Аннотация: Интервью с человеком, которого уже нет...
Михаил Белов
- Михаил, Вы счастливый человек?
-Да.
- Что, по-вашему, представляет собой счастье?
- Однажды в каком-то фильме я услышал фразу, что счастье- это когда тебя понимают. Но я бы хотел добавить ещё, что счастье - это иметь внутреннюю свободу для самореализации, для общения с миром, с космосом, со всеми людьми, с природой.
- Оглядываясь на свою жизнь, что больше вспоминается: грусть, трудности, или радость, преодоления, обретения?
- Вспоминаются, прежде всего, вещи, которые формировали мировоззрение, и они больше относятся к подростковому периоду, к поздней молодости, когда ещё было интересно познавать что-то. С возрастом это почему-то проходит. Всё кажется понятным.
- А счастья когда было больше, в юности, или когда уже всё понятно, известно? Если сравнить.
- С возрастом, всё-таки больше.
- Вы материалист или идеалист?
- Реалист.
- Чем же отличается реалист от известных философских понятий?
- Реализм - это когда на вещи смотришь реально, идеализм, когда живёшь идеалами. Идеалы, в общем-то, не мешают реально смотреть на жизнь, потому что они вписываются в реальную систему.
- Вы можете ответить на вопрос: кто вы?
- Вопрос многогранный. Кто я? Особь человеческого подвида, наверное, потому что я не ассоциирую себя ни с какой профессией, ни с каким течением философским. Человек. Гомосапиенс.
- Это было всегда, или осознание себя менялось?
- Были времена погружения в религиозную доктрину, в философию, в творчество. Конечно, если человек погружён, например, в творчество, он может сказать - я художник. Или, я - православный ортодокс, или я - буддист. Но я до конца так и не идентифицировался ни с чем, из проявлений человеческого.
- Есть ли у Вас дело, которым Вы могли бы заниматься бесконечно?
- Гулять и смотреть на природу в разных её проявлениях.
- Это напоминает практику недеяния...
- Скорее созерцания. Буддисты говорят, созерцание есть любовь, да и православие придерживается такой точки зрения. Любовь к природе делает человека гармоничным, а гармония бесконечна...
- Многие люди, наоборот, заняты погоней за славой, богатством, удовольствиями, сексуальными, в том числе. Что Вы можете сказать об этих людях?
- Удовольствие приходит, когда занимаешься любимым делом. Получать тантрическое удовольствие от взаимоотношений с природой или с человеком, который тоже является частью природы и который тебе симпатичен, почему бы и нет? Но если человек вызывает антипатию, то, о каком удовольствии может идти речь?
- Что для Вас любовь? Есть ли любимый человек, люди, которых Вы любите?
- Трудно сказать, потому что у меня никогда не было ни любимой музыки, ни любимого композитора, ни любимого фильма. Я привык распространять любовь свою на всех одинаково, с одинаковой силой.
- Это врождённое?
- Скорее да.
- И не было никогда пылкого, страстного увлечения?
- В юности, наверное, было.
- Что же такое любовь, всё-таки?
- Любовь она и есть любовь. Слово само говорит за себя.
- Задумывались ли Вы о том, что останется после Вас?
- Нет, как-то не хочется в таком пессимистическом духе рассуждать, что где-то после меня что-то должно оставаться. Хотелось, чтобы ничего плохого не осталось, на земле, по крайней мере. Думаю, что я никуда совсем-то уж и не исчезну...Вера в бессмертие души у меня тотальная, поэтому, то, что останется от меня на этом клочке земли, в этой стране или в этом городе после меня, как-то меня мало интересует, потому что всегда мы после себя что-то оставляем. Воспоминания, какие-то вещи в квартирах своих друзей, на улице, в книгах, в газетах. Человеку свойственно после себя всё время что-то оставлять. Хочется оставлять хорошее.
- Значит, у Вас есть этот внутренний цензор, который выбирает между хорошим и плохим? Это потребность - стараться делать хорошо?
- В зависимости от ситуации, потому что кому-то это может показаться не совсем хорошо, или совсем не хорошо. Да, наверное, что-то внутри интуитивно определяет.
- Вы реализовали себя как личность в этой жизни?
- Пока ещё нет. Человек приходит в эту жизнь учиться, и я думаю, что пока он не умрёт, он будет учиться бесконечно. Он не может назвать себя учителем и реализованным человеком до конца жизни. Надо довольствоваться тем, что есть, и не могут все быть гениями, чемпионами. Надо постараться найти свою нишу, и быть в ней счастливым.
- Не гонитесь, ни за славой, ни за богатством...
- Нет.
- А общение с природой даёт полноту ощущений, чтобы не сравнивать, не гнаться...
- Да.
- Учимся мудрости у природы?
- Совершенно верно. Природа, она гармоничная. И, конечно же, не сравнить её гармонию с тем бардаком, который существует в человеческих взаимоотношениях, в социальных взаимоотношениях. Как говорил Фёдор Сологуб, где люди - там скандал. А в природе скандала не бывает.
- Отсутствие цели, это хорошо или плохо?
- Цель жизни - это хорошо. А социальные цели... это зависит от лидеров государства. Когда государство органично существует, приближено к идеалу, то возможна и благая цель у этого этноса, у этого государства. Человек, в этом случае не задумывается хорошо это или плохо, он исполняет свой долг гражданский - идёт на войну или на стройку великую. А если государство представляет собой разбитое корыто, как сейчас Россия, то очень сложно определить, кого защищать, от кого защищать и социальными какими-то большими идеями тут никого не привлечёшь.
- А у Вас есть цель?
- Всегда хотелось воплотить в жизнь религиозные идеалы, не важно как их назвать: спасение, по-христиански или освобождение по-буддийски, или обретение нирваны... Во всяком случае из колеса сансары как-то выйти, в область вневременную.
- Здесь встречается парадокс. Когда человек начинает заниматься духовными практиками и пытаться выйти из колеса сансары, то, на каком-то определённом этапе становится одержимым идеей научить других людей обрести то же, что обрёл он. Научить правде жизни, воспринимать жизнь такой, какая она есть. Как у Вас с этим? Лично для себя свобода, освобождение, или чтобы ещё кто-то мог...
- Учить я никого не собираюсь. Чтобы учить, должны быть ученики, а их нет. А если нет, то и проблема эта не возникает. Серафим Саровский говорил, что если ты сам спасёшься, то и вокруг тебя спасутся тысячи, независимо от того, будешь ли ты их к этому подталкивать или нет. Видимо, это автоматически получается.
- Это возможно при жизни?
- Я думаю, что да. Опять же, тут нет грани между жизнью и смертью. На нас влияют люди, даже те, которые не живут уже давно. И даже те, которые после себя фактически ничего не оставили. Мы только знаем их имена, однако они на нас влияют всё равно. Даже просто своим именем.
- Вы это ощущаете на себе?
- Нет, но мне так кажется.
- Самое яркое событие Вашей жизни?
- Есть какая-то иерархия этих ярких событий. Они в разном возрасте по-разному оцениваются. Иногда, одни выступают ярче других, а иногда кажется, что оно ещё впереди. Вот как-то сразу и не выделить. Всё воспринимается светло, вся жизнь без особых отрицательных эмоций, но вот конкретно и ярко... Трудно сказать.
- Жизнь прожита не зря?
- Думаю не зря, да.
- Что хотелось бы пожелать людям?
- Поменьше суетиться и больше проявлять доброты ко всем. Всех любить. Любовь должна всё время культивироваться, а люди об этом забывают.
- А самым близким?
- То же самое, потому что я всех людей могу воспринимать через призму тех, которые рядом, которых я знаю, близкие. Поэтому это относится к ним и ко всем.
- Ваше амплуа?
- Не хотелось бы играть какую-то роль. Жизнь - игра, все мы, так или иначе, актёры, мы проигрываем свою жизнь, но в то же время не хотелось бы выступать плохим актёром. Это парадокс. Но не хочется быть актёром в спектакле, который не ты сочинил. Мир однажды придёт к такой ситуации, когда не нужно будет никому играть никакие роли в социальном плане. Любое определение ведёт к сужению самого понятия.