Прогонова Елена : другие произведения.

Мама, чао! Или средство для выживания номер один в сложившихся условиях

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Немного истории, стёба, и о том, что у каждого человека есть только два пути. Какой из двух выбрать - это личная ответственность за свою жизнь.

  

Мама, чао! Или средство для выживания номер один в сложившихся условиях.

  
  Когда я пришла в первый класс наикрутейшей, как нам внушали десять лет с 1сентября 1976 по 31 мая 1986 года, школы, я попала в школьный хор.
  
  Нас, разновозрастных, собрали в одном классе, и мы прямо за партами вопили песни под аккомпанемент лысого дядьки с баяном.
  
  Мне сразу же полюбилась одна песня:
  
  "Я проснулся сегодня рано,
  Мама, чао! Мама, чао! Мама, чао, чао, чао!
  Я проснулся сегодня рано,
  В нашем лагере в лесу.
  
  Светит солнце, сияет ярко.
  Мама, чао! Мама, чао! Мама, чао, чао, чао!
  Светит солнце, сияет ярко,
  В гости к солнцу я иду.
  
  Шлю отчизне букет огромный.
  Мама, чао! Мама, чао! Мама, чао, чао, чао!
  Шлю Отчизне букет огромный -
  Свою Родину люблю.
  
  После этого замечательного текста, с младых лет запавшего в мою душу, считаю неуместными какие-либо упрёки по поводу отсутствия рифмы в моих стихотворениях. Это же прямое подтверждение, что телегония* существует. Увы, роман с Пушкиным случился на год позже, но даже блистательное:
  
  Мороз и солнце, день чудесный!
  Ещё ты дремлешь, друг прелестный.
  Пора, красавица, проснись!
  Открой сомкнуты негой взоры,
  Навстречу северной Авроры
  Звездою севера явись...
  
  Не смогло перебить забойного ритма "Песни испанских партизан".**
  
  Мне нравилось это непонятное словечко: "Чао!" И оно, судя по всему, нравилось не только мне. Из текста песни, по смыслу, коллективно догадались, что это аналог нашего: "До свидания!"***
  
  Но "до свидания" звучало как-то пресно и совершенно по-казённому. В речи его практически не употребляли. Мы говорили "пока", если надеялись на встречу, и говорили "прощай" , в смысле "отвали" или "глаза мои тебя бы не видели".
  
  "Чао" было универсальным, в зависимости от интонации, с которой оно произносилось. Одним словом можно было сказать многое. От тёплого "мне хорошо с тобой", нейтрального "увидимся завтра" и до холодного "прощай".
  
  Учителей это бесило, они ругали нас почём свет, но мы продолжали говорить "чао". Это было наше сопротивление, доставшееся вместе с ритмом песни испанских партизан. Такая вот "телегония".
  
  Повестка дня практически оставалась неизменной в то время, за исключением смены времён года: летом грядки и лагерь, осенью заготовки на зиму, зимой печка, лыжи и санки, весной кораблики по ручьям и "классики." Так что эта песня была с нами практически до восьмого класса. Позже на неё наложилась ещё одна, "Гренада", и некоторые строки мне особенно резонировали:
  
  Но песню иную о дальней земле
  Возил мой приятель с собою в седле.
  Он пел, озирая родные края:
  "Гренада, Гренада, Гренада моя!"
  
  Он песенку эту твердил наизусть...
  Откуда у хлопца испанская грусть?
  Ответь, Александровск, и Харьков, ответь:
  Давно ль по-испански вы начали петь?
  
  Но другие строки меня восхищали и озадачивали одновременно:
  
  Я хату покинул, пошел воевать,
  Чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать.
  Прощайте, родные! Прощайте, семья!
  "Гренада, Гренада, Гренада моя!"
  
  Я мечтала поехать спасать испанских партизан, ну, или хоть каких-нибудь других, ведь испанских, наверняка, уже спасли.
  
  Во мне всегда жил Павка Корчагин, и наилюбимейшая песня, которую они пели с Жухраем:
  "Там вдали за рекой загорались огни. В небе ясном заря догорала. Сотня юных бойцов из будёновских войск на разведку в поля поскакала..."
  
  Мне было десять, но уже тогда я задумывалась, почему кто-то такой светлый и красивый, как Павка, обязательно должен отдать свою жизнь, чтобы кто-то, в призрачном потом, стал жить лучше? Моё первое стихотворение было посвящено Павке и его прототипу, самому автору, насколько мы могли о нём знать. Было что-то там философско-грустное:
  
  Лежит, прикованный к постели,
  Герой, забытый, как война.
  И губы шепчут еле-еле:
  "Моя страна освобождена..."
  Подруга верная его
  Не принесёт к постели чаю...
  
  Вероятно, дела любовные, не способствовали долгим раздумьям над рифмой и композицией стиха, а свои записи я тогда ещё не хранила, но даже эта потуга сформулировать свои ощущения сохранилась в памяти. Как сохранился и противовес этой творческой потуги. Это было в четвёртом классе. Я сообщила своим подружкам, что пишу стихотворение, но не уверена, хорошо ли получилось. На что Света Г. радостно сообщила, что тоже написала стихотворение и не дожидаясь упрашиваний, с ходу прочла громким голосом:
  
  У меня есть брат Андрей.
  Любит он играть в хоккей.
  
  "Боже, какая пошлость..." - промелькнуло искрой в моей голове, - "но зато как уверенно и очевидно". Я тогда так и не решилась прочитать своё "недостихотворение". Это выглядело бы как попытка раздеться догола посреди улицы.
  
  Надо сказать, что во времена СССР у каждого человека было много прав, согласно Конституции СССР, но не было самого главного права - права на личные чувства. Наверное поэтому все песни были патриотическими, что не гарантировало им любви советских людей. Становились любимыми особенные песни: "El pueblo unido jamás será vencido", "Venceremos". Они были другие. Как и "Белла, чао!" они будоражили внутри что-то иное, чем привычная тоска и обречённость. Они были похожи на: "Утро красит нежным светом стены древнего кремля, просыпается с рассветом вся советская земля". Нам нравилось орать во всю глотку: "Кипучая, могучая, никем непобедимая, страна моя, Москва моя, ты самая любимая!"
  
  "No pasaran!" - было тогда такой фишечкой, которой все любили козырнуть в разговоре, прямо как дворяне своими французскими словечками в классической литературе. Батя, когда приходил домой сильно "на бровях" и не мог выговорить под пристальным взглядом маман "демократический централизм" , поднимал руку, сжатую в кулак и из последних сил произносил: "Но пасаран!" - что символически означало: "Я ещё могу сказать мухе, если бы она села мне на нос - кыш!", а фактически: "Был на партсобрании, не мог отказаться, прости". Маман после таких выпадов теряла серьёзность и смеясь, укладывала батю спать, пока однажды терпение её не лопнуло и бате не прилетело сковородкой. После этого он резко завязал с выпивкой.
  
  У всех девочек школьной поры были тетради "песенники" и "цитатники". Это сейчас в интернете всего полно, а тогда каждую цитату и каждую песню собирали с миру по нитке. Записывали в основном по памяти и на слух - кто, что и как запомнил, и с этим было связано немало курьёзных случаев, но самую главную цитату все писали без ошибок и искажений: "Лучше умереть стоя, чем жить на коленях".
  
  Не скажу за всех, но лично я искренне верила в победу добра над злом и в то, что все люди - братья. Я и сейчас верю. Но жизнь показала, что есть нюансы.
  
  Лысый дядька с баяном оказался алкоголиком и его выгнали из школы через год моих занятий в школьном хоре. Его несколько раз обнаруживали валяющимся "в дрова" на газонах и тротуарах недалеко от школы. А позже оказалось, что он был к тому же извращенцем - педофилом. Но учителя нам об этом не рассказывали, пришлось позже самим до всего догадаться. Несмотря на все ужасающие минусы нашего учителя пения, с точки зрения настоящего времени, нам, наивным октябрятам и пионерам, было с ним весело.
  
  Несмотря на весь патриотический угар, я росла одиноким космополитом. Узнала я об этом своём космополитизме только благодаря появлению интернета и была рада, что смогла себя идентифицировать таким образом. Патриотически же настроенные сородичи и сотоварищи, как-то незаметно переобулись в сапоги тех, кто хотел завоевать весь мир, безрезультатно и ценой миллионов жизней. Космополит, для них, синоним предателя. Но я, по-прежнему, считаю, что все люди - братья, независимо от цвета кожи, национальности, вероисповедания, уровня интеллекта и психического развития.
  
  Человеческая жизнь - бесценна! И как надо не ценить себя и свою жизнь, чтобы рисковать ею, выполняя чьи-то, неадекватные законам жизни, приказы. Любящий человек не способен никому причинить зла. Особенно себе.
  
  Есть один очень верный и древний принцип: "Что внутри - то и снаружи". Если развернуть этот принцип, то будут также верны высказывания:
  
  
  "То, как вы относитесь к другим людям, показывает, что так же вы относитесь и к себе."
  
  "То, что вы делаете с другими людьми, показывает, что то же самое вы делаете и с собой".
  
  Есть всего лишь два пути в жизни. Один путь - путь развития себя. Второй путь - путь деградации.
  
  Каждому человеку есть что развивать и совершенствовать, независимо от социального статуса, уровня образования и материального достатка.
  
  Для деградации же достаточно остановки в своём развитии.
  
  Много лет назад я выбрала девиз для своего сайта: "Люби! Твори! Развивайся!" И много лет я слышала критику - "не конкретно", "что ты продаёшь?", "это никому не нужно".
  Это подрывало мою уверенность в том, что я делаю. Но время всё расставило по своим местам.
  
  

Люби! Твори! Развивайся!

  
  Это конкретно. И именно это необходимо сейчас для выживания.
  
  Я продаю средство номер один для выживания в сложившихся условиях.
  
  Это нужно тем, что хочет жить полноценной жизнью, получая спокойствие, радость, удовлетворение от каждого мгновения своей жизни.
  
  
  
  *телегония - опровергнутая биологическая концепция, утверждавшая, что спаривание с предшествующими, а особенно с самым первым сексуальным партнёром существенно сказывается на наследственных признаках потомства женской особи, полученного в результате спаривания с последующими партнёрами. Мною употребляется исключительно в качестве стёба.
  
  **Песни испанских партизан. Когда тебе 7 лет и ещё нет интернета и альтернативных источников информации, веришь в то, что тебе говорят взрослые, потому что думаешь, что они больше знают. На самом деле, "Белла, чао!" - была песней итальянских партизан, но исполнялась на испанском. Для них это как русскому спеть украинскую песню, так же понятно.
  
  ***До свидания! Не использовалось даже в многочисленных письмах и открытках, которые я писала под диктовку моей бабули. В основном, "до свидания!" мы говорили только своим учителям, поскольку осознавали всю обречённую неизбежность ежедневных свиданий.
  
   16.05.2022.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"