|
|
||
Перестройка, трагические события в Тбилиси 1989 года, 1990-1991 г.г. строительство Экспоцентра, Тхор Борис Иванович, последний лауреат Ленинской премии, павильон "Форум"- "пирамида" в Москве |
|
Архитекторы: Борис Тхор, Л.Куницына Конструктор: В.Травуш 2000 Борис Тхор: - В 1991 году. Тогда уже стало понятно, что центр города не может развиваться в своих географических пределах. Чтобы строить там современные здания, надо было жертвовать исторической застройкой, памятниками, а на это ни власти, ни мы, архитекторы не были готовы. Поэтому я предложил свой вариант развития центральной части города в 4 км от кремлевских стен, на берегу Москва-реки. С одной стороны, это не нарушало исторической доминанты Кремля, с другой позволяло создать его современный аналог, сконцентрированный вокруг 648 метровой башни Россия, которая в моем проекте выполняла функции колокольни Ивана Великого. - Почему вы решили обратиться к высотному строительству? - Потому что я уверен, что без концентрированного высотного строительства современный мегаполис развиваться не может. И дело не только в том, что не хватает земли. Сама связь по вертикали короче и энергичнее, чем связь по горизонтали. Небоскребы лучше отвечают требованиям крупных компаний, предпочитающих размещать свои офисы именно в высотных зданиях. - Но ведь в России нет опыта строительства небоскребов? Как вы планировали строить, например, "Россию"? - К моменту появления концепции ММДЦ "Москва-Сити" технические вопросы строительства небоскребов успешно решались в мире. В начале 90-х высотки строились уже и в Малайзии. Нам совершенно не за чем было изобретать свой велосипед. Железный занавес упал, Россия была готова к диалогу с миром, и мы вполне могли использовать зарубежный опыт высотного строительства, что, собственно, и делается сейчас теми, кто строит в Сити свои объекты. - Когда вы первый раз презентовали свою идею, что вы услышали? - От коллег, что я сошел с ума. Никто не верил, что такое возможно. - Кто вас поддержал? - Главный архитектор Москвы Леонид Вавакин и Иосиф Орджоникидзе. Они рассказали об идее Сити Юрию Лужкову, и тут все совпало. И энергичный характер мэра, и его желание превратить Москву в современную европейскую столицу, ничем не уступающую Парижу и Лондону, и поиск новых проектов, которые могли бы стать символами новой России. В общем, на бумаге дело сдвинулось с мертвой точки очень быстро. Было принято постановление о строительстве ММДЦ "Москва-Сити", определена его концепция и сроки строительства. Я между тем занимался детальной проработкой отдельных участков. Проект "Москва-Сити" стал логическим продолжением моей работы над застройкой района Краснопресненской набережной и выставочным комплексом "Экспоцентр". - Но строительство самих объектов не начиналось вплоть до 1997 года. - Для того были объективные причины. На том месте, где строится Сити, находилась гигантская промзона 22 предприятия, включая ЖБИ-8, 25-й автокомбинат, НИИ Железобетона и т.д. Все эти предприятия надо было вывести. Хорошо еще, что их не успели приватизировать, иначе этот процесс вообще растянулся бы на десятилетия. После вывода оказалось, что почвы настолько загрязнены, что сразу строить на них невозможно. Надо проводить рекультивацию. Глубина котлована, если мне не изменяет память, составляла от 3 до 6 этажей, иностранные журналисты его назвали самой большой ямой Европы. Но иначе невозможно было заложить многоуровневое подземное пространство, которое я считаю такой же важной частью Сити как и высотные здания. С самого начала отличительной чертой делового центра являлась многофункциональность каждого входящего в него объекта. Это была моя идея, и я рад, что она воплощается в жизнь. Возьмем, например построенный в 1997 году мост "Багратион". Помимо своего основного назначения, он также выполняет торговую, развлекательную и даже выставочную функции. - Мост "Багратион" построен по вашему проекту? - Да. Фактически мост и "Башня-2000" - единственные объекты, которые я проектировал и строил от начала до конца. "Башня-2000", которая раньше называлась Башня "Реформа" была спроектирована мной для Шаталина, но потом назначение этого здания поменялось, и его облик также претерпел некоторые изменения. Кроме того, совместно со скульптором Мерабом Мерабишвили, я участвовал в создании памятника Багратиону, который стоит на Кутузовском проспекте перед башней и мостом. - А кто автор идеи строительства в Сити комплекса правительственных зданий? - Идея витала в воздухе. Видите ли, я формировал концепцию застройки этой территории и не занимался поиском инвесторов для отдельных участков. Кроме того, я перестал руководить проектом ММДЦ "Москва-Сити" за несколько месяцев до того как было принято решение о переводе туда мэрии и Мосгордумы. -Почему это произошло? - Это произошло не только со мной. Появилась мысль обновить руководящий состав Моспроекта. Вместо руководителя мастерской, которой я к тому времени руководил уже 40 лет, мне был предложен почетный пост главного архитектора проекта. Но я от него отказался, и в 2002 году написал заявление по собственному желанию. С тех пор на госслужбе я не состою, хотя у меня есть своя персональная мастерская, в которой я все это время продолжаю работать. - Вы следите за тем, что происходит в Сити сейчас? - Конечно. Мне известны, например, последние предложения по формированию наземного облика Центрального ядра (там запланировано строительство торгово-развлекательного комплекса Four Seasons - "Интерфакс"). Не могу сказать, что я большой сторонник атриума, хотя понимаю стремление инвестора максимально использовать имеющиеся площади. Мы в свое время предлагали разбить на крыше транспортного узла (так изначально трактовалось Центральное ядро) ландшафтный "Парк-Сити". - Если вам что-то не нравится, почему вы не выступаете с критикой, ведь Сити это ваше детище, и этого никто не отрицает. - Я являюсь автором концепции. Выставочный макет Сити и то, что там строится сейчас, это две большие разницы. Но я горжусь уже тем, что те главные функции, которые я заложил в этот проект: транспортная, офисная и общественная, остались без изменений. Действует мини-метро в центральном ядре, реализована идея транспортного центра. А что касается критики отдельных объектов, то какое я на это имею право? Я сделал свой вклад в будущее Москвы. - Извините, пожалуйста, за нескромный вопрос, какой гонорар вы получили за свою концепцию ММДЦ? - Проект "Москва-Сити" - инициатива моего коллектива. Были другие времена и архитекторы не получали авторского гонорара. Мы скорее работали за идею... Если бы только можно было подсчитать сколькозаработала на этой идее и проектах Бориса Ивановича вся околостроительная шушера, что бросилась в самый денежный, как вскоре оказалось, строительный проект. Слава Богу, Борис Иванович был, как тибетский монах, далек от этой вскипающей пены "новых русских". Вечная ему Слава...И Память... Но опять ни слова о Борисе Ивановиче Тхоре. В 1959 году Александр Соболев услышал о создании мемориального комплекса в Бухенвальде. Его - еврея, фронтовика, поэта так потрясло это сообщение, что он закрылся в комнате и через два часа прочитал жене слова, ставшие потом песней. Ни одна газета не взялась их напечатать, и поэт рискнул послать стихи в комитет подготовки к фестивалю, а затем отправил их композитору Вано Мурадели. Потрясенный композитор ответил такими словами:"Пишу музыку и плачу,.. да таким словам и музыка не нужна! Я постараюсь, чтобы было слышно каждое слово!!!" ( "Бухенвальдский набат", М.Токарь, Алматы http://www.russiandenver.50megs.com/sobolev.html ).
|