Эпиграф: Туфли мамины одела, улыбаясь и смеясь. И сама того не зная, надо всем приподнялась.
Рыба.
Мое школьное детство пришлось на бОе годы. На все каникулы мы уезжали из дома. Сначала ехали в деревню или село к папиным родственникам. Потом ехали в Москву к маминым. Или наоборот. Тогда все ездили к бабушкам. Вагоны были полные. Детей было очень много. Они ездили на одной полке с родителями, и почти всем было б лет. Так экономили на билетах. Помогали семейному бюджету. Мама говорила мне, скажи проводнику, что тебе 6 лет. А мне исполнилось 18 июля 7 лет. И так хотелось этим поделиться со всеми. Ведь я уже пойду в школу. Но жизнь диктовала свои условия. Поезда ездили долго и медленно. Надо было чем то заниматься. У проводника можно было взять игры на время пути. Это были шахматы и домино. Карты у пассажиров были свои. Нам с братом было лет по 11 - 12. Мы возвращались домой в Челябу. Дорогу от и до Москвы знали хорошо. Придумали множество игр и занятий. Основная игра - это длительный обед. В те годы на каждом вокзале, рестораны выставляли столы на улицу и кормили проезжающих. Еду выдавали в открытое окно. Было интересно и необычно обедать рядом с вагонами. Это были прообразы будущих летних кафе. Мы выходили, брали суп, съедали и ехали дальше. В следующем городе мы брали второе - пюре с котлетой. Компот мы пили в третьем городе. Так убивалось время, и мы не опаздывали при посадке. Обычно это происходило по линии Куйбышев - Горький. С нами ехала семья учителей. У них была дочка б лет. У нее были круглые очки и две маленькие торчащие косички. Тогда почти у всех очки были круглые. Ее родители взяли казенное домино, показали ей один раз. Сыграли раза два и им надоело. Все таки это игра пролетариата. Я их понимаю, сам не люблю эту игру. Хотя она относится к логическим играм. Хорошо обучает счету. Шахматы не люблю еще больше.
Мы с братом только что закончили много - километровый обед. И собирались залезть на вторую полку вдвоем. Мама попросила: ну поиграйте с девочкой. Мы стали играть. Девочка все время первой выходила из игры. Она выигрывала всегда. Мне надоело. Остались брат и
девочка. Она опять выигрывала. Но этого не могло быть. Мой брат был отличник по математике. Он участвовал в районных олимпиадах и занимал всегда 3 - и места. Хотя работы сдавал первым. Члены комиссий говорили, что долго разбирают его почерк. Однажды он сдал первым работу на олимпиаде по физике. Комиссия долго заседала. Подозвали его и спросили: Мальчик ты, в каком классе? Он ответил: В 5 - ом. Физику тогда учили с б ого класса. В школу он пошел с б лет. Не помню, как уж выкрутились члены комиссии. Но ему опять дали 3-е место. Брат не мог проигрывать какой - то шестилетке. Он играл уже стоя. Слава о девочке пошла уже по всему поезду. Стали подходить чемпионы вагонов; общих, купейных, плацкартных.
Посрамленные они уходили. Остались; чемпион поезда, мой брат (он шел в не конкурса) и девочка. Мой брат и чемпион играли против девочки объединенной командой - стоя. Они заглядывали в ее доминушки, совещались. Совместили свои костяшки-домино. Ну, ходи, говорили они ей, предвкушая реванш. В ответ опять звучал тоненький голосок - Рыба!.... Чемпион ушел. Брат лег на верхнюю полку один. Кубика рубика еще не было. Стресс снимался проплывающим пейзажем.
Москва - Челябинск 2012
1963 г.,
А.Прохоров, Ветеран ВВС
P.S. Кем же стала эта девочка? Учителем, ученым или бизнес - леди? Какое место в поезде отдать брату 2-ое или 3-е?