Отца Андрея. Он смотрит куда-то вдаль, такой важный, серьезный. Присматриваюсь, - фотография очень крупная, раньше его фотографии вроде меньше были. Делаю вывод: по мере роста скромности отца Андрея, растут и размеры его фотографии. И еще я подумал: "а что, хорошо бы сделать из нее большой такой портрет, я бы повесил его в своем кабинете." Но, вот. беда, - нет у меня кабинета. Ну, хватит шутить. В общем рассердился я на отца Андрея за людей, которые ждут от него ответа, жалко мне их стало. "Вы хотите выжать из нас слезу?" - спросит какой-нибудь бессердечный читатель. А почему бы и нет? Разучились мы искренне жалеть, плакать, стыдимся своих чувств.
А ведь как красиво начинал отец Андрей свою публичную карьеру. Впервые о дьяконе Андрее Кураеве я узнал из газетной статьи "Разговор с умным дьяконом на старом сундуке", лет пятнадцать назад, точно не помню. Потом я все чаще видел его на телевизионном экране, потом в Интернете. Но затем вдруг стали появляться странные сообщения: то там отец Андрей сказал что-то не то, там не то ляпнул, там в скандальную историю попал... Ничего, думаю, молодой, горячий, исправится. Но, со временем подобных сообщений становилось все больше и больше., и стало меняться мое восторженное отношение к отцу Андрею... Да, так вот, вернулся я на главную страницу портала посмотреть и убедиться, что он действительно очень занят. А ведь это правда: он и лекции по России читает, и в МДА преподает, и на радио передачу ведет... Ищу подтверждения своей убежденности в ЖЖ, и, вот, что мне попадается: из заметки "Молдавская пресса испортила таки мне день рождения": "По правде говоря, я вообще думал, что меня туда завезли чая попить. А так в тот день с утра с послом я был в Комрате -на инаугурации башкана (президента) Гагаузии." Куда уж нам , - не послы мы. Я старше отца Андрея, а многие и того более, чем я. То есть я хочу сказать, что на каждого отца найдется свой отец. И мне часто хочется, смотря на все это безобразие, как, уверен, и другим, пожурить нашего отца, отшлепать его и поставить в угол. Любя, конечно, и по отечески. Чтобы честь знал, и о простых людях, которые в нем так нуждаются, не забывал. И все же мы любим его, нашего отца Андрея Кураева, ну, любим, и все тут.
Очень уважал я покойного патриарха Алексия (Царство ему Небесное) и нынешнему патриарху Кириллу желаю всяческих благ, сил и терпения, а главное, чтобы никогда, ни на минуту, не оставлял его Господь. Тяжело ему нести служение, постарел, поседел за год. Да, тяжелая эта ноша - патриаршее служение. Без помощи Божьей, - не вынести. И поэтому лично мне было очень больно за патриарха, когда разразился скандал, инициированный епископом Диомидом. А тут еще Сайт газеты "Русь Православная" распоясался: войну "жидо-масонскому режиму" в России объявил. С главной страницы сайта на вас смотрит строгий, недобрый взгляд митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), благословившего сайт. Несколько лет назад под фотографией митрополита бежала дорожка, на которой белым по черному (я не перепутал) было написано, что это сайт русской черносотенной организации. Потом строку убрали. Мы, говорят там, истинные патриоты России и истинные православные, и, ну поливать грязью патриарха и других, а я посмотрел, почитал, и подумал: " Сколько же в вас злобы и ненависти. А вот любви нет. Какие же вы христиане и православные?" и решил, что больше не буду заходить на этот сайт. И здесь я хочу выразить отцу Андрею Кураеву свою признательность и уважение за его открытую и мужественную поддержку патриарха Кирилла в конфликте с Диомидом, и, вообще, всегда и всюду.
Итак, повторюсь, что не молод, 12 лет был членом КПСС, всякого натерпелся, хотя в лагерях, Слава Богу, не сидел (возраст маловат), и КГБ не преследовался. Но в последнее время меня ужасает то, что я нахожу все больше сходства между приснопамятной КПСС и частью клира РПЦ. Я периодически смотрю новые поступления в библиотеку "Благовещение". Недавно там появился видеоблог протоиерея Димитрия Смирнова, очевидно, новой восходящей звезды на нашем миссионерском небосклоне, и его печатные работы. И вот читаю: Протоиерей Димитрий Смирнов. Беседа о семье. Православный взгляд на семью...Он же. Русская идея - это крепкая семья. Интервью протоиерея Димитрия Смирнова, опубликованное в газете "Военно-промышленный курьер" Љ 3 (369) за 26 января 2011 года. Прямо сердце радуется: о семейных ценностях все заговорили. Как это важно сегодня для русского человека. В последнее время я вообще не заходил на сайт "Русь Православная", как и решил раньше, надоела, знаете ли, эта зоологическая злоба руководителей и участников сайта. Но на днях сказал себе: "А зайду-ка я все же на него. Что там творится?" Смотрю, и в глаза бросается: "Протоиерей Димитрий Смирнов: "Я ВСЕХ ПРИЗЫВАЮ ПОМОЛИТЬСЯ БОГУ, ЧТОБЫ ЭТА ПОГАНАЯ НЕЧИСТЬ ОКОНЧАТЕЛЬНО УБРАЛАСЬ С НАШЕЙ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ" Глава Синодального отдела призвал верующих молиться об уничтожении мумии Ульянова-Ленина и о низвержении многочисленных большевицких истуканов, которыми утыкана вся Россия." Кто-то скажет: "Ну, и что, все правильно сказано". И действительно, подумаешь: "поганая нечисть". Да для нашего русского уха, это не ругательство, а ласковые, нежные слова любви. Но, чтобы такое выходило из-под пера православного священника, извините. И, потом, по сути это недопустимо. Да, мы сегодня знаем, что "добрый дедушка Ленин" на самом деле оказался большим душегубом. А еще он был великим безбожником. Это так. Ну, нам не впервой разочаровываться в своих руководителях. Но подобным образом отзываться о покойном, пусть грешнике, на мой взгляд, священник не имеет права. Скажите, зачем тогда Спаситель жертвовал собой, для чего тогда нужно православное учение, если христианин, православный, тем более, православный священник в своем поведении почти ничем не отличается от человека неверующего, нехристианина? Так и до мата недалеко. Сегодня священник называет поганой нечистью останки Ленина, а завтра мы, вслед за пастырем, чьи останки так назовем?.. Опять мы наступаем на те же грабли.
Я родом из Средней Азии, и мне хорошо знаком национальный характер местных народов, а так как там все коренное население - мусульмане, то и психология мусульман. Скажу прямо, что они - не сахар. Много мы, русские, натерпелись от них, особенно в последние годы существования СССР. С детства я чувствовал враждебное отношение к себе и другим русскоязычным гражданам, проживавшим в среднеазиатских республиках. И характер у них еще тот: обидчивый и злопамятный. Но, Слава Богу, я встречал мусульман очень добрых, порядочных, воспитанных. Когда-то Восток славился утонченностью, изысканностью манер. Все ушло, как с белых яблонь дым. И Восток уже не тот. Но характер остался, и недоверчивое отношение к европейцам и христианам осталось. Это надо понимать. Был я как-то в последние месяцы своей службы в армии в увольнительном отпуске. Иду это я с приятелем в парадной форме по Ашхабаду. Зеленый, уютный город был, я вам скажу. Заходим в сквер, идем спокойно, все, как говорится, чин чинарем, и вдруг вижу: что за ужас?! В центре небольшой площади клумба, вокруг нее скамейки, деревянные. На одной скамейке развалились полулежа два солдатика, тоже в парадной форме, из другой военной части. И оба пьяные до изумления (в доску, в дупель, не знаю, М. Задорнов в этом хорошо разбирается). Один блондинистый такой, со светлыми глазами, из России видно, и товарищ тоже. И я подумал: ну почему вы такие? Почему вы не умеете достойно себя вести? Ну, чего вы нажрались как свиньи? (а других слов и не подберешь). А перед солдатиком, извините, большая лужа блевотины. Стыдно, больно. А вокруг туркмены ходят: молодые и старые. И как им к этому относиться, скажите мне? И нечего удивляться, когда в мире русских называют русскими свиньями. Сами виноваты. Дыма без огня не бывает.
Зачем я это говорю? А все затем же. Потерять уважение в глазах другого народа легко, а вот завоевать его, ох, как трудно. И не обязательно для этого напиваться, достаточно неуважительно отнестись к его ценностям. И все, получите то, что заслужили. Когда я просматривал первую страницу раздела "Вопросы о.Андрею Кураеву", меня заинтересовала тема "Аллах и Ислам", автор - Хамзат777. Я читал вопрос Хамзата и чувствовал, скольких усилий ему стоило оставаться вежливым, и сохранять достоинство. Но письмо, как видно, до сих пор остается без ответа. А в чем суть? Уж очень обижен, и, думаю, справедливо, наш мусульманский друг отношением православных священников к Богу, в которого он верит. Хамзат упоминает священника, ныне покойного Даниила Сысоева. Пламенный был проповедник. И ему вечная память. Но и он совершил немало ошибок. За что и поплатился жизнью. Хамзат пишет: "Даниил Сысоев сказал, что Аллах - не Бог, основываясь на неправильном переводе и неправильном понимании перевода Корана, что Аллах обманывает и лжет, и вводит людей в заблуждение и этими качествами является дьяволом." Ну, нельзя в полемике с представителями других религий опускаться до неуважительного отношения к тому, что им дорого, нельзя. Иначе итогом дискуссии будет обида, чувство оскорбленного достоинства и даже ненависть. А мусульмане, как я уже говорил, в большинстве своем народ южный, темпераментный, обид не прощает. У них разговор короткий. За большинство провинностей наказание одно - смерть. Нет, бояться их не надо. Но и провоцировать на противозаконные, жестокие поступки тоже не следует. А как было бы замечательно, если бы мусульманин, буддист, иудей выходили после дискуссии с православными и думали: какие же благородные и достойные люди, эти православные. Уверяю вас, это принесет больше пользы, чем безукоризненная логика и неопровержимые аргументы в споре.
Руководство РПЦ знает о проблемах со священниками на местах, и предпринимает необходимые меры. И последний Архиерейский Собор не забыл коснуться данного вопроса. Вот, я и думаю: может самое время демократизировать жизнь православных приходов? Нет, бюрократизировать ее не стоит, ни в коем случае. Как нельзя регламентировать отношения духовного наставника и ученика, так нельзя загонять в жесткую схему живое общение пастыря и паствы. Речь идет о некоторых принципах отношений между священником и мирянами и правах последних, т. е. сегодня важно расширить права общины в ее взаимоотношениях с настоятелем храма. Но, также, несомненно и то, что очень нелегок жизненный крест священника, и не каждому по силам достойно его нести до конца. Осуществление данного предложения может привести к утяжелению положения священников на местах. На них и так лежит огромный воз обязанностей. Но если священник достойный, так в приходе и не нужно ничего менять в этом отношении, а если нерадивый, то это будет только на пользу всем.