За последние 2 года 8 преступлений и 12 убитых детей. Такая статистика шокирует, особенно, когда другие статистические данные говорят о том, что за год в Израиле изымаются из родных семей около 10000 детей.
Неужели в израильском обществе столь много дето-ненавистников?
Попробуем проанализировать, что происходит с израильским обществом в последние годы, что приводит к трагедиям и по каким причинам это происходит.
Давайте представим каждую из видимых причин отдельным параграфом.
Нет помощи, зато много угроз
Читая про семьи - детоубийцы, мы сталкиваемся с тем фактом, что в ряде случаев семьи эти были малоимущие и с трудом "сводили концы с концами". Например, семья убитого Алона Борисова испытывала финансовые затруднения. Семья убитого Михаэля Крючкова жила в нищете. Семья Натали Алони и Рони Алони также была очень бедной.
И действительно не секрет, что реальный уровень жизни израильского общества на сегодняшний день достаточно низок. Согласно данным отчета Битуах Леуми, в 2008 году в Израиле за чертой бедности находились 420 000 семей, насчитывающих в общей сложности примерно 1,65 миллиона человек, среди них 783 000 детей. Таким образом, каждый третий израильский ребенок находится в семье за чертой бедности.
Страх и отчаяние нищеты, растущие долги, отсутствие средств для приобретения самого необходимого годами преследуют некоторые семьи, сводя с ума, толкая иногда на безумные действия.
Известно, что так называемое бесплатное образование совсем не бесплатно. Многочисленные школьные праздники и мероприятия постоянно требуют всё новых и новых покупок - там одежду определённого цвета и фасона, тут - дополнительные школьные принадлежности, то материалы для поделок, то тематические фотографии. Малоимущие семьи с трудом изыскивают средства на то, чтобы элементарно накормить и одеть своих детей, а новые и новые требования школ принести какие-то дополнительные материалы, придти в определённом костюме, для таких семей просто невыполнимы. Помимо этого, израильские семьи постоянно пребывают в страхе, что их дети будут объявлены, как не получающие всё необходимое по сравнению со сверстниками, и станут кандидатами на изъятие.
При таком положении в обществе работники структур социального обеспечения должны поддерживать неимущие или малоимущие семьи, а не преследовать их, угрожая отнять самое дорогое - детей, вдобавок ко всем и так свалившимся на семьи несчастьям.
Благодарной и существенной помощью таким семьям были бы благотворительные обеды, действительно бесплатные школы и возможность оставлять детей в бесплатной продлённой группе, чтобы дать их родителям возможность заработать в это время.
Если бы социальные службы, вместо террора таких семей, организовали бы бесплатные кружки детям, центры, где такие семьи могли бы за символическую плату или бесплатно получить необходимы школьные принадлежности и материалы, возможно, одежду, то на сегодняшний день израильское общество было бы весьма благодарно такой деятельности и некоторые из трагедий бы не случились.
Снежный ком, который не остановили
Не секрет, что темпы современной жизни неуклонно растут и являются источником постоянного стресса. Многие люди работают по 10 часов день, добираясь на работу и затем домой по многочасовым дорожным пробкам. Мобильные телефоны сообщают нам о том, что происходит в стране, рассылая новости. Банковские служащие звонят клиентам на их телефоны посередине рабочего дня, рекламируя очередные услуги или требуя погасить задолженности. Каждый гражданин Израиля должен следить за регулярной оплатой многочисленных счетов - за электричество, воду, налоги на землю, телевизор, проезд по скоростному шоссе и т.д. Многие ведомства работают крайне беспорядочно. Например, счета и угрозы изъятия телевизора могут приходить в одну и ту же семьи постоянно, несмотря на то, что семья регулярно платит налог за телевизор - ошибка в документации ведомства. Из постоянных телефонных разговоров, ежедневной гонки, нервотрёпки состоит наша повседневная жизнь.
Для семей, в которых есть дети школьного и дошкольного возраста добавляется ещё один фактор постоянного стресса - школьные педагоги и воспитатели детских садов имеют обыкновение звонить на мобильный телефон родителям ребёнка по любому малейшему поводу, совершенно не заботясь о том, в какое время сделан звонок. Также эти люди часто демонстрируют эмоциональную несдержанность, звоня посередине рабочего дня и начиная что-то выкрикивать в телефонную трубку. Часто причиной таких криков является жалоба на непослушного ребёнка, с которым не может справиться воспитатель или учитель или упрёки родителю, позабывшему или не смогшему снабдить ребёнка очередной порцией материалов, требуемых школой или детским садом. Даже ежедневное школьное расписание уроков и требуемого оборудования постоянно высылается родителям на электронную почту, вместо того, чтобы найти способ проинформировать детей о том, что им нужно приготовить для школы. Ежедневно на электронную почту родителям отсылается масса информации по поводу деятельности школы, где учится ребёнок и от родителя требуется своевременная реакция в виде предоставления очередной партии необходимых материалов, подготовки ребёнка дома к той или иной активности, подвозки ребёнка в то или иное место по заданию школы, где планируется очередное мероприятие.
Получается, что большинство взрослых людей, имеющие детей - не только работники, секретари по ведению многочисленной и проблемной бухгалтерии и родители, они ещё таксисты по развозу собственных детей по всевозможным кружкам, дням рождения и празднествам, ученики в школе, где числятся их дети.
Особые испытания выпадают на долю тех семей, где дети вызывают тревогу или просто недоброе внимание школьных психологов, консультантов или же просто школьной администрации. В этом случае родители вдобавок ко всем вышеперечисленным заботам, ложащимся на их плечи, обязаны также проводить детям многочисленные проверки, возить их на беседы к психологам, на требуемые терапии, а параллельно с этим зачастую "отбиваться" и "отбивать" своих детей от непрофессиональных психиатрических диагнозов и угроз перевести ребёнка в то или иное направление специального образования. То есть, такой родитель становится ещё и адвокатом своего ребёнка.
Сколько лет психика обычного человека может выдержать подобный стресс? Заметим, что стресс этот постоянный, накапливающийся и в стране абсолютно не развита система реабилитации людей, перенесших сильные душевные потрясения. В настоящее время не редкость случаи, когда семьи выигрывают судебные процессы, возбуждённые против них социальными службами. Однако, министерство социального обеспечения совершенно не торопится выплатить этим семьям компенсацию за перенесённый моральный ущерб. Этот ущерб в данном случае существенен и родитель, переживший травму и страх потерять родного ребёнка нуждается в профессиональной реабилитации, которая стоит немало денег, но которая необходима в ряде случаев для того, чтобы восстановить психическое равновесие после затяжных судебных тяжб с государственными органами и многолетнего страха потери родных детей.
О возможности подобной реабилитации с сохранением дискретности и без опасности возбуждения новых и новых попыток снова забрать детей у родителя, получающего эту реабилитацию, израильское общество не слышит. Подобная реабилитация крайне дорогостоящая и государственные структуры по соцобеспечению не торопятся компенсировать ущерб, который сами же и нанесли.
Результат - наступает день, когда психика не выдерживает. Из 8 преступлений, в которых были убиты дети, в 7-ми случаях родитель, совершивший преступление страдал расстройством психики. Возможно, причины этих расстройств - болезнь, передающаяся по наследству, однако известно, что и наследственные душевные болезни часто обостряются из-за пережитых потрясений или в стрессовых ситуациях.
Практически, во всех этих случаях, социальные службы так или иначе вмешивались в жизнь семьи, однако их вмешательство совершенно не было направлено на реальную помощь и гармонизацию семейной атмосферы.
"Я не люблю, когда мне лезут в душу, тем более, когда в неё плюют"
Отношения внутри семьи, особенно отношения между детьми и родителями - очень деликатная, интимная область. Следует много раз взвесить необходимость вмешательства и если уж такое вмешательство по ряду причин необходимо, то оно должно быть максимально деликатно, чтобы не нанести этим отношениям и всем членам семьи непоправимого вреда.
На деле же известно множество случаев, когда государственные структуры грубо вмешиваются в частную жизнь людей и в частности, в отношения "родитель-ребёнок".
Среди работников отдела социального обеспечения есть люди, старающиеся за весьма скромную зарплату максимально помогать нуждающимся в помощи семьям - устраивают праздники для детей, помогают найти недорогие кружки, устраивают встречи и совместное времяпрепровождение для неполных семей. Однако, такие люди скорее исключение. Гораздо чаще можно услышать о работниках, практикующих слежку за семьёй, грубое вмешательство в личную жизнь семьи, и принуждающих родителей вести себя по отношению к ребёнку строго определённым образом, как кажется правильным этому конкретному социальному работнику.
Родителей часто упрекаются в неправильном стиле воспитания детей, их действия резко критикуют, их родительские чувства ставятся под сомнение. Секреты воспитания, которые обычно передаются из поколения в поколение и рассчитаны на определённые характеры детей, как наследственность рода, часто подвергаются резкой критике. Всё это необратимо разрушает семейную атмосферу.
Представьте себе людей, занятых очень личными отношениями. И представьте, что некая общественная комиссия вмешивается в эти отношения, постоянно их критикует, периодически разлучает этих людей и заставляет проявлять свои чувства и обязанности по отношению друг к другу так, как кажется правильным этой комиссии. Не трудно представить, что будет с такими отношениями.
Родители чувствуют постоянную вину за то, что делают что-то неправильно, хотя их предки, их родители, бабушки и дедушки именно так благополучно вырастили не одно поколение детей. К постоянному стрессу примешивается ещё и чувство глубокого разочарования неудавшейся ролью родителя, а также комплекс вины.
Естественным результатом такого губительного вмешательство будет агрессия. Сначала возникает агрессия против тех, кто вмешивается в частную жизнь семьи. Но не получая шанса на реализацию, эта агрессия может обратиться в агрессию родителйе против детей, как причины такого губительного вмешательства.
Особое испытание выпадает на долю тех семей, где дети с раннего детства проявляют незаурядный интеллект и индивидуальность. Школа, социальные. службы делают всё, чтобы представить таких детей как больных, нуждающихся в постоянном лечении, которое, в прочем, не имеет обычно никакого результата, ведь и реальной болезни то не существует.
И если в другом обществе такие дети были бы предметом гордости своих семей, а в дальнейшем из них выросли бы талантливые изобретатели, учёные, деятели искусств, бизнесмены, то в нашем израильском обществе такие дети становятся настоящим проклятием своих семей. Ведь из-за них вся семья находится в постоянным пристальным вниманием многочисленных школьных консультантов, психологов, социальных работников. Особенности этих детей объявляются результатом запущенности и все остальные дети из той же семьи попадают под опасность изъятия и насильственной разлуки со своими родными.
Не удивительно, что результатом такого вмешательства в ряде случаев становится отчаяние родителей и их агрессия против детей.
В случае же бедных семей, родители иногда не могут выполнить требования школ и детских садов по банальной причине отсутствия средств для того, чтобы всегда одевать ребёнка в требуемую школой одежду, всегда посылать с ним требуемые материалы, всегда находить дополнительные средства за участие в том или ином мероприятии. В этом случае упрекать родителя бесполезно и упрёки только усилят его отчаяние и чувство вины.
Если бы вместо этого социальные службы помогли бы таким семьям материально, то польза была бы очевидна, а вред несправедливыми упрёками не был бы нанесён.
Гордость родителей или "недоросль"
Очевидно резкое несоответствие в требуемом подходе к воспитанию детей в Израиле и израильской действительностью.
Реальный уровень жизни в нашем обществе в среднем не высок. Что же происходит в бедных семьях? Бедные семьи существовали во всех обществах и во все времена. И дети в таких семьях с малого возраста были помощью и поддержкой своим родителям. Семья, вместе пережившая сложные времена, обычно необычайно дружна и сплоченна. Родители гордятся своими детьми, когда они с малых лет помогают родителям, а дети чувствуют свою значимость для семьи, свой реальный вклад в общую жизнь, уважение старших.
В современной же израильской реальности процент бедных семей высок, однако дети там под угрозой изъятия не могут быть солидарными со своими родными. Например, несовершеннолетним детям нельзя работать. Ребёнка даже нельзя заставить убрать свою комнату. Присмотр старшего за младшими - преступление.
С другой стороны, детям постоянно внушают, что они должны следить за тем, чтобы их права не ущемлялись - одеты они должны быть не хуже сверстников, игрушки у них должны быть в изобилии, сладости им должны покупаться регулярно.
Что делать в том случае, если по мнению ребёнка его права нарушаются, детям прекрасно известно - звонить в социальные службы и жаловаться на родителей.
Итак в той семье, где ребёнок мог бы быть опорой, гордостью и надеждой своей семьи, иногда, "благодаря" вмешательству государственных органов, такой ребёнок превращается в "паразита" на глазах родителей, не желающего ни понять ту жизнь, которую вынуждены вести родители, чтобы обеспечить все его "законные нужды", ни проявить единство со своей родной семьёй. Родители чувствуют себя рабами великовозрастного "недоросля" и это порождает и разочарование в детях и гнев, направленный на таких детей.
Этот анализ участившихся трагедий является лишь субъективным мнением и не претендует на истину в последней инстанции. Очевидно одно - в обществе происходят глубоко не здоровые процессы, когда в год изымаются около 10000 детей, в том числе из нормативных семей и где за 2 года убиты родными родителями 12 детей.
И деятельность социальных служб, к сожалению, не решает эту проблему, а в ряде случаев, способствует обострению ситуации.